НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018
УДК 93/94
Латышева Елена Владимировна, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой документоведения и архивоведения исторического факультета Таврической академии, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Россия e-mail: [email protected]
ПОГРАНИЧНАЯ СТРАЖА В СОСТАВЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1
Аннотация. В любом государстве таможенная политика и таможенное регулирование играют ведущую роль не только в корректировании внутренних экономических процессов, но и во взаимоотношениях с другими странами, определяя внешнеполитический курс. В этом отношении эффективная деятельность таможенных органов способствует динамичному развитию торговых операций, международному экономическому сотрудничеству и пр. В Российской империи к. XVIII - сер. XIX вв. были созданы специальные органы государственного управления - таможенная и пограничная стража, призванные решать комплекс проблем на приграничных территориях.
Ключевые слова. Российская империя, к. XVIII - сер. XIX вв., таможенная служба, пограничная стража.
Latysheva Elena Vladimirovna, doctor of historical sciences, professor, department chair of document science and archive science of department of history of the Taurian academy, FGAOOU WAUGH "The Crimean federal university of V.I. Vernadsky", Simferopol, Russia e-mail: [email protected]
1 Статья написана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-09-00480
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018
BOUNDARY GUARDS IN STRUCTURE CUSTOMS SERVICE OF THE
RUSSIAN EMPIRE
Summary. The customs policy and customs regulation play the leading role not only in correcting of internal economic processes, but also in relationship with other countries in any state, defining a foreign policy. In this regard effective activity of customs authorities contributes to the dynamic development of trade operations, the international economic cooperation and so forth. In the Russian Empire to. XVIII - it is gray. The 19th centuries were created special bodies of public administration -customs and boundary guards, a complex of problems designed to solve in border territories.
Keywords. The Russian Empire, to. XVIII - it is gray. The 19th centuries, customs service, boundary guards.
Вопросы организации и деятельности российских таможенных органов, особенностей таможенной политики страны традиционно привлекают внимание отечественных исследователей. В досоветских трудах достаточно подробно рассмотрены причины введения и пересмотра таможенных тарифов, их взаимосвязь с внешней политикой страны. Уже тогда отмечалось, что проблемы тайного провоза товаров через границы вызывали серьезную озабоченность у руководства страны и были предметом самого широкого обсуждения.
Одной из первых значимых работ по изучению отечественной таможенной системы по праву считается «История русского таможенного тарифа», опубликованная К.Н. Лодыженским в 1886 г. Автор, сам являясь сотрудником министерства финансов, обратил внимание на проблему контрабанды, «что было и немудрено при применявшемся тогда невысоком тарифе» [1, с. 124]. Позже эти вопросы получили освещение в трудах П.Б. Струве [2]. На современном этапе заметной стала работа Ю.Г. Кисловского [3].
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 В небольшой статье Т.С. Минаевой вопрос контрабандного провоза товаров является центральным, потому что «имел постоянную тенденцию к росту и препятствовал успешному осуществлению протекционистской таможенной политики» [4, с. 34]. В региональных исследованиях тема организации таможенной службы на Крымском полуострове освещалась эпизодически [5].
Отметим, что с включением Крыма в состав Российской империи в 1783 г. проблемы пресечения ввоза контрабандных товаров в Азовско-Черноморском регионе правительственные круги пытались регулировать в рамках действующего законодательства, о чем свидетельствуют принятые нормативы. В указе от 27 сентября 1782 г. «Об издании общего тарифа для всех портов и пограничных таможен Российской империи кроме Астрахани, Оренбурга и Сибири. С приложением Тарифа» отмечалось: «Хотя сей общий Тариф имеет служить и для всех портов наших, на Черном и Азовском морях лежащих; но мы для ободрения тамошнего торга уменьшаем платеж пошлин по оному четвертой частью, в пользу подданных наших и тех народов, с которыми будут у нас будут сделаны точные о том постановления взамену приобретаемых от них выгод и облегчения для российской торговли. Исключаются из такового уменьшения в пошлинах те товары, о коих именно в тарифе показано, что собирать с них пошлину и в Черноморских портах, направив с другими таможнями, или где точно сказано в том тарифе, какую пошлину в причерноморских портах брать» [6].
Другим нормативом, подписанным в этот же день, стал именной указ «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров», регламентирующий создание специальной таможенной стражи, цель деятельности которой заключалась в пресечении провоза контрабанды: «Употребленная до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы НАШИ, и к удобнейшему открытию таковых покушения не были к тому достаточны; большая же часть оных обращалась единственно в напрасный казне убыток, и в тягость людей на стражу престарелых из гарнизонов, с коих силами подобное проездов
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 пограничных охранение нимало согласовать не может. По многом разыскивании всего того, что может способствовать лучшим образом прекращению таковых злоупотреблений, Мы предпочли учредить по границе Нашей особую таможенную цепь и стражу, на следующих основаниях».
Особо отмечалось, что «таможенная пограничная стража долженствует быть в каждой пограничной губернии, в коих обыкновенно находятся портовые или пограничные таможни». Новая служба согласно указу состояла из «таможенных объездчиков» и «таможенных пограничных надзирателей». Численность таможенных объездчиков планировалась «на каждые 10 верст по границе по 2 человека», таможенный пограничный надзиратель «на каждых 50 верстах по границе определяется для наблюдения над таможенными объездчиками». Кадры для новой службы нанимались советником казенной палаты «добровольно по контракту», причем с обязательными «свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели о их добром поведении и с поручительством надежным». Оговаривалось, что «таможенных объездчиков и таможенных пограничных надзирателей переводить по прошествии года с одного места на другое» [7].
Впоследствии на самом высоком уровне была признана неэффективность новой службы, чему способствовал целый ряд причин - и злоупотребления со стороны должностных лиц, и сложность возложенных задач, и неопределенность соподчиненности новой структуры. Поэтому в дальнейшем пограничная таможенная стража неоднократно реорганизовывалась. Ежегодное увеличение внешнего и внутреннего товарооборота настоятельно требовало увеличения количества таможен и улучшения управления деятельностью таможенных органов. Павел I в 1800 г. восстановил деятельность Коммерц-коллегии, компетенция которой была разделена на отдельные экспедиции, курировавшие все вопросы по внешней и внутренней торговле, а также таможенные и торговые уставы (их принятие и изменение). С 1810 г. деятельность Коммерц-коллегии в области внешней торговли и таможенного регулирования была подчинена министерству финансов.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018
Важным в реформировании пограничной таможенной стражи стал норматив 1811 года «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», в котором власти пытались разделить охрану границ и борьбу с контрабандой. Отныне на каждые охрану границ выделялись 11 донских казачьих полков. Государственная граница охранялись в две линии - казаки и наемные таможенные объездчики. Создавались особые команды из 10 объездчиков, которые охраняли участок границы протяженностью 15 верст, подчинявшиеся пограничным таможенным надзирателям и их помощникам. Известно, что прибрежный участок Черного и Азовского морей охраняли 200 объездчиков, 8 надзирателей и 8 помощников [8].
Есть сведения, что служащие для пограничной таможенной стражи набирались по образцу 1782 года - по рекомендации с мест службы, где ранее трудился аттестуемый. Но, в условиях растущих потребностей государства в новых государственных служащих ощущался значительный недостаток в профессиональных кадрах, комплектуемых из состава отставных армейских нижних чинов. Поэтому нередко в Российской империи, в том числе и в Крыму, служащих в пограничную таможенную стражу набирали из числа местных жителей. Эта практика зарекомендовала себя самым негативным образом -местные не только всячески потворствовали незаконному провозу товаров через границу, но и нередко сами занимались контрабандой. Естественно, что сложившееся положение дел не могло не беспокоить правительство. В 1822 году центральные власти приняли решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов. Новым указом от 5 августа 1827 г. было утверждено «Положение об образовании в России пограничной таможенной стражи», разработанное министром финансов Е.Ф. Канриным, определившее цель и задачи новой службы, принципы ее организации и механизм осуществления полномочий [9].
Пограничная стража учреждалась по военному образцу. Непосредственное руководство стражей осуществлял Департамент внешней
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 торговли Министерства финансов. На европейской территории были созданы специальные таможенные округа, в составе которых учреждались спецподразделения - бригады или отдельные роты, состоящие из отрядов в виде пешей и конной стражи. Командиры бригад назначались из числа действующих офицеров русской армии и подчинялись руководителям таможенных округов. Они следили за воинской дисциплиной во вверенных им подразделениях, их хозяйственным, продовольственным обеспечением и пр.
Главной задачей вновь созданной стражи по-прежнему оставалась борьба с контрабандой, но функции и полномочия были значительно расширены. Важным аспектом ее деятельности был пограничный контроль - надзор за людьми, пытавшимися незаконно пересечь границу, задержание беглых, дезертиров и бродяг. С 1835 г. пограничной таможенной страже вменялся также карантинный надзор и охрана государственных границ. Именно с этого времени считается, что в системе органов государственного управления Российской империи была создана специализированная структура для защиты экономических, политических, территориальных и пр. интересов страны в ее приграничных территориях [10].
Тем не менее, все меры по борьбе с контрабандой, принимаемые на государственном уровне, не привели к желаемым результатам. Отечественные специалисты, изучающие проблемы российской таможенной политики, считают, что поток контрабандных товаров только вырос, что было обусловлено рядом объективных причин: проблемы кадрового обеспечения, нехватка таможенных застав и постов, необходимого оборудования и пр. [4] На наш взгляд, подсчитать объем ввозимых контрабандных товаров не представляется возможным из-за отсутствия конкретных цифр в имеющихся источниках.
Список источников: 1. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1886. 412 с.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018
2. Струве П.Б. Торговая политика России. Челябинск: Социум, 2007. 312 с. (переиздание монографии 1913 г.)
3. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. 592 с.
4. Минаева Т.С. Проблема контрабанды в таможенной политике России XVIII века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 34-40.
5. Борщик Н.Д. Кадровый состав Евпаторийской портовой таможни Таврической губернии в 1860-е гг. //Научный вестник Крыма. 2017. № 5 (10). [Электронный ресурс] URL: http://nvk-journal.ru (дата обращения: 10.02.2018)
6. Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗ РИ). Т. 21. № 15520. СПб., 1830. С. 678-681.
7. ПСЗ РИ. Т. 21. № 15522. С. 682-685.
8. Логинова А.С. Борьба с контрабандой в дореволюционной России: причины, ход, результаты [Электронный ресурс] URL: Ьйр://отрасли-права.рф/агйс1е/2586 (дата обращения: 10.03.2018).
9. Пограничный контроль Российской империи с начала XIX в. по 1917 г // [Электронный ресурс] URL: http://biofile.ru/his/25516.html (дата обращения: 10.03.2018).
10. Утверждено «Положение об устройстве таможенной пограничной стражи» [Электронный ресурс] URL: https://pochta-polevaya.ru/aboutarmy/calendar/dates_of_military_history/6336.html (дата обращения: 10.03.2018).