Научная статья на тему 'Формы толерантности в диалоге цивилизаций'

Формы толерантности в диалоге цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1556
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / АЛЬЯНС ЦИВИЛИЗАЦИЙ / ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НЕЛИБЕРАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / ЭКСКЛЮЗИВИЗМ / ИНКЛЮЗИВИЗМ / ПЛЮРАЛИЗМ / МОРАЛЬНЫЙ КОНСЕНСУС / КАТЕГОРИЯ ИСТИНЫ / ВЕРОТЕРПИМОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / DIALOGUE OF CIVILIZATIONS / THE ALLIANCE OF CIVILIZATIONS / LIBERAL TOLERANCE / NON-LIBERAL TOLERANCE / CONFLICT OF CIVILIZATIONS / EXCLUSIVISM / INKLYUZIVIZM / PLURALISM / MORAL CONSENSUS / THE CATEGORY OF TRUTH / TOLERANCE / TOLERANCE CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мишучков Андрей Александрович

Статья посвящена актуальной проблеме теории диалога мировых цивилизаций выявлению специфики двух базовых форм цивилизационной толерантности: либеральной (инклюзивной) и нелиберальной (эксклюзивной). Анализ проблематики проводится по четырем критериям: пара-дигмальным, когнитивным, аксиологическим, оценочным. Используя методы категориального и сравнительного анализа, автор на широком философском материале обосновывает данные концепты цивилизационных форм толерантности, вскрывает их сущность, находит их смысловое единство и различие, оформляет в виде таблицы в приложении к статье. В статье вскрывается культурное и идеологическое противоречие между традиционной системой морали и либеральными ценностями в аспекте тенденций глобализации, что эксплицируется в политическое противостояние между незападным и западным альянсами цивилизаций. Принципы диалога цивилизаций между этими двумя альянсами являются консенсуальными и выражают будущую стратегию развития многополярного мира цивилизаций и смену архитектоники международных отношений с противостояния двух глобалитетов к мирному цивилизационному дискурсу диалога. Такой дискурс характеризуется латентной деидеологизацией, снятием идеологических противоречий либерального и нелиберального дискурсов, и базируется на следующих ключевых принципах: философс-ко-методологического плюрализма; морального консенсуса разных цивилизационных этик и идеалов развития; ограничении культурного плюрализма в религиозно-моральной сфере; легитимности моделей глобалитетов; многополярности как фактора мироустройства; цивилизацион-ной идентичности; золотого правила нравственности; ненасилия и отказа от манипуляции (двойных стандартов); презумпциии равенства культур в диалоге; эмпатии и гуманизма. В межцивили-зационных взаимодействиях России реализуются принципы цивилизационного дискурса, что позволяет России быть геополитической площадкой диалога цивилизаций, быть мировым лидером диалога в рамках союзов стран (БРИКС, ЕАС).Обладая уникальным опытом цивилизацион-ной толерантности культур Россия несет глобальную миссию в формировании новой системы многополярного мира цивилизаций, в решении глобальных проблем человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF TOLERANCE IN THE DIALOGUE OF CIVILIZATIONS

The article is devoted to the actual problem of the theory of dialogue of world civilizations the identification of the specifics of the two basic forms of civilization tolerance: the liberal (inclusive) and illiberal (exclusive). Analysis of problems based on four criteria: paradigm, cognitive, axiological, evaluative. Usingthemethodsof categorical and comparative analysis, the author of the material on a broad philosophical concepts of civilization justifies data forms of tolerance, reveals their essence, is their semantic unity and distinction is made in the form of tables in the annex to the article. The article revealed the cultural and ideological differences between the traditional system of morality and liberal values in terms of trends of globalization, which is explicated in the political confrontation between non-Western and Western Alliance of Civilizations. The principles of dialogue of civilizations between the two alliances are consensual and express the future development strategy of a multipolar world civilizations and change the architectonics of international relations with the opposition of two globalitetov a peaceful civilizational discourse dialogue. This discourse is characterized by latent deideologization, removing the ideological contradictions of liberal and non-liberal discourse, and is based on the following key principles: philosophical and methodological pluralism; moral consensus of different civilizational ethics and ideals of development; Limitation of cultural pluralism in the religious and moral sphere; legitimacy globalitetov models; multipolar world order as a factor; civilizational identity; Golden Rule; non-violence and non-shift keying (double standards); and the presumption of equality of cultures in dialogue; empathy and humanism. In the interaction between civilizations Russia implemented the principles of civilized discourse that allows Russia to be the geopolitical area of dialogue among civilizations, to be a world leader in the dialogue within the Union countries (BRICS EAC). Featuring a unique experience civilizational tolerance crops Russia is a global mission in the formation of a new system of multi-polar world civilizations, in solving global problems.

Текст научной работы на тему «Формы толерантности в диалоге цивилизаций»

УДК 130.2:008:316.42:316.752:32(470+571)

Мишучков А.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: unitatem@mail.ru

ФОРМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Статья посвящена актуальной проблеме теории диалога мировых цивилизаций - выявлению специфики двух базовых форм цивилизационной толерантности: либеральной (инклюзивной) и нелиберальной (эксклюзивной). Анализ проблематики проводится по четырем критериям: пара-дигмальным, когнитивным, аксиологическим, оценочным. Используя методы категориального и сравнительного анализа, автор на широком философском материале обосновывает данные концепты цивилизационных форм толерантности, вскрывает их сущность, находит их смысловое единство и различие, оформляет в виде таблицы в приложении к статье. В статье вскрывается культурное и идеологическое противоречие между традиционной системой морали и либеральными ценностями в аспекте тенденций глобализации, что эксплицируется в политическое противостояние между незападным и западным альянсами цивилизаций. Принципы диалога цивилизаций между этими двумя альянсами являются консенсуальными и выражают будущую стратегию развития многополярного мира цивилизаций и смену архитектоники международных отношений с противостояния двух глобалитетов к мирному цивилизационному дискурсу диалога. Такой дискурс характеризуется латентной деидеологизацией, снятием идеологических противоречий либерального и нелиберального дискурсов, и базируется на следующих ключевых принципах: философс-ко-методологического плюрализма; морального консенсуса разных цивилизационных этик и идеалов развития; ограничении культурного плюрализма в религиозно-моральной сфере; легитимности моделей глобалитетов; многополярности как фактора мироустройства; цивилизацион-ной идентичности; золотого правила нравственности; ненасилия и отказа от манипуляции (двойных стандартов); презумпциии равенства культур в диалоге; эмпатии и гуманизма. В межцивили-зационных взаимодействиях России реализуются принципы цивилизационного дискурса, что позволяет России быть геополитической площадкой диалога цивилизаций, быть мировым лидером диалога в рамках союзов стран (БРИКС, ЕАс).Обладая уникальным опытом цивилизацион-ной толерантности культур Россия несет глобальную миссию в формировании новой системы многополярного мира цивилизаций, в решении глобальных проблем человечества.

Ключевые слова: диалог цивилизаций, альянс цивилизаций,либеральная толерантность, нелиберальная толерантность, конфликт цивилизаций, эксклюзивизм, инклюзивизм, плюрализм, моральный консенсус, категория истины, веротерпимость, цивилизационная толерантность.

Диалог цивилизаций, выдвинутый ООН в 2001 г. как парадигма развития международных отношений находится в серьезном внутреннем противоречии. Политика атлантического альянса цивилизаций опирается на либеральную модель толерантности как форму продвижения интересов альянса в виде приоритета в развитии «стран постиндустриального общества» перед «развивающимися странами». Такое продвижение либеральной идеологии характеризуется как естественно неизбежный процесс глобализации - культурной универсализации и символизации западных ценностей как общечеловеческих и единственно легитимных в будущем человечества. Незападный альянс цивилизаций, в первую очередь страны БРИКС (Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР) предлагают альтернативный вариант «однополярной» глобализации - многополярную систему цивилизационных взаимодействий, основанных на сохранении цивилизационных идентичностей, религиозных традиций как способа самоидентификации, нелиберальной идеологии как защиты коллективных прав уникальных цивилизационных общностей.

Рассмотрение концептуальной и аксиологической специфики двух форм толерантности в межцивилизационном диалоге является важной теоретической и практической задачей. Это позволит понять философско-методологические противоречия данных моделей, выражающиеся в целом, в межцивилизационном конфликте современных либеральных и традиционных нелиберальных ценностей. А также оптимизировать идеологическое их столкновение в практической плоскости реализации цивилизационного взаимодействия. Выявленные отличия двух моделей толерантности сведены в конце статьи в виде таблицы с указанием возможного консенсуса между ними в рамках цивилизационного дискурса.

Первый уровень рассмотрения диалогических моделей толерантности связан с философс-ко - методологическим их обоснованием, это уровень парадигмальных оснований. Инклюзивная либеральная модель толерантности опирается на идеи: тотальности дискурса либерализма, радикальной, абсолютной плюрализации ценностей; абсолютности индивидуальных прав личности. Ценности различий субъек-

тивируются, психологизируются и идеологизируются, никакой субъект не исключается из общества (принцип инклюзивности) в силу нелегитимности любой исключительности (истины, идентичности, социальной роли). Граница ин-толерантности проходит по границам либерального дискурса и ценностей. В силу релятивизма (относительности) ценностей в индивидуализированном либеральном сознании категориального (сущностного) разделения между абсолютным и относительным, добром и злом, истиной и ложью нет, категория «истинности» становится относительной. Сам индивид решает вопрос о границах истинного и ложного, добра и зла. Эксклюзивная нелиберальная модель опирается на признание презумпции любых культур как равноправных в мировом сообществе и в тоже время иерархичных, традиционных, сакральноориентированных. Религиозный и метафизический дискурс в данной модели идеологически противоположен светскому дискурсу либерализма. В силу абсолютизации религиозно-нравственных норм, их метафизического неизменяемого статуса такая форма толерантности не допускает религиозно-морального плюрализма, который расценивается как проявление неортодоксального, адогматического, еретического сознания. У каждой культурно-цивилизационной системы признается своя самобытность, логика развития и сакральное ядро идентичности, признается приоритет защиты коллективных прав цивилизационных сообществ перед индивидуальными правами личности. Граница интолерантности проходит по границам морального нелиберального дискурса, в разграничении нравственного дозволенного в обществе и недозволенного, добродетели и порока. Такое разграничение проводится на уровне общественного сознания (коллективного авторитета, институтов общества (религия, государство), внеличностных инстанций).

Идейной философской основой эксклюзивной модели является синтез платонизма (объективный идеализм, учение о вечных неизменяемых идеальных сущностях) и христианства (креационизм, провиденциализм и др.) осуществленный в ранней античности в христианской философии. Мир моральных ценностей -трансцендентен, абсолютен, неизменен, не зависит от субъективных мнений и имеет сверхъестественное - божественное и метафизически-

идеалистическое основание. Поскольку истина одна и едина, то все ей причастно (личность, культура, общество, государство, религия). Исходя из онтологического и морального монизма принципиальных противоречий между людьми не может быть. Толерантность обеспечивается в силу существования абсолютных и универсальных ценностей, социокультурного провиденциального многообразия и креацион-ного единства разумного человечества. Теоретическое обоснование эксклюзивной модели толерантности представлено в традиции русской религиозной философии: теория «всеединства» (В.С. Соловьев); онтологической гносеологии (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, С.Н.Трубецкой); ненасилия (Л.Н.Толстой); имперской «терпимости» (И.А. Ильин). Современные религиозно-философские версии данной модели: исламская (Ф.Гюлен, Халед Абу-л-Фадл); православная (А. С. Панарина, митрополита Да-маскина (Папандреу), М.Б.Хомяков); буддистская (Далай-лама XIV, С.П. Нестеркина, М.С. Уланов, В.Н. Бадмаев).

Теория «всеединства» В.С. Соловьева обосновывает целостность гуманитарного дискурса нелиберального мышления через категорию «цельного знания» в познавательном единстве этики, метафизики и религии. Согласно А.Ю. Горину «понятие «толерантность» в сущностном зеркале всеединства коррелируется с православным образом соборности или «органического единства»» [1, с. 12]. Соловьев В.С. с позиций «соборного единства» проводит критику европейской философии, движущей силой развития которой «является борьба умозрительного идеализма философии Платона с логико-эмпирическим конструктивизмом философии Аристотеля, средневекового реализма с номинализмом, идеализма немецкой классической философии с эмпиризмом Ф. Бэкона, Д. Локка, Д. Милля» [1, с. 12]. Если в европейской модели толерантности упор делается на реализацию индивидуальных прав человека, то в неевропейской модели на защиту коллективных прав личности и общества, на момент коллективной социальной ответственности человека перед обществом и Богом. В христианском смысле - эта ответственность заключается в несении своего «креста» (груза обязанностей перед обществом и Богом) человеком как соборной личности. Горин А.Ю. проводит системную критику либеральной мо-

дели толерантности, выдвигая следующие тезисы: толерантность редуцируется до «манипу-лятивных социальных технологий»; она находится во власти «аксиологии софистики», переоценки самого смысла языка; нацелена на гедонистические ценности потребительского общества; идею секулярности; отделения церкви от общества; автономию «естественного» разума науки; агностицизм, неверие в познавательные возможности человека; экуменизм; моральный релятивизм. Все эти основания критики позволяют Горину А.Ю. говорить о «духовной слабости субъекта либерального сознания» [2].

Позиция онтологической гносеологии (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, С.Н. Трубецкой) укрепляет аксиологическую сторону традиционной категории терпимости, рассматривая ее уко-ренность в моральном Абсолюте, в «самосущем» бытии, частью - «моментом», которого является бытие субъекта, включая его знание. Такая метафизическая онтологизация субъекта предполагает преодоление разрыва объекта и субъекта, знания и бытия, которая представлена в европейском эмпирико-философском дискурсе. Таким образом, философская парадигма онтологической гносеологии вполне альтернативна субъективистской и позитивистской гносеологии западноевропейской философии. Философия ненасилия Л.Н. Толстого продолжает в большей степени традицию буддистской «ахимсы» (ненасилия), чем традицию христианской терпимости. Но, учитывая продолжение этой линии толерантности в учениях М.Ганди и М.Л.Кинга, боровшихся против англо-американского либерального колониализма, можно с уверенностью вписать данное философское учение в традицию незападной цивилизационной толерантности. О традиции имперской толерантности в России говорят как западные теоретики - М.Уолцер [3], так и отечественные исследователи - Н.В. Круг-лова [4], С.Г. Ильинская [5]. Одним из ярких носителей и теоретиков такого рода терпимости был русский философ И.А. Ильин. Провозглашая духовную свободу в России в противоположность разумно-правовой свободе на Западе, он выводит внутреннюю взаимосвязь реализации этой свободы в религиозной и национальной жизни: «Дух человека есть бытие личное, органическое и самодеятельное: он любит и творит сам, согласно своим внутренним необходимос-тям. Этому соответствовало исконное славянс-

кое свободолюбие и русско-славянская приверженность к национально-религиозному своеобразию... Этому соответствовала и древняя русская (и церковная, и государственная) терпимость ко всякому иноверию и ко всякой инопле-менности, открывшая России пути к имперскому (не «империалистическому») пониманию своих задач» [6]. В целом развитию православной концепции терпимости посвящены работы Панарина А.С. [7], митрополита Дамаскина (Па-пандреу) [8], Хомякова М.Б. [9]. В святоотеческом наследии в православной традиции богословия подробно рассматривается категория терпения и любви как составляющие концепт толерантности. Исследования по мусульманской концепции толерантности представлены работами Ф. Гюлена [10], Халед Абу-л-Фадла [11], Д.А. Халтуриной [12]. Цивилизационная модель буддистской толерантности раскрыта в статьях Далай-ламы XIV [13], С.П. Нестеркина [14], М.С. Уланова, В.Н. Бадмаева [15]. Святейшество Далай-лама XIV выступая против массового религиозного синкретизма, в основе толерантности видит сохранение уникальной ци-вилизационной идентичности народов: «Все многообразие религий мира нужно для того, чтобы обогатить человеческий опыт и мировую цивилизацию. Ум человеческий, многообразный по своей широте и склонностям, требует и разных подходов к миру и счастью. Человечеству нужны все религии мира, отвечающие образу жизни, различным духовным потребностям и унаследованным национальным традициям отдельных людей» [13, с. 72]. Надо отметить, что при всем богатстве исторического материала по феноменунезападной цивили-зационной толерантности, теоретическое оформление в альтернативную либеральной парадигме модель диалога традиционного цивилизационного дискурса еще не произошло. Западный мир выстроил стройную идеологическую систему своего воплощения в будущем в виде проекта глобализации либеральных ценностей. Альтернативу в виде общей идеологии нелиберального будущего альянса незападных цивилизаций приходится пока ожидать, но оформление общей платформы цивилизационных дискурсов в рамках диалога культур и религий уже произошло, что фиксируется в рамках деятельности неправительственных организаций и ООН в этом направлении.

Исследования по идейным и теоретически-моснованиям в либеральной модели толерантности проделаны более основательно в сфере гуманитарных наук. Но сравнительного системного анализа данных двух моделей в настоящее время пока не обнаружено. Перечислим идейных вдох-новителейлиберальной парадигмы толерантности, програмных произведений авторов и их основных идей: Д. Локк «Послание о веротерпимости», идея прагматизма, относительности истины и общественного договора; Д.С. Милль «О свободе», идея свободы индивида и ненасение вреда другим при реализации своей свободы; Д. Роул-з«Теория справедливости» (1971), «Политический либерализм» (1993), идея равенства при реализации справедливости; К.Поппер «Открытое общество и его враги» (1945), идея эгалитаризма и достоинства человеческого разума.Фило-софскими предтечами стали идеи номинализма в западной философии, эмпиризма Ф. Бэкона, этического формализма И. Канта. Кант подвергая сомнению метафизическую теорию морального абсолюта находит оправдание всеобщей этики в самой человеческой рациональности, в правовой системе понятий, придающим этическим суждениям характер всеобщности. Хомяков М.Б. вскрывает философские и религиозные основания просветительской модели толерантности: «Понятие толерантности (toleration) в философии английского Просвещения имеет отчетливо выраженный протестантский характер, что определяет, в свою очередь, границы его применения. А именно, философским основанием терпимости оказывается эмпиризм (концепция разделения «первичных» качеств вещей, относительно которых возможно лишь одно единственное мнение и качеств «вторичных», существование которых чисто субъективно, а потому не может вызвать нетерпимости и существенных разногласий), экклесиологическим фундаментом -протестантская концепция трансцендентного Бога, не участвующего прямо в Таинствах и обрядах Церкви, происхождение, которых, поэтому - не божественное, но человеческое; юридической основой - отделение духовной власти от светской и абсолютное отрицание возможности любой теократии. Такое понимание по своей природе является антиметафизическим и скептическим. Поэтому подобная модель толерантности не может быть применена в культурах непротестантских, а значит, неприемлема в усло-

виях современной цивилизации» [9, с. 75]. Вывод в целом правильный у Хомякова М.Б., что нельзя универсализировать какой- то один тип цивилизационной толерантности, но, в условиях современного диалога цивилизаций, необходимо искать консенсус между разными типами толерантного диалога. В этом смысле протестан-тско-американская модель диалога является не исключительной по характеру своей миссии, но одной из исторических моделей.

Основных современных теоретиков либеральной модели толерантности перечисляет Касьянова Е.И.: «Традиционно-либеральная парадигма, связана с такими именами, как Сью-занМендус, Джон Хортон, Мэтт Матраверс, Питер Николсон и др. Большинство этих авторов работают в Университете г. Йорк (Великобритания), в самом крупном на сегодняшний день центре исследований толерантности в мире. Эти авторы помещают теорию толерантности, прежде всего, в контекст современной политической философии либерализма, основываясь на работах таких философов, как Джон Роулз, Уилл Кимлика, Роберт Ноцик и др. Слабость этой концепции определяется нечувствительностью этой традиции к вопросам истории и культуры, а потому их произведения неизбежно остаются ограниченными рамками англоамериканской рационалистической культуры» [16]. Классическими в либеральной толеран-тологии стали книги данных авторов: С. Мен-дуса [17], Д. Хортона [18], М. Матраверса [20], М. Уолцера [3], П. Николсона [20]. В целом, в научной литературе выделяются четыре методологических подхода к проблеме изучения либеральной толерантности.

Аксиологический подход к проблеме толерантности рассматривает ее как «ценность-в-себе», в целом только в рамках либеральной демократии. Как пишет С.Г. Ильинская для Г. Мар-кузе - это «цель-в-себе», для Питера П. Николсона - «благо-в-себе»[21]. Идеально-типический подход, опирающийся на идею автономии морали И. Канта, концепцию естественных неотчуждаемых индивидуальных прав человека и теорию общественного договора. Категорический императив Канта (поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом, с теми, кто отвечает тебе тем же) дан людям «прежде всяких основа-

ний» и «безотносительно к благу». Такая моральная конструкция фактически консенсуаль-на и утилитарна. Для последователя этого подхода Д.Роулза толерантность только идеальный тип, теоретическая конструкция в чистом виде невозможная в исторической реальности. Он-толого-историцистский подход разрабатывают- М. Уолцер [3] в своей концепции пяти режимов толерантности, У. Кимлик [22] в теории мультикультурного гражданства, опираясь на ведущую идею равного права людей на средства к достижению счастья Д.С. Милля. Конфликтный подход к толерантности - это восприятие «конфликта ценностей» как нормы в толерантных отношениях, рассмотрение практики борьбы в поле коммуникации как естественной динамики развития феномена толерантности. Если есть вызов одних ценностей по отношению к другим, то значит и есть общее поле их взаимопересечения, взаимных интересов. Концепция «агонистического плюрализма» Ш. Муффа предполагает замену концепта «враг» на концепт «законный соперник» при условии уважении его ценностей, «в признании и легитимации конфликта и отказе от его подавления путем навязывания авторитарного порядка», поскольку, когда не происходит «живого столкновения демократических политических позиций» [23], то возможна замена такого столкновения противоборством между различными формами коллективной идентичности.

Реализация номиналистического подхода в западноевропейской философии, признающего языковое единство теоретических концептов и отсутствия «универсалий» приводит к либеральному плюрализму как основе толерантности. Умеренно реалистический подход, развиваемый в религиозно-философской парадигме мысли приводит к логосному и ценностному монизму, к признанию моральных абсолютов, моральных универсалий как основе целостного мировоззрения, не расколотого номиналистическим плюрализмом. Об этом парадоксе толерантности говорит Волкова Т. Е. в своей работе, в которой обоснована «конфликтогенная сущность синкретического сочетания идейной множественности в аспекте номиналистического восприятия действительности и необходимость для интеграционного процесса формирования идейной основы в аспекте мировоззренческого холизма» [24, с. 14]. Волкова Т. Е. различает два вида толеран-

тности: низший (плюралистический) - терпение, где нет единства людей при сохранении ценности различий и доминировании индивидуалистического блага; высший (холистический) -терпимость, где моральный консенсус достигается при сохранении культурных и мировоззренческих различий нравственной целостности личности в достижении общественного блага как культурной универсалии. Индивидуалистическому либеральному мышлению естественно видеть в коллективных формах самосознания -источники интолерантности. Преодоление коллективизма в мышлении приводит к другой крайности - крайнему индивидуализму, эксклюзио-фобии (боязни фундаментализма). Например, когда сакральные коллективные идентичности (например, цивилизационная) являются причинами глобальных конфликтов, доктрина «конфликта цивилизаций» С. Хантингтона (1993 г.). Но и в традиционном мышлении в рамках национально-культурного и религиозного фундаментализма на уровне массового сознания присутствует повышенная тревожность (алармизм) в отношении вызовов глобализации, подвергающей опасности традиционные ценности и идентичности, что выражается в феномене инклюзи-офобии (боязни конвергенции чужого опыта). Если либеральное мышление считает себя более правым как прогрессивное явление в рамках исторического времени, то традиционное мышление выводит свою правоту в сферу вневременных отношений, аппелируя к Богу. Либеральный тип толерантности интолерантно относится к другим цивилизационным типам толерантности, признавая их подчиненный теоретический и ценностный статус и явно предъявляя требование в нарушении либерального стандарта ценностей. Анализ литературы по незападным типам толерантности показывает что новоевропейский тип толерантности упрощает содержание термина «толерантность», примитивизирует его, тем самым, вызывая культурную неприемлемость в разных цивилизационных мирах. Консенсус в цивилизационном диалоге либеральной толерантности состоит в признании универсальности только либеральных ценностей (уважение к собственности, правам человека, принципу индивидуализма, правовым институтам общества). В отношении нелиберальных ценностей проводится последовательнаяинтолерантность - неприятие эсклюзивизма, универсализма и абсо-

лютизма религиозно-моральных ценностей. Дональд Фримэн сформулировал скрытую либеральную сущность толерантности: «Мы в вас не нуждаемся, нам будет лучше, если вас не будет рядом, но мы будем терпеть вас и оставим вас в покое в той же степени, в какой оставите нас в покое вы» [25].

В целом, можно отметить культурную диалектику двух базовых цивилизационных типов толерантности (либеральной и нелиберальной). Либеральный тип толерантности культурно-исторически генетически связан с нелиберальным типом и стремится к универсальности своего опыта идеологически более выражен-но, нежели традиционная модель. В нелиберальной модели ядро толерантности - религиозно-моральный императив (возлюби ближнего своего и врага своего), в либеральной - секу-лярный императив (принимай различия в силу их относительности в гражданско-правовом обществе). Религиозная культура цивилизаций выстраивает иерархию смыслов толерантности от сакрального уровня до профанного; в пострелигиозной либеральной культуре происходит деконструкция любых смыслов, их деиерар-хизация. Можно говорить о конкуренции двух глобалитетов (идеологий глобализации): традиционного глобалитета, основанного на идее нелиберального интернационализма, защите коллективных прав,политике цивилизацион-ной идентичности, сохранения самобытности ценностей цивилизаций; пострадиционного глобалитета, основанного на идее либерального интернационализма, защите индивидуальных прав и свободы личности, политики муль-тикультурализма, неоколониализма, постмодернизма, космополитизма, консюмеризма.

Таким образом, идеологическая либеральная версия толерантности приходит во внутреннее противоречие с цивилизационным социокультурным укладом общественных отношений, отвечающих за предотвращение межкультурных конфликтов. Цивилизационная этика мировых цивилизаций накопила более глубокий исторический опыт решения межкультурных и межличностных противоречий, чем какая-то одна частная идеологическая версия толерантности, основанная на сугубо западноевропейском культурном опыте. В основе циви-лизационных моделей толерантности в качестве сакрального ядра культурного опыта ле-

жат концепты религиозной толерантности, выработанные исторически в естественном меж-цивилизационном взаимодействии культур и религий, легитимируемые священными текстами. Юровских Н.Г. отмечает важность исследования концептов религиозной толерантности в изучении социокультурного генезиса феномена толерантности в целом. Он пишет: «В Священных текстах мировых религий (Библии, Коране и Трипитаке) толерантность выступает как сущностное свойство верующего человека, созидаемое в нем через общение с Богом и необходимое для него в отношениях с другими людьми. Толерантность трактуется в священных текстах сквозь призму понятий любви к ближнему, милосердия, сострадания, великодушия, долготерпения, выражая тем самым специфику религии» [26, с. 12]. Концепты религиозной и нравственной толерантности задают сакральный образец терпимого отношения в обществе (например, христианская моральная норма - «возлюби врага своего») и обуславливают реализацию других форм толерантности (политической, правовой, педагогической) в общественных отношениях. Юровских Н.Г. указывает на многозначность понятия «толерантность» и раскрывает данный концепт на разных уровнях: как качество личности, моральное правило, принцип деятельности, принцип отношений между индивидами: «Толерантность как качество личности выражает способность индивида к договоренностям, склонность к доброжелательности, доброте, уважению к инакомыслию. Толерантность как моральное правило означает требование исполнения всеобщего нравственного закона, согласно которому следует относиться к человеку как к цели и высшей ценности, а не как к средству. Толерантность как принцип деятельности и поведения указывает на признание множественности равноценных позиций и равенства прав других, согласование и примирение интересов других. Толерантность как принцип отношений между индивидами характеризует стремление к сохранению мира, сотрудничеству индивидов друг с другом, диалогу и компромиссу» [26, с. 12]. Таким образом, концепт толерантности становится универсальным многоуровневым образцом мышления и деятельности в обществе, имеющим свою специфику в разных общественных отношениях и в целом гуманистическую на-

Таблица. Модели цивилизационной толерантности и принципов диалога цивилизаций

Эксклюзивная нелиберальная модель Общие черты двух моделей, возможность цивилизационного компромисса Инклюзивная либеральная модель толерантности

1 2 3

Нелиберальные теории толерантности: теория «всеединства» (B.C. Соловьев, Горин А.Ю.); имперская (И.А. Ильин);онтологической гносеологии (Н. Лосский, С. Франк, С. Трубецкой; ненасилия (Л.Н.Толстой, М. Ганди); исламская (М.Хаттами, Халед Абу-л-Фадл); православная (Дамаскин (Папандреу), Хомяков М.Б.,Панарин А. С.); буддистская(Далай-лама XIV, Нестеркина С.П., Уланов М.С., Бадмаев В.Н.). Признание философско-методологического плюрализма Либеральные теории толерантности: аксиологическая (П.Николсон, Г.Маркузе); идеально-типическая (Д.Ролз); онотолого-историцистская (М.Уолцер, С.Мендус, Д.Хортон); конфликтная (Ж.Лаклау, Ш. Муфф).

Идейные вдохновители: Платон, Иустин Философ, Г. Палама, Ф. Гегель, B. Соловьев, М. Хаттами. Идейные вдохновители: Аристотель, У. Оккам, И.Кант,Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Милль, Д. Роулз,К.Поппер.

Холистический монизм (по Волковой Т.Е.), абсолютность моральных универсалий, достижение общественного блага Моральный консенсус в признании феноменальности разных цивилизационных этик Номиналистический плюрализм, относительность моральных универсалий, достижение индивидуального блага

Религиозно-моральный монизм в метафизическом дискурсе. Экзогенный, экстернальный плюрализм имперской модели толерантности в закрытом обществе (по Кругловой Н.В.) Ограничение культурного плюрализма в аспекте морального монизма и дискурсивного консенсуса Религиозно-моральный плюрализм в позитивистском дискурсе. Эндогенный, интернальныйплюрализм в новоевропейской модели толерантности в открытом обществе

Иерархия смыслов (от сакральных до профанных), доминирование религиозного (метафизического) дискурса Признание конкурентностии различий дискурсов без ущемлений личных и коллективных прав Деконструкция смыслов, доминирование секулярного дискурса

Нелиберальный интернационализм, традиционный глобалитет Легитимностьглобалитетов Либеральный интернационализм, посттрадиционный глобалитет

Защита коллективных прав и самобытности цивилизаций Равенство в диалоге прав друг друга Защита индивидуальных прав и своеобразия личности

Политика цивилизационной идентичности, деколониализации, традиционализма, консерватизма, общественного аскетизма. Многополярность как фактор мироустройства. Признание права народов и личности на собственную логику развития Политика мультикультурализма, неоколониализма, постмодернизма, космополитизма, консюмеризма

Абсолютность категории истинности, неизменяемость и «неосовременивание» категории в дискурсивной практике Уважение мировоззренческих позиций Релятивность, «относительность» истины, диалектический ее характер, сциентизм - фальсифицируемость (опровержимость) и верифицируемость (проверяемость)

Идеология культурно-религиозного фундаментализма Консенсус в деидеологизированном цивилизационном дискурсе Либеральная идеология

Императив общего блага Цивилизационный императив -золотое правило нравственности Императив индивидуального блага

Признание ценности единства с Богом на основе религиозно-морального идеала святости Открытость социальному опыту друг друга Признание ценности различия между людьми на основе гуманизма

Продолжение таблицы

1 2 3

Терпение как сострадание и как религиозный общественный долг Практика ненасильственных методов Признание и уважение иных взглядов, убеждений, традиций, стилей и практик жизни без внутреннего согласия с ними как индивидуальное право

Моральное благополучие и процветание общества в движении к сакральному идеалу Углубление диалога на основе цивилизационных этик и признания цивилизационных идеалов развития Индифферентность к различиям, душевная ригидность, психологическое спокойствие индивидуума в рамках идеала общества «изобилия»

Традиционность, неизменяемость своей позиции Уважение к разным коммуникативным стратегиям диалога Стремление к изменению своей позиции, контактность, мобильность действий

Презумпция культур в многополярном диалоге цивилизаций. Однополярная глобализация либеральногоэтоса.

Инклюзиофобия, клерикализм и фундаментализм Институциональный функционализм Эксклюзиофобия, антиклерикализм

Культура коммуникации, основанная на цивилизационной этике Отказ от манипуляции, тотальности оценок, двойных стандартов Культурная символизация универсальных ценностей (симулякров) как глобальногоэтоса

Практики служения и миссии -«другой как цель общего блага» Признание важности диалектики внутренней и внешней свободы личности и общества Практики манипуляции - «другой как средство в достижении индивидуального блага»

Поддержание традиционных политических моделей цивилизаций Признание политических культур различных народов и цивилизационных систем Поддержание демократии и правопорядка как основы общественного прогресса человечества

Догматическое метафизическое мышление. Непредубежденность к оценке людей и событий Критицизм, адогматическое мышление

правленность. Выделив специфику трех форм цивилизационной толерантности, представим основные тезисы в виде таблицы в приложении к статье. Первая и третья колонка таблицы представляет идеологизированные варианты цивилизационной толерантности (либеральный и нелиберальный), диалоговый их копро-мисс представлен, по возможности, в деидеоло-гизированном дискурсе цивилизационного консенсуса двух форм диалогового мышления.

Таким образом, под понятием цивилизаци-онная толерантность понимается в современности культура общения в целом, культура коммуникации, основанная на следующих ключевых принципах (императивах): философско-методологического плюрализма; морального консенсуса разных цивилизационных этик и идеалов развития; ограничении культурного плюрализма в религиозно-моральной сфере; легитимности моделей глобалитетов; многополярности как фактора мироустройства; циви-лизационной идентичности; золотого правила

нравственности; ненасилия и отказа от манипуляции, двойных стандартов;презумпциии равенства культур в диалоге; эмпатии и гуманизма.

Такое возвышение цивилизационного диалога до сакральной общечеловеческой цивили-зационной культуры и этики - глобальная перспектива выживания человечества, по преодолению духовной деградации, коммуникативного атомизма, дезинтеграции человека в мире. При всей идеологической и теоретической непримиримости либеральной идеологии глобализма и нелиберальных цивилизационных идеологий - будущее человечества зависит от нахождения мирного варианта развития многополярного мира, в котором будет место разным культурно-цивилизационным системам. Конфликтная модель их отношений в силу усиления глобальных вызовов выживания всему человечеству должна смениться консенсуальной моделью, на основе цивилизационной толерантности, на принципах: диалогического сотруд-

ничества, а не системного информационного противоборства; равенства, а не иерархии и доминирования; взаимопонимания, а не отчужденного признания различия. Россия как геополитическая площадка диалога цивилизаций, как мировой лидер диалога в рамках союзов

стран (БРИКС, ЕАС), обладая уникальным опытом цивилизационной толерантности культур - несет глобальную миссию в формировании новой системы многополярного мира цивилизаций, в решении глобальных проблем человечества.

13.12.2014

Список литературы:

1. Горин, А.Ю. Аксиология всеединства В.С. Соловьёва и её влияние на развитие отечественной духовной культуры: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. / А.Ю. Горин. - Саранск, 200В. - С. 12.

2. Горин, А.Ю. Социокультурная динамика современного российского общества и православное сознание. Философско-культурологический анализ [Электронный ресурс] / А.Ю. Горин. - Режим доступа: http://www.pravsarov.su/content/14/ 746/841/844.html. - (Дата обращения: 13.12.2014 г.)

3. WalzerMichael. On Toleration. Lectures on ethics, politics and economy. YaleUniversityPress, 1997. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/terpimost.htm. - (Дата обращения: 13.12.2014 г.)

4. Круглова, Н.В. Толерантность как социокультурная норма (западноевропейский опыт): автореф. дисс. ... д-ра филос. наук: спец. 24.00.01 / Н.В. Круглова. - Санкт-Петербург, 2011.

5. Ильинская, С.Г. Толерантность как категория политической теории: автореф. дисс. . канд. полит.наук: спец. 23.00.02 / С.Г. Ильинская. - Mосква, 2006.

6. Ильин, И.А. О русской идее. [Электронный ресурс] / И.А. Ильин. - Режим доступа: http://www.ladim.org/ st03b4700102.php. - (Дата обращения: 13.12.2014 г.)

7. Панарин, А.С. Православная цивилизация / А.С. Панарин ; отв. ред. О. А. Платонов. - M.: Институт русской цивилизации, 2014. - 124В с.

В. Дамаскин (Папандреу), митрополит Швейцарский. Истина и терпимость в православии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://face-to-face.euro.ru/soder_14.html.

9. Хомяков, M^. Проблема толерантности в христианской философии / M^. Хомяков. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2000. - 62В с.

10. Толерантность религий и цивилизаций. Взгляды ФетхуллахаГюлена / Сост. В.А. Ставицкий, С.И. Табасаранцев. - M.: Экономика, 2012 г. - 303 с.

11. Abou El FadlK The Place of Tolerance in Islam. - Boston, 2002.

12. Халтурина, Д.А. Mосковские мусульмане: Уровень этноконфессиональной толерантности по материалам опроса в мечетях:): автореф. дисс. ... канд. истор. наук / Д.А. Халтурина. - M., 2003 г.

13. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. - M.: Нартанг; Рига: Угунс, 1991. - 103 с. - С. 72.

14. Нестеркин, С.П. Семиотические аспекты религиозной толерантности (на материале буддизма махаяны) / С.П. Нестер-кин // Гуманитарный вектор. - 200В. - №3. - С. 42-45.

15. Уланов, M.C Буддийские ценности и проблема толерантности в современном мире / M.C Уланов, В.Н. Бадмаев // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2013. - № 3 (75). - С. 43-45.

16. Касьянова, Е.И. Толерантность в современной социокультурной ситуации России [Электронный ресурс] / Е.И. Касьянова // Вестник Томского государственного университета. - №312. - 200В. - С. 63. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/tolerantnost-v-sovremennoy-sotsiokulturnoy-situatsii-rossii. - (Дата обращения: 13.12.2014 г.)

17. Mendus, Susan and David Edwards, eds. On Toleration. - Oxford: Clarendon Press, 19В7.

1В. Horton, John and Peter Nicholson, eds. Toleration: Philosophy and Practice. - London: Ashgate Publishing, 1992.

19. Mатраверс, M^. Проблема толерантности в англо-американской философии / M^. Mатраверс // Толерантность ; ред. M^. Хомяков, Т.2. - Екатеринбург: Уральский университет, 2001.

20. Питер П. Николсон Толерантность как моральный идеал / Питер П. Николсон // Хрестоматия по специальной дисциплине «Толерантность в межконфессиональных отношениях». - Екатеринбург, 2007. - С. 4-1В.

21. Ильинская, С.Г. Теория толерантности: проблема выбора методологии. Институт философии Российской Академии наук. [Электронный ресурс] / С.Г. Ильинская. - Режим доступа: http://www.igpi.ra/info/people/ilnnskaya/ilyinskaya.pdf. - (Дата обращения: 13.12.2014 г.)

22. Кимлик, У. Либеральное равенство / У. Кимлик // Современный либерализм. - M.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс - Традиция, 199В. - С. 145.

23. Mуфф, Ш. К агонистической модели демократии / Ш. Mуфф // Логос. - 2004. - №2 (42). - С. 196.

24. Волкова, Т.Е. Социально-философский анализ толерантности как фактора социокультурной интеграции общества: автореф. дисс. канд. философ.наук / Т.Е. Волкова. - Ростов-на-Дону, 2006.

25. Freeman Donald, Richards Jack C. Teacher learning in language teaching. - Cambridge University Press, 1996. - P. 14В.

26. Юровских, Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: автореф. дисс. канд. философ.наук / Н.Г. Юровских. - M., 2005.

Сведения об авторе:

Мишучков Андрей Александрович, старший научный сотрудник Управления научных исследований Оренбургского государственного университета, докторант РУДН по кафедре истории философии, кандидат философских наук, доцент

46001В, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1204, тел. (3532) 729104, е-mail: unitatem@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.