УДК 159.9
Н.В.Калинина
доктор психологических наук; профессор кафедры психологии Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (технологии, дизайн, искусство), ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»; e-ma¡L: kaL¡nata66@ma¡L.ru
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПОВЫШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ1
Возрастание роли интернет-общения в жизни детей и подростков приводит к неоднозначным последствиям. Растут возможности взаимодействия, удовлетворения потребности в общении, но и возрастают проблемы обеспечения безопасности. Сегодня среди подростков широко распространены негативные явления ки-бербуллинга, вовлечения в экстремистские и иные опасные группы и сообщества. В статье представлены результаты исследования подверженности школьников угрозам интернет-общения, их защищенности от воздействия этих угроз. Сделаны выводы о том, что значимую угрозу для эмоционального благополучия и развития школьников представляют коммуникативные риски, связанные с общением в Интернете. Подростки недостаточно защищены от рисков вовлечения в опасные группы и сообщества. Показаны возможности поликультурного диалога в обеспечении защищенности детей и подростков от воздействия угроз интернет-общения. В качестве основного ресурса поликультурного диалога для повышения безопасности интернет-общения обоснована реализация субъект-порождающего взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей в ходе совместной активной практической или исследовательской деятельности по профилактике и преодолению воздействия угроз интернет-общения.
Ключевые слова: безопасность; дети и подростки; интернет-общение; кибер-буллинг; опасные группы и сообщества; поликультурный диалог.
N. V. Kalinina
Doctor of psychoLogy, professor; The Kosygin State University of Russia, associate Professor of the FederaL State Budgetary Research Institution "Centre for Protection of Rights of ChiLdren»; e-maiL: kaLinata66@maiL.ru
MULTICULTURAL DIALOGUE IN SECURITY IMPROVEMENT OF CHILDRENS AND ADOLESCENTS' INTERNET-COMMUNICATION
An increasing roLe of Internet-communication in the Lives of chiLdren and adoLescents Leads to ambiguous consequences. There are growing opportunities for
1 Публикация подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» № 27.12631.2018/12.1 на 2018 г.
interaction, and satisfying the med in communiation, but the probLem of providing security increases as weU. Today the negative phenomena of cyberbuUying, involvement in extremist and other dangerous groups and communities are widespread among adolescents. The article presents the results of a study of the schoolchildren's vuLnekabiLity to Internet-communication threats, their protection from the impact of these threats. The concLusions are drawn that communicative risks associated with communication on the Internet is a significant threat to the emotionaL weLL-being and development of schoolchildren. Adolescents are not duly protected against the risks of invoLvement in dangerous groups and communities. The possibiLities of muLticuLturaL diaLogue in ensuring chiLdren's protection and adoLescents from the impact of Internet-communication threats the author shouws. Considering the main resource of muLticuLturaL diaLogue to improve the safety of Internet-communication, the author suggests impLementation of subject-generating interaction between teachers, students and their parents in the course of joint active practicaL or research activities to prevent overcome the impact of Internet-communication threats.
Key words: security; children and adolescents; Internet-communication; cyber-buLLying; dangerous groups and communities; muLticuLturaL diaLogue.
Введение
В условиях информационного общества всё большее место в жизни человека занимает интернет-общение. Интернет-среда предоставляет широкие возможности для образования и развития, создает условия для установления контактов и взаимодействия между людьми без учета географического местоположения и границ. Особенно значимым интернет-общение становится для подростков, которые, с одной стороны, стремятся к удовлетворению своей высокой потребности в интимно-личностном общении, с другой стороны, испытывают трудности в установлении реальных доверительных контактов. Интернет-общение позволяет преодолеть психологические возрастные барьеры общения, дает возможность подростку представить себя партнеру таким, каким он хочет быть и может не являться в действительности. Интернет-общение сегодня стало одним из самых привлекательных способов времяпровождения в подростковой среде.
Наряду с возможностями для удовлетворения потребностей школьников всё более широкое распространение общения в Интернете несет с собой угрозы для их безопасности. Так, серьезную угрозу безопасности сегодня представляют явления кибербуллинга и троллинга в сети [Солдатова, Зотова 2012]; использование интернет-общения с целью вовлечения несовершеннолетних в опасные группы и сообщества, такие как «группы смерти», вовлекающие детей и подростков
в выполнение опасных заданий, приводящих в конечном итоге к суициду; экстремистские группы, внушающие несовершеннолетним идеи о несправедливости мироустройства и их особом предназначении в «улучшении мира» посредством его «очищения от недостойных» и вовлекающие в незаконную экстремистскую деятельность; группы, предлагающие несовершеннолетним «работу», заключающуюся в незаконной деятельности (прежде всего в распространении наркотических и других запрещенных веществ, литературы и т. п.). В этих условиях проблема безопасности детей и подростков требует научно обоснованных решений.
С целью изучения подверженности детей и подростков угрозам интернет-общения и факторов защиты нами был проведен интернет-опрос, в котором приняли участие 108 631 обучающихся трех возрастных групп: 12-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет) и 45 738 родителей из 85 субъектов Российской Федерации.
Результаты и их обсуждение
В ходе опроса была изучена информированность несовершеннолетних и их родителей о рисках и угрозах интернет-общения, а также опыт столкновения с ними у подростков.
Результаты показывают (см. табл. 1), что в ряду угроз наиболее известны обучающимся опасные сайты. На втором месте - угрозы здоровью. Лишь около половины опрошенных владеют информацией об опасностях общения в социальных сетях. О вовлечении в опасные группы и сообщества подростки знают еще в меньшей степени. В то же время у части опрошенных имеется личный опыт столкновения с реальными рисками. Отвечая на вопрос об угрозах и рисках, с которыми опрашиваемым приходилось сталкиваться, подростки всех трех возрастных групп указывают призывы к агрессивному поведению и к незаконной деятельности. Приглашение принять участие в массовых протестных мероприятиях получали порядка 10-12 % опрошенных.
Более половины участвующих в опросе родителей (законных представителей) считают себя в достаточной степени владеющими информацией о рисках и угрозах использования Интернета ребенком. Еще около трети опрошенных родителей даже могут поделиться данной информацией с другими. Однако есть и те, кто не владеет такой
информацией, еще порядка 14 % родителей отмечают, что они в недостаточной степени владеют информацией об опасностях общения в сетях.
Таблица 1
Число несовершеннолетних, информированных о рисках и угрозах интернет-общения и имеющих опыт столкновения с рисками
Риски и угрозы Число несовершеннолетних (в % от числа участников опроса)
12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет
Опасные сайты 67 67 66
Угрозы здоровью 57 57 59
Опасности общения в социальных сетях 50 51 51
Вовлечение в опасные группы и сообщества 40 37 36
Опыт столкновения с призывами к агрессивному поведению 9 12 13
Опыт столкновения с призывами к незаконной деятельности 8 8 10
Опыт столкновения с призывами к участию в массовых протестных мероприятиях 10 12
Оценка родителями собственной информированности о рисках и угрозах интернет-общения представлена в таблице 2.
Таблица 2
Информированность родителей о рисках и угрозах интернет - общения
Степень информированности Число родителей в % от общего числа участников опроса
Информирован в достаточной степени 58
Хорошо информирован и могу поделиться информацией с другими 35
Недостаточно информирован об опасностях общения в социальных сетях 14
Слабо информирован 5
Не владею информацией 3
Несмотря на информированность участников опроса о рисках и угрозах интернет-общения, по их мнению, защищенность от действия угроз, связанных с интернет-общением, на сегодняшний день, остается явно недостаточной. При этом их распространенность в подростковой среде растет высокими темпами. Этому способствует действие социально-психологических механизмов моды, которые играют значимую роль в социализации подростков. Результаты опроса показывают, что подавляющее большинство участников (более 75 %) считают для себя значимым следование моде, при этом среди самых модных занятий 63 % подростков отмечают общение в социальных сетях, более 58 % считают модным состоять в группах социальных сетей и 48 % - размещать в сетях фото- и видеоматериалы для получения «лайков». На желание следовать моде в наибольшей степени оказывают влияние друзья и одноклассники для 35 % школьников, а «виртуальные» друзья для 39 %, материалы и сообщения в социальных сетях для 28 % опрошенных. Полученные результаты позволяют зафиксировать тенденции значимого влияния моды на социализацию, при этом участие в группах, создаваемых в социальных сетях, входит в ряд ведущих модных объектов.
Что сегодня взрослый мир противопоставляет распространению угроз безопасности, связанных с интернет-общением?
Результаты и показатели отношения несовершеннолетних к работе по профилактике интернет-рисков, проводимой в образовательных организациях, показаны в таблице 3.
Анализ показывал, что профилактическая работа в образовательных организациях ведется активно. На свое участие в профилактических мероприятиях указывают 70 % 12-13-летних, 69 % 14-15-летних и 66 % 16-17-летних обучающихся. 83 % родителей, участвующих в опросе, свидетельствуют, что в школе и колледже, где учится ребенок, проводятся мероприятия по предупреждению рисков и угроз интернет-общения.
Вместе с тем, несмотря на значительное разнообразие предлагаемых мероприятий, преобладающими в профилактической работе по восприятию подростков, остаются мероприятия информационно-инструктивного характера. Обучающиеся в основном указывают на то, что об интернет-рисках им рассказывают педагоги; на проведение инструктажей на уроках; отмечают рассказы учителей об угрозах
жизни; выделяют инструктажи по угрозам жизни - 49 % 12-13-летних, 40 % 14-15-летних и 46 % 16-17-летних.
Таблица 3
Результаты и показатели участия в профилактических мероприятиях подростков
Участие в мероприятиях Число участников опроса в % от общего числа
12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет Родители
Участие несовершеннолетних в мероприятиях 70 69 66 83
Рассказы педагогов об интернет-рисках 51 48 47 83
Инструктажи на уроках 35 37 41 -
Рассказы педагогов об угрозах жизни 49 43 31 -
Специальные занятия по противодействию угрозам 16 15 17 12
Тренинги безопасного поведения в Интернете 10 10 13
Встречи со специалистами 7 8 10 5
Конкурсы 5 5 7 3
Социальные проекты - 2 2 -
В значительно меньшей степени, по мнению обучающихся, представлены мероприятия, предполагающие активное включение самих подростков в профилактическую работу и формирование их субъектной позиции по отношению к угрозам безопасности, связанным с интернет-общением. Недостаточно представлено участие подростков в специальных обучающих занятиях по противодействию угрозам, тренингах безопасного поведения в Интернете. На участие во встречах с приглашенными специалистами указали только 7-10 % участников опроса. Совсем незначительное число участников опроса всех возрастных групп выделяют свое участие в конкурсах, социальных проектах по данной проблематике.
Информационно-инструктивная ориентированность профилактической работы не может не сказаться на ее эффективности. Изучение эффективности профилактической работы проводилось на основе показателей субъективной удовлетворенности этой работой со стороны подростков - участников опроса и объективных
показателей использования мер безопасного поведения. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели эффективности работы по профилактике рисков интернет-общения
Показатели эффективности Число участников опроса в % от общего числа
12-13 14-15 16-17
лет лет лет
Удовлетворенность количеством и содержанием профилактических мероприятий 65 56 57
Соблюдение правил безопасности 9 5 4
Рассказывают родителям или другим значимым взрослым о подозрительной информации 6 10 12
Добавляют в виртуальные друзья незнакомых людей 76 81 81
Отправляют по запросу личную информацию незнакомым людям 42 40 38
Активно ищут незнакомцев в Сети и вступают с ними в переписку 4 5 5
Несмотря на то что оценивая профилактическую работу, проводимую в школах, колледжах в целом большинство подростков всех возрастных групп выражают свою удовлетворенность как числом проводимых мероприятий, так и их содержанием, оценка изменений в поведении при пользовании Интернетом, представленная подростками, дает гораздо меньше оснований для оптимизма и указывает на существование ряда значимых проблем в эффективности профилактической работы. Очень незначительное число участников (от 4 до 9 %) во всех возрастных группах используют меры безопасности при пользовании Интернетом и общении в социальных сетях (закрывают всплывающие окна, перестают общаться при получении тревожной информации и т. п.). Редко подростки рассказывают родителям или другим значимым взрослым о подозрительной информации. В то же время большинство добавляют в виртуальные друзья незнакомых людей, отправляют по запросу личную информацию незнакомым людям. Во всех возрастных группах 4-5 % подростков активно ищут незнакомцев в Сети и вступают с ними в переписку.
Полученные данные показывают, что, несмотря на высокий уровень информированности обучающихся о рисках интернет-общения, значительное число проводимых мероприятий, направленных на их профилактику, разнообразие форм и содержания этих мероприятий, проблема повышения эффективности работы в области профилактики рисков интернет-общения остается актуальной и ее решение мы связываем с корректировкой психолого-педагогических подходов к ней.
Анализ представленных психолого-педагогических исследований по проблеме интернет-рисков позволяет нам выделить ряд подходов, которые используются для профилактики рисков интернет-общения в широкой образовательной практике.
Прежде всего это - информационно-просветительский подход, предполагающий информационную подготовку всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся) к работе в Сети, включая информирование о негативных последствиях бесконтрольного использования Интернета несовершеннолетними, формирование знаний о существующих рисках общения в Сети и способах защиты от них [Завалишина 2011]. Этот подход может быть дополнен мероприятиями, направленными на повышение правовой ответственности молодых людей и информированием их о последствиях интернет-зависимости для личного здоровья и благополучия людей в социальном окружении.
Наряду с ним исследователями предлагается здоровье - ориентированный подход [Коптелова, Попов 2015; Хилько 2015]. Он реализуется посредством проведения профилактических мероприятий по укреплению нравственно-психического здоровья, формирования установок на здоровый образ жизни, включая установки на свободу от любых зависимостей, ответственность за свое здоровье, самоконтроль времяпрепровождения и т. п. Этот подход усиливается за счет специальной психологической работы по выявлению обучающихся, склонных к интернет-аддикциям, и организации с ними индивидуальной и групповой коррекции.
Именно эти подходы, как показывает интернет-опрос, преимущественно используются на сегодняшний день в образовательных организациях. Безусловно, оба предлагаемых подхода позволяют в сжатые сроки охватить профилактической работой значительное число участников образовательного процесса, что немаловажно в условиях дефицита временных и организационных ресурсов, имеющихся
в распоряжении педагогов. Однако эффективность этой работы снижается из-за анонимного характера воздействия, а также из-за низкой активности и недостаточной личностной включенности участников.
Более ресурснозатратным является личностно ориентированный подход, предполагающий использование педагогических и психологических средств для развития информационной культуры, медиагра-мотности и «саногенного» мышления, а так же для оказания влияния на поведение обучающихся [Пойманные одной сетью... 2011]. Специальное внимание в рамках данного подхода уделяется развитию личностных особенностей, способствующих противостоянию девиантно-му поведению. В частности, в исследованиях показаны особенности самоотношения девочек и мальчиков с риском девиантного поведения [Королева 2018], стили совладающего поведения в юношеском возрасте [Троицкая 2017]. На их развитие могут быть направлены усилия в процессе профилактической работы.
Данный подход сочетается с неспецифической первичной профилактикой, включая разнообразные воспитательные и психологические мероприятия, развивающие навыки общения; «интеграцию виртуального и реального миров», когда подростки рассказывают друг другу и взрослым о своей жизни в Интернете, а также встречаются и общаются со своими виртуальными друзьями в реальности; включение подростков в различные реальные группы и содействие преодолению чувства одиночества; поддержку в преодолении трудностей в учебной деятельности, в общении и взаимодействии и т. п.
Рефлексивно ориентированный подход предполагает содействие осмыслению несовершеннолетними своего места в жизни, осознанию своих целей в конкретный момент времени, рефлексию способов достижения целей и сопоставление этих способов с реальным поведением, а также анализ собственной позиции по отношению к факторам, способствующим и препятствующим достижению целей. За рубежом в контексте данного подхода решение задач профилактики интернет-рисков, связанных с вовлечением детей и подростков в экстремистские и иные опасные группы и сообщества в образовательных организациях предлагается осуществлять на основе «воспитания глобальной гражданственности» [Davis 2001]. Воспитание глобальной гражданственности - это новый подход к образованию, который сосредоточен на формировании знаний, навыков, ценностей и жизненных установок в интересах активного участия в мирном и устойчивом
развитии общества. Воспитание глобальной гражданственности означает выработку уважения к правам человека, социальной справедливости, гендерному равенству и экологической устойчивости, которые являются основополагающими ценностями, способствующими укреплению мира и противодействию насильственному экстремизму [Воспитание глобальной гражданственности 2014]
Реализация данного подхода предполагает содействие молодежи в развитии навыков коммуникации и межличностного общения, которые им необходимы для диалога, урегулирования разногласий и ознакомления с мирными подходами к изменениям; содействие учащимся в развитии критического мышления, с тем чтобы они имели возможность правильно оценивать претенциозные утверждения, проверять слухи и ставить под сомнение легитимность и привлекательность навязываемых ценностей и убеждений; содействовать учащимся в формировании потенциала сопротивляемости экстремистским призывам и в приобретении социально-эмоциональных навыков, которые им необходимы для преодоления своих сомнений и для конструктивного участия в жизни общества; воспитание критически информированных граждан, способных принимать конструктивное участие в мирных коллективных действиях.
Данный подход включает в себя открытое обсуждение рисков и проблем, для которого в школах необходимо организовать дискуссионные площадки. Чтобы сделать дискуссию интерактивной и привлечь внимание учащихся, во время ее проведения допускается использование онлайн-образовательных ресурсов. Кроме того, необходимо открыто рассматривать тему онлайн-пропаганды. При обсуждении данных тем рекомендуется поощрение критического мышления, а также анализа целей, с которыми пропагандистские материалы размещены в открытом доступе, призывать молодых людей скептически и тщательно относиться к источникам информации и тщательно проверять их. Рекомендуется также проведение дополнительных мероприятий, таких как: организация обсуждений рисков в небольших группах и попарно под тщательным контролем и с соблюдением тех же правил, что и для общего обсуждения; индивидуальные и конфиденциальные обсуждения проблем педагогом с учащимися и их родителями; проведение ток-шоу, где обсуждаются диаметрально противоположные мнения по поводу рисков.
В дополнение к реализуемым в широкой образовательной практике подходам, нам представляется значимым предложить субъект-
порождающий подход, ориентированный на построение субъект-порождающего взаимодействия участников образовательной среды и направленный на формирование субъектной позиции обучающихся, развитие у несовершеннолетних ресурсов устойчивости к воздействию угроз [Калинина 2017]. Для реализации субъекта, порождающего взаимодействие, необходимо создание особых развивающих условий в образовательной среде, стимулирующих у участников выработку собственной действенной позиции по отношению к рискам и угрозам безопасности в интернет-общении. Значительные ресурсы для этого, на наш взгляд, содержит поликультурный диалог.
Понятие «поликультурный» в данном контексте предполагает встречу и взаимодействие различных «культур» представителей поколений: взрослых (родителей, педагогов) как представителей «доцифровой» культуры и подростков как представителей «цифрового» поколения, являющихся носителями новой «цифровой» культуры. Диалог представителей этих разных «культур» способствует их взаимообогащению и позволяет наработать и интегрировать ресурсы устойчивости к воздействию угроз. В диалоге осуществляется взаимодействие представителей как различных возрастных страт культуры, шире - этнических, социальных, так и различных подростковых субкультур. Важным моментом является организация взаимодействия подростка со своим «Я» как форма саморефлексии, благодаря которой постигаются и совершенствуются личностные ресурсы устойчивости к воздействию угроз безопасности в интернет-общении. Организация поликультурного диалога предполагает включение носителей различных культур в совместно-распределенную деятельность, формирование детско-взрослых общностей как совокупных субъектов среды, создание условий для формирования рефлексивной позиции, когда индивид обретает способность смотреть и анализировать себя со стороны. Достигается это за счет построения субъект-порождающего взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей в ходе совместной активной практической или исследовательской деятельности, направленной на анализ возможностей и угроз интернет-общения, а также на разработку и последующую реализацию приемов, средств и способов профилактики обнаруженных рисков и угроз, на выделение маркеров и способов обнаружения в сообщениях скрытых и явных угроз для безопасности участников интернет-общения, на наработку вариантов поведения в ситуации возникновения реальных угроз безопасности, на выработку правил безопасного интернет-общения, на
предложения способов помощи людям, подвергшимся воздействию угроз безопасности или оказавшимся в опасных ситуациях. Диалог может быть организован в форме круглых столов и конференций, исследовательских групп и кибердружин, неформальных объединений обучающихся и взрослых, реализующих программы киберпомо-щи и поддержки в ситуациях действия угроз.
Заключение
Изучение информированности о рисках интернет-общения, опыта столкновения с ними подростков и их родителей указывает на широкое распространение угроз и возрастающую опасность неблагоприятного воздействия этого явления на эмоциональное самочувствие и психологическое благополучие детей и подростков. Проводимая взрослыми профилактическая работа, ориентированная в основном на информирование подростков о рисках и инструктирование по правилам работы в Интернете, остается недостаточно эффективной. Это во многом связано с межпоколенческими различиями и проблемами взаимопонимания поколений. Значимыми ресурсами для повышения эффективности профилактической работы обладает поликультурный диалог, позволяющий организовать субъект-порождающее взаимодействие представителей разных поколений, реализовать взаимообогащение возможностями устойчивости к воздействию рисков и выработать новые средства и способы противодействия угрозам.
Использование ресурсов поликультурного диалога обеспечивает возможности для самореализации «цифрового» поколения, способствует повышению компетентности «доцифрового» поколения, содействует углублению взаимопонимания и взаимосвязей между представителями этих поколений и значительно расширяет возможности деятельности в сфере профилактики рисков интернет-общения и обеспечения безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитание глобальной гражданственности - подготовка учащихся к вызовам XXI века, ЮНЕСКО, 2014 г. URL: unesdoc.unesco.org/images/0022/002277/ 227729e.pdf
Дети России он-лайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова [и др.]. ]. URL: detionline. com/assets/files/helpline/RussianKidsOnline_Final%20ReportRussian.pdf
Завалишина О. В. Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению интернет-зависимости // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 70 (06). URL: ej.kubagro.ru/2011/06/pdf/11.pdf Калинина Н. В. Профилактика рисков интернет-активности обучающихся: субъект-порождающее взаимодействие // Образование личности. 2017. № 1. C. 12-17.
Коптелова Н. И., Попов В. А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 970-973. Королева М. П. Особенности самоотношения девочек и мальчиков подросткового возраста с риском девиантного поведения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 1 (790). С. 121-132. URL: libranet.linguanet.ru/ prk/Vest/1_790_2018.pdf Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Солдатова Г. В. [и др.] / под ред. Г. В. Солдатовой. М., 2011. 176 с. URL: detionline.com/assets/files/ research/caught_by_net.pdf Солдатова Г., Зотова Е. Агрессоры и жертвы: результаты исследования «Дети России онлайн». М., 2012. URL: detionline.com/assets/files/ journal/11/issl11.pdf Троицкая Е. А. Стили совладающего поведения в юношеском возрасте // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 6 (785). С. 170-184. URL: libranet.linguanet.ru/prk/Vest/6_785.pdf Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 13. 2015. С. 56-60. URL: e-koncept.ru/2015/85012.htm. Davis S. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. 2001. Vol. 17. № 2. P. 187-195.