Научная статья на тему 'Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества экологического воспитания детей и подростков'

Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества экологического воспитания детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ» / ЦЕНТР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ И НАХОДИТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ / ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ / ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова Ольга Юрьевна, Евстифеева Ольга Васильевна

Автор делится опытом поступательного движения от экологического объединения, получившего в название «Экологический союз» – «Экос» – к Центру научно-исследовательской работы школьников, описывает содержание и результативность каждого этапа деятельности, раскрывает понятийный аппарат исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожкова Ольга Юрьевна, Евстифеева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества экологического воспитания детей и подростков»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 373.1

J

О. Ю. Рожкова, О. В. Евстифеева

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

л__________________________________________г

Аннотация. Автор делится опытом поступательного движения от экологического объединения, получившего в название «Экологический союз» - «Экос» - к Центру научно-исследовательской работы школьников, описывает содержание и результативность каждого этапа деятельности, раскрывает понятийный аппарат исследования.

Ключевые слова: «Экологический союз», Центр научно-исследовательской работы школьников, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Abstract. Author shares experience of the translational motion of the ecological association, received the title of «Ecological Union» - «Ecos’ - the Centre of research students, describes the content and impact of each phase of activities, research reveals the conceptual apparatus.

Keywords: «Environmental Union», Centre for research students, initiative, ability to think creatively and find innovative solutions to choose a professional way, a willingness to learn throughout life.

Актуальность исследования. Реформирование всех сфер жизни современного общества, переход к демократическому, правовому государству и рыночной экономике, а также социальные тенденции мирового развития обусловили необходимость существенных изменений в российской системе образования. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, повышение эффективности общего образования предполагает изменение образовательной парадигмы, в которой первостепенное значение приобретает воспитание, интегрированное в общий процесс обучения и развития детей. Важная роль в решении этой задачи отводится взаимодействию основной школы с учреждениями дополнительного образования, в процессе которого осуществляется развитие способностей и интересов подрастающего поколения [1,2,3,4,10,12,20,21]. Рассмотрение интеграционных процессов в качестве определяющего фактора педагогизации окружающей среды прослеживается во многих научных исследованиях последнего десятилетия: Н. М. Баратова, В. В. Калмыкова, Ю. Е. Калугин, В. Д. Караковский, И. В. Кларин, З. А. Кокарева, Ю. А. Конаржевский,

Н. Н. Светловская, Н. М. Яркова и др. и работах педагогов практиков [9,7,8,15,16]; рассматриваются и обсуждаются инновационная модель дополнительного образования детей и подростков [5,6,13,17]; деятель-

ность образовательного учреждения дополнительного образования в режиме эксперимента [8,18,19] и многие другие вопросы.

Однако обращение к реальной практике показывает, что воспитание как основной приоритет социокультурной сферы образования частично утратил свою значимость. Этот факт объясняется рядом обстоятельств.

С одной стороны, процессы демократизации и гуманизации общества создают условия для свободного развития личности каждого ребёнка. С другой стороны, формирование идеологии плюрализма стимулирует организацию неформальных детских и подростковых объединений, стихийно складывающихся групп и компаний противоправного характера, деятельность которых направлена на отрицание не только признанных авторитетов - педагогов, родителей, но и значения прекрасного в жизни, а порой и самой жизни.

Недостаточное использование потенциала экологического образования в воспитательном процессе общеобразовательной школы и семье привело к смещению спектра интересов у детей и подростков в сторону коммерции, теневого бизнеса, что способствует формированию ложных ценностей личности и девиантного поведения подрастающего поколения. Согласно социологическим и психолого-педагогиче-

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

39

Инновации в образовательных учреждениях

ским исследованиям Е. В. Квятковского, Е. П. Крупника, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Е. К. Чухмана, Б. П. Юсова, снижение качества экологического воспитания обучающихся наблюдается в уже 5-8-х классах общеобразовательной школы. Причиной этого, по мнению учёных, является противоречие между потребностью детей и подростков в идеале и недостатком у них специальной подготовки к полноценному восприятию прекрасного, осознанию ценности жизни и всего живого на земле.

На сегодняшний день существуют различные экологические программы, входящие в школьный компонент или дополнительное образование. Вместе с тем, экологическое развитие детей и подростков в учреждениях основного и дополнительного образования в большинстве случаев происходит фрагментарно и бессистемно. Становится очевидным, что в новой образовательной ситуации школа не сможет в полной мере решить задачи повышения эффективности экологического воспитания детей и подростков.

Поделимся опытом интеграции основного и дополнительного образования на уровне отдельного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» небольшого городка Олекминска, районного центра одной из многочисленных российских провинций, рассмотрим этапы развития и результаты, оценим возможности отдельного учреждения дополнительного образования как для создания индивидуальных культурно-образовательных пространств, так и для расширения муниципального образовательного пространства в условиях сельской провинции.

Рассмотрим теоретическое обоснование осуществляемой деятельности. Педагогические аспекты применения средств интеграции в экологическом воспитании обучающихся различных возрастных групп нашли отражение в научных работах М. А. Верба, А. А. Веремьева, Г. И. Егорова, А. А. Мелик-Паша-ева, Н. Г. Мирецкой, Е. В. Ремневой, Г. Н. Савельевой, В. Н. Шацкой и др. Однако в исследованиях указанных ученых остается нерешённым ряд вопросов повышения качества экологического воспитания детей и подростков: не выявлены конкретные показатели эффективности экологического воспитания детей и подростков в процессе интеграции основного и дополнительного экологического образования; не разработана оптимальная модель взаимодействия образовательных учреждений основного общего и дополнительного образования, совместной деятельности педагогов основного и дополнительного образования, которая обеспечивала бы гармоничное экологическое развитие детей и подростков и эффективное воспитательное влияние на них.

Изучение педагогического опыта показало, что научно-методическое обеспечение процесса экологического воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях разработано недостаточно [14,15].

Всё вышесказанное позволило определить тему исследования: «Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества экологического воспитания детей и подростков в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Цель исследования состоит в выявлении оптимальных условий сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования, содействующих повышению качества экологического воспитания детей и подростков при реализации ФГОС второго поколения.

Объект исследования - процесс повышения качества экологического воспитания детей и подростков на основе сетевой интеграции основного и дополнительного образования.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в экологическом воспитании детей и подростков при реализации ФГОС второго поколения.

Гипотеза исследования: повышение качества экологического воспитания детей и подростков в процессе интеграции основного и дополнительного образования возможно, если:

• теоретически обоснована эффективность интеграции основного и дополнительного образования в экологическом воспитании детей и подростков;

• выявлены критерии эффективности процесса экологического воспитания детей и подростков;

• разработана и апробирована интегративная система повышения качества экологического воспитания детей и подростков с позиций системно-деятельностного подхода;

• организовано педагогическое сотрудничество в учреждениях основного и дополнительного экологического образования на принципах сетевой интеграции условий эффективности процесса экологического воспитания детей и подростков.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать проблему интеграции общего и дополнительного образования в системе экологического воспитания детей и подростков.

2. Исследовать организационно-педагогические, материально-технические условия сетевых интеграционных процессов в системе экологического воспитания детей и подростков на основе изучения опыта учреждений базового и дополнительного образования детей и подростков.

3. Выявить условия повышения качества экологического воспитания детей и подростков на основе сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования при реализации ФГОС второго поколения.

4. Разработать и апробировать систему повышения качества экологического воспитания детей и подростков на основе интеграции ресурсов сети при реализации ФГОС второго поколения.

40

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

Инновации в образовательных учреждениях

5. Определить оптимальные варианты сетевого и очного взаимодействия Олекминского Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников и общеобразовательных организаций сетевого окружения, способствующих повышению качества экологического воспитания детей и подростков при реализации ФГОС второго поколения.

Методологическую основу исследования составляют: философское учение о системном подходе к педагогическим явлениям и процессам; идеи синергетики; концепция интеграции видов деятельности; программные документы о дополнительном и общем образовании подрастающих поколений; идеи воспитывающего и развивающего обучения, межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе, идеи сетевого взаимодействия.

Для достижения цели и задач, проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:

1. Методы теоретического исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы по различным аспектам исследуемой проблемы; сравнительный анализ типовых и интегрированных программ по экологическому воспитанию детей и подростков; изучение и обобщение педагогического опыта интеграции основного и дополнительного экологического образования на основе сетевого взаимодействия при реализации ФГОС второго поколения.

2. Методы эмпирического исследования: прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы: беседа, анкетирование, тестирование обучающихся, учителей и родителей; анализ продуктов экологической деятельности детей и подростков; статистические методы обработки экспериментальных данных; педагогический эксперимент.

Рассмотрим содержание этапов экспериментальной деятельности.

Интеграция и построение образовательного пространства осуществлялась на основе исследовательской деятельности школьников. Рассмотрим ее особенности.

«... общество тогда стабильно, когда каждый человек делает то, к чему он более всего по своей природе склонен... и именно образование должно обнаружить эти склонности и постепенно развить их так, чтобы общество могло ими воспользоваться»

Д. Дьюи

Яркая индивидуальность, интеллектуальная свобода, смелая творческая мысль во все времена были мощной движущей силой развития общества. Прогрессивное общество считает индивидуальные различия драгоценными, так как видит в них возможность своего роста. Слова Д. Дьюи, вынесенные в эпиграф, актуальны и для современной системы образования, перед которой стоят непростые, выдви-

нутые временем и все усложняющимися требованиями задачи воспитания инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни. (Д. Медведев. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Развитие индивидуальности в условиях массового обучения - проблема, ключ к решению которой система образования ищет многие годы. В мировой педагогической практике немало ярких примеров, когда отдельные педагогические системы, школы были успешны в создании среды, в которой становились приоритетными жажда познания, творчества, развития и преобразования себя и мира вокруг, где каждый находил сферу приложения своей индивидуальности. Но этот опыт уникален, а проблема создания в массовой школе культурно-образовательных пространств, отвечающих столь разным потребностям, способностям и интересам ученика, до сих пор не решена. Во все времена школа безуспешно пыталась и пытается привести всех к единому заранее известному результату, выраженному к тому же в неком проценте качества обученности и «заранее исчисляемой и определяемой сумме знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены потенциальными учащимися» (А. М. Лобок). Где уж тут до индивидуальности...

Возможное приближение к идеалу виделось в про-филизации обучения, но, как показала жизнь, на деле принцип «обучения всех всему» остался. Очень образно и точно высказался А. В. Хуторской о попытках введения профильного обучения в школах: «Про-фильность, если мы не будем видеть за ней каждого ученика, будет тем же обезличенным «загоном» для школьников, что и в обычной массовой школе. Только теперь он будет не один для всех, а будут несколько «профильных загонов»». Обидно звучит? Но при критическом взгляде и анализе ситуации, мы увидим, что вожделенная индивидуализация обучения снова осталась недосягаемой. В условиях все той же «навязанной предметности» - необходимости реализации стандартов, подготовки старшеклассников к ЕГЭ учителю оказалось достаточно сложно «видеть каждого ученика», найти способы и формы обучения своему предмету, адекватные разным индивидуальным траекториям.

И если удовлетворение разных образовательных потребностей школьников дело нелегкое (если вообще осуществимое) для любой школы, тем более усложняется эта задача для провинциальной школы маленького города, села, возможности для создания разнообразных культурно-образовательных пространств которой весьма и весьма ограничены. Более того, как часто нам приходится признавать, что многое в человеке формируется независимо от школьного обучения под влиянием множества иных факторов, где ключевую роль играет образ жизни и деятельности, наличие в жизни человека

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

41

Инновации в образовательных учреждениях

той встречи или встреч, которые становятся точкой отсчета для пробуждения и развития интересов, способностей, тех сторон индивидуальности, что не нашли в школьной действительности почвы для своего выражения.

Эта нелегкая задача - сократить рамки «навязанной предметности», жесткие нормы классно-урочной системы или найти альтернативный ей способ организации обучения, создать разнообразие условий для выбора, самоуправления и самоорганизации в силу ряда известных причин практически не решаема в школе.

«... А делать нужно вот что: понять, что ученик (человек) - един, поэтому нужно объединить общее и дополнительное его образование. Выделить в этом образовании субъективно и объективно главное, помочь ученику выстраивать индивидуальный маршрут с помощью разных средств и возможностей. Именно это и считать главной задачей федерального компонента общего среднего образования, а не отбрасывать личные предпочтения учеников и учителей в дополнительно-необязательную добавку...»

А. В. Хуторской

«Ясно, что разнообразие класса велико. Принцип требует, чтобы «разнообразие» учителя было не ниже»1, но как реально учителю достичь этого разнообразия? Очень часто эффективность от неимоверных интеллектуальных, психологических, методических, временных затрат учительского труда гораздо ниже ожидаемой, что неизбежно приводит к разочарованию, неудовлетворенности, истощению профессиональной энергии. Эффективность высока там, где поиск решения какой-либо проблемы приводит к тому, что и учителю и ученику приходится выходить за рамки школьной программы, и тогда начинается совместная познавательная деятельность детей и взрослых, а практикой многократно доказано, что образование тогда эффективнее, когда есть совместная деятельность педагога и ученика (мастера и подмастерья). Но это, как правило, единичный, в лучшем случае, групповой опыт, а не массовый.

Выходом, в определенной степени, здесь может стать обращение к дополнительному образованию. Оно давно уже вышло за рамки второстепенного, досугового, кружкового, и все очевиднее становится тот факт, что оно обладает достаточными возможностями и средствами, чтобы не просто объединить

1 Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. С.19

в единый процесс обучение, воспитание и развитие, но и стать той культурной средой, которая в состоянии отвечать образовательным запросам индивидуальности. Разобщенность этих двух систем, изолированность дополнительного образования,ситуация, когда оно вынуждено мириться с ролью «приставного стула» и довольствоваться скудными часами (дети, как правило, большую часть дня заняты в школе: раздутые учебные планы школы не оставляют им времени для занятий в сфере собственных интересов) существенно сужает потенциальные возможности для развития разных сторон индивидуальности.

И понимание того, что объединение усилий педагога-предметника и педагога дополнительного образования - это тот фундамент, на котором можно строить или значительно расширить культурно-образовательные пространства отдельного образовательного учреждения, расширить «разнообразие учителя»,- способно поднять решение проблемы индивидуализации и профилизации на качественно иной уровень. Жизнь приводит нас к необходимости интеграции общего и дополнительного образования.

Опыт показывает, что сложились необходимые предпосылки и условия, имеются достаточные ресурсы для осуществления реальной интеграции общего и дополнительного образования.

Вначале был «Экос»...

История развития Олекминского Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников - яркий пример плодотворного социального партнерства двух ведомств: Управления образования Олекминского улуса Министерства образования Республики Саха (Якутия) и Государственного природного заповедника «Олекминский» Министерства природных ресурсов России. 15 января 1995 года было подписано соглашение о создании совместного экологического объединения, получившего в дальнейшем название «Экологический союз» - «Экос», принята программа экологического образования, воспитания и просвещения детей, разработанная научным отделом Олекминского заповедника, определены базовые школы по экологическому образованию, направления и приоритеты деятельности. В кадровом отношении «Экос» объединял сотрудников научного отдела заповедника, педагогов школ, представителей управления образования.

42

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

Инновации в образовательных учреждениях

Ведущей идеей концепции и программы экологического образования в районе стало целостное развитие растущего человека как личности и индивидуальности, как гражданина своей страны, республики, жителя Олекминского улуса. «Природа-человек-об-щество» -это триединая основа развития и исследовательской работы школьников и экологического образования, его целей и задач, содержания и технологий обучения, оценки результативности, показателей воспитания. Основными направлениями деятельности были: научно-методическое обеспечение вопросов экологического образования; научно-исследовательская работа со школьниками, экологическое просвещение, развитие олимпиадного движения.

Активная деятельность объединения, освещаемая регулярно в созданной на районной телестудии рубрике «Новости «Экоса», телеальманахе «Природа и мы», в газете «Олекма» - рубрика «Природная среда, здоровье, экономика», привлекала все большее число школьников и педагогов. И уже через год школы района включились в мониторинговые и исследовательские программы, разработанные «Экосом»: «Лесной мониторинг», «Мониторинг водных экосистем», «Мониторинг здоровья», «Экология села», «Лекарственные растения», «Экологический паспорт школы и пришкольной территории» «Мониторинг загрязнения», «Карта-схема загрязненности улуса», «Учеты зимующих птиц» и др.

Успешная реализация этих программ, широкий охват школьников и педагогов разными видами деятельности в их рамках, показали, что дополнительное образование может способствовать решению ряда образовательных и экологических проблем в районе. Это вдохновляло коллектив Экоса, который ставил перед собой все новые и новые задачи в своем стремлении расширить горизонты для личностного роста олекминских школьников.

Сегодня межведомственному взаимодействию двух структур, объединивших свои усилия для развития подрастающего поколения Олекминского района уже больше 15 лет. За это время намного расширились рамки взаимодействия и направления реализуемых программ. Активно внедрялись инновационные формы работы и новые для района направления дополнительного образования.

Начав свою деятельность в районе как экологическое объединение «Экос», в дальнейшем наше учреждение было преобразовано в Центр научно-исследовательской работы школьников, а в 2004 году в МОУ дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» Олекминского района. Все эти годы коллектив Центра трудился для одной цели: помогал найти свою путевку в жизнь мальчишкам и девчонкам, создавая условия для их творческого развития и ситуацию успеха, столь важную для любой личности.

Если говорить о хронологии роста, то следует упомянуть его отдельные важные этапы:

1995-1996 годы - создано экологическое объединение «Экос»; разработаны программа экологического образования, воспитания и просвещения насе-

ления, основы концепции экологического образования в улусе. При научном отделе госзаповедника «Олек-минский» открыта воскресная экологическая школа для городских и сельских школьников. Разработана комплексная программа школьного экологического мониторинга; открыта летняя экологическая школа на научном стационаре Джикимда на территории Олекминского заповедника; инициировано развитие в улусе российской природоохранной акции «Марш парков» (на сегодняшний день Центр является координатором этой акции в Республике Саха (Якутия).

1997-1999 годы - осуществлена апробация для последующего внедрения в улусе международных образовательных программ GLOBE, GREEN, программы по применению вермикультуры в работе пришкольных участков, разработана совместно с Улусным экологическим центром программа по экологии для 1-8 классов; в районе создан координационный центр российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (в настоящее время Центр имеет статус регионального координационного центра); совместно с международным центром программы GLOBE проведен обучающий семинар для педагогов школ, ДОУ высших учебных заведений. Ведущие семинара: Эрик Стоунбре-кер (США), Николай Казаков (Владивосток). Семинар дал старт реализации программы GLOBE в улусе. Осуществлен пилотный проект «Выездные экологические школы для отдаленных национальных поселков (на примере эвенкийского национального села Тяня); адаптирована в улусе международная программа «Global 200» - «Живая планета. 200 сокровищ Земли»; инициировано сотрудничество с Всемирным фондом дикой природы (WWF) по программе экологического образования и природоохранной деятельности; на базе Центра открыта первая в улусе Республиканская экспериментальная площадка «Школьный экологический мониторинг - многофункциональный метод непрерывного экологического образования»; совместно с коллективом Тянской национальной эвенкийской школы разработан проект «Истоки» по возрождению национальной культуры и традиций.

2000-2002 годы - открыт Визит-Центр программы WWF «Живая планета», созданы клубы Друзей WWF «Живая планета». В настоящее время в районе 10 клубов, объединяющих 700 человек. В рамках выездной экологической школы совместно с коллективом Тянской национальной эвенкийской школы разработан проект ежегодного детского национального праздника «Бакал-дын»; Разработан пилотный проект «Создание при ЦНИРШ центра довузовского образования по естественному направлению»; совместно с Российской ассоциацией экологического образования (АсЭко) проведен ряд обучающих интерактивных семинаров «Образование для устойчивого развития», «Ощущение чуда (развитие чувственного восприятия детей)»; совместно с Институтом валеологии (г. Санкт-Петербург), Республиканским комитетом по семье и детству проведен ряд семинаров Г. В. Зайцева «Здравосохраняющее образование» по адаптации в улусе комплекта учебников Г. В. Зайцева по валеологии для школьников младшей и средней сту-

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

43

Инновации в образовательных учреждениях

пени. На базе Центра открыт филиал Малой сельскохозяйственной академии ЯНИИСХ СО РАСХН.

2003-2004 годы. Совместным решением Министерства образования и Министерства сельского хозяйства РС (Я) Центр принят в Союз агропрофилированных школ РС (Я) и ему присвоен статус «Методический центр для средних общеобразовательных школ с агротехническим профилем по изучению природных экосистем». Проведены первые дистанционные эвристические олимпиады для школьников ЦДО «Эйдос», что положило начало развитию дистанционного образования в улусе. Организована «Академия панды» для дошкольников. Центру присвоен статус экспериментальной площадки АПК и ППРО «Проектные технологии - основа развития исследовательских способностей детей и подростков в системе дополнительного образования». Центр первым среди образовательных учреждений Дальневосточного федерального округа стал участником пилотного проекта Минобрнауки РФ и компании Майкрософт «Microsoft AT Academy», что способствовало дальнейшему внедрению информационно-коммуникативных технологий не только в образовательный процесс Центра, но и внесло вклад в развитие ИКТ в районе. На базе Центра организован ряд дистанционных семинаров Академии повышения квалификации педагогов МО РФ «Школа педа-гога-исследователя», «Авторские педагогические разработки». Разработаны и проведены первые в улусе олимпиады для педагогов по биологии, экологии, географии, электронная олимпиада для школьников «Путешествие по лесным экорегионам», интеллектуальный марафон для младших школьников. Стартовал проект международной летней экологической школы «Дом, в котором мы живем» под эгидой ЮНЕСКО.

2005-2006 годы. С 2005 года Центр является региональным представителем оргкомитета российского конкурса «Я - исследователь» по Дальневосточному федеральному округу. В 2006 году получен статус регионального оргкомитета российского конкурса экологических проектов «Человек на Земле». Проводимая в течение ряда лет работа с педагогами и школьниками в рамках программы ЮНЕСКО «Образование для устойчивого развития» позволила Центру присоединиться к международной сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. В 2006 году Генеральным секретарем ЮНЕСКО Центру был вручен Сертификат, удостоверяющий статус «Ассоциированная школа ЮНЕСКО». Много внимания Центр уделяет внедрению информационно-коммуникационных технологий и развитию разнообразных форм дистанционного образования в районе. С 2006 г. реализуется проект «Мобильная компьютерная школа «Спутник», удостоенный Гранта Министерства по молодежной политике РС (Я), на базе Центра открывается Представительство Томского Государственного университета, благодаря чему становится возможным обучение школьников района по программам открытых профильных школ университета и довузовской подготовки.

2007-2008 годы - Центру присвоен статус опорного учреждения дополнительного образования детей Министерства образования РС (Я), регионального координационного центра российской научно-соци-

альной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

2009- 2010 годы -Центр становится республиканской экспериментальной площадкой по теме «Инновационная модель учреждения дополнительного образования как средство расширения муниципального образовательного пространства»; победителем Республиканского конкурса проектов для старшеклассников - «Цифровая школа»; победителем (3 место) в Российском конкурсе учреждений дополнительного образования.

2010- 2011 годы - на базе Центра открыта площадка «Intel - обучение для будущего», пролонгирована экспериментальная площадка АПК и ППРО.

2011- 2012 годы -далее результаты более подробно описаны в тексте.

Возможности отдельного образовательного учреждения, особенно в сельской провинции, всегда ограничены определенными рамками и редко бывают «достаточными», однако, это не означает, что учреждение должно отказываться от развития, расширения образовательных услуг, осуществления своих планов. Инновационный подход к организации образовательного процесса, стремление к осуществлению новых идей и открытию новых перспектив для развития своих воспитанников побуждают коллектив учреждения к развитию широкого социального партнерства. Именно широкое сотрудничество с разнообразными образовательными учреждениями и социальными институтами является основой эффективного решения стоящих перед нами задач.

Ведущей целью межведомственного взаимодействия и социального партнерства МОУ ДОД ЦТРиГОШ считает налаживание устойчивых связей, консолидацию усилий и конструктивное взаимодействие образовательных, научных, культурных учреждений и гражданских институтов для эффективной реализации задач воспитания и творческого развития детей и юношества, определения стратегических направлений и приоритетов организационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы со школьниками, развития системы дополнительного образования в районе.

Социальное партнерство и межведомственное взаимодействие в осуществлении программ Центра включает в себя:

1. Комплексное взаимодействие в рамках реализации программ профориентации и профильного образования.

2. Разработку и реализацию совместных программ и мероприятий в области развития научно-исследовательской работы со школьниками.

3. Реализацию целевых программ экологического образования.

Педагогический коллектив МОУ ДОД «ЦТРиГОШ» сотрудничает как с государственными, так и общественными учреждениями Олекминского района, республики Саха (Якутия), России: Советом молодых ученых и специалистов Республики Саха (Якутия) при Министерстве науки и профобразования РС (Я), Всемирным фондом дикой природы, Российским Центром охраны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

Инновации в образовательных учреждениях

природы, Российским бюро ЮНЕСКО и др. Налажена работа с Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН (ИБКП СО РАН), с Якутским государственным университетом, Якутской сельскохозяйственной академией (Олекминский филиал), Институтом дистанционного образования Томского государственного университета, Центром дистанционного образования «Эйдос», АПК и ППРО, Издательским домом «Инновации и эксперимент в образовании» (Москва).

Таким образом, мы рассмотрели социализацию и структурно-содержательное становление, содержание и результативность каждого этапа деятельности МОУ ДОД «ЦТРиГОШ» как субъекта интеграции основного и дополнительного образования; путь от экологического объединения, получившего в дальнейшем название «Экологический союз» - «Экос» - к Центру научно-исследовательской работы школьников.

На что направлена и как осуществляется в настоящее время деятельность Центра научно-исследовательской работы школьников (МБОУ ДОД «ЦТРиГОШ» МР «Олекминский район» РС (Я)).

Цели деятельности Учреждения:

• обеспечение прав ребенка на дополнительное образование, организация содержательного досуга;

• формирование творческой, интеллектуально развитой личности ребенка, имеющего активную гражданскую позицию;

• формирование у обучающихся качеств, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.

Задачи:

• обеспечение необходимых условий для эффективного осуществления творческого, интеллектуального развития личности (детей и педагогов), ее профессионального самоопределения и самосовершенствования на основе организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы, непрерывного естественнонаучного образования, внедрения информационно-коммуникационных технологий и развития форм дистанционного образования, через разнообразные организационные формы и взаимодействие всех образовательных структур района;

• создание условий для свободного выбора обучающимися дополнительных образовательных программ и темпов их освоения;

• создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, развития личности, ее самоопределения, самореализации,

• формирования у обучающихся современного уровня знаний для осознанного выбора профессии; развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

• воспитание у обучающихся чувства патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за будущее своей Республики, страны и планеты в целом;

• формирование научного мировоззрения, развитие творческого мышления обучающихся, общей культуры;

• развитие и совершенствование образовательного процесса, материально-технической базы Учреждения;

• осуществление дополнительных мер социальной поддержки детей и работников Учреждения.

Виды основной деятельности учреждения Дополнительное образование детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Перечень услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности учреждения:

• углубленная работа с одаренными детьми;

• реализация образовательных программ дополнительного образования детей различной направленности, типов и видов;

• организация содержательного досуга детей и молодежи с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей, уровня развития, обеспечение их социальной занятости, формирование навыков творческой деятельности, освоение общекультурных ценностей и культурно-исторического наследия России;

• развитие в районе научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы с детьми и педагогами;

• развитие в районе различных форм дополнительного дистанционного образования детей;

• организация методической помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным организациям и объединениям в рамках направлений деятельности Учреждения;

• организация и проведение исследовательских конференций, обучающих семинаров, повышение квалификации педагогов в рамках программ и направлений деятельности Учреждения;

• проведение методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников;

• научно-методическое руководство вопросами естественнонаучного образования, создание единого информационного, образовательного пространства на основе информационных образовательных технологий;

• организация и проведение различных мероприятий для родительской общественности;

• осуществление предпринимательской деятельности в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;

• осуществление издательской деятельности.

Реализация образовательных программ дополнительного образования детей различной направленности, типов и видов На 1 января 2012 года в центре занималось 465 обучающихся 1-11 классов по программам различной направленности: (табл. 1). Все образовательные программы на конец учебного года выполнены в полном объеме. На 1 сентября в центре занималось 482 обучающихся.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

45

Инновации в образовательных учреждениях

Таблица 1

Направления работы объединений

Направление работы Количество Количество

объединений программ обучающихся

Туристско-краевед- ческое 8 программ 163 обучающихся

Культурологическое 1 программа 8 обучающихся

Компьютерное 6 программ 167 обучающихся

Естественно-научное 7 программ 109 обучающихся

Социально-педагоги- ческие 2 программа 35 обучающихся

Всего 24 программы, 34 объединения 482 обучающихся

Организация содержательного досуга детей и молодежи с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей, уровня развития, обеспечение их социальной занятости, формирование навыков творческой деятельности, освоение общекультурных ценностей и культурно-исторического наследия России.

Формирование гражданской активности Проведен ряд мероприятий, формирующих у детей чувство гражданской ответственности и социальной активности.

«Марш парков» - международная акция по оказанию поддержки особо охраняемым природным территориям (ООПТ) России и сопредельных стран. С 1995 года Олекминский район принимает активное

участие во Всероссийской природоохранной акции «Марш парков». Куратором акции по Якутии является ФГБУ Государственный природный заповедник «Олекминский». Эту работу сотрудники МБОУ ДОД «ЦТРи-ГОШ» проводят совместно с сектором по экопросвещению заповедника.

Девиз 2012 года: «Защитим заповедную природу от пожаров». В рамках акции для школ республики Всероссийским Центром охраны дикой природы были предложены следующие конкурсы:

• Творческий конкурс по противопожарной тематике «Дети против пожаров»;

• Конкурс открыток заповедная природа без пожаров;

• Творческий конкурс «Пожар в лесу»;

• Конкурс на лучшее мероприятие противопожарной тематики.

В мероприятиях Марша парков приняли участие ребята из 10 районов Якутии и г. Якутска (Аллайхов-ский, Горный, Олекминский, Оленекский, Ленский, Мирнинский, Среднеколымский, Таттинский, Томпон-ский). На конкурсы поступило 196 работ из 26 образовательных учреждений Якутии. Жюри, в состав которого входили представители комитета охраны природы, Олекминского заповедника, лесничества, МЧС, управления образования подвели итоги конкурсов. Лучшие работы отправлены в Москву в ЦОДП.

Рисунки школьников, пришедшие на конкурсы Марша парков, были представлены на выставках в районной и городской библиотеках, которые посетило около 200 школьников Олекминсокго района.

Количество образовательных учреждении принимающих участие

Количество участников

■2008

□ 2009 ■ 2010

□ 2011 □ 2012

400

200

0

2008 2010 2012

■2008

□2009

■2010

□2011

■2012

46

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

Инновации в образовательных учреждениях

Таблица 2

Международные акции

Название мероприятия Дата проведения Количество участников Результат

ENO Tree Planting Dai - Международная акция «Миллиард деревьев» 21 мая 8 образовательных учреждений 238 саженцев

Международная акция «Уборка планеты» Октябрь 2025 участников, 23 образовательных учреждения

Международный «День птиц» 6,7 октября 38 обучающихся, 8 образовательных учреждений Отмечено 539 птиц

«Всемирный день доброты» 13 ноября 2 образовательных учреждения

WORLD WATER MONITORING DAI-Збеждуна-родный водный мониторинг В течение года 60 участников, 10 руководителей, 10 групп Ведется мониторинг 10 водоемов района

Международный проект в рамках компании ENO, «Наши реки - наш мир» В течение года 60 участников, 10 руководителей, 10 групп Вошли в Международный сборник по водному мониторингу

В школах города, детской и районной библиотеках в 2012-13 году проведено 38 занятий с общим охватом 823 человека по таким темам как, «День Земли», «Путешествие по рекам заповедника», «Олекминский заповедник и ООПТ Якутии», «Как мы можем охранять природу», «От гнезда до покорителя небес», «Сохраним биоразнообразие якутской тайги» и другие. Разнообразна тематика Дня птиц, проведенного в школах района: акция «Скворечник», МБОУ « Кыллахская СОШ»; МБОУ «1-я Нерюк-тяйинская СОШ» классные часы «Природа и мы»; МБОУ «Юнкюрская СОШ» оформлен стенд «Пернатые друзья лесов и полей»; проведена акция «Кормушка», конкурс сочинений «100 слов о птице», эковикторина и другие.

Три выпуска ежеквартальной электронной газеты «Следопыт» размещено на сайте районной газеты «Олекма». В конце мая была организована акция по уборке городского парка. Было собрано более 10 мешков мусора.

В день защиты детей 1 июня проведено 9 конкурсов с общим охватом более 300 детей. В октябре 2012 года объявлено о начале акции «Запретим весеннюю охоту на водоплавающих птиц». В ней приняли участие 501 учащийся 1-11 классов из 16 образовательных учреждений, в т.ч. 3 ДОУ. Организованы телепередачи. Информация об этой акции дважды прошла в новостных выпусках НТВ-Саха в Якутске.

6,7 октября, 5 раз в Олекминском районе состоялись организованные ЦТРиГОШ Международные Дни наблюдения птиц, дающие возможность людям из разных стран объединиться для того, чтобы вместе наблюдать, изучать и радоваться от общения с птицами. В учетах приняли участие МБОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников», МБОУ Абагинская СОШ им. К. Абагин-ского, МБОУ Заречная СОШ, МБОУ Тянская СОШ. Всего приняло участие 38 обучающихся и руководителей. Было учтено 539 особей 12 видов птиц.

В течение 2012 года МБОУ ДОД «ЦТР и ГОШ» было проведено 7 Международных акций, в которых приняло участие 2713 участников.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

Подведены итоги конкурса компьютерного творчества, в котором приняло участие 52 человека из 11 образовательных учреждений. На конкурс по 3 номинациям было представлено 72 работы. Участников подготовили 13 педагогов. Были определены победители.

Прошел Всероссийский конкурс сочинений «Три желания». Цель конкурса - стимулирование интереса детей к изучению русского языка и литературы, создание условий для самореализации на литературном поприще, развитие литературных способностей детей. В нем приняли участие 3 школьника из Саныяхтахской СОШ.

Центром творческого развития и гуманитарного образования школьников была разработана и проведена викторина, посвященная 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского, выдающего русского ученого и изобретателя, основоположника современной космонавтики, и 55-летию со дня запуска в нашей стране первого в мире искусственного спутника Земли. Цели викторины - привить детям интерес к науке, к изучению космонавтики. В викторине приняли участие 38 школьники (24 мальчика и 14 девочек) 4-9 классов из 4 образовательных учреждений Олекминского района: МКОУ «Мачинская ОоШ»; МБОУ «Кыллахская СОШ»; МКОУ «Заречная ООШ»; МБОУ «2-я Нерюктяйинская СОШ им. Н. К. Корнилова». Викторина содержала 41 вопрос о космонавтике. Учащиеся, ответившие правильно на 41-37 вопросов получили диплом 1 степени. Дипломом 2 степени были награждены учащиеся, ответившие правильно на 36-32 вопроса. Диплом 3 степени были награждены учащиеся, ответившие правильно на 31-27 вопроса.

Был организован и проведен Всероссийский творческий конкурс «В мире бабочек» - в нем приняли участие 23 школьника из 4 школ и 1 детского сада Олекминского района. Цель конкурса - выявление одаренных детей и создание условий для их самореализации. Несмотря на небольшое количество участников, они показали

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

47

Инновации в образовательных учреждениях

неплохой результат. В связи с тем, что многие школы не успели представить свои работы, дополнительно был объявлен районный конкурс «В мире бабочек», на который подано 42 работы из 7 образовательных учреждений.

Исследовательская работа с детьми

МБОУ ДОД «ЦТРиГОШ» были проведены разноплановые научно-исследовательские мероприятия с обучающимися: научно-исследовательские конференции,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экспедиции и тренинги, подготовка к российским научно-исследовательским конференциям и конкурсам (табл. 3). Было организовано участие делегации Олекминского района в XVI республиканской конференции «Шаг в будущее» (12 победителей, в том числе 5 победителей подготовлены в ЦТРиГОШ). В апреле были проведены: II районная научно-исследовательская конференция для детей старшего дошкольного возраста (26 участников из разных ДОУ района), II районная конференция для детей младшего школьного возраста (97 участников из различных ОУ). В настоящий момент идет подготовка к проведению XV региональной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», на 1 декабря подано 100 заявок.

В целом, обучающиеся в ЦТРиГОШ приняли участие в 5 очных и заочных научно-исследовательских конференциях (из них международного уровня - 2, республиканского - 2, регионального уровня - 1),

в 5 исследовательских конкурсах (из них международного уровня - 1, российского уровня - 2, районного уровня - 2).

В летний период центром были проведены 4 экологических экспедиции, где школьники района смогли расширить свои знания в области экологии и биологии, развить умения и навыки исследовательской работы.

За этот год школьники района неоднократно становились победителями в исследовательских конференциях, конкурсах, соревнованиях различного уровня, из них стали лауреатами 3 участника, дипломантами 1 степени - 13 участников, дипломантами II степени - 20 участников, дипломантами III степени -27 участников. 4 исследовательские работы обучающихся центра были опубликованы в научных сборниках материалов различных конференций, конкурсов и соревнований.

Дистанционное дополнительное образование

В течение года проведено 63 дистанционных мероприятия с учащимися Олекминского района, в которых приняли участие 5061 учащийся 1-11 классов из 23 образовательных учреждений района, в том числе из таких отдаленных сел как Тяня, Чапаево, Саныяхтах, Токко, Хоринцы и др. (табл. 4)

Таблица 3

Результативность исследовательской работы

№ Сроки проведе- ния Названия мероприятий Кол-во участ- ников Результаты

1 январь XVI Республиканская научная конференция молодых исследователей «ШАГ В БУДУЩЕЕ - ИННИКИГЭ ХАР-ДЫЫ» имени академика В. П. Лаврионова 29 Лауреат - 2 1 место - 3 3 место -1 4 место - 6

IV Республиканская научная конференция молодых исследователей «ШАГ В БУДУЩЕЕ -ЮНИОР» им.акад. Ларионова Лауреат - 1 1 место - 2 2 место -1

Региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «ПОДРОСТ» 2 3 место - 1

2 февраль Российский заочный конкурс «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ» 8 2 место - 2 3 место - 6

3 март II международная научно-практическая конференция БОТАНИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ, г. Ишим 2 1 место -1 2 место- 1

VII международный конкурс школьных исследовательских работ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» 3 3 место - 1 3 работы опубликованы в сборнике тезисов участников

4. апрель Районный конкурс исследовательских и творческих проектов детей дошкольного возраста «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» 26 1 место - 2 2 место - 3 3 место - 4

Районный конкурс исследовательских и творческих проектов детей младшего школьного возраста «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» 97 Победители в 4 секциях: 1 место - 5 2 место - 13 3 место - 13

50-я Международная студенческая научная конференция (школьная секция) 1 1 работа опубликована в сборнике материалов конференции

48

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

Инновации в образовательных учреждениях

продолжение табл. 3

5. июнь Российская Научная школа-семинар «АКАДЕМИЯ ЮНЫХ», г Гагры 5 3 место - 1 Диплом за лучшую работу - 3

Полевая экологическая экспедиция по изучению степных экосистем и организация полигона мониторинга состояния коренного ельника в районе села Абага 15 Собраны материалы для научно-исследовательских работ и заложен полигон школьного мониторинга

6 июль Полевая экологическая экспедиция по изучению степных экосистем в районе села Юнкюр 10 Собраны материалы для научно-исследовательских работ

Полевая экологическая экспедиция «ДЖИКИМДА -2012» Изучение состава и структуры сосняков и ельника охранной зоны заповедника «Олекминска» 13 Собран материал для проведения анализа типичного ствола ели и сосны в древосто-ях. Проведены измерения морфометрических параметров растений степных и лесных экосистем.

7 сентябрь Полевая экологическая экспедиция по сбору таксационных данных в ельнике на полигоне и сосняках расположенных в районе села Абага 4 Дана оценка состояния ельника, измерены высота, диаметр, возраст деревьев ели на полигоне, собран материал для анализа почвы и всхожести семян. Определен состав и структура сосняка, расположенного на горе средняя Абагинка.

8 ноябрь XI Российское соревнование «ШАГ В БУДУЩЕЕ, ЮНИОР», г. Москва 1 Получен диплом

9 декабрь XV Региональная конференция молодых исследователей «ШАГ В БУДУЩЕЕ» Получен диплом

ИТОГО 216

Дистанционные мероприятия

Таблица 4

Название мероприятия Количество участников

Эйдос Семья 11

Эйдос Обществоведение (метапредметная) 1

На крыльях снежного вихря 6

Живой мир: самые-самые 32

Творческие заморочки 5

Geniuslogicus тур А декабрь-январь 185

VIII Всероссийская дистанционная олимпиада по Английскому языку 2

Всероссийский конкурс-игра по математике «Слон» 12

Всероссийский конкурс-игра по физической культуре «Орлёнок» 64

Конкурс по орфографической грамотности Грамотей-марафон 2012 106

Международный конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно» 104

Всероссийский конкурс-игра по информатике «ИНФОЗНАЙКА» 275

Республиканская дистанционная олимпиада по математике 281

Международный проект Эрудит-марафон учащихся «ЭМУ-Специалист» 176

Geniuslogicus тур В март-апрель 157

Всероссийский конкурс по естествознанию «ЧИП» 362

Международный математический конкурс-игра «Кенгуру - математика для всех» 500

«Кенгуру-выпускникам» 128

Всероссийский конкурс «КИТ - компьютеры, информатика, технологии» 192

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» 545

Всероссийский дистанционный конкурс «День Матери» 71

Всероссийская игра-конкурс по ОБЖ «Спасатели» 126

Международный проект Эрудит-марафон учащихся «ЭМУ-Эрудит» (4 тура) 610

Всероссийский дистанционный конкурс по орфографической грамотности «Грамотей-марафон» 117

Geniuslogicus тур А декабрь - январь 42

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

49

Инновации в образовательных учреждениях

продолжение табл. 4

Название мероприятия Количество участников

Всероссийская викторина «Лесные заметки» 8

Всероссийская викторина «Мир ярких животных» 37

Всероссийский конкурс-игра по ОБЖ «Муравей» 296

Неделя английского 8

Всероссийская дистанционная олимпиада по информатике «Офисные технологии» 2

Всероссийский дистанционный конкурс по английскому языку «Письмо Санта Клаусу» 4

Всероссийская викторина «Поиграем в города» 6

Всероссийская дистанционная викторина «Секреты логического ларчика» 11

Всероссийский конкурс-игра по математике «Слон» 226

Всероссийская викторина «Тайны королевы Розы» 19

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии «Человек» 4

Всероссийская дистанционная олимпиада по физкультуре 8

Всероссийская олимпиада по физике 6

Международный игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog» 158

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике 5-6 класс 1

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике 7-8 класс 1

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике 9-11 класс 2

Всероссийская дистанционная олимпиада окружающий мир 3-4 класс 8

Всероссийская дистанционная олимпиада литературное чтение 3-4 класс 9

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку 5-6 класс 2

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 6 класс 7

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 8 класс 9

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 5 класс 6

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку 7-8 класс 5

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку 9-11 класс 18

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 9 класс 5

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 10 класс 2

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 11 класс 5

Всероссийская дистанционная олимпиада по обществу 10-11 класс 9

Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 7 класс 7

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике 3-4 класс 19

Всероссийская дистанционная олимпиада по английскому языку 1

Всероссийская дистанционная викторина по творчеству Астрид Лингрен 1

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку 1-2 класс 9

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку 3-4 класс 17

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике 1-2 класс 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всероссийская дистанционная олимпиада литературное чтение 1-2 класс 1

VIII Всероссийский дистанционный конкурс «Hallowe'en Collection» 4

Итого 5061

Методическая, экспериментальная работа и повышение квалификации педагогов

Проведены курсы для педагогов района по сайтостроению. Обучено 15 педагогов. Сдан в печать в МО РС (Я) сборник по обобщению и распространению опыта работы. Всего в мероприятиях, организованных и проведенных МБО ДОД «ЦТРиГОШ» в Олекминском районе приняло участие 10005 человек.

На базе МБОУ «РГ» «Эврика» продолжается внутриучрежденческий эксперимент по функционированию естественнонаучной лаборатории.

Приведем структурную схему эксперимента (рис.1).

Объем муниципальной услуги (в натуральных показателях).

Показатели, характеризующие объём и (или) качество муниципальной услуги:

• Количество обучающихся на 1 сентября 2012 г, - 482.

50

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

Инновации в образовательных учреждениях

Таблица 5

Наименование показателя Значения показателей объёма муниципальной услуги (на основании отчетности)

Запланировано Фактически

Предоставление общедоступного бесплатного дополнительного образования (количество обучающихся) 465 482

Углубленная работа с одаренными детьми (количество обучающихся) 35 42

Организация научно-исследовательских конференций для детей, 5-11 класс (количество обучающихся) 130 147

Организация научно-исследовательских конференций для детей, 1-4 класс (количество обучающихся) 50 97

Организация научно-исследовательских конференций для детей старшего дошкольного возраста (количество обучающихся) 20 26

Проведение обучающих семинаров 2 2

Подготовка детей к республиканским, всероссийским и международным конференциям и выставкам (количество обучающихся) 15 17

Организация и проведение дистанционных развивающих олимпиад и конкурсов (количество обучающихся) 2000 5060

Организация летней занятости детей (экспедиции, полевые тренинги, лагерь дневного пребывания) (количество обучающихся) 100 38

Тема: инновационная модель учреждения дополнительного образования как средство расширения муниципального образовательного

пространства

Цель: Разработка и апробация модели учреждения дополнительного образования как центра открытого непрерывного дополнительного образования, способствующего расширению муниципального образовательного пространства сельской провинции.

Совершенствование содержания образования за счет расширения спектра дополнительных образовательных услуг

Повышение качества и доступности образовательных услуг на основе применения новых информационных и педагогических технологий

Развитие системы

методической с педагогами работы

Субъекты эксперимента Формы и средства:

• МОУ ДОД ЦТРиГОШ • Развитие проектов «Мир вокруг тебя», «Я - исследователь»,

• Ученики «Галактика», «Нити мастерства», «Завтра начинается сегодня»

• Учителя • Создание цифровой школы

• Родители • Создание виртуальной школы юного исследователя

• МОУ • Создание виртуальных методических объединений педагогов

• МУУООР • Интеграция основного и дополнительного образования

• Методические объединения • Очные и дистанционные технологии образования

Рис.1 Структурная схема эксперимента

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

51

Инновации в образовательных учреждениях

• Количество образовательных программ - 5.

• Количество проведенных мероприятий, в т.ч. количество олимпиад, конкурсов, акций, конференций, семинаров - 130.

• Количество участников проведенных мероприятий 10 005 человек.

• Количество победителей в мероприятиях районного, республиканского, российского уровней - 21.

Таким образом, можно сделать заключение об эффективности данного этапа эксперимента.

Литература

1. Асатрян А. А. Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С.35-38.

2. Афанасьев Д. А. Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С.67-69.

3. Васильева С. В., Балебанова Е. В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2.С.16-19.

4. Вельская Е. В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.С.63-66.

5. Евстифеева О. В. Интервью с директором необычной школы // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5.С.55-60.

6. Евстифеева О. В. Способы применения теории множественности интеллекта в школе: организация работы в учебных центрах // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 4.С.2-10.

7. Евстифеева О. В. Способы применения теории множественности интеллекта в школе // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С.35-41.

8. Евстифеева О. В. Школа, где можно учиться своим способом // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.5-11.

9. Клепиков В. Н. Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5.С.13-18.

10. Клепиков В. Н. Аксиологическая интеграция как современная образовательная технология по этическому

воспитанию школьников // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 6. С.44-49.

11. Куприянов Б. В. Репортаж с последнего рубежа обороны учреждений дополнительного образования детей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.75-80.

12. Нагайченко Н. Н., Петухова Т. В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2.С.51-54.

13. Наумова Т. Н. «Вместе с мамой»: альтернативное дошкольное образование в условиях дополнительного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.71-75.

14. Рожкова О. Ю. Инновационная модель дополнительного образования как средство расширения муниципального образовательного пространства сельской провинции // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.59-68.

15. Рожкова О. Ю., Евстифеева О. В. От школьного исследования к целостному образовательному пространству // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С.37-43.

16. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.68-78.

17. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С.41-45.

18. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.

19. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.58-65.

20. Соколова Н. П. Интеграция основного и дополнительного образования на примере немецкого языка в 6-х - 8-х классах // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.19-24.

21. Спиглазова Н. И., Васильев С. Н. Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников «Уроки творчества» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4.С.49-55.

52

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.