Научная статья на тему 'Показатели информатизации школы'

Показатели информатизации школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Александр Николаевич, Панкратова Людмила Павловна, Прокудин Дмитрий Евгеньевич

Статья посвящена вопросам формирования объективной оценки состояния школьного образования в области информатики. Авторы приводят основные принципы формирования данной оценки. Приведены способы вычисления экспертной оценки по имеющимся данным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Александр Николаевич, Панкратова Людмила Павловна, Прокудин Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели информатизации школы»

Коваленко Александр Николаевич Панкратова Людмила Павловна Прокудин Дмитрий Евгеньевич

ПОКАЗАТЕЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ

Бурная смена аппаратного, программного и, что более важно, концептуального обеспечения процесса информатизации, имевшая место практически все последнее десятилетие, похоже, резко замедляет свои темпы и позволяет очертить хотя бы ближайшие перспективы применения компьютерных технологий в школьном образовании.

В последние годы произошла определенная стабилизация наших представлений о роли баз данных и информационных систем, сетевых технологий, месте программирования и операционной системы DOS в обучении работе на компьютере. Одновременно стала вырисовываться концепция применения компьютеров в учебной и внеучебной работе, административной деятельности, корпоративном обмене информацией.

Еще не вполне понятны значение и будущее место электронной печати, интерлокальных сетей, а также глобальной сети Интернет для целей школьного обучения. Однако и имеющихся представлений достаточно, чтобы перейти к стадии создания перспективных планов информатизации по вертикали «школа - район

- город». Такие планы сейчас создаются.

Одной из общих проблем любого проектирования являются исходные данные. В применении к данному случаю речь идет об объективной оценке состояния той социальной системы, к которой будет применяться планирование. Важнейшим базовым элементом социальной системы «Школьное образование» является школа.

Ниже предлагается система показателей информатизации школы, составленная на основе следующих принципов:

- отражение современного этапа использования компьютерной техники;

- претензия на определенную объективность оценки;

- получение показателей на основе заполнения анкеты;

- относительно небольшой и удобный для заполнения объем анкеты;

- ответы по системе меню;

- при необходимости достаточно легкая проверка ответов;

- перевод всех ответов в анкете в баллы и обработка анкет за пределами школы;

- выставление общих оценок по трем направлениям информатизации школы и единой сводной оценки;

- возможность составления базы данных на основе заполнения анкет;

- возможность использования системы показателей для сравнения групп школ, районов города и др.

Далее (приложение 1) приведена анкета, предназначенная для заполнения в школах. Вопросы объединены в группы для удобства заполнения. На разные группы вопросов могут отвечать разные специалисты.

Заполненная анкета передается в специальную группу (на районный уровень). Здесь, при необходимости, ряд ответов может быть проконтролирован по имеющимся информационным базам, с помощью дополнительных вопросов и непосредственной проверкой. Далее анкета обрабатывается по специальному алгоритму.

Алгоритм обработки включает в себя два этапа.

На первом этапе четыре первых вопроса анкеты переводятся в три оценки. При этом сначала рассчитываются: 1) «коэффициент внедрения информатики»

- это количество обучающихся информатике, деленное на количество учащихся в школе (то есть число в п. 2 анкеты, де-

ленное на число в п. 1);

2) «технический коэффициент компьютеризации» - это количество компьютеров, используемых для обучения, деленное на количество учащихся в школе (то есть число в п. 3 анкеты, деленное на число в п. 1).

3) «коэффициент эффективности работы компьютеров» - это количество часов работы компьютерного класса в неделю, деленное на норматив работы, равный 41 (то есть число в п. 4 анкеты, деленное на 41).

Далее полученные коэффициенты по специально разработанным таблицам переводятся в баллы - см. табл. 1-3.

Отметим некоторые особенности этих таблиц.

В табл. 2 максимальная оценка в один балл ставится за наличие одного компьютера не более, чем на 30 человек. Это соответствует сегодняшним программам по информатике и реальному наличию компьютеров в школах. Предполагается, что в дальнейшем цифры в верхней строке табл. 2 будут увеличены.

В табл. 3 наивысший балл ставится при недельной загрузке компьютерного класса в 37 и более часов (при максимальном нормативе - 41). Здесь укажем, что при превышении норматива дополнительные баллы не насчитываются, что является косвенной формой борьбы с перегрузкой.

Отметим также, что авторы понимают эвристичность и дискуссионность табл.

Табл. 1

Число = кол-во обучающихся информатике/кол-во учащихся в школе

Число 0 0.01-0.06 0.07-0.30 0.31-0.55 0.56-0.75 Более 0.75

Баллы1 0 0.2 0.4 0.6 0.8 1

Табл. 2

Число = кол-во компьютеров, используемых для обучения/кол-во учащихся в школе

Число 0 0.001-0.005 0.006-0.012 0.013-0.020 0.021-0.030 Более 0.03

Баллы1 0 0.2 0.4 0.6 0.8 1

Табл. 3

Число = количество часов работы компьютерного кабинета в неделю/41

Число 0 0.01-0.30 0.31-0.50 0.51-0.75 0.76-0.90 Более 0.9

Баллы1 0 0.2 0.4 0.6 0.8 1

1-3. Они согласны выслушать замечания по цифрам в этих таблицах и аргументы к их изменению.

Второй этап обработки анкет включает в себя собственно расчет оценки уровня информатизации школы.

При этом сначала вычисляются три отдельные оценки, соответствующие

A) техническому и программному обеспечению школы (оценка А);

Б) массовости проводимых занятий (оценка Б);

B) уровню решения в школе методических и организационных вопросов (оценка В).

Оценки А, Б, В имеют вид: А = (Табл.2)+п5+п6+п7+п9+п10+п11+п12+ +п13+п14+п15+п24+п28+п31 Б = (Табл.1)+(Табл.2)+(Табл.3)+п6+п16+ +п17+п18+п19+п20+п25+п26+п27 В = (Табл.1)+(Табл.3)+п5+п8+п9+п12+ +п15+п21+п22+п23+п26+п28+п29+п30.

Здесь пК баллы, соответствующие пункту N в анкете;

(Табл.М) - число, полученное по Табл.М (М= 1,2,3).

Векторная общая оценка школы имеет вид (А, Б, В).

Единая сводная оценка школы имеет вид Я = А + Б + В.

В формулах для величин А, Б, В используется двойное вхождение некоторых оценок. Например, оценка из табл.3 входит как в величину А, так и в Б. Это означает, что оценка за технический коэффициент компьютеризации дает вклад

как в общую оценку за техническое и программное обеспечение, так и за массовость проводимых занятий. Вклад этого параметра в сводную оценку фактически удваивается. Другой пример. Оценки п12 и п28 входят как в величину Б, так

Коваленко А.Н., Панкратова Л.П., Прокудин Д.Е.

и в В, то есть оценки за наличие издательской системы и за количество компьютеров, используемых для административной работы, также дают вклад в две общие оценки и удваиваются в сводной оценке.

С учетом указанных особенностей максимальные значения величин А, Б, В

равны: А = 14, Б = 12, В = 14. Величины А, Б, В позволяют оценить различные направления работы школы по информатизации и удобны для сравнения различных школ.

Максимальное значение сводной (скалярной) оценки для школы Я = 40.

№ Вопрос Меню выбора Ответ

Базовые параметры

1 Кол-во учащихся в школе (число)

2 Кол-во обучающихся информатике (число)

3 Кол-во компьютеров, используемых для обучения (число)

4 Кол-во часов работы компьютерного кабинета в неделю (число)

Техническая оснащенность

5 Качество компьютерной техники (оценка выбирается в указанном диапазоне) 0 - техники не имеется 0.1 - 0.4 - устаревшая (среда DOS); 0.5 - 0.7 - (преимущ. среда Win); 0.8 - 1.0 - современная (~WIN-95)

6 Локальная сеть 0 - не имеется; 1 - имеется

7 CD ROM и др. средства переноса информации > 100 Мб 0 - нет; 0.5 0 один; 1- более 1

8 Использование электронной почты (E-Mail) 0 - нет; 1 - да

9 Выход в Интернет 0 - не имеется; 0.5 - через модем; 1 - через выделен. тел. номер

10 Аудио-видеотехника в соединении с компьютером 0 - не имеется; 1 - имеется

11 Ксерокс 0 - не имеется; 1 - имеется

12 Наличие издательской системы (ризограф и выше) 0 - не имеется; 1 - имеется

Программное обеспечение

13 Стандарт. пакеты общ. пользования для преподавания информатики 0 - не имеется; 1 - имеется

14 Стандарт. пакеты для поддержки др. учебных предметов 0 - не имеется; 1 - имеется

15 ПО, разработанное в школе и используемое при обучении 0 - не имеется; 1 - имеется

Специалисты НИТ

16 Кол-во учителей информатики 0 - нет; 0.5 - один; 1 - более 1

17 Зам. директора по информатизации 0 - не имеется; 1 - имеется

18 Кол-во учителей-предметников, использ. компьютеры 0 - нет; 0.5 - 1-2; 1 - 3 и более

19 Учителя информатики, внедряющие достижения НИТ 0 - не имеется; 1 - имеется

20 Учителя-предметники, прошедшие в последние 2 года курсы повышения квалификации в области НИТ 0 - не имеется; 1 - имеется

Приложение 1

Анкета, предназначенная для заполнения в школах.

№ Вопрос Меню выбора Ответ

21 Учебно-методическое обеспечение Программа по информатике согласуется со стандартом 0 - нет; 1 - да

22 Применяется компьютерный контроль знаний 0 - нет; 0.5 - эпизод.; 1 - регул.

23 Метод. обеспечение (сб. упражн., раздаточный материал и др.) Экспертная оценка от 0 до 1

24 Наличие баз данных, используемых в учебном процессе 0 - не имеются; 1 - имеются

Учащиеся

25 Интерес учащихся к информатике Экспертная оценка от 0 до 1

26 Наличие кружков и доп.занятий; проведение школьных олимпиад по информатике и программированию 0 - нет; 0.5 - фрагмент.; 1 - регулярно

27 Поступление в Вузы на специальности, связанные с НИТ 0 - фрагмент.; 1 - регулярно

Администрация

28 Кол-во компьютеров, используемых для административной работы 0 - нет; 0.5 - один-два; 1 - > 2

29 В администрации используется 0 - нет; 1 - да

Интернет и/или E-mail

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Работники администрации, прошедшие в последние два года курсы повышения квалификации в области НИТ 0 - нет; 1 - да

31 Спец. ПО для поддержки административной деятельности 0 - не имеется; 1 - имеется

Приложение 2

Данные обследования состояния информатизации школ Фрунзенского района.

□ 10% (4 школы) 4 уровень

□ 40% (19 школ) 1 уровень

Коваленко Александр Николаевич, кандидат физ.-мат. наук, заведующий кафедрой информационные управляющих систем СПб филиала МГУП.

Панкратова Людмила Павловна Прокудин Дмитрий Евгеньевич, зам. директора по информатизации школы1 № 365 Фрунзенского района.

□ 20% (5 школ) 2 уровень

□ 30% (12 школ) 3 уровень

НАШИ АВТОРЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.