Туробова М.А. театровед
УЧАСТИЕ МЕСТНОЙ И РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ УЗБЕКСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ
Аннотация: Известно, что до конца XIX века в узбекской письменной литературе не было жанра театральной критики. Эта тенденция была достигнута с образованием Туркестана как русской колонии и началом европейского театрального искусства в нашей стране. Следует отметить, что здесь есть прямой вклад российских театральных критиков и интеллигенции. Многие наши просветители и российские интеллектуалы, проводившие в этот период активные творческие поиски, в первую очередь помогли нам создать узбекский профессиональный национальный театр и осуществлять его просветительскую деятельность в жизни общества. В статье рассматривается участие местной и российской интеллигенции в формировании узбекской театральной критики и их вклад в узбекское театральное искусство.
Ключевые слова: Искусство, театр, театральная критика, пресса, газеты, журналы, статьи, обзоры, спектакли.
Turobova M.A. theater critic
PARTICIPATION OF LOCAL AND RUSSIAN INTELLECTUALS IN THE FORMATION OF UZBEK THEATER CRITICISM
Abstract: It is known that until the end of the XIX century in the Uzbek written literature there was no genre of theater criticism. This trend was achieved with the formation of Turkestan as a Russian colony and the beginning of European theater art in our country. It should be noted that there is a direct contribution of Russian theater critics and intellectuals. Many of our educators and Russian intellectuals, who conducted active creative searches during this period, first of all helped us to create the Uzbek professional national theater and carry out its educational activities in the life of society. The article examines the participation of local and Russian intellectuals in the formation of Uzbek theater criticism and their contribution to the Uzbek theater art.
Keywords: Art, theater, theater criticism, press, newspapers, magazines, articles, reviews, performances.
Как известно, театр - это живое, очень трогательное и древнее искусство. Его самые ранние элементы восходят к первобытным временам до нашей эры. Возникло искусство зрелища, в котором пропеллеры выражали свое восхищение и чувства различными способами и отпечатывались на таких
объектах, как камни и ткань. Археологические находки с территории нашей страны, данные из нескольких источников, в свою очередь, доказали ошибочность определения возраста узбекского театра в ХХ веке.
В начале прошлого века фундамент узбекского профессионального театра был заложен нашими интеллектуалами, такими как М. Бехбуди, А. Авлони, Х. Ниязи, что привело к развитию многих профессий в этой области, особенно в область узбекской театральной критики. Известно, что до конца XIX века в узбекской письменной литературе не было жанра театральной критики. Можно с уверенностью сказать, что становление этого направления было достигнуто с превращением Туркестана в русскую колонию и началом развития европейского театрального искусства в нашей стране. Следует отметить, что здесь есть прямой вклад российских театральных критиков и интеллигенции. В связи с этим в стране с 1870 года созданы периодические издания, в том числе русскоязычные газеты «Туркистанский курьер», «Русский Туркестан», «Окраина», «Средняя азиатская жизнь», а также старая узбекская газета «Туркестанская провинциальная газета», которые начали издаваться в 1871 году, огромную роль сыграли такие газеты и журналы, как «Садой Фергана», «Самарканд», «Хуррият», «Ойна». В частности, особая роль в формировании узбекской театральной критики принадлежит «Туркестанской региональной газете» и журналу «Ойна». Изначально эти газеты и журналы освещали взгляды, статьи и обзоры русской и узбекской интеллигенции о русских театрах на местном языке. В связи с этим у узбекского народа непосредственно формировалось представление о театре и критике. «Как известно, в истории мирового театра театральная критика зародилась одновременно с созданием национального театра. Похожая история зарождения русской театральной критики. Во второй половине XVIII века, одновременно с образованием Русского национального театра, зародилась русская театральная критика. Однако начало узбекской театральной критики в Туркестане было другим. Узбекская театральная критика зародилась до создания Узбекского национального театра европейского образца. Следовательно, необходимо изучать историю узбекской театральной критики в два периода. Особенно:
1. Первые шаги узбекской театральной критики в период до создания Узбекского национального театра.
2. Становление и развитие узбекской театральной критики после создания узбекского национального театра в европейском стиле.
Первый период включает исследование узбекской и другой национальной интеллигенции в продвижении европейского театра в узбекской театральной критике. Такая пропагандистская работа узбекских театральных критиков, начатая в конце XIX века, подготовила почву для создания к началу XX века нового узбекского национального театра в европейском стиле. В этом приняли активное участие такие узбекские интеллектуалы, как Ахмад Дониш, Фуркат, Ахмаджон Бектемиров, Ходжи Муин Шукрулло, Бехбуди, Мунаввар кори Абдурашидхонов. Первоначально
примерами театральной критики были гимны, песнопения и похвальные стихи, написанные для спектаклей русских театров. Об этом свидетельствуют работы Ахмада Дониша и Фурката. В частности, Ахмад Дониш, который эффективно работал в 70-х и 90-х годах прошлого века, поделился с узбекским народом своими взглядами на российские перформансы и перформансы благодаря своим знаниям русской культуры, языка, обычаев и поездок в Санкт-Петербург. Его целью было познакомить жителей Туркестана с его уникальностью, поскольку он наслаждался европейским театром и качал пером. В частности, хотя существует тенденция говорить правду о впечатлениях Дониша от российских постановок и выражать одностороннее отношение, эти примеры в некотором смысле указывают на первые источники узбекской театральной критики. Примечательно, что критика русского театра также началась с примеров поэзии, восхваляющих итальянские постановки. Как отмечалось выше, непосредственную роль сыграло участие российской интеллигенции в развитии узбекского театра, русской культуры, русского театрального искусства, а также в формировании узбекской театральной критики. Стремление продвигать и стремиться к русскому и европейскому искусству и культуре проявлялось в творчестве демократических поэтов, таких как Фуркат, таких как Ахмад Дониш. Поэтическая рецензия Фурката на «Суворов», русскую пьесу «Суворов», опубликованная в номере 44 Туркестанской газеты от 11 октября 1890 года, играет важную роль в изучении ранних форм узбекской театральной критики. Стихотворение богато содержанием и объемом, в котором подробно описаны все содержание стихотворения, идея, сценические построения. Узбекский поэт впервые написал стихотворение о русской пьесе. Повествуя одно за другим, автор не назвал исполнителей роли, а лишь прокомментировал им героев на сцене и их решения. Первые впечатления Фурката от спектакля «Суворов» могут дать читателю полное представление о пьесе и ее драматургии. Фуркат - узбекский интеллектуал, который пропагандирует среди узбеков не только русские постановки и театральное искусство, но и русскую музыку и хореографию. Фуркат предоставляет подробную информацию не только об искусстве, но и о площадках, где они проходят, что, в свою очередь, помогает пробудить интерес и стремления узбекской публики к европейскому театральному искусству. В первых примерах Фурката и Ахмада Дониша можно сказать, что бисмиллах узбекской театральной критики начался с рецензий на пьесу. Позже стали появляться критические обзоры и проблемные статьи.
В 1904 году в крымской газете «Таржимон» была опубликована большая статья. Статья была очень ценной для узбекской аудитории, так как содержала выступление русского ученого А.А. Диваева об истории русского театра и его значении. Затем, 8 марта 1908 года, Ахмаджон Бектемиров удивил публику большой статьей о театре. Он открыто призвал к мужественному пробуждению, заявив, что театры есть на Кавказе, в Казани и Уфе, но что искусство не развито в Туркестане и что его нужно начинать немедленно. Таким образом, в статьях и обзорах возникает ситуация
правдивого описания достижений и недостатков, присущих профессионализму. В частности, он способствовал формированию узбекской театральной критики в начале ХХ века; Пример тому - работы русской интеллигенции под псевдонимами «Делетант», «Неизменный театр», «Г.Р.», «Марусич», «Ойна», «ИН», «Иван миронич», «Сергей Паливанов». Примечательно, что статьи в их работе содержали элементы профессионализма. Среди этих критиков - работа русского интеллектуала по имени Иван Миронич. С 1906 года художник начал публиковать свои взгляды в периодической печати. Прежде всего, он был одним из сторонников создания в Туркестане демократического театра. Многие его статьи и обзоры полны протеста и критики. Он указывает на то, что выступления в нескольких любительских обществах, существовавших в то время, были поверхностными с точки зрения морали, этики и идеологии. В частности, в 251 -м номере газеты «Туркистанские ведомости» за 1907 г. он подверг резкой критике «Каролевскую атаку» С.Ф. Собурова, представленную Ташкентским музыкально-драматическим обществом. Иван Миронич также пишет несколько статей о репертуарной политике самодеятельного коллектива общества русской интеллигенции «Волна» в Ташкенте. Рекомендуется приблизить театр к народу, обогатить его репертуар произведениями демократических течений, особенно уделить больше внимания Островскому. Хотя Иван Миронич критически относился к работе и выступлениям многих коллективов, таких как А.Б. Яновская, Малиновская, Л.Б. Яровская, справедливо сказать, что актер, режиссер хорошо понимал искусство и культуру исполнения и умел оценивать Это объективно, заслуживают внимания статьи и отзывы критика, писавшего под подписью «Делитант». Согласно источникам, в своих статьях и обзорах художник приводит примеры творчества и идеологии МХАТа под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Критика также занимает в его творчестве особое место. Критика У.Л. Андреевым символического произведения "Дни нашев жизни" - тому подтверждение. Творческая деятельность многих русских интеллектуалов, о которых мы упоминали выше, показывает, что русская театральная критика в Туркестане развивалась демократическим путем, и этот процесс непосредственно привел к рождению узбекской театральной критики.
К началу XX века такие просвещенные люди, как Мунаввар кори Абдурашидхонов, Абдулла Авлони, Чолпон, Мирмулла Шермухаммедов, Хаджи Мухаммад Зухур, наряду со многими узбекскими интеллектуалами, внесли большой вклад в знакомство нашего народа с европейским типом общества театр и его уникальные особенности, проведены плодотворные исследования. Многие выдающиеся интеллектуалы того времени посетили такие города, как Санкт-Петербург и Москва, посмотрели ряд спектаклей, опубликовали свои впечатления и восхищения в периодических изданиях и попытались укрепить краеугольный камень будущей узбекской театральной критики. Из их комментариев видно, что есть желание понять разницу между
профессиональным европейским театром и национальным традиционным узбекским театром и попытаться преодолеть этот дисбаланс. Мечты наших просвещенных интеллектуалов вскоре стали реальностью в начале двадцатого века. Махмудходжа Бехбуди заложил основы узбекской национальной драмы своей драмой «Падаркуш». Последовательные показы первой узбекской драмы «Падаркуш» в Самарканде, Ташкенте и других городах, публикация множества статей о спектакле в местной прессе, в свою очередь, отражают первые процессы становления узбекской театральной критики. В частности, публикация в газете «Туркестанский вилоят» 2 января 1914 года статьи, посвященной публикации пьесы Хаджи Муина Шукрулло «Падаркуш» М. Бехбуди, в определенном смысле усиливает желание многих интеллектуалов создавать сцену. В периодических изданиях стали появляться статьи об уникальности, достижениях и недостатках нового театра, его деятельности, его роли и значении в человеческом обществе. «Падаркуш» и «Алдадик ва Алдандик» в обзоре «Первый национальный театр в Туркестане», опубликованном неизвестным автором в журнале «Ойна» 1 февраля 1914 года в номере газеты «Садой Туркистон» от 4 июня 1914 года » Что такое театр? », Напечатанная в номере газеты« Ойна »Махмудходжи Бехбуди от 16 мая 1914 года. В свою очередь, его статьи свидетельствуют о начале первых процессов становления узбекской театральной критики.
Критика узбекского театра началась с записи и пропаганды их впечатлений от европейского театрального искусства и постановок через поэтические обзоры, а затем и со статей, призывающих к созданию узбекского национального театра европейского типа. В этот период, наряду со многими узбекскими интеллектуалами, такими как Ходжи Мойн, Говзул Джонбоев, Ашурали Зохиди, участие русских и других братских интеллектуалов показывает, что вместе с формированием нового узбекского профессионального национального театра зародилась критика узбекского национального театра.
Многие из их статей и обзоров основаны на первых шагах театральной критики, борьбе за продвижение профессионального европейского театра в гармонии с традиционным узбекским театром, за знакомство узбекской публики с новым типом театра и направление его в правильном направлении. .был. Многие наши просветители и российские интеллектуалы, проводившие в этот период активные творческие поиски, в первую очередь помогли нам создать узбекский профессиональный национальный театр и осуществлять его просветительскую деятельность в жизни общества.
Использованные источники:
1. М. Рахманов Узбекский театр с древнейших времен до 1917 года. - Ташкент: изд. горит и иск. я. Гафура Гуляма, 1981.
2.Исломов Т. История и сцена. - Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гулома, 1998.
3. С. Ахмедов, Первый узбекский театральный критик, «Узбекистан» - 1977г.
4. С.Ахмедов «Пресса и театр» 1998г.
5. Рахмонов М. История театральной критики, Ташкент - 2015.
6. Кодиров М. Исполнительское искусство в прошлом и сегодня, Ташкент -«Классика слова», 2015.
7.То1ахо]ауеуа М. Театральная критика, Ташкент «Искусство» 2015.
8. Кодирова С. Отражение жизни в театре Ташкента «Искусство» 2011.