Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 3
УДК 378 (100)
болонский процесс и проблема систем высшего образования
И.Г. Малинский
Саратовский государственный университет, кафедра социальной информатики E-mail: [email protected]
В статье раскрывается влияние глобализации на систему высшего образования, которая проявляется в развертывании Болонско-го процесса. Показаны необходимость, потенциальные возможности и проблемы интеграции российского высшего образования в целом и Саратовского госуниверситета в частности в данный процесс.
Ключевые слова: Болонский процесс, интеграция систем высшего образования, интернационализация университетского образования.
The Bologne Process and the Problems of Integration of Higher Education system
I.G. Malinsky
The article deals with the globalization impact on higher education system resealing in developing the Bologne process. The necessity, potential abilities and integration problems of Russian higher education, in general, in particular, in this process are demonstrated. Key words: the Bologne process, higher education system integration, university education, internationalization.
Сегодня процессы глобализации проникли в образовательную сферу, способствуя интеграции национальных образовательных систем. К 2010 г. предполагается создание единой европейской системы высшего образования.
Реализация Болонской декларации происходит в несколько этапов. На первом этапе усилия стран-участниц направлены на сближение разноплановых систем высшего образования. Европа планирует перейти на систему бакалавр-магистр: 3 года бакалавриата + 2 года магистратуры. Это будет способствовать автоматическому признанию документов о высшем образовании и любого курса, прослушанного студентом, в любом университете стран-участниц Болонского процесса.
Министерство образования и науки Российской Федерации определило программу реализации принципов Болонской декларации. Практически завершается разработка нового поколения стандартов высшего образования, базирующихся на компетентностной модели и предусматривающих полномасштабный переход на многоуровневую структуру высшего образования. Это предполагает укрупнение (уменьшение числа) специальностей. В вузах вводится модульно-рейтинговая система организации учебного процесса на основе зачетных единиц трудоемкости учебных дисциплин. Методика расчета зачетных
единиц с учетом российской системы образования не сводится к замене числа часов на зачетные единицы (баллы). В ней присутствует нелинейная организация учебного процесса, когда студент сам по определенным правилам выстраивает траекторию набираемых курсов и, соответственно, зачетных единиц на каждую дисциплину.
Начался процесс разработки единого приложения к диплому о высшем образовании. Процесс введения системы зачетных единиц и, соответственно, единого приложения к диплому достаточно длителен. Предполагается, что к 2010 г. появятся первые выпускники наших высших учебных заведений, обучавшиеся по этой системе. В настоящее время в качестве переходного, промежуточного варианта происходит процесс условного перевода часов, выделяемых на освоение дисциплин, в систему зачетных единиц (баллов). Это позволит уже через 1-2 года начать выдавать диплом нового образца, дающего возможность нашим студентам приехать в любой другой вуз Европы, и от них не потребуют никаких дополнительных документов.
Реализация Болонского процесса предполагает создание, в соответствии с общеевропейскими требованиями, общероссийской системы аккредитации и контроля качества, не зависимой от органов управления образованием, с выделением соответствующих региональных структур. Такие аккредитационные службы будут работать по международным стандартам с привлечением зарубежных специалистов, работодателей, выпускников и студентов к оценке деятельности вуза и с использованием методик внешнего аудита (таких, как SWOT и Фонд-анализ, benchmarking и т.д.). Для осуществления своей деятельности аккредитационные службы должны будут получить признание в головной организации по координации решений Болон-ского процесса - Европейской сети гарантии качества образования (EWQA). Саратовскому университету предстоит завершить работу по созданию внутривузовской системы контроля качества обучения в соответствии с общеевропейскими требованиями.
В соответствии с Болонской декларацией, аспирантура является элементом академической (не научной) многоуровневой структуры образования. Это предполагает иное определение статуса
© И.Г. Малинский, 2009
И.Г. Малинский. Болонский процесс и проблема интеграции систем высшего образования
аспирантуры и докторантуры на федеральном уровне.
К настоящему времени часть европейских вузов, в том числе и российских, приступила к построению общеевропейского пространства высшего образования. Еще до Болонской декларации некоторые российские вузы уже реализовывали ее принципы. Так, например, многоуровневая система образования в России начала создаваться с 1992 г., исходя из российских потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг. Интенсификация этого процесса будет способствовать расширению российских образовательных услуг для иностранных студентов. Сегодня из 100 европейских студентов, обучающихся за рубежом, 30 едут в США, 15 - в Великобританию, 10 - во Францию, 8 - в Германию и только 2 - в Россию.
Откликаясь на вызовы нового времени, Саратовский государственный университет проводит интенсивную работу по вхождению в мировое образовательное пространство. СГУ уже несколько лет участвует в совместных программах по интеграции систем высшего образования, сотрудничая в рамках проекта TEMPUS и других. С рядом зарубежных университетов адаптировались некоторые образовательные программы, приводятся в договоренное соответствие системы оценки знаний и трудоемкости различных дисциплин. СГУ имеет сетевые проекты сотрудничества с зарубежными вузами по академической мобильности, взаимопризнанию образовательных программ, по совместной подготовке аспирантов и докторантов.
Одним из важных направлений деятельности Саратовского государственного университета является создание на его базе международных культурно-образовательных центров. Все это расширяет возможности включенного обучения студентов в нескольких европейских и российских университетах на основе совместно разработанных принципов взаимозачетов и взаимопризнания образовательных документов разного уровня. Тесное сотрудничество с зарубежными университетами помогло нам пересмотреть образовательные программы и приступить к постепенной реорганизации учебного процесса. Реализация подобных совместных программ позволит СГУ приблизиться к полномасштабному внедрению основных принципов Болонской декларации. Задачам Болонской декларации соответствуют и программы подготовки управленческих и преподавательских кадров, которые реализуются в рамках Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) СГУ. Таким образом, университет вновь обретает свою изначальную интеллектуальную и социальную миссию в обществе в качестве гаранта универсальных ценностей и культурного наследия.
Не случайно в ходе проведенного социологического опроса большинство сотрудников университета (58%) указали, что сегодня интерна-
ционализация является приоритетным направлением развития СГУ Примерно столько же членов коллектива достаточно высоко оценили процесс реализации этого направления деятельности университета. 57,43% опрошенных охарактеризовали его как активный и очень активный. Причем в ряде подразделений данный процесс был оценен выше, чем в среднем по вузу. К таким подразделениям можно отнести факультет философии и психологии (85,7% опрошенных сотрудников этой структуры), Институт филологии и журналистики, географический факультет (по 75%), механико-математический факультет (73%), Институт истории и международных отношений (70,6%), химический (66,7%), социологический (64,3%), юридический (63,2%) факультеты.
Процессы интеграции России в общеевропейское образовательное пространство вызывают не только удовлетворение от приобщения России к европейской цивилизации, но и ряд проблем, связанных с глобализацией образования. К ним можно отнести опасения по поводу сохранения исторически накопленных позитивных традиций, опыта, самобытности и достижений национальной системы высшего образования с ее фундаментальной составляющей, сомнения в сохранении качества образования во время обучения по облегченным, усредненным программам. Целый ряд проблем видится также в развитии технологической и социальной инфраструктуры, условий жизни и степени безопасности в вузах, что существенно влияет как на качество обучения, так и на привлекательность российского образования для иностранных студентов.
Результаты опроса показали, что, по мнению большинства сотрудников университета, в данном процессе участвует лишь небольшая часть студентов и преподавателей СГУ Однако только 1% опрошенных указали, что ни разу не были за рубежом в рамках своей профессиональной деятельности. 45% сотрудников побывали на стажировке за границей. Еще столько же участвовали в международных конференциях как по линии программ СГУ, так и по линии иных проектов. 63,94% опрошенных участвовали в различных видах международной деятельности. При этом выявилось расхождение в ответах респондентов, которые, например, не всегда сразу могли вспомнить, сколько раз они принимали участие в международных исследовательских проектах. Речь, видимо, идет о понимании необходимости более интенсивного развития этого направления. Особенно это касается совместной с западными коллегами разработки учебников, учебных пособий, технологий, рецензирования зарубежных изданий и пр. Существенным препятствием является низкий уровень владения иностранными языками. Так, английским языком (в той или иной степени) владеют около 34% опрошенных, немецким - 11,9%, французским - 4,3%. Уровень владения остальными языками практически незначителен.
Социология
11
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 3
Специфика именно университетского отношения к интернационализации проявилась в понимании особенной важности этого процесса для развития научно-исследовательской деятельности и для реализации творческого потенциала сотрудников СГУ Это подтверждается и заявленными индивидуальными целями участия сотрудников СГУ в международных исследовательских проектах, где на первом месте по значимости выступают научные интересы. Такого мнения придерживаются три четверти сотрудников университета. На втором - получение ценного профессионального опыта (почти 61% опрошенных). Меркантильные интересы оказались на порядок менее значительными.
УДК 316.334.3
И.А. Бегинина
Саратовский государственный университет, кафедра социологии регионов E-mail: [email protected]
В статье на основе результатов социологического опроса определяется значение категории интереса для выявления особенностей общественного мнения населения Саратовской области в политической сфере, анализируется влияние социально-демографических, образовательных, экономических факторов, а также СМИ на степень интереса и сформированности потребностей регионального сообщества в социально-политической информации о деятельности российских органов власти. Ключевые слова: социально-политический интерес, интерес к деятельности органов власти, потребность в политической информации.
Category of the Interest as a Tool of Public Opinion Analyses in Socio-political Sphere
I.A. Beginina
In the article the meaning of the interest category is determined, which is very important for identification peculiarity of the Saratov region population public opinion in the political sphere. The article materials are based on the results of the sociological poll. The author analyses the influence of the mass-media, socio-demographic, educational and economic factors on the degree of the interest, how requirements of the regional community are formed, concerning socio-political information, about the Russian authority's activity. Key words: socio-political interest, interest to the authority activity, demand in political information.
Начало XXI века характеризуется возрастающей ролью политики. Она охватывает все сферы жизни общества, оказывает глубокое влияние на их функционирование. Политика является обла-
© И.А. Бегинина, 2009
На пути решения проблемы непрерывного образования в XXI веке лежат большие препятствия, которые возможно преодолеть, только объединив усилия всего сообщества. Необходимость в организации международного сотрудничества, которое следует полностью переосмыслить, относится также и к области образования. Важным аспектом международного сотрудничества выступают отношения равноправного партнерства, поскольку такого рода сотрудничество наиболее эффективно содействует взаимопониманию, развитию высокого чувства ответственности и солидарности с учетом всех наших духовных и культурных различий. Именно сотрудничество в области образования, языка и культуры будет творить мир в XXI веке.
стью общественной жизни, где концентрируются и осмысливаются все важнейшие общественные проблемы, интересы различных классов и социальных слоев, вырабатываются механизмы и способы их решения. В условиях нынешних преобразований в политической сфере проблема власти выдвигается на первое место. С приходом новых политических лидеров видоизменяются власть и направление её влияния1. Встаёт вопрос о будущем политической и социальной жизни общества. Меняется также роль человека в обществе и функционировании политической системы. Социальная адаптация людей к действительности происходит через коррекцию взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения в соответствии со стандартами новых политических взаимоотношений.
В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание», то есть политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.
По своему содержанию политическое сознание отражает все компоненты политической
категория интереса как инструмент анализа общественного мнения в социально-политической сфере