УДК 616.831-009.11-053.2-08 Т.С. ДЖАНИЕВА
аспирант, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова E-mail: [email protected]
UDC 616.831-009.11-053.2-08 T.S. DZHANIEVA
Graduate student, Sholokhov Moscow State University for
the Humanities E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
THE IMPLEMENTATION OF ETHNO-CULTURAL TRADITIONS OF THE KAZAKH PEOPLE IN THE SYSTEM OF COMPLEX PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT AND REHABILITATION OF CHILDREN WITH MOVEMENT DISORDERS
Статья посвящена проблеме развития национальных технологий психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с детским церебральным параличом в Республике Казахстан. Представлен опыт применения казахских национальных игр, музыкальных, художественных и литературных произведений в системе психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с детским церебральным параличом.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение реабилитационного процесса, детский церебральный паралич, этно-культурные традиции народов Республики Казахстан, коррекционно-реабилитационный потенциал народных игр, художественного, литературного и музыкального наследия казахского народа.
The article is devoted to the development of national technologies dedicated to psycho-pedagogical support of the rehabilitation of children with cerebral palsy in the Republic of Kazakhstan. The author presents the experience of using Kazakh national games, music, art and literary in the system of psycho-pedagogical support of rehabilitation of children with cerebral palsy.
Keywords: psycho-pedagogical support of the rehabilitation process, cerebral palsy, ethno-cultural traditions of the peoples of the Republic of Kazakhstan, correctional and rehabilitative potential offolk games and cultural heritage of the Kazakh people.
В противопоставление процессам глобализации, охватившим мировое сообщество во второй половине XX века, во многих странах наметились тенденции сохранения и возрождения этно-культурной национальной идентичности народов. Это явление, обозначенное в современной социологии, этнопсихологии и педагогике как «этнический парадокс современности», является основной чертой развития современного общества, охватывает различные сферы социальной действительности, распространяясь, в том числе и на процессы социализации, образования, психолого-педагогического сопровождения развития подрастающего поколения. При этом происходит активное изучение самобытности, уникальности и культурно-педагогического потенциала национальных культурных традиций, которое осуществляется в рамках многочисленных компаративных исследований [1].
Современные исследования в области социологии, этнопсихологии и этнопедагогики указывают на то, что осознание человеком своей принадлежности к определенному этносу играет важную роль в процессе его социализации, оказывает существенное влияние на психическое развитие, становление эмоционально-личностной, когнитивной и коммуникативной сферы
(В.С. Агеев, Г.М. Андреева, А.А. Белик, Ю.В. Бромлей, У Бронфенбреннер, К.Б. Жарикбаев, Л.Г. Ионин, В.В. Пименов, Т.Г. Стефаненко, А.А.Сусоколов, В. А. Тишков, М. Херсковиц и др.). Так, американский культур-антрополог М. Херсковиц подчеркивает значимость освоение индивидом национальных культурных традиций (инкультурации) для его успешной социализации. При этом автор рассматривает социализацию как процесс интеграции человека в социальную среду общества, приобретение им опыта, который необходим для выполнения социальных ролей, соответствующих его социальному положению и статусу. А инкультурация понимается как процесс усвоения индивидом характерных для национальной культуры ценностей, мировоззренческих и поведенческих приоритетов, в процессе которого происходит формирование его когнитивного, эмоционального и поведенческого сходства с представителями определенного этноса и отличия от представителей других национальных культур. Таким образом, автор, вслед за Л. С. Выготским и его последователями, указывает на ключевую роль этно-национальных культурных традиций в процессе развития высших психических функций индивида, подчеркивает исключительность их влияния на его когнитивное и личностное становление.
© Т. С. Джаниева © T.S. Dzhanieva
Несмотря на то, что исследования, раскрывающие подобные проблемы, в настоящее время становятся чрезвычайно популярными, тем не менее, культурно-педагогический и социально-реабилитационный потенциал национальных культурных традиций, а также возможности его использования в процессе комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья до сих пор не изучены в полной мере.
В данной статье мы представляем экспериментальный опыт применения казахских этно-культурных технологий в системе психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП) на примере национальных игровых традиций.
Теоретический анализ проблемы применения этно-национальных традиций в коррекционно-реабилитационной работе мы осуществляли с позиций культурологии, социальной психологии, этнопсихологии, специальной педагогики и психологии.
Проведенный нами анализ показал, что в настоящее время существует много исследований, подтверждающих тот факт, что применение средств искусства обладает мощным психотерапевтическим действием и способствует повышению эффективности психокор-рекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими различные нарушения развития. Концептуальные основы создания психокоррекционных технологий, основанных на национально-культурных традициях и применении средств искусства, заложены в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей (А.К. Байбурин. Н.А. Бердяев, Г.В. Бурковский, Е.И.Бурно, Л.С. Выготский, Д. Винникотт, М.С. Каган, О.А. Карабаева, Л. Колберг, Е. Крамер, И.Ю. Левченко, Ю.М. Лотман, М. Мид, М. Милнен, Е.А. Медведева, О.А. Осипова, В.И. Петрушин, Ж. Пиаже, Р. Пикфорд, Х. Рид, В.Е. Рожнов П. А. Флоренский, Р.Б. Хайкин, М. Херсковиц, Д.Б. Эльконин,Э. Эриксон, К. Юнг и др.).
Результатами многочисленных исследований в XX веке было научно доказано влияние музыки, литературных произведений, художественно-изобразительной и театрально-драматической деятельности не только на психологическое состояние человека, но и на его физиологические процессы (В.М. Бехтерев, М.Е. Бурно, В.Е. Гинзбург, А. Л. Готендинер, И.М. Гринева, А.Л. Гройсман, А.И. Захаров, А.И. Копытин, Я.И. Левин, С. Мамулова, Н.Д. Маслова, В.Н. Мясищев, Ю.Б. Некрасова, В. Райков, Е.Ю. Рау, И.М. Сеченов, А. А. Стехин, И.Р. Тарханов, А. Томатис, Р. Фортуната, А. Хилл, С.В. Шушарджан и др.). При этом исследователи отмечают, что положительное влияние на физиологическое и психоэмоциональное состояние человека оказывают как процессы восприятия музыкальных, литературных, художественных и театральных произведений, так и процессы их активного продуцирования.
Научные основания казахской народной педагогики раскрывались в исследованиях казахстанских ученых (Ж.М.Абдильдина, В.Аврорина, И.Алтынсарина, М.Х. Балтабаева, Н. Джандильдина, М.В. Дьячкова,
A.Т. Кайдарова, С.К. Калиева, К.Ж. Кожахметовой, Т.Ш. Куанышева, А. Кунанбаева, К.Е. Кушербаева, Э.С. Маркаряна, Л.Б. Никольского, А.Н. Нысанбаева, М.М. Сужикова, М.Т. Таникеева, Б.О. Тетенаева,
B.А. Тишкова, С.А. Узакбаевой, М.С. Хасанова), изучаются закономерности и особенности эстетического воспитания средствами казахской народной педагогики (С.А. Узакбаева) и казахской традиционной художественной культуры (М.Х. Балтабаев).
Проведенный теоретический анализ проблемы позволил определить содержание экспериментального исследования, в рамках которого мы апробировали региональную модель психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с ДЦП на базе АО «Республиканский детский реабилитационный центр» (г. Астана) в Республике Казахстан в период с 2007 по 2012 год.
В экспериментальном исследовании принимали участие 84 ребенка с различными формами и степенью выраженности двигательных нарушений при ДЦП, в том числе 21 ребенок раннего возраста, 21 ребенок дошкольного возраста, 21 ребенок младшего школьного возраста и 21 ребенок подросткового возраста.
В структуре внедряемой нами модели Службы психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса (ППСрп) выделяются следующие модули.
1. Модуль кадрового ресурсного обеспечения;
2. Модуль научно-методического обоснования и руководства;
3. Модуль содержательно-организационных аспектов функционирования службы ППСрп;
4. Модуль оценки и контроля качества психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса.
На всех этапах разработки и определения организационно-содержательных аспектов функционирования региональной службы ППСрп мы учитывали необходимость:
- национально-региональной адаптации международных стандартов психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с двигательными нарушениями;
- изучения культурно-педагогических традиций казахского народа, выявления возможностей применения этно-технологий (народного фольклора, музыкального, художественного, литературного и театрального искусства, ремесленного творчества, обычаев, игровых и др. национальных традиций) в психокоррекционном и реабилитационном процессах;
- разработки в соответствии с инновационными достижениями в области психолого-педагогического сопровождения и традиционным опытом казахского народа этно-культурных технологий работы с ребенком и членами его семьи;
- своевременного обновления и модернизации диагностических технологий с учетом современных мировых достижений и этно-культурных традиций казахского народа;
- составления индивидуальных программ психолого-педагогической помощи, основанных на выборе содержания и использовании современных методов и технологий психокоррекционного воздействия (арт, изо, музыка, эрготерапия, сказкотерапия, игроте-рапия и пр.) с учетом этно-национальных культурных традиций казахского народа;
- разработки вариативных стратегий психолого-педагогической помощи с учетом этно-культурных предпочтений семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
В рамках реабилитационной помощи детям с церебральными параличами технологии этно-национальной арттерапии активно применяются в деятельности таких специалистов службы ППСрп, как психолог, педагог-дефектолог, кинезиотерапевт, логопед, музыкотерапевт, психотерапевт, специалист по сенсорной интеграции.
При определении содержания психокоррекционного воздействия специалисты опираются на опыт использования музыкального искусства в работе с детьми, раскрытый в трудах Т. Жургенева, К. Кубанова, С. Кобееав, С. Мендешева, А.И. Сембаева, А. С. Сытдыкова, Т. Таджибаева и др.
Широкие возможности применения устного народного творчества и мифологии (эпоса, сказок, песенок, пословиц и поговорок) в коррекционно-педагогической работе раскрыты в исследованиях С. А. Узакбаевой, Г.М. Бекбердиновой и др. Анализируя устное народное творчество и мифологию казахского народа, авторы указывают на богатство его коррекционно-педагогических возможностей: возможность развивать когнитивные и коммуникативные функции, эмоционально-личностную сферу воспитанников, осуществлять дифференцированный подход к гендерному воспитанию детей разного возраста; значение для формирования высоких нравственных, музыкально-эстетических качеств, бережного отношения к истории и культуре родного края, родному языку; раннее приобщение к музыке, труду, театрализованной импровизации, к изготовлению изделий народного прикладного искусства. В исследованиях И. Алтынсарина также раскрывается коррекционно-педагогический потенциал сказок, пословиц, поговорок, загадок и игр, которые, по мнению автора, способствовали нравственно-эстетическому воспитанию детей разного возраста и активизировали их личностные ресурсы.
Во многих исследованиях изучаются коррекционно-педагогические возможности народной инструментальной музыки, в том числе игре на домбре (Т.А. Кишкашбаев, Д.Ю. Рузиев, И.Р. Халитова и др.).
Специалисты службы ППСрп в зависимости от возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей с двигательными нарушениями, а также цели и задач коррекционного воздействия выбирают репертуар для вокалотерапии, слушания или воспроизведения народных музыкальных композиций и песен.
Так, например, для детей раннего и младшего дошкольного возраста подойдут колыбельные или простые
мелодичные песенки («Балапан», «Тэй-тэй», «Элди-элди»), благодаря которым осуществляется не только позитивное влияние на эмоциональное состояние, коммуникативную и интеллектуальную сферу ребенка, но и происходит его первоначальное приобщение к народному творчеству, закрепляются знания казахского языка. По мере взросления детей и развития их сенсорных и интеллектуальных способностей происходит постепенное усложнение репертуара произведений, и через некоторое время дети уже готовы к восприятию, а затем и к воспроизведению казахской народной инструментальной музыки. Разнообразное творчество композиторов Казахстана предоставляет неисчерпаемые возможности для использования их произведений в процессе психотерапевтической и психокоррекционной работы. При этом различные формы музыкотерапии целесообразно сочетать с другими технологиями психологического воздействия (арттерапия, сказкотерапия, цветотерапия, ароматотерапия, танцтерапия, кинезиотерапия). В зависимости от психологического типа ребенка, особенностей его психогенного реагирования, индивидуальной потребности в динамической активности определяется характер и длительность музыкальных интервенций. Так для возбудимых и гиперактивных детей подбираются мелодии, направленные на расслабление, снятие мышечного напряжения и релаксацию. В то же время для заторможенных детей чаще целесообразно подбирать мелодии, позволяющие повышать их энергетический тонус, стимулировать активность. Однако интенсивность воздействия при этом всегда должна четко дозироваться, не допуская эмоционального пресыщения или утомления ребенка.
Рассматривая коррекционно-реабилитационный потенциал казахского музыкального фольклора, необходимо отметить, что одним из сильнейших средств музыкального воздействия является народная инструментальная музыка - кюи. Инструментальная музыка казахского народа подразделяется на несколько видов: домбровые, кобызовые и сыбызговые кюи. В более старшем возрасте дети с ДЦП способны воспринимать не только домбровую музыку, но и сложные музыкальные произведения казахских композиторов в исполнении оркестра казахских народных инструментов. По мере возможности дети обучаются приемам игры на музыкальных инструментах и включаются в исполнение доступных музыкальных произведений разнообразных по своему социально-образному содержанию. Таким образом, ребенок не только пассивно воспринимает целительное музыкальное воздействие, но и становится активным исполнителем, что активизирует его творческий потенциал, повышает уровень самооценки, способствует духовному и личностному совершенствованию.
Другие технологии психокоррекционного воздействия, основанные на этно-национальных традициях, связаны с драматизацией народного эпоса и мифологии, анимационной терапией, народным танцевальным искусством, национальным изобразительным (орнаметнальным) творчеством, литературным
наследием казахского народа. Уникальные реабилитационные возможности содержатся также в казахском народном ремесленном искусстве, на основе которого планируется программа эрготерапевтичеких сессий с детьми разного возраста, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата.
Помимо психокоррекционных технологий, основанных на применении разнообразных средств искусства (арттерапия и артпедагогика) и народных ремесленных промыслов, необходимо использовать огромный потенциал национально-культурных традиций, заложенный в народных играх. Технологии, основанные на использовании народных игр, применяются в работе игротерапевтов, психологов, логопедов, кинезиотера-певтов, педагогов-дефектологов различного профиля и психотерапевтов.
Значимость казахских народных игр, их развивающий потенциал подчеркивали многие исследователи (И. Алтынсарин, М. Ауэзова, А.А. Диваев, И. Жансугурова, С. Муканова и др.). Высоко оценивал воспитательно-развивающие возможности народных игр этнограф А.А. Диваев, который первым осуществил их систематизацию и указал на необходимость их использования в педагогической деятельности. Исследователь писал о большой культурной ценности игровых традиций, стимулирующем влиянии национальных казахских игр на интеллектуально-познавательную деятельность ребенка, интенсивность их воздействия на эмоциональную сферу детей, способность насыщать и обогащать детские представления яркими впечатлениями об окружающей действительности. Многие исследователи национальных казахских игр (А.Н. Абушев, А. Айтпаева, Е.А. Сагындыков Б.Т. Тотенаев, С.А. Узакбаева и др.) отмечали, что их характерной чертой является развивающая направленность, позволяющая стимулировать и активизировать развитие когнитивных функций, двигательной сферы, социально-коммуникативной и познавательной деятельности детей, их сообразительности, быстроты мышления, воображения и творческого самовыражения, предпосылок становления личности.
В своих работах М.Т. Таникеев указывает не только на развивающие, но и на диагностические возможности национальных игр, которые позволяют выявлять природные задатки и способности детей, своевременно определять несовершенство психических и физических функций. М.Т. Таникеев и другие авторы отмечают, что в содержании многих национальных игр казахского народа также заключен потенциал развития и коррекции нарушений познавательной сферы, имеются возможности расширения кругозора ребенка, его представлений об окружающем мире, стране, родном народе. По мнению Б. Т. Тотенаева, казахские национальные игры выступают как частица народной мудрости, являясь образцом национального игрового фольклора, в котором заложен реабилитационный потенциал, связанный с возможностями эффективного воздействия на эмоционально-волевую, познавательную, коммуникативно-речевую и поведенческую сферы ребенка.
Тематика казахских национальных сюжетных игр отражает исторические эпизоды жизни великих людей и воинов (батыров), значимые явления окружающей действительности, особенности природы, повадки домашних и диких животных. Именно поэтому такие игры, как «ТYЙiлген орамал», «Жаяу кекпар», «Кара сиыр», имеют большое значение для формирования познавательных интересов, умения получать новые знания и их усвоения. Некоторые игры могут использоваться в психокоррекционной работе в первоначальном виде, однако многие игры должны быть адаптированы для использования в коррекционно-реабилитационной процессе с учетом психофизических и возрастных особенностей детей с ДЦП. Особенно важно при адаптации национальных подвижных игр предложить альтернативную двигательную активность, доступную ребенку с ограниченными двигательными возможностями, или предусмотреть возможность распределения ролей в паре между ребенком, не имеющим двигательных ограничений, и его партнером с ДЦП. В процессе адаптации игр и распределения взаимодействия между партнерами по игре необходимо обеспечить достаточную насыщенность и активное участие для всех игроков с учетом их физических возможностей. При этом можно использовать две технологии адаптации подвижных игр: в первом случае упрощаются требования или облегчается нагрузка на участника с ДЦП, в другом случае - вводятся дополнительные ограничения для участника с отсутствием двигательных нарушений. Среди национальных казахских подвижных игр особой популярностью пользуются такие игры, как «Тушлген орамал», «Кекпар», «Кара сиыр», которые развивают ловкость и точность движений, внимательность, сообразительность, сенсорные процессы, коммуникативные навыки. Приведем описание некоторых игр.
Целью национальной казахской игры «Тушлген орамал» является развитие быстроты действий, ловкости рук, внимательности. Участники игры располагаются по кругу. Среди всех участников выбирается один водящий, который и начинает игровой процесс. Водящий, находясь в круге, кидает полотенце любому игроку и сразу же бросается в погоню за ним. Получив полотенце, игрок должен быстро передать его другому, таким образом, чтобы полотенце не поймал водящий. Игроки все время перебрасывают полотенце друг другу. Ребенок, упустивший полотенце, становится водящим. Водящий, поймав полотенце, может сам назначить нового водящего. По окончании игры отмечаются лучшие игроки, которые ни разу не упустили полотенце.
Цель другой игры «Кара сиыр» состоит в развитии у детей навыков социального взаимодействия, чувства коллективизма, сообразительности и умения защитить свой «предмет». В игре используют небольшой темный предмет (например, мешочек с песком). Все игроки образуют круг и закрывают глаза. По указанию руководителя один из игроков должен выйти из круга и спрятаться, положив возле себя предмет. Остальные играющие должны его найти, громко сообщить об этом
и попытаться обманным путем захватить предмет. При этом владелец должен защищать свой предмет. Тот, кому удается отобрать предмет, становится водящим, т. е. идет прятать предмет, а все остальные опять образуют тесный круг и закрывают глаза.
Помимо подвижных игр развивающим потенциалом обладают многочисленные интеллектуальные и коммуникативно-речевые национальные игры казахского народа.
В национальных игровых традициях широко используются считалки (санамак) и жеребьевки (каламак), создающие эмоциональное настроение, развивающие слух, эстетический вкус, увлекающие самим процессом игры. Они употребляются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды, выбрать водящего и пр. Также в ходе национальной игры часто используются скороговорки (жанылтпаштар). Таким образом, элементы национальных игр способствуют развитию коммуникативной сферы, способствуют развитию речи и мыслительных процессов. По мнению некоторых исследователей (А. Айтпаева, С.А. Узакбаева и др.), стихотворные игровые формы (считалки, жеребьевки, скороговорки) в казахских национальных играх отличаются своеобразным содержанием, способствуют обогащению словарного запаса, знакомят с окружающей средой, с повседневной жизнью, а также оказывают определенное психотерапевтическое воздействие.
Как отмечает в своих исследованиях Е.А. Сагындыков, многие национальные игры являются прекрасным образцом красивой, правильной, звучной казахской речи. Как правило, это словесные игры, в ходе которых участник ставит уточняющие вопросы, может закончить мысль другого участника игры, подать свои реплики. Это облегчает говорящему игроку возможность более четко выразить мысль, высказать свое отношение к сути игры, требованиям ее проведения и быть понятным всеми играющими детьми. Ведущие диалог участники игры объясняются друг с другом жестами, мимикой, помогая тембром и интонацией голоса. В процессе такого диалога совершенствуются коммуникативные навыки ребенка, усваиваются алгоритмы и правила социального взаимодействия. Наиболее яркими в плане сказанного являются такие казахские национальные игры, как «Айтыс», «Каламак», «Тез айту» и т.д.
Так, например, игра: «Каламак» применяется в тех
случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Коррекционно-реабилитационный потенциал этой игры связан с возможностями формирования у детей доброжелательного отношения к другому ребенку, навыков эффективной коммуникации и социального взаимодействия.
«Айтыс» - это состязание в музыкально-поэтическом мастерстве двух акынов-импровизаторов. Детские игры-айтысы проводятся так же, как и у взрослых людей. На самое почетное и видное место сажают двух акынов, а вокруг располагаются остальные участники игры, поделенные на две группы, каждая из которых поддерждивает своего акына. По традиции айтыс начинает наиболее знаменитый и старший по возрасту акын. Айтыс среди детей начинается с жеребьевки и на заранее определенную тематику: воспевание ума, красоты, характера человека, отношений друзей между собой, красоты родной земли, нравственныех качества людей. Реабилитационный потенциал этой игры связан с возможностью развития сообразительности, способности к импровизации, раскрытия способностей и знаний играющих детей.
Эти и многие другие национальные игры успешно применялись нами в процессе психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса на групповых и индивидуальных занятиях.
Каждый из специалистов самостоятельно выбирает оптимальные по содержанию и реабилитационным возможностям игры и технологии, основанные на применении национальных средств искусства казахского народа, которые используются на всех этапах реализации программы комплексной реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей и возможностей.
После окончания формирующего эксперимента мы осуществляли оценку эффективности разработанной нами модели по различным показателям. Проведенный сравнительный анализ полученных результатов, подтвердивший в целом эффективность предлагаемой модели ППСрп детей с детским церебральным параличом, продемонстрировал также значительное улучшение показателей становления национально-культурной идентичности пациентов реабилитационного центра.
Библиографический список
1. Акбаева Л. Н. Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане // БЫм-Образование. 2004. № 3.
2. Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом: материалы научно-практического семинара с международным участием. М. : МГПУ, 2013.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи. // Этнопедагогика в системе образования. 2005.
№2.
4. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студентов / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М. : Академия, 2001.
5. Сейтжанов З. Т. Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане. // БЫм-Образование. 2004. № 3.
References
1. Akbaeva L.N. Specificity of ethno-aesthetic education in Kazakhstan. // Bilim - Education. 2004. № 3.
2. Urgent problems of an interdisciplinary approach to the step-by-step complex rehabilitation of children with cerebral palsy: materials of scientific-practical seminar with international participation. M.: MSPU, 2013.
3. Volkov G. N. Ethnopedagogy as a pedagogy of national school and family. // Ethnopedagogy in education system. 2005. №2.
4. Levchenko I. Yu. Technology of training and education of children with musculoskeletal system disorders: study guide / textbook for students / I.Yu. Levchenko, O.G. Prikhodko. M: Academy, 2001.
5. Seitzhanov Z.T. Specificity of etno-aesthetic education in Kazakhstan. // Bilim - Education. 2004. № 3.