3. Бекетов О. И. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. М., 2009.
4. Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.
5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 1995. № 50. Ст. 4873. 11 декабря.
6. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (в ред. от 25.12.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 10. Ст. 1334. 7 марта.
7. Приказ МВД России от 20.07.2000 № 782 (в ред. от 18.04.2011, с изм. от 27.04.2012) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» (вместе с «Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 35. 28.08.2000.
8. Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 (в ред. от 11.04.2013) «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 52. Ст. 6396. 27 декабря.
© 2014 г. Р. Р. Осокин
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
В статье рассматриваются исторические аспекты получения взяток, а также других преступлений в таможенной сфере, меры правового и организационного характера, принимаемые для их предупреждения и пресечения в дореволюционной и послереволюционной России.
Ключевые слова: таможня, таможенная граница, таможенное дело, таможенные органы, платежи, казна, контрабанда, взятки, таможенные служащие, пограничная таможенная стража.
В современных условиях процесс интеграции Российской Федерации в мировое сообщество резко активизировался. С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза фактически сформировано единое таможенное пространство, взят курс на создание Единого экономического пространства в рамках Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Осуществление данного процесса повлекли за собой глубокие преобразования в экономике страны, что не могло не отразиться на росте преступности во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). На современном этапе такие преступления, как контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, имеют устойчивые черты организованно-коррумпированной, нередко трансграничной преступности.
Сложившаяся криминогенная обстановка в России в целом не может не отразиться на таможенных органах, выполняющих задачи на участках деятельности, где оборот капитала наиболее
интенсивен. В силу специфики деятельности должностные лица таможенных органов вынуждены контактировать с участниками ВЭД при решении вопросов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Организованные преступные группы (ОПГ) и криминальные элементы, осуществляющие таможенные операции в сфере ВЭД, ориентированы на получение максимальной прибыли от совершаемых внешнеторговых сделок, а наличие значительных денежных средств и технических возможностей позволяет им эффективно противодействовать правоохранительным и контролирующим органам. Одним из способов противодействия ОПГ и криминальных элементов органам, осуществляющим государственный контроль при пересечении товарами таможенной границы Таможенного союза, выступает втягивание в противоправную деятельность должностных лиц таможенных органов путем совершения коррупционных преступлений, в числе которых наиболее опасным является взяточничество.
Актуальным проблемам противодействия взяточничеству и другим коррупционным преступлениям в таможенной сфере посвятили свои труды Д. В. Березин, Б. М. Гутин, А. Ю. Козловский, Ю. Г. Кисловский, В. Д. Ларичев, Е. В. Лемешев, А. А. Литовченко, М. А. Самелюк, М. А. Сколот-нев, Н. Е. Симонов, Л. Л. Хомяков, А. Ю. Шумилов и другие.
Следует отметить, что эта проблема имеет глубокие исторические корни.
Таможенное дело в России всегда являлось не только составляющей формирования государственного бюджета и важным стимулом экономического развития экономики, но и регулирующим фак тором влияния на зарубежные государства в области внешней торговли. Например, в период возникновения древних государств (П-Ш века до нашей эры) таможенный тариф использовался как важнейший инструмент пополнения казны (около 80 %). В дальнейшем объем поступления в казну таможенных платежей изменялся под воздействием различных факторов, однако в ХП-ХГУ столетиях сбор различных платежей, прежде всего, проездных и торговых пошлин по-прежнему продолжал оставаться основным источником пополнения княжеской казны [1, с. 5-7].
С зарождением и становлением централизованного государства институты сбора дани, налогов, пошлин совершенствовались: выделялись специально уполномоченные лица, которым придавались различные по численности вооруженные формирования. Одновременно с этим объективно возникали и правонарушения, связанные с незаконным провозом товаров и злоупотреблениями со стороны должностных лиц, собиравших различные пошлины. Так, на Руси в XVI-XVIII веках нередко так называемые «мытари», то есть таможенные разбойники самочинно устанавливали таможенные заставы на путях движения и собирали мыто [1, с. 19-21].
Деятельность лжетаможенников наносила существенный политический и экономический ущерб Российскому государству, поэтому для борьбы с ними по царскому указу высылались стрелецкие полки. В этих целях издавались специальные нормативные акты, предусматривающие наказание кнутом и выплату суммы, компенсирующей убытки, за незаконную задержку проезжих людей на заставах.
Так, в соответствии со ст. 2-3 гл. IX Соборного уложения запрещалось самовольно, без разрешения государя, строить заставы и собирать мыто. Повелевалось с мытчиков, перевозчиков и мостовщиков, взявших таким образом пошлину, взыскивать ее в тройном размере и отдавать тем
людям, с которых было взято, а мытчикам, перевозчикам и мостовщикам «учинить наказание» -бить кнутом. Если дворянских служилых людей, которые везли товары на рынок, на перевозе или при досмотре били и грабили, то полагалось «того искать судом и в тех делах указ учинить по суду и по сыску» [2, с. 14-17].
Дальнейший анализ российского законодательства позволяет сделать вывод об ужесточении мер, направленных на борьбу со злоупотреблениями со стороны лиц, взимающих таможенные пошлины. Так, в Именном указе, подписанном государем «всея Руси» А. М. Романовым в октябре 1653 -года, специально оговаривалось, что если таможенные головы и целовальники будут завышать пошлину, то и им полагалось «наказание без всякой пощады», а в Именных указах 1681 и 1693 годов предусматривались еще более жесткие наказания за ущерб, связанный с недобором пошлин, «утаивание товаров», ложные доносы и различные злоупотребления должностными полномочиями со стороны таможенных чинов. Так, за пособничество контрабандистам отбирались дворы и усадьбы, а за приобретение утаенных товаров наказывали конфискацией этих товаров и штрафами в пользу государя [3, с. 22-23, 26-31].
В целях борьбы с контрабандой и преступлениями, совершаемыми таможенными чинами, использовались местные фискалы, проводились многочисленные реформы, связанные с введением форпостных команд из числа военных формирований (1723 год), введением мер защиты таможенных служащих и соблюдения ими законности при обращении с командой прибывшего корабля (Морской пошлинный устав 1731 года), ликвидацией внутренних таможен (1753 год), формировались специальные и мощные корпуса таможенной стражи (1754 год).
Например, Устав таможенный (1755 год) содержал главу «О доносах про утайку от пошлин товаров и как с оными поступать», в которых указывалось, что лавочникам тайно или явно запрещалось торговать контрабандными товарами, а тех, кто нарушал эти правила, били кнутом «без всякия пощады». Лицо, сообщившее точные сведения об утаенных товарах, получало 50 % от стоимости товаров, за вычетом пошлин при условии, что эти товары задержат. Если же проверяющим будет оказано сопротивление, то лицу, причастному к такому действию, будет учинена смертная казнь, а если сами проверяющие будут озорничать, то «тех бить кнутом» [4, с. 464].
Особый ущерб казне наносило взяточничество, которое процветало практически на всех уровнях, в том числе и во внешнеэкономической сфе-
ре. Для противодействия этим преступлениям Петром I в 1714 году был издан Указ «О возпре-щении взяток и посулов и о наказании за оное» [ 5], в котором говорится о лихоимстве как родовом понятии коррупции. Однако казнокрадство процветало несмотря на грозные именные указы императора, доносы фискалов, плети и даже казнь сибирского губернатора князя М. П. Гагарина, который утаил хлеб, предназначенный для экспорта, употреблял казенные деньги и товары на свои нужды, а расходные и приходные книги приказал уничтожить, брал взятки и даже присвоил алмазы, купленные для царицы. Петр I намеревался даже издать указ, по которому каждый «кто украдет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен». Его остановило откровенное признание генерал-прокурора графа П. И. Ягужинского, что они все воруют, «только один больше и приметнее, чем другой», и поэтому новый указ может оставить императора без подданных [11, с. 123; 16].
Попытка создать систему, способную противостоять массовым злоупотреблениям в таможнях, была предпринята в Указе Екатерины II 1782 года, который вводил «особую таможенную цепь и стражу», а таможенных объездчиков и таможенных пограничных надзирателей после года службы было предписано переводить в другое место [3, с. 41-42, 163-165].
Таким образом, в ХУП-ХУШ веках для противодействия коррупционным проявлениям в таможнях была создана необходимая законодательная база, а также даны полномочия на осуществление сыскной деятельности с использованием осведомителей (доносителей), однако проводимые реформы к успеху не привели ввиду массовых злоупотреблений со стороны таможенников. Не помогла и попытка введения откупной системы, так как откупщики занимались мздоимством, а таможенные чиновники нередко находились в сговоре с контрабандистами.
В 1811 году к охране российских границ стали привлекаться казаки, которые нередко сами злоупотребляли служебным положением, а в ряде случаев не только потворствовали контрабанде,
но и сами занимались незаконным провозом товаров через границу.
Так, в докладе военного министра Барклай де Толли от 4 января 1811 года об учреждении «доброй пограничной стражи на западном пределе Империи» [7] отмечалось, что сложно «заставить людей, в коих не можно предполагать возвышенных понятий о пользе и чести, отречься от тех больших выгод и соблазней, коим подвергнет их все богатство запрещенной торговли» и предлагал: «...Все, что захвачено будет кордонною стражею... предоставить в пользу захвативших, изключая запрещенных в провозе вещей. 2. Не оставлять ни в одном месте постоянной команды и держать их в безпрестанном движении по все границе; ибо по расчетам корысти, более будет прибыли чаще пропускать тайно чрез кордон, нежели воспользовавшись одинажды законным призом, преградить навсегда злоумышленности» [8, с. 16].
В 1822 году таможенная стража была упразднена, а из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, создана пограничная таможенная стража. Однако надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывали своего назначения, они сближались с контрабандистами и потворствовали им.
Процветание взяточничества в таможнях были отражением общественных проблем того времени. Так, в 1826 году при Общем собрании Санкт-Петербургских департаментов сената был учрежден особый комитет «для соображения законов к искоренению лихоимства и лиходатель-ства», который должен был изыскать «ближайший способ к истреблению сей язвы» [9].
Так, в Своде законов 1832 года имелся раздел V «О преступлениях чиновников по службе» [10], в котором были отражены составы преступлений, подпадающие под определение коррупционных. К ним были отнесены: определение на должность вследствие получения взятки, умышленное необъявление указов, превышение и бездействие власти, подделка документов, уничтожение и похищение судебных актов, подлог, неправосудие, незаконное пользование или похищение казенного имущества или денежных средств, лихоимство*.
* Под лихоимством в Своде законов понимались: 1) незаконные поборы под видом государственных податей; 2) вымогательство вещами, деньгами или припасами; 3) взятки с просителей по делам исполнительным и судебным (ст. 308). Изобличенных в лихоимстве наказывали, «несмотря ни на чины и достоинства, ни на прежние заслуги» (ст. 313). За лихоимство, в зависимости от тяжести совершенного преступления, виновные подвергались «лишению всех прав состояния, отдаче в солдаты или ссылке на поселение, или же и в каторжную работу». «Лица, подлежащие телесному наказанию, прежде ссылки» наказывались кнутом или плетьми (ст. 314). К вымогательству была отнесена «всякая выгода, вынужденная по делам службы страхом притеснения в деле». Взятками именовались «всякого рода подарки, делаемые чиновникам для ослабления силы закона».
В разделе VII главы 5 «О нарушении Уставов Таможенных» коррупционным преступлениям было посвящено три статьи. «Отнюдь не должны таможенные чиновники по службе своей или в виде взаимных услуг, или под каким бы то ни было предлогом, требовать подарков ни деньгами, ни вещами, словом, чем бы то ни было; кто уличен будет во взятках или в вымогательстве подарков, отошлется к суду и накажется как лихоимец» (ст. 505): «Кто ради дел станет чинить плату, или дарить, или сулить, или инако подкупать таможенных чиновников, отошлется к суду и накажется как лиходатель (ст. 316)» (ст. 506); «Лицо, повлекшее таможенного чиновника в преступление, или к соделанию онаго побудившее, а также все участники и способствовавшие преступлению, кто бы они ни были, подвергаются равному наказанию с исполнителями преступления» (ст. 507) [8, с. 19-20].
Реформы таможенной службы, проводившиеся в 1827, 1832 и 1835 годах, привели к созданию пограничной стражи, которая считалась специальным полицейским формированием, непосредственно на местах подчинявшимся таможенным округам, а в центре - Департаменту таможенных сборов. В дальнейшем пограничная стража была выделена в самостоятельный орган [3, с. 47-49].
Несмотря на проводимые в XIX веке преобразования, возникали проблемы, связанные со злоупотреблениями некоторых таможенных чиновников. Так, в истории российских таможенных органов зафиксирован факт, когда за злоупотребление должностным положением весь личный состав Таганрогской таможни был отдан под суд, а за занижение пошлины 21 таможенник Варшавской таможни - уволен [3, с. 96].
После свершения Октябрьской революции 1917 года сложившаяся в Российской империи система противодействия взяточничеству упразднялась, а в первые годы существования Советской России отсутствие законодательства о борьбе со взяточничеством и привлечение к работе в советских учреждениях царских чиновников создали удобные условия для процветания взяточничества. В этот период издавались декреты Совнаркома от 08.05.1918 «О взяточничестве», от 16.08.1921 «О борьбе со взяточничеством» и другие. Эти и другие составы преступлений, связанные со злоупотреблениями должностными полномочиями, излагались в уголовных кодексах РСФСР 1922, 1926 и 1960 годов, однако зависимость коренного населения страны от чиновничества в данный период и «вековые традиции» чинопочитания постоянно проявлялись в период существования как Советской России, так и Союза ССР.
Наиболее характерно это подчеркивают раскрытые КГБ СССР уголовные дела о квалифицированной контрабанде и связанной с ней коррупцией среди должностных лиц в период «перестройки» (1985-1991 годы), когда были сняты существовавшие ранее законодательные запреты и ограничения (например, дело осужденного на длительный срок лишения свободы за контрабанду заместителя министра Министерства внешней торговли СССР В. Сушкова) [8, с. 21].
Таким образом, проблема борьбы со взяточничеством и другими преступлениями в таможенной сфере существовала в дореволюционной, послереволюционной России, в период существования Союза ССР. В постсоветский период после распада СССР существующие коррупционные предпосылки проявились еще более отчетливо. Этому способствовали произошедшие изменения во внешнеэкономической деятельности, практически полная «открытость» таможенной границы России, а также усиление воздействия на таможенников со стороны ОПГ и различных криминальных структур, располагавших солидными финансовыми возможностями. Кроме того, проявлениям коррупционности таможенных служащих способствовали постоянно проводимые реформы, низкий уровень социальной и физической защищенности от преступного воздействия вследствие добросовестного исполнения служебных обязанностей.
Литература
1. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М., 1995.
2. Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. 1. Собр. 1.
3. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996.
4. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). Т. XIV.
5. Полное собрание законов Российской империи. Т. V. 1713-1719. № 2871.
6. Писарькова Л. Ф. К истории взяток в России в царствование Николая I // Отечественная история. 2002. № 5.
7. Полное собрание законов Российской империи. Т. XXXI. 1810-1811. № 15.147.
8. Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации / под общ. ред. А. Ю. Шумилова. М. 2012.
9. Полное собрание законов Российской империи. Т. I. 1825-1827 гг. № 328.
10. Свод законов Российской империи. Т. 15. Законы уголовные. СПб., 1832.