УДК 37.013.42 ББК Ч31
Е. М. Харланова
Челябинск
ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
ГСНТИ 14.35.19 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полисубъектное управление; педагогическое обеспечение развития социальной активности студентов; самоуправление.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается полисубъектное управление как педагогическое условие педагогического обеспечения развития социальной активности студентов, активизирующее действие внутренних факторов субъектов. Раскрыты структура, субъекты, этапы полисубъектного управления и способы влияния на освоение студентами позиции субъекта самоуправления и со-управления.
Е. М. Kharlanova
Chelyabinsk
POLYSUBJECTIVE MANAGEMENT OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS’ SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT
KEY WORDS: polysubjective management; pedagogical support of students' social activity development; self-management.
ABSTRACT. Polysubjective management is considered as pedagogical condition of pedagogical support, activating effect of internal factors of the development of social activity of students. Disclosed are the structure, subjects, stages of polysubjec-tive management and methods of influence on students of the subject position of self-government and co-management.
B период перехода к постнеклас-сической научной картине мира возросла роль субъектности человека как носителя социальной активности, проявляющегося в способности вступать в самодетерминированное взаимодействие со средой и преобразовывать себя и среду в выбранном направлении в соответствии с системой отношений личности. Позитивная социальная активность студента рассматривается как необходимое условие его гармоничного личностного, социального, профессионального становления и как ресурс развития общества.
© Харланова Е. М., 2011
Для системы высшего профессионального образования сформирован социальный заказ на подготовку специалиста, стремящегося осознанно действовать на пользу общества, самосовершенствоваться, следовать законам и нравственным нормам, способного и готового к проявлению социальной инициативности и социальной ответственности в реализации социальных и профессиональных функций.
Согласно опросу выпускников высших учебных заведений, проведенному нами в четырех регионах Уральского федерального округа — Свердловской,
Челябинской, Курганской и Тюменской областях, результативность развития социальной активности в период обучения в вузе в среднем они оценивают на 6 баллов (при максимальном 10 баллов), почти две трети опрошенных (64%) заявили, что не имеют опыта реализации социальных инициатив; только четверть (26%) целенаправленно согласует личные приоритеты и социальные требования. Данные опроса свидетельствуют о недостаточной результативности системы высшего профессионального образования как социального института в обеспечении развития социальной активности студентов и актуализируют поиск путей повышения эффективности реализации социального заказа.
Одним из таких путей является организация педагогического обеспечения развития социальной активности студентов в образовательном процессе вуза, представляющего целостную систему мер по созданию условий, средств, способов для перевода потенциала образовательного процесса в реальные возможности развития социальной активности и их реализацию студентами в соответствии с личными потребностями, возможностями и социальными требованиями с целью освоения и проявления студентом во взаимодействии с социальной средой своего потенциала и преобразования окружающей среды в социально значимом направлении. Педагогическое обеспечение развития социальной активности студентов в образовательном процессе вуза, как сложная система мер, стратегически ориентирована на достижение студентом самообеспечения как субъекта социальной активности в учебно-профессиональной деятельности посредством освоения образовательного и наращивания внутриличностного ресурса.
Одной из главных трудностей педагогического обеспечения выступает его внешний характер по отношению к внутриличностному процессу развития социальной активности студентов. Обращение к полисубъектному управлению педагогическим обеспечением позволяет активизировать внутрилично-стные факторы развития социальной активности студентов.
Полисубъектное управление рассмотрено в исследовании В. И. Коваленко. Разделяя его позицию, поли-субъектным мы называем управление, основные управленческие функции которого реализуются совместными усилиями многих субъектов, автономно и в то же время взаимосвязанно с другими субъектами, осуществляющими свою активность [3. С. 36]. Особенностью полисубъектного управления является активное конструирование сотрудниками и обучающимися своих форм жизни, деятельности, организации сотрудничества с другими субъектами образовательного процесса, диалога (полилога), обмена идеями, ценностями, информацией. В основе полисубъектного управления — признание ценности потенциала каждого субъекта; раскрывая этот потенциал во взаимодействии с другими субъектами, его носитель самореализуется, саморазви-вается и повышает эффективность управления системой.
Полисубъектное управление призвано мобилизовать потенциал каждого субъекта управления педагогическим обеспечением и осуществить их интеграцию для достижения эффекта синергии, способствующего повышению социальной активности образовательной среды и активизации внутренних факторов развития социальной активности студентов, включающих: вита-генный (субъектный) опыт, систему отношений, мотивов и приоритетов, освоенные компетенции, систему сложившихся социальных связей и социальных ролей студента. Рассмотрим внутренние факторы:
- витагенный опыт, согласно А. С. Белкину [1. С. 73] включает в триединстве освоенный субъектом социальный опыт, полученный личный опыт и опыт проявления и развития заложенного в личности потенциала в процессе его субъектного взаимодействия с окружающим миром; он является тем ключевым образованием, который позволяет переводить внешние факторы, влияющие на личность, во внутренние, обеспечивая освоение студентом позиции субъекта социальной активности. Обогащение витагенного опыта лично-
сти происходит только на основе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, что требует включенности студента в соуправление образовательным процессом;
- система отношений, мотивов и приоритетов определяет готовность студента к самодетерминации и направленность его социальной активности. Отношение в широком смысле — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия субъекта со средой [2. С. 44], т. е. для формирования системы отношений, осознания мотивов и приоритетов студент должен быть включен в социальное взаимодействие;
- освоенные компетенции определяют готовность и способность студента к проявлению социальной активности; усвоение их субъектом осуществляется посредством интериоризации во взаимодействии с окружающими;
- система сложившихся социальных связей и социальных ролей студента представляет результат установившихся зависимостей между студентом и другими субъектами, их влияния друг на друга, обеспечивающих совместную деятельность, в котором студент реализует разные способы взаимодействия в соответствии с принятыми нормами и в зависимости от своей позиции.
Только при условии включения внутренних факторов осуществляется развитие социальной активности студента, что возможно лишь при условии непосредственного участия студента как субъекта в социальном взаимодействии, совместной деятельности, самоуправлении.
Полисубъектное управление выступает педагогическим условием, реализация которого способствует:
- освоению студентом позиции субъекта самоуправления через освоение и реализацию функции самоуправления (самодиагностики, самоориента-ции, целевого самоопределения, само-планирования, саморегуляции, самоорганизации, самоанализа, самокор-рекции) в решении актуальных для него проблем в образовательном процессе вуза на основе сложившейся сис-
темы отношений к себе, окружающим, миру;
- освоению студентом позиции субъекта соуправления в сотрудничестве с другими его субъектами при реализации функции соуправления (согласованной с окружающими постановки цели, определения способов ее достижения, планирования и организации совместных действий, совместного поиска ресурсов, отслеживания результатов совместной деятельности), требующих от субъектов готовности учитывать интересы всех субъектов взаимодействия и действовать социально, инициативно и ответственно.
Структура полисубъектного управления педагогическим обеспечением развития социальной активности включает три уровня: высший уровень полисубъектного управления направлен на среду вуза в целом; средний уровень — на локальную среду, низовой уровень — на микросреду развития социальной активности студентов. Образовательная среда рассматривается как продукт взаимодействия субъектов образовательного процесса, включающий разные виды средств и содержания образования, способы взаимодействия, обеспечивающие продуктивную учебно-профессиональную деятельность студентов. Локальная образовательная среда — функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи, состоит из проникающих друг в друга образовательных микросред [3. С. 76]. Образовательная микросреда — продукт деятельности педагога и взаимодействия субъектов в малой группе в рамках образовательного процесса.
Субъектами полисубъектного управления педагогическим обеспечением развития социальной активности студентов в микросреде выступает индивидуальный субъект — педагог, студент; на более высоких уровнях — коллективные субъекты полисубъектного управления (кафедры, органы студенческого самоуправления, отделы, деканат, ректорат) во взаимодействии с индивидуальными субъектами (сотрудниками, педагогами, студентами). Про-
цесс полисубъектного управления выстраивается на основе субъект-субъект-ного и полисубъектного взаимодейсти-вия, обращения к диалогу и полилогу, уважения к позиции каждого субъекта управления, признания ценности его потенциального вклада как процесса прямых и обратных связей. Оно позволяет, с одной стороны, организовать взаимодействие субъектов управления педагогическим обеспечением между собой и коллективными субъектами, в рамках которого происходит процесс интеграции вкладов субъектов, мобилизации их потенциала и дифференциации их управленческих функций; с другой — организовать взаимодействие со студентами как субъектами самоуправления и соуправления.
Реализация полисубъектного управления развитием социальной активности студентов результативна даже при реализации на одном низовом уровне при участии его субъектов, однако при включении среднего и высшего уровней его эффективность повышается.
Реализация полисубъектного управления включает четыре этапа: обсуждение и принятие целевого ориентира, разработку стратегии и тактики действий, организацию деятельности, анализ и коррекцию.
На первом этапе — обсуждение и принятие целевого ориентира — происходит продуцирование идей субъектами, выражение их мнений, взаимообмен мнениями и их интеграция, что позволяет более полно учесть все потенциальные возможности развития социальной активности студентов в вузе, мобилизовать потенциал индивидуальных и коллективных субъектов полисубъектного управления. Продуктами этого этапа на высшем уровне управления является отражение в программе развития вуза задачи обеспечения развития социальной активности студентов; на среднем уровне локальной среды — принятие задачи обеспечения развития социальной активности студентов в деятельности конкретного подразделения (факультета, отдела); на низовом уровне в микросреде — принятие данной задачи, как значимой, педагогами и студентами.
На этапе разработки стратегии и тактики субъекты полисубъектного управления опираются на результаты, полученные на предыдущем этапе, конкретизируют концепцию педагогического обеспечения развития социальной активности студентов на микроуровне, разрабатывая проекты педагогического обеспечения развития социальной активности студентов в рамках реализуемых программ (учебных дисциплин, дополнительного образования, воспитательной работы и др.), на локальном уровне — планы организации воспитательной работы, совершенствования организации учебно-воспитательной, научно-исследовательской работы; на высшем уровне интегрируют предложения в разрабатываемые программы и планы воспитательной, научно-исследовательской, учебной работы вуза, совершенствование методического обеспечения, меры ресурсной поддержки.
На этапе организации деятельности происходит реализация разработанных проектов индивидуальных субъектов в микросредах, разработанных планов, программ на локальном уровне и уровне образовательной среды вуза. В процессе реализации данного этапа субъектами полисубъектного управления становятся студенты, которые последовательно осваивают переход от внешнего управления (ориентированного на объект взаимодействия) к самоуправлению (субъект-объектному взаимодействию) и к соуправлению (субъект-субъектному взаимодействию). Педагог содействует освоению студентом субъект-субъектного взаимодействия, во-первых, регулируя характер учебно-профессиональной деятельности (обеспечивая ее взаимосвязанный характер, при котором студенты и педагоги работают совместно для достижения общей цели, в которой они заинтересованы, согласуя способы ее достижения и координацию совместных действий с учетом потенциала каждого из субъектов взаимодействия). Этому способствуют такие формы организации взаимодействия, как совместные исследования, совместная проектная деятельность, совместные акции, реализа-
ция совместных программ); во-вторых, влияя на структуру связей субъектов взаимодействия в конкретной среде (включая студента как в линейнофункциональную структуру взаимодействий с четко определенными функциями и связями соподчинения, отражающую организационную структуру вуза, так и в сетевое взаимодействие между заинтересованными субъектами, обладающими разным статусом и ресурсами и взаимодействующих разными способами).
На этапе анализа и коррекции осуществляется анализ результатов деятельности, выявляются нерешенные проблемы, определяются пути совершенствования педагогического обеспечения. Обсуждение полученного опыта на совещаниях, заседаниях кафедр, конференциях, сборах способствует переосмыслению полученного опыта и распространению позитивного опыта в вузе.
С позиций полисубъектного управления студент выступает субъектом самоуправления и соуправления, а студенческое самоуправление рассматривается как коллективный субъект, оказывающий влияние на полисубъектное управление педагогическим обеспечением развития социальной активности студентов. Студенческое самоуправление — это особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив [7. С. 4]. В Законе РФ «Об образовании» провозглашен принцип самоуправления учащихся (ст. 35.1) [5], а в Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» — право учащихся «участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений» (ст. 16.2.4) [6].
Для того чтобы каждый студент стал субъектом студенческого самоуправления, в рамках образовательного процесса вуза важно обеспечить:
- разнообразие форм студенческого самоуправления и возможность их выбора студентом. Выделяем индиви-
дуальные (самостоятельная, автономная деятельность субъекта по реализации права управления собственным образованием в вузе в форме принятия обязательств по реализации ответственного дела; инициатива; защита прав; выражение собственного мнения, позиции по актуальным проблемам и др.) и групповые формы студенческого самоуправления (формальные студенческие объединения, действующие на основе нормативных документов по согласованию с администрацией вуза — студенческие клубы, объединения по интересам, студенческие советы, общественные объединения и др.; неформальные студенческие объединения, действующие по инициативе самих студентов и не имеющие определенного официального статуса);
- возможность выбора вида социально значимой деятельности, в реализации которой студент желает участвовать (культурно-массовая, творческая, прикладная, спортивная, оздоровительная, научная, правовая, информационная, общественная, волонтерская, социально-политическая, трудовая, изобретательская и др.);
- возможность выбора такой организационной роли, которая отражает интересы студента и позволяет реализовать их, согласуя с интересами окружающих в интересах общего дела. На основе соотношения меры проявления социальной инициативности и социальной ответственности выделяем следующие организационные роли: наблюдатель, исполнитель, организатор, разработчик идей, лидер, которые студент реализует, выполняя разные по содержанию деятельности функции, что проявляется в многообразии и разнообразии выполняемых функционально-организационных ролей: специалист по связи с общественностью, специалист по фандрайзингу, участник творческой группы, организатор группы поддержки, методист проекта и т. п.);
- вовлеченность студента в совместную деятельность по проявлению социальной активности в составе коллективного субъекта, включающую следующие этапы: определение проблемного поля; формирование общего
видения стратегической цели; конструирование программы, плана совокупности конкретных дел, проектов, форм работы субъектов, требуемых ресурсов и др.; внешнее позиционирование — определение принципов взаимодействия группы с другими субъектами; внутреннее позиционирование — распределение функций между субъектами групповой деятельности по их реализации; реализация функций, совместный анализ достигнутого.
Результатом полисубъектного управления педагогическим обеспечением развития социальной активности студентов является включенность студента в самоуправление и соуправление как субъекта. Являясь субъектом системы, ее соавтором, студент осознанно подчиняется параметрам порядка системы и проявляет в ней социальную активность для преобразования себя и окружающей среды, согласуя свои интересы с интересами окружающих.
В рамках осуществляемого исследования мы первоначально полагали, что педагогическим условием, позволяющим усилить влияние внутренних факторов развития социальной активности, выступает вовлечение студентов в самоуправление [8], однако в ходе пилотажного эксперимента, проведенного в
группах студентов, обучающихся по программе межвузовского центра подготовки вожатых, было установлено, что при работе студенческого самоуправления в вузе студенты испытывают трудности во взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса, ощущают недостаточную востребованность проявляемой ими инициативы, что снижает их мотивацию.
В дальнейшем произошло осознание, что самоуправление студентов действительно востребовано лишь в системе полисубъектного управления, при котором самоуправление студентов является органичной составляющей организационной структуры, и студенты осваивают не только позицию самоуправления, но и соуправления. Проверка педагогического условия в рамках опытно-поисковой работы подтвердила верность этого предположения. Таким образом, включенность студентов в самоуправление и соуправление в вузе посредством полисубъектного управления педагогическим обеспечением развития социальной активности студентов способствует мобилизации внутреннего потенциала студентов, активизирует их внутренние факторы развития социальной активности.
ЛИТЕРАТУРА 1.
5.
6.
7-
БЕЛКИН А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000.
ВАЧКОВ И. В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002.
ИВАНОВА С. П. Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентиро-ванного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2000.
КОВАЛЕНКО В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза : на материале вузов МВД России : дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2008.
ОБ ОБРАЗОВАНИИ: Закон РФ от 10 июля 1992 г. // Российская газета. 1992. 31 июля.
О ВЫСШЕМ и послевузовском профессиональном образовании: Закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Бюллетень Гос. ком. РФ по высш. образованию. 1996. № 10. РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации : Письмо МО РФ от 14.07.2003 № 15 51-68/15-01-15.
ХАРЛАНОВА Е. М. Развитие социальной активности личности будущих специалистов в условиях студенческого самоуправления // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. / под. общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск : СИБПРИНТ, 2008.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина
2.
3.
4.