доксами педагогической деятельности, встречающиеся в школьной практике, собственных примеров. Был проведен педагогический тренинг "красный, желтый, черный". Рефлексия была организована в микрогруппах с помощью технологии создания педагогического коллажа "Идеальный учитель: какой он?", что особенно вдохновило ребят на проявление своих творческих способностей.
14 декабря 2017 года для обучающихся 1011-х классов образовательных организаций Оренбурга и Оренбургской области состоялась олимпиада по педагогике "Ориентир", где каждому старшекласснику была предоставлена возможность раскрыть свой творческий потенциал. Обучающиеся педагогического класса стали победителями и призерами олимпиады.
Организация деятельности по реализации программы педагогического класса "Введение в педагогическую профессию" сегодня продолжается согласно планам работы на 2017-2018 учебный год.
Обобщение опыта и собственный опыт внедрения программы педагогических классов в образовательные организации Оренбурга и Оренбургской области уже на данном этапе исследования показал необходимость возрождения педагогических классов в нашем регионе с целью решения таких важных задач, как профессиональное самоопределение обучающихся, повышение качества довузовской подготовки учителя, нехватка педагогических кадров.
Результаты адаптации программы педагогического класса (2017 - 2018 гг.) показали, что активное включение старшеклассников в работу педагогических классов позволила им обогатиться знаниями по истории педагогики, сформировать умение анализировать, моделировать ситуации педагогической деятельности; обосновывать свой выбор педагогической профессии; осуществлять первичную самодиагностику личностно-профессиональных ка-
честв; соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями педагогической профессии. Также педагогические классы обеспечивают пред-профильное погружение в мир педагогической практики, помогают в осуществлении первых педагогических проб.
Исследования в области проблемы профессионального самоопределения посредством создания педагогических классов должны быть продолжены и углублены. В частности, актуальным представляется в дальнейшем распространение опыта деятельности педагогических классов в школах Оренбурга и Оренбургской области в аспекте следующих проблем: исследование взаимообусловленности методической готовности педагога и профессионального самоопределения обучающегося; повышение уровня качественной учебно-методической поддержки учителей в образовательном процессе школы и др.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1980. -336 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев,- СПб.: Питер, 2001. - 452 с.
3. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза : учеб.-методич. пособие. - Вып. 4. -2004. - 120 с.
4. Бродская А. Педуклон в школе II ступени №1 имени Шевченко в 1927-28 г.г. // Вестник просвещение. - Оренбург, 1928. - № 7-8. - С. 38.
5. О реорганизации школы II ступени в связи с основами школьного строительства РСФСР // Культурное строительство в РСФСР. - М., 1984. -Т.1.-4.2.-С. 43-47.
6. Попова В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты. - Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В, И. Попова. - Оренбург : ГБУ РЦРО, 2015. - С. 7-19.
7. Православие и мир - 2003 [Электронный ресурс] - URL: http://www.pravmir.ru/olga-vasileva-v-shkolu-neobhodimo-vernut-proforientatsiyu/ (дата обращения: 12.01.18)
FOREIGN LANGUAGE AS A GLOBAL PHENOMENON AND EFFECTIVE MEANS FOR FORMING POLICULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCA TION
Vasilyeva Elmlra Raisovna, Senior Lecturer, Ufa State Petroleum Technological University, University (branch), Oktyabrsky, Republic of Bashkortostan
The article describes the foreign language as a global phenomenon. The pedagogical potential of the "Foreign Language" discipline in the multicultural education of technical university students is emphasized. Multicultural competence formation of technical university students in the process of foreign language learning is an integral part of their future professionalism, in connection with the growing cross-cultural interaction and the interdependence of nations, multiculturalism allows to achieve harmony in the spiritual ambitions of different countries, strengthens
moral principles and determines uniform moral standards for all social strata and ethnic groups. Among the spiritual and moral values of a student, one of the most significant is the upbringing of a citizen with a tolerant worldview, capable of understanding with representatives of other peoples, an intercultural, inter-confessional dialogue with representatives of various peoples and ethnic groups. This becomes all the more important, since in a multinational, multicultural environment of a regional higher educational institution, social and political stability directly depends on the moral development of the individual and tolerance. The author considers the complex of pedagogical conditions forming the multicultural competence of students by means of a foreign language and the forms of its implementation are considered. It is necessary to put the principles and approaches of multicultural education, competency building approach and learning technology to the theoretical approaches of students' S multicultural competence formation.
ъс
^ Keywords: global phenomenon; foreign language; culture; pedagogical potential; a complex of pedagogical
^ conditions; multicultural competence.
^ УДК 378.4 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
UJ ВАК рф 13 00 08 И ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
^ ПОЛИКУЛЬ ТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Q ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
LU
© Васильева Э.Р., 2018 В статье дается характеристика иностранного языка как глобального феноме-
на. Выделяется педагогический потенциал дисциплины "Иностранный язык" в поликультурном образовании студентов технических вузов. Формирование f*^ поликультурной компетентности студентов технического вуза в процессе изу-
I чения иностранного языка является неотъемлемой частью их будущего про-
фессионализма. В связи с возрастающим взаимопроникновением культур и взаимозависимости наций поликультурность позволяет достигнуть гармонии в духовных стремлениях разных стран, укрепляет моральные устои и определяет единые нравственные стандарты для всех социальных слоёв и этнических групп. Среди духовно-нравственных ценностей студента одной из наибо-* лее значимых является воспитание гражданина, обладающего толерантным
32 мировоззрением, способного к взаимопониманию с представителями других
народов, межкультурному, межконфессиональному диалогу с представителями различных народов и этносов. Это становится тем более важным, поскольку в условиях многонациональной, поликультурной среды регионального вуза социально-политическая стабильность напрямую зависит от нравственного развития личности и толерантности. Автор рассматривает комплекс педагогических условий, эффективно формирующих поликультурную компетентность студентов средствами иностранного языка и формы его реализации. К теоретическим подходам к формированию поликультурной компетентности у студентов необходимо отнести принципы и подходы поликультурного образования, компетентностный подход, технологию обучения. Ключевые слова: глобальный феномен; иностранный язык; культура; педагогический потенциал; комплекс педагогических условий; поликультурная компетентность.
<
CI UJ
ВАСИЛЬЕВА Эльм и pa Раисовна, старший преподаватель, Уфимский государственный нефтяной технический университет (филиал), Октябрьский, Республика Башкортостан vas /lye va@maii ru
Понимание того, что иностранный язык представляет собой компонент культуры (напомним, национально-специфический) или является средством овладения мировым культурным наследием в структуре поликультурного образования является общепризнанным.
Выделение культурологической идеи в качестве ведущей в преподавании иностранного языка или другими словами введения принципа изучения иностранных языков в контексте культуры настоятельно требует не только обновления содержания, но и развития технологии языкового образования.
На нормативно-правовом уровне это отражается в следующих документах, таких как:
- Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации;
- Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы)";
- Концепция развития поликультурного образования и др.
Что касается последнего документа, то в рамках нашего исследования, среди целей и приоритетов необходимо выделить следующие:
- "формирование российской гражданской идентичности в сложных условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингваль-ности многонационального народа России;
- развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полингвальном мире" [5].
Исследуя такие понятия, как "глобализация", "глобальное образование", "глобальная компетенция", И. Синагатуллин выделяетзначимые для нашего исследования положения, это:
- во-первых, представление о глобальном образовании как о неотъемлемой части общего образования (глобальное образование ирает важную роль во всех образовательных заведениях, от детского сада и заканчивая учреждениями высшего профессионального образования и обучающими программами для взрослого населения);
- во-вторых, включение в глобальное образование важной идеи, призывающей к непредвзятому мировидению;
- в-третьих, понимание глобального образования как реформирующего движения, появившегося из недр современной глобализирующейся эпохи;
- в-четвертых, определение глобального образования как новой фазы гуманизации, гуманитаризации и демократизации образовательного процесса. [9]
Существуют различные характеристики, которые позволяют классифицировать явление как глобальное. Так, В. Толстых считает, что к глобальным относят "явления, факторы, тенденции и процессы, которые стали, общечеловеческими для мирового сообщества в целом, затрагивают интересы и выражают потребности всех народов и граждан, стран и культур и так ими воспринимаются и оцениваются". [13]
Среди признаков, которыеуказывают на то, что английский язык становится глобальным феноменом, И. Синагатуллин выделяет следующие:
- распространенность в мире;
- мотивационная устремленность всевозрастающего количества студенческой молодежи к его овладению;
- увеличение доли в письменной и электронной коммуникации;
- проникновение в активный словарь многих народов. [10]
На наш взгляд, необходимо выделить еще одну значимую характеристику, которая позволяет классифицировать явление как глобальное, а именно: "если оно инициировано, проведено в жизнь или стало результатом действия института, который изначально имеет мировой транслокальный статус. [6]
По мнению О. Леоновой, основной чертой глобального процесса в области образования является его транснациональность. Однако, как указывает исследователь, "универсальная и унифицированная система образования лишена всего того, чем обладают национальные модели образования разных стран: исторической памятью, традициями, символами, ценностью и идентичностью". [7; 225]
В отличие от О.Леоновой, Ю. Зиятдинова считает, что именно глобализация и интеграция выступают движущими силами модернизации национальных систем образования, тенденции развития которых проявляются в следующих позициях:
- во-первых, это стремительное развитие и интернационализация мирового рынка образовательных услуг за счет академической мобильности субъектов образовательного процесса;
- во-вторых, формирование инновационных кластеров, концентрирующихся вокруг вузов исследовательского и предпринимательского типа, в которых большую долю составляют программы инженерного образования;
- в-третьих, оптимизация направлений основной вузовской подготовки и системы повышения квалификации и переподготовки кадров для промышленных предприятий;
- в-четвертых, появление новых, гибридных форм обучения, сочетающих в себе традиционные и виртуальные дистанционные формы обучения;
- в-пятых, обеспечение совместимости национальных систем образования разных стран. [2]
Следует отметить, что проблемам интеграции культуры в процесс обучения иностранному языку посвящены исследования И. Л. Бим, Е. И. Пассова, В.В.Сафоновой, Н.Н.Солововой, И. И. Халеевой, В.П.Фурмановой, С. Г. Тер-Ми-насовой и др.
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
*
34
В диссертационных исследованиях проблематика поликультурного образования и воспитания личности в процессе преподавания иностранным языкам представлена работами Ю.В. Агранат, Н.В. Боговик, И.В. Васютенковой, Т.Ю. Гурьяновой, Л.Ю. Даниловой, И.С. Лу-нюшкиной, Т.А. Максимовой, И.В. Хариной, Е.М. Щегловой, О.В. Яковлевой и др.
Языковое образование (формирование поликультурной личности средствами изучаемого иностранного языка) представляет собой часть поликультурного образования и, как указывает А. Дунаева, "через изучение нетолько языка, но что самое важное и ценное, - изучение культуры страны - происходит приобщение к мировой культуре, ее понимание, воспитание ценностного к ней отношения, что в конечном итоге будет способствовать продуктивному общению с представителями иных культур". [1]
Целью обучения иностранным языкам в технических вузах выделяется как "достижение уровня, достаточного для практического использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности" [8], так и организация преподавания на основе компе-тентностного подхода с помощью непосредственного общения учителя и учащегося, являющегося как средством, так и целью обучения. [14]
Особое внимание в преподавании иностранного языка, по мнению О. Колоницкой, необходимо уделять изучению национально-культурных особенностей в силу того, что "знания только иностранного языка недостаточно для эффективного общения с представителями других культур: каждое слово на иностранном языке отражает другой мир и другую культуру." [4]
Что касается преподавания иностранного языка в техническом вузе, то исследователи указывают, что "большинство выпускников не владеют достаточным уровнем иностранного языка необходимым для профессионального письменного и устного общения" [12], а сам процесс обучения протекает сложнее.
Проблемы, возникающие при обучении иностранным языкам, возможно, представить следующим образом:
- "свойственное студентам технических специальностей неумение точно и последовательно формулировать мысли, низкая культура речи, слабо развитая способность к самокритике, потребность в самообразовании и самовоспитании", [15]
- проблемы преемственности "образовательное учреждение - вуз";
- различный уровень владения иностранным языком у студентов первого года обучения;
- отсутствие мотивации и отсутствие навыков самостоятельной работы со специализированной литературой и Интернет-ресурсами;
- недостаточное техническое оснащение аудитории иностранного в техническом вузе". [12]
В целом, как указывает Н. Евдоксина, студенты технических вузов "знают и осваивают языки плохо из-за такого психологического момента, как сугубо технический склад ума, и отсутствия языкового чутья, без которого сложно воспринимать чисто языковые реалии. Студенты-гуманитарии имеют лучшее представление об устройстве языковой системы, правилах использования языковых единиц и принципах их сочетания". [3; 274]
Практика и, в частности, проведенные нами наблюдения в многонациональных студенческих группах технического вуза свидетельствуют отом, что студенты на начальном этапе обучения не подготовлены к взаимодействию в поликультурной среде вуза, в студенческих группах зачастую возникают как психологически напряженные, так и конфликтные ситуации, а также случаи пренебрежительного и неуважительного отношения к ценностным ориен-тациям представителями других культур.
Проведенное нами исследование показывает, что педагогический потенциал дисциплины "Иностранный язык" в поликультурном образовании студентов технических вузов несомненно развивается и суть его заключается в следующем:
- во-первых, в сущности самого термина "язык". В понимании этого культурного феномена, посредством которого реализуется как процесс передачи социального опыта, так и культурных моральных и нравственных норм и традиций. Понятие языка является одним из первоначальных явлений, при изучении которого начинается процесс формирования представлений об иной культуре и ее носителе;
- во-вторых, в содержании самой дисциплины. Содержание курса "Иностранный язык" направлено на знакомство студентов с историей и культурой народов страны изучаемого языка, на формирование представлений о наличии диалога культур. Диалог культур предстает как сознательно избираемая гуманистическая позиция. Фактически это позиция гуманистического отношения к другим культурам, т. е. готовность к ее изучению, коммуникативный этикет и др.;
- в-третьих, педагогическии потенциал дисциплины "Иностранный язык", который заключается в возможности использования различных методов (метод дискуссий, "мозговой штурм", проектная методика или технология (групповые проекты), ролевые игры, обучающая методика подкаста (рос1са51:) и др.), а также форм работы (в парах, в группах), которые позволяют активно взаимодействовать студентам друг с другом. На занятиях имеется возможность построить оптимальныеусловия для общения студентов друг с другом в поликультурной среде (приобретение опыта позитивного взаимодействия, принятия групповых решений, урегулирования конфликтов и др.).
Комплекс педагогических условий, эффективно формирующих поликультурную компетентность студентов технического вуза средствами иностранного языка, а также форм реализации возможно представить в нижеследующей таблице.
Таблица 1 - Комплекс педагогических условий, эффективно формирующих поликультурную компетентность студентов технического вуза средствами иностранного языка, и формы реализации
Комплекс педагогических условий, эффективно формирующих поликультурную компетентность студентов технического вуза средствами иностранного языка
Организация соответствующей поликультурной образовательной среды, способствующей формированию толерантной позиции студентов к другой культуре и другому менталитету
Формы реализации
Реализация интерактивных методов и форм работы на занятиях по иностранному языку,
способствующих
успешному
формированию
поликультурной
компетентности
студентов_
Применение дифференцированно го подхода к студентам с учетом диагностических результатов их уровня
сформированности
поликультурной
компетентности
Проведение мини конференций, круглых столов с приглашением иностранных студентов и аспирантов. Участие в конференции или в других интерактивных формах занятий с защитой проектов, создающих как интегрированную информационно-образовательную, так и коммуникативную среду и др.
Применение
обучающей
методики
подкаста,
проектной
методики и др.
Анкетирование Тестирование
При этом, на наш взгляд, необходимо учитывать ряд важнейших условий, разработанных П. Сысоевым (концепция языкового поликультурного образования):
- обучение иностранному языку не может считаться поликультурным, если студенты знакомятся лишь с культурой страны изучаемого
языка (небходимо предоставлять возможности сравнения, сопоставления, нахождения различия и сходства одинаковых явлений в различных культурах и культуры своей страны (именно в силу этого, при описании целей и задач языкового поликультурного образования используется понятие "соизучение");
- простое дополнение информации о традиционно не представленных культурах или группахтакже не гарантирует статус поликультурности (необходимо указание места данной культурной группы в обшей системе культур страны изучаемого языка, а также и ее системообразующих элементов в формировании единой системы ценностей, культурного и исторического наследия страны);
- обучающий процесс, во время которого может сформироваться отрицательное отношение к какой-то культурной группе (стране родного или иностранного языка), не имеет отношение к поликультурному образованию, в силу того, что оценочные суждения о "другой" культуре с позиции "собственной" могут поставить культуры не в параллельный, а иерархический ряд. По мнению исследователя, представляют большую опасность сформированные негативные суждения о культуре, которые при определенных условиях могут вызвать культурную агрессию, дискриминацию и вандализму;
-языковое поликультурное образование не содержится в конкретном учебном пособии или УМК, в силу того, что линейный текст сам по себе не гарантирует достижения целей такого вида образования. Такой подход объясняется П. Сысоевем фактом того, что феномен языкового поликультурного образования представляет собой некий общий подход как к разработке учебных материалов, так и организации обучения языкам и культурам в целом. [11; 108]
На наш взгляд, тщательная подготовка методической разработки дает возможность формирования поликультурной компетентности студентов, особенно в условиях многоуровневых университетских комплексов.
Обогащание образовательного процесса в техническом вузе социокультурным контекстом, приобщающего учащихся к мировым культурьным ценностям и расширяющего их культурный кругозор
Н-р: Разработка методического пособия «Культура Башкортостана — Культура Англии»; организация; проведение Дня культуры;
организация студии дополнительного образования с комплексным включением компонента поикультурности; организация лигвисти-ческой лаборатории
ьс £
UJ S ъс о
LU
< а
LU
36
Литература:
1. Дунаева A.C.Культурологическая идея концепции языкового пол и культурного образования // Ученые записки. - 2015. - №1. (33). С. 170-177. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/ 58071654-Kulturolog iches kaya-ideya-konce pcii-yazy kovogo-polikul turn og o-o brazovaniya-a-s-dunaeva.html (дата обращения: 20.12.2017).
2. Зиятдинова Ю.Н. Концептуальная модель интернационализации инженерного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань : Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2016. - С. 46.
3. Евдоксина Н.В. Психологические особенности изучения иностранного языка студентами технических вузов // Вестник АГТУ. - 2007. - № 2 (37). - С. 273-279.
4. Колоницкая О.Л. Реализация концепции поликультурного образования и ее влияние на профессиональное становление личности обучаемого в техническом вузе // Эйдос. - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2010/ 1210-01.htm (дата обращения: 14.04.2017).
5. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru (дата обращения: 14.09.2017).
6. Кирьянова Л.Г. Общество в контексте глобаль-но-локальныйх отношений. - Томск : Дельтаплан, 2007 - 136 с. [Электронный ресурс]. URL: https:// docviewer.yandex.ru (дата обращения: 15.04.2017).
7. Леонова О.Г. Национальная модель образования как цивилизационный ресурс в условиях глобализации // Ломоносовские чтения 2008: Российская государственность в XXI веке и глобальные проблемы мирового развития : сборник докладов / под общей редакцией проф. Л.И. Панковой. -М. :ТИИС, 2009.- 745 с.
8. Мурзатаева А.Т. Проблемы преподавания в неязыковом вузе . [Электронный ресурс]. URL: http:/ /www.rusnauka.com/(flaTa обращения: 14.12.2017).
9. Синагатуллин И.М. Глобальное образование как новая парадигма XXI века // Педагогические науки Башкортостана. - 2008. - №2(15). - С. 8-18.
10.Синагатуллин. И. М. Английский язык как глобальный феномен и его влияние на вопросы образования // Педагогика. - 2013 - №7. - С. 90-97. П.Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в XXI веке // Язык и культура. - 2009. - № 2. -С. 96-110.
12.Табуева И.Н. Специфика преподавания иностранного языка в техническом вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - С. 947-950. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 18.11.2017).
13.Толстых В.И. Феномен глобализации // Глобалистика / ред.-сост. Мазур М. М., Чумаков А. Н. - М.: Радуга, 2003 - С. 186.
14.Фирсова С.П. Формирование поликультурной среды вуза в контексте гуманитаризации высшего технического образовании.(Электронный ресурс). URL: http://www.nop-dipo.ru (дата обращения: 14.04.2017).
15.Фролова В.П., Мирошниченко E.H. Обучение иностранному языку студентов технического вуза в контексте поликультурного образования // Trends in the development of modern linguistics in the age of globalization : materials of the international scientific conference on October 17-18,2015. - Prague : Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", 2015. - 81 p. - P. 48 / http://sociosphera.com/files/ conference/2015/k-10 (дата обращения: 19.04.2017).
THE FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL QUALITIES OFYOUNGER SCHOOLCHILDREN INTHE PROCESS OF STUDYING FOLKLORE IN EXTRA CURRICULAR A CTIVITIES
Janzakova Shot pan Isagaliev, DSc of Pedagogical science, Professor, Department of Pedagogic, A tyrauState University named after Kh. Dosmukhamedov, Atyrau, Kazakhstan
Shagaeva Nataiya Arkadievna, PhD of Pedagogical sciences, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmykia
Lukpanova Bibigui Sanypovna, Undergraduate student, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmykia
In this article based on the research of leading educators, psychologists, and folklorists, folklore is seen as a means of forming of spiritually-moral qualities of younger students. The authors describe a pilot study aimed at the formation of spiritually-moral qualities of younger schoolchildren in the process of studying folklore in extracurricular activities.
Keywords: spiritual and moral education; spiritually-moral qualities; a Junior high school student; folklore; fairy tale;
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье, опираясь на исследования ведущих педагогов, психологов и фольклористов, рассматривается фольклор как средство формирования духовно-нравственных качеств младших школьников. Авторами описывается
extracurricular activities.
УДК373.3:398 ВАК РФ 13.00.02
©Джанзакова Ш.И., 2018 © Шагаева H.A., 2018 ©Лукпанова B.C., 2018