Научная статья на тему 'Подходы М. Р. Деметрадзе и Т. Зварта в отношении к традиционным ценностям в диалоге цивилизаций'

Подходы М. Р. Деметрадзе и Т. Зварта в отношении к традиционным ценностям в диалоге цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
280
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗОНА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / РЕЦЕПТОРНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / НАУЧНЫЙ КОНСЕНСУС / ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / TRADITIONAL VALUES / CENTRAL ZONE OF SOCIOCULTURAL VALUES / RECEPTOR APPROACH / CULTURE / CIVILIZATION DISCOURSE / HUMAN RIGHTS / INSTITUTIONALIZATION OF VALUES / INSTITUTES OF SOCIETY / IDENTITY CRISIS / SCIENTIFIC CONSENSUS / DIALOGUE OF CIVILIZATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мишучков Андрей Александрович

Актуальными представляются инструментальные подходы М.Р. деметрадзеи т.звартак проблеме взаимодействия традиционных и либеральных ценностей как методологического инструментария цивилизационного дискурса, снимающего конфликтогенность данных ценностей на уровне политического дискурса. Применимость представленных концепций в международной практике позволит оптимизировать диалог по проблеме соотношения универсальности и уникальности традиционных ценностей и прав человека, прийти к цивилизационному консенсусу западных и незападных альянсов цивилизаций. важным является обращение к оценке кризиса традиционной культуры у к. клакхона и М. Мида с позиций этнопсихологической школы антропологии и концепции культурных паттернов. концепты «центральной зоны социокультурных ценностей» М.Р. деметрадзе и рецепторный подход к традиционным ценностям т.зварта являются важными в понимании механизма влияния дискурсов глобализации, разрушающих структуры традиционных культур. обосновывается установка на отказ от негативных коннотатов в либеральном и алиберальном прочтении научных терминов традиция, ценности, цивилизационный дискурс, что повышает потенциал и перспективы цивилизационного диалога в мире. Проводимая модернизация российского общества будет гораздо успешней, если в идеологии общества будет использован цивилизационный потенциал традиционных ценностей общества, сакральные идеи цивилизационного идеала России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.R. DEMETRADZE AND T. ZVART''S APPROACHES IN THE RELATION TO TRADITIONAL VALUES IN DIALOGUE OF CIVILIZATIONS

Actual tool approaches of M.R. Demetradzei T. Zvartak are presented to a problem of interaction of traditional and liberal values as methodological tools of the civilization discourse removing a conflictogenity of these values at the level of a political discourse. Applicability of the presented concepts in the international practice will allow to optimize dialogue on a problem of a ratio of universality and uniqueness of traditional values and human rights, to come to civilization consensus of the western and not western alliances of civilizations. The appeal to an assessment of crisis of traditional culture at K. Klakhon and M. Mid from positions of ethnopsychological school of anthropology and the concept of cultural patterns is important. Concepts of «the central zone of sociocultural values» of M.R. Demetradze and receptor approach to traditional values of T. Zvart are important in understanding of the mechanism of influence of the discourses of globalization destroying structures of traditional cultures. Installation on refusal of negative konnotat locates in liberal and aliberalny reading of scientific terms tradition, values, a civilization discourse that increases potential and prospects of civilization dialogue in the world. The carried-out modernization of the Russian society will be much more successful if in ideology of society the civilization potential of traditional values of society, sacral ideas of a civilization ideal of Russia is used.

Текст научной работы на тему «Подходы М. Р. Деметрадзе и Т. Зварта в отношении к традиционным ценностям в диалоге цивилизаций»

УДК 130.2:170.3:124.5:17.022.1:172.3:248.145

Мишучков А.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: unitatem@mail.ru

подходы М.Р. ДЕМЕТРАДЗЕ И Т. ЗВАРТА В ОТНОШЕНИИ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Актуальными представляются инструментальные подходы М.Р. Деметрадзеи Т.Звартак проблеме взаимодействия традиционных и либеральных ценностей как методологического инструментария цивилизационного дискурса, снимающего конфликтогенность данных ценностей на уровне политического дискурса. Применимость представленных концепций в международной практике позволит оптимизировать диалог по проблеме соотношения универсальности и уникальности традиционных ценностей и прав человека, прийти к цивилизационному консенсусу западных и незападных альянсов цивилизаций. Важным является обращение к оценке кризиса традиционной культуры у К. Клакхона и М. Мида с позиций этнопсихологической школы антропологии и концепции культурных паттернов. Концепты «центральной зоны социокультурных ценностей» М.Р. Деметрадзе и рецепторный подход к традиционным ценностям Т.Зварта являются важными в понимании механизма влияния дискурсов глобализации, разрушающих структуры традиционных культур. Обосновывается установка на отказ от негативных коннотатов в либеральном и алиберальном прочтении научных терминов - традиция, ценности, цивилизационный дискурс, что повышает потенциал и перспективы цивилизационного диалога в мире. Проводимая модернизация российского общества будет гораздо успешней, если в идеологии общества будет использован цивилизационный потенциал традиционных ценностей общества, сакральные идеи цивилизационного идеала России.

Ключевые слова: традиционные ценности, центральная зона социокультурных ценностей, рецепторный подход, культура, цивилизационный дискурс, права человека, институционализа-ция ценностей, институты общества, кризис идентичности, научный консенсус, диалог цивилизаций.

Одной из важнейших проблем в развитии диалога цивилизаций является включенность традиционных ценностей и прав человека в общий цивилизационный дискурс, позволяющий раскрыться потенциалу обоих ценностных систем в цивилизационной коммуникации. Этой теме посвящены инструменталистские концепции рецепторного подхода к традиционным ценностям Т.Зварта и концепции «центральной зоны социокультурных ценностей»М.Р. Деметрадзе. Рассмотрение данных концепций актуализируется все более политизирующейся ситуацией в России, когда традиционные ценности становятся предметом разногласия в цивилизационных дискуссиях с западным научным сообществом.

Опираясь на позиции либерального конструктивизма и инструментализма американских исследователей К. Клакхона и М. Мида,политолог М.Р. Деметрадзе трактует концепт центральной зоны социокультурных ценностей как «информационно-коммуникативный феномен», «как современный способ и инструмент изучения традиционализма в различных сферах жизни общества (социальной, правовой, политической и т. д.)» [1, с. 22]. По К. Клакхону, культура -«целостный образ жизни людей, социальное

наследство, которое индивид получает от своей группы, перечень поведенческих и регулятивных моделей» [3, с. 37]. К. Клакхон считает, что потеря американцами симбиотических связей с традиционными культурами, их мультикультурность привела к потере корней, к кризису идентичности: «Беспрецедентный экономический рост и следующий за ним общий экономический подъем, недостаток внимания к проблемам человека в индустриальной цивилизации, обезличенность социальной организации городов, «плавильный котел» культуры, постоянная смена мест обитания, социальная подвижность, ослабление религиозности - все эти общие тенденции лишили американцев каких-либо корней, предоставили их стихийной воле течения» [3, с. 283]. Традиционное общество направлено на аккумуляцию нематериальных ценностей, их сакрализацию, включенность человека в коллективную солидарность на основе абсолютных ценностей, американское общество устало от гипертрофии производства и потребления материальных ценностей. По К. Клакхону, американцы как «невротические личности» нуждаются в здоровом глотке традиционализма: «Подавляющее большинство из нас, не участвующих в любой необязательной или культурно бесплодной совместной деятель-

Мишучков А.А.

Подходы М.Р. Деметрадзе и Т. Зварта

ности, удовлетворяя непосредственные желания разума, еще более не способны ни к стимуляции, ни к участию в творчестве неутилитарных ценностей. Одну часть времени мы - ломовые лошади, остальное время мы - безразличные потребители товаров, получивших не меньший отпечаток нашей личности. Другими словами, наши души ходят голодными большую часть времени, почти все время»[3, с. 285]. Такой критический дискурс этнопсихологической американской школы антропологии приводит к пониманию важности традиционных ценностей в социализации личности и устойчивости институтов общества. М.Р. Деметрадзе развивает идеи данной школы, модернизируя используемые концепты применительно к социокультурной реальности России.

У М.Р. Деметрадзе, в отличие от Э. Шилза [4] и Ш. Айзенштадта [5],центральная зона традиционных ценностей является не центром общества (ядром традиций), а «надобщественным феноменом», как зоной институционализации этих ценностей, информационно-коммуникативной сеткой внутри социума и сетевой оболочкой вокруг самого общества, как некоторым защитным механизмом традиционного капитала, центром формирования традиционализма в разных областях жизни общества,конкретных политических, правовых, культурных, социальных, экономических традиций [2, с. 93]. Возникает критическое замечание по поводу научности «надобщественности» данного ядра, поскольку оно не метафизично, а инструментально (по типу Интернета), то происходит своеобразная технократическая мифологизация данного ядра и наделение его своеобразной функции сакральной легитимности - институционализа-цией традиционных ценностей. Историческая реальность уже доказала эффективность институтов общества (церковь, семья, государство) и их роли в институционализации. Передача этой функции коммуникативному ядру является гипотетическим концептом. По М.Р. Деметрадзе, данная сетевая оболочка зоны ценностей, как информационно-коммуникативный феномен, обладает сетевыми каналами с высокой пропускной способностью и образует прямые, обратные и горизонтальные связи между обществом и собственным ядром, имеет свои «входы» и «выходы», не допускающие проникновения «чуждых» ценностей, свои механизмы хране-

ния ценностей в виде коллективных представлений, формирующих общественные запросы, имеющих историческую давность и общенациональное значение, свои функции (ценностно-аккумулирующая; ценностно-запускающая; ценностно-программирующая) [2, с. 94]. Первый этап функционирования центральной зоны - это аккумуляция и легитимация традиционных символов и коллективных представлений. Второй этап - формирование ядра зоны, наделение ее и границ культур статуса сакральности (кристаллизация ядра - придание «иконности», «освя-щенности», «стерильности» ценностям), что приводит к разграничению «своих» и «чужих» национальных идеалов и ценностей, к усилению сопричастности и подражания в группе ценностей. Третий этап - расшифровка ценностей, их репрезентативность, сохранение «статус-кво» общества через адаптацию ценностей в обществе, открытие каналов «выхода» ценностей в общество по принципу «стимул - установка - реакция», по принципу «воображаемого соприкосновение с прошлым» [2, с. 95]. Через традиционные ценности реанимируется мобилизационная функция традиционализма - пусковой механизм традиционалистских действий. Первичные каналы способствуют сохранению, воспроизводству и преемственности традиционных ценностей, их концентрацию в ядре центральной зоны, выполняют функции аккумуляции, запуска и программирования ценностей; вторичные обусловливают действенность и функциональность таких ценностей в обществе, вызывая конкретные реакции, стимулы и установки действия, выполняют функции адаптивную, стимулирующую и установочную [2, с. 101]. Опираясь на секуляр-ный дискурс, М.Р. Деметрадзе рассматривает ядро центральной зоны традиционных ценностей как зону мифотворчества, где миф - устное предание, а его сакральный двойник - «священное писание» имеет письменную традицию. Но миф и религия для нее - есть формы одного и того же превращенного сознания, обладающего функцией «надстройки» в системе общества. Данная терминология навеяна уже формацион-ной марксистской методологией, которая близка к постлиберальной методологии своим секуляр-ным дискурсом. Для М.Р. Деметрадзе в неолиберальном чувствовании не находится теплых слов в отношении традиционных ценностей,

Философские науки

поскольку «нет свободы выбора в традиции», отсюда желание скорейшей демаркации ценностей и деконструкции традиционных ценностей. Легитимными и законными могут быть только либеральные посттрадиционные ценности, традиционные надо вывести за рамки не просто легитимных в обществе, но и нравственно допустимых: «Привнося иррациональность в запросы индивидов, центральная зона допускает возможность нарушения принципов законности, так как не официальная конституция и право, не социальные запросы и не стремление к улучшению жизни, а чувство принадлежности к группе, мифология «золотого прошлого» объединяет людей, вытесняя критическое мышление и осмысление реальности. Оно внедряет сверхоптимизм, недостаток бдительности, некритичность в отношении собственного поведения и собственных достижений, лозунговое утверждение собственной правоты и неправоты оппонентов и т.д.», она «перекрывает каналы проникновения новых социокультурных ценностей в общества традиционного типа»[2, с. 96]. Такое субъективное прочтение взаимодействия традиционных и посттрадиционных ценностей, их конфликтоген-ности носит явно идеологический, а не научный характер. Если убрать идеологический коннотат, то в целом концепт «центральной зоны социокультурных ценностей» является эффективным и эвристичным в понимании функционирования традиционных ценностей и их взаимодействия с другими ценностно-коммуникативными системами.

В 2012г. в Женеве на площадке консультативного комитета Совета по правам человека в ООН состоялась дискуссия по традиционным ценностям и принятие соответствующей резолюции [6]. На этой площадке выступил с докладом профессор из Нидерландов Том Зварт (Zwart) с темой «Как традиционные ценности и права человека могут усилить друг друга: рецепторный подход» [7]. Научную и политическую важность подхода Т.Зварта отметил в своем докладе верховный комиссар ООН по правам человекаПиллэй Нави [8]. По Т.Зварту, с позиции «теории рецепторов», проникновение международных норм в ткань национального законодательства происходит через принципы, отстаивающие традиционные ценности, которые он сравнивает с рецепторами. Если эти нормы

противоречат традиционным ценностям, они не приживаются, не проникают в эту ткань законодательства. Поэтому государства могут и должны опираться на местные культурные практики для выполнения международных обязательств в области прав человека. Подход «рецепторов» состоит из трех элементов: легитимности, культурной текучести и коренных реформ [7]. Легитимность выражается в уважении и признании равенства каждой культуры, в законности осуществления договорных обязательств через традиционные социальные механизмы, наряду с законом и правами человека. Культурная текучесть и реформы отражают включенность этих традиционных механизмов в динамику социальных процессов. Том Зварт вскрывает заблуждения политического дискурса Запада в отношении международных прав человека. Первое - это дискриминация через приоритет международного законодательства местных национальных систем права, основанных на традиционных ценностях. Второе, международное право в области прав человека требует от государств на Востоке и Юге отказаться от своих традиций и институтов, чтобы освободить место для западных ценностей и институтов, которые, как предполагается, лежат в основе прав человека. Правительства государств в реализации своих обязательств в области прав человека имеют полное право в выборе соответствующих средств на основе традиционных ценностей для реализации прав [7]. Сближает позиции Т.Зварта и М.Р. Деметрадзеобщая релятивистская картина, где традиционные ценности уподобляются как инструментальные акторы как бы некоторым точкам на теле культурного организма общества - «рецепторам», не дающими заразиться организму чужеродными ценностями. Надо отдать должное, что профессора Зварта поддержали другие представители стран, участвующие в дискуссии и отстаивающие значимость традиционных систем ценностей для своих стран. В частности, представитель Китая-заявил, что концепция прав человека не может быть монополизирована западными странами, что Китай эффективно использует традиционную систему ценностей в целях содействия развития идеи универсальности прав человека. Подход «рецепторов», как подчеркнул представитель Китая, в настоящее время концептуально

Мишучков А.А.

разрабатывается командой ученых Института международного права Китайской академии социальных наук, во главе профессором Чен-Цехиан (Zexian) и научно-исследовательским центром по правам человека юридического факультета университета провинции Шаньдун во главе с профессором ЯньпинЦи [6].

Таким образом, данная резолюция по традиционным ценностям и прошедшая дискуссия стала показательной в плане конфликта двух парадигм современности в отношении прав человека - традиционалистской и модернист-ской.Но к данной модели западной социологии и политологии необходимо обращаться в аспекте диалога цивилизаций, чтобы понять методологическое расхождение сторон диалога (мира глобализации и традиционных обществ); идеологическим расхождением данных сторон является приверженность секулярному и религиозному дискурсам. Но при всем идеологическом различии возможен научный консенсус сторон, научная и философская площадка диалога. Если отказаться от негативных коннота-тов в либеральном и алиберальном прочтении терминов диалога (традиция, ценности, цивили-зационный дискурс), то перспективы такого ци-вилизационного диалога значительно увеличи-

_Подходы М.р. деметрадзе и Т. Зварта

ваются. Дальнейшая модернизация российского общества станет значительно успешней, если будет использован цивилизационный потенциал традиционных ценностей, сакральные идеи цивилизационного идеала России. Актуальным остается проблема соотношения инноваций и традиций в различных сферах общественной жизни, их диалектическая связь, обоюдная социальная значимость как взаимоусиливающих факторов общественного развития уже становится аксиомой гуманитарного корпуса наук. Цивилизационные типы традиционных ценностей, обнаруживающие открытость и универсальность друг к другу в диалоге, позволяют говорить в рамках политического дискурса об альтернативности универсальным ценностям либерального дискурса прав и свобод человека в сфере международного права, защите цивилизационной идентичности и идеологии в многополярном мире цивилизаций. В построении правового государства исторический опыт подсказывает, что необходимо проводить модернизацию социально-правового пространства в согласии, а не вопреки традиционным ценностям, поскольку последнее может усилить антиглобализм, фундаментализм и нигилистические настроения в обществе.

27.02.2015

Список литературы:

1. Деметрадзе М.Р. Центральная зона современных социокультурных ценностей. Социализация как способ повышения человеческого фактора в обществах постсоветского пространства. - М.: ООО «НБ-Медиа», 2012. - 121 с.

2. Деметрадзе М.Р. Центральная зона традиционных социокультурных ценностей как информационно-коммуникативный феномен. Новые методы исследования традиций и традиционализма обществ постсоветского пространства // Материали за 7-а международнанаучна практична конференция, «Динамиката на съвременната наука», 2011. Том 4. Закон. Политика. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД - С. 90-102.

3. Клакхон Клайд Кей Мейбен. Зеркало для человека. Введение в антропологию / пер. с англ. Панченко А.А. СПб.: Евразия, 1998. С. 37.

4. Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. New York, Sydney, Toronto: John Wiley, 1973.

5. Shils E. Tradition - Essays on Modernity: The Indian situation. TheHague. 1961.

6. Поощрение прав человека и основных свобод посредством более глубокого понимание традиционных ценностей человечества. Резолюция консультативного комитета Совета по правам человека 6-10.08.2012г. ООН / HRC / AC / 9/2. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/AdvisoryCom/Session9/A.HRC.AC.9.2_ru.pdf - (дата обращения: 25.02.2015).

7. Зварт (Zwart) Том. «Как традиционные ценности и права человека могут усилить друг друга: рецепторный подход». [Электронный ресурс]: доклад, Школа исследований по правам человека, Нидерланды. 04.10.2010 г. URL: http://www.chinahumanrights. org/messages/focus/59/6/t20111011_803080_2.htm - (дата обращения: 25.02.2015).

8. Пиллэй Нави. Доклад верховного комиссара ООН по правам человека на рабочем совещании, посвященном традиционным ценностям и правам человека. A / HRC / 16/37, 13.12.2010 г. С. 13. [Электронный ресурс]: URL: http://www2.ohchr.org/english/ bodies/hrcouncil/docs/16session/A-HRC-16-37_ru.pdf - (дата обращения: 25.02.2015).

Сведения об авторе:

Мишучков Андрей Александрович, старший научный сотрудник Управления научных исследований Оренбургского государственного университета, докторант РУДН по кафедре истории философии,

кандидат философских наук, доцент

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1204, тел.: (3532) 72-91-04, e-mail: unitatem@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.