Научная статья на тему 'Проблема гуманизации и гуманитаризации инженерного образования студентов в вузе'

Проблема гуманизации и гуманитаризации инженерного образования студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ / HIGHER EDUCATION / ENGINEERING EDUCATION / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION / CLASSROOM DISCIPLINES OF A SOCIO -HUMANITARIAN PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уман А. И., Борисова Ю. Н.

В данной статье рассматриваются проблемы гуманизации образования как процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала обучающегося. В том числе актуальные проблемы гуманитаризации инженерного образования путем гуманизации всей системы образования в рамках социально-педагогической проблемы высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION OF STUDENTS AT HIGHER SCHOOL

This article covers the problem of humanization of education as a process of creating the conditions for seif-realization and personal identification of student, the creation of humanitarian sphere at higher school, contributing to the student's creative potential disclosure. I addition, it covers actual problems of engineering education humanitarization by way of humanizing the whole educational system within the limits of a socio pedagogical problem of higher school.

Текст научной работы на тему «Проблема гуманизации и гуманитаризации инженерного образования студентов в вузе»

УДК 378.016:62] :316.7 УМАН А.И.

заведующий кафедрой педагогики и профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: ar.uman@yandex.ru БОРИСОВА Ю.Н.

старший преподаватель кафедры логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ogy-borisova@mail.ru

UDC 378.016:62]:316.7 UMAN A.I.

Head of the department of pedagogy and vocationaltraining, doctor of pedagogical sciences, professor,department of Orel

State University E-mail: ar.uman@yandex.ru BORISOVA Y.N.

Senior lecturer sub-department of logic, philosophy and methodology of science, department of Orel State University

E-mail: ogy-borisova@mail.ru

ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ*

THE PROBLEM OF HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION

OF STUDENTS AT HIGHER SCHOOL

В данной статье рассматриваются проблемы гуманизации образования как процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала обучающегося. В том числе актуальные проблемы гуманитаризации инженерного образования путем гуманизации всей системы образования в рамках социально-педагогической проблемы высшей школы.

Ключевые слова: высшие образование, инженерное образование, гуманизация, гуманитаризация, учебные дисциплины социо-гуманитарного профиля.

This article covers the problem of humanization of education as a process of creating the conditions for seif-realization and personal identification of student, the creation of humanitarian sphere at higher school, contributing to the student's creative potential disclosure. I addition, it covers actual problems of engineering education humanitarization by way of humanizing the whole educational system within the limits of a socio pedagogical problem of higher school.

Keywords: higher education, engineering education, humanization, humanitarization, classroom disciplines of a socio -humanitarian profile.

В последнее время в обществе интенсивно обсуждается проблема высшей школы. Учитывая реальные требования современности, идет поиск оптимальных программ обучения будущих специалистов, адекватно отражающих интересы общества, спор вокруг методов и форм обучения. Век научно-технической революции, воплощая растущую интеграцию науки, техники и производства, выдвинул перед инженерным образованием задачу его глубокой гуманизации и гуманитаризации.

Гуманизация образования, на наш взгляд, означает подчинение всего учебного процесса высшим человеческим ценностям, формирование у студентов такого восприятия мира, ориентация его на такую деятельность, в частности инженерную, в которой человек (его культура, история, физические, психические и социальные потребности и т. п.) занимает достойное место высшей цели общественного процесса, в том числе и прогресса инженерно-технической мысли.

Важнейшей причиной гуманизации инженерного образования является проблема взаимоотношения че-

ловека с окружающей средой, которая в той или иной форме присутствует во всех инженерных специальностях. Общеизвестно, что последние годы человечество особенно остро ощущает изъяны научно-технического прогресса. Загазованность городов, мертвые реки и озера, исчезновение все новых и новых видов животного и растительного мира - это звенья одной цепи. Человек все интенсивнее вторгается в природу, принося ей часто непоправимый вред, и тем самым, подрывая основы своего собственного биологического существования.

Немалая вина на состоянии дел по вопросу охраны природой среды лежит на инженерных подходах.

Инженерная деятельность должна существовать не как самоцель, но с учетом сущностных интересов человека, совокупности всех биологических и социальных факторов его жизнедеятельности. Так, например, вопросы экологии сегодня должны быть не только предметом специального изучения, но одной из граней обсуждения любого технического и технологического проекта, преподавания всех общетеоретических и специальных дисциплин.

* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.

© Уман А.И., Борисова Ю.Н. © Uman A.I., Borisova Y.N.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

Экологическая ситуация определяется не только конституционным уровнем техники, но и тем, как ее люди используют. Техническое творчество, нормативы производственной деятельности здесь сливаются вместе с политической, нравственной, эстетической культурой каждого работающего.

В процессе преподавания важна ориентация на достижения гармонии во взаимоотношениях человека, техники и природы. В экологичности техники отражается и уровень добросовестности и профессионализма конструкторов, и социально-политическая активность руководителей, преодолевающая различные организационно-технические барьеры на пути к новой технике.

Здесь проявляется высокий уровень ответственности перед современниками и будущими поколениями. С процессами интенсивного использования новой, сложной техники и технологии связаны вопросы надежности техники, дисциплины, порядка и организованности на производстве.

Таким образом, процессы гуманизации техники и инженерного образования выступает составной частью всеобщего процесса гуманизации общественной жизни. Необходимо учитывать сбалансированность фактов физического, материального существования человека и его внутреннего, духовного мира, что является одним из важнейших аспектов современного гуманизма. Данная проблема специфически касается не только отдельных индивидуумов, но и всей градации социальных уровней: класса, нации, семьи, производственного коллектива.

Но не только экологическим аспектом вызвана гуманизация инженерного образования. Не менее важной социальной причиной, тесно связанной с первой, является однобокий техницизм, выраженный в чрезмерной увлеченностью технической стороной дела в ущерб всему спектру социально-технических вопросов. Такой техницизм сам в свою очередь является следствием утилитарного подхода к культуре, ее невысокого уровня в целом, в котором нашла отражение противоречивость общественного прогресса.

Исторически складывается таким образом, что рост цивилизации обеспечивается техническим процессом, который, начиная с капитализма, постепенно из средства развития цивилизации перешёл в ранг самоцели, оттеснив человека на задний план. Мир бизнеса и прибылей задал свою шкалу ценностей. Идол денег растоптал человека как тотальную ценность. Это положение косвенно нашло отражение в концепции экзистенциализма о подлинности и неподлинном существовании человека и общества.

Следовательно, недостаточно анализировать потребность в гуманизации инженерного образования только через социальные причины, они сопровождаются и гносеологическими.

Почему смог возобладать в мышлении технократизм? В чем теоретико-познавательные корни этого явления? На наш взгляд, первая гносеологическая причина кроется в отчуждении, дифференцированном развитии естественных и технических наук от гуманитарных и общественных.

Дело в том, что последние десятилетия на гуманитарные науки смотрели как на нечто стоящее на обочине научно-технического прогресса и ключевой роли не играющее в общественном развитии. Общественные же науки рассматривались утилитарно как комментаторские. Потому представители технических и естественных наук, с

одной стороны, не испытывали необходимости обращения к этим наукам, а с другой, - не находили в них ответов на вопросы, которые так или иначе выдвигались практикой. Все это способствовало развитию взаимного отчуждения. В лучшем случае знания в гуманитарных и общественных областях науки расценивались как аспект общей эрудиции человека.

Вторая гносеологическая причина существующего положения вещей состоит в низкой философской культуре мышления, которая по существу оставалась на уровне метафизических подходов и не перешагнула границы диалектического понимания. Преградой распространению технократизма в мышлении может стать лишь широкая гуманизация науки в целом и технических наук, в частности.

Как же конкретно осуществлять процесс гуманизации науки? Нам предоставляется, что для этого надо прежде всего сделать социальные ориентиры в обществе главенствующими, чтобы вся деятельность политической системы была подчинена одной цели - самосохранению и саморазвитию человечества и каждого человека в отдельности. Необходимо формировать своего рода новое научное мышление. С этой целью следует повернуть все научные и технические проблемы, так сказать, лицом к человеку. Другими словами, требуется перевести приоритеты при решении всех научных проблем в русло интересов человека. Однако этот интерес должен носить не сиюминутный характер, а учитывать долгосрочные перспективы развития человечества. Важнейшими условиями гуманизации науки в целом, и технической в частности, является формирование нового научного мышления и переосмысление обществом назначения своего бытия.

В общем процессе гуманизации общественной жизни и науки важной роль принадлежит гуманитаризации инженерного образования. Гуманитаризация не только тесно связана с гуманизацией, но и в значительной мере ей подчиняется. Она представляет собой средство, способ осуществления гуманизации в системе нашего образования. Инженерное образование складывается из усвоения общетеоретических (математика, физика, химия и т.п.), специальных технических и общественных дисциплин. Весь процесс гуманитаризации инженерного образования, на наш взгляд, предстает как бы в двух плоскостях: интенсивной и экстенсивной. Экстенсивный план выражается в расширении доли социально-психологических, экономических, социологических, философских дисциплин в общем объеме изучаемой программы. В их число должны входить такие дисциплины как инженерная психология, профессиональная этика, социальные проблемы развития труда и трудовых коллективов, проблемы социального управления, техническая этика и др.

Возьмем в качестве примера техническую эстетику. Закономерное возрастание потребностей современного человека предъявляет все более высокие требования и к эстетическим свойствам технизированной среды, что выступает важным стимулом развития дизайна. Понятие дизайна охватывает все стороны производственного труда - начиная с помещения и кончая готовой продукцией на прилавках магазинов. Ориентация на готовую продукцию должна быть в центре внимания производственной деятельности на всех этапах от заготовки сырья до его реализации. Неэстетические товары оседают мертвым грузом

на складах и свидетельствуют о расточительности в отношении сырья, рабочего времени, физических и духовных сил людей, производящих эту продукцию. Поэтому введение технической эстетики в число преподаваемых дисциплин в техническом вузе не является роскошью, а скорее необходимостью. Она позволит сформировать своего рода технический вкус у молодого специалиста и тем самым более высокие профессиональные качества. Вообще, знание широкого круга общественных наук способствует лучшей адаптации молодого специалиста в производственном коллективе, развивает его гражданские качества и тем самым повышает социальную отдачу в широком смысле слова, т. е. не только как профессионала, но и как гражданина.

Цикл общественных дисциплин в техническом вузе должен включать в себя группу обязательных общественных дисциплин, и специальных общественных дисциплины, которые студенты может выбирать для прослушивания. Причем вторая группа предлагаемых дисциплин может варьироваться по циклам в зависимости от того, каким видом инженерной деятельности займется в будущем выпускник вуза, будет ли он конструктором, эксплуатационником, технологом или инженером-исследователем.

Интенсивный путь гуманизации инженерного образования предполагает, как бы проникновение гуманитарной проблематики в сферу деятельности профилирующих кафедр. Необходимым становится переосмысление содержание читаемых специальных технических дисциплин через призму системы культурных ценностей общества. Другими словами, то или иное техническое решение должно раскрываться не само по себе как таковое, а в системе с социальными последствиями как положительного, так и отрицательного характера. Не следует игнорировать также и изложение материала с учетом исторического развития технического объекта.

Освоение гуманитарной проблематики специальными

техническими науками наглядно демонстрируется на примере эстетических этических вопросов. Техническая этика должна быть не только обязательной частью инженерного образования, но эстетический, равно как и этические аспекты могут быть учтены во всех преподаваемых дисциплин. Студент должен понимать нравственный смысл и красоту научных открытий и технико-технологических изобретений. Только через проникновение в научное знание человеку обнаруживается неведомая ему прежде сфера прекрасного. Так, например, много возможностей для развития эстетического чувства может дать химия - многообразие красок, прозрачность стекла, возможности полимерных материалов и другие свойства веществ позволяют видеть красоту природы. Преподаватель всегда может найти момент для выражения своего восхищения перед великими личностями ученых-химиков, рассказать об их преданности науке, самоотверженности любви к Родине.

Немалые возможности таит в себе и художественная литература, искусство. Упомянуть в ходе лекции художественное произведение для иллюстрации положений химии, физики и другой области знания одновременно способствует как усвоению материала, так и воспитанию эстетического чувства, поднимает авторитет преподавателя как личности. Выход на конкретные вопросы в учебном процессе способствует тому, что уже при освоении специальности будущие инженеры начинают осваивать меру своей социальной ответственности за те или иные инженерные решения.

Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что основной позитивный смысл прогресса гуманитаризации инженерного образования, в котором нуждается общество, - это формирование личности инженера. Инженер должен стать подлинным интеллигентом современного общества, готовым нести ответственность за судьбу страны как в индивидуально-этическом, так и в социальной плане.

Библиографический список

1. Ерохин С.А. Актуальные вопросы гуманизации системы высшего образования в России // Современные научные исследования инновации. 2016. №2. С.75-77.

2. Туаева Б.В. Современные проблемы гуманизации образования: региональный аспект // Успехи современного естествознания. 2009. №9. С. 87-88.

3. Уман А.И.Технологический подход к обучению. Учебное пособие для вузов. М., 2007.

References

1. Erokhin S.A. Reltvant issues of humanization of the higher education system in Russia // Modem scientific researches andinnovations. 2016. №2. Pp.75-77.

2. Tuayeva B.V. Contemporary problems of humanization in education: regional aspect // Successes of modern natural science. 2009. №9. Pp. 87-88.

3. UmanA.I. Technological approach to training. A textboor for higher school. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.