ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. № 3
в. в. пчелинова
дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда
В статье представлен 53-признаковый буквенно-цифровой дескрипторный словарь (ДС). ДС использовался в эмпирическом исследовании формирования представлений психолога о мире труда и о мире профессий. ДС представляет собой интегрированную картину мира труда в таких категориях анализа профессий, как предметы, цели, средства и условия труда. Шесть психологов классифицировали 2298 профессий с помощью ДС. Анализ данных показал, что все признаки категорий ДС оказались представленными в сознании психологов. У каждого психолога обнаружилось их особое сочетание, названное индивидуальной картиной мира труда. Больше всего различий в этих картинах имеется между представлениями о типах труда и группировками средств труда. Индивидуальные выборы группировок целей и условий труда показывают, что представления психологов имеют сходство.
Ключевые слова: дескриптор, дескрипторный словарь, классификация профессий, представления о мире труда, картины мира труда, картины мира профессий, профконсультирование.
The paper presents the descriptor dictionary of 53-letter-numeric codes (DC). DC was used for empirical study of formation of occupational and labor world pictures by psychologists. DC constitutes the integrated picture of the labor world using such categories of analysis as objects, aims, tools and conditions of labor. Six psychologists classified 2298 occupations using DC. The data analysis showed that all of DC category features were present in psychologists' minds. Each psychologist appeared to have a unique combination of them called an individual picture of labor world. The most difference in the pictures formed by the psychologists' was observed in their labor typologies and in the way they clustered labor tools. The individual choices of clusters of aims and clusters of conditions of work demonstrated similarity.
Key words: descriptor code, dictionary of 53-letter-numeric codes (DC), classification of occupations, labor world pattern, picture of labor world, picture of occupational world, counseling an occupational choice.
Необходимость развития научных основ и методики деятельности психолога, занятого консультированием по выбору профессии (на
Ичелинова вера Бладимировна — ст. преп. кафедры психологии труда и инженерной психологии ф-та психологии МГУ. E-mail: [email protected]
Работа выполнена под руководством докт. психол. наук Е.А. Климова.
уровне индивидуального самоопределения), направляется задачами теории и практики. Опросы об удовлетворенности деятельностью служб занятости, проводимые на протяжении последних лет, показывают, что в разных регионах страны от 40 до 60% обратившихся за помощью к психологам и профконсультантам ею не удовлетворены. Причиной такого положения дел оказывается отсутствие базовой профессиональной подготовки специалистов в области профориентации и профконсультирования на протяжении всей истории нашей страны и как следствие в настоящее время в соответствии с квалификационной характеристикой профконсультантами могут стать лица, имеющие образование в области социальной работы, психологии, педагогики, социологии (Квалификационная..., 1995).
При подготовке психологов недостаточно учитывается то, что мировоззрение психолога, выполняющего работу профконсуль-танта, напрямую связано с представлениями о мире труда и о мире профессий во всем их количественном и качественном своеобразии. Стандарты психодиагностической и психопрофилактической поддержки, внедряемые в систему психологического образования и психологической помощи по выбору/смене профессии, предполагают выполнение деятельности психологом по шаблону. В этом случае стереотипность представлений о мире профессий во многом задается внешней, усредненной, в определенном смысле «чужой» для психолога, а свойственной автору теста картиной мира профессий (Никольская, 1996). Эти обстоятельства тормозят развитие процессов формирования и функционирования «своих» представлений — субъективной картины мира профессий психолога, адекватно отражающей все многообразие мира профессий и специальностей. На базе построения такой картины у психолога есть возможность развернуть профконсультирование как совместную деятельность с клиентом по построению его «я-образа» как субъекта труда. На основе построения и усовершенствования таких картин можно вести и профессиональную подготовку студентов-психологов, проявляющих интерес к этой области деятельности.
Объектом нашего исследования выступили субъективные (мысленные) картины мира труда, представленные в индивидуальном и общественном сознании. Предметом исследования были процессы формирования и усовершенствования картин мира труда, мира профессий и специальностей, их индивидуальных и культурно опосредованных моделей, пригодных в консультативной работе по выбору профессии (в сущности, по руководству выбором профессии).
Цели исследования формулировались как разработка психологически обоснованной системы профконсультирования на основе картин (образов) мира труда, мира профессий и специальностей.
Мы предположили, что: а) целостная дифференцированная картина мира профессий и ее моделей опосредована интегрированным знанием о мире труда; б) картины мира труда и картины мира профессий, представленные в общественном (групповом) и индивидуальном сознании, имеют качественное и количественное своеобразие. В соответствии с проверкой гипотез решались следующие задачи: 1. Анализ научно-практического опыта изучения мира труда, разнообразных профессий (как сложного множества) и построение практически приемлемых и теоретически обоснованных классификаций этого множества объектов. 2. Разработка программы выделения и оценивания признаков профессий, специальностей в целях профконсультирования. 3. Эмпирическое исследование служебной и учебной субъективных картин мира труда психолога (профконсультанта) и студента-психолога. 4. Разработка показателей профессиональной ориентированности участников консультации по выбору профессии. 5. Построение и внедрение в про-фконсультирование процедур освоения консультантом и оптантом функциональных средств анализа профессий и себя как субъекта определенного труда.
Результатом решения первой задачи было построение четырехъярусной 53-признаковой классификации профессий и специальностей в виде схемы и дескрипторного словаря (ДС). Результатом решения второй задачи было составление процедуры дескрипторного (условно-знакового) описания и оценивания служебной картины мира профессий и специальностей и ее моделей, включая составление «формул» профессий. Результат решения третьей задачи описан в виде индивидуальной дескрипторной картины мира труда психолога и состава и структуры субъективной служебной картины мира профессий и специальностей психолога и ее моделей. По четвертой и пятой задачам разработана технология консультирования на основе выявления показателей уровня профориентированности участников этого процесса. В данной статье частично изложены материалы исследования по решению третьей задачи.
Описание дескрипторного словаря
ДС был разработан на основе литер — заглавных русских букв и арабских цифр для описания профессий в знаковой форме. Исходными обозначениями послужили обозначения из классификации Е.А. Климова (1984). Четырехъярусная дескрипторная схема включает 53 классификационных основания и определена как интегрированная картина мира труда на базе исследования классификационных признаков по библиографическим источникам (Климов, Пчелинова, 1997). В табл. 1 эти дескрипторы приведены в буквенно-цифровом виде. Ниже
Таблица 1
четырехъярусная 53-признаковая дескрипторная схема
Признаки труда Дескрипторное обозначение признаков труда
Условия труда АЛ, АН, Н, ИН, К, ИС, ОС, О, К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7, К8, МТ, МР, ЖЗ, ОБ, Б, ОВ, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н8
Средства труда Р, М, А, ПУ, Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5, Ф6, Ф7
Цели труда Г1, Г2, П1, П2, П3, И
Предметы труда П, Т, Ч, З, Х
дано их краткое обзорное житейское описание с примерами профессий, иллюстрирующих каждый признак. Более подробное описание ДС содержится в других наших работах (Гусейнова, Овсянникова, 1989; Пчелинова, 1998).
Нижний, первый ярус содержит обозначения пяти типов профессий с помощью литеры — заглавной русскоязычной буквы по начальной букве названия предмета труда: п — живая природа объединяет в качестве главного ведущего предмета труда такие объекты окружающей действительности, как растения (овощевод), животные (рыбовод), микроорганизмы (микробиолог) или клетки (цитолог). т — неживая органическая материя (геолог) и технические системы (слесарь по ремонту летательных аппаратов), вещественные объекты (чеканщик), материалы (травильщик фольги), виды энергии (физик-экспериментатор). ч — люди (дежурный по станции метрополитена), группы (воспитатель группы продленного дня), коллективы (начальник цеха), общности людей (министр), человек (парикмахер). з — условные знаки (шифровальщик), цифры (брокер), коды (кодификатор), естественные и искусственные языки (лингвист). х — художественные образы (скульптор), условия их построения (искусствовед).
Во втором ярусе обозначены цели (мысленные образы результатов) труда, представлены классы специальностей. Они определяются в зависимости от разнообразных действий, осуществляемых человеком с предметом (объектами) труда. К ним относятся цели гностической оценки — Т1 и гностического оценивания — Т2, которые ведут свое название от древнегреческого гнозис (знание, познание) и предполагают выполнение операций сличения, сортировки (Г1 — сортировщик алмазов), углубления в скрытые связи предметов и явлений (Г2 — психолог-исследователь, инженер-металловед). преобразовательные цели труда: Ш — организации и упорядочивания (инженер-системотехник), п2 — оказания влияния (писатель), воздействия (артист), обработки (токарь-универсал), п3 — обслуживания (официант, проводник по сопровождению животных). и — изыскательные цели. Реализуя их, специалисты осуществляют поиск наилучшего варианта решения преобразующей задачи с одновременными интенсивными оперативными гностическими действиями, сопрягаемыми с требованиями конечного результата труда (скорняк-раскройщик; киносценарист).
В третьем ярусе обозначены средства труда — способы и приспособления, позволяющие получать результат труда. Они составляют отделы специальностей. р — профессии ручного труда (врач-хирург, ювелир-закрепщик),
М — машинно-ручного (машинист локомотива, швея-мотористка), А — автоматические и автоматизированные системы (оператор телевидения), аппараты (аппаратчик по выращиванию дрожжей). ПУ — приборы, устройства, средства передачи речи, усиливающие способности человека (микробиолог, оператор пейджинговой связи, астроном-исследователь). Ф — функциональные, невещественные орудия труда, анализаторы человека (дегустатор чая). Ф1 — простые функциональные речеголосовые проявления в устной разговорной форме (приемщик заказов, водитель автобуса). Ф2 — сложные функциональные речеголосовые проявления в разнообразных формах устной речи (диктор радио, учитель литературы) и ее особых выразительных формах (артист-вокалист-солист). Ф3 — функциональная деловая письменная (научный сотрудник в области физики твердого тела) и построенная на ее основе специальная профессиональная устная речь (прокурор). Ф4 — функциональный мимический (сурдопереводчик) и жестовый язык (дирижер). Ф5 — тело, организм человека как единый функциональный орган (каскадер, балерина). Ф6 — функциональное беспристрастное, справедливое поведение (президент, председатель суда). Ф7 — широкий интеллект и оперативное владение функциональными базами знаний (директор атомной станции, командующий Черноморским флотом РФ).
В четвертом ярусе располагаются самые многочисленные характеристики трудовой деятельности, определяющие предметные и социальные обстоятельства ее выполнения, названные условиями труда и образующие группы профессий. АЛ — строгий алгоритм выполнения трудовых действий (оператор плазмохимических процессов). АН — алгоритм нестрогий (учитель-логопед). Н — разработка новых алгоритмов (летчик-испытатель). ИН — индивидуализированное выполнение трудовых заданий (агент коммерческий). К — коллективная работа (горнорабочий очистного забоя, шахтер). ИС — исполнительская активность (курьер). ОС — организация самодеятельной активности (композитор). О — организация активности других (кинорежиссер). К1 — немногочисленные контакты-согласования (дефектоскопист по ультразвуковому контролю). К2 — многочисленные контакты-соприкосновения (дежурный по вокзалу). К3 — контакты межличностной сопричастности (акушерка). К4 — контакты взаимодействия (второй пилот). К5 — контакты с группой (заведующий кафедрой). К6 — замкнутые контакты (член экипажа подводной лодки, самолета). К7 — многочисленные кратковременные контакты с возможностью неожиданного разрыва структуры общения (продавец лотка мороженного, телефонист междугородной телефонной связи). К8 — двойственные контакты с людьми и животным миром (ветеринарный врач). МТ — материальная ответственность (кладовщик). МР — моральная ответственность (политический обозреватель). ЖЗ — ответственность за жизнь и здоровье (шеф-повар). ОБ — обычная ответственность (расклейщик объявлений). Б — бытовой микроклимат помещения (модельер). ОВ — работа на открытом воздухе (уборщик территорий). Н1 — нарушение потребности в самосохранении из-за риска погибнуть (военнослужащий). Н2 — нарушение потребности в комфорте из-за внезапного появления опасности (проводник пассажирского вагона). Н3 — нарушение потребности в эстетических ощущениях восприятия другого человека из-за наличия у него отклонений от нормы (врач-психиатр, судебный эксперт). Н4 — нарушение
биологических и социальных ритмов жизнедеятельности из-за быстрых изменений часовых и климатических зон (бортпроводник). Н5 — нарушение потребности в гармоничном напряжении умственной и физической деятельности из-за преимущества нагрузок на опорно-двигательную систему (лесоруб). Н6 — соматические нарушения в связи с блокированием общей двигательной активности из-за рабочей позы (водитель автомобиля, парикмахер, оператор ЭВМ). Н7 — нарушение суточного ритма как базового ритма жизнедеятельности из-за работы в ночное время (врач скорой помощи). Н8 — нарушение потребности в естественной экологической связи с окружающим миром из-за наличия физико-химических опасностей (бактериолог, составитель реактивной воды, дозиметрист).
Заметим, что первоначально классификационная схема содержала 52 дескриптора. В ней имел место дескриптор Г, обозначающий понятие «Гностическая цель труда». По итогам исследования вместо него были включены два дескриптора, раскрывающих гностическую цель труда семантически точнее.
Методика
Исследование проходило в два этапа. На первом этапе в нем приняли участие шесть сотрудниц ф-та психологии МГУ в возрасте 23—36 лет. Все с базовым психологическим образованием и интересом к консультированию по выбору профессии. Используя профессиографические описания из энциклопедического словаря «2000 профессий» (1986) и выпусков ЕТКС (Единый., 1998) по схеме дескрипторного оценивания, каждому психологу нужно было выполнить условно-знаковое описание 2298 профессий и специальностей по 52 признакам. В табл. 2 приведен пример выполнения дескрипторной записи. На работу отводилось полгода1.
Таблица 2
Образец заполнения протокола оценивания
Название профессии по списку Дескрипторное описание в виде формулы Дифференцированная оценка предметов труда
П Т Ч З Х
Ювелир-гравер П2; Р, Ф, Ф3; АН; ИН; ОС; К1, К4, К6; МТ; Б; Н6 0 3 1 2 4
Эти материалы получили определение как служебная картина мира профессий и специальностей психолога (профконсультанта). Эта картина является составной частью более широких представлений в виде
1 Мы благодарим за участие в исследовании Е.Э. Журбину, Н.В. Леонову, С.В. Леонова, Г.В. Мартемьянову, О.В. Митину, Л.Ю. Мякоту, И.Н. Овсянникову, Г.Н. Плахтиенко, Н.Н. Третьякова, Т.В. Чудину.
6 ВМУ, психология, № 3
образа мира профессий. Его служебные количественные и качественные очертания насчитывают более 7500 наименований, входящих в национальный классификатор профессий и соответствующих им описаний (Единый..., 1998; Общероссийский..., 2000).
Все шесть психологов пользовались одними и теми же исходными профессиографическими описаниями, однако даже «на глаз» сравнительно-сопоставительный анализ дескрипторных описаний показал, что они содержали важные для каждого психолога различия, своего рода субъективные нюансы, «расставаться» с которыми никто не хотел.
В данном случае мы воочию сталкиваемся с явлениями простых и сложных семантических полей, которыми оперирует психолог при выполнении данного задания. Совокупность его мировоззренческих профессиоведческих знаний, которые выражаются в дескрипторах, «накладывается» на текст и из него, а также из подтекста, который во многом подсказан жизненными впечатлениями, вычленяются сведения, обогащающие представления об анализируемой деятельности.
Математическая подготовка данных для последующей статистической обработки заключалась в следующем: оценки профессии по дескрипторам предметов труда от 0 до 4 переносились в матрицу оценок в неизменном ранжированном виде. Это соответствовало вычленению психологом ведущего предмета труда или типа труда оцениваемой профессии. Дескрипторные оценки целей, средств и условий труда были переведены в бинарный вид: наличие дескриптора фиксировалось единицей, а отсутствие — нулем. Таким образом, была сформирована матрица, включавшая 2298*52 элементов. Матрицы были подвергнуты разбиению на 5 массивов в соответствии с высшими оценками по типу труда. Распределение всего массива данных по типам труда показало явный «перекос» в оценивании профессий и их отнесенности к тех-нономическому типу за счет сигнономичсеких профессий. Открылось плохое знание психологами сфер экономической деятельности, препятствовавшее становлению адекватных представлений и о мире труда, и о мире профессий.
В связи с тем что разброс оценок был велик, стало возможным говорить о субъективном оценивании психологом служебной картины мира профессий и специальностей и о формировании на этой базе его субъективной служебной картины мира профессий и специальностей. При использовании ДС наблюдалось в ряде случаев достаточно устойчивое сходство его применения.
В целях изучения структуры представлений был проведен факторный анализ данных оценивания. Факторизация массива велась в двух направлениях: изучались факторные пространства использования дескрипторов и факторные пространства профессий, специальностей и
должностей, которые подвергались дескрипторному оцениванию. ЭВМ-вариант сокращения оцениваемого массива на базе факторного анализа уменьшился на порядок и представлял собой фактически «ручную» субъективную модель служебной картины мира профессий. Факторный анализ 52 классификационных признаков показал устойчивость многомерной структуры в размере 8—10 групп (как выделенных факторов), соответствующих составу четырех ярусов расширенной классификации. ДС как модель картины мира труда был дополнен понятиями первой и второй гностических целей с включением в дескрипторный словарь знаков Г1 и Г2. Все эти данные позволили говорить об индивидуальной картине мира труда психолога, построенной на базе ДС.
Во втором этапе исследования приняли участие только четыре психолога из шестерых. Для разработки учебной модели картины мира профессий и специальностей психолога использовались четыре матрицы, сокращенные в ЭВМ-варианте. Они были дополнены каждым психологом «вручную». Количественный разброс названий профессий, включенных в сокращенную учебную модель каждым психологом, был разный и включал от 195 до 222 наименований. Учебный список был получен в результате сокращения списка из 2298 наименований каждым психологом самостоятельно. Но количественное сходство совсем не означало сходства содержательного. Полное включение всех профессий коллективно сформированного варианта модели составляло 491 наименование. Каждым психологом с помощью ДС было выполнено оценивание только «своего» массива в целях: а) коррекции индивидуально-личностной проекции, выявившейся при оценивании большого служебного массива, и б) построения учебной модели картины мира профессий психолога (попутно заметим, что впоследствии она была выявлена и составила список из 240 наименований).
Результаты
Проверка гипотезы о том, что построение целостной дифференцированной картины мира профессий и ее моделей опосредовано интегрированным знанием о мире труда, нашла подтверждение. С помощью специально разработанной методики составления «формул» 2298 профессий и специальностей на основе 52 условно-знаковых элементов, совокупно представляющих собой служебную картину мира профессий психолога (профконсультанта). Результатом исследования явилось дополнение ДС. Последующая проверка дополненного ДС на модели служебной картины мира профессий психолога показала его продуктивность как интегрированного функционального средства освоения психологом картины мира профессий.
С помощью частотного анализа удалось получить своеобразное отражение личностной проекции ДС. Индивидуальные дескрипторные картины мира труда четырех психологов представлены на рисунке. На горизонтальной оси по порядковым номерам расположены дескрипторы, а по вертикали — количественные данные частоты их использования при проведении оценивания по индивидуальному сокращенному списку служебной модели психолога. Большие «высоты», отражающие на диаграмме выборы предметов труда по сравнению с выбором других характеристик, обусловлены подсчетом частот совокупных выборов соответствующих дескрипторов в ранжированном виде от 0 до 4. В отличие от них другие дескрипторы «принимали участие» в выборах в бинарном виде, поэтому их «вклад» соразмерен «высоте» — количеству профессий из индивидуального списка.
На рисунке видно, что у первого психолога показатели дифференцированной оценки предметов труда при использовании дескрипторов указывают на большой «крен» в сторону использования дескриптора З, обозначающего выбор сигнономической составляющей в описании предметов труда, хотя в его списке (195 наименований) большинство профессий относились к технономической сфере. Этот феномен отражает специфику индивидуальной проекции психолога как своеобразную генеральную профессиональную направленность личности, свойственную в большей степени психологу-исследователю, чем психологу-практику.
У второго психолога (в его списке 202 наименования) показатели дифференцированной оценки предметов труда при использовании дескрипторов указывают на стремление использовать дескриптор Т, обозначающий выбор технонономической составляющей в описании предметов труда. Это свидетельствует об адекватности индивидуальной
Индивидуальные дескрипторные картины мира труда у четырех психологов. Условные обозначения: первый психолог — штриховая линия, второй — пунктирная линия с точкой, третий — сплошная линия, четвертый психолог — пунктирная линия
проекции психолога по отношению к содержанию профессий, однако частое использование дескриптора П показывает особую личностную приверженность психолога к биономическому типу труда. Этот факт сам психолог объяснил так: «Наверное, я здесь компенсировала мои колебания в выборе факультета: долго не могла решить, куда идти учиться — на биофак или на психологию».
У третьего психолога (227 наименований) показатели дифференцированной оценки предметов труда при использовании дескрипторов указывают на приоритеты в использовании дескриптора п, обозначающего выбор биономической составляющей в описании предметов труда. Также много было и технономических оценок. Объяснение этих фактов психологом было следующим: «По результатам первого оценивания поняла, что плохо знаю мир живой природы. Старалась это положение исправить».
У четвертого психолога (222 наименования) показатели дифференцированной оценки предметов труда при использовании дескрипторов в этом случае указывают на достаточно адекватное отражение имеющихся в обществе видов труда (профессий). Больше всего насчитывается тех-нономических, затем следуют сигнономические, потом — социономи-ческие, биономические и артономические.
При сравнении всех четырех профилей обращают на себя внимание факты полного сходства индивидуальных выборов дескрипторов, обозначающих условия труда, описывающие характер порядка и правил труда. Все четверо чаще всего «приписывают» предполагаемым субъектам труда характеристику АН. Она устойчиво выступает знаком, участвующим в оценивании больше других. Аналогично обстоит дело с характеристиками ИН и Б. При определении варианта ответственности мнения психологов разделились: трое сделали выбор в пользу ОБ, а первый психолог — в пользу МТ. Как показывают профили, по другим характеристикам, выбираемым психологами для оценивания, было больше различий, чем сходства.
Заключение
В оценивании мира труда у каждого психолога, принимавшего участие в нашем исследовании, ярко проявился феномен субъект-ности — активного и пристрастного взгляда на окружающий мир. Исследование приоткрывает завесы «тайн» профессионального сознания этих специалистов. Его результаты показывают, что и картина мира профессий, и картина мира труда каждого психолога обладают индивидуальным своеобразием. Сила этого взгляда в про-фконсультировании может неоднозначно влиять на формирование картины мира труда клиента. Нужно учитывать, что человек, обратив-
шийся за поддержкой к психологу, также имеет сформировавшуюся индивидуально-своеобразную картину мира труда. «Столкновение» этих картин и может признаваться клиентом как «неудовлетворительная» работа психолога. Дальнейшее исследование необходимо вести с опорой на черты сходства картин мира труда у психологов и искать возможные области пересечения их картин с индивидуальными картинами мира труда у клиента. Взгляд психолога на мир труда представляет собой взгляд со стороны развивающейся личности в мире профессий. Участие в процедурах дескрипторного оценивания позволяет психологу перейти с уровня индивидуального воображения на уровень профессионального мышления при решении профориен-тационных задач путем проведения сравнительно-сопоставительных и обобщающих операций.
К великому сожалению, в нашей стране отсутствует трудоведе-ние — соответствующая комплексная дисциплина о труде. Сведения о нем распределены по разным научным отраслям и ведомствам. В образовательном и воспитательном процессах по отношению к подрастающему поколению вообще образовался профессиоведческий вакуум. Не редкость, когда студент-психолог определяет деятельность токаря как «связанную с электрическим током», поскольку ему кажется, что «ток» и «токарь» — однокорневые слова. На этом фоне развитие дескрипторного подхода и включение его как в образовательный процесс, так и в практическую деятельность психолога представляется важной задачей.
Профориентационный подход с использованием ДС успешно внедряется в таких прикладных работах, как составление для военкоматов словаря сходства гражданских и военных специальностей (Боровиков и др., 1994), выполнение классификации РВСН (Третьяков, 1994). Он входит в деятельность педагога-психолога средней школы (Шалавина, 1995) и отражается в изданиях, посвященных профессиональному информированию (Горбунова, Кирилюк, 2010; Лазуткин, 2007).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2000 профессий, специальностей, должностей: Энциклопедический справочник Минск, 1986.
Боровиков А.Ф., Булатов С.М., Булыко В.И. и др. Справочник специальностей (должностей) военнослужащих сержантского и солдатского состава сухопутных войск с учетом их сходства с гражданскими специальностями / Под ред. Ю.М. Забродина, В.И. Лазуткина, В.П. Петрова. М., 1994.
Горбунова М.Г., Кирилюк Е.В. 333 современные профессии и специальности. 111 информационных профессиограмм. Ростов н/Д, 2010.
Гусейнова В.В, Овсянникова И.Н. О культуре решения профконсультационных задач // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе / Под ред. Е.И. Казанцева. Томск, 1989. С. 90—97.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Вып. 1—68. М., 1998.
Квалификационная характеристика профконсультанта // Сборник нормативных и учебно-методических документов по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения. М., 1995. С. 32.
КлимовЕ.А. Как выбирать профессию. М., 1984.
Климов ЕА., Пчелинова В.В. Психология труда и инженерная психология: Программа и учебное пособие по курсу «Психология труда и инженерная психология». М., 1997.
ЛазуткинВ.И. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие по специальному курсу. Одинцово, 2007.
Никольская Н.И. Психодиагностические методики, рекомендуемые для про-фконсультирования // Теория и практика профориентации. Вып. 3. Сер. «Профессиональная ориентация молодежи». Калуга, 1996. С. 85—91.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. М., 2000.
Пчелинова В.В. Основы профессионального самоопределения: Программа и учеб. пособие по курсу «Основы профессионального самоопределения». М., 1998.
Третьяков В.В. Психологическая классификация основных воинских специальностей ракетных войск стратегического назначения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
Шалавина Т.И. Мир труда и профессий. Кемерово, 1995.
Поступила в редакцию 24.12.09