2. Гаркуша Н.С. Интегративная модель воспитания культуры здоровья российских школьников//Психология образования в поликультурном пространстве.-2015.-№30 (2).-С.12-19.
3. Григорьева О. Д., Тома Ж.В. Культура здоровья как приоритетная задача общественного развития молодежи /http://lib.sportedu.ru/Press/SP/2009N2/p63-67.htm
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии с современной школе.- М.: АПК и ПРО, 2002.-121 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 г., № 373/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г., № 1897/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект. Доработка 15 февраля 2011г. Школа/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100
8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». №273-ФЗ от 20.12.2012//http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
9. Толоконин А. Мировые оздоровительные технологии в восстановительной медицине/http://tolokonin.ru/library/my-monography/kultura-zdorovia/.
© Гринченко Н. А., 2016
ББК 78.3 УДК 02.027.5
Дубровина Елена Михайловна,
заведующая по работе с юношеством и молодежью
ЦРБ МБУК «ЦБС № 2» Губкинский городской округ Белгородской области
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Аннотация
В статье приводятся методы библиотечного педагогического воздействия, их краткая характеристика и критерии.
Ключевые слова
Юношеская библиотека, молодежь, воздействие, методы, профессионализ.
Стремительное развитие науки, техники, высоких технологий, а также нарастание общих для всего человечества глобальных проблем настоятельно требуют от людей и новых знаний, и высокого профессионализма, и, самое главное, ответственности за свои действия и наше общее будущее. [1, с.6]. Осознавая эти вызовы времени, специалисты библиотек стремятся строить библиотечное обслуживание молодежи в соответствии с современными требованиями. В последние годы деятельность юношеских библиотек отличает ориентация на программно-целевое планирование (переход от отдельных мероприятий к долгосрочным тематическим проектам, для реализации которых в качестве партнеров привлекаются различные организации и учреждения), на развитие инновационных библиотечных процессов и технологий, на создание особой интеллектуально-эмоциональной среды, привлекательной для молодежи. Библиотекарь строит диалог с молодежью на качественно новой основе, оказывая педагогическое
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
воздействие, при этом пользователь уже воспринимается не только как объект воспитания, но и как всесторонне развитая, креативная личность, способная пройти процесс социализации и активно включиться в жизнь общества.
Соприкасаясь с миром знаний при подготовке мероприятий или в индивидуальной работе с читателем, библиотекарь повышает и свой интеллектуальный и духовный уровень, следовательно, сам является объектом библиотечного педагогического воздействия. Другой объект библиотечного педагогического воздействия - пользователь библиотеки. Охарактеризуем педагогические методы, которыми пользуется библиотека. Во-первых, в отличие от школы, методы педагогического воздействия в библиотеке основаны на свободном, кратковременном общении библиотекаря и читателя и направлены не только на детей, но и на взрослых. Во-вторых, непосредственное воздействие возможно лишь при желании читателя, наличии у него свободного времени, а главное, интереса к чтению, библиотеке, личности библиотекаря. Другими словами, библиотечная педагогика основана на добровольности и активности читателя, на его явном стремлении к знаниям, что неоднократно подчеркивала в своих трудах доктор педагогических наук М.Я.Дворкина [2, с.35]. В-третьих, методы библиотечной педагогики нередко предполагают ситуацию, при которой субъект (библиотекарь) и объект (пользователь) педагогического воздействия меняются местами, таким образом, общение библиотекаря и пользователя идет «на равных».
Все вышеперечисленные характеристики вкупе соответствуют методам педагогики сотрудничества, главная цель которой - воспитание самостоятельности читателей в поиске информации, ее восприятии, использовании библиотеки по принципу «я сам». Методы библиотечного педагогического воздействия можно условно поделить на группы по нескольким критериям:
1. По типу воздействия на читателя выделяют методы, применяемые в процессе непосредственного контакта библиотекаря и пользователя и обусловленные опосредованным влиянием библиотеки на пользователя и библиотекаря. Сила воздействия этих методов нередко проявляется спонтанно, ситуационно, интуитивно, но всегда целенаправленно и педагогически осмысленно со стороны библиотекаря.
2. По виду используемой при педагогическом воздействии информации методы делятся на те, что воздействуют с помощью первичной информации, и те, что применяют вторичную (библиографическую) информацию. Последние обладают сильным педагогическим потенциалом и составляют важную часть библиотечной педагогики.
3. По направленности воздействия выделяют методы одностороннего действия и методы двустороннего воздействия как на пользователя, так и на библиотекаря.
4. По количеству объектов воздействия методы можно поделить на индивидуальные, групповые и массовые.
Наиболее ощутимо библиотечное педагогическое воздействие проявляется в процессах, связанных с общением библиотекаря и читателя, так как при непосредственном общении с пользователем легче всего определить уровень его читательской культуры, широту кругозора, правоту и силу нравственных убеждений, выявить или сформировать читательский интерес, систему в чтении, облегчить самостоятельный выбор книги. Их общение, несмотря на кратковременность, носит систематический характер, что позволяет сделать это общение динамичным и развивающим личность читателя. При этом эффективность педагогического воздействия во многом зависит от коммуникативных умений библиотекаря, от обладания им способностью психологического и педагогического воздействия на разные категории читателей. Важно, чтобы уже при первом посещении библиотеки у пользователя возникало ощущение комфортности, обоюдной привлекательности. Поэтому библиотекарь должен владеть приемами психотехники, позволяющей достигать у разных категорий пользователей взаимного понимания, положительного эмоционального отношения на подсознательном уровне. Незаменимым в работе с неподготовленными читателями остается метод руководства чтением. Потребность в таком чтении тем больше, чем ниже базовое образование. Одним из главных методов руководства чтением считают «метод переключения» или «теорию мостов». При этом переключение имеет право на существование не как замена одной темы или жанра другим, а лишь как расширение тематики чтения и представлений читателя о
различных видах и жанрах литературы. Эффективным этот метод может стать в том случае, если библиотекарь учтет специфику психологии восприятия художественного текста данным читателем. Пользоваться этим методом надо особенно осторожно и внимательно. Активное вмешательство отталкивает читателя, склонного недооценивать мнение библиотекаря. Метод «переключения» неприемлем и для читателя, предпочитающего выбирать книги самостоятельно[3, с.113].
Библиотечное педагогическое воздействие не ограничивается только индивидуальным общением библиотекаря с отдельными читателями, оно продолжается и в других формах библиотечной работы: групповой и массовой. Работая с группами читателей, формируя их, важно учитывать социально-психологические особенности пользователей. К наиболее распространенным принципам группировки относятся возрастной, образовательный, половой, а также по состоянию здоровья, уровню дохода, уровню читательской и общей культуры, по интересам[3, с.114]. Среди способов группировки следует назвать работу с классами в школе, с трудовыми коллективами, с объединениями по интересам. Список использованной литературы:
1. Библиотеки Челябинского региона - юношеству: аналитический обзор отчетов ЦБС области за 2008 год: вып. 8 / сост. Т.Р. Елисеева. - Челябинск: ГУК «Челябинская областная юношеская библиотека», 2009. - 54 с.
2. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции, вып.2.- М: Изд-во МГУКИ, 2000. - 46 с. - (Сер. «Современная библиотека»).
3. Педагогическая деятельность библиотек [Текст] /И.П. Тикунова // Проект «Библиотечная школа Баренцева региона»: сб. материалов. - Архангельск, 1999. - 228 с.
© Дубровина Е.М., 2016
УДК 796
Егоров Олег Игоревич
Студент I курса строительного факультета СПБГАСУ г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected] Сафонова О.А. Старший преподаватель физического воспитания, СПБГАСУ
ВЛИЯНИЕ ПОЛИМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
В данной статье рассмотрено влияние полиметрических упражнений на развитие двигательных качеств студентов строительного профиля. Чтобы проследить динамику изменения функционального состояния студентов были созданы две группы студентов с одинаковыми физическими показателями. Был произведен мониторинг показателей функционального состояния, физической подготовленности и время восстановления показателей.
Ключевые слова
Физическая культура, полиметрия, двигательные качества, функциональная подготовленность.
Полиметрия - это методика, использующая ударный метод; в современном смысле - прыжковые тренировки. Полиметрические упражнения используют взрывные, быстрые движения для развития