Философия избрания: доктрина предопределения и «американская исключительность»
Ионов Игорь Сергеевич,
аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии, Тюменский государственный институт культуры, ionov.tmn@gmail.com
В статье анализируется развитие христианской доктрины предопределения и избрания. Отношение к доктрине предопределения и избрания в современной американской культуре, в философии религии и политологии, в частности. Автор статьи считает, что авгу-стино-кальвинистская доктрина предопределения и «философия избрания», сформировали концепцию «американской исключительности». В статье представлены философские концепции Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Мартина Лютера, Жана Кальвина, Питера Маршалла и др. Ключевые слова: каузальность, телеология, предопределение, провидение, избрание, «американская исключительность», кальвинизм.
Одной из фундаментальных основ теизма является идея предопределения, которая выступает важнейшей составляющей философии избрания. В данной статье будет рассмотрена концепция, принятая в христианской философии религии. Центральным аспектом доктрины предопределения следует считать вопрос избрания. Именно избрание есть начальная и конечная цель Божественного замысла в отношении человечества. Следует рассмотреть два аспекта данного вопроса: каузальный аспект (от лат. causa — «причина») - состоит в том, что Бог есть конечная причина происходящего, следовательно, Он есть конечная причина избрания; телеологический аспект (от греч. T£A£ioq, - «заключительный») - состоит в том, что любое событие имеет цель в реализации Божественного замысла, следовательно заключительной («финальной») целью Его замысла является избрание.
По мнению Астапова, «идея предопределения заключается в том что всё происходит с определённой целью, предопределённой Богом. Если predetermination есть взгляд на мировой порядок, с точки зрения Бога - как предзаданный (preordination) в вечности порядок, то predestination - это взгляд на Бога с точки зрения мира как на предвечный источник всего происходящего» [1, с. 104-105]. Апостол Павел выразил это словами «Ибо все из Него, Им и к Нему» [2, с.1566]. Но данный аспект предопределения интересен, преимущественно, для метафизики. Для христианского богословия важнейшим является вопрос спасения и понятие «избрания» (election). Поэтому, в христианской мысли, вопросы предопределения и избрания выступают как часть соте-
риологии («учения о спасении»). Эти вопросы могут быть сформулированы так: «Какова роль Бога и роль человека в его спасении?» и «Кто кого избирает: Бог человека или человек Бога?» Ответы на данные вопросы имеют важное значение для развития философской антропологии (свобода воли), онтологии (время и вечность) и истории (провиденциализм).
Данная статья имеет целью показать развитие доктрин - предопределения и избрания в христианской религиозной философии, и в кальвинизме в частности. Показать влияние кальвинизма на европейскую и американскую культуру, которое выразилось в своеобразной «философии избрания» и идее «американской исключительности».
В христианстве вопросы относительно предопределения и избрания стали возникать с самого начала формирования религиозного учения. Несомненно, первым этот вопрос поднял апостол Павел (5 - 67 годы н.э). Именно он сформулировал учение о предопределении и избрании в своих посланиях «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего.... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» [2, с. 1560]. На раннюю христианскую церковь оказывали влияние несколько факторов. Во-первых, влияние иудаизма, которое было по своей сути фундаментом христианства. В иудаизме существовало, как минимум, четыре партии с диаметральными взглядами на предопределение, от полного фатализма у ессеев, до либертариа-низма у саддукеев, сам Павел был фарисеем, их взгляды современным языком можно охарактеризовать как «ком-патибилизм» [2, с.1649].
Во-вторых, на церковь оказывала влияние философия, в первую очередь, стоицизм, который отрицал слепую судьбу и утверждал, что «все случается в согласии с божественным планом» [3, с. 287]. Стоицизм проникал как с последователями из «язычников», так и через
эллинизированных иудеев. Город Тарс, из которого родом Павел, был одним из центров стоицизма, что могло оказать особое влияние на апостола, который, к тому же, имел римское гражданство. В-третьих, нельзя не отметить влияние на церковь античной культуры, которая, по словам Лосева, «есть абсолютизм фаталистически-героического космоло-гизма» [4, с. 163]. Церкви приходилось в срочном порядке формулировать свою позицию на важнейшие вопросы бытия. Необходимо отметить, что отцы церкви пытались подчеркнуть свободу воли в контексте полемики с фатализмом гностиков и стоиков, при этом сохраняя учение о предопределении и избрании. К тому же монашество активно укрепляло доктрину свободы воли, что можно описать фразой Иоанна Златоуста (347
- 407 годы н.э.): «Все зависит и от нас, и от Него» [5, с. 53], этот взгляд называется «синергизм» (греч. auv£pYÍa «сотрудничество, содействие, соучастие»)
- учение о том, что Бог (Божья благодать) действует совместно с человеческой волей в процессе «спасения», что будет характерной чертой восточного (православного) богословия.
Важнейшим этапом формирования доктрины предопределения и избрания, были, так называемые, «пелагианские споры». Британский монах Пелагий (354
- 418 годы н.э.) провозглашал свободу воли человека, его безгрешность при рождении, способность повиноваться Богу и самостоятельного достижения святости. Сам Пелагий прямо не отрицал предопределение и избрание, но это логически вытекало из его учения. Его учение было подвергнуто критике со стороны Августина (354 - 430 годы н.э.), который систематизировал доктрины искупления, благодати и предопределения. По его мнению, Благодать безусловна и не зависит от человеческих заслуг. Благодать это дар от Бога тем, кого Он избрал для спасения еще «до создания мира».
Таким образом, на западе начал формироваться «монергизм» (от греч.
^^о^ «один» + £pY0v «дело, труд, работа, (воз)действие») - как учение о спасении, альтернативное синергизму, распространенному в восточной церкви, концепция, согласно которой человек спасается только благодаря действию Бога; идея божественного единоначалия в деле спасения. У некоторых христианских писателей рассуждения Августина вызвали возражения. Одним из них был Иоанн Кассиан Римлянин. Суть возражений в следующем: 1. Если Бог всё предопределил, то Он предопределил и грех. 2. Если Бог предопределил к спасению одних, то других Он предопределил к погибели. 3. Если Бог всё предопределил, то в чём состоит смысл покаяния и добродетелей, если «избранные» уже избраны для вечной жизни, а погибающие предопределены к погибели. Августин на основании Библии объясняет неправомерность таких выводов в сочинении «О предопределении святых» [5].
На востоке, в православии, эти вопросы практически не поднимались, а в католической церкви споры на эту тему не утихали, сохранялись оба подхода по вопросу предопределения и избрания. «Полупелагианство», близкое к синергизму и «августинизм», придерживающийся монергизма, развивались параллельно. Близкой к Августину по данному вопросу была позиция Фомы Аквинского (1225 - 1274 годы н.э.), который считает предопределение неотъемлемой частью провидения. По его мнению, провидение это «план упорядоченности вещей к цели»: «... в предопределении [praedestinatio] надлежит рассматривать два аспекта, то есть само божественное предопределение [praeordinatio] и его следствие [еАес^]. .провидение, частью которого является предопределение, не устраняет вторичных причин, но так провидит следствия, что и порядок вторичных причин также подлежит ему» [7, с. 330331]. Соглашаясь с Августином и сохраняя верность доктрине предопределения, Аквинский пытался согласовать
свободу воли человека и всемогущество Бога. В противоположность ему мыслил Иоанн Дунс Скотт (1266-1308), который утверждал, что «Бог ничего не предопределяет с неизбежностью» [5, с.79]. В дальнейшем «поздняя схоластика» в своих взглядах на свободу воли, предопределение и избрание, всё больше уходила в сторону полупелаги-анства, или даже в пелагианство.
Этот вопрос был основным в период Реформации XVI века. В первую очередь, необходимо рассмотреть взгляды основных деятелей Реформации - Мартина Лютера и Жана Кальвина. Именно богословские вопросы имели приоритетное значение для отцов реформаторов. В своей самой известной работе «О рабстве воли» Мартин Лютер (1483 -1546 годы н.э.) с глубоким уважением обращается к автору труда «О свободе воли» Эразму Роттердамскому (1466 -1536 годы н.э.), он благодарит его за то, что он понял «суть спора»: «И я весьма превозношу и славлю тебя за то, что ты один из всех напал на главное, на самую суть спора. Ты не досаждаешь мне не имеющими к этому делу отношения вопросами о папстве, чистилище, об индульгенциях и тому подобных пустяках, за которые до сих пор почти все за мной напрасно охотились. Ты один-единственный увидел суть дела и схватил за горло - я тебе за это от души благодарен» [8, с. 351]. Суть спора состоит в отношении свободы воли и предопределения, синергизма и монергизма, и это было важнейшей чертой всех реформаторов, они приписывали человеку полную пассивность в возрождении, что отразили в одном из основных тезисов Реформации - Sola Gratia, то есть «только благодатью» [5, с. 96]. В каком-то смысле Реформация - это возобновление «пелагианских споров», которые вел Августин в IV - V веке, а не новый спор на пустом месте, о вторичных причинах. Богословие Лютера, в том виде как оно представлено в трактате «О рабстве воли», выражается в том что: Бог и Его знание неизменны, Бог суве-ренен, и всё доброе, и злое в человеке
происходит по Его воле. Следствием этого была идея об изначальном «двойном предопределении» одних людей к спасению, а других к погибели.
Один из ключевых деятелей Реформации, Жан Кальвин (1509 - 1564) довел концепцию о двойном предопределении до логического конца. Основой его концепции являются следующие утверждения: предопределение есть предвечный Божественный замысел; всё в этом мире совершается в соответствии с Божественным замыслом, как доброе, так и злое; часть людей, без каких-либо условий избраны Богом к спасению; Адам был предопределён к погибели; Бог допустил грехопадение Адама, но причиной был его собственный порок; причина грехопадения великая тайна, её цель слава Божья явленная в спасении человечества. Предопределение -это божественный замысел, «которым Бог одних предназначил к спасению, а других к вечному осуждению» [9, с.382], есть осуществление божественной справедливости. Многие обвиняют кальвинизм и его доктрину «двойного предопределения» в чрезмерной жестокости. По их мнению, из неё следует, что зло является частью божественного плана, а спасение незаслуженно получают лишь избранные.
Вследствие этого, возникает вопрос, в чём тогда причина такого влияния кальвинизма в Западной Европе, Англии и США? Если эта концепция настолько «ужасна» она должна приводить человека в состояние панического страха, состояние неуверенности в будущем. Но на практике, влияние философии избрания оказало совершенно обратный эффект. Это отмечал в своих работах социолог Макс Вебер, «логическим выводом из учения о предопределении должен быть фатализм. Однако под влиянием идеи «испытания избранничества» психологическое воздействие этой концепции оказывается прямо противоположным» [13, с.141-145]. Как отметил Вебер, «У наиболее деятельных и страстных натур, извест-
ных всей истории христианства, начиная с Августина, ощущение спасения постоянно связывается с твердой уверенностью, что они всем обязаны действию объективной силы и что их собственная значимость не играет ни малейшей роли в их судьбе. Всеподавля-ющее ощущение радостной уверенности, которое служит разрядкой судорожному состоянию, вызываемому сознанием своей греховности, приходит как бы совершенно неожиданно и исключает возможность объяснить этот невероятный дар божественной милости какими-либо делами, заслугами, глубиной веры или устремлениями» Как заключает Вебер, идея кальвинизма заключается в следующем «не Бог существует для человека, а человек для Бога; все деяния человека имеют смысл только как средство самоутверждения божественного величия»[13, с.81-82]. Далее, в рамках данного исследования проведен анализ влияния кальвинизма на США и концепцию «Американской исключительности».
Кальвин направил Реформацию из Женевы на запад, во Францию, Голландию, Англию и Шотландию, и оказал, косвенным образом, формирующее влияние на ведущие церкви Америки. Первыми переселенцами в Новой Англии были английские пуритане, шотландские пресвитериане, французские гугеноты и голландские реформаты -все они, в свою очередь, были кальвинистами. Именно Кальвинизм, стал основным направлением протестантского богословия в Новой Англии в течение всего колониального периода, по сей день он сохраняет свое влияние и «в значительной степени продолжает управлять богословием пресвитерианских, конгрегационалистских и баптистских церквей» [10, с. 6]. В отличии от лютеранства, кальвинистская доктрина предопределения, в первую очередь, выражается в идее божественного избрания ко спасению. Кальвинисты считают, что учение о предопределении, придает религиозный стимул, а также
нравственное и социальное обоснование его распространению. Под избранием понималось не только «индивидуальное избрание», но и «групповое», общин, состоящих из Богом избранных (греч. 'EKKAqaia «собрание»). Кальвинистские общины избраны и отделены Богом для Его замысла. Кальвинисты проводили определенные параллели между своими общинами и древним Израилем. Они, как и израильтяне, ожидали получить новую обетованную землю.
Отцы-пилигримы (англ. Pilgrim Fathers) - первые поселенцы, прибывшие для создания новой колонии в Северной Америке, рассматривали это как обретение обетованной земли, Божьим избранным народом, они свято верили, что вступают в завет с Богом для создания богоугодного государства. По мнению Алистера Макграта, «Истинная Америка была прообразом нового Иерусалима, «города на горе», предопределенного от вечности и постепенно воплощаемого в реальность в Новой Англии. Эти настроения только усилились в эпоху «Великого пробуждения» и после заключения Парижского договора 1763 года, по которому протестантам перешли обширные владения католических империй Франции и Испании в Северной Америке. В ходе войны за независимость, укрепилось представление о божественном призвании США... Звездное знамя развивается над избранным Божьим народом. По мнению многих, Бог задумал американца как нового Адама в новом Эдемском саду, а Америку - как второй шанс для человечества. Это мифическое представление об Америке как о маяке на скале и примере для всего мира, стало призмой, через которую истолковывались исторические события религиозной жизни страны» [11, с. 382]. Эта позиция была (и продолжает быть на данный момент) магистральной на всем протяжении американской истории. Еще Вебер отмечал интересную особенность, что «каждое собрание Верховного суда или
сената США начинается с молитвы» [13, с.201].
Тут следует обратить внимание, в США со времени основания страны, религии отделены от государства. Но показательна история одной американской семьи по фамилии Маршалл. Peter Marshall Старший (1902 -1949) который был шотландско-американским проповедником, кальвинистом и пастором New York Avenue Presbyterian Church в Вашингтоне, был назначен капелланом при Сенате США (Chaplain of the United States Senate) и был настолько популярен, что после его скоропостижной смерти, был снят художественный фильм A Man Called Peter (1955), на основе его биографии которую написала его вдова известная писательница Catherine Marshall в 1951. В его книгах и его проповедях красной нитью проходит идея предопределения и избрания, возведенная в политику государства, особенно в сложные годы второй мировой войны. Его сын Peter J. Marshall (1940 -2010) продолжил дело отца, закончив самые престижные университеты США (Yale University and Princeton Theological Seminary), стал известным проповедником, он продолжил развитие философ-ско-теологической концепции «Избранной Нации» и описание её формирования в книге «Свет и Слава» (The Light and the Glory), Вот одна из цитат из этой книги: "Этот народ был основан Богом с особым призванием. Люди, которые впервые пришли сюда, знали, что их ведет Господь Иисус Христос, чтобы основать нацию, где мужчины, женщины и дети должны были жить в послушании Ему... это действительно был один народ под Богом" [15, c.16] .
Маршалл отмечает корни «американской исключительности» еще в работах Христофора Колумба, а именно в «Книге пророчеств Колумба» (англ. Columbus's Book of Prophecies, исп. El Libro de las Profecías). Эта книга написана в самом начале XVI века (период четвертой экспедиции в Новую Землю) при помощи монаха Гаспара де Горри-
цио [16]. В ней Колумб описывает открытие пути в Ост-Индию как божественное провидение, он указывает на то, что избран для этой цели Богом, и подтверждает свои рассуждения цитатами из Библии. По мнению Колумба, его конечная цель нести «Благую весть» индейцам, а золото испанцам для восстановления храма в Иерусалиме. Маршалл отмечает, что «Колумб, по всей видимости, полагает, что вся история человечества до конца времен каким-то образом была предсказана в Священном Писании.» [15, с.17]. В этой книге излагается средневековый взгляд на «последнее время», согласно которому «Концу Света» и «Второму Пришествию Христа» предшествуют: всеобщая еванге-лизация, освобождение от мусульман Святой Земли, избрание мирового правителя (вероятно из испанских монархов), который будет приветствовать Христа в Иерусалиме, при Его «Втором пришествии» Следует отметить, что Колумб «является единственным в своём роде интерпретатором Библии без богословского образования, который не просто был убеждён в предопределённости своих действий Богом ещё до своего рождения, но и в самом деле своими действиями несомненно повлиял на судьбы человечества.» [16]
Далее Маршалл задается вопросом: «Что, если Бог задумал особый план для Америки?» и проводит параллели с ветхозаветным текстом из Второзакония: «ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочис-леннее всех народов, но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и
сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» [2, с.253]. «Если евреи избранный народ, если они примут Его заповеди Он благословит их как народ (nation) следовательно и мы Американцы избраны Богом для особой цели, как люди призванные быть, светом к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» [15, с.18]. Эти слова Маршаллом были сказаны в солнечное майское утро 1975 года, когда только завершалась война с Вьетнамом и назревал новый виток холодной войны с СССР. Несомненно эти богословские воззрения оказали значительное влияние на политику США того времени, одним из ярких примеров может служить речь президента США Рональда Рейгана, сказанная 8 марта 1983 года перед Национальной ассоциацией евангелистов в американском штате Флорида и в знаменитом выражении «Империя зла» (англ. evil empire) [17].
Колумбу было видение, что он избран, чтобы принести Свет Христов в Новую Землю, и уже первые поселенцы думали, что они призваны Богом, продолжить заветные отношения с Богом, которые были потеряны Израилем. Они видели в Америке новую «Обетованную Землю» и «Новый Израиль» как выразился John Winthrop, первый губернатор Массачусетса «Город на вершине холма» [15, с.21]. Маршалл понимал, что его исследование (Божественного замысла для США) идет в верном направлении, в исследовании данного вопроса приняли участие выпускники и преподаватели Гарварда, Йеля и Кембриджа. Как он пишет в своей книге: «Наше основное предположение - что у Бога был определенный и чрезвычайно требовательный план для Америки -было подтверждено, хотя и несколькими удивительными способами. Люди, подобные Колумбу, оказались гораздо более преданными служению Богу, чем мы себе представляли. Другие, как Томас Джефферсон, тот, кого мы считали разумно набожным, оказалось совершенно противоположным [15, с.23].
347
Fl
Их выводы сводились к следующему:
1. Бог дал особый «призыв» к этой стране и людям, которые должны были ее населить. Бог создал Новый Израиль в Новой Земле, открытие и заселение её - это новый «исход Израиля из Египта», а Новая Англия -это Новый Иерусалим, по мнению пуритан XVI века, или как сказал президент Гарварда Уриан Окс (Urian Oakes) в 1673, "Царство Христа на Земле"[15, c.25] .
2. Этот «призыв» должен был быть разработан с точки зрения завета (covenant) поселенцев с Богом и друг с другом. Оба элемента «завета» -вертикальные отношения с Богом, и горизонтальные отношения с ближними, были важны для «пришельцев» (англ. comers). Отношения с Богом они видели в образе ветхозаветного патриарха Авраама, это был Божий план, которому они подчинились. Эти группы переселенцев создавали общины-церкви, они росли, создавая города, историки и социологи считают, что в этих городах Новой Англии была чистая и полноценная демократия. Американская демократия имеет корни в этих «заветных» правилах первых общин-церквей (эту идею мы видим, в том числе, у Макса Вебера)
3. Бог Свою часть «сделки выполнил», и Он сделал это, как на индивидуальной, так и на «корпоративной основе» (этот язык очень характерен для «протестантской этики») Бог защитил их от болезней и от атак индейцев (хотя это сейчас не популярная тема).
4. Когда группы людей, независимо от того, насколько они маленькие, были готовы умереть («отказаться» прим. переводчика) для своих эгоистичных желаний, то жизнь, возникшая в результате этой смерти, была неизмеримо больше (тут мы видим яркий пример христианской аскезы, и «протестантской этики»). «Это особенно было актуально для лидеров этих ранних поселений, как Брэдфорд, Уинтроп и Вашингтон, которые, по словам Маршалла, «желали от жизни не более чем
служить Божьему народу на Обетованной Земле» [15, c.26]
По словам Абрахама Кайпера, «жизнь развивается органически, и потому каждый новый этап имеет корни в прошлом. Кальвинизм в его глубинном смысле уже постиг Августин, а задолго до Августина его провозгласил Граду на семи холмах апостол в своем послании к Римлянам. От Павла он восходит к Израилю и его пророкам, даже к патриархам» [12, с.42]. Под воздействием секуляризации общества и понятие «предопределение» легко трансформировалось и превратилось в понятие «судьбы». О процессе секуляризации общества в 1975 году говорил Маршалл: «Я думаю, причина, по которой мы, американцы, сегодня находимся в такой беде, заключается в том, что мы забыли об этом. Мы это отвергли. На самом деле, мы стали довольно цинично относиться к этому. Мы, как народ, отбросили наше христианское наследие» [15, c.16], так понимал он проблему, связанную с секуляризацией понятия «избрания». Еще Кальвин говорил о близости понятий провидения и предопределения, и на рубеже XIX и XX веков в части американского общества, возникла тенденция к постепенному вытеснению религиозной идеи предопределения, и замену её на светскую идею судьбы. При этом даже частично секуляризованная Америка, продолжала считать себя особым «Богом избранным народом», ярким примером этого служат слова «One Nation Under God» (англ. Одна нация под Богом) в клятве флагу, редакции 1954 года. Такое восприятие истории США, уходит корнями к пуританскому прошлому, которое, по мнению некоторых, вовсе не прошлое, а настоящее. Современный лозунг американских консерваторов «Make America Great Again» (в переводе с англ. «Вернём Америке былое величие») многими воспринимается как возврат к идее «Богом избранной нации» и «американской исключительности», который впервые был использован в президентской кампании Рональда Рейгана в 1980 году. В
своем прощальном послании народу 1989 года, президент Рональд Рейган опирался на проповедь пуританского проповедника и пилигрима Джона Уин-тропа, сказанную в 1630 году, находясь на борту корабля, направлявшегося в Массачусетский залив. В своей речи он сказал: « Ибо мы должны учитывать, что мы будем как «город на холме» (англ. «city upon a hill»). Глаза всех людей направлены на нас. Так что, если мы следуя этой цели, будем обманывать нашего Бога то лишимся Его благодати, мы станем историей и посмешищем для всего мира». [18]
С лозунгом консерваторов «Make America Great Again» победу в прошлом веке одержал Рональд Рейган, в этом столетии - нынешний президент США Дональд Трамп. Предстоящие выборы в США (выборы президента 2020 года) покажут, сохраняется ли тяга в американском обществе к консервативному взгляду на американскую судьбу и исключительность, как «Богом избранной нации».
Литература
1. Астапов, С.Н. Предопределение и провидение: философская экспликация богословских позиций [Текст] / С.Н. Астапов // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2014.
- № 1. - С. 104-110
2. Новая учебная Женевская Библия. [Текст]: / — Синодальный перевод.
— Bielefeld: Hanssler - Verlag, 1998. — 2051 с.
3. Пивоваров, Д.В. Онтология религии [Текст]: / Д.В. Пивоваров - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2009. - 505 с.
4. Лосев, А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре [Текст]: // А.Ф. Лосев - Дерзания духа. - Москва: Политиздат, 1988. - 153 - 168 с.
5. Прокопенко, А. Замысел Вседержителя: Библейское учение о Божьей воле и провидении [Текст] : / А. Прокопенко. - Тверь: ТИК, 2015. - 552 с.
6. Августин Аврелий. О предопределении святых [Текст] : / Аврелий Августин. Москва: Путь, 2000. - 40 с.
7. Аквинский Фома. Сумма теологии. [Текст] : / Фома Аквинский. - Киев: Издательство «Ника-Центр», 2002. -560 с.
8. Лютер, М. О рабстве воли [Текст] : / Мартин Лютер. Избранные произведения. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Центр христианской литературы и информации, 1997. - 432 с.
9. Кальвин, Ж. Наставления в христианской вере. Т.2 [Текст] : / Жан Кальвин. - Москва: РГГУ, 1998. - 464 с.
10. Шафф Ф. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. [Текст] : / Ф. Шафф. История христианской церкви Т. 8 - Санкт-Петербург: Библия для всех, 2012. - 556 с.
11. Макграт, А. Жизнь Жана Кальвина [Текст] : / А. Макграт. - Минск: По-лиграфкомбанат им. Я. Коласа, 2016. -416 с.
12. Кайпер, А. Христианское мировоззрение [Текст] : / А. Кайпер,- Санкт-Петербург: Шандал, 2002. - 240 с.
13. Вебер, М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма [Текст] : / М. Вебер - 3-е изд., доп. и испр. - СПб : Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2015 . -656 с.
14. Карсон, Д. Христос и культура: новый взгляд [Текст] : перевод с англ. Я.Г. Вязовский / Д. Карсон - Минск : Позитив-центр, 2016 . - 288 с.
15. Marshall P. J. The Light and the Glory [Текст] : / P. J. Marshall - Tarrytown, New York : Fleming H. Revell Company, 1977 . - 384 с.
16. Christopher Columbus, Book of Prophecies (Libro de las Profecías) https://en.wikipedia.org/wiki/Book_of_Pro phecies
17. Encyclopedia britannica https://www.britannica.com/biography/Ron ald-Reagan/Relations-with-the-Soviet-Union
18. Ronald reagan and "the shining city upon a hill" https://ourlostfounding.com/ronald-reagan-and-the-shining-city-upon-a-hill/
Philosophy of election: doctrine of predestination and «American exceptionalism»
lonov I.S.
Tyumen State Institute of Culture The article analyzes the development of the Christian doctrine of predestination; specifically the attitude to the doctrine of predestination in modern American philosophy of religion. The author of the article believes that the Calvinist doctrine of predestination and the "philosophy of election" formed the concept of «American exceptionalism». The conceptions of St. Augustine, Thomas Aquinas, Martin Luther, John Calvin and Peter Marshall are considered in the article. Keywords: causality, teleology, predestination, providence, election, «American exceptionalism», Calvinism. References
1. Astapov, S.N. Predestination and Providence:
Philosophical Explication of Theological Positions [Text] / S.N. Astapov // Scientific notes of the Oryol State University. - 2014. -No. 1. - S. 104-110
2. The New Study Bible in Geneva. [Text]: / -
Synodal translation. - Bielefeld: Hanssler -Verlag, 1998 .-- 2051 p.
3. Pivovarov, D.V. Ontology of Religion [Text]: /
D.V. Pivovarov - St. Petersburg: Vladimir Dal, 2009 .-- 505 p.
4. Losev, A.F. Twelve theses on ancient culture
[Text]: // A.F. Losev - Daring of the Spirit. -Moscow: Politizdat, 1988 .-- 153 - 168 p.
5. Prokopenko, A. Design of the Almighty: Biblical doctrine of God's will and providence [Text]: / A. Prokopenko. - Tver: TIK, 2015 .-- 552 s.
6. Augustine Aurelius. On the predestination of
saints [Text]: / Aurelius Augustine. Moscow: The Way, 2000 .-- 40 p.
7. Aquinas Thomas. Sum of theology. [Text]: /
Thomas Aquinas. - Kiev: Publishing house "Nika-Center", 2002. - 560 p.
8. Luther, M. About slavery of will [Text]: / Martin
Luther. Selected works. - St. Petersburg: St. Petersburg Center for Christian Literature and Information, 1997. - 432 p.
9. Calvin, J. Instructions in the Christian faith.
V.2 [Text]: / Jean Calvin. - Moscow: Russian State Humanitarian University, 1998 .-- 464 p.
10. Schaff F. Modern Christianity. Reformation in Switzerland. [Text]: / F. Schaff. The History of the Christian Church T. 8 - St. Petersburg: The Bible for All, 2012. - 556 p.
11. McGrath, A. Life of Jean Calvin [Text]: / A. McGrath. - Minsk: Polygraph plant named after I. Kolas, 2016 .-- 416 p.
12. Kiper, A. Christian worldview [Text]: / A. Kiper, - St. Petersburg: Chandal, 2002. - 240 p.
13. Weber, M. Favorites: Protestant ethics and the spirit of capitalism [Text]: / M. Weber -3rd ed., Ext. and rev. - St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives; University Book, 2015. - 656 p.
14. Carson, D. Christ and Culture: A New Look [Text]: translation from English. Ya.G. Vyazovsky / D. Carson - Minsk: Positive Center, 2016. - 288 p.
15. Marshall P. J. The Light and the Glory [Text]: / P. J. Marshall - Tarrytown, New York: Fleming H. Revell Company, 1977. - 384 p.
16. Christopher Columbus, Book of Prophecies (Libro de las Profecías) https://en.wikipedia.org/wiki/Book_of_Prop hecies
17. Encyclopedia britannica https://www.britannica.com/biography/Rona ld-Reagan/Relations-with-the-Soviet-Union
18. Ronald reagan and "the shining city upon a hill" https://ourlostfounding.com/ronald-reagan-and-the-shining-city-upon-a-hill/