УДК 130.2:008:316.722:316.32:316.752
Мишучков А.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: unitatem@mail.ru
СТРАТЕГИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОЕКТА ДИАЛОГА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Международная организация «Альянс цивилизаций» сыграла важную роль в развитие партнерских отношений в межцивилизационных отношениях Запада и Востока. В рамках дискуссий была выработана мусульманская стратегия диалога с международным сообществом, что имеет высокую значимость в ситуации столкновения тенденций глобализации и традиционализма в современном мире. На примере программных документов международных организаций - «Альянса цивилизаций», Лиги арабских государств, Организации Исламской конференции сотрудничества систематизированы философские и политические предпосылки возникновения и принципы мусульманского проекта «диалога цивилизаций» как нормативного подхода к новому справедливому многополярному международному мироустройству. Важнейшими принципами диалога являются: мирное и стабильное развитие цивилизаций на основе сотрудничества и взаимообогащения, комплиментарность цивилизационного опыта Востока и Запада, включенность традиционных ценностей в систему международного законодательства, институционализация диалога цивилизаций в мировом гражданском сообществе, усиление системы международной и национальной безопасности государств. Стратегия мусульманского проекта «диалога цивилизаций» направлена на рост цивилизационного самосознания, единства и идентичности мусульман во всем мире в связи с вызовами глобализации и вестернизации; укрепление миротворческого движения в борьбе с экстремизмом, терроризмом и развязыванием войн; преодоление исламофобии в культурном диалоге и средствах массовой информации; гуманизации имиджа мусульманского мира в глазах мирового сообщества; усиление эффективной роли мусульман в международной политике. Ключевым вопросом в диалоге цивилизаций является взаимопонимание между цивилизационными проектами глобализма и традиционализма, межцивилизационный консенсус между ценностями инклюзивного либерального общества Запада и ценностями эксклюзивного нелиберального общества Востока, имплементация системы прав и свобод международного законодательства в традиционную систему общества при сохранении сакрального ядра ценностей, выработанных мировыми религиями.
Ключевые слова: диалог цивилизаций, Альянс цивилизаций, Лига арабских государств, Организация Исламской конференции сотрудничества, фундаментализм, исламофобия, цивили-зационный дискурс, институционализация диалога цивилизаций, международная безопасность, культурное разнообразие.
Начало третьего тысячелетия было ознаменовано годом «Диалога цивилизаций» на международной площадке диалога ООН (2001 г.) [1], что наметило перспективы мирного развития цивилизаций и преодоление международных конфликтов. Процессы глобализации с одной стороны породили информационно-экономическую универсализацию и унификацию общества, инициировали рост социальных связей и осознание общепланетарного единства людей, с другой стороны повысили осознание народами своей цивилизационной, национально-культурной идентичности. Возник культурно-политический феномен противоречия между традиционным и посттрадиционным современными типами общества в мире. Милитаристская политика в западных и мусульманских странах старается перечеркнуть усилия миротворческой части гражданского международного сообщества. Войны в Ираке, Ливии, Сирии, «бархатные» революции на всем Ближнем Востоке создают предпосылки затяжной конфронтации между западной се-
вероатлантической и мусульманской цивилизациями. Военно-политический и экономический конфликты двух сторон часто представляется средствами массовой информации как «война цивилизаций» [25], что является ловушкой массового сознания. Стороны конфликта демонизи-руются и наделяются чертами цивилизационной непримиримости [2]. Сторонники конфликта цивилизаций выдвигают главным содержанием противоречия между цивилизациями - религиозные цивилизационные отличия, являющиеся непреодолимыми в силу эксклюзивного понимания истины религиями, основанными на вере, и традиционным менталитетом в локальных цивилизациях, что делает невозможным преодоление этого противоречия рациональными способами. Таким образом, аксиологическая субстанциальность различных цивилизаций выступает одним из аргументов в теории конфликта цивилизаций. Преодоление такого аксиологического эксклюзи-визма данными сторонниками видится на путях либеральной глобализации, секулярной идео-
логии, основанной на религиозно-моральном релятивизме и плюрализме, на принципе се-кулярного инклюзивизма общества толерантности. В незападных цивилизациях данный принцип глобализации (религиозно-моральный релятивизм) становится настоящим барьером в диалоге с западной цивилизацией, ибо его продвижение в качестве либеральной нормы коммуникации разрушает традиционную религию и мораль, цивилизационную идентичность народов и личности. Либеральная тенденция глобализации (моральный релятивизм) подрывает духовную культуру цивилизаций, основанных на культурно-моральных абсолютах как социокультурных кодах цивилизации, и становится утопичной, представляя будущее человечества как универсальный мир моноцивилизационных либеральных ценностей.
Перед международным сообществом встает важная задача адекватно ответить на эти вызовы современности - создать систему международной и национальной безопасности народов и государств на основе идеологии мира и диалога, справедливого многополярного мироустройства. В диалоге культур раскрывается их «цветущая сложность» (по К. Леонтьеву), комплиментар-ность цивилизационного опыта человечества [27]. Мусульманская стратегия диалога цивилизаций была сформулирована в известной инициативе на площадке ООН президента Ирана М. Хатами [16], где былапоставлена задача по институционализации данного диалога в мировом гражданском сообществе, по созданию позитивного цивилизационного имиджа ислама, усилению его миротворческой идеологии.
Важной вехой в формировании мусульманского проекта диалога стало создание международной организации «Альянс цивилизаций» [3], созданной по инициативе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в 2005 году и при поддержке премьер-министров Испании и Турции. Задачей «Альянс цивилизаций» стало достижение широкого консенсуса государств, культур и религий в отношении того, что все цивилизации связаны вместе в своей принадлежности к человечеству и взаимозависимы в своем стремлении к стабильности, процветанию и мирному сосуществованию. Альянс стал ведущей платформой Организации Объединенных Наций по межкультурному диалогу, взаимопониманию и сотрудни-
честву. На платформе «Альянса цивилизаций» создан целый международный кластер диалога: правительственных и неправительственных организаций, международных организаций, средств массовой информации, молодежных и религиозных организаций и других институтов гражданского общества. На 2014 год в Группу партнеров Альянса входило 139 членов (114 стран и 25 международных организаций), из них 28 государств-членов представили свои национальные стратегии развития цивилизацион-ного диалога на национальном и региональном уровне, в том числе Россия [4]. Членами Группы высокого уровня «Альянс цивилизаций» на 2006 г. состояли со стороны мусульманской цивилизации: сопредседатель Группы, профессор философии, министр Турции Мехмет Айдын; Сейед Мохаммад Хатами (Иран); Моза бинт Насер аль - Миснед (Катар); Исмаил Серагеддин (Египет); Мохамед Шарфи (Тунис); Андре Азу-лай (Марокко); Мустафа Ньясс (Сенегал); Нафис Садик (Пакистан); Али Алатас (Индонезия).
Группа высокого уровня «Альянс цивилизаций» подготовила доклад, презентация которого прошла в Стамбуле 13.11.2006 г., в котором были подведены итоги межцивилизационного диалога Европы и мусульманского мира, намечены практические стратегии дальнейшего сотрудничества по углублению взаимопонимания и уважения на основе общих ценностей между различными народами, культурами и цивилизациями. Сущность данной стратегии заключается в следующем: «Противодействовать влиянию групп, разжигающих экстремизм и маргинализацию тех, кто не разделяет их мировоззрение; противодействовать угрозе международному миру и стабильности, которую представляет собой экстремизм; способствовать пониманию во всех обществах того, что безопасность неделима и жизненно необходима всем и что сотрудничество в масштабе всего мира - необходимая предпосылка безопасности, стабильности и развития» [5, с. 52]. Данные рекомендации доклада обращены ко всем руководителям и участникам системы управления в ООН; на всех уровнях власти в национальных государствах (национальной, региональной, местной и муниципальной); ко всем заинтересованным межправительственным и неправительственным организациям гражданского общества в целом. В преамбуле доклада приводятся исторические
примеры высокого цивилизационного сотрудничества Европы и мусульманского мира: «Исторически при мусульманском правлении евреи и христиане в значительной степени пользовались свободой вероисповедания. Многие из них добились высокого политического положения, причем, в различные периоды истории евреи находили убежище в мусульманских империях, дабы избежать дискриминации и преследования. Аналогичным образом в последние столетия политические, научные, культурные и технологические достижения на Западе оказали влияние на многие аспекты жизни в мусульманских обществах, и многие мусульмане стремились эмигрировать в западные государства отчасти потому, что там имелись политические свободы и экономические возможности» [5, с.11]. В докладе происходит реабилитация термина «джихад», который понимается как борьба со злом, в первую очередь внутри человека, с термина снимаются негативные коннотации и он легитимизуется в межцивилизационном дискурсе. Позитивное значение придается термину «фундаментализм», под которым понимается совокупность религиозных течений, которые «обеспокоены маргинализацией религии в секулярном обществе и которые стремятся восстановить ее центральную роль» [5, с.11]. Тем самым в рамках диалога предполагается преодоление разного рода «исламофобий», негативного образа ислама, как религии с природой «врожденного насилия». Причем ответственность за политику исламофобии несет западное сообщество в лице правительств и СМИ, что провоцирует эскалацию исламского радикализма. «Именно вторжение западных вооруженных сил в некоторые мусульманские страны и их продолжающееся присутствие в этих странах, сопровождающееся подавлением политических движений в мусульманском мире, являются причинами насильственных проявлений» [5, с.14]. В докладе обозначаются положительные и отрицательные моменты в диалоге цивилизаций. Одним из барьеров в диалоге внутри мусульманской цивилизации, согласно докладу, являются «авторитарность и конформизм» мусульманского сообщества прошлых столетий, который преодолевается в процессах демократизации и защиты прав человека. В докладе намечаются руководящие принципы по диалогу включающие следующие меры: «Любой альянс цивилизаций должен по своему характеру строиться на многополюсной
перспективе. Становящийся все более взаимозависимым и глобализованным мир можно регулировать только с помощью власти закона и эффективной многосторонней системы, сердцевину которой составляет Организация Объединенных Наций. Полное и последовательное соблюдение стандартов в области прав человека является основой стабильных обществ и мирных международных отношений. Разнообразие культурной самобытности является составной частью опыта человечества. Разнообразие цивилизаций и культур является основополагающим элементом человеческого общества и движущей силой прогресса человечества» [5, с.4].
В докладе аргументируются и перечисляются принципы отношений между европейским и мусульманским сообществами, на основе которых могут быть решены конфликты и противоречия между ними. Перечислим некоторые из данных принципов, выражающих важнейшие стороны сотрудничества: преодоление израильско-палестинского конфликта путем справедливого, достойного и демократического решения через создание жизнеспособного Палестинского государства с учетом воли всех народов, вовлеченных в этот конфликт [5, с.18]; применение расширенного политического плюрализма в отношении всех государств (п. 5.10); полное и последовательное уважение международного права и прав человека (п. 5.12); борьба с экономическим неравноправием (нищетой), возрастающим разрывом между богатыми и бедными странами, что играет важную роль в нагнетании возмущения и эрозии глобальной солидарности (п. 5.14); преодоление социально-экономического отчуждения (безработицы) и культурного отчуждения, порожденного массовой миграцией, преодоление дискриминации мусульманских мигрантов по религиозно-культурным признакам в Европе (п. 6.14); защита свободы выполнения религиозных обрядов (п. 5.15); активное участие в диалоге институтов гражданского общества (п. 5.17); усиление роли гражданского и кросс-культурного образования, связанного с воспитанием культурной самобытности и разнообразия (п. 6.4); преодоление «цифрового разрыва» (доступность Интернета) у населения разных стран (п. 6.10); повышение культуры восприятия СМИ (п. 6.7); организация культурных и образовательных обменов между западными и мусульманскими странами (п. 6.13);
свобода печати и ответственность журналистики (п. 6.25). Данные практические принципы можно считать основополагающими для культуры диалога цивилизаций и для конкретизации на практике реализации мусульманской стратегии коммуникации.
В докладе отмечается, что особо опасными являются «радикальные идеологии», которые ратуют за «мир взаимоисключающих самобыт-ностей». Такой квазиидеологический подход является ненаучным и конфликтогенным, ему необходимо противопоставить миротворческую идеологию диалога, формирующую культуроо-бразующую среду образования и воспитания в обществе, когда происходит формирование «уважения к различным культурам посредством понимания общих ценностей и идеалов» на основе принципов культурного плюрализма Всеобщей декларации прав человека ООН и Всеобщей декларации о культурном разнообразии ЮНЕСКО. Особенно важной отмечается в этой связи роль религиозных традиций: «Не только гражданам и религиозным лидерам, но и всему обществу необходимо базовое понимание религиозных традиций, отличных от собственных, и центрального учения о сострадании, общего для всех религий» (п. 6.8). В частности, в формировании культурного плюрализма и культуры цивилизационного общения должны сыграть культурные институты исламского мира: «Государственным и частным органам следует помочь научным институтам переиздать те части исламского наследия, в которых затрагиваются вопросы плюрализма, рационального подхода и научной методологии, и обеспечить прямой интерактивный доступ к ним (on-line) на многих языках» [5, с.34]. Реализация гуманных целей цивилизационного общения позволит перейти от декларативного диалога к практикоори-ентированному диалогу с решением глобальных и частных проблем человеческого взаимодействия. В заключительной части доклада высказывается призыв к действию: «Государствам-членам и таким многосторонним организациям, как Организация Исламская конференция сотрудничества и Европейский союз, следует сотрудничать в реализации усилий в сфере образования, направленных на создание потенциала в интересах межкультурной терпимости и уважения, активной гражданской позиции и социальной ответственности» [5, с. 36].
В развитии идей доклада каждый год под руководством Альянса цивилизаций ООН (ЦКАОС) проводятся международные форумы. Так, очередной глобальный форум по теме «Ответственное лидерство в разнообразии и диалог» состоялся в Вене 27.02.2013 г., где представлены разработки совместных инициатив и новых партнерских отношений в сфере диалога [6]. Показательно, что одним из его организаторов форума выступил Насер Абдулазиз Аль-Насер - Высокий представитель ООН по Альянсу цивилизаций и Абдаллы ибн Абдулазиз, директор Международного центра по межрелигиозному и межкультурному диалогу в Вене.
В Венской декларации, принятой Форумом, говорится: «Признавая, что все культуры, цивилизации и религии вносят вклад в обогащение человечества; убедившись, что всемирное культурное разнообразие является богатством, чтобы быть желанным всеми как фактор мира и развития; подчеркивая важность уважения и понимания культурного и религиозного разнообразия и поощрения терпимости, уважения, диалога и сотрудничества между различными культурами, цивилизациями и народами; в целях содействия более глубокого понимания и уважения между цивилизациями, культурами и религиями, с помощью конкретных проектов в приоритетных областях (молодежь, образование, СМИ и миграция), в сотрудничестве с правительствами, международными и региональными организациями; подтверждая, что в период глобальных изменений, когда мир стал все более взаимозависимым, чем когда-либо, важно, чтобы поощрялось ответственное лидерство во всех сферах и на всех уровнях; руководство, которое понимает сложность решения проблем в мире и объединяет ценности на основе кросс-культурного управления, важность этического принятия решений в построении сильных цивилизаций в долгосрочной перспективе» [7, с.17]. Такая высокая цивилизационная культура ответственного лидерства отвечает современным глобальным общественным изменениям, где возрастает нравственная роль творческой и политической элиты общества. На Форуме была ярко озвучена позиция мусульманских лидеров. Так, Его Высочество Хамад бин Халиф Аль-Тани, эмир государства Катар, выступил против увековечения мифа о столкновении цивилизаций. Он подчеркнул, что двойные стандарты международ-
ного сообщество заставляют людей скептически относиться к справедливости в имплементации международного права. Он также выразил обеспокоенность в связи с непониманием исламской цивилизации западным миром, дискриминацией и ненавистью, в связи с этим, от чего страдают мусульмане. По его словам, «Альянс является важным инструментом для ослабления напряженности и недоразумений, которые могут расширить разрыв между странами и народами» [7, с.41].
Один из последних Глобальных форумов Альянса цивилизаций ООН был проведен в мусульманской стране - Индонезии (г. Бали), 29 - 30 августа 2014 г. по теме: «Единство в многообразии: утверждение разнообразия для общего и общие ценности» [8]. Национальный девиз Индонезии - «Bhinneka Tunggal Ika» (в переводе на русский язык - «единство в многообразии») - стал названием Форума. В Концепции Форума перечисляется правовая и тематическая база диалога цивилизаций: «Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (64/14) от 10.1.2009 г. и резолюции (68/126) по поощрению межрелигиозного и межкультурного диалога, понимания и сотрудничества во имя мира; резолюции (68/170) о свободе религии и убеждений; резолюций ГА ООН (68/169 и 68/170) и СПЧ ООН (16/13 и 16/18 от марта 2011г.); резолюции ГА ООН (67/104 от 17.12. 2012 г.), которые провозгласили период с 2013 по 2022 годы как Международное десятилетие сближения культур и которые предлагают государствам-членам активизировать свою деятельность по межрелигиозному и межкультурному диалогу, поощрению терпимости и взаимопонимания, продвижению умеренности по противодействию экстремизму, обеспечению защиты и поощрению всех человеческих прав для всех лиц в обществе» [9, с.14]. Важными площадками цивилизационного диалога на форуме стали следующие: молодежь; образование; СМИ; миграция; устойчивое развитие искусства, спорт и развлечения; предотвращение конфликтов. Это показывает активное участие молодежных гражданских организаций в циви-лизационной коммуникации.
Мусульманские ученые развивали на форуме тему преодоления культурно-религиозных конфликтов, подготовили и приняли в рамках деятельности «Альянса цивилизаций» 13.12.2014 г. резолюцию «Отвергая религиозный экстремизм
и продвигая духовное благополучие общества» (Абу-Даби, ОАЭ), где говорится о категорическом неприятии насильственного религиозного экстремизма; о благотворном влиянии возвышенной этической и духовной силы религии, способной исцелить человеческое общество, обеспечить безопасность и мир среди людей, обеспечить достоинство и права человека. В резолюции осуждается злоупотребление экстремистами религиозными традициями, искажение мирного образа религий, использование религии в корыстных насильственных целях: «Эти ложные нарративы должны быть разоблачены, развенчаны и заменены подлинными «контрнарративами», которые приносят на первый план уважение каждой религии достоинства человека, отказ от насильственного экстремизма, от всех форм культурного насилия. Признание этих «нарративов» мира и человеческого достоинства основными повествованиями религии. Признание аксиомы о том, что нападение на любую религию есть, по сути, нападение на всех. Сила и мощь нашего многонационального религиозного ответа коренится в верности каждого верующего к традициям религии, в общей приверженности к сотрудничеству в борьбе с насильственным религиозным экстремизмом, в общих ценностях: чистосердечного признания взаимно причиненных травм, стремления к справедливости, принятия самопожертвования для благополучия других, принятия страдания невинных, воздаяния добром за зло, поиска прощения и примирения, выражения неограниченного сострадания и любви в действии» [10, с.2]. Важно, что в обращении к правительствам стран и структурам ООН содержится требование к солидарной деятельности по прекращению доступа к финансированию и деятельности экстремистов во всех странах мира; обращение ко всем религиозным общинам мира в разоблачении злоупотребления религии как ложного обоснования религиозного экстремизма, что поможет разрешить в диалоге межрелигиозные конфликты во имя подлинного мирного сосуществования народов и уважения человеческого достоинства.
Кроме национально-государственных стратегий цивилизационного диалога стран-участников «Альянса цивилизаций», странами арабского мира (Лига арабских государств) была выработана «Единая арабская стратегия для диалога цивилизаций [11]. В преамбуле документа вы-
ражается установка на достижение взаимопонимания между различными цивилизациями; преодоление «сил изоляционизма» в каждой цивилизации, очерняющих образ другого»; избегание столкновения цивилизаций, особенно в решении палестинского вопроса; противостояние всем попыткам дискредитировать религию, борьба с ненавистью, нетерпимостью, экстремизмом в отношении к исламу. Основными направлениями единой арабской стратегии выражены в следующем: в подтверждении права на самоопределение всех народов, живущих в условиях анклава другой страны, особенно в отношении палестинского народа; четкое разграничение между правом на законное национальное сопротивление и проявлений терроризма во всех его формах; борьба с явлениями экстремизма, нетерпимости, расовой дискриминации, терроризма и в результате актов насилия, выявление причин этих явлений и обеспечение эффективного решения по их устранению; поощрение и уважение прав человека, свободы слова и мысли на основе международных хартий и соответствующих конвенций; акцент на защиту святынь и религиозных символов от искажений и злоупотреблений; сохранение арабского культурного наследия цивилизации и сотрудничество в целях защиты его в качестве общего наследия человечества, в частности, защита святынь Иерусалима и Палестины; защита прав мигрантов, признание их национальной и религиозной идентичности во внесении своего вклада в обогащение процесса диалога цивилизаций и культурного взаимообогащения; активное участие молодежных и женских организаций в жизни гражданского общества и защиты своих прав, согласно международным конвенциям [11].
Таким образом, мусульманская стратегия диалога цивилизаций включает в себя важнейшие задачи развития международного партнерства и сотрудничества: осознания комплиментарности цивилизационного опыта человечества, усиления системы международной и национальной безопасности государств, защиты прав и свобод человека и народов, институционализации диалога цивилизаций в мировом гражданском сообществе. Значительный вклад в реализации поставленных задач вносят такие крупные международные организации, как «Альянс цивилизаций», Лига арабских государств, Организация Исламской конференции сотрудничества. Роль
международных институтов (ООН, ЮНЕСКО) и региональных организаций (ISESCO, ЖСГСА, ICYF-DC) гражданского сообщества все более возрастает в условиях нарастающих вызовов современности - диспропорции в развитии цивилизаций, экстремизма радикальных идеологий, других глобальных проблем.
Мусульманская стратегия диалога опирается на богатый цивилизационный опыт. В основе мусульманского цивилизационного подхода лежит великая письменная традиция ислама (Священный Коран и сунна), которая образует сакральное ядро цивилизации и корпус идей, системообразующих цивилизационный дискурс. Средневековая арабо-мусульманская философия создала цивилизационную парадигму развития мусульманской цивилизации на основе социально-политического идеала солидарности (асбия) и справедливости (адль) человеческого теократического общества, имеющего высокую цель нравственного совершенствования человека и приближения к Богу: идея «добродетельного города», идея солидарности Ибн Хальдуна, идея договора Ибн Таймия, идея справедливости Ибн Сины, идея «тадбира» (нравственности и божественности правления) Ибн Баджжа, «идеального государства» ибн Рушда.
Мусульманский проект «диалога цивилизаций» благотворно сказался на росте цивилизаци-онного самосознания мусульман во всем мире, выявил их цивилизационное единство как одной общины (уммы), гуманизировал имидж мусульманского мира в глазах мирового сообщества, показал вклад мусульман в мировую культуру, активизировал их роль в международной политике. Практика ведения межцивилизационного диалога мусульман постоянно рассматривается в повестке деятельности «Альянса цивилизаций» и Организации Исламской конференции сотрудничества (ОИК) [12], ее специализированных учреждений: Научно-исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (ЖСГСА), (Стамбул, Турция) [13]; Исламской организации по образованию, науке и культуре (ISESCO), (Рабат, Марокко) [14]; Исламской конференции молодежного форума за диалог и сотрудничество (ICYF-DC), (Стамбул, Турция) [15].
Среди крупных политиков и ученых, внесших значительный вклад в проект «диалога цивилизаций» можно отметить следующих:
Мохаммада Хотами [16], Сейед Атаолла Мохад-жери (Иран); Фетхулах Гюлен (Турция, США) [17]; Хоссейн Наср [18], Кайеоглу Туран (Иран, США) [19]; Хашеми Саид Папи [20], Зейнаб Юнуси (Таджикистан); Абдуллах Али аль-Альян (Амман, ОАЭ) [21]; Абдулазиз бин Осман аль-Тувейджри (ISESCO, ОАЭ) [22]; Экмеледдин Ихсаноглу (ОИК, IRCICA, Турция) [23]; Абдель-маджид Амрани (Батна, Алжир) [24]. При всем методологическом плюрализме наблюдается общее цивилизационное единство философских подходов, целостная позиция мусульман как одной цивилизационной общины в диалоге с другими представителями стран и континентов.
В Священном Писании мусульман сказано: «Быть может, решит Господь установить дружбу между вами и теми, с кем враждуете вы. Ведь Всемогущий Он, Прощающий, Всемилосердный» (Коран, 60:7). Поэтому миротворческий мусульманский проект «диалога цивилизаций», предложенный президентом Ирана М. Хатами (1999 г.), [16] приобрел множество друзей по всему миру и стал реальной альтернативой современным конфликтам «цивилизационного варварства». Предпосылками к разработке данного мусульманского проекта диалога цивилизаций послужили: возрастание цивилизационного самосознания и
идентичности мусульман в связи с вызовами глобализации и вестернизации; взрыв радикального исламского экстремизма и терроризма, поддерживаемого идеологией ваххабизма; воздействие на ислам реал-политики однополярного мира Запада в русле концепций с. Хантингтона [25] и Ф. Фукуямы [26]. Центральными идеями стратегии мусульманского проекта диалога цивилизаций являются: комплиментарность цивилизаци-онного опыта Востока и Запада, имплементация международного законодательства по правам и свободам человека с традиционными культурно-религиозными ценностями, институционализа-ция диалога цивилизаций в глобальном кластере правительственных и неправительственных организаций гражданского мирового сообщества. Ци-вилизационный опыт исламского мира способен представить мировому сообществу достойный выход из кризисной ситуации, сложившейся в силу деятельности международного терроризма и экстремизма. Стратегия мусульманского проекта цивилизационного сотрудничества направлена на стабильное мирное развитие человечества на путях диалога цивилизаций, на взаимообогащение и взаимодополнение цивилизаций в их совместном развитии и решении неотложных глобальных проблем человечества.
05.07.2015
Список литературы:
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/6 от 9 ноября 2001 г. «Глобальная повестка дня для диалога цивилизаций» [Электрон. ресурс]: [сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/dac_agenda.html - (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
2. Анвар Аль-Биляль. Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации. Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Москва, 2006. - 29 с.
3. Альянс цивилизаций. [Электрон. ресурс]: [сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.unaoc.org/ (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
4. Национальный план Российской Федерации по развитию отношений с «Альянсом цивилизаций». [Электрон. ресурс]: [сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.unaoc.org/wp-content/uploads/Russian-Federation-National-Strategy-Russian.pdf (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
5. Доклад Группы высокого уровня Альянса цивилизаций (ООН). 13.11. 2006 г. [Электрон. ресурс]: [сайт]. - Электрон. дан. -URL: http://www.unaoc.org/repository/HLG_report_RU.pdf (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
6. Венский форум. [Электрон. ресурс]: [сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.vienna5unaoc.org/vienna-forum/ (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
7. Отчет глобального форума (Вена, Австрия, 27.02. 2013 г.) «Ответственное лидерство в разнообразии и диалог». [Электрон. ресурс]: [сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.vienna5unaoc.org/fileadmin/user_upload/Reports/5th_UNAOC_Global_Forum_ Final_Report.pdf (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
8. Декларация Глобального форума Альянса цивилизаций ООН [Электрон. ресурс]: [сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www. unaoc.org/wp-content/uploads/Bali-Forum-Declaration-August-2014.pdf&usg=ALkJrhjQUAp1KQ6XCbVeqtk7q9NLgkVRQw (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
9. Концепция Шестого Глобального форума Альянс цивилизаций ООН «Единство в разнообразии: Празднование разнообразия во имя общего и совместного значения». Бали - Индонезия, 29 - 30 августа 2014. [Электрон. ресурс]: [сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.unaoc.org/wp-content/uploads/140526_Sixth-UNA0C-Forum-in-Bali_Concept-Paper.doc (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
10. Отвергая религиозный экстремизм и продвигая духовное благополучие общества. Абу-Даби (ОАЭ). 13.12.2014. [Электрон. ресурс]: [сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.unaoc.org/wp-content/uploads/Statement-of-Multi-Religious-Action-English-13-December.pdf&usg=ALkJrhgIhE88ASkd_tt0G4ArhahGZIt81A (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
11. Единая арабская стратегия для диалога цивилизаций. [Электрон. ресурс]: [сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://www.unaoc. org/wp-content/uploads/Unified-Arab-Strategy-for-Dialogue-of-Civilizations.pdf (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
12. Организация Исламской конференции сотрудничества (ОИК). [Электрон. ресурс]: [сайт]. — Электрон. дан. — URL: http:// www.oic-oci.org/oicv2/home/?lan=en (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
13. Основные функции IRCICA. [Электрон. ресурс]: [сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://www.ircica.org/main-functions/irc386. aspx (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
14. Исламская организация по образованию, науки и культуры (ISESCO). [Электрон. ресурс]: [сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://www.isesco.org.ma/index.php?page=/Home (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
15. Исламская конференция молодежного форума за диалог и сотрудничество (ICYF-DC). [Электрон. ресурс]: [сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://www.icyf-dc.org/ (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
16. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. - М.: РОССПЭН, 2001. -240 с.
17. Гюлен Ф. Диалог и толерантность / Ф. Гюлен. - Минск: Четыре четверти, 2010. - 360с.
18. Nasr Seyyed Hossein. Science and Civilization in Islam, Harvard University Press, Cambridge, 1968.
19. Кайеоглу Туран. Построение диалога цивилизаций: исламская норма и либеральные ценности в международном сообществе // в книге: Ислам, либерализм и международное общество. Университет Вашингтона, факультет междисциплинарных искусств и наук (Тахома). 2012г. [Электрон. ресурс]: [сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://citation.allacademic.com// meta/p_mla_apa_research_citation/5/0/1/7/7/pages501779/p501779-1.php (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
20. Хашеми Саид Папи. Место теорий «Столкновение цивилизаций» и «Диалог цивилизаций» в современном трансформационном процессе: реальность и тенденции развития: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Душанбе, 2014. - 30 с.
21. Абдуллах Али аль-Альян. Диалог цивилизаций в XXI веке (исламское видение) / Али аль-Альян Абдуллах. — Маскат, Оман, 2004. — 259 с. (на араб.).
22. Абдулазиз бин Осман аль-Тувейджри. Выступление на симпозиуме. [Электрон. ресурс]: [сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://www.isesco.org.ma/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=2&Itemid=96&lang=en (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
23. Культурные контакты в строительстве универсальной цивилизации: исламский вклад. / ред. Экмеледдин Ихсаноглу // материалы международного конгресса, 17-19 января 2004 г. Стамбул, 2005. [Электрон. ресурс]: [сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://www.ircica.org/cultural-contacts-in-building-a-universal-civilisation-islamic-contributions-2005/irc773.aspx (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
24. Амрани А. Философия турецкой иммиграции мусульман на Запад: от диалога к Альянсу цивилизаций. [Электрон. ресурс]: [сайт]. — Электрон. дан. — URL: http://www.kennesaw.edn / aocprogram.html (дата обращения: 25. 08. 2015 г.)
25. Huntington Samuel. The Clash of Civilizations? — Foreign Affairs, Vol. 72, №3, Summer 1993, pp. 22-49.
26. Fukuyama Francis. The End of History and the Last Man. Free Press, 1992. - 250 p.
27. Свечкарева В.Р. Цивилизационное взаимодействие «Запад-Восток»: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2008. -30 с.
Сведения об авторе:
Мишучков Андрей Александрович, старший научный сотрудник Управления научных исследований Оренбургского государственного университета, докторант РУДН по кафедре истории философии,
кандидат философских наук, доцент,
E-mail: unitatem@mail.ru 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1204, тел.: (3532) 729104.