8. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб : Питер-Юг, 2006. - 255 с.
9. Maslach, C. Bumout : A multidimensional perspective // Professional burnout : Recent developments in the theori and research. - Washington D.C. : Taylor & Trancis, 1993. - P. 19-32.
10. Personality characteristics and proneness to burnout : A study among physchiat-rists / F.S. Naisberg, S. Fennig, G. Keinan A. Elizur // Stress Medicine. - 1991. - V. 1.7(4). -Р. 201-205.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИИ
Анастасия Игоревна Рачицкая, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Среди инвалидов с детства 85% приходится на инвалидность по психоневрологическому профилю. Инвалидность у детей приводит к существенному ограничению жизнедеятельности. В комплексной реабилитации детей с церебральным параличом важно использовать все многообразие средств как традиционных, так и современных технологий.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, физическая реабилитация, методика.
PHISICAL REABILITATION OF SCHOOL AGE CHIDREN WITH CEREBRAL PALSY IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION
Anastasiya Igorevna Rachitskaya, post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
Among the persons disabled from childhood, 85% is put on psycho neurological disability. Disability among children leads to substantial living activities' restrictions. In complex rehabilitation of children with cerebral palsy it is important to use both traditional methods and modern technologies.
Key words: children cerebral palsy, physical rehabilitation, methodology.
За последние годы рост инвалидности в целом составил 8-10% при резком увеличении числа детей-инвалидов. Среди инвалидов с детства 85% приходится на инвалидность по психоневрологическому профилю [5].
Детский церебральный паралич возникает вследствие влияния различных повреждений плода во время беременности, в родах и в постнатальном периоде. Причинам генетического характера отводится минимальная роль, при этом ДЦП, в отличие от наследственно обусловленных заболеваний, не прогрессирует, напротив, по мере роста и развития ребенка может наблюдаться уменьшение клинических симптомов болезни [4].
Инвалидность у детей приводит к существенному ограничению жизнедеятельности, способствуя социальной дезадаптации, сопровождающейся затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Поэтому в комплексной реабилитации детей с церебральным параличом важно использовать все многообразие средств восстановительной терапии, включая медицинскую, педагогическую, психологическую и социальную реабилитации [2].
При решении важных вопросов реабилитации акцент делается на процессы компенсации, адаптации, социализации и интеграции детей с церебральным парали-
чом.
Проблеме реабилитации детей с ДЦП посвящено много исследований, однако ее нельзя считать решенной. Данная работа посвящена физической реабилитации детей среднего школьного возраста с церебральным параличом в условиях коррекционной школы VI вида.
В этой связи предполагалось, что использование предложенной методики физической реабилитации будет способствовать улучшению функционального состояния опорно-двигательного аппарата и психических функций у детей среднего школьного возраста со спастическими формами церебрального паралича.
Цель исследования - разработать методику физической реабилитации, направленную на коррекцию психических и двигательных нарушений детей среднего школьного возраста с церебральным параличом.
Для оценки эффективности специально разработанной методики были проведены специфические тесты, разработанные в школе-центре для детей с церебральным параличом «Динамика», позволяющие определить начальные показатели и их динамику в результате занятий адаптивной физической культурой (АФК): «Гибкость», «Сила мышц ног», «Сила мышц брюшного пресса», «Цапля», «Колечко», «Супинация-пронация», «Ландау», «Пирамида», «Позиция рук». Данные тесты свидетельствуют о функциональных возможностях моторных центров, контролирующих основные двигательные действия. Психическое состояние оценивалось с помощью теста Тулуз-Пьерона.
Этот тест является одним из вариантов «корректурной пробы» и направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа. Он оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени [1].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент был организован и проведен на базе ГОУ центра «Динамика» Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга - коррекционной школы VI вида. Эксперимент проходил в рамках занятий по АФК, согласно школьному расписанию, с октября 2007 года по февраль 2009 года.
В эксперименте приняло участие 30 человек, из них 14 человек составили экспериментальную группу и 16 человек контрольную группу. Дети были сгруппированы по принципу однородности нарушений: возраст 12-15 лет; диагноз - детский церебральный паралич, спастическая диплегия.
На первом этапе исследования был проведен анализ медицинских карт с целью ознакомления с основным диагнозом, сопутствующими заболеваниями, вторичными отклонениями и медицинскими противопоказаниями у наблюдаемых. На основе полученных данных нами была разработана и предложена методика, направленная на коррекцию психических и двигательных нарушений детей среднего школьного возраста с церебральным параличом.
Для детей контрольной группы использовалась традиционная система физической реабилитации, включающая в себя занятия лечебной физической культурой (ЛФК), курсы массажа. Занятия ЛФК проводились 3 раза в неделю по 40 минут в течение исследуемого периода. Курсы массажа состояли из 15 сеансов 2 раза в год.
У детей экспериментальной группы использовалась методика физической реабилитации, включающая в себя средства адаптивной физической культуры (ОРУ, дыхательные упражнения, подвижные игры, упражнения с предметами и на предметах), элементы современных технологий (двигательная пластика, элементы йоги, фитбол), а также курсы массажа по 15 сеансов 2 раза в год. Занятия ЛФК проводились, как и в контрольной группе, 3 раза в неделю по 40 минут. Отличительной особенностью методики физической реабилитации в экспериментальной группе была содержательная
часть.
Компоненты методики физической реабилитацииі
1. Используемые средства физического воспитанияі ОРУ, направленные на развитие крупных мышечных групп; ОРУ, направленные на развитие мелких мышечных групп; циклические упражнения (бег, ходьба); ациклические упражнения; звукоречевые упражнения (методика Стрельцовой); дыхательные упражнения (методика Стрельниковой); подвижные игры (игры средней и малой подвижности); упражнения с предметами и на предметах (фитбол, гимнастические палки, мячи, и т.д.); элементы йоги (асаны в упрощенных исходных положениях, асаны с использованием фитбола); элементы хореографии (хореографические этюды народных танцев, хореография рук).
2. Используемые методы равномерный (занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно с относительно постоянной интенсивностью); повторный (многократное выполнение упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности); игровой (упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации) [6].
3. Формы проведения занятий групповая (5-7 учащихся); малогрупповая (2-3 человека); индивидуальная.
Одной из форм групповых занятий лечебной гимнастикой была хореографическая гимнастика, отличительными особенностями которой являются положительное психоэмоциональное состояние, желание научиться танцевать, удовольствие, получаемое в процессе обучения.
Элементы йоги использовались с целью обеспечения стабилизации головы и туловища в правильном положении, гашения тонических рефлексов, умения расслаблять спастичные мышцы и подавлять патологические синергии.
Важную роль в проведении занятий с элементами йоги в экспериментальной группе играл индивидуальный метод, где ребенку предоставлялась помощь с акцентом на контроль выполнения упражнений, следствием чего являлась мотивация к последующим занятиям. Индивидуальная работа дала возможность акцентировать внимание ребенка на осознанном целенаправленном движении определенной части тела с целью закрепления данного навыка.
Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с использованием пакета статистической обработки Statgraphics Plus for Windows. Рассчитывались числовые характеристики выборка среднее арифметическое (х), ошибка среднего (Sx) и достоверность различий (p) [3].
Все распределения показателей подчиняются нормальному закону распределения. Этот факт учитывался при выборе критерия значимости, при сравнении показателей двигательных функций до и после эксперимента.
При сравнении показателей двигательных функций по выше перечисленным тестам применялся критерий Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Использование специально разработанной методики, направленной на коррекцию психических и двигательных нарушений детей среднего школьного возраста с церебральным параличом, свидетельствует об улучшении функционального состояния опорно-двигательного аппарата. В результате проведенного исследования в динамике отмечаетсяі уменьшение затраченного времени на выполнении тестові «Колечко» -правая рука на 19,3%, левая рука на 20,7%; «Супинация-пронация» - правая рука на 9,3%, левая рука на 7,3%; «Пирамида» - правая рука на 22,9%, левая рука на 28,3%. Положительная динамика наблюдается при выполнении тестові «Позиция рук» - на 49,5%; «Цапля» - правая нога и левая нога на 56%. Также отмечается прирост показа-
телей по следующим тестам: «Ландау», «Сила мышц ног», «Сила мышц брюшного пресса», увеличение гибкости.
Таблица 1
Динамика результатов тестирования детей экспериментальной группы ___________________в процессе исследования (п=14)_________________
Тесты Рука х ± Бх Р
До После
«Цапля» (с) Прав. 5 ± 1,7 12,2 ± 1,2 < 0,001
Лев. 3,4 ± 0,7 8,2 ± 0,7
«Колечко» (с) Прав. 32,6 ± 3,2 26,3 ± 2 < 0,001
Лев. 32,4 ± 3,3 25,7 ± 2
«Пирамида» (с) Прав. 17,5 ± 1,3 13,5 ± 0,9 < 0,001
Лев. 15,2 ± 1,5 10,9 ± 1,2 < 0,01
Супинация - пронация (с) Прав. 82,7 ± 2,8 75 ±4,2 < 0,001
Лев. 83,6 ± 4,7 77,5 ± 5,6 < 0,01
Гибкость (см) 5,4 ± 1,5 11,6 ± 0,9 < 0,001
Сила мышц ног (кол-во раз) 10,6 ± 0,8 20,8 ± 0,7 < 0,01
Сила мышц брюш. пресса (кол-во раз) 9,4 ± 1,2 19,4 ± 0,9 < 0,001
«Ландау» (кол-во раз) 10,2 ± 1,2 21,6 ± 0,9 < 0,001
Позиция рук (с) 60,2 ± 4,7 90 ± 4,1 < 0,001
ВЫВОДЫ
При анализе и обобщении результатов исследования свойств внимания детей среднего школьного возраста с последствиями церебрального паралича выявлены незначительные изменения свойств внимания под влиянием занятий по разработанной методике, что, на наш взгляд, свидетельствует о степени и тяжести сопутствующих нарушений психического развития детей и недостаточной продолжительности эксперимента.
Таким образом, следует отметить достоверное положительное влияние комплексного воздействия методики физической реабилитации детей с церебральным параличом на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, что свидетельствует об эффективности реабилитационных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамович-Лехтман, Р.Я. Об особенностях нервно-психического развития детей с ЦП // Тезисы докладов научно-практической конференции по вопросам учебно-воспитательной работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Л., 1965. - С.11-16.
2. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) : методическое пособие / под ред. А.А. Потапчук ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 226 с. : ил.
3. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Г.Н. Гросс. - М. : Советский спорт, 2000. - 224 с.
4. Катранов, А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований : учеб.-метод. пособие / А. Г. Катранов, А. В. Самсонова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2004. - 132 с. : ил.
5. Семенова, К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича / К.А. Семенова. - М. : Антидор, 1999. - 384 с. : ил.
6. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие для студ. академий, ин-тов, колледжей и техникумов физ. культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 1999. - 324 с. : ил.