_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
световой раздражитель. Косвенным показателем успешности формирования двигательного навыка в условиях расширения сенсомоторного поля реагирования является высокая моторная стабильность данных показателей (ПСМР и ССМР).
В норме показатели латентного периода ССМР составляют 270^320 мс. Увеличение данного периода в сравнении с исходным до 16% свидетельствует о развитии утомления, до 16^19% наблюдается переутомление, увеличение показателей более 20% свидетельствуют о хроническом утомлении.
Таким образом можно заключить, что интенсивные физические нагрузки на соревнованиях способны приводить к значительному снижению уровня большинства психофизиологических показателей, что в свою очередь свидетельствует о развитии процессов торможения в коре головного мозга, а в некоторых случаях - о прогрессирующем утомлении спортсменов. Оценивая изменения психофизиологических показателей, необходимо корректировать мероприятия восстановительной направленности с целью подготовки спортсменов-лыжников высокой квалификации к следующим соревнованиям. Список использованной литературы
1. Физиология человека : учебник / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова ; под ред. Н. А. Агаджаняна, В. И. Циркина. - 4-е изд. - М. : Медицинская книга, 2003. - 527 с. : ил. - ISBN 5-86093-061-5.
2. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков.
- М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
3. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов.
- М. : ФОН, 1995. - 395 с.
4. Солодков, А.С. Функциональные состояния спортсменов и способы их восстановления : лекция / А.С. Солодков; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2001. - 33 с.
© Баранов С.Н., 2017
УДК 1
В.В. Пчелинова
канд. псих. наук, МГИМО г. Москва, РФ E-mail: [email protected] М.Б. Назаренко
студентка,
Одинцовский филиал МГИМО МИД России Филолого-психологический факультет, 3 курс
г. Одинцово, РФ E-mail: Infinity.rom@ mail.ru
ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
Цель исследования - построение систематики представлений о мире профессий дипломатического профиля. Актуальность изучения профессий дипломатического профессионального профиля связана с поисками вариантов научного описания этого явления и поиска места этих профессий в современной научной картине мира профессий.
Ключевые слова
Картина мира профессий, образ профессии.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
Представляется интересным изучить явления дифференциации и интеграции профессий дипломатического профиля, к которым относятся сотрудники правительственных экстерриториальных (зарубежных) учреждений, сотрудники неправительственных экстерриториальных (зарубежных) учреждений, сотрудники неправительственных учреждений на территории России, участники политических движений и члены политических партий, сотрудники правительственных учреждений на территории России. Целью данного исследования является построение систематики представлений о мире профессий дипломатического профиля. В свою очередь, профессиональная область дипломатического профиля, подчинена формам общественного сознания как «надсистема» - миропонимания и мировоззрения по отношению к международным политическим и экономическим отношениям.
Проектирование представлений о мире профессий дипломатического профиля - это сложный феномен воссоздающего воображения, фиксируемый в общественном и индивидуальном сознании.
Представление - это отражение реальности в виде образов предметов и явлений, остающихся после действия раздражителей, то есть это образы ранее воспринятых предметов или явлений, сохранившиеся в памяти. Именно эти образы являются психическими регуляторами, направляющими поведение на разных этапах профессионального развития личности. Особенно интересно изучить представления с точки зрения действия образов-регуляторов поведения на этапе профессионального старта при выборе профессии дипломатического и родственному ему профиля.
Представление о профессии или образ профессии - личные впечатления, оставившие след в памяти, о видимых профессиональных действиях другого человека или группы людей, а также воображаемые конструкты о работе других, сформированные на базе семантического анализа названия профессии, или построенные по аналогии с уже имеющимися личными впечатлениями, полученными ранее.
Следует заметить, что сфера дипломатической деятельности является достаточно «закрытой» или девизуализированной для абитуриента и студента на ранних курсах обучения. В большинстве случаев выбор дипломатических профессий происходит под воздействием наивной или обыденной картины мира профессий, так как специально она в ходе обучения не формируется.
Наивная картина мира профессий - это образы профессий, выступающие как своеобразные эталоны поведения других людей в реальной действительности, для выполнения необходимых обыденных социальных и профессиональных действий. Как правило, стихийно сложившиеся представления оказываются попутно извлеченными из жизненных впечатлений в ходе собственного развития. Эти представления достаточно легко поддаются перечислению по житейским признакам, и их систематизации идет по критерию личностной значимости. Актуальность изучения профессий дипломатического профессионального профиля связана с поисками вариантов научного описания этого явления и поиска места этих профессий в современной научной картине мира профессий. Современной научной картиной мира профессий занимается экономическая наука, и она состоит из перечня наименований и описаний профессий, входящих в источники трудового права. Эта картина оказывается малодоступна наблюдению профессий как явлений общественной жизни, тем самым уяснение значения которых составляет большую трудность. Не является исключением и область дипломатии.
Научная картина удалена от мира чувственного из-за того, что строится на умозрительных экономических моделях реальной действительности. Модели - описания профессий фиксируемые с помощью канцелярита - особого бюрократического языка. Наивная картина приближена к миру чувственному. В сознании современного человека они не пересекаются. В психологическом плане приближение сознания к модели реальной действительности может осуществляться только через индивидуальное отношение к ней в рамках самостоятельно построенной направленным образом субъективной картины.
Построение субъективных картин и моделей мира дипломатических профессий выступает специальной задачей психологического исследования. Необходимо в конструируемых моделях определить количественный состав отрядов и подотрядов специалистов дипломатического профиля, а также разработать схемы качественного анализа и наметить психологические основания их дифференциации и интеграции.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
В соответствии с Международной классификацией занятий можно выделить следующие группы профессионалов, занятых управленческой и организационной дипломатической деятельностью.
В первой группе оказываются сотрудники правительственных экстерриториальных (зарубежных) учреждений:
1120 Генеральный консул
1120 Дипломатический представитель, посольство 1120 Посол
1120 Представитель, дипломатический 1120 Секретарь, посольство
3439 Исполнительный секретарь, консульское учреждение 3439 Исполнительный секретарь, неправительственная администрация 3439 Исполнительный секретарь, правительственная администрация 3439 Консул
3439 Курьер, дипломатический
3439 Секретарь, исполнительный / комитет
3439 Секретарь, исполнительный / консульское учреждение
3439 Секретарь, исполнительный / неправительственная администрация
3439 Секретарь, исполнительный / правительственная администрация
3439 Служащий, консульский
1210 Директор-распорядитель, организация / экстерриториальные организации 3444 Служащий, иммиграция
Во второй группе сотрудники неправительственных экстерриториальных (зарубежных) учреждений:
1143 Генеральный секретарь, организация Красного Креста
1143 Генеральный секретарь, организация Красного Полумесяца
1143 Генеральный секретарь, организация по защите природы
1143 Генеральный секретарь, организация по особым интересам
1143 Генеральный секретарь, организация по охране окружающей среды
1143 Генеральный секретарь, организация по правам человека
1143 Старшее должностное лицо, гуманитарная организация
1143 Старшее должностное лицо, организация по особым интересам
В третьей группе сотрудники неправительственных учреждений на территории России:
1142 Генеральный руководитель, организация работодателей
1142 Генеральный секретарь, организация работодателей
1142 Генеральный секретарь, профессиональный союз
1142 Президент, организация работодателей
1142 Руководитель, профессиональный союз
1142 Старшее должностное лицо, организация работодателей
1142 Старшее должностное лицо, профессиональный союз
1143 Генеральный секретарь, гуманитарная организация
В четвертой группе участники политических движений и члены политических партий: 1110 Парламентарий 1110 Сенатор
1141 Генеральный секретарь, политическая партия
1141 Председатель, политическая партия
1141 Президент, политическая партия
1141 Руководитель, политическая партия
1141 Старшее должностное лицо, политическая партия
1110 Член конгресса
1110 Член парламента
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
1110 Член совета, городское самоуправление
В пятой группе сотрудники правительственных учреждений на территории России
1110 Глава, государство
1110 Главный парламентский организатор
1110 Государственный служащий, законодательные органы
1110 Губернатор, штат
1110 Министр, правительство
1110 Министр, правительство / младший по положению 1110 Мэр
1110 Президент, правительство
1110 Премьер-министр
1110 Секретарь, государственный
1110 Секретарь, правительство / законодательные органы 1110 Советник, правительство 1110 Спикер
1120 Верховный комиссар, правительство 1120 Генеральный инспектор, полиция
1120 Генеральный руководитель, государственный департамент
1120 Генеральный руководитель, межправительственная организация
1120 Генеральный руководитель, правительственная администрация / региональная
1120 Генеральный секретарь, правительственная администрация
1120 Генеральный секретарь, правительственная администрация / заместитель
1120 Глава полиции
1120 Главный казначей, правительство
1120 Комиссар, пожарная служба
1120 Комиссар, полиция
1120 Министр почтовой связи, правительство
1120 Помощник министра, правительство
1120 Руководитель администрации, городское самоуправление
1120 Руководитель администрации, межправительственная организация
1120 Руководитель администрации, правительство
1120 Руководитель службы регистрации актов гражданского состояния, правительство 1120 Руководитель, государственный департамент
1120 Руководитель, канцелярия <органы государственного управления>
1120 Руководитель, система исправительных учреждений
1120 Секретарь, правительство / незаконодательные органы
1120 Специальный уполномоченный, государственная служба
1120 Специальный уполномоченный, налоговая служба
1120 Старший государственный служащий, правительство
1130 Глава, поселение
1130 Руководитель, поселение
В шестой группе могут быть представители силовых, охранных и контролирующих подразделений, например:
3441 Инспектор, граница 3441 Инспектор, таможня
3441 Служащий, проверка паспортов
3442 Инспектор, налоги
Первоначальный анализ определения количества подгрупп специалистов, дипломатического профиля показывает, что их численность может достигать порядка четырехсот наименований.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы
1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.
2. Международная стандартная классификация занятий: Пер. с англ. - М.: Финстатин-М43 форм, 1998. -352 с
3. Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2010. - № 3. С. 76-87.
© Пчелинова В.В., Назаренко М.Б., 2017
УДК 1
В.В. Пчелинова
канд. псих. наук, МГИМО г. Москва, РФ E-mail: [email protected] М.Б. Назаренко
студентка,
Одинцовский филиал МГИМО МИД России Филолого-психологический факультет, 3 курс
г. Одинцово, РФ E-mail: Infinity.rom@ mail.ru
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
Эмпирическое изучение банка описаний - структурированной целостной картины мира профессий, дает возможность познакомиться по короткому коду с интересующим их описанием в самом кратком виде. В нашей стране такой банк данных отсутствует и его создание представляется нам специальной задачей профессиоведческих исследований.
Ключевые слова
Классификация профессий, психолого-профессиоведческий анализ, дескрипторный анализ,
дескрипторный словарь.
Изучая профессии дипломатического профиля мы видим, что каждой профессии соответствует нормативное описание - квалификационная характеристика, профстандарт и др. В нашем исследовании профессий дипломатического профиля такими источниками стали Международная стандартная классификация занятий, Общероссийский классификатор занятий, Единый квалификационный справочник должностей и др. Все эти документы необходимо проанализировать с единых методологических позиций, чтобы обеспечить качественное и системное описание соответствующих картин - моделей дипломатических профессий в целях профессионального и карьерного ориентирования молодежи, избирающей соответствующую профподготовку. Предполагается провести психолого-профессиоведческий анализ с последующим построением формул профессий всех отрядов специалистов дипломатического профиля. Процедуры формульного описания профессий базируются на универсальной классификации профессий, разработанной ф целях трудового и профессионального ориентирования.
Ниже приведена обзорная схема универсальной классификации профессий, состоящая из 53-х дескрипторов, включающая описания четырех ярусов: предметов, целей, средств и условий труда. Эта схема была разработана на основе 16-ти признаковой классификации профессий Е.А. Климова и была