https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-12-1.10
Микитюк Юрий Васильевич
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ_ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В КРЫМУ В 19902000-Х ГОДАХ: ИСТОРИЧЕСКИМ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
В статье исследуются вопросы формирования и развития подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Крыму в 1990-2000-х годах. Детально охарактеризована криминологическая обстановка в постсоветский период на Крымском полуострове в этой сфере. Историко-правовое исследование позволило раскрыть особенности основных этапов развития подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в частности оптимизации их организационно-штатной структуры, задач и функций, с учетом наркоситуации в государстве и республике, общих и региональных тенденций в борьбе с наркобизнесом. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2018/12-1/10.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2018. № 12(98). Ч. 1. C. 49-52. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2018/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 93/94; 351.74(1-924.71) Дата поступления рукописи: 15.10.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-1.10
В статье исследуются вопросы формирования и развития подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Крыму в 1990-2000-х годах. Детально охарактеризована криминологическая обстановка в постсоветский период на Крымском полуострове в этой сфере. Историко-правовое исследование позволило раскрыть особенности основных этапов развития подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в частности оптимизации их организационно-штатной структуры, задач и функций, с учетом наркоситуации в государстве и республике, общих и региональных тенденций в борьбе с наркобизнесом.
Ключевые слова и фразы: борьба с наркобизнесом; органы внутренних дел Крыма; подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; предупреждение наркомании; противодействие наркопреступности.
Микитюк Юрий Васильевич, к.и.н.
Крымский филиал Краснодарского университета
Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Симферополь kf.krdu @mvd. гы
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
В КРЫМУ В 1990-2000-Х ГОДАХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Специфика обострения наркоситуации на Крымском полуострове в начале 1990-х годов связана не только с его геополитическим положением, но и особенностями социально-экономического развития республики в постсоветский период. Именно в этих условиях начинается формирование специально уполномоченных подразделений в составе ОВД.
Актуальность исследования основных этапов становления подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (далее - БНОН) связана не только празднованием 300-летия российской полиции в 2018 г., но и необходимостью дальнейшего развития крымских правоохранительных органов с учетом исторического опыта и ретроспективного анализа. Научная новизна статьи обусловлена освещением проблем организационного, нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения деятельности ОВД по противодействию наркопреступности и предупреждению наркомании на основе анализа научной литературы и ранее недоступных широкому кругу исследователей архивных материалов.
Соответственно, цель научной статьи - исследование исторического опыта формирования и развития подразделений БНОН Крыма в 1990-2000-х годах, а задачи - раскрытие особенностей деятельности крымской милиции в постсоветский период, определение роли ОВД в борьбе с наркобизнесом.
Первоначально задачи по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров выполняют подразделения, функционирующие в составе уголовного розыска [6, с. 313]. Но уже 30 октября 1993 г. в структуре МВД Украины создается Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (с июля 2003 г. - Департамент борьбы с незаконным оборотом наркотиков), а с февраля 1994 г. такие подразделения появляются в регионах. При этом законодательное регулирование деятельности по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров обеспечивается только через полтора года после создания специализированных подразделений.
При формировании БНОН в Крыму остро стоит кадровый вопрос. Руководство МВД Крыма решает комплектовать вновь создаваемые подразделения наиболее опытными работниками подразделений по борьбе с организованной преступностью и уголовного розыска. Поскольку многие руководители служб с недоверием относятся к формируемому подразделению и его задачам, до конца не понимая специфики и приоритетов деятельности, кадровое обеспечение осуществляется через силу, в приказном порядке.
Но уже в конце 1990-х - начале 2000-х годов крымское УБНОН становится своеобразной элитой в блоке криминальной милиции, попасть в которое могут только высококвалифицированные работники ОВД со значительным оперативным опытом и безупречной репутацией. А с октября 2007 г. дополнительным стимулом работы в этих подразделениях становится исчисление срока прохождения службы на льготных условиях (один месяц за полтора месяца) [8]. Впрочем, как недостаток кадровой политики укажем негативную тенденцию в области переподготовки и повышения квалификации личного состава данных подразделений. Например, в 2000-х годах в Крыму из 151 человека личного состава дополнительное профессиональное образование ежегодно получает не более трех. В ведомственных вузах подготовка специалистов по данному профилю также не осуществляется.
В начале 2000-х годов начальник крымской милиции Н. П. Паламарчук уделяет особое внимание взаимодействию ОВД с населением и институтами гражданского общества [1, д. 690, л. 150-152]. Как следствие, в УБНОН начинает функционировать «телефон доверия», а информация о выявленных и раскрытых резонансных преступлениях размещается в печатных СМИ и сети Интернет. С августа 2005 г. в каждом подразделении БНОН закрепляется работник, ответственный за обеспечение взаимодействия с населением и координацию деятельности в сфере борьбы с наркобизнесом, профилактики распространения наркомании с соответствующими общественными организациями. Также для обеспечения общественного контроля и усовершенствования деятельности ОВД в этой области при заместителях начальника - начальниках криминальной
50
^БЫ 2618-9690. № 12 (98) 2018. Ч. 1
милиции ОВД создаются совещательно-консультационные органы - общественные наблюдательные советы по вопросам наркомании [Там же, д. 707, л. 503-509]. В состав последних, как правило, входят представители СМИ, органов здравоохранения, общественных организаций, которые занимаются правозащитной деятельностью или созданы с целью противодействия наркопреступности и распространения наркомании, а также представители родительских комитетов общеобразовательных школ, кандидатуры которых определены решением педагогического коллектива.
Несомненно, такая активность, помимо налаживания конструктивного диалога с гражданами и их объединениями, помогает достичь долгосрочного социального эффекта. Во многом это связано и с постепенным переходом от репрессивных форм и методов государственной политики в этой области к превентивным мерам, включая индивидуальную профилактику среди наркозависимых лиц, социальную рекламу по пропаганде здорового образа жизни, привлечение благотворительных организаций и общественности.
Учитывая специфику криминогенной ситуации, подразделения БНОН подвергаются организационно-штатным изменениям. Так, в конце 1990-х годов на них дополнительно возлагается осуществление контроля легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также установленных правил посева или выращивания мака и конопли для промышленных целей. Функциональные обязанности личного состава дополняются соответствующими задачами, систематически организовывается проведение специальных операций «Мак», «Батискаф», «Пурпур», целевых проверок химфармпредприятий и субъектов хозяйствования. А в 2004 г. в структуре УБНОН появляется отдел, работники которого непосредственно контролируют сферу легального оборота наркотических средств и прекурсоров.
В 2002 г. при УБНОН создается оперативно-поисковое отделение, приоритетной задачей которого становится оказание помощи территориальным подразделениям БНОН со сложной оперативной обстановкой, а также при реализации оперативной информации по выявлению и документированию тяжких и особо тяжких преступлений, прежде всего совершенных в группе. В этот же период с целью повышения эффективности расследования уголовных дел, возбужденных по фактам незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, для расследования данной категории преступлений закрепляются наиболее опытные работники следственных органов. Другими словами, росту наркопреступности в регионе противопоставляется профилизация оперативных подразделений и следствия.
В 2004 г. при ГУМВД Украины в Автономной Республике Крым создается Бюро оперативно-разыскной работы, руководитель которого отвечает за организацию противодействия наркопреступности на республиканском уровне [Там же, д. 704, л. 414-418]. В качестве эксперимента при Бюро создаются группы «А», технических разработок и специальная группа, основным заданием которых должно было стать оперативно-разыскное обеспечение деятельности УБНОН, то есть речь шла о собственных подразделениях криминального поиска и оперативно-технических мероприятий. Впрочем, несмотря на полную укомплектованность указанных подразделений, их работники так и не приступают к выполнению своих функциональных обязанностей (в качестве офицеров-нелегалов), прежде всего ввиду отсутствия необходимой нормативной правовой основы для выполнения этих функций, проблем в финансировании и материально-техническом обеспечении.
Несмотря на то, что приоритетным направлением деятельности подразделений БНОН в исследуемом периоде считается выявление квалифицированных преступлений (статьи 307, 315 и 317 Уголовного кодекса Украины), начальники горрайорганов требуют «валовых показателей», не отходя от «палочной» системы и сравнения показателей с результатами деятельности за аналогичный период прошлого года. В то же время в ведомственных приказах содержится прямой запрет на привлечение работников подразделений БНОН к выполнению задач, не связанных с их функциональными обязанностями (охрана общественного порядка, суточные дежурства, следственно-оперативные группы и др.), который грубо нарушается на местах. Больше всего проблем возникает в группах БНОН со штатной численностью до 2-х единиц. Учитывая указанные выше обстоятельства, весной 2005 г. осуществляется вертикальное переподчинение территориальных подразделений БНОН. Около трех месяцев руководство подразделениями БНОН осуществляется по экстерриториальному принципу, благодаря чему достигаются определенные положительные результаты [Там же, д. 706, л. 280-292]. Тем не менее уже летом этого же года эксперимент приостанавливается.
В середине 2000-х годов фиксируются многочисленные изъятия «тяжелых» наркотических средств. Однако технические возможности Научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра при крымском главке милиции не позволяют проводить полноценные исследования. Заключения экспертов ограничиваются лишь констатацией наличия в изъятом запрещенных веществ, но без определения их массы. Поэтому все синтетическое наркосырье направляется для исследования в г. Киев, вследствие чего проведение экспертиз затягивается на месяцы. А установить наличие запрещенных веществ в появившихся псилоцибиновых грибах вообще не представляется возможным. Иначе говоря, техническое обеспечение ОВД не соответствует развивающимся технологиям и креативу криминалитета.
Растущей активности наркодельцов руководство УБНОН решает противопоставить агентурно-оперативную работу. На ежемесячных сверках, ежеквартальных подведениях итогов и при проверках оперативно-служебной деятельности территориальных подразделений БНОН детально анализируются количество заведенных и реализованных дел оперативного учета, эффективность работы конфидентов, а также взаимодействие с управлениями криминального поиска (оперативной службы) и оперативно-технических мероприятий. Несколько позднее отдел «А» УБНОН реорганизуется в отдел организации оперативной работы и контроля горрайлинорганов по противодействию наркопреступности (2007 г.). Безусловно, эффективность борьбы с преступностью, в том числе с наркобизнесом, напрямую связана с качеством оперативно-разыскных
мероприятий, планируемых и реализуемых оперативными работниками [5, с. 233]. Однако сокращение финансирования потребностей ОВД как общегосударственная тенденция сказывается и на данном направлении деятельности милиции. Поэтому денежные средства на проведение контролируемых поставок и оперативных закупок наркотических средств и психотропных веществ практически не выделяются, а среднее вознаграждение конфидентов за предоставление оперативно значимой информации составляет 60 грн (около 12 долларов США). Таким образом, осуществление функций в этой сфере деятельности сложно назвать планомерным, скоординированным и целенаправленным, скорее это эпизодичный и иррегулярный процесс, инспирированный и финансируемый самим оперуполномоченным.
В целом исследуемый период характеризуется крайне низкой материально-технической оснащенностью ОВД, в том числе подразделений БНОН. Практически все ремонтные работы в служебных помещениях, приобретение компьютерной и оргтехники осуществляются за счет спонсорской помощи или собственных средств. Например, в 2005 г. за 151 работником подразделений БНОН закреплено только 9 единиц автотранспорта, техническое обслуживание и заправка ГСМ которого производятся также за собственный счет. В программах реализации государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на национальном и республиканском уровнях финансирование потребностей подразделений БНОН также не учитывается.
На рассматриваемом этапе подразделения БНОН наиболее тесно взаимодействуют с работниками уголовного розыска (документирование фактов сбыта наркотических средств и содержания притонов), криминальной милиции по делам детей (выявление фактов склонения к употреблению наркотических средств и психотропных веществ, в первую очередь несовершеннолетних и молодежи), Государственной автомобильной инспекции (пресечение незаконных перевозок наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров) и участковыми инспекторами милиции (ликвидация посевов наркосодержащих растений; проведение индивидуальной профилактики и учет наркозависимых лиц). А для силового обеспечения проведения специальных операций по обезвреживанию членов наркогруппировок привлекается личный состав отрядов милиции особого назначения «Беркут» либо быстрого реагирования «Сокол». Впрочем, некоторые руководители ОВД вместо организации совместной работы служб по противодействию наркопреступности допускают манипуляции данными в статистических карточках форм 1, 2 и 4.
Об объемах работы подразделений БНОН Крыма в исследуемом периоде свидетельствуют ее результаты. Так, в среднем ежегодно выявляется около 4 тыс. наркопреступлений, из них 40% - тяжких и особо тяжких. К уголовной ответственности привлекается более 300 сбытчиков наркотических средств [4, с. 46-48], а изъятия наркосырья иногда достигают 706 кг (2008 г.). На фоне этого росту количества лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, активно способствует программа метадоновой «заместительной терапии» [9, с. 367]. Если в конце 1990-х годов на одного оперуполномоченного приходится 46 потребителей наркотических средств, то в конце 2000-х их уже 62.
Что касается межведомственного взаимодействия, то оно осуществляется с представителями пограничных войск и таможни исключительно в рамках совместных специальных операций («Канал», «Редут» и др.), проводимых ежегодно на плановой основе. Отсутствие повседневного сотрудничества правоохранительных органов обусловлено спецификой задач, выполняемых соответствующими подразделениями. В то же время инициативы по созданию межведомственного автоматизированного банка данных о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и причастных к нему лиц не получают соответствующего развития. Вся работа ограничивается аккумулированием оперативной информации одним ведомством в пределах административно-территориальной единицы [3, с. 125-126]. Как следствие, даже несмотря на наличие международного аэропорта в городе Симферополе и морских портов, выявление международных каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ в регион носит эпизодичный характер [10, с. 54].
Одновременно с этим можно отметить определенную конкуренцию в этой области между подразделениями БНОН и Управлением по борьбе с организованной преступностью, соответствующими подразделениями органов безопасности. Не единичны факты, когда такое недобросовестное соперничество и руководство узкокорпоративными интересами приводят к утерям или фальсификациям вещественных доказательств и процессуальных документов, несогласованности действий при выполнении общих или смежных задач, расшифровке конфидентов и нереализации дел оперативного учета.
Указанные выше обстоятельства, усугубленные гонкой за показателями, приводят к совершению преступлений коррупционной направленности, в сфере незаконного оборота наркотических средств и служебной деятельности, а также грубым нарушениям служебной дисциплины. Только в 2006-2007 годах к уголовной ответственности привлечены 15 работников УБНОН, ОБНОН Керченского ГУ и Ленинского РО (10% от штатной численности). В свою очередь, дисциплинарная практика в отношении личного состава обусловлена: отсутствием контроля над работой подчиненных и снижением количества выявленных преступлений по сравнению с прошлым годом; нарушением сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях; безосновательным отказом в возбуждении уголовных дел; нарушением режима секретности, нереализованными делами оперативного учета и др.
Как следствие значительного роста преступлений, совершенных работниками подразделений БНОН Крыма, в декабре 2007 г. министр внутренних дел Украины Ю. В. Луценко подписывает приказ о выведении за штаты всего личного состава УБНОН (45 чел.) и понижения его статуса до отдела. С марта 2008 г. штатное расписание центрального аппарата представлено руководством (начальник и 2 заместителя), 7 секторами (мониторинга и прогнозирования; организации оперативной работы и контроля за деятельностью горрайлинорганов
52
ISSN 2618-9690. № 12 (98) 2018. Ч. 1
по противодействию наркопреступности; предупреждения и выявления правонарушений на объектах легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; внедрений и оперативных разработок наркогруппировок; противодействия наркопреступности на межрайонном уровне; оперативно-поисковый сектор; режимно-секретный сектор) и канцелярией [1, д. 709, л. 113-119].
Таким образом, исторический опыт формирования и развития подразделений БНОН свидетельствует о том, что их деятельность всегда была в фокусе внимания руководства крымской милиции. При этом постепенно акцент в работе смещается с выявления наркозависимых лиц на пресечение деятельности наркосбытчиков, содержателей мест незаконного изготовления и потребления наркотических средств и психотропных веществ и лиц, вовлекающих в наркоманию молодежь и подростков. Вместе с тем украинские парламентарии изучали и хотели заимствовать положительный российский опыт в этой области. В частности, предлагалось наделить статусом правоохранительного органа Государственную службу Украины по контролю за наркотиками [2, с. 103-105]. Данный центральный орган исполнительной власти должен был консолидировать задачи всех правоохранительных и контролирующих органов в данной сфере, исключив дублирование их функций и обеспечив согласованность и целенаправленность проводимых мероприятий. Однако нормот-ворческие инициативы так и остались без реализации.
Можно сделать вывод о том, что, несмотря на проблемы в нормативно-правовом, организационном, кадровом и материально-техническом обеспечении, оперативно-служебная деятельность подразделений БНОН Крыма в целом отвечала актуальной наркоситуации в регионе. В начале 2010-х годов руководству крымской милиции необходимо было решать задачи по: подрыву экономической базы организованной наркопреступности; контролю легального оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых медицинских препаратов; профилактике наркомании в молодежной и подростковой средах; усовершенствованию антинаркотической пропаганды и воспитания, расширению социальной базы в борьбе с наркобизнесом; улучшению кадрового потенциала и материально-технической оснащенности подразделений БНОН [7, с. 180]. Сегодня положительные наработки и накопленный опыт в этой области используются в деятельности УКОН МВД по Республике Крым.
Список источников
1. Архив Министерства внутренних дел по Республике Крым. Ф. 1. Оп. 1.
2. Буткевич С. А. Административно-правовой статус Государственной службы Украины по контролю за наркотиками // Антинаркотическая безопасность. 2015. № 1 (4). С. 102-107.
3. Буткевич С. А. Информационное обеспечение борьбы с наркобизнесом (по материалам Украины) // Проблемы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов: материалы междунар. науч.-практ. конф. Белгород: БелЮИ МВД России, 2015. С. 123-128.
4. Главное управление Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым. 1991-2011: юбилейное издание. Симферополь: Фирма «Салта» ЛТД, 2012. 264 с.
5. Иванов С. И., Никитина Л. Н. Морально-нравственные и психологические аспекты работы с конфидентами // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7 (110). С. 232-234.
6. История полиции Крыма: хрестоматия / под общ. ред. С. А. Буткевича. Краснодар: КрУ МВД России, 2018. 414 с.
7. Микитюк Ю. В. Теоретико-правовые основы формирования антинаркотического законодательства в Республике Крым // Общество и право. 2017. № 4 (62). С. 176-181.
8. Об утверждении Перечня должностей начальствующего состава подразделений криминальной милиции по делам детей, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, борьбы с преступлениями, связанными с торговлей людьми, органов внутренних дел, по которым засчитывается время прохождения службы на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца: Приказ Министерства внутренних дел Украины от 01 октября 2007 г. № 366. К., 2007. 4 с.
9. Позий В. С., Самаричева В. В., Соколова И. Ф. Некоторые аспекты борьбы с наркоманией в Республике Крым // Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации: материалы всероссийской науч.-практ. конф. Симферополь: ДИАЙПИ, 2014. С. 365-368.
10. Торопов С. А. Международный наркотрафик: проблематика и пути противодействия (анализ наркотических угроз применительно к Российской Федерации) // Вестник Краснодарского университета Министерства внутренних дел России. 2015. № 2 (28). С. 53-57.
DRUG UNITS IN THE CRIMEA IN THE 1990-2000S: HISTORICAL EXPERIENCE OF FORMATION AND DEVELOPMENT
Mikityuk Yuriy Vasil'evich, Ph. D. in History Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Branch in the Crimea, Simferopol
kf.krdu@mvd.ru
The article examines the problems of the formation and development of drug units in the Crimea in the 1990-2000s. The author describes in detail the criminological situation on the Crimean peninsula in the post-Soviet period. Historical and legal investigation allowed identifying the peculiarities of the basic development stages of drug units, in particular, optimization of their organizational and staff structure, tasks and functions considering drug situation in the state and the republic, all-Russian and regional tendencies in the struggle with drug business.
Key words and phrases: struggle with drug business; Crimean internal affairs bodies; drug units; drug abuse prevention; counteracting drug crime.