Научная статья на тему 'ПОДВИЖНИК НОВОГО МЫШЛЕНИЯ Бехбуди (1875-1919)'

ПОДВИЖНИК НОВОГО МЫШЛЕНИЯ Бехбуди (1875-1919) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Джадиды / джадидизм / Махмудходжа Бехбуди / Мунавваркори Абдурашидханов / Абдулла Авлони / Абдурауф Фитрат / Jadids / Jadidism / Mahmudhoja Behbudi / Munavvarkori Abdurashidkhanov / Abdullah Avloni / Abdurauf Fitrat

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кадиров, М.

На рубеже ХIX-XX вв. в Средней Азии интенсивно развивается общественно-политическое мышление. Наиболее прогрессивные представители узбекского народа объединяются в рамках нового направления-джадидизм. В основе этого термина лежит арабское понятие о новом, т-е.. учение о новом, движение к новому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVENTURER OF NEW THINKING Behbudi (1875-1919)

At the turn of the XIX-XX centuries. Socio-political thinking is intensively developing in Central Asia. The most progressive representatives of the Uzbek people are uniting within the framework of a new direction Jadidism. This term is based on the Arabic concept of the new, i.e. the teaching of the new, the movement towards the new.

Текст научной работы на тему «ПОДВИЖНИК НОВОГО МЫШЛЕНИЯ Бехбуди (1875-1919)»

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

ПОДВИЖНИК НОВОГО МЫШЛЕНИЯ Бехбуди (1875-1919)

М.Кадиров

кандидат философских наук, и.о. профессор Ташкентский государственный университет востоковедения https://orcid.org/0009-0001-3602-6400 mqodirov057@gmail.com

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в Средней Азии интенсивно развивается общественно-политическое мышление. Наиболее прогрессивные представители узбекского народа объединяются в рамках нового направления-джадидизм. В основе этого термина лежит арабское понятие о новом, т-е.. учение о новом, движение к новому. Джадиды представляют собой наиболее развитую в мировоззренческом плане часть национальной интеллигенции, трезво оценившую положение народа и перспективы дальнейшего развития отечество. Они прекрасно понимали, что обстановка крайней нищеты тёмных и невежественных масс, застой социально-политической жизни, раздробленность и феодальная междоусобица, колониальный гнёт стали значительным тормозом прогресса и грозили полным вымиранием самобытности нации. Они смогли сплотить свои усилия в рамках „Объединения джадидов" и во имя утверждения прогресса стали энергично действовать в направлениях, определяющих их цель: развитие образования нового содержания и методологии, становление национальных средств информации, формирование национального театра (как одного из этих средств), обновление жанровой и идейной основы литературы, пропаганда всеми доступными средствами идеологии национального возрождения. Деятельность джадидов особого эффекта достигла в начале ХХ в. и дала определенные плоды в сфере формирования духовности узбекского народа. Школы нового стиля, журналы и газеты, национальный театр и первый университет стали результатами их самоотверженной работы. Их имена были символами национальной независимости и достоинства, прогресса и просвещения. Лидерами джадидского движения в Узбекистане явились такие яркие личности, как Махмудходжа Бехбуди, Мунавваркори Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Абдурауф Фитрат.

Махмудхожа Бехбуди, несомненно, был из первых джадидов разработчиков идейной основы движения к новому мышлению и образу жизни. Он родился в селении Бахшитепа под Самаркандом 19 января 1875 г. Его отец

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Бехбудхожа Салиходжа-оглы был выходцем из Туркестана и, по некоторым сведениям, потомком известного поэта и мыслителя, бого слова Ахмада Яссави, а мать родом из Хорезма1. Будущий просветитель рано (в 1894 г.) потерял отца, и его воспитанием стал заниматься дядя по матери казий Мухаммад Сиддик. Уже с 18 лет Бехбуди зарабатывает себе на жизнь-сначала в должности секретаря суда, а затем казия и муфтия2.

Большое влияние на формирование мировоззрения Бехбуди оказал известный учёный и общественный деятель Исмаилбек Гаспринский, который в 1892 г. обращается к генерал-губернатору Н.О.Розенбаху с письменным предложением о реконструкции туркестанский школ в духе джадидизма, а через год сам приезжает в Ташкент. Исмаилбек Гаспринский посетил древние города Самарканд и Бухару, где встречался с местной интеллигенцией и проповедовал идеи джадидизма. Бехбуди посчастливилось быть рядом со своим учителем в эти дни и многому научиться у него.

1899-1900 гг. Бехбуди посвящает хаджу, дабы увидеть мир своими глазами. Вернувшись из паломничества он вместе с друзьями и единомышленниками открывает новые джадидское школы, где преимущество отдаётся светскому а не богословскому образованию. Для учебников этих школ он пишет учебники ,,Рисолаи асбоб савод" ("Трактат об основах грамотности,,), ,,Рисолаи жугрофия умроний" (1905)-("Трактат по географии"), "Рисолаи жугрофия Русий" (1905)-("Трактат по географии Руси"), а также учебники по истории и теории ислама.

В 1903-1907 гг. он путешествует по России, посещает Москву, Петербург, Нижний Новгород, Уфу, Казань. В августе 1907 г. участвует в курултае съезде мусульман России, посвященном проблемам их культуры и жизни. Бехбуди возглавляет туркестанскую делегацию выступает на совещании с большим докладом, где высказывает своё видение вопроса и свои конкретные предложения. Он был уверен, что просвещение нации не должно ограничиваться школами нового образца, а должно расширяться за счёт создания широкой сети средств массовой информации и пропаганды3.

Вернувшись на родину, Бехбуди активно принимается за создание театра как средства пропаганды, а также сети газет и журналов на узбекском языке. Он пишет драму ,,Падаркуш" (,,Отце убийца"), которую с разрешения тифлисского цензора удалось издать лишь в 1913 г. с

1 Бегали Косимов. Миллий уйгониш (Национальное возраждения) Тошкент ,,Маънавият,, 2002. 218 бет (на узб.языке).

2 Андреев Г. Самаркандский журнал ,,ойна,, и его редактор издатель Махмуд Ходжи Бехбуди. „Туркестанские ведомости,.1915, 17 Сентябрь

3 См: А.А.Пясковский. Революция 1905-1907 годов в Туркестане. М., 1958. С.559

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

эпиграфом „Посвящается юбилею Бородинской битвы и освобождению России от ига французов". Таковы были особенности времени, когда полностью отсутствовала свобода слова, особенно для жителей колоний, а Туркестанская колония была самой бесправной в рамках Российской империи. Премьера первой национальной трагедии состоялась 15 января 1914 г. в Самарканде, а затем в Ташкенте (27.02.1914 г.). Театральная труппа ,,Турон" исполнила ,,Падаркуш" на сцене театра „Колизей" (ныне здание Торговой биржи). Постановку спектакля предваряла лекция Мунавваркори Абдурашидхонова о значении театра в духовной жизни общество. Этот день (28 февраля 1914 г.) был признан историческим, ибо спектакль стал событием огромного значения для прогрессивной общественности. В течение 1914-1916 гг. труппа ,,Турон" гастролирует по всей Ферганской долине, и драма "Падаркуш" просвещает массы, призывая к прогрессу в мышлении, к обладанию современными знаниями. Трагедия невежественного юноши, убившего своего отца и не осознающего глубины происходящего, ослеплённого вседозволенностью и извращённостью, потрясала узбекского зрителя4.

Однако Бехбуди не ограничился театром-он активно занимается и издательскими делами. Вместе с единомышленниками он выпускает газету "Самарканд" (на узбекском и фарси) и журнал "Ойна" ("Зеркало"). Газета выходила дважды в неделю, журнал еженедельно. Это было иллюстрированное издание, публиковавшееся одновременно на узбекском, персидском и русском языках. Вскоре "Ойна" получила распространение на Кавказе, в Турции, Иране, Татарстане, Индии.

В мае 1914 г. Бехбуди вновь отправился в поездку по странам Ближнего Востока. Поездом из Байрам-али через Северный Кавказ в Ростов и Одессу, откуда 8 июня прибывает в Стамбул. Он посещает Иерусалим, Бейрут, Яффу, Порт-Саид и многие другие крупные города, где находит интересные знакомства и получает массу информации. Всё это затем в форме "Записок" публикуется в журнале "Ойна" который приобретает все большее значение в общественной жизни Туркестана. На своих страницах он решает проблемы нации, её прав и законов, истории, языка, литературы, освещает события, происходящие в мире, публикует полемические и просветительские статьи. Бехбуди придерживался твёрдых принципов неприятия насилия, а потому социалистическое учение о революционном изменении строя он отрицал. Революция и большевизм были восприняты им как продолжение колониальной политики в её "пролетарской" форме. Вместе с единомышленниками он

4 А.Самойлович. Драматическая литература сортов. Вестник Имп Об.ва вост,№5, Петроград, 1917. С.4

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

активно включается в дело отстаивания национальной независимости, самоопределения и самостоятельности узбекского народа. На этом пути его ждали самые трудные и сложные испытания.

В 1917 г. с 16 по 23 апреля, в Ташкенте проходил курултай мусульман Туркестана, на повестке дня которого стоял вопрос о дальнейшей судьбе отечество. Бехбуди выступает с пламенным призывом объединить все силы во имя великой цели-свободного и независимого Туркестана. С тем же призывом он обратился к делегатам 5 чрезвычайного съезда мусульман в

ноябре того же года в Коканде. В результате этого съезда было объявлено о создании Туркестанской автономии. Бехбуди был в числе вдохновителей и создателей проекта самостоятельного пути развития мусульманского региона. Однако это шло вразрез с интересами большевиков, и в результате острого военного противостояния 20 февраля 1918 г. Кокандская автономия пала.

Бехбуди, потрясённый исходом-убито 10000 человек и сожжено 180 кишлаков,- возвращается в Самарканд. Здесь он не находит ни поддержки, ни единомышленников. Будучи в оппозиции к советской власти, Бехбуди не видит выхода в сложившейся ситуации. В состоянии тяжелейшей депрессии он покидает весной 1919 г. Самарканд, направялсь в Шахрисабз, где был арестован и брошен в зиндан в г. Карши. Спустя несколько дней после ареста Бехбуди по указу каршинского правителя Тогайбека был казнён. О гибели Бехбуди в Самарканде узнали лишь год спустя и в апреле 1920 г. весь Туркестан был погружен в траур. В память об одном из талантливейших сынов отечество город Карши переименовали в Бехбуди. Однако с усилением диктатура пролетариата учение джадидов все более и более осуждалось как антисоветское и контрреволюционное, и в 1927 г. городу было возвращено его историческое название, а имя Бехбуди забыто. Только в последнее десятилетие ХХ в. память народа вновь возродила имена своих сыновей-никогда погибших во имя его независимости. Махмудходжа Бехбуди- в числе их, он вновь обрёл значимость и авторитет.

ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Бегали ^осимов. Миллий уйгониш (Национальное возраждение). Ташкент ,,Маънавият", 2002 (на узб. языке)

2. Андреев Г. Самаркандский журнал ,,Ойна" („Зеркало") и его редактор-издатель Махмуд Ходжи Бехбуди. Газета „Туркестанские ведомости", 1915, 17-сентября

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

3. А.А.Пясковский. Революция 1905-1907 годов в Туркестане.М., 1958.

4. А.Самойлович. Драматическая литература сортов. Вестнык Имп. Об.ва вост, №5, Петроград, 1917.

5. Светила духовности (Крупнейшие деятели науки и культуры Средней Азии 1Х-начала ХХ в.). Редактор-составитель академик АН Руз М.М.Хайруллаев Ташкент изд-во "Фан" Академии наук Республики Узбекистан. 2003.

6. Проблемы просвещения в мировой литературе. М,.Наука, 1965

7. Мунавваркоры и др. 19 томов- УзРМХ архиви П-33391

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.