Внеурочная деятельность
ное с шоколадной начинкой «Медвежонок Барни», кекс ореховый «Мышкина поляна». Таким образом, нашему медвежонку мы присудили ещё один балл и решили, что в этом бою победила дружба и наши знания. Главное, что все ушли с праздника с хорошим настроение, девочки с игрушками - мышками, мальчики - с мишками.
А самое замечательное - они приобрели столько знаний, сколько не смог бы рассказать ни один учитель за урок. Вы не поверите, но когда я предложила взять домой и почитать понравившиеся книжки о наших героях, то на нашей выставке не осталось ничего! А дети ещё долго ходили и делились со мной всё новой и новой информацией. Не верите? Поведите это мероприятие у себя в классе - вы всё увидите сами!
Литература
1. Беляева Е. Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обуче-ния//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 3.
2. Прохорова С. Ю., Трубина З.Д., Еремеева О. А. Начальная школа полного дня: перспектива развития // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 1.
3. Дюмина С. В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьни-
ков // Инновационные проекты и программы в образовании-. 2009-№ 1.
4. Калинина Н. В. Формирование конструктивного поведения младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 3.
Адреса сайтов:
http://vidahl.agava.ru/
http://www.ozhegov.ru/
http://shkolazhizni.rU/archive/0/n-21634/
http://www.zooclub.ru/wild/hish/258.shtml
http://atlasov.milkovo.ru/theme_3.php
http://hunfish.ru/
http://ebftour.ru/articles.htm?id=466
http://www.sunhome.ru/image/15041
http://www.stihi.ru/2005/05/17-259
http://blokino.ru/?page_id=5116
http://www.zastavki.
com/rus/Animals/Beasts/wallpaper-15431-9.htm
http://www.ecosystema.ru/08nature/mamm/112.htm
http://saboy.livejournal.com/159230.html
http://madame.ucoz.ru/index/detskie_stikhi/0-15
http://nnm.ru/search?q=хомячки&in=tags
http://www.liveinternet.ru/showjoumal.
php?journalid=670716&tagid=847
http://koshki-mishki.ru/riddles.html
http://puzzle.fome.ru/ras-12-19-com.html
http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/2.htm
В. И. Пахомов Т. Н. Пахомова
ПОЛЕВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Каковы предпосылки создания методической системы полевой экологической практики в курсе биологии или зачем нужна такая практика в общеобразовательной школе?
Аннотация. Авторы делятся опытом создания методических рекомендаций по организации системы занятий полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса, которая направлена на развитие компетенций экологической компетентности обучающихся.
Ключевые слова: курс биологии 6 класса, методическая система, полевая экологическая практика, технологичность, содержание практики
В условиях стремительно меняющейся окружающей среды - информационной, образовательной, природной, социальной - уже недостаточно получение ребятами определённой суммы знаний, особое значение имеет формирование компетентностей, как способностей применять знания в своей реальной и профессиональной жизни. Эта мысль отражена как в цели программы «Столичное образование-5» и в одной из задач для общего образования в программе «Столичное образование - 5»: «создание условий
и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования».
Полевая экологическая практика, имеющая образовательное значение известна как эффективная форма дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования. В условиях общего образования в общеобразовательных школах - это редкий опыт учителей энтузиастов. Идея создания полевой экологиче-
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
61
Внеурочная деятельность
ской практики, определяющей формирование компетенций экологической компетентности обучающихся, отражает тенденцию на опережающее развитие личности обучающегося, что является лейтмотивом развития современной школы.
Не случайно в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Д. А. Медведевым сделан акцент на опережающее развитие обучающихся: «В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.». Идея опережающего развития легла в основу содержания экспериментальной работы по формированию методической системы полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса, несколько лет проводимой на базе школы № 1018 ЗОУО ДО г. Москвы и № 1 г. Московский Ленинского района Московской области. Работа проводилась в рамках программы эксперимента ГЭП «Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития» под руководством доктора химических наук Г. А. Ягодина.
Практика разработана на стыке 3 задач:
1.Повышение качества образования на основе ком-петентностно- ориентированного подхода.
2.Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования;
3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, улучшение качества личностно-ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на здоровье.
Но значение разработанной системы практики не только в том, что она находится в ключе целей и задач общего образования, а и в том, что она работает над решением проблем биологического образования и экологического образования как части образования для устойчивого развития. Традиционной проблемой биологического образования методистами и учителями биологии неоднократно отмечался недостаток занятий, организуемых в природной обстановке. Даже те экскурсии в природу, которые включены в современные общеобразовательные программы по биологии носят рекомендательный, а значит необязательный характер. И только 12 процентов московских учителей биологии, по нашим исследованиям, регулярно проводят экскурсии в природу. Получается, что природные объекты как главный источник знаний отсутствует в биологическом образовании. А в связи с сокращением объёма биологических в последние годы в 6 классе до 1 часа в неделю, что в значительной степени подрубает сук всего биологического образования, потому что: 1. В данном курсе формируются базовые и системные знания и этот недостаток в значительной степени компенсирует экологическая практика. 2. Сокращение числа уроков формирования и применения универсальных учебных действий (УУД), т. е. элементов образования,
которые лежат в основе компетенций. 3.Сокращение числа уроков обобщения и систематизации знаний, что в значительной степени затрудняет формирование мировоззренческих понятий, целостной картины биологических систем. Понятно, что при сокращении часов на все естественно-научные курсы экологическое образование, представлявшее и ранее фрагментарный характер остаётся в ещё более плачевном состоянии, а идея устойчивости и устойчивого развития вообще не находит своего места даже в естественно-научных курсах среднего звена обучения.
Цель работы создание методических рекомендаций по организации системы занятий полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса, которая направлена на развитие компетенций экологической компетентности обучающихся.
Задачи работы включают следующие направления, каждое из которых имеет свои предпосылки:
1. Разработать содержание практики, ориентированное на образовательные элементы курса биологии 6 класса, где экологический компонент является определяющим.
2. Разработать содержание и методику проведения практики, направленные на достижение педагогических результатов (развитие личности обучающегося):
- формирование представления об устойчивости природных экосистем как элемента мировоззрения устойчивого развития в подростковом возрасте;
- развитие ключевых образовательных и экологической компетентностей обучающихся;
- формирование системы знаний о популяционном и биогеоценотических уровнях организации живой природы.
3. Разработать методическую систему проведения практики в соответствии с учётом возрастных психологических особенностей детей и психологических закономерностей познания:
❖ ведущая потребность подросткового возраста -потребность в самостоятельной деятельности.
❖ подростковый этап - начальный период формирования научной картины мира.
❖ преобладают процессы эмоционального восприятия мира и конкретного мышления.
❖ недостаток развития навыков осмысления выявленных закономерностей, слабое развитие экологического сознания.
❖ недостаток развития навыков самоорганизации и самооценки на основе рефлексии своей деятельности.
4. Создать разработку и рекомендации к ней в соответствии с критерием технологичности, т. е. удобства применения учителем в массовой общеобразовательной школе.
► Для учёта ведущей психологической потребности подросткового возраста - потребность в самостоятельной деятельности разработать систему практикумов, каждый из которых посвящён изучению проблемы соответствующего дня практики.
► В условиях преобладания у подростков процессов эмоционального восприятия мира и конкретного мышления для развития аналитического мышления,
62
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
Внеурочная деятельность
формирования навыков обобщения и анализа на основе интерпретации полученных данных - разработать задания аналитического занятия на содержательной основе предшествующего ему практикума.
► Для учёта психологических особенностей подросткового этапа в развитии личности как начального периода формирования научной картины мира - разработать задания по формированию представлений о законах существования экосистем и причинах их устойчивости.
► Для развития навыков осмысления выявленных закономерностей на основе личностного восприятия, усиления мотивации на бережное отношение к природной среде и развитие экологического сознания, ориентированного на этический компонент личности включить в методику практики эколого-психологические задания.
► Для компенсации недостатка развития навыков самоорганизации и самооценки на основе рефлексии своей деятельности ввести рефлексивные занятия, завершающий цикл практики.
В соответствии с задачами определена её новизна.
Новизна в содержании:
► Предметом изучения практики являются не просто биологические объекты, а их экологические взаимоотношения, взаимосвязи, взаимодействия, то есть то, что является непосредственным предметом изучения экологии.
► Каждый день практики посвящён изучению взаимосвязей отдельной группы факторов с живыми организмами. При этом главный источник знаний -непосредственно наблюдаемые в природе объекты, процессы или явления.
► В процессе самостоятельной деятельности и под руководством учителя ребята подводятся к пониманию законов, правил и принципов существования природных систем, что не отражено в содержании естественно-научных курсов.
► Изучаются те закономерности, которые определяют устойчивость существования природных сообществ, понимание которой является центральным звеном в мировоззрении для устойчивого развития в подростковом возрасте.
В итоге полевая экологическая практика закладывает базу мировоззрения устойчивого развития в части понимания устойчивости экосистемы, как главного условия существования всех живых существ и человека
Экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии и её обоснование
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р А К Т И К И
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
63
Внеурочная деятельность
в частности. Этой стержневой линии лишено существующее фрагментарное экологическое образование в условиях отсутствия предмета экология в среднем звене обучения.
Литература
1. Глебова В.Д., Лёшина Л. А. Создание условий для развития нравственно-волевых качеств личности в системе экологического образования в сельской национальной школе // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.
2. Дереполенко М. А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.
3. Курносенко В. И. Технология изучения природного краеведения с основами экологии // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 4.
4. Попова О. А. Экологический клуб как форма организации учебно-исследовательской деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - № 1.
5. Тимофеева О. Ю. Аспекты компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка» // Эксперимент и инновации в школе. -2008. - № 3.
6. Тимофеева О. Ю. Формирование компетенций на уроках экологии//Эксперимент и инновации в школе. - 2008.-№ 2.
МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛ
ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
То есть, та мировоззренческая идея об устойчивости экосистем, которая при традиционной схеме образования формируется только в курсе биологии 9 класса и то без изучения законов, осознаётся уже в 6 и 7 классах и это то мировоззренческое ядро, на которое наслаиваются знания из других предметов, что способствует преодолению кусочковости, фрагментарности и бессистемности экологических знаний в предметах естественно-научного цикла.
Новизна в методике:
Практика представляет собой трёхдневный (для общеобразовательных классов) и шестидневный (для предпрофильной подготовки) логически завершённый цикл занятий в природной обстановке
Ежедневные занятия организуются в соответствии с принципами познавательной деятельности обучающихся с преобладанием самостоятельной деятельности обучающихся и представляют собой систему
64
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
Внеурочная деятельность
М Е Т О Д И К А
Система форм на практике
Введение отдельных этапов
Рационализация объёма нагрузки на этапах
Непрерывный трёхдневных цикл практики
Систематизация и г > Окончательный анализ и
первичный анализ обобщение
ПРАКТИКУМ
Система практических работ
45 мин.
-N
нЛ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 30 мин.
ЭКСКУРСИЯ 30 мин.
Мотивация на бережное отношение к природной среде
ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ
20 мин.
Постановка Ч г
проблемы, цели и задач г л Эмоциональная оценка занятий и своего РЕФЛЕКСИВНОЕ ЗАНЯТИЕ
дня участия 10 мин.
ц и к л з а н я т и й о д н о г о д н я
/
занятий. Каждое из которых имеет своё значение: краткая экскурсия (вызов-постановка проблемы) - организация практикума (попытка решения проблемы)-аналитическое занятие (интерпретация полученных данных)- эколого-психологическое занятие (осмысление своего отношения к изучаемым объектам и явлениям - мотивация на бережное отношение к природе)- рефлексивное занятие (оценка своего участия на практике, анализ проблем и ошибок).
Каждый этап ежедневного цикла имеет оптимальную по времени длительность и объём нагрузки, соответствующий возрастным и психологическим особенностям подростка.
В целом экспериментальная модель практики состоит из 3 взаимосвязанных блоков: содержание практики, методика практики, результаты практики.
Технологичность разработки
1. В определении оптимального количества дней для практики общеобразовательного и предпрофильного вариантов.
2. В логическом построении цикла занятий каждого дня практики.
3. В соответствии принципам системно-деятельностного подхода.
4. В оптимальной длительности этапов практики и нагрузки на обучающихся в соответствии с возрастными особенностями.
5. В обеспечении учителя конкретными подробными рекомендациями по проведению всех занятий практики, включающей в себя: разработки отдельных этапов каждого дня практики, советы по проведению практикумов, справочные и информационные материалы по изучаемым объектам и методам исследований, в определении типичных ошибок обучающихся, формулировании выводов, закономерностей и законов, методических приёмов.
Практика разработана таким образом, чтобы любой учитель - преподаватель естественной науки мог использовать этот материал, и после определённой подготовки организовать практику даже не зная видов.
6. В отборе типичных объектов для изучения, что избавляет от необходимости уезжать далеко, а провести практику в ближайшем природном окружении.
Апробация методической системы практики
Методическая система практики кроме 2-х упомянутых школ успешно апробировалась в 8 школах: 5 школах Западного округа, и 1 школе центрального округа.
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
65
Внеурочная деятельность
Для апробации быпииспопьзованы психологические методи ки,оесты-вадония прирезаны х и-ёных в области экологического образования и анкеты, раз-работанныеавтодаыи.
Результаты апробации представлены на диаграм-на>(.
* Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» (Ясвин В. А.).
Диаграмма!. Отношение к природе как к источнику знаний.
Динграмма °. Отношеииекприроде как к объекту потребления.
66
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
Внеурочная деятельность
Диаграмма3.Отношениекприроде как к объекту красоты.
Методика«Диагностикаличностногороста» (Степанов П.В., шкала 3).
Использовались также: *Шкала социальной компетентности (ПрихожанА.М,потипу шкалыЕ. Долла). *Заданипдлыаценки уровни остпжиния рлзажьтатос экологического образования, предусмотренных госу-дарслренпы1мспандарЕом жТтазолания(Лжжлебный
А. Н., Дзятковская Е. Н.). *Анкета определения уровня мотивации изучения элективного курса «Взаимосвязи биосистем с экологическими факторами» экологической практики (составлена автором).
Тестирования проводились 3 раза в год: в сентябре в начале учебного года, в мае перед практикой и в маеиюне после практики.
Литература
1. Зверев А. Т. Законы экологии. М.: МИИГАиК, 2007.
2. Зверев А. Т. и др. Экология. Сборник задач и упражнений для6-8 класса. М.,МГУГК,1996.
3. Пахомов В. И. Методические аспекты организации экологической практики в среднем звене обучения. Статья в сборнике. М., МГУ, 2008.
4. Пахомов В. И. Методические рекомендации по организации учебной деятельности учащихся в городском экологическом лагере // Экологическое образование в школе, до школы,внешколы. -2005.-№ 2.
5. Пахомов В.И. Экологическая направленность летнего городского лагеря. «Современные методические аспекты экологического образования». Научно-методический сборник под ред. Д. В. Моргуна Выпуск 2. Экологические лагеря и экспедиции.- С. 29-44.- М.: Социально-политическая мысль, 2005.
6. Пахомов В. И. Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе. Сборник по экспериментальной работе ОМЦЗОУОДО,2008.
7. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2.
8. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2.
9. Стрижев А. Н. Календарь русской природы. М., «Олма -Пресс»,2000. - С. 47-48.
10. Тимофеева О. Ю. Формирование компетенций на уроках экологии // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 2.
11. Тимофеева О. Ю. Аспекты компетентностного подхода при изучении элективного курса «Местная экологическая обстановка» //Эксперимент и инновации в школе. - 2008. -№ 3.
12. Тимофеева О.Ю., Тимофеев А. П. Исследовательская деятельность старшеклассников при изучении элективных
жжкурсов естественнонаучного цикла //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
13. Ясвин В.Я. Психология отношения к природе. М.:Смысл,2000.
Экспернмелт и нлеовалнившЕ<:>лЕ2011р4
67