УДК 378.034 ББК 87.717 Ш-96
Шурдумова Эльмера Мусабиевна, соискатель Адыгейского государственного университета, e-mai:l [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ НРАВСТВЕННЫХ ИМПЕРАТИВОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (рецензирована)
В статье выделены педагогические условия формирования нравственной позиции студентов вуза на основе нравственных императивов национальных ценностей: комплексность; гуманистическое мышление субъектов в образовательном пространстве вуза; опора на культурологический и личностно-деятельностный подходы; расширение социального контекста воспитывающих влияний на студента и однонаправленность всей совокупности педагогических воздействий.
Ключевые слова: педагогические условия, нравственная позиция студентов вуза, нравственные императивы, национальные ценности.
Shurdumova Elmera Musabievna, competitor of Adyghe State University, e-mai: l [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS’ MORAL POSITION ON THE BASIS OF MORAL IMPERATIVES OF NATIONAL
VALUES
(Reviewed)
The article highlights pedagogical conditions of formation of a moral position of high school students on the basis of moral imperatives of national values: complexity, humanistic thinking of subjects in the edu-cational space of the university, support for cultural studies and student-activity approach, expanding the social context of parenting influences on students and single-pointedness of the entire set of pedagogical influences.
Keywords: pedagogical terms, moral position of high school students, moral imperatives of national values.
В сфере высшего и профессионального образования проблема формирования культуры студента отражает определенные сложности становления политической и социальной зрелости молодежи: недостаточную целостность и гармоничность в развитии духовных потребностей студентов, проявления безнравственности, безразличия к человеку, низкий культурный уровень части абитуриентов, его незначительный рост у выпускников и др. На этом основании можно утверждать, что первым базовым педагогическим условием обеспечения формирования нравственных позиций студентов являются комплексность и непрерывность воздействия.
Гуманизация и демократизация воспитания связаны, скорее, с поиском новых способов совместной творческой деятельности преподавателя и студента, чем с установлением каких-то общих рецептов организации гуманитарной или общекультурной подготовки. Реализация этих идей в практике работы высшей школы предполагает преодоление в сознании преподавателей таких технократических парадигм, как утилитарный подход к определению целей подготовки специалистов, признание моносубъектности и авторитарного стиля управления учебно-воспитательным процессом вуза, дидактоцентризм в отборе содержания, форм и методов профессионального обучения студентов. Это в свою очередь требует осознания преподавателями вузов сущности гуманизации как социально-педагогического феномена.
На наш взгляд, гуманизация образования, прежде всего, выступает условием гармоничного развития студента, обогащения его творческого потенциала. Она предполагает
построение такого учебно-воспитательного процесса в вузе, в котором студент находится в позиции активного субъекта познания, общения и творческой деятельности.
Вторым базовым педагогическим условием является принятие педагогическим коллективом и каждым педагогом гуманистического мышления, утверждающего полисубъектную сущность педагогического процесса в высшей школе.
Развитие личности студента в гармонии с общечеловеческой культурой связано с реализацией принципа культурологического подхода. Он предполагает самоопределение студента в мировой, отечественной и национальной культуре, приобщение его к национально-культурным традициям, обогащенным общечеловеческим содержанием. Данный принцип требует освобождения от примитивной назидательности, схематизма, выявления в изучаемых явлениях духовного ядра [1]. Реализация принципа культурологического подхода при обучении и воспитании представляет собой третье базовое педагогическое условие.
Культура реализует свою функцию развития личности в том случае, если она побуждает студента к деятельности. Именно деятельность является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукт развития. Это обусловливает важность принципа личностно-деятельностного подхода, который представляет собой четвертое базовое условие и позволяет обратить учебные задачи в личностный смысл деятельности будущего специалиста.
Формирование культуры студента как будущего специалиста требует расширения социального контекста воспитывающих влияний на студента, собственно, чем и объясняется потребность обращения в воспитательной работе к нравственным императивам национальных ценностей. Прежде всего, подразумевается более тесное и глубокое соединение следующих компонентов:
- личностного влияния преподавателя на студента в процессе педагогического общения;
- культурного влияния на студента всей жизнедеятельности вузовского коллектива и особенно студенческих групп;
- формирующего влияния собственно социальной деятельности студента, его включенности в самоуправление и соуправление.
Расширение социального контекста воспитывающих влияний на студента представляет собой пятое базовое условие.
Качество воспитания современного специалиста определяется целостным характером учебно-воспитательного процесса, в котором в полной мере реализуются все принципы, методы и приемы педагогической деятельности. Качество воспитания задается и взаимодействием различных форм организации социальной и профессиональной деятельности будущего специалиста. На качество воспитания влияют и другие социокультурные факторы. Поэтому шестым базовым условием воспитания современного специалиста является однонаправленность всей совокупности педагогических воздействий. Сложность обеспечения этого условия состоит в выявлении его определенной черты, выражающей высокую степень эффективности педагогической деятельности. На наш взгляд, такой определяющей качество чертой является культурологический характер воспитания, служащий организационной и духовной основой всесторонней подготовки. Культуротворческие приоритеты воспитания могут обеспечить единство педагогических воздействий различных институтов воспитания, поэтому данное педагогическое условие представляет собой и частное следствие из предыдущего условия.
Резюмируя изложенное, можно выделить следующие культуротворческие функции обучения и воспитания:
- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолеть жизненные препятствия;
- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации;
- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
- осознание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Данные культуротворческие функции раскрывают идею о том, что обучение и воспитание выступают средством трансляции культуры, усваивая которую, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющейся ситуации, но и становится способным к неадаптивной, инновационной активности, что позволяет ему выходить за пределы заданного. Именно поэтому человек способен в этом случае приумножать потенциал национальной, отечественной и мировой культуры, развивать собственную субъективность и приумножать собственный культурный потенциал.
Применение культуротворческих функций требует реализации частных педагогических условий в воспитательной работе высшей школы, выражающихся в следующих гуманистических идеях:
1. Отношения преподавателей и студентов строятся как совместная творческая деятельность; педагогическое общение - не со своими знаниями - к студенту, а со студентами - к науке и ее глубине.
2. Идея преодоления сложностей, достижения трудной цели (как развитие идей А.С. Макаренко [2]) пронизывает совместную деятельность преподавателя и студента, а также самостоятельную работу студента.
3. Идея свободного выбора направлений, форм, методов деятельности формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, умение критически оценивать свои возможности.
4. Видение студентом перспективы собственной подготовки, самообразования и самовоспитания формирует целеустремленность. Реализация идеи опережения в учебной и научной деятельности стимулирует усвоение студентом основ профессионального мастерства.
5. Реализация идеи самоконтроля и самоорганизации способствует формированию управленческих навыков будущего специалиста. Они лежат в основе более сложного умения - коллективного анализа общей работы.
6. Значительное влияние на формирование личности оказывает интеллектуальный фон группы, коллектива, его творческая атмосфера, создание которой - такая же важная педагогическая задача, как и формирование личностных качеств.
7. Идея включения каждого члена коллектива в участие в различных формах управления, соуправления и самоуправления, которые должны быть творческими.
8. Идея личностного подхода, абсолютное признание достоинства каждой личности, ее права на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок. Меняются акценты: личность студента - не объект воспитания, а субъект деятельности. Личностный подход (в отличие от индивидуального) предполагает организацию воспитательного процесса как взаимовлияния личностей. Именно такой подход способствует формированию чувства социальной ответственности.
9. Новые смысловые константы воспитания предполагают реализацию идеи новой педагогической среды - содружества педагогов, коллег, единомышленников в творческом воспитании будущих специалистов.
Конкретными педагогическими условиями, реализация которых приводит к формированию нравственных позиций на основе нравственных императивов национальных ценностей, являются:
- выделение нравственных императивов национальных ценностей и их адаптация к реализации в системе вузовского образования;
- обеспечение самоидентификации студента как представителя национальной культуры;
- формирование позитивных представлений о культуре других национальностей и принципах взаимодействия культур;
- создание условий для резонирующего воздействия воспитательного воздействия на основе применения нравственных императивов национальных ценностей;
- подготовка педагогических кадров к формированию нравственных позиций и патриотизма на основе нравственных императивов национальных ценностей;
- обеспечение структурной и деятельностной системности.
Л.И. Новикова отмечает, что обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития личности в практике воспитания, преодолеть фрагментарность, односторонность возможно, лишь создав в каждом образовательно-воспитательном учреждении научно обоснованную систему воспитательной работы; что воспитательная система может стать важным условием процесса формирования культуры специалиста [3].
Известно, воспитание, как сложная социальная система, обладает рядом признаков, важнейшими из которых являются целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой, с системами более высокого порядка.
Таким образом, воспитательная система вуза является целостным динамическим единством взаимосвязанных элементов; воспитательных целей и задач; деятельности, обеспечивающей их реализацию; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; возникающих в деятельности и общении отношений, интегрирующих субъекты в некую общность; среды системы, освоенной субъектами, и управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в систему и развития этой системы.
Литература:
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Учитель, 1999. 560 с.
2. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / сост.: Р.М. Бескина, М.Д.
Виноградова. М., 1988.
3. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. М., 1993.
References:
1. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Pedagogy: personality in the humanistic theories and systems of education: textbook. Rostov-on-D: Teacher, 1999. 560 p.
2. Makarenko A.S. Bringing up a citizen / comp. R.M. Beskina, M.D. Vinogradova. M.,
1988.
3. Novikova L.I. Theory and practice of educational systems. M., 1993.