g УДК 613.955:613.956
g ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
= ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
^ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ
= С.В. Селюнина, Н.А. Горбачева
¡-^ ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва, Россия
I_U
Проведен анализ проблем взаимодействия подрастающего поколения пользователей глобальной сетью Интернет. Дана оценка нормативно-правового обеспечения информационной безопасности детей и подростков в Сети, определена необходимость разработки и обоснования современных подходов к обеспечению безопасности их общения в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: дети и подростки, информационная безопасность, цифровая компетентность, информационные технологии.
S.V. Selyunina, N.A. Gorbachevа □ THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF ENSURING INFORMATION SECURITY OF CHILDREN AND TEENAGERS IN GLOBAL NETWORK □ Federal Center of Hygiene and Epidemiology of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia.
The analysis of problems of interaction of younger generation of users by a wide area network the Internet is carried out. An assessment of normative legal support of information security of children and teenagers on a network is given, need of development and reasons for the modern approaches to safety of their communication for the virtual space is defined.
Key words: children and teenagers, information security, digital competence, information technologies.
Стремительные темпы развития и распространения информационных технологий приводят к формированию качественно иной картины мира, транслируя ценности, задавая новые нормы, паттерны поведения и стратегии социального взаимодействия [31]. Плоскость общения упрощается, перемещаясь из традиционной в виртуальную, благодаря чему формируется информационно-коммуникативная среда (ИКС), подразумевающая особую систему социальных коммуникаций современного общества, в котором социальные субъекты становятся взаимозависимыми за счет объединения в коммуникационную сеть, способствующую координации и согласованию совместной деятельности путем общения с использованием интернет-технологий (ИТ), и новые формы построения социальных взаимоотношений, приводящих к качественно новым сдвигам во всех сферах жизнедеятельности.
Согласно прогнозу аналитической группы ТАСС-Телеком, мировой рынок веб-технологий в ближайшие годы будет давать ежегодный прирост в 10 %, а темпы развития крупнейших 1Т-компаний мира составят 14-15 % при среднем росте мировой экономики в 3-3,5 %. Интернет-технологии существуют как в физическом (сети, компьютеры, программное обеспечение, каналы связи пр.), так и в логическом (сервисы, ресурсы, навигация) аспектах [6]. Темпы развития современных технологий расширяют горизонты интерактивного взаимодействия для успешной коммуникации субъектов ИКС, получения отклика пользователей, облегчению поиска контента в Сети.
Стоит отметить, что право доступа в Интернет является ключевым правом пользователя [14], одним из неотъемлемых прав человека, таким же универсальным и фундаментальным, как право на средства массовой информации, но при этом превосходящим последнее в полноте своего выражения, позволяя посредством одного и того же инструмента не только рас-
пространять, но искать и получать необходимую информацию [8]. Оно непосредственно следует из права на свободу выражения убеждений, которое включает: «свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ», как определено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции по правам человека, ст. 11 Хартии основных прав Европейского Союза, ст. 26 Хартии европейской безопасности ОБСЕ и ст. 29 Конституции РФ. Следовательно, право доступа не зависит от цели его использования. Каждый человек имеет право на обучение и выражение своих убеждений с его помощью, имеет право использовать глобальную сеть в развлекательных, коммуникационных и других целях [29, 33].
Поскольку «информация представляет собой главный движущий фактор самоорганизующихся систем любой природы, включая и социальные», она определяет развитие эволюционных процессов, структуру и устойчивость возникающих при этом природных, социальных и искусственно создаваемых человеком систем, что определяет интенсивность и организацию информационного обмена [5]. Поэтому особенно остро в настоящий момент встает вопрос исследования проблем обеспечения информационной безопасности аудитории от нежелательного воздействия на нее масс-медиа, не решив который сейчас, невозможно дальнейшее устойчивое общественное развитие и обеспечение безопасности личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других областях [3, 4, 11, 13, 22, 23].
Российский сегмент Интернета стал активно развиваться во второй половине 90-х гг., примерно лет на 5-6 позже, чем национальные сегменты Интернета во многих европейских странах, и широко доступным Интернет в Рос-
сии становится только в начале нового тысячелетия, когда количество интернет-пользователей в Европе уже превышало 100 млн. В 20032004 гг. практически во всех странах Европы количество пользователей составляло больше 30 % населения. В России к 2006-2007 гг. началась интернетизация учебных учреждений: в рамках национального проекта «Образование» более 52 тысяч российских школ получили доступ к Сети. По данным опроса, проведенного Фондом Развития Интернет, уже в 2009 г. (опрошено 4 336 школьников) около 90 % подростков 14-17 лет назвали себя пользователями Интернета [26]. «Ежемесячных» взрослых пользователей Интернета в России в это время насчитывалось не более одной трети от всего взрослого населения. Несмотря на чрезвычайную необходимость повышенного внимания со стороны государства и общества к проблемам безопасности детей и подростков в Интернете, программы такого рода стали появляться в России только с 2009 г. В странах Европы с 1999 г. начала реализацию программа Safer Internet - инициатива Европейской комиссии, предпринимаемая с целью финансирования деятельности по борьбе с противозаконными и вредными материалами и предотвращению их появления в Интернете. Сложившиеся стандарты Совета Европы в области свободы выражения мнения, свободы получения и распространения информации в том числе «предусматривает наличие в демократическом обществе соразмерных правовых ограничений, необходимых для защиты несовершеннолетних» [21]. В 2014 г. российский сегмент Интернета отметил свой 20-летний юбилей. Согласно статистическим данным - 87,5 млн россиян используют Интернет, что является 61,4 % населения страны. Возраст почти каждого десятого пользователя Интернета не превышает 15-летней отметки. Три четверти юных пользователей используют Интернет самостоятельно, без контроля родителей [28]. В настоящий момент уже 104,5 млн россиян активно используют его ресурсы, т. е. 73,0 % населения страны. При этом российские дети опережают европейских в плане самостоятельности освоения и использования Интернета и, как минимум, 9 млн - это дети в возрасте до 14 лет [9]. Взаимодействие с медиа-пространством оказывает различное
влияние на психику различных возрастных категорий людей и, в первую очередь, негативное. Это касается неокрепшей детской и подростковой аудитории. Личность современных детей и подростков, установки, мотивы поведения, ценностные ориентиры, поведенческие навыки во многом формируются сегодня на стыке виртуального мира с реальностью. Возрастная аудитория пользователей молодеет с каждым годом [24]. Сейчас уже можно говорить о появлении целого поколения «цифровых детей». Дж. Палфри и У. Гассер - авторы исследования Беркманского центра изучения Интернета и общества (Berkman Internet and Society Сenter), отмечают, что социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как «тотальная» креативность, инновационность (подразумевающая разрушение и отказ от традиционных устоявшихся форм в бизнесе и построении деловых отношений), информированность, благодаря постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность (способность решать несколько когнитивных задач одновременно). По мнению исследователей, проблемной зоной «цифрового поколения» является информационная перегруженность, вследствие чего снижается способность формировать знания и ими оперировать [12, 16, 34, 39, 41].
На основе результатов глобального исследования «EU kids online» (в проекте приняли участие дети и подростки от 9 до 16 лет из 25 европейских стран, а также их родители; общий объем выборки составил 25 142 человека) представляется возможным говорить, что использование Интернета «индивидуализировалось, приватизировалось и стало мобильным» [40]. Дети и подростки в возрасте от 9 до 16 лет в среднем ежедневно проводят 88 минут онлайн; в возрасте 15-16 лет продолжительность использования Интернета достигает 118 минут: 87 % опрошенных имеют онлайн-доступ дома, 63 % - в школе; 49 % участников исследования признались, что пользуются Интернетом у друзей. Это свидетельствует о необходимости усиления контроля за использованием детьми Интернета в рамках потребления ресурсов, содержащих опасный, травмирующий, аморальный, или не соответствующий их возрасту контент [30, 32, 35-38] (табл. 1).
Таблица 1. Частота столкновения подростков с рисками и угрозами Интернета: сопоставительный анализ данных России и Европы
Онлайн-риски Россия, % Европа, %
Видел сексуальные изображения онлайн 49 14
Видел/получал сообщения сексуального характера 28 15
Писал/отправлял сообщения сексуального характера 4 7
Подвергался буллингу в Интернете 10 6
Встречался лично с тем, с кем познакомился в Интернете 21 9
Видел веб-сайты, на которых обсуждают ненавистнический контент 29 12
Видел веб-сайты, на которых обсуждают способы чрезмерного похудания 28 11
Видел веб-сайты, на которых обсуждают способы причинения себе вреда и боли 14 8
Видел веб-сайты, на которых обсуждают наркотики, опыт их употребления 13 7
Видел веб-сайты, на которых обсуждают способы совершения самоубийства 11 5
Становился жертвой обмана/мошенничества или хищения личных данных в Интернете 26 9
Происходящие в современном мире глобальные перемены, связанные с техническим и ^ экономическим развитием общества, сопряже-^■р ны с возникновением риска нового типа, действие которого оказывается вне пространства и ° времени [1, 2], достаточно полно охарактеризованным У. Беком: 1) риск выходит за временные ограничения настоящей ситуации, ибо может воздействовать на будущие поколения; ^^ 2) риск преодолевает пространственные грани-I—Т цы, т. е. выходит за различного рода национальные границы; 3) риск не имеет социальных границ, он затрагивает судьбы большого числа разных людей [32]. При этом стоит признать, 1 что в нашем современном обществе ситуаций с нулевым риском не существует, нужны умения диагностировать уровень риска, навыки по противодействию негативному воздействию и угрозе и разработке соответствующей стратегии действий. Указанные выше характеристики приложимы к тому риску, с которым сталкиваются пользователи Интернета.
На основе исследований, направленных на анализ риска, которому подвергаются дети и подростки, используя Интернет, представляется возможным говорить о четырех общих категориях риска [39]. Во-первых, это риск, связанный с содержанием материалов, представленных в Интернете. Речь идет о тех ситуациях, в которых ребенок получает доступ к нелегальной информации, несущей вред его здоровью и развитию (в наибольшей степени это касается насилия, сексуального содержания, ксенофобии, суицидов, примеров асоциального поведения, наркотиков и пр.).
Во-вторых, это риск, связанный с контактами. Используя социальные сети, а также участвуя в дискуссиях (чаты, форумы и пр.), дети и подростки могут завести нежелательное знакомство. Подростки в социальных сетях становятся объектом пропаганды и манипуляций, как следствие, подвергаются радикализации и экстремистским наклонностям, а в результате могут быть даже вовлечены в террористическую деятельность [27, 34]. Крайне опасен стиль поведения и жаргон (сленг), принятый в социальных сетях, т. н. «Олбанский язык» -распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но орфографически нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определенных штампов, характерных для сленгов. Чаще всего используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и веб-форумах. Сленг породил множество стереотиных выражений и интернет-мемов, но при этом содержащих массу ненормативной лексики и имеющих ярко выраженый асоциальный, агрессивный и ксенофобский характер. Этот аспект необходимо подвергнуть самому тщательному анализу и изучению, принимая во внимание показатели радикализации и роста экстремизма в подростково-молодежной среде [27, 36].
В-третьих, речь идет о коммерческом риске, связанном с нелегальным скачиванием контен-
та, с играми, рекламой. Наконец, риск, связанный с использованием персональных данных, так как дети и подростки зачастую легко предоставляют личную информацию о себе, членах семьи и своем окружении [35].
По мнению исследователей, в наибольшей степени проанализирован риск, связанный с содержанием, а именно с уязвимостью по отношению к значительному числу явлений, угрожающих пользователю, будь то насилие, нарушение приватности, столкновение с изображениями порнографического содержания, провокация суицидов; в наименьшей - коммерческий риск. Важно отметить, что сеть Интернет пока никому в целом не принадлежит, как и не существует на сегодняшний день единых законов, регулирующих Интернет по всему миру, но борьба за кибербезопасность и, в первую очередь, за безопасность детей в Интернете -основной вызов времени в развитии глобального сетевого пространства, и Россия здесь не исключение.
Воздействие на интернет-рынок в нашей стране оказывается преимущественно за счет правового регулирования отрасли: в последние годы был принят ряд новых законов и подзаконных актов, накладывающих ограничение на распространение информации в Сети. Многие из них позволили исключить из Рунета внушительный пласт опасных для детей тем. Законодательное оформление вопросов, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания, в нашей стране началось еще в конце 90-х гг. прошлого века. Однако в условиях интенсивного развития новых информационных технологий особое значение приобрела необходимость государственного обеспечения информационной безопасности детей. Интересы ребенка в информационной сфере определены в документе, который был принят еще в Советском Союзе в 1989 г., -Конвенции о правах ребенка. Так, в статье 17 Конвенции говорится, что «...государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка» [10]. Начиная с 2004 г., вопросы безопасности детей в глобальной сети стали предметом широкого обсуждения на мероприятиях, проводимых по инициативе специально созданных общественных организаций (таких, например, как Российская ассоциация по противодействию сексуальной эксплуатации детей, фонд «Дружественный Рунет»), правоохранительных органов и иных служб, в чью компетенцию входят обеспечение интересов ребенка, защита его прав и свобод. Результатом стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон яв-
ляется одним из важнейших законодательных актов, обеспечивающих безопасность детей в плоскости современного информационного пространства. Он дает определение информационной безопасности детей как «... состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [18]. Кроме того, значимость его заключается в том, что в нем впервые определены правовые основы государственного регулирования деятельности, связанной с оборотом информационной продукции в сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности. Также он четко определил критерии информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и общие требования к ее обороту в сети Интернет. К ней относится: информация, запрещенная для распространения среди детей, и информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (всего выделено 5 возрастных категорий).
Для противодействия угрозам информационной безопасности была принята Концепция информационной безопасности. Это определенный шаг в обеспечении информационной безопасности детей и подростков в России. Данные меры созвучны действиям мирового сообщества в этом направлении, а также направлены на реализацию положений Национальной стратегии действий в интересах детей [16, 20]. Также созданы специальные подразделения, как в транснациональных правоохранительных органах («Интерпол»), так и в государственных системах правоохранительных органов. В частности, в Российской Федерации вопросы информационной безопасности находятся в компетенции Совета Безопасности Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестр экстремистских сайтов ведет Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляют мероприятия антисуицидальной интернет-профилактики. Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации систематически проводят парламентские слушания проблем инфор-
мационной безопасности, издают аналитические материалы в своих периодических изданиях. Налажено тесное взаимодействие органов государственной власти с Уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. Запрету по решению суда могут подлежать конкретные сайты, социальные группы и их адреса. Владельцы социальных сетей и администраторы сайтов также могут по своему усмотрению блокировать сайты и страницы, содержащие экстремистские, ксенофобские и террористические материалы.
Во-первых, в России блокируются сайты, содержащие детскую порнографию и информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений и насилия.
Во-вторых, закрывается доступ к ресурсам, способным спровоцировать опасное для жизни и здоровья поведение детей, сайты, содержащие призывы к суициду, участию в массовых публичных мероприятиях, фанатских движениях и пр. Вероятность встретиться с подобным контентом в Сети не так уж и велика, но стоит ввести конкретный запрос в поисковой строке Яндекса, Гугла или любой другой поисковой системы, и уже по первым ссылкам можно найти информацию о том, какие существуют способы самоубийства или как добиться желанной худобы [25] (табл. 2).
В-третьих, законодательство ограждает детей и подростков от информации в Интернете, рассказывающей о производстве и распространении наркотиков, психотропных средств, употреблении спиртных напитков и табачных изделий, средств электронной доставки никотина, т.н. «вэйпах».
В-четвертых, под запрет подпадает транслирование контента, содержащего признаки ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации «Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних...». Кроме того, подобный контент и его авторы отслеживаются самими участниками интернет-сообщества, и информация о его размещении оперативно передается активистами в правоохранительные органы.
В-пятых, блокируются ксенофобские сайты, направленные на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, подпадающие под действие ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Все эти ресурсы, согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [15], с 2012 г. попадают в Единый реестр запрещенных сайтов и подлежат быстрому досудебному закрытию. Заблокировать при этом могут как весь сайт, так и отдельную его страницу [19].
Таблица 2. Частота столкновения российских школьников с сайтами, на которых описываются способы нанесения вреда своему здоровью или публикуются сообщения, направленные против отдельных групп или лиц
% Возраст % общий
11-12 лет 13-14 лет 15-16 лет
Ненавистнический контент 17 33 33 29
Способы чрезмерного похудения 18 30 32 28
Способы причинения себе вреда и боли 11 14 14 14
Наркотики, опыт их употребления 7 15 15 13
Способы совершения самоубийства 10 10 12 11
Сталкивался с чем-либо из перечисленного 33 50 50 46
Ряд сайтов включается в тот же реестр запрещенных по решению суда. Процедура более длительная, но позволяет бороться с азартными играми и лотереями в Сети и любыми ресурсами, содержащими информацию, запрещенную на территории России, например, сведений о продаже поддельных дипломов или иных документов.
В России ведется Единый реестр доменов, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие запрещенную к распространению информацию (www.zapret-info .gov.ru).
Регламентировано, как взаимодействуют оператор реестра с провайдером хостинга в ходе ведения реестра. Прописано, как оператор направляет провайдеру уведомление о включении в реестр (исключении из него) доменного имени и (или) указателя страницы сайта; каким образом провайдер передает оператору обращение об исключении информации из реестра в случае удаления запрещенных сведений и (или) ограничения доступа к сайту. Определено содержание уведомлений (обращений).
Для формирования актуальных контактных данных провайдеров оператор создает базу их электронных адресов. Провайдеры могут и сами направить сведения о себе для включения в нее. Если в базе нет электронного адреса провайдера, оператор определяет его с помощью сервиса ICANN Whois. Оператор и провайдер могут выделить электронные почтовые ящики для направления уведомлений и информации, а также ответственных должностных лиц для организации взаимодействия. Провайдер вправе запросить у оператора заверенную выписку из реестра со ведениями, его касающимися. Определены содержание выписки, порядок и сроки ее направления. До привлечения к ведению реестра оператора его функции выполняет Роскомнадзор [17]. Федеральной службой по защите прав потребителей и благополучия человека с 2013 года проводится работа по экспертной оценке обращений с указанием страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на предмет наличия или отсутствия информации о способах самоубийства и (или) призывов к совершению самоубийства. За истекший период проведена экспертиза материалов порядка 30 000 сайтов и
страниц сайтов на предмет содержания запрещенной к распространению в Российской Федерации информации о способах самоубийства. В настоящее время в целях усиления совместных действий по взаимодействию в плане идентификации сайтов, содержащих запрещенную информацию, и их последующей блокировке издан совместный приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 18 мая 2017 г. № 84/292/351/ММВ-7-2/461С, согласно которому утверждены критерии оценки материалов и (или) информации, необходимые для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Это позволит ускорить реализацию мер, направленных на обеспечение информационной безопасности материалов в Сети, в том числе адресованных детям, подросткам, а также их родителям в связи с угрозами различного рода, обусловленными бесконтрольным использованием Интернета.
Информационная безопасность детей и подростков - стратегическая задача для государства, так как дети являются его будущим. Она должна стать первостепенной задачей родителей, опекунов и педагогов подрастающего поколения. Создание безопасной ИКС, способствующей благополучному развитию данной возрастной категории возможно при совместном подходе со стороны государственных и
общественных институтов. При этом необходимо дальнейшее развитие института правового обеспечения информационной безопасности детей и подростков в нашей стране, развитие и совершенствование института экспертной оценки информации, к которой может получить доступ ребенок, дальнейшее развитие цифровой компетентности населения, в том числе в области информационной безопасности, а также вовлечение поставщиков информационных услуг в деятельность по разработке мер по обеспечению информационной безопасности детей при работе с информационными технологиями и ресурсами [7, 30].
С целью предупреждения рисков информационно-психологической безопасности подростков в Сети необходимо дальнейшее продолжение и интенсификация научных исследований по данной проблеме, а также разработка и внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в Сети для учащихся и разработка программ психологической коррекции нарушений личностной сферы детей и подростков, пользующихся Интернетом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бовина И.Б. и др. Как здоровье приходит к детям? Развитие социальных представлений о здоровье у детей и подростков с точки зрения кросс-культурной перспективы (Франция/Россия) / И.Б. Бовина, Н.В. Дворянчиков. Отчет РГНФ, 2017.
2. Бовина И.Б. Риск: социально-психологический взгляд: [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 4. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/ 49292.shtml (дата обращения: 07.04.2017).
3. Будыкин С.В. и др. Информационная безопасность детей и подростков в представлениях родителей: [Электронный ресурс] / С.В. Будыкин, Н.В. Дворянчиков, И.Б. Бовина // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 4. С. 117-126.
4. Будыкин С. В. Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические аспекты проблемы: [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 13-24.
5. Василенко Л.А. и др. Информационная культура в системе государственного управления / Л.А. Василенко, И.Н. Рыбакова. М., 2004.
6. Википедия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.02.2017).
7. Горбачева Н.А. Правоприменительные аспекты формирования у подрастающего поколения цифровой компетентности и их реализация в гигиенической практике // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 12 (285). С. 21-25.
8. Гражданское право: Учебник / М.В. Карпычев, В.А. Бессонов [и др.] / Под общ. ред. М.В. Карпычева, А.М. Ху-жина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД ФОРУМ: НИЦИНФРА-М, 2014. 784 с.
9. Дети в Интернете. Исследование компании ЯИметрика. Режим доступа: http://www.internet-kontrol.ru/stati/deti-v-internete.html (Deti v Internete. Issledovanie kompanii RUmetrika.
10. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
11. Куликов А.Н. Специфика рисков социокультурного развития в современном обществе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 4. С. 133-138.
12. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве: [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 7. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.12.2016).
13. Матяш С.А. Информационная безопасность личности
как социальная проблема современности // Вестник '—' ГУУ. 2013. № 8. С. 38-45. =£
14. Международный пакт о гражданских и политических 4—' правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости ^^ Верховного Совета СССР, 1976, № 17, ст. 291. ^
15. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля ^ 2006 г. № 149-ФЗ (с изменениями и дополнениями). _
16. Об утверждении Концепции информационной безо- |_р
пасности детей: Распоряжение Правительства РФ от |—~ 2 декабря 2015 г. № 2471 -р. ^
17. Об утверждении Порядка взаимодействия оператора ,—j-единой автоматизированной информационной системы —г «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяю- ■ щих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21 февраля
2013 г. № 170 с провайдером хостинга» (с изменениями и дополнениями).
18. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г.
19. О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 (с изменениями и дополнениями).
20. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Режим доступа: http://base. garant.ru/70183566/ (дата обращения: 5.05.2017).
21. Продвижение интернет- и онлайновых ресурсов, безопасных для несовершеннолетних: Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 28 сентября 2009 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5BRuss ian_d0cuments%5D/%5B2009%5D/%5BSep0ct2009%5D /Rec1882_rus.asp#P7_228 (дата обращения: 10.06.2017).
22. Самыгин С.И. и др. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия / С.И. Са-мыгин, А.В. Верещагина // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6. Т. 2. С. 60-66.
23. Самыгин С.И. и др. Информационные аспекты обеспечения национальной безопасности России / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 92-95.
24. Самыгин С.И. и др. Информационная безопасность молодежи в современной России / С. И. Самыгин, А.В. Верещагина, А. В. Кузнецова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11/1. С. 140-144.
25. Солдатова Г. и др. Дети России Онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU KIDS ONLINE II в России / Г. Солдатова, Е. Рассказо-ва, Е. Зотова [и др.]. М. 213 с.
26. Солдатова Г.В. и др. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина, О.С. Гостимская / Под ред. Г.В. Солдатовой. М., 2011. 176 с.
27. Тихонова А.Д. Проблема вовлечения в террористическую деятельность посредством использования социальных сетей: Доклад на конференции «Коченовские Чтения», 10-12 ноября 2016 г.
28. Толоконникова А.В. Дети и Интернет: проблемы и гарантии информационной безопасности: [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2015. № 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1766 (дата обращения: 03.09.2016).
29. Трофимов Д.Ю. и др. Правовое регулирование доступа в Интернет / Д.Ю. Трофимов, С.В. Чирков // Актуаль-¡"^ ные проблемы агропромышленного комплекса: Сб.
4—_ трудов научно-практической конференции преподава-
^ телей, студентов, магистрантов и аспирантов, посвя-
'—Т щенный 80-летию Новосибирского государственного I— аграрного университета (г. Новосибирск, 7-11 ноября
^— 2016 г.), том «Общественные науки. Юридические нау-
ки» / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Новосибирск: ИЦ «Зо-;—р лотой колос», 2016. 109 с.
■ |е 30. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в кон-—-f тексте защиты прав детей в Российской Федерации с^ // Психология и право psyandlaw.ru 2016. Т. 6. № 4. F^ С. 86-94.
^— 31. Юревич А.В. Три источника и три составные части поддержания нравственности в обществе // Психологи'— ческие исследования нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2013. С. 13-35.
32. Breakwell G.M. The psychology of risk. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 256 p.
33. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - European Strategy for a Better Internet for Children. URL: http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/european-strategy-deliver-better-internet-our-children (дата обращения: 10.01.2017).
34. Ernst-Vintila A. et al. Is there social psychology of historic grievances and intergroup conflict in the age of «radicali-sation» / A. Ernst-Vintila, Y. Klar. Paper presented at the Conference «Tribute to Serge Moscovici», 17-18 November, 2016.
35. Kopecky K. et al. The risks of Internet communication / K.Kopecky, R. Szotkowski, V. Krejci // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. B.1348-1357.
36. Kwan G.C.E. et al. Facebook bullying: An extension of battles in school / G.C.E. Kwan, M.M. Skoric // Computers in human behavior. 2013. Vol. 29. P. 16-25.
37. La perception par les parents des risques encourus par leurs enfants sur Internet: [Электронный ресурс] // IPSOS. URL: http://www.social-sante.gouv.fr/espaces,770/famille, 774/publications-et-textes-officiels,893/sondages-etenquetes-sur-la,740/la-perception-par-les-parents-des,7411.html (дата обращения: 31.10.2016).
38. Livingstone S. et al. Theoretical framework for children's internet use / S. Livingstone, L. Haddon // Children, risk and safety on the Internet: research and policy challenges in comparative perspective / Eds. by S. Livingstone, L. Haddon, and A. Görzig. Bristol: The Policy Press, 2012. P. 1-12.
39. Livingstone S. et al. Risky experience for children online: charting European research on children and the Internet / S. Livingstone, L. Haddon // Children and society. 2008. Vol. 22. P. 314-323.
40. Livingstone S. et al. With members of the EU kids online network. EU kids online / S. Livingstone, L. Haddon, A. Görzing, K. Olafsson. London, Final report, September, 2011. 54 p.
41. Livingstone S. et al. Annual research review: harms experienced by child users of online and mobile technologies: the nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age / S. Livingstone, P. Smith // Journal of child psychology and psychiatry. 2014. Vol.55. № 6. Р. 635-654.
Контактная информация:
Горбачева Наталия Анатольевна, тел.: +7 (985) 483-96-43, e-mail: gorbachevana@fcgie.ru
Contact information:
Gorbacheva Natalija, phone: +7 (985) 483-96-43, e-mail: gorbachevana@fcgie.ru