Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №3 • 2015
От теории к практике реализации ФГОС
Е.А. Бекк
Инновационные технологии формирования экологической культуры младших школьников
во внеклассной работе
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе. Автор раскрывает актуальность проблемы экологического образования, основные понятия по проблеме. Обосновываются преимущества формирования экологической культуры во внеклассной работе. В статье показывается эффективность использования инновационных технологий для формирования экологической культуры.
Ключевые слова:
экологическая культура; инновационные технологии; младший школьник; внеклассная работа.
Keywords:
ecological culture; innovative technologies; primary school student; extracurricular work.
Abstract. Article is devoted to the formation of ecological culture of younger schoolchildren in extracurricular activities. The author reveals the urgency of the problem of environmental education, gives basic concepts on the issue. The benefits of forming ecological culture in extracurricular activities are explained. The paper shows the effectiveness of the use of innovative technologies for the formation of ecological culture.
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, н еумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
В настоящее время каждый челове к, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован. Под экологическим образо ванием понимается непрерывный процесс обучения, в оспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и дея тельности, обеспечивающих ответственное отношени е к окружающей среде и здоровью. [8,9,11,12] А результатом экологического образования является экол огически культурная личность.
Сыдыкова З.Е даёт такое определение экологической культуры: «это составная часть общемировой культуры, которая характеризуется глубоким и всеобщим осознанием себя как части природной среды, и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями». [17] По определению Б.Т. Лихачёва, «экологическая культура — это целостное свойство личности, возникающее как интегральный психический феномен в результате формирования компетенций» [12]. Экологическая культура, по словам Э.В. Гирусова, представляет собой «особенно сложное явление, включающее огромное многообразие составляющих — как в образе мышления, так и в сфере практической деятельности,— радикально отличающихся, как правил о, от тех, котор ые были характерны для прежнего типа культуры, с ее направленностью на волевое преобразование природы во имя потребностей человека» [4].
В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это целостное свойство личности, включающее в себя совокупнос ть экологических знаний, умений и практических на выков разумного природопользования, обеспечиваю щих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологи-
12
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 3 • 2015
ческое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе [5,6,11,16].
В младшем школьном возрасте у детей активно осуществляется процесс формирования экологической культуры, благодаря процессу целенаправленного формирования знаний, чувств, интересов, переживаний, оценок, развития способностей [10,18].
Формирование экологической культуры эффективно формировать во внеклассной работе. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания ученика [7].
Под внеклассной работой в курсе «Окружающий мир» понимается организованная и целенаправленная образовательно-воспитательная работа учащихся, связанная с изучением данной дисциплины, основанная на добровольных началах и проводимая во внеурочное время [1, 17].
Во всех своих проявлениях внеклассная работа нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом и формирование экологической культуры.
Использование разнообразной деятельности во внеклассной работе даёт школьникам возможность овладения глубокими знаниями о связях человека с природой, помогает увидеть экологические проблемы в реальной жизни, помогает научиться простейшим умениям по охране природы, учит быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования и активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений в той или иной ситуации и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.
Эффективность внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир в начальных классах и по биологии в старших классах [2, 9].
Материал, используемый при проведении внеклассных занятий по различным предметам, может иметь экологическую направленность, способствовать формированию экологической культуры школьников. Внеклассная работа предполагает постановку конкретной цели при проведении каждого занятия, решение определенных воспитательных и образовательных задач, что требует умелого подбора учителем содержания, методов и приемов работы.
В процессе внеклассной работы учитель решает следующие задачи:
• вооружение учеников дополнительными знаниями, отражающими закономерности окружающего мира.
• педагогически правильно организовать внеклассную работу, способствующую созданию между учениками дружеских отношений, воспитывающую требовательность, внимание и заботу друг к другу.
Повысить эффективность внеклассных занятий может систематичность, последовательность и перспективность в проведении работы.
Большое значение для учеников имеет пример учителя, который активно влияет на сознание и поведение детей, на их отношение к окружающей среде и поведение в природе. Педагогу важно построить внеклассную работу на краеведческой основе, которая поможет детям постичь тайны природы, узнать особенности своего края, его богатства.
Успех формирования экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Чётко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор и концентрирует знания. Именно во внеклассной работе дети могут вступать в контакт с природой, повышать свою экологическую осведомлённость [2,3].
Одним из важнейших вопросов для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.
И.М. Чередов в своих работах говорит о том, что «выбор той или иной формы внеклассной работы по формированию экологической культуры зависит в первую очередь от особенностей класса, уровня развития детей, их интересов, доступных условиях и возможностей» [19].
Формирование экологической культуры младших школьников возможно, только если учитывать особенности современных детей.
В эпоху технологического прогресса, быстрого развития инновационных технологий нельзя не использовать возможности инновационных технологий в образовательном процессе.
Использование новых технологий как средства формирования экологической культуры помогает расширить возможности внеклассной работы, может дать возможность изучить более детально вопросы экологического характера.
В младшем возрасте дети лучше воспринимают объекты и процессы, которые они могут наблюдать, ощущать, то есть наглядность. И в этом может помочь ИКТ. Благодаря использованию ИКТ можно значительно расширить круг изучения тем экологической направленности, только с помощью этих технологий можно наглядно продемонстрировать детям последствия не соблюдения экологических норм и возможности изменения ситуации на планете благодаря повышению экологизации населения в глобальных, Земных масштабах. Но, не смотря на все плюсы использования ИКТ в воспитании экологичной личности, ни в коем случае нельзя забывать о том, что ИКТ лишь средство и не сможет заменить опыт приобретённый ребёнком в процессе исследования природных объектов.
В связи с этим, во внеклассной работе обоснованно будет использование метода «образования в природе». Этот метод заключается в изучении детьми природных явлений и объектов не только «по книжкам», но и в реальных условиях, в дикой природе: на экскур-
Инновационные технологии формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе
13
сиях, в проектных работах, в проведении опытов и экспериментов и т.д. Подобная наглядность и возможность прочувствовать всю важность и суть изучаемых процессов в природе в значительной степени повышает интерес учащихся к экологическим проблемам и повышает уровень экологической культуры.
Внеклассная работа по формированию экологической культуры детей должна строиться на основе использования принципа прогностичности. Детям необходимо не только быть экологически образованными, но и экологически культурными. Принцип прогностичности даёт осознание последствий каждого действия, что в свою очередь поможет воспитать экологически культурную личность, а в последствие и экологически культурное общество [13,14].
Для формирования экологической культуры младших школьников также не стоит забывать о таком методе как метод проектов. Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и способностей в процессе выполнения проектов. Проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования экологической культуры учащихся.
Эффективным также будет использование массовых форм и методов пропаганды эстетической ценности природы и необходимости ее охраны. Это лекции, беседы, рассказы, объяснения, читательские конференции. Действенны и приемы воспитания на примере, поощрении [15].
Формирование экологической культуры должно проходить в комфортной для ребёнка среде. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста целесообразно использование во внеклассной работе метод супервизии, т.е. психологической поддержки учеников. Организуя индивидуальные и групповые беседы, учитель сможет направить эмоциональность детей на получение эстетического комфорта осознания себя частью природы.
Внеклассная работа предоставляет возможность использования различных инновационных технологий для формирования экологической культуры. Но только комплексное использование всех доступных средств и форм внеклассной работы, способствует полноценному развитию у младших школьников интереса к познанию природы, исследованию ее экологического состояния, поиска причин и источников загрязнения окружающей среды, и в итоге формированию экологической культуры.
Литература
1. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образования // Экологическое образование. 2001. № 1. С. 16-18.
2. Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом // Начальная школа. 2005. № 12. С. 33-35.
3. Бобылева Л.А. Учебные пособия эколого-краеведческого содержания для младших школьников // Начальная школа.- 2001.- № 6 - С. 21-30.
4. Гирусов, Э.В. Экологическое образование в контексте культуры//Философские науки. 2006.— № 4. С. 129-138.
5. Глебова В.Д., Лёшина Л.А. Создание условий для развития нравственно-волевых качеств личности в системе экологического образования в сельской национальной школе. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 43-47.
6. Дереполенко М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 1. С. 76-80.
7. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования // Начальная школа. 2006. № 7. С. 26-27.
8. Иванов С.А. Новые горизонты экологического образования: от ноосферного мировоззрения к ноосферной этике // Образование и наука. 2015. № 3. с. 29-46
9. Иванов С.А., Ворошилова Т.А. Современное экологическое образование: от экоцентризма — к ноосферному мировоззрению. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 3. С. 60-66.
10. Игнатов С.Б. Использование технологии «кейс-стади» в формировании экологической компетенции обучающихся. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1.С.30-35.
11. Кондратьева Н.С. Экологизация на обществознании как фактор повышения познавательной активности учащихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014. № 5. С. 25-31.
12. Лихачев Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования. //Экологическое образование в России: теоретические аспекты: Сб. тр. К 25-летию Научного совета по экологическому образованию президиума РАО/под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Си-моновой-Салеевой. М., 1997, С. 68-81.
13. МироновА.В. Содержание экологического образования будущего учителя // Казань. 1989. С. 28.
14. Новикова Т.А. Экологовалеологическая компетентность педагога дошкольного образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С. 37-40.
15. Пахомов В.И., Пахомова Т.Н. Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 61-68.
16. Рожкова О.Ю., Евстифеева О.В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества экологического воспитания детей и подростков. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 39-52
17. Сыдыкова З.Е. Формирование экологической культуры младших школьников с использованием инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе // Шым-кент. 2007. С. 35.
18. Тарасова Т.И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работ // Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Борисоглебск: БГПИ. 2002. С. 146.
19. Чередов И.М. Формы учебной работы в ср.школе // Кн.для уч-ля. — М. 1993. С. 160.