Научная статья на тему 'Поликультурные ценностные ориентации студентов в пространстве технического вуза'

Поликультурные ценностные ориентации студентов в пространстве технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / MULTICULTURAL VALUES / ПРОСТРАНСТВО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / THE SPACE OF A TECHNICAL UNIVERSITY / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY BUILDING APPROACH / ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER ENGINEERING EDUCATION / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / STRUCTURAL COMPONENTS OF MULTICULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Эльмира Раисовна

В статье рассматривается феномен поликультурных ценностных ориентаций студентов в пространстве технического вуза в контексте проблематики трех взаимосвязанных аспектов: гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы; идей и концепции поликультурного образования; концепции компетентностного подхода в образовании. Определено понятие «поликультурные ценностные ориентации», под которыми автор рассматривает регулятор компетентностного поведения, включающий в себя систему ценностей и социальных установок личности и выступающий как мотивационный фактор социального поведения личности (необходимый как на уровне обучения в вузе, так и осуществления коммуникации с партнерами из других стран в профессиональном и бытовом контексте в будущем). Выявлена роль поликультурных ценностных ориентаций для студентов технических вузов как будущих представителей инженерных профессий. В качестве структурных компонентов содержания поликультурных ценностных ориентаций современного инженера возможно выделение таких, как: гуманистическое мировоззрение, личностно культурное самоопределение, этнотолератность, многокультурная идентичность, диалогичность мышления и др. Феномен поликультурных ценностных ориентаций студентов в пространстве современного технического вуза целесообразно рассматривать в русле проблематики трех его взаимосвязанных контекстов: гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы; идей и концепции поликультурного образования; концепции компетентностного подхода к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL VALUE SYSTEM OF STUDENTS IN THE SPACE OF TECHNICAL UNIVERSITY

The article deals with the phenomenon of multicultural value system of students in the space of a technical university in the context of the problems of three interrelated aspects: humanization and humanitarization of higher technical school; ideas and concepts of multicultural education; the concept of competency building approach in education. Here the concept of "multicultural value system" is defined which the author considers to be the control of the competence of conduct including a system of values ​​and social setting of a person and acting as a motivational factor in the social behavior of a person (necessary both in the process of teaching at the university and communicating with partners from other countries in professional and everyday context in the future).The role of multicultural value system for students of technical universities as the future representatives of the engineering professions is determined. In the capacity of the structural components of multicultural value system content of modern engineer there can be emphasized the following: humanistic worldview, personal cultural identity, ethnotolerance, multicultural identity, dialogueness of mentality and others. There is a good reason to consider the phenomenon of multicultural value system of students in the space of a modern technical university in line with the perspective of its three interrelated contexts: humanization and humanitarization of the higher technical school; ideas and concepts of multicultural education; the concept of competence-based approach to education.

Текст научной работы на тему «Поликультурные ценностные ориентации студентов в пространстве технического вуза»

педагогические науки

Васильева Эльмира Раисовна ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ...

УДК 378.4

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2016

Васильева Эльмира Раисовна, старший преподаватель

Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет, филиал в г. Октябрьский (452600, Россия, Башкортостан, Октябрьский, ул. Девонская, 54 а, e-mail: elmira-vasilyeva@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается феномен поликультурных ценностных ориентаций студентов в пространстве технического вуза в контексте проблематики трех взаимосвязанных аспектов: гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы; идей и концепции поликультурного образования; концепции компетентностного подхода в образовании. Определено понятие «поликультурные ценностные ориентации», под которыми автор рассматривает регулятор компетентностного поведения, включающий в себя систему ценностей и социальных установок личности и выступающий как мотивационный фактор социального поведения личности (необходимый как на уровне обучения в вузе, так и осуществления коммуникации с партнерами из других стран в профессиональном и бытовом контексте в будущем). Выявлена роль поликультурных ценностных ориентаций для студентов технических вузов как будущих представителей инженерных профессий. В качестве структурных компонентов содержания поликультурных ценностных ориентаций современного инженера возможно выделение таких, как: гуманистическое мировоззрение, личностно - культурное самоопределение, этнотолератность, многокультурная идентичность, диа-логичность мышления и др. Феномен поликультурных ценностных ориентаций студентов в пространстве современного технического вуза целесообразно рассматривать в русле проблематики трех его взаимосвязанных контекстов: гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы; идей и концепции поликультурного образования; концепции компетентностного подхода к образованию.

Ключевые слова: поликультурные ценностные ориентации, пространство технического вуза, гуманизация и гуманитаризация образования, поликультурное образование компетентностный подход, высшее инженерное образование, структурные компоненты поликультурных ценностей.

MULTICULTURAL VALUE SYSTEM OF STUDENTS IN THE SPACE OF TECHNICAL UNIVERSITY

© 2016

Vasilyeva Elmira Raisovna, senior lecturer

Ufa State Petroleum Technological University, Oktyabrsky Department (452600, Russia, Bashkortostan, Oktyabrsky, 54a Devonskaya st., e-mail: elmira-vasilyeva@mail.ru)

Abstract.The article deals with the phenomenon of multicultural value system of students in the space of a technical university in the context of the problems of three interrelated aspects: humanization and humanitarization of higher technical school; ideas and concepts of multicultural education; the concept of competency building approach in education. Here the concept of "multicultural value system" is defined which the author considers to be the control of the competence of conduct including a system of values and social setting of a person and acting as a motivational factor in the social behavior of a person (necessary both in the process of teaching at the university and communicating with partners from other countries in professional and everyday context in the future).The role of multicultural value system for students of technical universities as the future representatives of the engineering professions is determined. In the capacity of the structural components of multicultural value system content of modern engineer there can be emphasized the following: humanistic worldview, personal - cultural identity, ethnotolerance, multicultural identity, dialogueness of mentality and others. There is a good reason to consider the phenomenon of multicultural value system of students in the space of a modern technical university in line with the perspective of its three interrelated contexts: humanization and humanitarization of the higher technical school; ideas and concepts of multicultural education; the concept of competence-based approach to education.

Keywords: multicultural values, the space of a technical university, humanization and humanitarization of education, multicultural education, competency building approach, higher engineering education, structural components of multicultural values.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Поликультурные ценностные ориентации определяются А. Брагиной как элементы внутренней структуры личности, реализующие позитивные отношения к образцам культуры и позволяющие ей устанавливать толерантные взаимоотношения с представителями иных культурных групп [1, с. 13-14].

И далее, обнаруживаются поликультурные ценностные ориентации в характере когнитивных, аффективных, поведенческих реакций личности на окружающую действительность и проявляются в межличностных отношениях.

На наш взгляд поликультурные ценностные ориентации - это регулятор компетентностного поведения, включающий в себя систему ценностей и социальных установок личности и выступающий как мотивацион-ный фактор социального поведения личности (необходимый как на уровне обучения в вузе, так и осуществления коммуникации с партнерами из других стран в профессиональном и бытовом контексте в будущем).

Известно, что для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [2, с. 136].

Постановка задания.

Современный технический вуз в условиях Башкортостана представляет собой поликультурное пространство, в котором непосредственно взаимодействуют представители различных этносов. Такое пространство определяется как условиями культурного многообразия региона, разнообразным этническим составом населения, так и процессами интернационализации (набор иностранных студентов, организация обменных программ, а также индивидуальная студенческая мобильность).

Следует указать, что проблемы гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы широко обсуждались теоретиками, практиками, общественностью еще в конце ХХ века. В то время, по мнению многих исследователей, проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в целом, и инженерно-технического в том числе, обозначились в связи с постановкой задач реформирования системы образования, обусловленных качественными изменениями российского общества в постсоветское время.

Подчеркнем, что, несмотря на выделение самой проблемы, четкой концепции гуманитаризации технического вуза и инженерного образования разработано не было и многие вопросы гуманитарной подготовки специалистов остались тогда и остаются сегодня малоисследованными и дискуссионными.

Васильева Эльмира Раисовна педагогические

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ... науки

Изложение основного материала исследованияс полным обоснованием полученных научных результатов.

Внимание к данной проблеме в ХХ1 веке связано с такими факторами как:

- наглядное проявление недостатков высшего технического образования, выражающееся в идеализации сугубо профессиональной направленности обучения. Как указывает М. Смирнова «разрыв между специальной и гуманитарной подготовкой студентов ведет к обеднению духовного и культурного уровня специалиста, проявляющегося в ограниченности культурного кругозора, обедненной духовности, неустойчивости морально-нравственных качеств личности» [3, с. 2];

- переживание человечеством сложнейшего перехода от техногенной культуры, технократических принципов в области науки и образования к этике одухотворенной цивилизации и обострившейся сегодня потребностью в гуманизации и гуманитаризации образования на мировоззренческом, идеологическом, структурно-содержательном, технологическом, дидактическом и других уровнях [4, с. 45].

Ю. Ветров и А. Ивашкин считают, что гуманитарно - гуманистические основы инженерной деятельности «не очевидны в современном все еще технократическом мире, достаточно ущербном с точки зрения представлений о полноте человеческого бытия. Но, как это ни парадоксально, они-то и составляют душу инженерной профессии, ее сердцевину. А это значит, что инженер -профессия гуманистическая, другими словами, она обращена к человеку как целостности» [См. там же, с. 46].

При этом, как указывают исследователи, необходимо учитывать, что инженерная гуманитарность или техническая гуманитарность представляет собой более сложные формы, чем традиционная гуманитарная рациональность.

В одном из первых философско-социологических исследований проблем гуманитаризации и гуманизации высшей школы и гуманитарной подготовки будущих инженеров И. Орешниковым были выделены значимые для нашего исследования моменты: сложность и комплексность самой проблемы гуманитарной культуры и инженерной деятельности; выделение в гуманитарной культуре как единой и целостной системе таких структурных элементов как культура мышления, культура чувств, культура языка и речи, культура общения и поведения, культура общественно-исторического самосознания; понимание общечеловеческого, смысложизненного характера гуманитарно-культурных ценностей, представляющих собой единство рационального и чувственно - эмоционального, сущего и должного; и, наконец, рассмотрение самой значимости гуманитарной культуры для инженера, представляющей собой не узкое, частное, чисто личностное, а широкое социальное и профессиональное значение, то есть гуманитарная культура для инженера - это необходимый элемент и существенный показатель его интеллигентности, профессионализма и компетентности [5, с. 3].

Не вдаваясь в более детальный анализ проблем гуманитарной культуры и инженерной деятельности, отметим следующие моменты.

- Во-первых, это некоторая недооценность самой проблемы в прошлом, и ее в большей мере (как показывает сегодняшняя ситуация) упреждающе - практический характер, а не кажущийся отвлеченно - надуманный (как давний спор между «физиками» и «лириками»).

- Во-вторых, это усугубление проблем гуманизации и гуманитаризации на уровне института образования и гуманитарной подготовки в пространстве технического вуза, которые связаны сегодня с влиянием таких тенденции и мировых явлений как глобализация, взаимная интеграция, мультикультурализм, полиэтничность, социальная мобильность, взаимопроникновение культур, информатизация и компьютеризация, приводящие к постепенному исчезновению культурных и этнических 92

границ [6], которые, по мнению специалистов, оказывают как отрицательное, так и положительное влияние на концептуализацию и материализацию идей и вопросов, касающихся системы образования [7, с. 14].

Одновременно имеет место переход на ФГОС ВПО, а затем и новые ФГОС ВО (Приказ Минобрнауки России № 1170, утв. 20.10.2015), предусматривающих существенное изменение структуры преподавания.

Важно подчеркнуть, что идеи гуманизации и гуманитаризации технического образования представляют собой теоретическую основу поликультурного образования, которое, в свою очередь, является условием формирования поликультурных компетентностей.

Проблемы поликультурного образования и компе-тентностного подхода в пространстве технического вуза рассматриваются современными исследователями многопланово. Так, сегодня, уделяется внимание проблемам межэтнического взаимодействия молодежи в полиэтнической среде ВУЗа (наличие межэтнической напряженности в студенческой среде, проявление на бытовом уровне этноцентризма, принижения в личностном общении ценностей иной культуры, мелкие оскорбления на национальной почве представителей другого этноса и др.) [8]; вопросам формирования межкультурной компетенции [9], и корпоративной компетенции студентов [10], проблемам развития студента как человека культуры в условиях воспитания в техническом вузе [11]; вопросам развития коммуникативной креативности студентов в процессе межкультурной коммуникации [12]. Можно выделить рассмотрение таких проблем как раскрытие организационно-педагогических условий развития студента, его потенциала, для обучения и воспитания конкурентоспособного специалиста технического профиля на мировом рынке труда и обозначения факторов, способствующих развитию у студента технического вуза качеств личности, характеризующих его как человека культуры [13], а также выделенную многими специалистами проблему сложившегося противоречия, а именно требований современной образовательной ситуации и педагогических реалий с одной стороны учитывать в образовании этнокультурный фактор, а с другой - создание условий для познания культуры других народов, интеграции с мировым культурно-образовательным пространством, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащих к различным этносам, конфессиям, расам [14].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Собственно приведенная проблематика исследований в той или иной мере согласуются с предлагаемым видением исключительной актуальности такого аспекта в процессе подготовки современного инженера как формирование поликультурных ценностных ориентаций, представляющих собой аксиологический компонент в структуре поликультурных компетенций.

Специально выделим тот факт, что, несмотря на существование различных структурно - содержательных характеристик поликультурной компетентности, аксиологический компонент в них является базовым и присутствует в том или ином виде.

Нет необходимости детально рассматривать существующие структуры, приведем лишь определенные содержательные компоненты, это:

- культурно - знаниевый, социокультурный, рефлексивно - творческий (личностный) [15];

- мотивационно - ценностный, когнитивный, дея-тельностный, эмоциональный [16];

- профессиональный, культурологический, личностный [17];

- когнитивный, мотивационно-ценностный, деятель-ностный [18] и др.

Дальнейшее рассмотрение проблем поликультурных ценностных ориентаций в пространстве технического вуза предполагает анализ следующих вопросов, а имен-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

педагогические науки

Васильева Эльмира Раисовна ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ...

но особенностей педагогических условий их формирования, а также выявление их зависимости, как от уровня коммуникативных умений, так и специальных знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брагина А.Д. Развитие поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в современном языковом образовании / А. Д. Брагина // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 4.- С. 1117.

2. Кожахметова К. Ж. Научно-методические основы поликультурного образования и организации воскресных школ Республики Казахстан / К. Ж. Кожахметова, М. С. Юнусова. - Алматы, 2006. - 96 с.

3. Садчикова Я. В. Формирование межкультурной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук / Я. В. Садчикова.- Пенза, 2009. - 181 с.

4. Ветров Ю. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования / Ю. Ветров, А. Ивашкин // Высшее образование в России. - 2006. - № 1. - С.45-46.

5. Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа/ Е. А. Климов // Психологический журнал. - 1993. - Т.24. - № 4. - С.136.

6. Алексеев И. В. Основы функционирования и роль в экономике России международных франчайзин-говых сетей / И. В. Алексеев, Е. В Рибокене// Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2014. - № 4 (10). - С. 82-85.

7. Сарапулова А.В. Развитие коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе межкультурной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук/ А. В. Сарапулова.- Магнитогорск, 2014. - 230 с.

8. Грогуленко Н. В. Поликультурное образование как профилактика межэтнических конфликтов в процессе подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли (на примере студентов ФГБОУ ВПО УГНТУ Г. УФА) / Н. В. Грогуленко, Э. С. Гареев // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». - 2014.- №3. Режим доступа: http://www.ogbus.ru

9. Пробин П. С. Поликультурное образование как социально-педагогическое явление в контексте проблематики межкультурной коммуникации / П. С. Пробин// Человек и культура. - 2015. - № 1. - С.1-21.

10. Смирнова М.И. Гуманитарные дисциплины в негуманитарных вузах: поиск оптимальных моделей преподавания/ М. И. Смирнова // Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 2. - С. 1-7.

11. Деречин А.О. Структурно-содержательная характеристика поликультурной компетентности старшеклассников / А. О. Деречин // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. -№1(17). Режим доступа:http://shgpi.edu.ru/nauka/vestnik-shgpi/

12. Плахина Л. Н. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов технического вуза / Л. Н. Плахина, Е. В. Вострокнутов, Ю. А. Дианова// Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011.- № 72. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru

13. Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер / И. М. Орешников. - Уфим. нефт. ин-т, 1992. - С. 3.

14. Жукова О.Г. Развитие студента как человека культуры в условиях поликультурного воспитания в техническом ВУЗе: дис. ... канд. пед. наук / О. Г. Жукова. -Казань, 2009. - С. 249.

15. Данилова Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов / Л. Ю. Данилова // Учитель. - 2007. - № 3. - С. 12-15.

16. Гусев Д.А. Либерализм, православие и национальная идея в условиях переходного периода и кризиса современного российского общества / Д. А. Гусев // Философская мысль. - 2015. - № 2. - С.25-62.

17. Васютенкова И.В. Развитие поликультурной ком-

петентности учителя в условиях последипломного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В Васютенкова. -СПб., 2006. - 27с.

18. Гомонова Т.Д. Сущность и структура поликультурной компетентности / Т. Д. Гомонова// Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. -№2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.