УДК 378
Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. САМООЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО
С сентября 2011 года началось освоение основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО.
В основу разработки и реализации компетентностно-ориентированных программ на физико-математическом факультете ПсковГУ положены многолетние исследования в области компетентностного подхода в образовании, которые ведутся лабораторией проблем качества высшего образования в сотрудничестве с Институт качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» [1-5].
Важной составляющей реализации компетентностного подхода является оценка исходного уровня сформированности общекультурных и предметных компетенций первокурсников, их готовности к реализации компетентностного подхода. Для реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО разработан дистанционный курс «Сопровождение студентов физико-математического факультета при освоении ООП» на сайте дистанционного обучения университета http://do.psksu.ru/, который позволил на входном этапе организовать самооценку студентов по следующим позициям:
— ИКТ-компетентность,
— мотивация и готовность студентов к обучению в вузе,
— сформированность общекультурных компетенций,
— сформированность предметных компетенций (диагностическое тестирование по школьным курсам математики, физики, информатики).
Остановимся на некоторых результатах.
Для выявления уровня ИКТ-грамотности и опыта использования информационно-коммуникационных технологий была разработана анкета «ИКТ-компетентность» (при участии А.А. Гаврилова). В анкетировании приняло участие 25 студентов первого курса, обучающихся по направлениям 011200.62 «Физика», 010200.62 «Математика и компьютерные науки», 230700.62 «Прикладная информатика».
Анкета состоит из двух частей. Первая часть анкеты позволяет выяснить, какими навыками работы с документами, файлами, текстовыми редакторами, электронными таблицами, операционными системами, сервисами и технологиями Интернета обладают студенты. По каждой позиции студенты должны были выбрать один из предложенных вариантов: «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет», «не знаю, не ясен вопрос». Ниже приведено содержание первой части анкеты.
Часть 1. ИКТ - грамотность
1. Я имею начальные навыки работы с файлами и приложениями:
а) владею приемами выполнения файловых операций (создание, удаление, копирование и др.),
б) умею работать с файлами на различных внешних носителях информации (flash-карте, CD, DVD - дисках и др.),
в) могу запускать программы и приложения для работы с информацией (графической, текстовой, звуковой, числовой),
г) умею выполнять операцию архивации и сжатия файлов,
д) умею сканировать изображение и сохранять его для последующего редактирования.
2. Я умею настраивать параметры операционной системы (Windows или др.):
а) параметры рабочего стола, вид папок,
б) устанавливать и корректно деинсталлировать программное обеспечение,
в) подключать к компьютеру новое оборудование (flash-карту, принтер, сканер и др.),
в) настраивать подключение к сети Интернет,
г) следить за безопасностью системы (обновлять антивирусные пакеты),
д) настроить локальную сеть и обеспечить необходимый уровень доступа к ресурсам сети.
3. Я имею навыки работы с текстовым редактором:
а) могу подготовить текстовый документ,
б) умею вставить в документ различные объекты (рисунки, формулы, диаграммы, таблицы),
в) могу выполнить проверку правописания в тексте,
г) умею выводить документы на печать,
д) могу сохранять текстовые документы в различных форматах (txt, rtf, doc, docx и др.).
4. Я имею навыки работы с электронными таблицами:
а) умею работать с ячейками электронной таблицы (ввод, редактирование, форматирование),
б) умею выполнять простые вычисления,
в) умею использовать встроенные формулы,
г) умею на основе табличных данных строить графики и диаграммы,
д) умею выполнять действия по поиску и сортировке данных в таблице.
5. Я владею приемами создания презентаций:
а) могу подготовить текстовую презентацию по заданной тематике,
б) умею использовать в презентации различные объекты (таблицы, рисунки, диаграммы и др.),
в) могу использовать различные элементы для навигации в презентации (гиперссылки, управляющие кнопки),
г) имею навык публичного выступления с использованием презентаций.
6. Я имею навыки работы с базовыми сервисами и технологиями Интернета:
а) имею навыки навигации и поиска информации в сети Интернет и умею получить и сохранить найденную информацию для последующего использования в учебной деятельности,
б) имею навыки работы с электронной почтой,
в) умею размещать / загружать данные на различных Интернет-порталах (файлы, видео- и фото-материалы и др.),
г) умею использовать on-line службы для общения в сети (ICQ, Skype и др.),
д) имею навыки общения в блогах, форумах,
е) имею навыки общения в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и др.). Проанализируем результаты анкетирования студентов.
По первой позиции «Я имею начальные навыки работы с файлами и приложениями» были получены следующие данные. Все опрошенные студенты умеют создавать, удалять, копировать файлы (рис. 1).
4
Рис. 1
Работать с файлами на различных внешних носителях информации могут 24 студента (96%). Запускать программы и приложения для работы с графической, текстовой, звуковой, числовой информацией, сканировать изображение и сохранять его для последующего редактирования способны 20 человек (80%).
В меньшей степени сформированы навыки архивации и сжатия файлов. Эту операцию умеют выполнять 17 студентов (68%), 8 студентов (32%) выбрали варианты «нет» и «скорее нет, чем да» (рис. 2).
ме знаю, че ясен
нет
скорее нет, чем да
Скйрее да, чем не г
да
0 3 6 ~~9 15
Рис. 2
По второй позиции «Я умею настраивать параметры операционной системы Windows или др.» были получены следующие результаты. Все студенты первого курса умеют настраивать параметры рабочего стола, вид папок. Устанавливать и корректно деинсталлировать программное обеспечение могут 24 студента (96%), 11 студентов (44%) затрудняются выполнить эту операцию. Из 25 опрошенных 21 человек (84%) способен подключить к компьютеру новое оборудование, 17 человек (68%) могут настраивать подключение к сети Интернет. 6 человек (24%) не умеют
обновлять антивирусные пакеты (рис. 3). Не способны настроить локальную сеть и обеспечить необходимый уровень доступа к ресурсам сети 12 человек (48%), один студент не понял вопрос (рис. 4).
не знаю, не ясен ...
нет
Скорее нет, чем да скРрее да, чей кет да
О 3 6 9 12 15 Рис. 3
не знай, не ясен ...
нет
скорее нет, чем да скорее да, чем нет да
Ответы студентов по третьей позиции «Я имею навыки работы с текстовым редактором» показали, что практически все (92% - 96%) умеют работать в текстовом редакторе, т.е. они могут подготовить текстовый документ, вставить в него различные объекты, выполнить проверку правописания. Однако часть студентов испытывает трудности с выводом документов на печать (рис. 5), и с сохранением текстового документа в различных форматах (рис. 6).
не знаю, не ясен ...
нет
Скорее нет. чем да скорей да, чей кет да
О 4 в 12 16 20
Рис. 5
Как показало анкетирование, с электронными таблицами первокурсники умеют работать хуже, чем с текстовым редактором. От 30% до 40% студентов не умеют
0 12 3 4 5 6 Рис. 4
■
работать с ячейками электронной таблицы, выполнять простые вычисления, строить графики, диаграммы, использовать в работе встроенные формулы. 52% студентов не могут выполнить действия по поиску и сортировке данных в таблице.
Рис. 6
По следующей позиции «Я владею приемами создания презентаций» оказалось, что 24 студента (96%) могут подготовить текстовую презентацию по заданной тематике. Умеют использовать в презентации различные объекты 23 человека (92%). 21 студент (81%) имеет навык публичных выступлений с использованием презентаций. Не умеют вставлять гиперссылки, управляющие кнопки для навигации в презентации 9 студентов (36%) (рис. 7).
не знаю, не ясен ...
нет |
скорее нет, чем ца | скорее да, чем нет ^
да I
О 2 ~~4 6 в 10 12 Рис. 7
По позиции «Я имею навыки работы с базовыми сервисами и технологиями Интернета» были получены следующие результаты. Большинство студентов (96%) имеют навыки навигации и поиска информации в сети Интернет и умеют получить и сохранить найденную информацию для последующего использования в учебной деятельности. 5 человек (20%) не умеют работать с электронной почтой, использовать on-line службы, блоги, форумы для общения в сети. Только трое студентов не умеют размещать файлы, видео- и фото-материалы на различных Интернет-порталах. Однако все первокурсники умеют общаться в различных социальных сетях (рис. 8).
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что большинство первокурсников обладают основными навыками работы с компьютером. В то же время на лабораторных занятиях по информатике особое внимание надо уделить умениям архивировать файлы, сохранять текстовые документы в различных форматах, выводить
не знаю, не ясен ...
нет
скорее нет, чем да йкирее да, чем нет да
О 5 10 15 20 25 Рис. 8
на печать документы, устанавливать и корректно деинсталлировать программное обеспечение, работать с электронными таблицами, а также более подробно познакомить студентов с возможностями программ, позволяющих создавать презентации.
Полученные результаты анкетирования позволяют составить индивидуальную программу развития ИКТ-грамотности каждого студента.
Вторая часть анкеты предназначена для изучения опыта использования студентами информационно-коммуникационных технологий. Студенты выбирали ответ на поставленный вопрос из следующих утверждений: «пользуюсь постоянно», «использую время от времени», «использовал(а) 1-2 раза», «не использовал(а)», «не знаю».
Часть 2. Опыт использования ИКТ
1. Как часто Вы используете следующее программное обеспечение?
1. Электронные учебники.
2. Обучающие программы.
3. Мультимедиа энциклопедии, справочники, словари.
4. Текстовый редактор.
5. Электронные таблицы.
6. Программы для создания презентаций.
2. Как часто Вы пользуетесь следующими аппаратными средствами?
1. Компьютер.
2. Веб-камера.
3. Сканер.
4. Принтер.
3. Как часто Вы пользуетесь сетевыми технологиями и ресурсами сети Интернет?
1. Электронные образовательные ресурсы (on-line учебники, тесты и др.).
2. On-line сервисы и технологии (ICQ, Skype и т.п.).
3. Off-line сервисы и технологии (электронная почта, телеконференции).
4. Системы дистанционного обучения (e-learning, m-learning и т.п.).
5. Блоги, форумы и др.
6. Файловые обменники (Youtube и др.).
7. Социальные сети (укажите название)_
8. Совместная работа с документами в сети (GoogleDocs, офисные приложения).
Результаты анкетирования представлены в таблицах 1-3.
Большинство первокурсников использует постоянно или время от времени мультимедиа энциклопедии, справочники, словари, текстовые редакторы, программы для создания презентаций. Менее половины опрошенных студентов работало с электронными учебниками и обучающими программами (табл. 1).
Таблица 1
Как часто Вы используете программное обеспечение Предложенные ответы
пользуюсь постоянно использую время от времени использовал (а) 1-2 раза не использовал (а) не знаю
Электронные учебники 2 8 8 6 1
Обучающие программы 2 9 7 7 0
Мультимедиа энциклопедии, справочники, словари 9 10 5 1 0
Текстовые редакторы 11 6 2 5 1
Электронные таблицы 1 11 7 6 0
Программы для создания презентаций 4 12 6 3 0
Как видно из таблицы 2, чаще всего студенты пользуются компьютером и принтером. Веб-камеру и сканер не использовали ни разу соответственно 11 и 8 студентов.
Таблица 2
Как часто вы пользуетесь Предложенные ответы
пользуюсь использую время использовал(а) не использо- не знаю
постоянно от времени 1-2 раза вал(а)
Компьютером 20 5 0 0 0
Веб-камерой 7 3 4 11 0
Сканером 5 11 1 8 0
Принтером 10 9 2 4 0
Из всех сетевых технологий и ресурсов сети Интернет чаще всего студенты используют социальные сети, причем наибольшей популярностью пользуются «ВКон-такте», <^асеЬоок» (табл. 3). Сети дистанционного обучения (е-1еагш^, т-1еагш^ и т.п.), GoogleDocs, офисные приложения для работы с документами в сети ни разу не использовали соответственно 15 и 9 человек.
Таблица 3
Как часто вы пользуетесь сетевыми технологиями ресурсами сети Интернет Предложенные ответы
пользуюсь постоянно использую время от времени использовал (а) 1-2 раза не использовал (а) не знаю
ЭОР (учебники, тесты) 4 11 5 5 0
On-line сервисы и технологии (Skype и др.) 11 7 2 5 0
Продолж. табл. 3
Off-line сервисы и
технологии (электронная 10 6 5 4 0
почта, телеконференции)
Системы дистанционного обучения 1 3 3 15 3
Блоги, форумы 7 9 3 5 1
Файловые обменники 11 3 3 7 1
Социальные сети 19 5 0 1 0
Совместная работа с 3 6 5 9 2
документами в сети
Для использования дистанционного сопровождения образовательной программы нужно было выяснить, имеют ли возможность студенты работать в сети Интернет. Им были предложены дополнительные вопросы:
1. Имеете ли Вы возможность ежедневно работать на компьютере дома / в
общежитии? □
Да Г]
Нет
Другое:
2. Имеете ли Вы свободный доступ к сети Интернет дома /в общежитии?
С
Да
С
Нет
с
Другое:
Ответы студентов показали, что ежедневно имеют возможность работать на компьютере дома или в общежитии 17 первокурсников из 25 опрошенных, а свободный доступ к сети Интернет дома или в общежитии имеет 21 студент.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основном студенты имеют возможность и готовы использовать ИКТ в учебном процессе.
Для исследования сформированности компетенций, мотивации и готовности студентов к обучению в вузе использовалась анкета, разработанная совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова и РГСУ.
Анкета состоит из двух частей: первая часть предназначена для оценки степени сформированности компетенций, вошедших в модель выпускника по соответствующему направлению, вторая - для оценки мотивации и готовности студентов к обучению в вузе.
В анкетировании приняли участие 22 студента первого курса физико-математического факультета: 3 студента направления «Физика», 9 студентов направления «Математика и компьютерные науки», 10 студентов направления «Прикладная информатика».
Остановимся на результатах анкетирования студентов одного направления подготовки - «Прикладная информатика».
К первой части анкеты предлагалась следующая инструкция: «Пожалуйста, оцените, если это возможно, по собственным ощущениям в какой мере сформированы у Вас каждая из следующих компетенций». Далее - перечень компетенций, входящих в модель по конкретному направлению (включая компетенции, добавленные вузом).
Компетентностная модель по направлению «прикладная информатика» содержит 41 компетенцию:
1. Способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1)
2. Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2)
3. Способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК-3)
4. Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-4)
5. Способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5)
6. Способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6)
7. Способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7)
8. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8)
9. Способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9)
10. Способен использовать методы и средства для укрепления здоровья и обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10)
11. Способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11)
12. Способен использовать Гражданский кодекс Российской Федерации, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности (ОК-12)
13. Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13)
14. Способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве (ОК-14)
15. Способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1)
16. Способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2)
17. Способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3)
18. Способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4)
19. Способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5)
20. Способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6)
21. Способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7)
22. Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8)
23. Способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9)
24. Способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10)
25. Способен принимать участие в создании и управлении информационной системой на всех этапах жизненного цикла (ПК-11)
26. Способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12)
27. Способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных информационных систем (ПК-13)
28. Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей информационной системы (ПК-14)
29. Способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15)
30. Способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16)
31. Способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17)
32. Способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18)
33. Способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19)
34. Способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20)
35. Способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21)
36. Способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22)
37. Умеет демонстрировать знание истории возникновения и развития основных компьютерных технологий, имеет представление о современных тенденциях развития прикладной информатики в экономике (ПКВ-1)
38. Способен осваивать программные средства для решения экономических задач (ПКВ-2)
39. Способен обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности (ПКВ-3)
40. Готов участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов (ПКВ-4)
41. Готов разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования (ПКВ-5)
Для оценки студенты должны были использовать шкалу:
1
2 3
4
5
полностью отсутствует и с и с полностью присутствует
Средний балл по всем компетенциям составляет 3,2. Таким образом, по мнению студентов, компетенции, входящие в модель выпускника, сформированы удовлетворительно. Разброс по средним баллам по различным компетенциям весьма значительный: от 2,2 (по компетенции ПК-22 - способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности) до 4,5 (ОК-8 - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях), результаты представлены на рисунках 9 и 10.
Рис. 9
Рис. 10
Рассмотрим результаты по группам компетенций.
Средний балл по первой группе - общекультурным компетенциям - составляет 3,9 балла. Это свидетельствует о том, что, по мнению первокурсников, у них выше среднего сформированы общекультурные компетенции. Наиболее сформированными (кроме ОК-8) студенты считают компетенции ОК-5 «способен самостоятельно
приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию», ОК-6 «способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности», ОК-11 «способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия» (средние баллы не ниже 4,3). Хуже всего, по мнению студентов, у них сформированы общекультурные компетенции ОК-9 «способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач» и ОК-14 «способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве» (средние баллы 3,1 и 3,2 соответственно, рисунки 11 и 12).
Рис. 11 Рис. 12
Средний балл по профессиональным компетенциям составляет 2,8 балла. Лучше всего, по мнению студентов, у них сформирована компетенция ПК-20 «способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде» (средний балл составляет 3,7, рис. 13). Выше отмечалось, что самый низкий балл получен по компетенции ПК-22 - 2,2. По остальным профессиональным компетенциям средний балл находится в пределах от 2,4 до 3,4.
Рис. 13
Рис. 14
Средние баллы по группам профессиональных компетенций получились следующими:
— общепрофессиональные компетенции - 3,0;
— проектная деятельность - 2,8;
— организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность - 3,0;
— аналитическая деятельность - 2,9;
— научно-исследовательская деятельность - 2,5;
— компетенции, добавленные вузом - 2,9.
Полученные результаты в основном объяснимы. Общекультурные компетенции формируются еще в школе, поэтому студенты считают, что они в основном сформированы. Результаты по профессиональным компетенциям ниже, это объясняется тем, что их формирование начинается только в вузе. На наш взгляд, встречаются случаи переоценки студентами степени сформированности у себя профессиональных компетенций, что можно объяснить недостаточным пониманием сути компетенции. Например, по компетенции ПКВ-2 «способен осваивать программные средства для решения экономических задач» средний балл составил 3,4 (рис. 14). Это означает, что студенты считают сформированными основы этой компетенции. Однако возникает сомнение, что студенты хорошо представляют уровень сложности как возможных экономических задач, так и применяемых для этого программных средств. Для получения более точной оценки уровня сформированности компетенций нужно сочетание самооценки с экспертной оценкой. В дальнейшем мы считаем целесообразным провести анкетирование студентов еще раз в конце учебного года, а также сопоставить полученные результаты с оценкой преподавателей.
Во второй части анкеты студентам были предложены вопросы, направленные на выявление мотивов поступления в вуз, отношения к обучению в вузе и т. д., а также для оценки условий, необходимых для успешного формирования компетенций.
1. Какие из следующих обстоятельств имели для вас наиболее существенное значение при поступлении в университет? (укажите не более 3-х вариантов ответа)
Г Г Г Г Г
Другое:
2. Кто или что из нижеперечисленного в большей мере способствовало вашему
Интерес к будущей профессии, ее полезность и значимость для общества Получение данной профессии - традиция моей семьи Перспектива получить престижную и высокооплачиваемую профессию Получить высокий уровень знаний Получить диплом
решению поступать в университет?
□ □ □ □ □
Родители, семья Учителя, школа Друзья Призвание
Собственное стремление быть материально обеспеченным(ой)
Другое:-1
3. Хорошо ли вы представляете себе требования к уровню вашей подготовки как будущего выпускника вуза по избранной профессии?
141
1 2 3 4 5 совершенно не представляю с Е С Е С полностью представляю
4. Оцените, насколько учеба соответствует вашим ожиданиям:
1 2 3 4 5
совершенно не ЕЕ С.] С.] Е в полной мере
соответствует соответствует
5. Как вы оцениваете уровень социальных условий и возможностей для учебы и самореализации в вашем учебном заведении?
высокий средний низкий затрудняюсь ответить
Возможность участвовать в исследовательской (или иной творческой) работе, связанной с будущей профессией С С с Е
Возможность работать в структурах самоуправления Е С Е Е
Возможность заниматься интересующими меня видами художественного творчества и искусства Е С Е Е
Возможность заниматься спортом Е С Е Е
Проживание в общежитии е Е Е Е
Питание Е Е Е Е
Медицинское обеспечение С Е Е Е
6. Насколько преподаваемые дисциплины способствуют углублению ваших профессиональных знаний?
совершенно не способствуют
1 2 3 4 5
Е Е Е Е Е
в значительной мере способствуют
7. Как бы вы оценили ваш потенциал как студента?
1 2 3 4 5
□ Е Е Е
8. Какие факторы негативно влияют на ваше желание учиться? (укажите не более 3-х вариантов ответа)
Невостребованность на рынке труда получаемой специальности (профессии)
142
Неуверенность в значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности Г
Невысокое качество преподавания учебных дисциплин Ошибка в выборе будущей специальности (профессии) Необходимость работать, чтобы учиться Другое:
9. Для того, чтобы уровень образования был одним из эталонов мировой практики, как вы считаете, что необходимо сделать? (укажите не более 3-х вариантов ответа)
Увеличить учебную нагрузку
Студентам уделять больше времени на самоподготовку и самостоятельную работу
Г '
Изменить систему образовательных стандартов в целом, сориентировав их на общеевропейскую
Ужесточить критерии оценок на экзаменах и зачетах Сохранить традиционные советские образовательные практики Другое:-1
10. Как вы считаете, какие условия необходимы для успешного формирования у студентов вышеуказанных компетенций? (укажите не более 3-х вариантов ответа)
Г
г
Более глубокие знания компетенций
Специальные и более глубокие знания о сущности каждой компетенции
Знания о средствах формирования этих компетенций в учебное и внеучебное время
Знания о способах самооценки сформированной компетенции
Г
Знания о способах презентации и защиты сформированных компетенций в промежуточных зачетах
Консультационная помощь кураторов-преподавателей
Другое:-1
11. Где и кем хотите работать после окончания учебы в вузе?
Более половины участников анкетирования среди наиболее существенных обстоятельств поступления в университет указали: «интерес к будущей профессии, ее полезность и значимость для общества» (68%), «получить высокий уровень знаний» (59%), «перспектива получить престижную и высокооплачиваемую профессию» (59%), более трети респондентов указали «получить диплом» (38%) (при ответе на данный вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма может превышать 100%).
Ответы первокурсников показывают, что большая часть из них (69%) представляет, каким требованиям должна удовлетворять подготовка будущего выпускника вуза по избранной профессии, а учеба в той или иной мере соответствует их ожиданиям (67%).
Из социальных условий и возможностей для учебы и самореализации в учебном заведении наиболее высоко студенты оценивают возможность участвовать в исследовательской работе, работать в структурах самоуправления, возможность заниматься спортом (от 36 до 45% студентов оценивают уровень как высокий и 45-50% - как средний). Это согласуется с тем, что эти виды деятельности достаточно хорошо развиты на факультете (об этом первокурсникам рассказывают представители различных структур факультета в период адаптационной недели первокурсника).
Преимущественно на среднем и высоком уровне оценили студенты возможность заниматься художественным творчеством, проживание в общежитии, питание, медицинское обеспечение
Первокурсники считают, что преподаваемые дисциплины способствуют углублению профессиональных знаний (18% выбрали вариант «в значительной мере способствуют», 64% - «скорее способствуют, чем нет»).
При оценке своего потенциала как студента половина первокурсников выбрала вариант «высокий», треть «средний». Двое студентов выбрали вариант «очень низкий».
Среди факторов, негативно влияющих на желание учиться, студенты отметили «неуверенность в значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности» (27%), «необходимость работать, чтобы учиться» (27%), «невостребованность на рынке труда получаемой специальности (профессии)» (14%).
При ответе на вопрос: «Для того чтобы уровень образования был одним из эталонов мировой практики, как вы считаете, что необходимо сделать?» среди студентов были высказаны разные мнения (табл. 4).
Таблица 4
Кол-во %
Увеличить учебную нагрузку 5 23%
Студентам уделять больше времени на самоподготовку и самостоятельную работу 9 41%
Изменить систему образовательных стандартов в целом, сориентировав их на общеевропейскую 9 41%
Ужесточить критерии оценок на экзаменах и зачетах 1 5%
Сохранить традиционные советские образовательные практики 7 32%
Другое 3 14%
Можно отметить, что более трети респондентов считают, что нужно сориентировать систему образовательных стандартов на общеевропейскую и студентам уделять больше времени на самоподготовку и самостоятельную работу.
При выборе условий для успешного формирования компетенций большая часть первокурсников отметила необходимость консультационной помощи преподавателей (59%), более глубоких знаний компетенций (41%), знаний о способах самооценки сформированных компетенций (32%) (табл. 5). При ответе на данный вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Таблица 5
Кол-во %
Более глубокие знания компетенций 9 41%
Специальные и более глубокие знания о сущности каждой компетенции 4 18%
Знания о средствах формирования этих компетенций в учебное и внеучебное время 4 18%
Знания о способах самооценки сформированной компетенции 7 32%
Знания о способах презентации и защиты сформированных компетенций в промежуточных зачетах 3 14%
Консультационная помощь кураторов-преподавателей 13 59%
Другое 3 14%
Исследование мотивации и готовности к обучению в вузе показало, что первокурсники имеют положительную мотивацию к обучению, внеучебной деятельности в вузе, но в то же время, отмечают необходимость консультационной помощи преподавателей.
Результаты исследования были доведены до сведения преподавателей.
Диагностическое тестирование по профильным дисциплинам школьного курса (математика, физика, информатика) дает возможность определить уровень знаний и умений студентов-первокурсников, при необходимости скорректировать его, чтобы использовать как фундамент для получения высшего образования.
Диагностическое тестирование студентов-первокурсников, проводимое в начале семестра по материалам FEPO, позволяет определить, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной академической группой. Кроме того, оно может сочетаться с подготовительным модулем, направленным на устранение пробелов в знаниях и умениях студентов первых курсов.
Таким образом, нами разработан и апробирован на входном этапе инструментарий, с помощью которого можно исследовать мотивацию и готовность студентов к участию в реализации компетентностного подхода к результатам их образования, а также сформированность компетенций, входящих в компетентностную модель выпускника (на основании самооценки). Этот инструментарий может быть использован для мониторинга уровня сформированности компетенций студентов в течение всего периода обучения.
В дистанционном курсе «Сопровождение студентов физико-математического факультета при освоении ООП» размещаются сводные рейтинг-листы в виде списков студентов, упорядоченных по проценту правильно выполненных заданий теста. Кроме этого, каждый студент имеет возможность видеть результат по каждому выполненному заданию. В случае, если при выполнении задания студентом была допущена ошибка, приводится подробное решение данного задания и студент имеет возможность самостоятельно, при дистанционной поддержке преподавателя, устранить пробелы в знаниях.
Полученные результаты фиксируются и накапливаются в электронном портфо-лио студента в дистанционном курсе.
Организация деятельности студентов по участию в самооценке результатов обучения позволит повысить эффективность реализации компетентностно-ориентиро-ванных образовательных программ, будет способствовать внедрению студентоцен-трированного подхода в образовании.
Литература
1. Мартынюк О. И., Медведева И. Н., Панькова С. В., Соловьева И. О. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования / Одиннадцатый симпозиум «Квалиметрия в образовании: методология, теория, практика». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 48 с.
2. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Мониторинг формирования общепрофессиональных компетентностей студентов физико-математического факультета // Вестник Псковского государственного педагогического университета: Серия «Естественные и физико-математические науки». - Вып. 4. - Псков: ПГПУ, 2008. -146 с. - С. 108-121.
3. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О., Шинкарева А. А. Исследование мотивации и готовности студентов к участию в реализации компетент-ностного подхода к результатам их образования // Вестник Псковского государственного педагогического университета: Серия «Естественные и физико-математические науки». - Выпуск 10. - Псков: ПГПУ 2010. - 168 с. - С. 74-91.
4. Медведева И. Н., Гаврилов А. А., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Построение информационной системы для поддержки учебной деятельности студентов в условиях компетентностного подхода. // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования: Сб. научных статей. Кн.2 / Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования (14-15 апреля 2010г., Москва, НИТУ «МИСиС».) - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 328 с. - С. 194-198.
5. Медведева И. Н., Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О. Проектирование вузовской компетентностно-ориентированной основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование». Монография / Серия: Опыт отечественных вузов в области проектирования нового поколения образовательных программ высшего образования. - М.: ИКВО НИТУ «МИСиС», 2011. - 200 с.
Medvedeva I., Martynyuk O., Pan'kova S., Solovyova I.
PHYSICS AND MATHEMATICS DEPARTMENT FIRST-YEAR STUDENTS' SELF-ASSESSMENT OF THEIR COMPETENCE ACHIEVEMENTS UNDER CONDITIONS OF REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATION STANDARTS (FSES) IN HIGHER
PROFESSIONAL EDUCATION Students must take part in forming competences for effective realization of the competence-oriented professional education program. The work contains some results of the research of motivation and students' readiness for participating in competence-oriented approach to the results of their education. The authors worked out and approved the instruments to control the level and development of the student's competences.
Key words: competence-oriented education, higher professional education, motivation of students.