УДК 378
Melnichuk M.V., Doctor of Sciences (Economics), Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of English and Professional Communication,
Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND FACTORS FORMING IT. The multicultural environment of the university has been an object of research of both Russian and foreign scientists for several decades. In this article, the multicultural environment is considered as an element of the educational environment of the university, through the prism of which the civic position of the student is formed, which implies the presence of an active life position and readiness to work for the benefit of his society and state, as well as the presence of a tolerant attitude towards representatives of other cultures and nationalities. The author draws attention to the fact that the multicultural environment of a university is always a combination of internal and external environment, and proves that a multicultural internal environment implies training, education, development as the embodiment of the main components of the educational process, for the normal functioning of which it is necessary to use external additional components - information, institutional and social factors.
Key words: polycultural environment, civic identity, educational environment, student, teacher.
М.В. Мельничук, д-р экон. наук, канд. пед. наук, проф., рук. Департамента английского языка и профессиональной коммуникации
Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА И ФОРМИРУЮЩИЕ ЕЕ ФАКТОРЫ
Поликультурная среда вуза на протяжении целого ряда лет является объектом исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. В настоящей статье поликультурная среда рассматривается как элемент образовательной среды вуза, через призму которой формируется гражданская позиция обучающегося, что подразумевает наличие активной жизненной позиции и готовности трудиться на благо своего общества и государства, а также толерантного отношения к представителям других культур и национальностей. Автор обращает внимание на то, что поликультурная среда вуза всегда представляет собой сочетание внутренней и внешней среды, и доказывает, что поликультурная внутренняя среда подразумевает обучение, воспитание, развитие как воплощение основных компонентов образовательного процесса, для нормального функционирования которой необходимо задействовать внешние дополнительные компоненты - информационные, институциональные и социальные.
Ключевые слова: поликультурная среда, гражданская идентичность, образовательная среда, студент, преподаватель.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Глобализация экономики и усиление миграционных процессов неизбежно приводят к объединению людей разных культурных традиций, национальностей, религий, социальных слоев. Данные процессы формируют особый статус образующегося общества как многоязычного и поликультурного. Аналогичные процессы наблюдаются в образовательном пространстве, усиливающиеся требованиями национальных и международных рейтингов, которые включают количество иностранных студентов и преподавателей в вузе в качестве одного из ключевых показателей.
Осознанный подход к формированию гражданской идентичности языковой личности диктует необходимость постановки цели настоящей работы, которая заключается в изучении опыта зарубежных стран по формированию эффективного поликультурного образовательного пространства вуза в качестве важного ресурса в патриотическом воспитании молодежи.
Методологической основой исследования является комплекс общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция) и частных методов познания, что позволило провести анализ и синтез теоретического и практического материала.
Научная новизна статьи заключается в исследовании зарубежного опыта по формированию эффективного поликультурного образовательного пространства вуза в качестве важного ресурса в патриотическом воспитании молодежи.
Теоретическая значимость статьи заключается в определении ряда преимуществ сформированной поликультурной среды вуза, способствующей повышению качества образования студентов и удовлетворяющей как процессам глобализации, так и сохранению этнической идентичности.
Практическая значимость заключается в определении траектории повышения эффективности образовательных программ, направленных на развитие международной академической мобильности и международных контактов в целом.
Поликультурная среда вуза - это мобильная модель для практического овладения навыками профессионального общения, которые неизбежно должны приводить к объединению людей разных культурных традиций, национальностей, религий, социальных слоев, поскольку система аудиторной и внеаудиторной работы со студентами должна соответствовать общепринятым мировым стандартам. Такая среда постоянно изменяется в пространстве и времени в зависимости от того, какие компетенции формируются у студентов, какие профессионально заданные цели достигает обучающийся и какие для этого используются методы психолого-педагогического воздействия на студентов [1-9]. На фоне решения профессиональных задач студенты овладевают умениями культурно децентрироваться, познавать многомерность и полифоничность мировой реальности, учатся использовать различные точки зрения, логики рассуждения, языки самовыражения, отличные от их собственной (или референтной для них группы), вести межкультурный диалог и обмен мнениями.
Таким образом, современный выпускник российского вуза должен обладать следующими компетенциями:
- понимать современную этническую картину мира;
- определять этнопсихологические особенности представителей различных народов;
- дифференцировать подходы и концепции поликультурного образования;
- использовать и апробировать специальные подходы в обучении;
- учитывать принципы поликультурного образования;
- создавать позитивный психологический климат и условия для доброжелательных отношений между студентами, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям.
Россия относится к тем странам, в которых существует политика многокультурного воспитания с историческими глубокими национальными корнями. Однако справедливости ради стоит сказать, что на протяжении последних десятилетий мы воспринимали это как нечто само собой разумеющееся и подчас не уделяли пристального внимания формированию осознанной гражданской ответственности у студентов вузов.
Интересен опыт вузов стран Северной Америки, поскольку термин «поликультуризм» берет свое начало из философско-педагогических концепций муль-тикультурного образования представителей данного географического региона. В 1987 г исследователи Стэндфордского университета сформулировали нейтральное определение «поликультурной среды», которое предлагало ценности традиционных цивилизаций сочетать с ценностями малых субкультур.
Анализ научных работ [3-6] показывает, что вузы США практически во всех штатах осуществляют обучение с лингвистической поддержкой: основное преподавание ведется на языке большинства, но и языки малых групп не забываются. В вузах Канады и США очень сильно развита социальная и коммуникативная поддержка, смягчаются требования к преподаванию целого ряда дисциплин. Так, социальные науки, история, естествознание преподаются с учетом необязательных требований к знанию терминологии на доминирующем языке. Билингваль-ное обучение начинает применяться все больше при переходе от использования родного языка к доминантному. Такое обучение считается необходимым путем формирования личности многоэтнического государства.
Создание Европейского Союза в конце XX века было призвано ликвидировать кризис в межэтнических отношениях и изменить содержание и методы образования для отражения доминирующей и иммигрантской культур в обществе. Однако часть западноевропейских стран до настоящего момента сохраняет свою монокультурность и не включает в образовательные программы компоненты поликультурного воспитания. Вузы Великобритании не воспринимают серьезно проблемы поликультурной среды и этнических меньшинств. Данные опроса подтверждают нереализованные возможности опрашиваемых в профессиональных сферах. Причинами этого являются неодинаковые условия образования и адаптации к доминирующей культуре. Так, вхождению в доминирующую культуру препятствуют многочисленные барьеры, которые ущемляют права на воспитание и образование этнических меньшинств. Собственно, с конца прошлого века, когда образование в Великобритании было лимитировано для иммигрантов, а пробле-
ма расовой дискриминации существовала вплоть до конца 70-х годов, не произошло существенных изменений. Можно констатировать, что также провалились попытки организовать билингвальное обучение в 80-х годах 20 века. Единственными реформами в сфере образования стали следующие: сокращение часов, отводимых на религиозное обучение, признание роли ценностей и культурной идентичности различных этносов как факультативных дисциплин и увеличение численности учителей и преподавателей - выходцев из разных стран [3; 7].
В июле 2008 года французское правительство заявило, что в стране не существует проблем этнических субкультур. Несомненно, данное заявление было весьма не корректным, поскольку проблема поликультурной среды в обычной жизни и образовании является актуальной и по сей день. Большой приток иммигрантов из стран Восточной Европы, северной Африки и Турции привносит свои ценности в обычную жизнь Франции, что, в свою очередь, вызывает нежелание коренного населения становиться открытым национальным меньшинствам и способствует сопротивлению развитию поликультурного воспитания. В вузах педагогические проекты по продвижению многокультурного образования не реализуются масштабно. Усилия, направленные на сохранение и поддержание национальных меньшинств, не поддерживаются на государственном уровне. Правительство ограничивается малозначимыми декларациями для практического внедрения поликультурной среды.
Глобализация затронула не только многонациональные страны, но и традиционные монокультурные государства. На данный момент Китай и Южная Корея находятся на пике своего экономического и демократического роста, что позволяет этим странам превратиться в поликультурное общество. Ежегодный прирост иностранных жителей в этих странах составляет значимую цифру, которая обусловливается многонациональными браками, развитой сферой образования и наличием рабочих мест [7; 8].
Образовательная система в Южной Корее опирается на постулаты конфуцианства, которые развивают гуманизм, равенство и милосердие. Также большое внимание уделяется самосовершенствованию личности и приобщению к духовной культуре через образование и воспитание. Существенный сдвиг в образовательной системе Южной Кореи произошел к концу прошлого века: было провозглашено равенство всех абитуриентов, оказавшихся в новом социуме, независимо от их страны проживания и финансового положения. Был принят закон об образовании, который делает акцент на совершенствовании индивидуальных характеристик отдельно взятого человека для построения демократического об-
Библиографический список
щества. Таким образом, поликультурная среда южнокорейского вуза не унифицирует культурное многообразие насильственно, а наоборот - через образование пытается приобщиться к разнообразию наследия других стран.
Традиционно основной целью китайской системы обучения была подготовка к выпускному квалификационному экзамену. Чтобы подготовиться к нему, студенту требовалось выучить очень большое количество материала в определенной области. Вследствие этого принципы обучения, характерные для европейских образовательных учреждений, вызывают затруднения у китайских студентов, обучающихся за рубежом. Несомненно, политические и экономические процессы, происходящие сейчас в мире, оказали влияние на развитие и становление поликультурной среды китайского вуза, но все же своеобразие национальных образовательных традиций проявляется в достаточно значительной степени.
Более того, значительное влияние на поликультурную образовательную среду, например в Китае, оказывает специфика проживания в стране (климат, часовой пояс, преобладание традиционной кухни, сильный языковой барьер, различия в системе обучения, адаптация к другим требованиям и формам контроля).
Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных источников позволяет определить основные факторы, способствующие формированию поликультурной среды высшего учебного заведения: возможность билингваль-ного обучения на основе факультативной составляющей; систематическая тью-торская поддержка студентов - представителей этнических меньшинств; применение административных мер со стороны руководства вузов, направленных на снижение или искоренение этноцентризма; разработка специальных образовательных траекторий для многочисленных этнических групп студентов.
Поликультурная среда вуза обладает целым рядом преимуществ, среди которых следующие: разнообразие культурных точек зрения, вдохновляющих на творчество и стимулирующих инновации студентов и преподавателей; знание и понимание традиций, способствующих повышению конкурентоспособности вузов и выпускников; повышение эффективности образовательных программ и развитие сети международных контактов; предложение более широкого спектра образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей студентов разных культур и традиций; формирование поликультурных команд студентов, обладающих профессиональными компетенциями и способных к более продуктивной работе.
1. Исаев Е.А., Синева А.А., Сорокопуд Ю.В. Системный взгляд на поликультурную самоорганизацию обучающегося. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-2: 150 - 154.
2. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 263 - 265.
3. Германович А.А., Яковлева Н.Р История образования в период постревизионизма: проблемное поле и методологические основания исследований в Европе и США. Инновационные проекты и программы в образовании. 2018; № 6: 19 - 27.
4. Баранова Е.Б. Поликультурное воспитание и образование в США и Канаде. Интеграция образования. 2011; № 4: 73 - 79.
5. Butchart R.E. What's Foucault got to do with it? History, theory, and becoming subjected. History of Education Quarterly. 2011; Vol. 51, № 2: 239 - 246.
6. Eick C. Oral Histories of Education and the Relevance of Theory: Claiming New Spaces in a Post Revisionist Era. History of Education Quarterly. 2011; No. 51: 150 - 183.
7. Гаязова А.А. Поликультурное образование в рамках реализации идеи национального единства в Китае. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2022; № 2: 135 - 139.
8. Протанская Е.С. Поликультурное образование в системе ценностей современного мира. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022; № 2 (51): 136 - 145.
9. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.
References
1. Isaev E.A., Sineva A.A., Sorokopud Yu.V. Cistemnyj vzglyad na polikul'turnuyu samoorganizaciyu obuchayuschegosya. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-2: 150 - 154.
2. Sorokopud Yu.V., Marajkova D.E., Solov'eva S.N., Dubovickij I.N. Organizaciya vospitatel'noj raboty v processe dosugovoj deyatel'nosti detej i molodezhi. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 263 - 265.
3. Germanovich A.A., Yakovleva N.R. Istoriya obrazovaniya v period postrevizionizma: problemnoe pole i metodologicheskie osnovaniya issledovanij v Evrope i SShA. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2018; № 6: 19 - 27.
4. Baranova E.B. Polikul'turnoe vospitanie i obrazovanie v SShA i Kanade. Integraciya obrazovaniya. 2011; № 4: 73 - 79.
5. Butchart R.E. What's Foucault got to do with it? History, theory, and becoming subjected. History of Education Quarterly. 2011; Vol. 51, № 2: 239 - 246.
6. Eick C. Oral Histories of Education and the Relevance of Theory: Claiming New Spaces in a Post Revisionist Era. History of Education Quarterly. 2011; No. 51: 150 - 183.
7. Gayazova A.A. Polikul'turnoe obrazovanie v ramkah realizacii idei nacional'nogo edinstva v Kitae. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. 2022; № 2: 135 - 139.
8. Protanskaya E.S. Polikul'turnoe obrazovanie v sisteme cennostej sovremennogo mira. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2022; № 2 (51): 136 - 145.
9. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskijgumanitarnyjzhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.
Статья поступила в редакцию 31.07.22