ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Петречук А.И.
студент кафедры политологии ФГБОУВО «Московский государственный лингвистический университет»
alex.pet95@mail.ru
АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА И АМЕРИКАНСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ.
ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация: Могущество США основывается не только на военной и экономической мощи. Первоначальным драйвером развития и становления США как региональной, а затем и мировой державы стали религиозно-идеологические концепты «американской мечты» и «американской исключительности». Смысл и содержание этих идей изменялись с течением времени, обретая все более прагматичную форму, но они по-прежнему являются серьезным элементом проводимой США политики. Эффективная пропаганда рассматриваемых концептов среди американцев настроила политическую и экономическую систему США на максимальное ускорение развития и достижение передовых позиций по всему спектру направлений научно-технического прогресса и обусловила претензии страны на мировое лидерство.
Ключевые слова: американская мечта, идея, США, свобода, мировое лидерство, политический, достижения, система, возможности, народ, равенство прав, идеал.
В наши дни, многим не без оснований кажется, что ХХ в. прошел под_знаменем господства США. Об этом свидетельствует ведущая роль Вашингтона в международных делах, в мировой экономике, научно-техническом прогрессе, а также в военно-технической и военно-стратегической сферах, что близко к истине. США распространили свое влияние на значительную часть мирового сообщества, сосредоточив в своих руках многие с передовые технологии и разработки.
Пройдет ли и XXI в. под знаком глобального доминирования США - это отдельный вопрос. В любом случае, теоретико-идеологические основы превосходства данной страны над прочими были заложены еще в XVIII в. Свое выражение они получили в воплощения так называемой «американской мечты», фактически - национальной идее США или «американской идее». В зависимости от контекста, понятие «американская мечта» может трактоваться по-разному.
Сейчас это клише часто обозначает идеал жизни жителей США, подразумевающий высокий жизненный стандарт (собственная недвижимость, высокооплачиваемая работа, несколько автомобилей, полная медицинская страховка), и последующий переход в более высокую социальную страту.
Как считается, впервые это словосочетание ввел Джеймс Адамс Траслоу в своей книге «Эпос Америки» от 1931 г. На ее страницах он заявил, что американская мечта — это «мечта о земле, на которой жизнь должна быть лучше и богаче и более полной для каждого, в соответствии со способностями и достижениями».
В «Политическом словаре» Уильяма Сефайра, видного журналиста и спичрайтера Р. Никсона (Safire's New Political Dictionary. Oxford University Press, 31 марта 2008 г.) «американская мечта» раскрывается как «идеал свободы и возможностей, которые мотивировали основателей Американской нации.... Американская система считается основой (скелетом), а «американская мечта» сердцем (душой) политически организованного американского народа и государства, а также всей национальной политической системы».
Кстати, в 1999 г., когда граждан США попросили объяснить причину успехов своей страны в ХХ в., они приписали достижения «американской системе»1.
Самый популярный среди американцев толковый словарь английского языка «Мерриам-Вебстер» утверждает, что «американская мечта» - «американский социальный идеал, который акцентируется на эгалитаризме и особенно материальном благополучии».
Так или иначе, в данном толковании этого концепта, особый упор делается:
1) на свободе, которая включает в себя обещание успеха и процветания для каждого человека;
2) на всеобщем равенстве прав и возможностей для достижения благополучия, как правило, материального;
3) на том факте, что американская нация изначально строилась на идеалах «свободы и возможностей»;
4) на той мысли, что достижение этой мечты является во многом изначальным компонентом духовного единства народа США, его духовной скрепой. А поскольку американская мечта является «сердцем («душой») всей национальной политической системы», то сама система ориентирована на ее достижение;
5) на эгалитаризме (всеобщем равенстве прав или благосостояния как принципе организации общественной жизни), как альтернативе элитаризму, который имел место быть в Европе того времени, и во многих странах в наши дни.
С другой стороны, в «Англо-русском лингвострановедческом словаре Американа» рассматриваемый концепт трактуется как «идеалы свободы и открытых возможностей для всех, основанные на вере в безграничные возможности и исключительное место США в мире, которыми руководствовались, согласно официальной американской политической мифологии, «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки».
А в 1960 г. поэт Арчибальд Макли, занимавший не последнее место в американской элите, обмолвился: «Я знаю, есть те, кто ответит, что освобождение человечества, свобода человека и разума - есть не что иное, как мечта. Они правы. Это действительно американская мечта». Судя по всему, в американском истеблишменте имеется несколько иное понимание данной концепции.
Анализируя еще одну трактовку концепта «американской идеи», необходимо обратить внимание на истоки ментальности американцев и их элиты. Избранность является одной из основных идей, формирующих ментальность американцев. Обычно такое представление граждан Соединенных Штатов Америки объясняется материальным и техническим триумфом, который переживали США в ХХ в. и начале XXI в.
Тем не менее, истоки «американской идеи» куда глубже и едва ли имеют связь с экономикой. Они лежат в религии, поскольку Америка изначально создавалась английскими переселенцами, подвергнутыми гонениям в Англии за стремление продолжить реформацию англиканства и без ограничений исповедовать протестантские течения фундаменталистского толка. А притеснения на родине сподвигнуло будущих американских протестантов к решению освоить Новый Свет. В стране, оснований протестантскими сектами, религия всегда играла существенную роль, что заметил Токвиль, назвав ее важнейшим политическим институтом США2.
Именно представители этих течений, в первую очередь пуритане3, уверенные в своей «предызбранности», сформулировали концепцию особой «божественной» роли для общин поселенцев в Северной Америке. Эта концепция стала матрицей будущей американской
1 The Problem of American Exceptionalism. 09/05/2006. URL: http://www.pewresearch.org/2006/05/09/the-problem-of-american-exceptionalism/ (дата обращения: 09.10.2017)
2 Супоницкая ИМ. Цивилизация США: контуры истории. - М.: ЛЕНАНД, 2017. С. 27
3 Наименование во второй половине XVI- XVII вв. англ. протестантов - последователей кальвинизма, недовольных половинчатой реформацией, проведённой в Англии в форме англиканства.
идеологии (идеологии американской исключительности, придающей особо непримиримый характер политике США уже на современном этапе)1 и культуры. Возникавшая в колониальный период американская культура также испытывала сильное влияние протестантизма, это была культура Библии2.
Существует немало примеров, которые иллюстрируют, как борьба американских колоний ассоциировались с древними евреями. Первый дизайн Большой печати США, в созданный 1776 г. Джоном Адамсом, Бенджамином Франклином и Томасом Джефферсоном, включает3:
1) реверс с изображением Моисея и его народа, пересекающих Красное море и тонущих воинов фараона;
2) аверс, представляющий щит с эмблемами шести европейских культур, мигрировавших в Америку. Three British: Rose for England, Thistle for Scotland, Harp for Ireland. Three European: Fleur-de-lis for France, Belgic Lion for Holland, Imperial Eagle for Germany;
3) девиз на печати, который гласит: «Сопротивление тиранам - это повиновение Богу».
Рис 1, 24
Многие публикации периода борьбы за независимость изобилуют цитатами из библии, а Декларации независимости обнаруживается влияние Библии, в которой говорится, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами (идея просвещения) Создателем (имеет библейское происхождение), среди которых стоит отметить право на счастье.
Также Томас Пейн в своей брошюре «Здравый смысл» цитирует Танах5 и слова Пророка Самуила. Этот и другие документы США XVIII в. показывают, такая концепция данных Богом
1 Американская идеология и претензии США на глобальное доминирование. 08/04/2016. URL: https://riss.ru/actions/29087/ (дата обращения: 09.10.2017)
2 Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм. М.,1989. С.14.
3 Benjamin Franklin's Great Seal Design. URL: http://greatseal.com/committees/firstcomm/reverse.html (дата обращения: 09.10.2017)
4 См. ссылку 6.
5 Принятое в иврите название еврейского Священного Писания. «Танахическим» называют древнейший этап истории евреев в соответствии с еврейской традицией. По содержанию, Танах почти полностью совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии.
идеальных нравственных основ американского общества стала столпом американской демократии.
Американцы верили в свою исключительность. Джон Уинтроп написал 380 лет назад, что США будет «городом на холме», озаряющим весь мир. Когда Алексис де Токвиль посетил Соединенные Штаты Америки в 1830-х гг., он пришел к выводу, что они были «уникальной» нацией. Он указал на подлинно демократический характер американского правительства и общества и возможности, которые США предоставляли своим иммигрантам в то время. Позже историк Фредерик Джексон Тернер изложил тезис о том, что уникальность США обусловлена их духом, развитым на западной границе. А после Второй мировой войны и в эпоху холодной войны США служили символом и защитником свободы и демократии для всего мира1.
Таким образом, религиозно-идеологической основой пуритан стала концепция сопоставления собственной истории и истории «детей Израилевых». Такого рода сравнение с «Богом избранным народом», частые обращения к «законам природы, ее Творца»2 и оформили идею избранности, а в дальнейшем исключительности американской нации. Стоит отметить, что миф о «богоизбранности» появился и как психологическая реакция переселенцев на давление властей их родных стран, которое стало импульсом к миграции.
В дальнейшем, богоизбранность теряет свой религиозный окрас, приобретая куда более прагматичный характер и трансформируется в исключительность, идею особой «миссии народа» и «предначертания судьбы» (manifest destiny). Суть данных концептов заключается в провозглашении и распространении свободы и демократии, причем не только среди американцев, но и других народов по всему миру. Естественно, это возможно лишь при фактическом принятии американских ценностей, после чего следует постепенное принятие советующей идеологии.
У Соединенных Штатов Америки есть давняя традиция отделять церковь от государства и такая же склонность смешивать религию с политикой. На протяжении всей истории страны великие политические и общественные движения - от отмены избирательного права женщин до гражданских прав на борьбу за аборт и гомосексуальные браки нередко навязывали религиозные институты.
Ключевой момент - «американская идея (мечта)» изначально настраивала экономическую систему на достижение высоких темпов экономического развития и увеличения уровня благосостояния населения. Как следствие, американская политическая система, в том числе и внешняя политика, также ориентирована на достижение большинством граждан США высокого уровня жизни, поскольку обслуживает в первую очередь экономику. Однако, «всеобщего благосостояния» весьма проблематично добиться в условиях капитализма лишь за счет внутренних ресурсов. Первоначально такая необходимость компенсировалась за счет эксплуатации людей, но из-за отказа от использования в самих США бесплатного рабского труда возникает необходимость в любого рода ресурсах, которые можно получить вне своей страны, например путем:
1) установления неравных условий торгового и экономического взаимодействия в рамках любых объединений;
2) создания и экспансии мировых производственных монополий и корпораций;
3) регулирования денежных потоков на мировом рынке воздействием крупнейших финансовых институтов, в которых США занимают главенствующее положение;
1American Exceptionalism And An «Exceptional» President. 8/31/2010. URL:
https://www.forbes.com/2010/08/31/barack-obama-exceptionalism-america-opinions-columnists-mallory-factor.html (дата обращения: 09.10.2017)
2 Declaration of Independence. URL:
https://memory.loc.gov/cgibin/query/r?ammem/bdsdcc:@field(DOCID+@lit(bdsdcc02101)) (дата обращения: 09.10.2017)
4) подавление военными, политическими и экономическими методами более слабых «партнеров», подкуп элит.
Кроме того, концепт «американской мечты» выгоден для привлечения со всего мира высококвалифицированных специалистов, которые работая на благо этой страны, обеспечивают ей лидирующие позиции в мировой экономике и научно-техническом прогрессе, позволяя Вашингтону и дальше осуществлять свою американскую мечту, то есть проводить экспансионистскую внешнюю политику.
Перечисленные выше пункты необходимы для поддержания высокого уровня жизни в самих США и обоснования веры в безграничные возможности государства и их исключительное место в мире, то есть для осуществления американской мечты в любом ее понимании. Нельзя забывать, что этот концепт возведен в ранг национальной идеи.
Американцы от использования понятия «национальная идея», как правило, воздерживаются. Утверждается, что в США в противовес тоталитарным странам нет государственной идеологии. Однако по свидетельству многих исследователей образа жизни американцев, начиная с А. де Токвиля, более идеологизированное общество, чем то, которое сложилось в Соединенных Штатах Америки, трудно отыскать. Роль идеологии в США как раз и выполняет такой эквивалентный понятийный конструкт, как «американская мечта». Он выступает сбором высших ценностей американского государства1. А право «исключительной нации» на реализацию этой мечты обосновывается избранностью этого народа и уже на современном этапе происходит под видом «распространения демократии», «установления мира во всем мире», «международного сотрудничества» и т.д.
Кроме того, обилие различных рас и национальностей, заселивших Новый Свет в относительно небольшой отрезок времени, потребовало создания единой идеологии, которая могла бы сплотить совершенно разных людей в рамках единого государства и большого плавильного котла в одну нацию. Такой идеологией и выступил обозначенный концепт, дающий человеку веру в возможность достичь успеха и даже стать президентом США или же занять свое место среди сливок общества.
В значительной степени эта «мечта» сформировала Америку как законодателя ценностей и лидирующее геостратегическое действующее лицо современного мира. Многие из президентов Соединенных Штатов в своей инаугурационной речи заявляют, что каждый гражданин страны станет ближе к своей американской мечте во время его президенстского срока.
Стоит отметить, что концепция эгалитаризма достаточно труднодостижима, а идеология американской мечты в некоторой степени утопична и неосуществима для большинства населения, за некоторыми исключениями, в силу особенностей капиталистического строя и разных умственных, психологических и физических способностей и возможностей людей. Таким исключением принято считать Барака Обаму, первого афроамериканца, ставшего президентом США. И, тем не менее, американская мечта является одной из главных движущих сил миграции в США.
Свободный труд за деньги является основным лозунгом капитализма. Чем более эффективен труд, тем больше денег получает человек. Соответственно чем большее количество трудящихся стремится получить высокий доход, тем большие прибыли получает работодатель. Такая модель «поощрения» за высокоэффективный труд и является основой экономики США. Стоит отметить, что подобная система гораздо эффективнее принудительного труда, собственно по этой причине от него и отказались.
Кроме того, протестантская и пуританская этика бережливости, трудолюбия, расчетливости благоприятствовали развитию капитализма. Об этом же пишет Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма». Он отмечает «несомненное преобладание
1 Национальная идея США. 31/07/2013. URL: http://rusrand.ru/analytics/natsionalnaja-ideja-ssha (дата обращения: 09.10.2017)
протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий»1.
Несомненно, что к перечисленным выше причинам добавляется еще и корыстолюбие, стремление к обогащению и личной выгоде, что характерно в различной степени, как работодателям, так и работникам. Все вышеописанное является основанием капиталистической системы.
1) Президент США Джон Адамс: «Я всегда с благоговением рассматриваю образование Америки как открытие поля деятельности и замысла Провидения для просвещения невежественных и освобождения порабощенной части человечества повсюду на земле»2;
2) Президент США Авраам Линкольн (1863 г.): «Это дало нам определенную степень политической свободы, намного превосходящую таковую любой другой нации земли. В ней наш мир нашел решение долгой проблемы, связанной с возможностью человека управлять собой. В ней был зародыш, который рос и все еще растет и превратится во всеобщую свободу человечества»3;
3) Президент США Ульям Мак-Кинли (1897 г.): «Наша вера учит, что нет опоры более надежной, чем Бог наших предков, который так недвусмысленно оказывал содействие американскому народу во всех его испытаниях и который никогда не покинет нас, если мы будем поступать согласно его заповедям и смиренно будем идти за ним»4;
4) Сенатор Альберт Беверидж (1900 г.): «Бог сделал своим избранным народом американцев, которым он предназначил вести к возрождению весь мир. Это божественная миссия Америки, и она сулит всем нам всю прибыль, всю славу, максимальное возможное счастье для человека»5;
5) Президент США Вудро Вильсон (1919 г.): «Америка обладала неограниченной привилегией исполнить предначертанную судьбу и спасти мир»6;
6) Президент США Гарри Трумэн: «... Но Америка не была построена на страхе. Америка была построена на мужестве, на воображении и непревзойденной решимости выполнять свою работу»7;
7) Президент США Дуайт Эйзенхауэр (1957 г.): «Мы не боимся этого мира перемен. Повсюду мы видим семена того же роста, который был и в Америке. Американский эксперимент в течение нескольких поколений возбудил страсть и мужество миллионов людей ищущих свободу, равенство, возможности»8;
8) Вице-президент США Джордж Буш (1988 г.): «.Я считаю Америку лидером, уникальной страной, которая играет особую роль в мире. И это называлось «Американским веком», потому что тогда мы были доминирующей силой, действовавшей на благо всего мира.
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61.
2 Quotation Details. URL: http://www.quotationspage.com/quote/32144.html (дата обращения: 09.10.2017)..
3 Selected Quotations by Abraham Lincoln. URL:http://www.abrahamlincolnonline.org/lincoln/speeches/quotes.htm (дата обращения: 09.10.2017).
4 First Inaugural Address of William McKinley, 1897. URL: http://avalon.law.yale.edu/19th_century/mckin1.asp (дата обращения: 09.10.2017).
5 Daniel B. Schirmer, Stephen Rosskamm Shalom. The Philippines Reader: A History of Colonialism, Neocolonialism, Dictatorship and Resistance. P. 26.
6 Robert Jewett, John Shelton Lawrence. Captain America and the Crusade Against Evil: The Dilemma of Zealous Nationalism. P. 4.
7 Special Message to the Congress: The President's First Economic Report. January 8, 1947. URL: https://www.trumanlibrary.org/publicpapers/index.php?pid=2043 (дата обращения: 09.10.2017)
8 Dwight D. Eisenhower: Second Inaugural Address. January 21, 1957. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=10856 (дата обращения: 09.10.2017).
Мы спасли Европу, вылечили полиомиелит, отправились на Луну и озарили мир нашей культурой. И теперь мы находимся на пороге нового века, и название какой страны он будет нести? Я говорю, что это будет еще один американский век»1;
9) Президент США Рональд Рейган (1990 г.): «Вы можете назвать это мистикой, если хотите, но я всегда считал, что существует какой-то божественный план, который поставил этот великий континент между двумя океанами, чтобы его искали те, кто был одержим постоянной любовью к свободе и отличался особым мужеством»2;
10) Президент Джордж Буш-младший (2004 г.): «Америка - это нация с миссией - и эта миссия проистекает из наших самых основных убеждений. У нас нет желания доминировать, нет имперских амбиций. Наша цель - демократический мир - мир, основанный
3
на достоинстве и правах каждого мужчины и женщины» ;
11) Экс-губернатор штата Аляска Сара Пейлин (2008 г.): «Молитесь за наших военнослужащих, которые стремятся делать то, что правильно. Кроме того, для этой страны наши лидеры, наши национальные посылают солдат армии США на задание, которое от Бога. Это то, в чем мы должны убедиться, что мы молимся за то, что есть план и что этот план является Божьим планом»4;
12) Кандидат в президенты, республиканец Митт Ромни (2011 г.): «Бог не создал эту страну, чтобы быть нацией ведомых. Америке не суждено быть одной из ряда глобальных держав. Америка должна возглавить мир, или это сделает кто-то другой. Без американского руководства, без ясной американской цели и путей ее достижения, мир становится гораздо более опасным местом, и свобода и процветание, несомненно, будут среди первых жертв»5;
13) Президент США Барак Обама (2013 г.): « Это то, что делает Америку разной. Это то, что делает нас исключительными»6;
14) Кандидат в президенты Тед Круз (2015 г.): «.. .Наши революционные идеи были основаны на правах, которые исходят не от людей, но от Бога Всемогущего... Американская исключительность сделала эту страну ... сияющим городом на холме. Невероятная возможность осуществления американской мечты, которая позволила миллионам людей со всего мира приехать в Америку ни с чем и добиться чего угодно... Таков потенциал Америки. Именно это делает эту нацию незаменимой, уникальной нацией в истории мира»7;
15) Президент США Барак Обама (2016 г.): «Я вижу американцев разной партийной принадлежности, разного происхождения, разной веры, которые считают, что мы сильнее вместе: черный, белый, латиноамериканец, азиат, индеец; молодой, старый; мужчина, женщина, люди с ограниченными возможностями, всех, кто клялся в верности под одним и
1 Address Accepting the Presidential Nomination at the Republican National Convention in New Orleans. August 18, 1988. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=25955 (дата обращения: 09.10.2017).
2 Ronald Reagan Quotes on America: City Upon A Hill. URL: http://library.intellectualtakeout.org/content/ronald-reagan-quotes-america-city-upon-hill (дата обращения: 09.10.2017).
3 Text of President Bush's 2004 State of the Union Address. 20/01/2004. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/politics/transcripts/bushtext_012004.html (дата обращения: 09.10.2017).
4 Pitney N. and Stein S. Palin's Church May Have Shaped Controversial Worldview. 01/14/2011. URL: http://www.huffingtonpost.com/2008/09/02/palins-church-may-have-sh_n_123205.html (дата обращения: 09.10.2017).
5 Mitt Romney's remarks on foreign policy at The Citadel, S.C. 07/10/2011 URL: https://www.washingtonpost.com/politics/mitt-romneys-remarks-on-foreign-policy-at-the-citadel-sc/2011/10/07/gIQAsyyqTL_story.html?utm_term=.0c0cb 17d0a62 (дата обращения: 09.10.2017)
6 Barack Obama's speech on Syria in full. 11/09/2013. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/barackobama/10300943/Barack-Obamas-speech-on-Syria-in-full.html (дата обращения: 09.10.2017)
7 Ted Cruz's speech at Liberty University. 23/03/2015. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/transcript-ted-cruzs-speech-at-liberty-university/2015/03/23/41c4011a-d168- 11e4-a62f-ee745911a4ff_story.html?utm_term=.21c7719f030c (дата обращения: 09.10.2017).
тем же гордым флагом этой большой, смелой стране, которую мы любим. Вот что я вижу. Это Америка, которую я знаю»1;
16) Кандидат на пост президента США Хилари Клинтон (2016 г.): «Я верю всем сердцем, что Америка - исключительная страна. Мы по-прежнему, говоря словами Линкольна, являемся последней надеждой всего мира»2.
Очевидно, что «американская мечта» появилась одновременно с образованием США. Прагматичный, а точнее инструментальный характер «исключительность» во всех ее проявлениях приобрела после Второй мировой войны. В то время президентом стал Гарри С. Трумэн, считавшийся «убежденным представителем идеи американской исключительности», который часто ссылался на Соединенные Штаты Америки как на «самую великую нацию, над которой когда-либо светило солнце». Для Трумэна победа во Второй мировой войне продемонстрировала американское величие, но она также возлагала на США ответственность за обеспечение мира и свободы в послевоенном мире.
После Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки были «лидером свободного мира», который должен победить и спасти человечество от «зла» коммунизма. Трумэн полагал, что просто представить США в качестве примера для остального мира уже недостаточно. Он заявлял, что долг Соединенных Штатов Америки состоит в том, чтобы делать все необходимое для защиты прав свободных демократических стран во всем мире. В соответствии со своими традициями, США не стремились к господству над этими странами в обмен на их свободу - утверждал президент. Задача, стоявшая перед Соединенными Штатами Америки, была ключевой, заявил он, если ценности и принципы, которые США так ценят, должны были пережить вызов коммунизма и действительно помочь миру быть выведенным из темноты: «Свободные народы всего мира ожидают нашей поддержки в обеспечении их свобод. Если мы пренебрегаем нашим лидерством, мы можем поставить под угрозу мир во всем мире, и мы определенно поставим под угрозу благосостояние нашей собственной нации»3.
Таким образом, дух Холодной Войны был прочно обоснован в миссионерской линии американской исключительности. К слову и в наше время эта линия продолжается, пусть и с коррективами. Доктрина Трумэна помогла определить политику сдерживания в отношении Советского Союза и его союзников. Каждый из преемников Трумэна также использовал язык и идеи американской исключительности, чтобы укрепить основы битвы с коммунизмом.
Однако не только в президентской риторике говорилось, что холодная война определялась и обсуждалась в терминах идеи американской исключительности. Например, Джордж Кеннан, архитектор политики сдерживания, закончил свою известную статью «Истоки советского поведения» в журнале Foreign Affairs (июль 1947 г.), утверждая: «Вопрос советско-американских отношений - это, по сути, тест общей ценности Соединенных Штатов как нации среди наций. Чтобы избежать разрушений, Соединенные Штаты нуждаются только в том, чтобы оправдать свои собственные лучшие традиции и доказать себя достойными сохранения как великой нации»4.
Эксперты Вашингтонского Pew Research Center уверяют, что «мы (американцы) используем термин «исключительность» без нормативных суждений, особенно когда подразумевается превосходство, часто ассоциируемое с «особостью»». По их мнению, два
1 Fournier R. Obama's New American Exceptionalism. 14/08/2016. URL: https://www.theatlantic.com/politics/archive/2016/07/obamas-new-american-exceptionalism/493415/ (дата обращения: 09.10.2017).
2 Luce E. The return of American exceptionalism. 14/08/16. URL: https://www.ft.com/content/1476d7ca-6076-11e6-b38c-7b39cbb1138a?mhq5j=e5 (дата обращения: 09.10.2017).
3 Exceptionalism - The leader of the free world. URL: http://www.americanforeignrelations.com/E-N/Exceptionalism-The-leader-of-the-free-world.html (дата обращения: 09.10.2017).
4 Kennan G.F. The Sources of Soviet Conduct. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/russian-federation/1947-07-01/sources-soviet-conduct (дата обращения: 09.10.2017).
аспекта американского характера - национализм и религиозность - существенно влияют на то, как США ведут себя в мире. В современных же реалиях подобные высказывания выглядят, как попытка оправдаться за «перегибы».
Нельзя сказать, что американское общество абсолютно монолитно в восприятии идеи «особости», ведь речь идет об условном большинстве. Концепция абсолютной добродетельности Соединенных Штатов Америки утешительна для американцев, но является, по сути, мифом, говорят критически настроенные американские эксперты (меньшинство). В этом признаются и некоторые рядовые американцы. «Хотя Соединенные Штаты обладают определенными уникальными качествами - от высоких уровней религиозности до политической культуры, которая дает привилегию индивидуальной свободе, внешнеполитическая линия США определялось в первую очередь ее относительной властью и по своей природе конкурентным характером международной политики. Сосредоточившись на своих якобы исключительных качествах, американцы слепы к тому, как сильно они похожи на всех остальных. Нам нужна более реалистичная и критическая оценка истинного характера и вклада Америки»1 - заключают критики общепринятой линии.
«На протяжении почти четырех столетий мы, как люди, верили, что Америка имеет особую и уникальную роль в мире. Именно здесь земля новых начал и новых обещаний, а не только одна нация среди других. Но мы должны спросить: а верят ли наши руководители до сих пор в это? И каковы последствия для нашей нации?»2. С недавнего времени подобные вопросы рядовые американцы и эксперты стали адресовать политической элите Соединенных Штатов». В американском обществе периодически возникает запрос на «исключительность» и властная верхушка старается подпитывать уверенность в «особости». Если же власть не успевает среагировать на запрос общества, то в адрес руководителей сыплются обвинения в «недостатке веры в нашу особую историю, наш особый дух и нашу особую миссию в мире», что, например, произошло с Бараком Обамой и Дональдом Трампом. Во время своего инаугурационного обращения Дональд Трамп намекал на американскую исключительность, хотя он и не использовал эту фразу: «Мы не стремимся навязывать кому-либо свой образ жизни, а скорее позволяем ему сиять как пример», - заявил он. «Мы будем сиять, чтобы все следовали за нами». Его обвинили в том, что он вместо того, чтобы нарисовать картину «солнечных американских гор», инаугурационное обращение обрисовало страну, омраченную бедностью и охваченными преступностью городами и «ржавыми фабриками, разбросанными как надгробные плиты по всему ландшафту»3. После подобных высказываний американская исключительность выглядит шаткой, причем еще до того, как Дональд Трамп принял присягу. А главный лозунг Трампа - Make America Great Again! - как бы намекает - если Америка и великая, то уж точно не исключительная страна4. Ожидаемо, но после выборов Д. Трамп, несмотря на разногласия истеблишментом, отстаивает идею «американской исключительности», убеждение, что США обладают уникальным правом возглавлять мир. И большинство американцев согласятся с этим.
Также следует отметить, что вера в американскую исключительность до недавнего времени была поистине двухпартийной. Американцы еще верят в исключительность. Но если США возглавит лидер, не верящий или не декларирующий уникальный американский дух и
1 Walt S.M. The myth of American exceptionalism. 11/10/2011. URL: http://foreignpolicy.com/2011/10/11/the-myth-of-american-exceptionalism/ (дата обращения: 09.10.2017).
2 American Exceptionalism And An «Exceptional» President. 31/08/2010. URL: https://www.forbes.com/2010/08/31/barack-obama-exceptionalism-america-opinions-columnists-mallory-factor.html (дата обращения: 09.10.2017).
3 Bryant N. Donald Trump and the end of American exceptionalism? 02/03/2017. URL: http://www.bbc.com/news/world-us-canada-39133677 (дата обращения: 09.10.2017).
4 Engelhardt T. Trump says what no other candidate will: the US is no longer exceptional . 29/04/2016. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2016/apr/29/donald-trump-make-america-great-again-exceptionalism (дата обращения: 09.10.2017).
миссию, то Соединенным Штатам Америки будет гораздо сложнее оставаться исключительной страной.
В то же время, Опрос Гэллапа, проведенный в феврале 2005 г. показал, что только 31% американской общественности полагал, что строительство демократии должно быть одной из ключевых целей внешней политики США. Исследование было организовано через несколько дней после обращения «О положении страны»1 президента Джорджа Буша, в котором он сделал далеко идущие и красноречивые призывы к расширению демократии на Ближнем Востоке. Последующий опрос Чикагского совета по международным отношениям, проведенный в сентябре 2005 г., показал, что только 27% общественности решительно привержены распространению демократии.
Цифры говорят, что у большинства рядовых граждан Соединенных Штатов Америки имперские устремления отсутствуют достаточно давно. Это видно по их реакции на крах Советского Союза. В то время как эксперты и политики были поглощены «защитой и восстановлением демократии и капитализма», простые американцы едва обратили на это внимание - менее половины общественности очень внимательно следили за новостями о падении Берлинской стены в 1989 г., согласно Times Mirror Center for the People & Press. Американская общественность вновь тяготела к изоляционизму. Но в то время как официальные лица администрации Буша и многие неоконсерваторы создавали впечатление, что национализм США является инициативным, их взгляды не отражают общего общественного мнения. На лицо видна двоякость концепции исключительности: с одной стороны есть исключительность для «внутреннего потребления», которую достаточно декларировать, и внешняя, которую выгодно доказывать.
Подытоживая все сказанное, на сегодняшний день нет однозначной трактовки рассматриваемого понятия. Происходит это из-за того, что разные люди вкладывают разный смысл или понимают по-разному концепт, поскольку «мечта», пусть и американская, у каждого своя.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что без понимания идейных основ американской политики на мировой арене невозможно правильное восприятие ее сущности и возможных путей противодействия ей. В более широком контексте борьба с американской идеологией возможна только путем развития собственной национальной, цивилизационной идеи и Россия с ее тысячелетней историей и традицией имеет в этом аспекте большие возможности2.
Итак, триада национальных интересов США выстраивается в следующей последовательности: «американская мечта» - «американская система» - «американская политика»3. Американский истеблишмент осознает, что эффективность проводимой политики зависит от наличия идеология как значимого компонента системности государственного управления, поскольку главный импульс развитию человечества придает идея, системно -идеология, а не экономика. Человечество развивалось от одной идеологической утопии к другой, реализуя частично одну идею и создавая новую, более высокую и сложную4. Национальная идея США экстравертна и характеризуется достаточным уровнем пафоса для государства, декларирующего свое лидерство. Такое мировоззрение преобладает среди элиты американского общества.
1 Послание о положении Союза — ежегодное послание президента Соединённых Штатов Америки Конгрессу, в котором он излагает свою оценку ситуации в стране и описывает предстоящие законодательные инициативы. Как правило, с речью к Конгрессу президент обращается в январе.
2 Американская идеология и претензии США на глобальное доминирование. 08/04/2016. URL: https://riss.ru/actions/29087/ (дата обращения: 09.10.2017).
3 Национальная идея США. 31/07/2013. URL: http://rusrand.ru/analytics/natsionalnaja-ideja-ssha (дата обращения: 09.10.2017).
4 Калиниченко Л.А. Критерии целенаправленности фактической идеологии государства и эффективность государственного управления. URL: http://rusrand.ru/files/conferences/gosideologiya_sekciya_02.pdf (дата обращения: 09.10.2017).
В течение последних двух столетий видные американцы описывали Соединенные Штаты Америки как «империю свободы», «блестящий город на холме», «последнюю надежду на лучшую землю», «лидера свободного мира» и «незаменимую нацию». Это с одной стороны объясняет, почему многие высокопоставленные чиновники, все кандидаты в президенты и президенты чувствуют себя обязанными говорить о величии США.
Большинство заявлений «американского исключительности» предполагают, что ценности, политическая система и история США уникальны и достойны всеобщего восхищения. Они также подразумевают, что Соединенные Штаты Америки предназначены и имеют право играть позитивную роль на мировой арене.
Частично подобные заявления являются лишь риторикой, но во многих случаях такова реальная позиция американских лидеров. А от проповедования богоизбранности США и её народа открывается дорога к легитимизации экспансионизма, первоначально в Северной Америке, и затем в глобальном масштабе. Но, несмотря на свою убежденность в уникальности, национальная уверенность в себе не защитит никого от упадка.
Сейчас трудно сказать точно, как появилась «американская мечта»: стихийно или целенаправленно создана и привита обществу. Свое предназначение она выполнила: укоренившись в умах людей, она двигала и двигает их к успеху. Успешность стала целью жизни. Все социальные слои стали включаться в гонку по достижению успеха. Американская мечта стала неким стандартом счастья в не только в американском, но и, пожалуй, во всем западном обществе. Также она стала основой целого ряда идей, которые и сегодня двигают вперед американское общество.
«Только в Америке можно начать ни с чем и достигнуть «американской мечты». В этом заключается величие этой страны», - Рафаэль Эдвард «Тед» Круз;
«Не Америка изобрела права человека. По сути, права человека создали Америку», -Джимми Картер;
«Для многих, американская мечта стала кошмаром», - Берни Сандерс. «Американская мечта это термин, который часто используется, но и часто неправильно понимается. На самом деле речь идет не о том, как стать богатым или знаменитым. Речь идет о вещах гораздо более простых и более фундаментальных, чем это», - Марко Рубио.
Литература
1. Американская идеология и претензии США на глобальное доминирование. 08/04/2016. URL: https://riss.ru/actions/29087/ (дата обращения: 09.10.2017).
2. ВеберМ. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61.
3. Калиниченко Л.А. Критерии целенаправленности фактической идеологии государства и эффективность государственного управления. С. 614-621. URL: http://rusrand.ru/files/conferences/gosideologiya_sekciya_02.pdf (дата обращения: 09.10.2017).
4. Кокошин А.А., Панов А.Н. Макроструктурные изменения в системе мировой политики до 2030 года. М.: КРАСАНД, 2016. - 336 с.
5. Национальная идея США. 31/07/2013. URL: http://rusrand.ru/analytics/natsionalnaja-ideja-ssha (дата обращения: 09.10.2017)
6. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм. М.,1989. С. 14.
7. СупоницкаяИ.М. Цивилизация США: контуры истории. - М.: ЛЕНАНД, 2017. - 304 с.
8. Address Accepting the Presidential Nomination at the Republican National Convention in New Orleans. August 18, 1988. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=25955 (дата обращения: 09.10.2017).
9. American Exceptionalism And An «Exceptional» President. 8/31/2010. URL: https://www.forbes.com/2010/08/31/barack-obama-exceptionalism-america-opinions-columnists-mallory-factor.html (дата обращения: 09.10.2017).
10. Barack Obama's speech on Syria in full. 11/09/2013. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/barackobama/10300943/Barack-0bamas-speech-on-Syria-in-full.html (дата обращения: 09.10.2017).
11. Benjamin Franklin's Great Seal Design. URL: http://greatseal.com/committees/firstcomm/reverse.html (дата обращения: 09.10.2017).
12. Bryant N. Donald Trump and the end of American exceptionalism? 02/03/2017. URL: http://www.bbc.com/news/world-us-canada-39133677 (дата обращения: 09.10.2017).
13. Daniel B. Schirmer, Stephen Rosskamm Shalom. The Philippines Reader: A History of Colonialism, Neocolonialism, Dictatorship and Resistance. P. 26.
14. Declaration of Independence. URL: https://memory.loc.gov/cgibin/query/r?ammem/bdsdcc:@field(D0CID+@lit(bdsdcc02101)) (дата обращения: 09.10.2017).
15. Dwight D. Eisenhower: Second Inaugural Address. January 21, 1957. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=10856 (дата обращения: 09.10.2017).
16. Engelhardt T. Trump says what no other candidate will: the US is no longer exceptional . 29/04/2016. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2016/apr/29/donald-trump-make-america-great-again-exceptionalism (дата обращения: 09.10.2017).
17. First Inaugural Address of William McKinley, 1897. URL: http://avalon.law.yale.edu/19th_century/mckin1.asp (дата обращения: 09.10.2017).
18. Fournier R. Obama's New American Exceptionalism. 14/08/2016. URL: https://www.theatlantic.com/politics/archive/2016/07/obamas-new-american-exceptionalism/493415/ (дата обращения: 09.10.2017).
19. Kennan G.F. The Sources of Soviet Conduct. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/russian-federation/1947-07-01/sources-soviet-conduct (дата обращения: 09.10.2017).
20. Luce E. The return of American exceptionalism. 14/08/16. URL: https://www.ft.com/content/1476d7ca-6076-11e6-b38c-7b39cbb1138a?mhq5j=e5 (дата обращения: 09.10.2017).
21. Mitt Romney's remarks on foreign policy at The Citadel, S C. 07/10/2011 URL: https://www.washingtonpost.com/politics/mitt-romneys-remarks-on-foreign-policy-at-the-citadel-sc/2011/10/07/gIQAsyyqTL_story.html?utm_term=0c0cb17d0a62 (дата обращения: 09.10.2017).
22. Pitney N. and Stein S. Palin's Church May Have Shaped Controversial Worldview. 01/14/2011. URL: http://www.huffingtonpost.com/2008/09/02/palins-church-may-have-sh_n_123205.html (дата обращения: 09.10.2017).
23. Robert Jewett, John Shelton Lawrence. Captain America and the Crusade Against Evil: The Dilemma of Zealous Nationalism. P. 4.
24. Special Message to the Congress: The President's First Economic Report. January 8, 1947. URL: https://www.trumanlibrary.org/publicpapers/index.php?pid=2043 (дата обращения: 09.10.2017).
25. Ted Cruz's speech at Liberty University. 23/03/2015. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/transcript-ted-cruzs-speech-at-liberty-university/2015/03/23/41c4011a-d168-11e4-a62f-
ee745911a4ff_story.html?utm_term=21c7719f030c (дата обращения: 09.10.2017).
26. Text of President Bush's 2004 State of the Union Address. 20/01/2004. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/politics/transcripts/bushtext_012004.html (дата обращения: 09.10.2017).
27. The Problem of American Exceptionalism. 09/05/2006. URL: http://www.pewresearch.org/2006/05/09/the-problem-of-american-exceptionalism/ (дата обращения: 09.10.2017).
28. Walt S.M. The myth of American exceptionalism. 11/10/2011. URL: http://foreignpolicy.com/2011/10/11/the-myth-of-american-exceptionalism/ (дата обращения: 09.10.2017).
References:
1. Amerikanskaya ideologiya i pretenzii SShA na global'noe dominirovanie. 08/04/2016. URL: https://riss.ru/actions/29087/ (accessed 09.10.2017).
2. Veber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma// Veber M. Izbrannye proizvedeniya. M.: Progress, 1990. S.61.
3. Kalinichenko L. A. Kriterii tselenapravlennosti fakticheskoi ideologii gosudarstva i effektivnost' gosudarstvennogo upravleniya. S. 614-621. URL: http://rusrand.ru/files/conferences/gosideologiya_sekciya_02.pdf (accessed 09.10.2017).
4. Kokoshin A.A., Panov A.N. Makrostrukturnye izmeneniya v sisteme mirovoi politiki do 2030 goda. M.: KRASAND, 2016.-336 s.
5. Natsional'naya ideya SShA. 31/07/2013. URL: http://rusrand.ru/analytics/natsionalnaja-ideja-ssha (accessed 09.10.2017).
6. Pokrovskii N.E. Rannyaya amerikanskaya filosofiya. Puritanizm. M.,1989. S. 14.
7. SuponitskayaI.M. Tsivilizatsiya SShA: kontury istorii. - M.: LENAND, 2017. - 304 s.
8. Address Accepting the Presidential Nomination at the Republican National Convention in New Orleans. August 18, 1988. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=25955 (accessed 09.10.2017).
9. American Exceptionalism And An «Exceptional» President. 8/31/2010. URL: https://www.forbes.com/2010/08/31/barack-obama-exceptionalism-america-opinions-columnists-mallory-factor.html (accessed 09.10.2017).
10. Barack Obama's speech on Syria in full. 11/09/2013. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/barackobama/10300943/Barack-Obamas-speech-on-Syria-in-full .html (accessed 09.10.2017).
11. Benjamin Franklin's Great Seal Design. URL: http://greatseal.com/committees/firstcomm/reverse.html (accessed 09.10.2017).
12. Bryant N. Donald Trump and the end of American exceptionalism? 02/03/2017. URL: http://www.bbc.com/news/world-us-canada-39133677 (accessed 09.10.2017).
13. Daniel B. Schirmer, Stephen Rosskamm Shalom. The Philippines Reader: A History of Colonialism, Neocolonialism, Dictatorship and Resistance. P. 26.
14. Declaration of Independence. URL: https://memory.loc.gov/cgibin/query/r?ammem/bdsdcc:@field(D0CID+@lit(bdsdcc02101)) (accessed 09.10.2017).
15. Dwight D. Eisenhower: Second Inaugural Address. January 21, 1957. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=10856 (accessed 09.10.2017).
16. Engelhardt T. Trump says what no other candidate will: the US is no longer exceptional . 29/04/2016. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2016/apr/29/donald-trump-make-america-great-again-exceptionalism (accessed 09.10.2017).
17. First Inaugural Address of William McKinley, 1897. URL: http://avalon.law.yale.edu/19th_century/mckin1.asp (accessed 09.10.2017).
18. Fournier R. Obama's New American Exceptionalism. 14/08/2016. URL: https://www.theatlantic.com/politics/archive/2016/07/obamas-new-american-exceptionalism/493415/ (accessed 09.10.2017).
19. Kennan G.F. The Sources of Soviet Conduct. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/russian-federation/1947-07-01/sources-soviet-conduct (accessed 09.10.2017).
20. Luce E. The return of American exceptionalism. 14/08/16. URL: https://www.ft.com/content/1476d7ca-6076-11e6-b38c-7b39cbb1138a?mhq5j=e5 (accessed 09.10.2017).
21. Mitt Romney's remarks on foreign policy at The Citadel, S.C. 07/10/2011 URL: https://www.washingtonpost.com/politics/mitt-romneys-remarks-on-foreign-policy-at-the-citadel-sc/2011/10/07/gIQAsyyqTL_story.html?utm_term=0c0cb17d0a62 (accessed 09.10.2017).
22. Pitney N. and Stein S. Palin's Church May Have Shaped Controversial Worldview. 01/14/2011. URL: http://www.huffingtonpost.com/2008/09/02/palins-church-may-have-sh_n_123205.html (accessed 09.10.2017).
23. Robert Jewett, John Shelton Lawrence. Captain America and the Crusade Against Evil: The Dilemma of Zealous Nationalism. P. 4.
24. Special Message to the Congress: The President's First Economic Report. January 8, 1947. URL: https://www.trumanlibrary.org/publicpapers/index.php?pid=2043 (accessed 09.10.2017).
25. Ted Cruz's speech at Liberty University. 23/03/2015. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/transcript-ted-cruzs-speech-at-liberty-university/2015/03/23/41c4011a-d168-11e4-a62f-
ee745911a4ff_story.html?utm_term=.21c7719f030c (accessed 09.10.2017).
26. Text of President Bush's 2004 State of the Union Address. 20/01/2004. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/politics/transcripts/bushtext_012004.html (accessed 09.10.2017).
27. The Problem of American Exceptionalism. 09/05/2006. URL: http://www.pewresearch.org/2006/05/09/the-problem-of-american-exceptionalism/ (accessed 09.10.2017).
28. Walt S.M. The myth of American exceptionalism. 11/10/2011. URL: http://foreignpolicy.com/2011/10/11/the-myth-of-american-exceptionalism/ (accessed 09.10.2017).
THE AMERICAN DREAM AND AMERICAN EXCEPTIONALISM. FROM FOUNDATIONS TILL NOWADAYS
Petrechuk A.I. Student, MSLU alex.pet95@mail.ru
Abstract: The might of the United States is based not only on the military and economic power. The initial driver of the development and formation of the USA as a regional, and then as a world power were the religious-ideological concepts of the «American dream» and «American exceptionalism». The sense and content of these ideas have been changing in the course of time, finding ever more pragmatic form, but they are still a serious element of the policy conducted by the United States. The effective propaganda of studied concepts among the Americans has shaped the political and economic system of the USA for the maximum acceleration of development and reaching offoremost positions across the whole spectrum of the directions of scientific and technical progress and caused the country claims on the world leadership.
Key words: American dream, idea, USA, freedom, world leadership, political, achievement, system, possibility, people, the equality of rights, ideal.
Для цитирования: Петречук А.И. Американская мечта и американская исключительность. От истоков до современности// Архонт, 2017. № 3. С. 51-64.