Научная статья на тему 'Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков'

Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3259
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / НАРКОБИЗНЕС / НАРКОТРАФИК / НАРКОРЫНОК / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / DRUG TRAFFICKING / DRUG TRAFFIC / NARCOMARKET / LEGALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Борис Павлович, Тузов Лев Львович

Рассматриваются актуальные проблемы противодействия отмыванию доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков; дается понятие наркобизнеса, анализируется состояние современной наркоситуации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлов Борис Павлович, Тузов Лев Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urgent problems of counteraction of legalization of income gained from drug trafficking

In article urgent problems of counteraction to laundering of income gained from drug trafficking are considered; the concept of drug trafficking is given, the condition of a modern drug abuse situation in Russia is analyzed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков»

УДК 34 ББК 67

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА

НАРКОТИКОВ

БОРИС ПАВЛОВИЧ МИХАЙЛОВ,

профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;

ЛЕВ ЛЬВОВИЧ ТУЗОВ, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность E-mail: elenatuz@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы противодействия отмыванию доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков; дается понятие наркобизнеса, анализируется состояние современной наркоситуации в России. Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, наркобизнес, наркотрафик, наркорынок, легализация.

Annotation. In article urgent problems of counteraction to laundering of income gained from drug trafficking are considered; the concept of drug trafficking is given, the condition of a modern drug abuse situation in Russia is analyzed. Keywords: drug trafficking, drug trafficking, drug traffic, narcomarket, legalization.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных от незаконных операций с наркотиками, в современных условиях выдвигается как одна из ключевых проблем борьбы с организованной преступностью.

Одним из мощных каналов получения нелегальных доходов является незаконный оборот наркотиков (НОН) и связанная с ним наркомания. В практике международного противостояния организованной наркопреступности она ассоциируется с такими понятиями, как наркомафия и наркобизнес. Более точно эти криминальные явления были определены Всемирной конференцией по организованной преступности, состоявшейся в ноябре 1994 г. в Неаполе, которая расценила экономико-правовое содержание незаконного оборота наркотиков как индустрию наркобизнеса. Конференция исходила из того, что современный уровень организации незаконного распространения наркотиков, его экономическая основа соразмерна современ-

ному уровню экономики производства с отдельными его технологическими стадиями, состоящими из самого производства, транспортировки, складирования, реализации продукции и т.п.

Индустрия наркобизнеса обусловила появление и становление системы отмывания денег, способствовала укреплению преступных транснациональных организаций, связала ее с незаконной торговлей оружием и терроризмом1. Наркоиндустрия опасна тем, что она: во-первых, наносит огромный ущерб легальной экономики, подрывает ее устои; во-вторых, способствует регенерации наиболее опасных транснациональных преступных сообществ (наркокартелей и наркосиндикатов); в-третьих, обладая огромными средствами и логистическими возможностями, формирует международный наркорынок с целью получения прибылей и сверхприбылей от незаконных операций с наркотиками. В международной антинаркотической практике употребляется термин наркобизнес.

Лингвистическое понятие «наркобизнес» состоит из двух частей: «нарко» (наркотики) и собственно «бизнес». В юридической практике понятие «бизнес» характеризуется как «любой вид деятельности, приносящий доход или иные выгоды; экономическая деятельность, дающая прибыль»2. Обобщенное понятие наркобизнеса можно охарактеризовать как вид деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, приносящий доход или иные выгоды.

В то же время ряд российских ученых говорят «о наличии преступной наркоотрасли, наносящей колоссальный вред конкретным лицам, обществу и государству ради извлечения прибыли и сверхприбыли»3.

Изучив мнение авторитетных ученых, а также проведя собственное исследование, авторы выделяют основные (общие) операции, составляющие современный наркобизнес. К ним следует отнести:

• производство наркотиков, включая культивирование наркотикосодержащих растений, заготовку наркосырья и изготовления наркотиков в местах их естественного произрастания, а также в наркопритонах и местах кустарного изготовления наркотических средств и психотропных веществ;

• незаконные операции с прекурсорами;

• хранение наркотиков до транспортировки к месту сбыта;

• транспортировка наркотиков и их прекурсоров;

• создание сети оптовой и розничной торговли наркотиками;

• сбыт наркотиков;

• отмывание денег (легализация доходов от наркобизнеса);

• хищение либо вымогательство наркотиков в сфере их легального оборота;

• незаконная выдача рецептов на наркотические вещества (препараты), подделка таких рецептов;

• формирование и осуществление мер противодействия государственным органам — субъектам антинаркотической деятельности.

Наркомафия, осуществляющая наркобизнес, способствует становлению и укреплению наркоиндустрии, которая, в свою очередь, порождает новые организации, активизирующие незаконный оборот наркотиков и стимулирующие систему отмывания денег. Индустрия наркобизнеса в мире, безусловно, существует, однако, на наш взгляд, понятие наркоиндустрии применимо к тем странам, где производство наркотиков поставлено на индустриальную основу и имеет вековую историю (например, Афганистан, страны Латинской Америки и др.). Так, в докладе УНП ООН еще в 2003 г. было отмечено, что афганская опиумная экономика, благодаря низкому риску и высокой прибыли, за весь урожай получает свыше одного миллиарда долларов США, без учета той прибыли, которую имеют наркоторговцы от продажи героина, переправляемого в приграничные области для его последующего экспорта4.

За прошедшие годы Афганистан нарастил объемы производства героина, и доля афганского героина в настоящее время в мировом обороте составляет свыше 90%. По данным государственного антинаркотического комитета, за последнее пятилетие масштабы наркопроизводства увеличились с соответствующим ростом героинового потока в направлении южных рубежей России. Так, в 2014 г. — 2015 г. было изъято 5,2 тонны героина. По оперативным данным, известно, что ежегодно афганская наркомафия держит на складах в качестве резерва на случай неурожая опийного мака около одной тысячи тонн героина.

Наряду с глобальным трафиком героина, в последние годы наблюдается существенный рост незаконного оборота новых синтетических наркотиков. Если в 2012 г. удельный вес синтетики в общей массе изъятых наркотических средств составлял немногим более 3%, то по итогам 2015 г. он достиг 16% (5,4 тонны).

28 апреля 2017 г. на заседании Совета Безопасности, рассмотревшего реализацию Стратегии государственной антинаркотической политики, Президент Российской Федерации В. В. Путин обратил особое внимание на то, что «в приоритетном порядке необходимо выявлять и перекрывать каналы незаконных поставок наркотических средств из Центральной Азии, а также синтетических наркотиков европейского, украинского, азиатского происхождения, оперативно пресекать деятельность наркодиллеров, связанных с ними организованных групп, в том числе транснациональных. Важнейшей задачей является подрыв экономических основ наркопреступности, которые, как известно, служат финансовой подпиткой и для террористических, экстремистских структур»5.

В последнее время отмечается увеличение контрабандной поставки синтетических наркотиков, курительных смесей (так называемых «спайсов») из Китая. Особенно активизировалась Украина, поставляющая синтетические наркотики, а также пищевой мак, маковую солому, из которых изготавливается ацетиллиро-ванный опий.

В странах, производящих наркотики, как показывает анализ, все процессы наркобизнеса действительно поставлены на индустриальную основу и централизовано управляются преступными наркосообществами, наркокартелями и наркосиндикатами. Однако, на наш взгляд, нет весомых доказательств существования в России в классическом смысле наркоиндустрии, организованно и системно охватывающей все процессы наркобизнеса, от производства до сбыта конечному потребителю, и управляемой централизованно каким-либо наркокартелем. Наша страна используется транснациональной наркопреступностью в основном как рынок сбыта, а также как транзитная территория для контрабанды наркотиков в Европу и далее. Многие процессы наркобизнеса имеют разрозненный, неконтролируемый централизованно характер, и являются бизнесом средних и мелких группировок, а также отдельных лиц, связанных с кланово-этнической преступностью.

Вышесказанное позволяет сформулировать некоторые выводы:

• во-первых, против России осуществляется агрессивная наркоэкспансия, управляемая из западных наркоцентров. Свидетельством тому является наличие транснациональных каналов наркотрафика, по которым перебрасываются огромные объемы наркотиков практически всех видов. В 2014 — 2015 гг. правоохранительными органами, по данным ФСКН России, было изъято почти 48,7 тонн наркотиков, пресечено около 22 тыс. оптовых поставок запрещенных веществ;

• во-вторых, на территории России создан емкий нелегальный рынок наркотиков, контролирующий разветвленную сеть оптовой и розничной торговли, обеспечивающий многомиллионную армию наркопотребителей. Значительная часть кустарного изготовления наркотических средств и психотропных веществ приходится на наркопритоны. За последние три года в стране ликвидировано около 5 тыс. таких притонов;

• в-третьих, известно, что незаконный оборот наркотиков и наркомания, как социально-криминальные явления, взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом незаконный оборот наркотиков представляет собой предложение наркотиков, и наркомания по своей сути олицетворяет спрос на наркотики. По экспертным оценкам, в настоящее время количество потребителей наркотиков составляет 7,3 млн. человек, 60% из них — молодые люди в возрасте от 15 до 34 лет. Ежегодно из-за злоупотребления наркотиками и сопутствующих заболеваний умирают 50-60 тыс. молодых людей названной возрастной категории, что составляет более 200 человек на 100 тыс. населения (в среднем по Европе 45 умерших на 100 тыс. населения)6.

Поражаемость наркотиками молодежи связана, прежде всего, с созданием в России массовой и дифференцированной системы наркоторговли, обусловившей внедрение новых технологий сбыта, например, с использованием интернета, изменением дислокации точек и мест сбыта, увеличением количества участников мелкого наркобизнеса. Заметную роль в наркоторговле играют кланово-этнические преступные наркогруппировки, особенно цыганские.

Несмотря на всю очевидность криминально-социальной опасности наркоторговли во всех ее проявлениях, разрушить ее или нанести сколько-нибудь серьезные массированные удары по ней в масштабах страны пока не удается. Наркоторговая сеть мобильна, динамична, легко рекрутирует новых участников замен выбывших, имеет способность к самовоспроизводству. Она является важнейшим звеном криминальной цепочки от организатора бизнеса до наркопотребителя,

которое надо «выбивать» всеми правоохранительными мерами и оперативно-разыскными средствами. Формирование наркорынка обуславливается созданием незаконного спроса на наркотики и незаконного предложения наркотиков, которые формируются по рыночным законам.

Исходя из современных постулатов теории управления рынком, при формировании нелегального («черного») рынка наркотиков просматриваются три концепции (стратегии) организации наркобизнеса:

1) концепция товара — наркотик дожжен привлекать покупателя своим хорошим качеством и умеренной ценой;

2) концепция сбыта — продвижение наркотовара на рынок и увеличение объема его продажи;

3) концепция маркетинга — основывается на определении потребности в наркотиках, потребительских оценках их ассортимента, качества, а также на конъюнктуре рынка7.

Анализ наркоситуации позволяет сделать вывод о том, что хорошо отлаженная система контрабанды наркотиков и преобладание зарубежных источников их поставки свидетельствует о продуманной маркетинговой стратегии международной наркомафии, для которой Россия представляет собой выгодный наркорынок. В последнее время в связи с широким распространением синтетических наркотиков проявляется тенденция реструктуризации российского наркорынка, обусловленная частичным замещением так называемых традиционных наркотиков синтетическими, в том числе новыми сильнодействующими психоактивными веществами, от которых наркозависимость наступает после приема первых доз, что может привести к резкому росту смертности наркопотребителей, особенно молодежи. Подтверждением этому являются массовые отравления жителей восьми регионов страны осенью 2014 года8.

Для ликвидации сетей сбыта синтетических наркотиков и их производных был принят Федеральный закон, подписанный Президентом Российской Федерации 8 февраля 2015 г., направленных на пресечение оборота новых психоактивных веществ.

Незаконный оборот наркотиков является сложным многофакторным образованием, включающим в себя производство и изготовление наркотиков, их контрабандную поставку (перемещение через границу), организацию сетей распространения и сбыта, разработку схем легализации преступных доходов, аккумулирующим в себе систему предложения наркотиков. Как многофакторное, социально-криминальное явление он стимулирует наркопреступность. В нее входят преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, преступления, совершаемые в состоянии наркотического опьянения, преступления, совершаемые с целью добывания денег на наркотики.

По оценкам специалистов, мотивация наркопотребителя на совершение преступления обусловлена острой потребностью в денежных средствах, напри-

мер, для героинового наркопотребителя суточная доза обходится в 2 тыс. рублей. За год наркоманы затрачивают до 4,5 млрд. рублей, тем самым, по экспертным оценкам, могут выводить из ВВП до полутора триллионов рублей. При этом 65% всех преступлений в стране в той или иной степени связано с наркотиками, до 80% мелкой преступности (кражи, грабежи) совершаются наркопотребителями (ежегодно около 340 тыс. таких преступлений)9.

За последние 5 лет в Российской Федерации ежегодно в среднем совершалось более 200 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Пик роста зарегистрированных преступлений пришелся на 2014 год — 253,5 тыс., снижение до 201,2 тыс. произошло в 2016 году, что на 15,1% ниже, чем в 2015 г.

Удельный вес выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта, и сбыт наркотических средств и психотропных веществ составляет от 40 до 50%. Для сравнения отметим, что в 1990 г. было зарегистрировано 35,3 тыс. преступлений этого вида, а коэффициент преступности в СССР в расчете на 100 тыс. населения данной группы преступлений равнялся 12,3. Большое число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также высокий удельный вес преступлений с целью сбыта и сбыт наркотиков свидетельствуют об их значительном распространении и высоком уровне потребления.

По данным МВД России, в 1997 г. денежный оборот от незаконный операций с наркотиками в России превышал 2,5 млрд. долларов и этот показатель обнаруживал устойчивую тенденцию к увеличению. По данным Центрального банка России, за пределы государства ежемесячно перекачивались 1,0 — 1,5 млрд. долларов. Из них доля доходов от наркобизнеса составляла 30 центов от каждого доллара США10.

По официальным данным Банка России, отток капитала из российской экономики в период 1994 — 2015 гг. составил 731,5 млрд. долларов США11.

По данным американских экспертов компании GFI лидерами по незаконному оттоку капитала среди развивающихся стран являются Китай и Россия — из КНР выведено 1,392 трлн. Долларов (в среднем — 139,2 млрд. в год), из России — 1,049 трлн. Долларов (примерно 104,9 млрд. долларов в год).

Расхождения в оценках выведенных активов, по мнению В. Г. Глотовой и Ю. И. Немцова, обусловлены применением разных подходов к причинам феномена бегства капитала и методологии ее расчета. Часть капитала покидает национальную экономику под воздействием рыночных механизмов, побуждающих владельцев финансов выводить их из-под контроля государства, другая — представляет собой доходы от преступной деятельности, в том числе коррупционной, а также законно полученные, но не нелегально выведенные за рубеж средства. Значительная часть таких капиталов сосредоточена в оффшорных юрисдик-циях — до 32 трлн. Долларов, из которых 1,3 трлн.

долларов имеет российское происхождение12.

Анализ различных источников свидетельствует о том, что объем оттока капитала из национальной финансовой системы и доли в нем теневого сектора продолжает возрастать. Серый отток капитала из России достигает 30-40%13.

По оценкам экспертов, в последние годы доходы от различного рода преступлений в сфере отмывания денег составляют от 2 до 5% всего мирового валового продукта, то есть, от 1 до 3 трлн. долларов США14.

В процессе легализации доходов от наркобизнеса выделяются три стадии: вложение (размещении), маскировка и интеграция.

Вложение (размещение). Первоначальное проникновение наркоденег в экономическую систему преследует главную цель — освобождение держателя больших сумм денежных средств (в национальной либо иностранной валюте) от накопленной наличности и размещения этих денежных средств в финансовой обороте для последующих стадий. Превращение наличности в недвижимость, предметы роскоши, драгоценности, размещение на банковских счетах и т.п. можно задокументировать. Первый этап, по мнению оперативных сотрудников, признается наиболее благоприятным для изобличения преступников.

Маскировка. В иностранных источниках она называется «расслоением», что подразумевает проведение многочисленных транзакций, которые продолжают отделять средства от незаконных источников их происхождения. По своей сущности — это серия финансовых операций, предназначенных для сокрытия источников происхождения денег. Однако, их можно выявлять, используя соответствующие меры и способы финансово-валютного контроля и методы оперативно-разыскной деятельности.

Интеграция является конечной стадией легализации, в процессе которой денежные средства, вливаясь в легальную экономику, становятся «чистыми» и растворяются в ней. «Сливание» денег от незаконных доходов в легальную экономику можно выявлять за счет хорошо отлаженной системы финансового мониторинга и целенаправленной оперативной работы. Учитывая, что деятельность по легализации наркоденег имеет международный характер, успех противодействия этим явлениям зависит от хорошего противодействия полиции, правоохранительных органов и силовых структур на международном уровне.

Для противодействия отмыванию денег, полученным незаконным путем, в 1989 г. была создана международная система комплексных и последовательных правовых мер, основанная на стандартах и рекомендациях ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Первые сорок рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 г. как инициатива по защите финансовых систем от лиц, отмывающих денежные средства, полученные от продажи наркотиков. В 2003 г. рекомендации были пересмотрены, дополнены специальными рекомендациями по борьбе с финансированием терроризма

и приняты более чем 180 странами.

Названные рекомендации являются международным стандартом по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризму (ПОД/ФТ). Международные правовые инструменты по ПОД/ФТ базируются на предписаниях Венской конференции 1988 г., Палермской конференции 2000 г., Конвенции ООН о борьбе с коррупцией 2003 г. и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.

В Российской Федерации был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являющийся правовой основой российской государственной системы ПОД/ФТ. Россия является членом ФАТФ и активно сотрудничает с подразделениями финансовой разведки (ПФР) других государств.

Национальное подразделение финансовой разведки было создано в 2001 г. как самостоятельное ведомство в структуре органов исполнительной власти. До 2004 г. было подотчетно Минфину, с 2004 г. — Правительству Российской Федерации, с 2012 г. — отчитывалась перед Президентом Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) была сформирована в результате преобразования Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) и представляет собою ПФР административного типа. Росфинмониторинг осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе и от незаконного оборота наркотиков, финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в этой сфере. Очень важно, что финансовая разведка координирует соответствующую деятельность других органов исполнительной власти, а также осуществляет функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам15.

Для решения этих задач в странах — участниках СНГ в 2012 г. был создан Совет руководителей подразделений финансовой разведки СНГ (СРФР СНГ).

С точки зрения наркоугрозы, среднеазиатские страны, входящие в СНГ, исторически являются наркоопасными, поскольку через них проходит в Россию афганский героиновый наркотрафик, и сами они также входят в число наркопроизводящих стран (опиаты, гашиш, марихуана и т.д.). Поэтому финансовая разведка должна активно работать по выявлению отмы-вочных схем по легализации доходов, получаемых от незаконного оборота наркотиков и каналов финансирования терроризма. Известно, что наркокартели, организованные преступные сообщества финансируют террористическую деятельность ИГИЛ. Так, в иссле-

довании ФПТФ, посвященном торговле опиатами в Афганистане, отмечено, что многомиллионные доходы сетей, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, используются для финансирования террористических организаций. Согласно оценкам группы ООН по мониторингу за соблюдением санкций в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан», из общих доходов Талибана за 2011 — 2012 гг., составивших 400 млн. долларов США, треть поступила от торговли опиатами. Также имеются свидетельства связи между наркоторговлей и финансированием терроризма в Восточной Африке. Кроме того, есть сведения, что в незаконном обороте наркотиков замечены такие группировки, как Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК) и Хезболла.

Террористические организации могут получать доходы от незаконного оборота наркотиков, разрешая или содействуя этой деятельности в регионах, в которых они осуществляют свои операции16.

Специфика операций по отмыванию наркоденег выражается в организованном характере преступной деятельности в кредитно-финансовых отношениях и банковской деятельности, в сфере операций с наличными средствами и ценными бумагами, движимым и недвижимым имуществом и т.д. Наркобизнес тесно связан со сферой услуг, игорным бизнесом, проституцией, шоу-бизнесом, незаконным оборотом оружия, нелегальной торговлей антиквариатом. К сожалению, методика определения и подсчета размеров отмывания денег, получаемых от незаконного оборота наркотиков, не совершенна и носит приблизительный характер. Анализ различных литературных источников позволяет придти к выводу о том, что доля отмытых денег, получаемых от незаконного оборота наркотиков, в криминальном секторе экономики должна составлять около 30%.

В итоговой справке ФСКН РФ сказано, что по итогам 2015 г. правоохранительными органами страны пресечена легализация наркодоходов на сумму около 1 млн. рублей, что, по нашему мнению, свидетельствует о низком уровне оперативно-разыскной деятельности по подрыву экономической основы незаконного оборота наркотиков.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 (в ред. от 21.12.2016 г.) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» была упразднена ФСКН России с передачей функций и полномочий вновь созданному Главному управлению по контролю за оборотом наркотиков МВД России (ГУНК МВД России). Реформирование системы субъектов антинаркотической деятельности позволяет устранить параллелизм в работе, авангардисткие настроения и нездоровую конкуренцию. Органы внутренних дел имеют большой опыт борьбы (противодействия) незаконному обороту наркотиков, в отличие от органов наркоконтроля, осуществляют оперативно-

разыскную деятельность не только по линейному, но и территориальному принципам, располагает большими ресурсами. Положительным моментом стало создание в структуре ГУНК МВД России отдела по подрыву финансовой основы незаконного оборота наркотиков. По нашему мнению, необходимо обобщить опыт, накопленный органами наркоконтроля и органами внутренних дел, финансовой разведки зарубежных стран и с учетом стандартов и рекомендаций ФАТФ и Рос-финмониторинга разработать Наставление по организации и тактике противодействия отмыванию денег, получаемых от незаконного оборота наркотиков, и финансированию терроризма. Целесообразно также внести в статистическую отчетность Главного информационно-аналитического центра МВД России показатели по противодействию органов внутренних дел отмыванию денежных средств, полученных от незаконного оборота наркотиков.

В заключение отметим, что незаконный оборот наркотиков — это, прежде всего, хорошо отлаженный наркобизнес, обладающий огромными денежными средствами. Легализация наркодоходов, порождаемая наркобизнесом, в современных условиях представляет угрозу экономической и государственной безопасности России.

Обращение в Интернет

1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики».

3. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 (в ред. 21.12.2016 г.) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

5. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности».

Сайт МВД России

1. Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 618 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».

2. Приказ МВД России от 23 апреля 2016 г. № 209 «Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Сайт бывшей ФСКН России

Итоги деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в 2014 году.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Главная страница. Направления деятельности. Основные показатели деятельности подразделений Службы. Аналитические материалы. Аналитические материалы. Итоги деятельности за 2015 год.

1 Садков Е. В. Международный аспект проблемы противодействия отмыванию доходов от преступной деятельности, полученных преступным путем / Е. В. Садков // Правовые и организационные меры борьбы с легализацией (отмыванием) доходов от преступной дея-тельности : материалы Международной научно-практической конференции. М. : МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2009. С. 3-4.

2 Справочно-правовая система «Гарант». Компонент: Толковый словарь «Бизнес и пра-во».

3 См., например: Ревин В. П. Незаконный оборот наркотиков в России и некоторые направления стабилизации ситуации / В. П. Ревин // Проблемы совершенствования борь-бы с незаконным оборотом наркотиков : сборник научных трудов. М. : ИМПЭ, 2001. С. 5.

4 Доклад УНП ООН о производстве опия в Афганистане. Монитор, 2004. Март.

5 ТАСС http:// tass.ru/obs-chestvo/4220430.

6 Аналитические материалы. Итоги деятельности ФСКН России за 2014 — 2015 гг.

7 Михайлов Б. П., Артемьев В. В. Наркомания и незаконный оборот наркотиков как угро-за национальной безопасности / Б. П. Михайлов, В. В. Артемьев // Межвузовский сборник научных трудов. М. : МосУ МВД России, 2008. С. 43-44.

8 После употребления «спайсов» за медицинской помощью обратились свыше 2 тыс. че-ловек, более 40 человек погибли. См. : echo.msk.ru/news/1937912-echo./htm.

9 См. : Итоги деятельности ФСКН по контролю за оборотом наркотиков в 2014 году.

10 Проблемы борьбы с легализацией доходов от индустрии наркобизнеса в Российской Федерации : аналитический обзор ВНИИ МВД России, УБНОН МВД России. М., 1998. С. 30.

11 Мировая экономика теряет $2 трлн. из-за коррупции // Ведомости (электронный ре-сурс). URL:http://www.vestihnance. ru/articles/70732 (дата обращения: 10.10.2016).

12 Глотова В. И., Немцов Ю. И. Возврат активов как компонент экономической безопас-ности и системы государственного управления / В. И. Глотова, Ю. И. Немцов // Сборник материалов международной научно-практической конференции сетевого Института в сфере ПОД/ФТ. М., 2016. С. 85-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 См. : Официальный сайт Российской газеты // URL: http://www.rg.ru/2014/04/22/kapital-anons.

14 Логинов Е. Л. Отмывание денег через Интернет-технологии / Е. Л. Логинов // Методы использования технологий для легализации криминальных доходов и уклонение от упла-ты налогов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

15 Выступление Ю. И. Чиханчина, директора Федеральной службы по финансовому мо-ниторингу / Финансовая безопасность. 2016. № 14. С. 24.

16 См. : Сборник материалов ФАТФ по противодействию финансированию терроризма. Париж : ФАТФ, 2016. С. 85-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.