УДК 37.01
Нарзулаев Сулейман Батырович
Доктор медицинских наук, профессор, Томский государственный педагогический университет, [email protected], Томск
Петухов НиколайАлександрович
Кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, Томск
Пивоваров РоманАнатольевич
Соискатель
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Narzulaev Sulejman Batyrovich
The doctor of medical sciences, the professor, Tomsk state pedagogical university, [email protected], Tomsk
Petukhov Nikolay Aleksandrovich
The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer, Tomsk state pedagogical university, Tomsk
Pivovarov Roman Anatolyevich
Competitor
OUTDOOR GAMES IN SYSTEM OF REHABILITATION OF CHILDREN WITH THE CHILDREN'S CEREBRAL
PARALYSIS
По данным мировой статистики, число детей с патологией детского церебрального паралича (ДЦП) растет, в связи с чем, актуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с данными детьми, приобретает огромное значение. Категория лиц с ДЦП достаточно велика: она составляет около 2% от детского населения страны [9]. Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание, возникающего до, во время родов или в период новорожденности.
Адаптивное физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с церебральным параличом требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания. Начав своевременно специальные занятия, можно значительно скорректировать имеющиеся нарушения и предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов и тем самым способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включаться в социальную жизнь и найти себе в ней достойное место.
Практика подтверждает, что если для здоровых детей физическая активность - обычная потребность в повседневной жизни, то для инвалидов с ДЦП занятия физическими упражнениями жизненно необходимо, так как служат естественным методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитаций [2; 7]. Двигательные нарушения, ограничивающие или делающие невозможными активные движения, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания этих детей.
Между тем в адаптивной физической культуре остаются мало исследованными вопросы конкретизации форм и методов физической и социальной реабилитации младших школьников, с патологией ДЦП. Не всегда достаточно активно ведется поиск средств и методов развития и коррекции физической активности [6; 10]. Наиболее адекватной формой приобщения детей с ДЦП к занятиям физкультурой являются подвижные игры. Подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов - физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки - приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.
Исследования проводились в течение 2007-2010 гг. на базе Томского областного государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Басандайская Жемчужина». Под наблюдением находилось 13 детей с патологией ДЦП в возрасте 7-9 лет. Экспериментальная группа состояла из 7 человек, контрольная группа из 6 человек. Отбор осуществлялся по принципу дифференциации и индивидуализации (дифференциация, формирующая типологические группы детей сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития). Контрольная группа по основным показателям не отличалась существенно от экспериментальной группы.
Дети экспериментальной группы занимались подвижными играми (в виде внеурочных игровых занятий) 2 раза в неделю после основных занятий в школе, а дети контрольной группы - по стандартной программе, применяемой в коррекционном образовательном учреждении. В конце эксперимента проведено повторное обследование, результаты которого позволили оценить динамику исследуемых показателей развития детей и сделать вывод о результативности применения подвижных игр.
Игровые занятия проводили на свежем воздухе или в зале, если не позволяли погодные условия (дождь, морозная погода и т. д.). В осенний и весенний периоды игры проходили на спортивной площадке. В зимний период
на открытом воздухе интересными для детей являются подвижные игры с лепкой снеговиков, метанием снежков, эстафеты на санках («Снежная баба», «Сбей снеговика», «Обгони»).
Занятия длились в течение 45-60 минут и состояли преимущественно из подвижных игр, направленных на развитие, в первую очередь, координационных способностей.
В методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов: выбор игры; подготовка места для игры; подготовка инвентаря; разметка площадки; размещение играющих; объяснение правил игры; выделение водящих; распределение на команды; правила судейства; дозировка нагрузки; окончание игры; подведение итогов.
В результате анализа научно-методической литературы был произведен подбор подвижных игр, возможных использования с детьми с ДЦП. Все игры были разделены с учетом психофизической нагрузки на 4 зоны интенсивности.
В первую зону интенсивности вошли игры малой подвижности с незначительной психофизической нагрузкой. Основным назначением этой группы игр являлась подготовка детей к дальнейшей более высокой нагрузке или использования ее для снижения физического и эмоционального возбуждения в конце занятия. Они не вызывали бурной эмоциональной реакции у детей, тем не менее были для них интересны, увлекательны, доставляли радость (например, «Чудесный мешочек», «Божья коровка»).
Во вторую зону интенсивности вошли подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой. Эту группу составляли подвижные игры, вызывающие повышенное эмоциональное состояние детей, увеличенную амплитуду движений, ориентировку в пространстве (например, «Жмурки»).
В третью зону интенсивности включены подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой. Она состояла из насыщенных яркими впечатлениями игр, вызывающих бурные эмоции, смех, возгласы детей. В игры данной зоны интенсивности входили бег, приседания, лазание, метания. В данную группу игр входили имитационно-ролевые игры (например, «Совушка»).
В четвертую зону интенсивности вошли игры с тренирующей психофизической нагрузкой (например, «Рычи, лев, рычи»).
До начала игры необходимо было подготовить игровую площадку, инвентарь (обручи, флажки, мячи, воздушные шары, кегли мешочки с песком, мягкие игрушки, канаты, маты), принять меры безопасности, проветрить помещение, создать праздничную обстановку.
Объяснение правил игры производилось в следующей последовательности: название игры; роли играющих и их расположение на игровой площадке; правила и ход игры; определение победителя (если игра проводилась в форме соревнования).
Следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений, заданий, так как это утомляет детей и
снижает их двигательную активность, особенно при низких температурах воздуха.
Свобода выражения радости, подбадривание болельщиков, общий шум -естественное сопровождение подвижной игры. Дети эмоционально принимают и победу, и поражение. Важно справедливо оценить игру, найти добрые слова для проигравших, отметить индивидуальные успехи каждого.
Из-за высокой эмоциональности отдельных игр дети не всегда могут контролировать свое состояние. Не следует также чрезмерно возбуждать детей с церебральным параличом, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные непроизвольные движения (син-кенезии). В результате может возникнуть перевозбуждение и утомление, симптомами которого являются рассеянное внимание, нарушение точности движений, учащенное дыхание, побледнение. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, в экстремальных ситуациях - оказать первую помощь и обратиться к врачу.
Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением продолжительности игры, введением перерывов для отдыха и упражнений на расслабление, изменением числа играющих, сокращением поля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.
Внеурочное игровое занятие состояло из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть (5-7мин): организация детей, выполнение специально-направленных упражнений (2 мин), упражнения в ходьбе (3 мин), дыхательные упражнения (1-2 мин) - специально-направленные упражнения развивающие координацию движений верхних и нижних конечностей проводят в подготовительной части, так как усвоение координационных двигательных действий связано с напряжением ЦНС, двигательного анализатора и внимания и служат подготовкой к основной (игровой) части.
Основная часть (35-45 мин): основная часть включала в себя проведение нескольких подвижных игр (обычно 2-3 игры разной степени сложности). Педагог активно участвовал в процессе: следил за состоянием детей, оказывал необходимую помощь, предлагал варианты игр, осуществлял судейство.
В заключительной части (3-5 минут) необходимо было восстановить функции дыхания, снять возбуждение, вызванное возможным перенапряжением ЦНС, возникшим во время игр, подвести итоги.
Характер влияния подвижных игр на физическое и психомоторное развитие детей 7-9 лет с ДЦП изучался на основе оценки изменений антропометрических данных и тестов, используемых для оценки психомоторики, по окончании эксперимента.
По результатам изучения антропометрических данных (табл. 1) до начала эксперимента выявлено, что уровень физического развития детей находился в пределах средних значений своей возрастной группы.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ... Таблица 1 - Динамика антропометрических показателей
Антропометрические показатели
№ Показа- до эксперимента после эксперимента
тели х±т х±т
Экспер. гр. Контр. гр. Р Экспер. гр Контр. гр. Р
1 Рост стоя (см) 122,8±0,78 123,0±0,87 <0,95 124,1± 0,6 123,9±0,2 <0,95
2 Вес (кг) 25,2±0,3 26,2±0,48 <0,95 26,8± 0,52 27,3 ±0,71 <0,95
В ходе эксперимента росто-весовые показатели имели тенденцию к небольшому увеличению в обеих группах, но достоверных отличий между ними не отмечено. Это свидетельствует о том, что их изменения не подчиняются общим закономерностям и не зависят от экспериментального двигательного режима.
Результаты изменения психомоторного статуса у детей с ДЦП представлены в таблицах 2и3.
Таблица 2 - Динамика показателей психомоторного статуса у детей с ДЦП (контрольная группа)
№ п/п Наименование тесты до эксперимента (х ± т) после эксперимента (х ± т) Разница * Изменение (%)*
1. Пяточно-носочная 10,33±0,91 11,4±1,40 ±1,1 ±10
2. Аист 4,21±37 5,2±0,85 ± 1,01 ±8
3. Перекладывание фишек - 5мм 12,56±2,39 13,16±3,71 ±0,6 -5,5
Перекладывание фи-шек-15мм 11,80±1,37 12,50±1,12 ±0,7 -6
Перекладывание фи-шек-20мм 11,86±2,04 11,92±2,04 ±0,06 -7
4. Попадание в цель 5,1±0,49 6,02±0,68 ±0,9 ±18
*-по сравнению с началом эксперимента
Таблица 3 - Динамика показателей психомоторного статуса у детей с ДЦП (экспериментальная группа)
№ п/п Наименование тесты До эксперимента х±т после эксперимента х±т Разница * Изме- нение (%)*
1. Пяточно-носочная 10,00±1,18 12,32±2,02 ±2,32 ±23
2. Аист 4,1±0,63 6,5±1,18 ±2,4 ±19
3. Перекладывание фишек - 5мм 12,50±0,81 14,30±2,02 ±1,8 -11
Перекладывание фишек-15мм 11,00±1,38 12,16±2,23 ± 1,16 -13
Перекладывание фишек-20мм 10,50±1,72 12,83±3,09 ±2,33 -18
4. Попадание в цель 5,00±0,5 7,16±1,2 ±2,16 ±43
*-по сравнению с началом эксперимента
Существенная разница в динамике исследуемых показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, показывает результативность использования игровых занятий для коррекции двигательных нарушений у детей 7-9 лет с ДЦП, после уроков, по сравнению с общепринятой программой.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности расширения адаптивного физического воспитания в коррекционной школе VI вида за счет активного внедрения подвижных игр четырех зон интенсивности во внеурочные занятия.
Библиографический список
1. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст]/ Л. О. Бадалян, Л. Т., Журба, О. В. Тимонина. - Киев, 1988. - 328 с.
2. Горская, И. Ю. Сравнительная характеристика уровня развития координационных способностей аномальных детей (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта) и здоровых детей на первом этапе школьного образования. //Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов [Текст]/ И. Ю. Горская: Тезисы докладов и сообщений, ч.1- Тюмень, 1996. - С. 140-143
3. Гросс, Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушением функцией опорно-двигательного аппарата [Текст]/ Н. А. Гросс. - М., 2000. - 224 с.
4. Гуревич, М. Психомоторика. ч. 2: Методика исследования моторики [Текст]/ М. Гуревич. - М.: Гос. мед. Издательство, 1990. - 189 с.
5. Евсеев, С. П. Теория и организация АФК [Текст]: учебник: 1т./ под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2007. - 291 с.
6. Ефименко, Н. Н. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом [Текст]/ Н. Н. Ефименко, В. В. Сермеев. - М.: Советский спорт, 1991. - 344 с.
7. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика: учебное пособие [Текст]/ И. А. Зайцева. - Ростов н/Д «Март», 2002. - 209 с.
8. Иванов, Ю. И. Статистическая обработка результатов медико-биологических исследований на микрокалькуляторах по программам [Текст]/ Ю. И. Иванов, О. Н. Погорелюк. - М.: Медицина, 1990. - 224 с.