Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДЖАДИДСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА'

ЗНАЧЕНИЕ ДЖАДИДСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ДЖАДИД / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Отаханов А.

В этой статье мы размышляем о общественно-политическом движении джадидизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF THE JADID MOVEMENT IN THE SPIRITUAL DEVELOPMENT OF SOCIETY

In this article, we reflect on the socio-political movement of Jadidism.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДЖАДИДСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА»

Отаханов А.

заведующий кафедрой социальных наук Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г.Наманган

ЗНАЧЕНИЕ ДЖАДИДСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДУХОВНОМ

РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация: В этой статье мы размышляем о общественно-политическом движении джадидизма.

Ключевые слова: духовность, нравственность, культура, джадид, общество.

Otaxanov A.

head of the department of social sciences Namangan Engineering-Construction Institute

Uzbekistan, Namangan city

THE SIGNIFICANCE OF THE JADID MOVEMENT IN THE SPIRITUAL DEVELOPMENT OF SOCIETY

Annotation: In this article, we reflect on the socio-political movement of Jadidism.

Key words: spirituality, morality, culture, Jadid, society.

Движение джадидов (от арабского «джадид» — новый) зародилось в территории нынешней Республики Татарстан и распространились в Бухаре, Хиве и Туркестан в конце. XIX - нач. ХХ век. Туркестанских джадидов возглавлял Махмудходжа Бехбуди, Абдукадыр Шакури, Мунавваркари Абдурашидханов, Абдулла Авлони и десятки других просветителей. В целях продвижения социокультурного развития Центральной Азии в новом направлении лидеры джадидов предложили ряд реформ в области образования, историографии, литературы, печати, религии и искусства. Они предложили идеи для переоценки и улучшения этики, вера, справедливость, здоровье, улучшение положения женщин, все стороны жизни. Этот движение объединяло представителей различных слоев общества, которые отличались от друг друга как с точки зрения социальной принадлежности, так и взглядов на отдельные проблемы.

Но общим для джадидов Туркестана было то, что они были носителями идеи независимости, свободы и борьбы за светлое будущее. Сфера общественной жизни, наиболее приемлемая для различных национальных течений, в том числе движение джадидов, было народным образованием. Сравнивая Восток и Запад, Исмаил Гаспринский (1851 -

1914) одним из первых понял причины вечноусиление отрыва мусульманского, тюркского мира от мирового развития. Он началось движение за ликвидацию невежества среди тюркских народов, достижение уровня развитых стран через духовность и просвещение населения. Исмаил Гаспринский поднял вопрос реформирования система образования, изучение светских знаний в школах. В попытке модернизировав систему мусульманского образования в Туркестане, джадиды открыли новометодические, так называемые русско-туземные школы.

В 1887 году открылась русско-туземная школа в Самарканде, а затем и в других городах. Несмотря на отсутствие единой системы учебников и пособий, джадиды стремились к тому, чтобы учащиеся этих школ приобрел практические знания. Учебная программа в новометодных школах включала чтение, письмо на тюркском языке и языке фарси, арифметика, история, географии, большое место в ней занимали основы религии. В Самарканде области особенно заметным событием стала организация джадидских школ Джурабаев и Абдукадир Абдушукуров (псевдоним Шакури, его школа была известной как «школа Шакури»). Шакури первой ввела совместные тренировки для мальчиков и девочек.

Джадиды выступили с инициативой отправлять молодежь на учебу в зарубежные страны. Многие состоятельные люди поддержали это начинание джадидов, помогли соответствующими средствами. Десятки одаренных подростков были отправлены учиться в центральные города Германии, Египта, Турции и России. В 1910-х гг. В Бухаре педагог Ходжа Рафий и другие создали благотворительный фонд «Детский образование», а в 1911 и 1912 годах 15 и 30 студентов были отправлены на учебу в Турцию, соответственно. И создан в 1909г. М.Абдурашидханов в Ташкенте «Благотворительный Общество» оказал помощь в воспитании детей малообеспеченных родителей, а также способствовал к изучению молодежи в зарубежных странах. Также важно отметить тот факт, что джадиды положили начало развитию национальной печати.

М.Абдурашидханов в 1906 г. Организовал издание журнала «Хуршид». (Светило) и редактировал сам. Журнал распространял юридические знания среди населения, что также способствовало росту национального самосознания люди. Однако вскоре царские чиновники запретили издание журнала. Но в 1913 г. М.Бехбуди основал частное издательство и библиотеку и начал издание газеты «Самарканд» и журнала «Ойна». На страницах периодической печати джадидов особое место занимали проблемы Экономическое развитие Туркестана. Это такие проблемы, как создание и развитие национальной промышленности; Открытие национальных банков; Развитие сельское хозяйство; Внутренняя и внешняя торговля; Ограничение вывоза из Туркестана полезные ископаемые и другие материальные ценности; Организация их обработки

на месте, вывоз из края не сырья, а готовой продукции; внедрение достижений науки и техники в производство и др.

Джадидам Туркестана, особенно их лидерам, было чуждо чувство неприязни к другие нации. Они с восхищением писали о достижениях русские, евреи, армяне, немцы и другие европейские народы в полях экономика, политика, культура, наука и техника. Они призвали своих соотечественников изучать историю, литературу, культурные достижения, язык, политические и правовые опыт народов Европы, выступал за принятие и принятие Европейская культура, достижения науки и техники. В дополнение страницах периодической печати, джадиды подняли ряд проблем, представляющих интерес не только исторический, но и созвучный современности. Это такие проблемы: как подготовка национальных кадров в учебных заведениях развитых страны мира, особенно Европы; Использование религии Ислам в качестве средства воспитания народов Туркестана в духе высокой нравственности, патриотизм, солидарность; Создание условий для привлечения женщин к общественно полезному работа, политическая и культурная жизнь; Предоставление широких демократических прав и свобод граждан, независимо от социального и национального происхождения, вероисповедания. Джадиды создали основу национального театра.

В 1913 г. По инициативе Мунавваракари Абдурашидханова была создана группа «Туран» - Мусульманское общество Любители драматического искусства. 27 февраля 1914 года. В Ташкенте в здании театра «Колизей» состоялась официальная церемония открытия первого узбекского национального театра проводится. Открывая занавес театра, Мунавваркари сказал: «Все мы знаем, что до теперь не было театра на их родном языке... слово «театр» на самом деле означает комнату, где дают «урок жизни», «назидание» или «школу великих».

«Сцена театра подобна зеркальной комнате, где положительные и отрицательные стороны каждого входят в него со всех сторон, где каждый видит свои достоинства и недостатки и извлекает из них надлежащие уроки» В направлении пропаганды просвещения наиболее активную деятельность развивает лидер джадидов движение в Туркестане -Махмудходжа Бехбуди и просветитель Абдулла Кадири. Их пьесы «Падаркуш» («Отцеубийство», М.Бехбуди) и «Бахциз куёв» («Путь Несчастный Жених», А.Кадири) имел огромный успех на всей территории Туркестан. Первая пьеса рассказывает, как невежество и неряшливость молодого человека привести его к убийству своего отца. В спектакле внимание зрителя обращено на то, что только просвещение может предотвратить уклонение от праведных дел, ибо оно дает возможность очиститься.

Джадиды подняли проблемы, связанные с реформой управления регионом, рыночными отношениями. С одной стороны, они

пропагандировали достижения европейской науки и техническая мысль, культура, норма экономической и общественно -политической жизни. На с другой стороны, пытались оживить прошлое, пробудить желание хоть как-то сопротивляться проникновение буржуазных нравов, противоречащих требованиям шариата, пробудить интерес к истории ислама. Говоря о необходимости светского образования и подготовки образованных специалистов, джадиды искали и находили подтверждение своей мысли в Коране и хадисах, придавая их текстам смысл, отвечающий потребностям социального, духовного и экономического прогресса в Туркестане. Деятельность воспитателей Средней Азии — одна из ярчайших страниц истории общественной мысли. Их заслуга состоит в том, что в мрачный период феодальной отсталости и колониального гнета царизма, они пропагандировали идеи прогресса и социальной справедливости, сформировали сознание национальной независимости.

Использованные источники:

1. Karimbaeva S. Formation of spiritual education of students in higher education //Экономика и социум. - 2020. - №. 11. - С. 169-172.

2. Дехконова С., Абдумуталова Г. Ш. Тенденция политизации религии и формы ее проявления в современном мире //Экономика и социум. - 2017. -№. 4. - С. 491-494.

3. Akbarov B. A. Pedagogical system of formation of professional thinking in secondary school students.: Author. dis.... DcS. - 2020.

4. Akbarov B. A Японияда укувчиларни касб-хунарга йуналтиришнинг узига хос хусусиятлари // "Халк таълими" журнали - 2021. - T. 1(1). - C. 104-111

5. Abdurakhmonovich A. B. Factors influencing the formation. of professional thinking in pupils //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. - 2020. - Т. 8. - №. 2.

6. Xakimov A. Problem of gender in the philosophy //Theoretical & Applied Science. - 2019. - №. 11. - С. 641-643.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.