Научная статья на тему 'Модель системы непрерывной подготовки учителя информатики'

Модель системы непрерывной подготовки учителя информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CONTINUOUS EDUCATION / LEARNING OUTCOMES / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фидарова Маргарита Георгиевна

В статье представлена педагогическая модель системы непрерывной подготовки учителя информатики в контексте компетентностного подхода. Раскрыты основные требования к качеству подготовки учителя информатики в системе уровневого обучения. Рассмотрены основные направления формирования профессиональной компетентности учителя информатики, способного к постоянному профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CONTINUOUS TRAINING OF COMPUTER SCIENCE TEACHERS

The paper presents an educational model of continuous training of computer science teachers in the context of the competence approach. The basic requirements to the quality of computer science teachers’ training in the level-based education system are revealed. The author considers the main directions of the professional competence formation of computer science teachers capable to continuous professional growth.

Текст научной работы на тему «Модель системы непрерывной подготовки учителя информатики»

УДК 378

Фидарова Маргарита Георгиевна

старший преподаватель кафедры математики и информатики

Северо-Осетинского государственного педагогического института

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Fidarova Margarita Georgievna

Senior Lecturer, Mathematics and Informatics Department, North Ossetian State Pedagogical Institute

MODEL OF CONTINUOUS TRAINING OF COMPUTER SCIENCE TEACHERS

Аннотация:

В статье представлена педагогическая модель системы непрерывной подготовки учителя информатики в контексте компетентностного подхода. Раскрыты основные требования к качеству подготовки учителя информатики в системе уровне-вого обучения. Рассмотрены основные направления формирования профессиональной компетентности учителя информатики, способного к постоянному профессиональному росту.

Ключевые слова:

непрерывное образование, результаты обучения, компетенция, компетентностный подход, профессиональная компетентность.

Summary:

The paper presents an educational model of continuous training of computer science teachers in the context of the competence approach. The basic requirements to the quality of computer science teachers’ training in the level-based education system are revealed. The author considers the main directions of the professional competence formation of computer science teachers capable to continuous professional growth.

Keywords:

continuous education, learning outcomes, competence, competence approach, professional competence.

Процессы модернизации образования, информатизация общества, глобальное усиление роли информации во всех сферах жизнедеятельности человека вызывают рост значимости профессиональной подготовки учителя информатики. Средства информатики и информационных технологий должны стать для учащихся средством формирования нового типа мышления и естественным инструментом учебно-познавательной, творческой, самостоятельной деятельности. В этих условиях качество подготовки будущего учителя информатики нового уровня приобретает первостепенное значение.

Реформирование высшего образования в России, переход на новые образовательные стандарты третьего поколения и структуру обучения, включающую два цикла, вызвали необходимость обновления содержания, форм, методов и средств с позиции компетентностного подхода. Компетентностный подход, сменивший традиционный «знаниевый», направлен на формирование компетенций будущих специалистов. При этом важнейшим фактором модернизации высшей школы становится переход от содержания на результаты. В ходе реализации Болонских принципов формирования образовательного пространства в 2005 г. в руководстве пользователя ECTS, разработанного Европейской комиссией, было четко определено понятие «learning outcomes»: результаты обучения - это формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и / или будет в состоянии продемонстрировать (делать) обучающийся после завершения периода обучения» [1].

Введение данного понятия, основанное на требованиях к освоению образовательных программ по основным аспектам учебной деятельности: знание, понимание, применение знаний, построение умозаключений, коммуникация, навыки обучения, - дает понимание того, что результаты обучения выступают средством выражения уровня сформированности компетенций, которые может продемонстрировать студент после завершения программы обучения.

Понятие «компетенция» служит для обозначения качественных характеристик подготовки обучающегося. И.А. Зимняя под компетенцией понимает «...некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [2, с. 40]. Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [3, с. 53].

Таким образом, компетенции, включающие знание, умения, навыки, ориентиры, мотивацию, ценности, являются целью образовательных программ и всего процесса обучения. Компетенции студентов формируются постепенно на основе полученных результатов обучения и прак-

тического опыта. При этом результаты обучения, являющиеся логическим завершением процесса обучения, определены в образовательных стандартах, а критерии формируемых компетенций изложены в профессиональных стандартах.

В Профессиональном стандарте педагога определены общие квалификационные профессиональные требования к учителю-предметнику и выделены специальные компетенции, необходимые для преподавания информатики, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что ставит перед учителем информатики особые задачи [4].

Ввиду того что, информатика занимает особое место в системе знаний учащихся, играет важную роль в их будущей жизни в информационном обществе, вне зависимости от выбранной профессии, выделим два уровня освоения информатики и информационных технологий. Первый уровень - функциональная грамотность в области информатики и информационных технологий. Второй уровень - овладение культурой в области информатики и информационных технологий.

Данное уровневое разделение позволяет дифференцировать требования к подготовке учителя информатики, при этом для достижения первого уровня достаточно владения базовыми компетенциями (знание предмета, методики и дидактики, умений и навыков педагогического общения). Второй уровень владения предметом предполагает осознание педагогом своего места в культуре. Информационная культура является неотъемлемой частью культуры современного общества. Такое осознание позволяет педагогу выйти за рамки своего предмета, способствует эффективному взаимодействию с единомышленниками, позволяет конкретизировать специфику предметной области, эффективно использовать возможности информационной образовательной среды для обеспечения высокого качества образования, осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру.

На основе изложенных актуальных проблем формирования профессиональной компетентности учителя информатики необходимо разрешение следующих противоречий: между методологией и практикой подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики в уровневом образовательном пространстве; между различными подходами к определению результатов обучения и профессиональной компетентности.

Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы показал, что для совершенствования педагогического образования в новых условиях возникает необходимость развития системы непрерывной подготовки учителя информатики, которая предполагает целенаправленное «формирование специалиста уже со школьной скамьи и обеспечивает его непрерывный профессиональный рост после окончания педагогического вуза» [5].

Данный подход является теоретико-методологической основой для создания концепции непрерывной подготовки учителя информатики к реализации современных технологий обучения и развития личностных качеств учителя. Концепция построена на основе следующих положений:

- обучающийся должен иметь возможность выбора приемлемого для себя уровня образования, путей, способов и вариантов его получения, выбора скорости продвижения по образовательным программам, а также повышения уровня своего мастерства по индивидуальным программам;

- непрерывность образования, возможности перехода от одного уровня к другому должны обеспечиваться за счет преемственности уровневых образовательных программ подготовки учителя, наличия сопряженных учебных планов, соответствия формируемых профессионально значимых качеств обучаемого выбранному уровню образования;

- совершенствование подготовки учителей информатики должно осуществляться в соответствии с современными требованиями и направляться на формирование саморазвивающейся личности, обладающей творческим мышлением и креативностью.

На основе данной концепции разработана педагогическая модель системы непрерывной профессиональной подготовки учителя информатики с учетом особенностей компетентностного подхода, включающая в себя совокупность целей, структуры, содержания, форм, методов и средств подготовки, направленных на формирование необходимых компетенций. Компетент-ностный подход предполагает согласование структуры подготовки учителя информатики со структурой школьного курса информатики и непрерывное совершенствование профессионального мастерства.

Разработанная нами модель представляет собой целостную педагогическую систему со сложной структурой, включающей в себя образовательные компоненты, образовательные уровни (ступени), интегративные связи элементов всей системы.

Система непрерывной подготовки учителя информатики включает следующие уровни: до-профессиональное образование (подготовка абитуриента в учебно-научно-педагогических комплексах на базе школ, лицеев, гимназий и т. д.), среднее профессиональное образование (под-

готовка учителя начальной и основной школы в техникуме, колледже), высшее профессиональное образование (подготовка учителя информатики начальной, основной и профильной школ в вузе (бакалавриат, магистратура)); послевузовское образование (аспирантура и докторантура; система повышения квалификации работников образования). Содержание профессиональной подготовки является одним из основных компонентов системы и представляет собой совокупность знаний и умений, видов деятельности по учебным дисциплинам (циклам, модулям) и определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки. Совершенствование непрерывной подготовки учителя информатики с позиций компетентностного подхода заключается в направленности на формирование способностей к самообучению, саморазвитию, самовоспитанию.

В структуре содержания непрерывной подготовки общенаучная подготовка является базовой для всех ступеней обучения. Общенаучная подготовка включает циклы общих гуманитарных, социально-экономических и математических и естественно-научных дисциплин, курсы по выбору и призвана обеспечить становление личностной и профессиональной культуры педагога.

Подготовка в области психологии и педагогики включает цикл психолого-педагогических, базовых медицинских, социальных дисциплин, курсы по выбору и направлена на формирование знаний и умений по основам педагогики и психологии.

Предметная подготовка по информатике будущих учителей начальной, основной и профильной школы осуществляется в соответствии с уровнем подготовки и требований образовательных стандартов.

Подготовка в области теории и методики обучения информатике включает два модуля «Общие вопросы информатики» и «Конкретная методика обучения». Модуль «Общие вопросы информатики» является инвариантным для всех ступеней. В «Конкретной методике обучения» вопросы рассматриваются в соответствии с выбранной ступенью обучения.

Подготовка в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании осуществляется в соответствии с образовательными стандартами всех ступеней.

Каждый компонент включает дополнительную вариативную часть подготовки, которая позволяет моделировать образовательные траектории, создавать условия для выбора наиболее оптимального пути развития профессиональных компетенций. Предметное содержание и уровне-вое обучение нашей системы спроектированы таким образом, что предоставляются возможности для самоактуализации личности обучаемого.

В процессе непрерывной подготовки у учителей должны быть сформированы профессиональные компетенции, выражающие результаты обучения. Для этого необходимо в рамках изучения всех циклов учебных дисциплин обеспечить взаимосвязи учебных дисциплин, курсов, методик, внедрить в образовательный процесс новые технологии и методы обучения. Содержание образования и организация учебного процесса должны быть взаимосвязаны, объединены на основе единства педагогических целей и способствовать эффективности образовательного процесса достижению высоких образовательных результатов.

Ссылки:

1. ECTS Users' Guide Brussels: Directorate - General for Education and Culture. 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/education/programmes/socrates/ects/doc/guide_en.pdf (дата обращения: 1.06.2014).

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие. М. ; Екатеринбург, 2003. С. 53-54.

4. Профессиональный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 1.06.2014).

5. Ибрагимова Е.М. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального и профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/nepreryvnaja-pedagog-icheskaja-podgotovka-uchitelja-v-sisteme-doprofessionalnogo-i.html (дата обращения: 1.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.