Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120). Выпуск 21/1
УДК 002.6:025.4
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХУСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Одним из важных направлений развития современного общества является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для модернизации системы государственного управления. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая все активнее применяется в политическом процессе и открывает новые эффективные средства управления и взаимодействия органов власти, коммерческих структур и граждан [1].
Российская Федерация делает важные шаги на пути к развитию электронного правительства как мощного инструмента административной ре-формы, программы борьбы с коррупцией, поддержки приоритетных национальных проектов, позволяющего повысить качество жизни российских граждан и глобальную конкурентоспособность российских компаний. Для достижения этих целей российские власти стремятся к значительному улучшению доступа к государственным услугам с использованием интернет-порталов, центров обслуживания населения, центров телефонного обслуживания и других элементов современной инфраструктуры услуг государства, ориентированного на граждан [2].
Для простых граждан и представителей бизнеса в первую очередь результатом внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в государственное управления будет возможность получения государственных электронных услуг. Улучшение качества предоставления наиболее востребованных услуг с помощью ИКТ является приоритетным направлением внедрения электронного правительства в России. Электронная услуга, или электронная информационная услуга - услуга по удовлетворению информационных потребностей пользователя, имеющая компьютерную или электронную форму представления [3].
В настоящее время особое внимание уделяется информатизации системы образования. Распоряжением правительства Российской Федерации №1993-р от 17 декабря определен перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. В данный перечень входят услуги по аккредитации образовательных учреждений, ведение электронного дневника школьника и предоставление информации об успеваемости и посещаемости учащегося, предоставление информации о
«-»«-» т-.
результатах сданных экзаменов и государственной итоговой аттестации и др. В условиях возрастающей самостоятельности образовательных учреждений, изменяющейся нормативно-правовой базы все более актуальной становится задача сбора, обработки, анализа и обработки информации о состоянии образовательной системы в интересах повышения эффективности управленческой деятельности органов управления образованием 4 .
A.Н. НЕМЦЕВ, А.И. ШТИФАНОВ
B.А. БЕЛЕНКО, Р.А. ЗАГОРОДНЮК
C.Н. НЕМЦЕВ, О.В. ГАЛЬЦЕВ А.Э. ФЕДОСЕЕВ
В статье описаны основные компоненты и функционал сетевой информационной системы автоматизации деятельности работы субъектов РФ и муниципальных учреждений в сфере образования и предоставления услуг населению в электронном виде.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова: электронная услуга, информатизации системы образования, информационная система, электронный мониторинг образовательных учреждений.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120).т1пус№211/;1120). Выпуск 21/1
Авторами статьи была разработана сетевая информационная система автоматизации деятельности работы субъектов РФ и муниципальных учреждений в сфере образования и предоставления услуг населению в электронном виде.
Интерфейс разработанной автоматизированной информационной системы (АИС) реализован в виде Интернет-портала, доступного различным категориям пользователей (сотрудники региональных и муниципальных управлений образований, образовательных учреждений, учащиеся, родители, незарегистрированные пользователи). Система имеет открытый код, она независима от платформы и не требует использования какого-то определенного ПО или определенной операционной системы для работы с ней (достаточно использовать обычный браузер). Для развертывания Интернет-портала АИС достаточно использовать свободно распространяемое ПО. Система основана на технологии клиент-серверной архитектуры и представляет собой интерактивное web-приложение, базирующееся на ядре LMS Moodle. Moodle - это Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Система Обучения (Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment) 5 . Moodle является про- граммным продуктом с открытым исходным кодом, работает без какой-либо модификации в операционных системах Unix, Linux, Windows, Mac OS X, Netware и любых других ОС, под- держивающих язык разработки PHP и web-хостинг. Данные системы хранятся в одном из серверов баз данных: MySQL или PostgreSQL, но может использоваться и с другими источни- ками данных, таких как Oracle, Access, Interbase, ODBC и прочими.
Разработанная АИС автоматизации работы субъектов РФ и муниципальных учреждений в сфере образования и предоставления услуг населению в электронном виде может полностью учитывать специфику информационных потребностей региона в сфере образования. Структура базы данных системы и ее наполнение будет определяться текущим состоянием информационных подсистем образовательных учреждений региона различных уровней.
Система, состоит из 3 уровней ввода информации:
Региональный уровень будет предполагать сбор и анализ ряда показателей, представленных в виде нормативных документов. На этом же уровне будет производиться полная оценка данных, собранных на нижестоящих уровнях.
Муниципальный уровень будет охватывать собой все муниципалитеты региона. На данном уровне также будет осуществляться сбор и анализ ряда показателей, и выполняться проверка данных, собранных на уровне образовательного учреждения.
Уровень образовательного учреждения будет охватывать собой все общеобразовательные учреждения региона. На данном уровне будет собираться основная масса показателей на основе форм статистической отчетности.
В системе выделены следующие роли пользователей:
Региональный оператор. Организует сбор и размещения данных на всех уровнях системы, проверяет и подтверждает внесенные данные.
Муниципальный оператор. Заполняет формы, как на уровне своего муниципального образования, так и на уровне учреждений, входящих в МО. Готовит операторов на уровне ОУ и контролирует их работу.
Оператор учреждения. Заполняет формы на уровне своего учреждения. Сотрудник ОУ.
Родители.
Ученики.
АИС предоставления электронных услуг в сфере образования включает в себя следующие блоки (подсистемы):
мониторинга и предоставления информации о деятельности образовательных учреждений;
автоматизации процессов аккредитации ОУ и предоставления информации о результатах аккредитации;
автоматизации процессов аттестации руководящих и педагогических кадров ОУ и предоставления информации о результатах аттестации;
организации и проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) обучающихся и предоставления информации о результатах аттестации;
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120). Выпуск 21/1
мониторинга и предоставления информации о текущей успеваемости учащихся ОУ (электронный журнал);
база данных о специальностях ВУЗов и ССУЗов региона; мониторинга знаний учащихся по общеобразовательным предметам, проведения статистических исследований;
Подсистема мониторинга образовательных учреждений, представляющая собой систему сбора и обработки информации, связанной с учреждениями образования, позволяет оперативно отражать показатели их деятельности.
Предусмотрен сбор информации с уровня учреждения по следующим направлениям: нормативно-правовые акты;
информация, отражающая качество кадрового состава; информация, отражающая качество контингента; информация о фондах.
Данные, введенные учреждениями, проверяются и подтверждаются муниципалитетами, а также дополняются в соответствии с таблицами ввода данных.
На уровне региона накапливается и анализируется информация, собранная со всех муниципалитетов.
Для работы с отчетными формами на уровне учреждений используются модули «Школы» и «НПО и СПО» (рис. 1).
Ежемэся^ые отчеты
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
Статус Таблица Действия
Доэаботать РКГИр м (МО)
Нозый РКП-пр м (ПО) ©а]
На согласовании БКП-сотр (ООУ)
Принят БКП-ЗП(ОЭУ) й]
Рис. 1. Работа с отчетами образовательных учреждений
Модуль «Районы» блока «Мониторинг образовательных учреждений» позволяет организовать работу на уровне муниципалитета, а модуль «Область» с отчетами на уровне региона (рис. 2).
Количество учащихся (текущее)
| Й ї і Й І I 1 І I
і г £ £ £ X £ X а
І І І І І і і І І
й І й й й й Сійф
8 С ї ї 8 ї ї 8 *
І І & 5
I I ї *• У 2
§ а
І 1
і ^ ^ і
І I I
З ї а
І ¥ &
І 1 *
і і і
э з &
я я
Рис. 2. Пример региональных отчетов
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 206
2012. №1 (120).ИШус№21/120). Выпуск 21/1
Раздел «Журнал отчетов» позволяет организовать мониторинг предоставления отчетов образовательными учреждениями, а модуль «Сводные отчеты» позволяет перейти на страницу сводных и интегральных отчетов (рис. 3).
5КП-гред.(00У): нюнь
№ Наименование показателя Кол-во физ. лиц по основной должности Кол-во физ. лиц совмещение Кол-во физ. лиц совместители
1 Количество учителей 296 223 6
1.1 учителей Ье20п?.сно:~/ жизнедеятельнее™ У 11 0
1.2 учтеивй бил м ии 12 9 0
1 з учитггтД ггогряф/и Я 14 0
1.4 учителей инсстран-ого язька 4 3
1.5 учи I ы кй информа 1 ики 0 18 0
1.6 учителей исобрззитслию’о /'скусстса 4 14 0
1./ учителей ИСТО0ИИ 2С 10 0
1.8 учителей КуЛэТ\рОЛЭГ/И [МХК'| с 9 0
Рис. 3. Фрагмент интегрального отчета
В разделе «Статистика» блока «Мониторинг образовательных учреждений» можно увидеть статистическую информацию об отчетах выбранного муниципалитета, в раздел «Показатели» предназначен для просмотра показателей на уровне региона, муниципалитета и образовательного учреждения в соответствии с выбранным сводным отчетом (рис. 4).
С. РОЛ НК*7 0~'1й” |~е<)<и14е юквзэтэт
Промежуточные данные для определения достижения взятых обязательств по внедрению комплексного проекта модернизации образования субъектом Российской Федерации Белгородская область в 2011 году
0. Информация о региональной системе образования
№ Наименование показателя Значение показателя в прошедшем ответном месяце Знамение показателя в текущем месяце
01р Копг-кугйо у» ч ии*оя l.'VMPS'lftr 1ГИД50 чйг
ОПр Копг-кугяо рабптеикгж r OY Р6114 1ЙП ?5969**П
0 -1 Ор Копг-кугйо у* .ттртйй 'ОвМ №п 1П-1П1 •*»!
0 5р 1чог»--1йс"йо об iwoopa?r=4Tftr-4ht> уч">йждрн*Л = рйгуг-ж. у» игтяутщлч r пройктр * б1в IIIT ■Я1ЙИГГ
0П0р 1чОГ»--1ЙС"ЙО renWXK oni |ft06p?.^0RATPnhHKK у» ПРЖДЙКИЙ. участвую НИХ а ГРГР*ГЙ Шит Шит
0 п 1р l40r»--iefrR0 "ОГСДГКЛХ Oftl.PrSr^VWWftnW— КУЦМЖДРЧИЛ V'KfTRvm ft. R npOftkTft 1FS игт 1Р5игг
0 6р Kon^-iefTRO чгншутлпю-- < опря?г=ччи? ??игт ?? игт
Рис. 4. Просмотр показателей региона
Подсистема аккредитации образователънъх учреждений позволяет автоматизировать процесс получения информации о состоянии образовательных учреждений региона для изучения статистических данных и документации с целью анализа исходного состояния образовательных учреждений. В подсистеме предусмотрены механизмы автоматизации процессов аккредитации средних общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного образования детей (ДОД) (дома творчества, музыкальные школы, ДСЮШАи т.д.) и дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Страница критериев аккредитации учреждений содержит 3 вкладки (рис. 5). На вкладке «Аккредитация» представлены группы критериев по выбранному учреждению. Вкладка «Информационная карта» позволяет загрузить файл с информационной картой учебного заведения. На вкладке «Замечания» могут быть представлены замечания по государственной аккредитации.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120). Выпуск 21/1
*к<ре*;-'_5имя у 1'4оршф:ш= га:~; | Зачерни; 1
Аккредитация ОУ: МО У Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеев™ Белгородской области
Сумма баллов: 134 (58.77%)
№ Группы критериев Балл Максимальный „ балл Действия
1. Норматив но-трав овое обеспечение деятельности общеобразовательного учрездения 7 7 1Х,С03> е
2 Соответствие структуры общеобразовательного учреждения государ ственным требованиям 7 Э 77,76% е
3. Соответствие уровня и направленности образовательной программы государственный требованиям 33 46 7',74% е
4. Кадровое обеспечение общеобразовательного учреждения 16 37 -3.65% е
5. Качество подготовки выпускников 5С 32 54.35% е
6. Информационно-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса 15 28 53,57% Б
7 Мед икс-социальные уело вия пребывания детей в общеобразовательном учреждении 4 3 Ч44% е
Максимальное количество о.шлов - 228.
У-рещен/е «тег бк": ас<рег л:ван: на 5 гет еси/ наб/раег
- и«№3и: лицей, шкала: ум»6генн=1м и:/че-иен отделены пру иг: в-ЗС-ИЖ от нанимал ;ного коли-есгеа :алл:в;
- гредН'Я о6_,Ео6р=зоЕатель-ая ш<0Я; - 6]-Е0% о) иакикадь-ого к: лич е ства бг.х*
- :снО:ная :бщео:ра:овагегьна= шк:ла - ЮЮ!4 :* ма<симагьно~о <ол'честв; балл:в;
- -ачагьна; общегбразовгельизя икона - 30-4% от Ы№Ыё.ън:г вогичепа бакгое.
Рис. 5. Страница критериев государственной аккредитации учреждения
Подсистема аттестации кадров предназначена для автоматизации мониторинга квалификации и оценки качества педагогических кадров и руководящих кадров учреждений региона. Подсистема позволяет оперативно получать исчерпывающую информацию о квалификации педагогических работников и руководящих кадров образовательных учреждений и автоматизировать процессы аттестации кадров.
Подсистема позволяет формировать базу данных электронных дел работников школ, ССУЗов, учреждений ДОД (рис. 6); автоматизировать работу аттестационных комиссий (рис. 7).
В подсистеме предусмотрен механизм поиска аттестационных дел сотрудников учреждений, используя который можно найти информацию о запрашиваемом сотруднике и при необходимости посмотреть и отредактировать аттестационное дело.
Для оперативного наполнения системы предусмотрен импорт информации о кадрах образовательного учреждения из файлов в формате х^.
Подсистема организации и проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) предназначена для автоматизации проведения ГИА учеников 9-х классов по схеме проведения единого государственного экзамена и предоставления информации о результатах аттестации. В связи с требованиями локальной работы автоматизированной системы проверки результатов ГИА было принято решение создавать подсистему проведения ГИА из двух частей. Первая задача, стоящая перед организаторами ГИА состоит в формировании комплекта заданий для учеников. С этой целью закодируется каждый ученик и печатается индивидуальное задание для каждого девятиклассника в кабинете, локализованном от доступа к локальным и глобальным сетям.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120).ВМ2с№2!/120). Выпуск 21/1
Рис. 6. Заполнение электронной карты сотрудника
Заседание областной АК 27.10.2011
Управление образования администрации Старооскольского городского округа
Ф.И.О. (Образовательное учреждение) Наименование должности Предыдущая к ваг. Присваиваемая категория, дата квалификационная присвоения категория Сумма баллов Действия
ш Белозерских Олина Михайловна (МСу <.лц«и)фЖ1<.де|?11эн*> шгх.'с М»1- с Осксл 1эггэсо^с<эг сЗгкп) учитель (начальны* классы) с жиж 1.*>1ИУ1к:о -•>*31 НИ 78 *2*ДГ<*
к Бобрышев Анатолий Васильевич (МСУ ‘Срадкч? с5ц«обрисз«тэлэнэ; шюсла МО’ г Старей Осксл Егггэрх;со? с5г ки) учитель информатики и ИКТ 11К1Г1 и я 20.10.2000 Сисиаг 76 ЪХ*
а. Емельянова Ирина Викторовна (МСу *0»эбн*л з(!1еФ0ра-:>ЕЭ-ель-1£л люта V и' г _тэр>Л учитель начальных классов, учитель информатики ООСС-СО-ОО Н1С>РММ 5в ЪХР
ш Лакина Клавдия Ивановна Омагч ">трг,г/1» Г1г^и) учитель начальных классов Высиаг Уп НСЧМЖ Бысиа>- 62 ЪХР
А Моргунова Ольга Петровне (МСУ "СрадьV с5ц«обрисзвТэлэнэ; шнслг МО ; уГГуСлеНИМ ^Г/ЧеНМеК СТД€ЛЬНЬ »: 1р?£М€ТЭВ ’Счэы^ учитель английского языка Иыпн» 25.102000 Сысиар 62
ш Савинова Эмма Ивановна (м<> •'* 1 умЦм» «•' ■■■:■ к н>1" ■ 1| 1й ОМГЧ съгъгтл) учитель химии Высиаг. Уп 10 ЯХЖ Бысиа>- 70 *2Х&
Рис. 7. Список аттестационных дел заседания аттестационной комиссии
Первая функция локальной составляющей системы - печать штрих-кода и индивидуальной информации на банке №1 и бланке №2 заданий по предметам. Печать тиража заданий организовано с использованием услуг типографии, специально отведенные поля бланка (штрих-код, предмет, код школы и т.д.) заполняются автоматически системой.
После проведения ГИА все бланки с результатами сканируются с распознанием только кодированных данных, что реализует функцию анонимности проверки творческой составляющей блока ГИА. Сканирование и распознание реализуется с использованием программы фирмы АЬЬу. В результате получается набор файлов формата *.хт1 с результатами выполнения заданий учениками. Отдельные файлы *.хт1 содержат протоколы проверки экспертами творческих заданий.
На рис. 8 приведен локальный блок системы, позволяющий организовать кодирование заданий, экспорт бланков ответов и протоколов экспертной оценки, формирование эталона правильного ответа и оценивания учеников.
После экспорта бланков заданий №1, №2 и оценок экспертов создается эталон правильных ответов. С этой целью создается список всех вариантов ученических ответов из экспортированных данных, и эксперты определяют, какие из ответов учеников считать верными. После этого проводится обработка данных каждого ученика и оценивание. Итог оценивания экспортируется в сетевую систему и каждый ученик, используя свой логин и пароль, имеет возможность узнать свою оценку.
Сбор информации об учениках, предоставление информации о полученной оценке, организация процесса апелляций - это функционал сетевой составляющей разрабатываемой подсистемы.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120). Выпуск 21/1
Рис. 8. Интерфейс локальной составляющей системы
Сетевая часть подсистемы позволяет формировать отчеты о результатах ГИА в различных разрезах (рис. 9), отчеты могут носить как региональную зависимость (успеваемость по школе, району, региону), так и содержательную, успеваемость по видам образовательных учреждений, по автору ученика в каждом конкретном предмете, успеваемость у каждого конкретного учителя; подавать апелляции ученикам (рис. 10); автоматически формировать апелляционное дело; провести анализ «трудности» заданий ГИА по тому или иному предмету (рис. 11).
Номер Район АИГяГІ“"Н Биология география Информатика ИИКТ История Литература Математика Немецкий ЯЗЫК Обществознанне -їїг-’-"гг" *—
4. Комитет образования администрации муниципального района"Город Валут:и и Валуйским район" |631) 53 4Г> .■>5 71 VI А1Я 1Ю Я7 •п
гюу х'роиняя ь&лорэзокой оопести Ґ«н> а Я г*і І7 * а О 4И «П !в О *
» Г:Л 124.) (ї ? 0 А Я я 94 Г> 15 ?4 4 0 1
УЬ «25) с 1 и У 0 0 2Л 11 и- и
» ГіП |17) (ї ? 4 0 0 17 0 17 0 0
У (23) с и 1и 1 0 0 22 11 22 Л и
» ОД (16) (ї 0 я 0 0 0 15 й 15 Р 0
.МГ>У"Ч>;г*нии ІіЖЧч.І Ні? с .'І.'І іЬ.’Т&НЬЬ:*! а 0 0 л - ?й (їп О 7і!> йй .'Л О *
пе*і:ю л»«* зорсс^ оолвсякі >оо;
Рис. д. Статистика сдачи ГИА
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120).т1|2с№2!/П20). Выпуск 21/1
Предмет ГИА: Математик
Пахомова Анна Геннадьевна
Сроки подачи апелляции: 8 июня -10 июня 2011 г.
Файл с заявлением по предмету 'Математика':
Н Zajvlenie_Fahomova.jpg.jpg
Статус апелляции:
Приіят
Предыдущая оцг іка: 4(23)
Новая оценка: 5(30’
Время рассмотрения апелляции:
10 Иен 20'', 1С:08, Пггнша
Рис. 10. Просмотр информации об апелляции
Задания типа С
Номер заданна Количество сдававших экзамен "Г баллов |всего) ”0" баллов (V*! "Г балл |всего) "Г балл "2" балла (всего) "2"балла 1%1 "3" балла (всего) "3" балла (%! »4« балла (всего) "4" балла 1%) "5й баллов (всего) "б"баллов (%)
Зииние №1 8*4 2*4 ь.ис% 040 /4.84% и о.сся 0 0.00% Ж% 0 одия
Задам* КЬ/ П5И 'Л7 16 ПИЯ 7^7 А.19ЄК 0 ООО я 0 с,т 0 лгс% 0 сспя
Задание М*3. 8£4 253 30,33% 555 00,674 0 о:сся С 0,00% 0 э:ос% 0 0.00%
Здомж №4 №4 ■Я,33% ЬЭЬ еде/я У о,сся 0 0,00% а 0,00% 0 с,сия
Заданк» КЬг геи 'Й? 21 Л'% 87? 7ПЄ5Я и ЛССЯ с с.т 0 аш. 0 оооя
Задание N>0. 814 >37 42,07% 1С.77Ч 304 40,14% с с.ээ% 0 о,оо% 0 с:соя
Зш*Н№ №'. 433 08,08% 1 0,23% IV» 12,30% 2% 2У,2Г% о У,СС% 0 с,сия
Задам* №1 геи 5Й7 «174% 0 П.ЭЛ% 7? 114.1% '$4 ?/7?»і 0 о.ао% 0 сспя
Задание N*0. 814 702 80.23% 0 с ,ш и о,со* 33 3.90% 55 0,79% и о,соя
Зсдан* №10. ом 34Ь /ада 9 одо и идя УС 11,24% 112 •3.11% 0 0|00Я
Задания №11. геи ЮЛ адп(!% Я пда о о.сся 0 с.т « о.м% О О СА Я
Задание №12. ом ЇЬЗ УУ:88% 9 одо 0 ид* с 000% 0,00% » 0|00Я
Рис. 11. Распределение учеников по количеству набранных баллов
Кроме того, сетевая подсистема проведения «ГИА» позволяет просмотреть информацию о числе сдающих экзамен по предметам ГИА; о пунктах проведения ГИА для учеников данной школы, об учителях преподающих предметы ГИА, а также об учебниках, используемых для преподавания предметов из списка ГИА.
В подсистеме реализованы также механизмы поиска нужной информации и импорта данных.
Подсистема организации мониторинга учебного процесса (электронный журнал) предназначена для автоматизации анализа текущей успеваемости и посещаемости в ОУ региона и организации образовательного процесса в школах. Система позволяет предоставлять, разграниченные права, доступа сотрудникам для редактирования информации: данные учащихся, данные сотрудников школы, учебные планы, расписание занятий,
успеваемость учащихся и посещения ими уроков.
Предоставляет, разграниченные права, доступа сотрудникам для просмотра информации:
данные учащихся,
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120). Выпуск 21/1
данные сотрудников школы, расписание занятий,
успеваемость учащихся и посещения ими уроков, статистика успеваемости и посещения, отчеты системы.
Система предоставляет возможность учителю: выставлять оценку за урок,
написать комментарий при выставлении оценки, написать тему урока и домашнее задание, написать сообщение родителям.
Предоставляет возможность родителям: просматривать информацию о ребенке, просматривать информацию об успеваемости ребенка, просматривать сообщения учителей, просматривать статистику успеваемости ребенка, просматривать расписание занятий ребенка,
просматривать расписание занятий учителей, преподающих у ребенка. Подсистема мониторинга учебного процесса (блок «Электронная школа) состоит из следующих модулей (разделов) (рис. 12): учебные периоды; предметы школы; учебные планы; классы и предметы; планирование уроков; расписание; журнал класса; отчеты;
дневник ученика.
{мониторинг учебного процесса образовательного учреждении}
Учетные периоды -.ч^нь I кггач-ы.
Пюедреш и^апы Рз^гкмтоззнре сгнска п;еА1.не"о= ; шч^га.
Учебпии пл?1мь1 й$яв1п.1Д1ввнга игнсняг-взньш^миснон а аФти
Классы и предиггы Со?ла-1.нй и радает>р;в&414 нн&ЙЙЙ Сгг,^-'11'. г^еА^ЪэекькфйШтм фтнг
Планирование уроков Ь£пен££рчо.т;мйт>-'.е1:<]се пгн.ноЕагну.рмоЕ
Отнепгы ЧКНН^СТ:Ш-ЕНЫе О-1 еТ<=|,Т9|С,ТЛ= Я УПтВ^ВШСТЬ .1 П: се-ш=‘9'-?0СТ= КТО -I -ТСПтБ: 91Л" С
пйльзиьатвлл 'Р’стмтзнг; ьа д^л-ь' -1 "кт;гов=|; йцвнА Пчийнцйни учащихся 1ц1*Й^-'йсп ■:: ели и-е:ььк з;ведеч.нЛ Беггоризгай о:гаст.1.1 г':сски Днзвникученикэ I ='сгь111 ь ь-е: о-»е, т0'-ш ф :ио= .1 по:тша^н:;ть
Элспгрошкм шкма
^ УЧ:0| ые ПСр1!ЗДЬ1 ф Преяйеты и.м п& Учгбьые пл-аи=1 <1 классы и пр?дме^ы ' ■ плаьшовзи лежала а щ ркписдаие ^ Ж^рмзй класса отчеты © дчеьиия
Электронная шкала
Рис. 12. Блок «Электронная школа»
Электронная база данных о специальностях вузов и ссузов региона предназначена для аккумуляции данных о специальностях высших и средних специальных учебных заведений региона и обеспечения автоматизации процессов поиска нужной информации абитуриентами (рис. 13,14).
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120).т1|2с№2!/П20). Выпуск 21/1
Спелм:н:ст * >з: где - ь | Оплате
Еакагаср^ат ' ^юпи:ж'С1 ’ Чатстратуза '
№ Направление подготовки Профиль ПОДГОТОВКИ Степень Срок обучения Форма обучения Действия
03030" .55.05 Псгалоыя со сп П:н>:гсг/? развгчя ивсергст-гя пснхолэ'иа И-фермапив ке!Л. л 5. ы Синяя об^-амп X
2 ИИО' У-. 1К 1 Игатыя поп Псишмичес-адекуку) ь ириыкню И-фсрнзтже Синая форыг общения X
Ц;6гви~:
Рис. 13. Вид таблицы «Специальности»
Рис. 14. Страница поиска специальности
Разработанная подсистема мониторинга знаний учащихся предназначена для организации «срезового» тестирования знаний учащихся по отдельным предметам, проведения сетевых конкурсов и олимпиад. Данная система по функционалу похожа на подсистему проведения ГИА.
Модуль «Предметы МИ» содержит расписание проводимых мониторинговых исследований по различным предметам для различных классов.
В разделе «Классы МИ» можно посмотреть список классов выбранного ОУ и предметы мониторинговых исследований, закрепленные за классом.
Вкладка «Ученики класса» позволяет вывести список выбранного класса, с выбранными для каждого ученика предметами, по которым проводится проверка знаний.
Модуль «Учебники» предназначен для просмотра и редактирования списка учебников по отдельным предметам.
С помощью модуля «Импорт оценок» можно импортировать в сетевую систему результаты проведения мониторинговых исследований из локальной автоматизированной
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120). Выпуск 21/1
системы обработки результатов проведения мониторинговых исследований в формате ГИА.
Модуль «Отчеты» (рис. 15) позволяет просмотреть результаты проведения мониторинговых исследований в разрезе класса, ОУ, муниципального образования и региона; статистические данные об оценках и баллах полученным в ходе мониторинговых исследований по различным предметам в разрезе муниципальных образований и региона; информацию о «трудности» тех или иных заданий.
ВИД Отчета: Выберите вид административного огрета /^1
Выберите вид административного отчета...
Результаты МИ по классу Результаты МИ пс школе Результаты МИ по району Результаты МИ по области Ученики без сценок Статистика сценок МИ по району Статистика баллов МИ по району Статистика сценок МИ по области Статистика баллов МИ пс области
Рис. 15. Виды отчетов мониторинговых исследований
В подсистеме предусмотрена возможность проведения сетевых конкурсов и олимпиад. Организовать эти мероприятия можно с помощью элементов «Тест» и «Задание».
Подсистема проведения статистических исследований позволяет проводить социологические исследования на сплошной выборке, без дополнительных временных и финансовых затрат. Причем электронный вариант анкетирования позволяет создавать вопросы с возможностью «ветвления», т.е. респонденту могут задаваться некоторые вопросы в зависимости от ответа на исходные.
Разработчику анкет не требуется изучение специализированного ПО, достаточно иметь навыки работы в редакторе MS Excel. Проект анкеты создается средствами редактора электронных таблиц, с использованием соответствующего шаблона, а затем импортируется в сетевую систему.
Во время прохождения анкетирования респонденту на web-странице анкетирования последовательно предлагаются вопросы анкеты и доступны стандартные элементы управления (кнопки «Предыдущий вопрос», «Следующий вопрос») (рис. 16).
Рис. 16. Страница электронной анкеты
После проведения анкетирования можно посмотреть и проанализировать результаты анкетирования (рис. 17). Результаты проведения анкетирования можно экспортиро-
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. №1 (120).т1пус№211/;1120). Выпуск 21/1
вать для дальнейшей обработки в редакторе электронных таблиц MS Excel с помощью
кнопки
з-з": е ;: ,'З'т z -
В подсистеме проведения статистических исследований также предусмотрена возможность локального анкетирования с последующей «загрузкой» результатов анкетирования в сетевую систему.
Аитеторо ванне Отчеты
I ttfw-l IL nr 2
Кплсг:
Тиг Ь!*^Г = ЧНГ<ГГ< г$~гя Кікк.~.
гг гяЕлек не с 5pf « JBf ния ал v инк аик 4 Гoaf зоре иск *с pf f эн? Бе/ "с -> эл області | ^ ]
l-.'H у
І» Зернтэ м«:с .. v|
1 I» 5ер -<ТЭ -МП насЭЛСИНОГО W- <Ті .. v 1
1 Е> Зерні? ките .. v|
ti; IP'J'J
Считает! ли Вы диетанционноі ферму обучения ДССТу ПНЫМ? Ответ Количество ответов
Ск:::: м. чо*/1 :т
ОКППЙЙ t-ЭТ, Г,Л "1
7
і 11 рудник;~ь ~ itse г і ь АЇ
Всего 231 га ДО
С>яаь е форуак Ехсг!
Рис. 17. Страница детального отчета по результатам анкетирования
Таким образом, разработанная АИС позволяет автоматизировать деятельность муниципальных, региональных органов управления образованием; формировать единый банк данных всех типов и видов учреждений образования на уровне района, города, региона; формировать базу данных контингента учащихся, педагогических и административных кадров ОУ; осуществлять мониторинг их деятельности; повышает эффективность реализации процессов мониторинга квалификации и оценки качества кадров; позволяет автоматизировать процесс получения информации о состоянии образовательных учреждений региона для изучения статистических данных и документации с целью анализа исходного состояния образовательных учреждений; автоматизирует проведение государственной итоговой аттестации (ГИА) учеников 9-х классов по схеме проведения единого государственного экзамена и «срезового» тестирования знаний учащихся по отдельным предметам; позволяет проводить сетевое анкетирование.
Немаловажной особенностью разработанной системы является возможность гибко изменять создаваемую автоматизированную систему без существенных временных и материальных затрат, посредством добавления новых модулей с учетом изменяющихся информационных требований.
Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. государственный контракт № П877 от 26 мая 2010 г.
Список литературы
1. Григорьев, П.В. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития / П.В. Григорьев //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - Т. 1, № 3. - С. 179-184.
2. Петров, О.В. Стратегия электронного правительства в России: на пути к эффективному государству, ориентированному на граждан/ О.В. Петров // Информационное общество. - 2007. № 1-2. - С. 28-35.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 215
2012. №1 (120). Выпуск 21/1
3. Цветков, В.Я., Семушкина, С.Г. Электронные ресурсы и электронные услуги / В.Я.
Цветков, С.Г. Семушкина // Современные проблемы науки и образования. - 2009. № 6-1. - С. 39-40.
4. Лозицкий, И.Г., Заичко, В.А. Один из подходов к созданию системы сбора, обработки, анализа и визуализации информации в интересах повышения эффективности управления регио- нальной образовательной системы на основе программных продуктов компании Аверс / И.Г. Ло- зицкий, В.А. Заичко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2006. № 6. - С. 131-133.
5. Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment: www.moodle.org.
AUTOMATED INFORMATION SYSTEM FOR THE PROVISION OF ELECTRONIC SERVICES IN EDUCATION
A.N. NEMTSEV, A.I. SHTIFANOV V.A. BELENKO, R.A. ZAGORODNYUK S.N. NEMTSEV, O.V. GALTSEV A.E. FEDOSEEV
BelgorodNational Research University
e-mail: [email protected]
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
The article describes the main components and the function- al of web-based information system for automation activi- ties of regional and municipal institutions in the field of educa- tion and the provision of services to the public in electronic form.
Key words: electronic services, information systems of educa- tion, information system, electronic
monitoring of educational insti- tutions.