Научная статья на тему 'Подходы к разработке модели оценки управления риском здоровью населения'

Подходы к разработке модели оценки управления риском здоровью населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РИСК ЗДОРОВЬЮ / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / RISK MANAGEMENT / MATHEMATICAL MODEL / THE RISK TO HEALTH / SOCIAL AND HEALTH MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березин И. И., Сучков Вячеслав Владимирович

Определены показатели, характеризующие эффективность управления риском. Разработана математическая модель оценки управления риском здоровью населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Березин И. И., Сучков Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the development model assessment of health risk population

Defined indicators of the effectiveness of risk management. A mathematical model for evaluation of risk management to public health.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке модели оценки управления риском здоровью населения»

ИЮЛЬ №7 (244)

43

роль состоянию среды обитания и здоровья населения в предпосылках и причинах революций и Гражданской войны 1917 в России и открывает новые горизонты изучения и профилактики социальных потрясений общества, в котором необходима консолидация потенциала не только политиков, экономистов и социологов, но и философов, культурологов, историков и врачей для выработки универсальных и многосторонних мер противодействия. В научных исследованиях XXI века необходимо особое внимание уделять проблемам физического и нравственного, духовного здоровья населения, которые определяют вектор развития общества, не меньше, чем объёмы ВВП, курс национальной валюты, инфляция

и показатели потребления населением товаров и услуг. XXI век должен стать веком подлинного гуманизма и эрой милосердия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сорокин П.А. Долгий путь: Автобиографический роман /Пер. с англ. П.П. Кротова, А. В. Липского. Сыктывкар : Союз журналистов Коми ССР, МП «Шыпас», 1991. 304 с.

2. Сорокин П.А. Социология революции. М.: Издательский дом «Территория будущего», РОССПЭН, 2005.704 с.

Контактная информация:

Горбачев Дмитрий Алексеевич, тел.: 8 (916) 637-45-10 , e-mail: [email protected] Contact information:

Gorbachev Dmitrij, phone: 8 (916) 637-45-10, е-mail: [email protected]

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ

И.И. Березин, В.В. Сучков

APPROACHES TO THE DEVELOPMENT MODEL ASSESSMENT OF HEALTH RISK POPULATION

I.I. Berezin, V.V. Suchkov ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Определены показатели, характеризующие эффективность управления риском. Разработана математическая модель оценки управления риском здоровью населения.

Ключевые слова: управление риском, математическая модель, риск здоровью, социально-гигиенический мониторинг.

Defined indicators of the effectiveness of risk management. A mathematical model for evaluation of risk management to public health.

Keywords: risk management, mathematical model, the risk to health, social and health monitoring.

В настоящее время, когда развитие общества происходит в основном на основе рыночных отношений, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается при использовании теории управления риском [1, 5].

Оценка многосредового риска развития канцерогенных и неканцерогенных эффектов у населения проводится для того, чтобы выявить факторы, оказывающие негативное воздействие на здоровье, и в последующем принять необходимые решения по управлению риском [2].

Кузьминым С.В. и соавт. (2010 г.) детально описан системный подход принятия управленческих решений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [5]. Авторы предлагают использовать пять основных модулей системы управления риском для здоровья населения, где определена последовательность действий для решения поставленных задач.

Существуют методические подходы к оценке экономической эффективности управления риском. В качестве показателей для оценки влияния результатов деятельности органов Роспотребнадзора на управление риском здоровью населения используются затраты на реализацию мер по управлению риском (руб. на 1 жителя), выполнение приоритетных задач по управлению риском (процент), интегральный показатель выполнения задач ведомственно-целевых программ (ВЦП) (процент) [3].

Решением поставленной задачи является модель зависимости индивидуального и попу-

ляционного риска для здоровья человека (населения) от этиопатогенетических особенностей вредного действия факторов среды обитания [2].

Цель работы — разработка математической модели оценки управления риском здоровью населения.

Для разработки модели оценки управления риском, необходимо сначала рассчитать за 1-й год суммарный многосредовой канцерогенный риск (ТСШ) и суммарный индекс опасности (ТИП) развития неканцерогенных эффектов согласно действующему «Руководству» [4] по формулам 1—2 и определить наибольший вклад в их формирование всех химических веществ (1) с их канцерогенными рисками (СЯ) и коэффициентами опасности (HQ) по формулам 3—6, поступающих через разные объекты окружающей среды (т) разными путями (п) в организм человека, чтобы в последующем принять управленческие решения, касающиеся именно выявленных факторов риска (см. формулы 1—6).

Затем нужно выбрать те показатели, которые характеризуют мероприятия, проводимые органами Роспотребнадзора по управлению риском здоровью населения. В перечень показателей входят:

1) количество принятых управленческих решений в 1-м году (за вычетом тех, которые отменены по решению суда) (хг);

2) количество вакцинированных лиц в 1-м году (у);

3) затраты на внештатные или внеплановые ситуации в 1-м году, связанные с превышением уровня риска

44

ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (244)

4) количество выявленных проб атмосферного воздуха, воды и почвы с превышением 1 ПДК в 1-м году (?г-);

5) сумма всех среднегодовых концентраций вредных веществ во всех объектах окружающей среды с превышением 1 ПДК в 1-м году (р);

6) сумма всех коэффициентов, превышающих единицу и рассчитанных для всех веществ, обладающих суммацией действия в 1-м году

Для проведения расчётов необходимы дополнительные показатели:

1) общее количество проверок в 1-м году (а);

2) общее количество выявленных нарушений в 1-м году (с учётом тех, по которым управленческие решения отменены по решению суда) (Ь);

3) количество людей, подлежащих плановой вакцинации в 1-м году (сг);

4) общее количество отобранных проб атмосферного воздуха, воды и почвы в 1-м году (й);

5) плановые затраты на управление риском в 1-м году (ег).

Теперь приводим все показатели к единой шкале измерений. Для этого рассчитываем управляемый показатель за 1-й год (УП|) по формуле 7:

к k k k k

ТСЯ. =У СК1 + У CR"123 +У CR m2 j /—I m3 ■ 3 +У CR"123 j /—1 m4 j + Y CRm L-t m5 j (1)

1=1 i j=l i j=l i j=- j=1

ТН1 = YHQ m + YHQ j=i i j=i + YHQ"123 j /—1 i-'m3 j i .j'1 i (2)

CR"m + CR"m23 + CR"m2 3 + CR"m23 + CR"m2

m-i m2 тз mA m5 -•100

TCR

Для химического (3)

вещества HQ"* + HQ"W m- m2 *m3 -100

THI

YCRm Z—i m- j i^HQ-m, j

Для атмосферного M -100 j=1 •100 (4)

воздуха TCR THI

X CRT j 3 j

Для питьевой воды M -100 j=1 •100 (5)

TCR THI

i CRT j ILhq:: 3 j

Для почвы M -100 j=1 •100 (6)

TCR THI

где mj — атмосферный воздух, m2 — питьевая вода, m3 — почва, m4

— открытый водоём, т5 — продукты питания; П1 — ингаляционный

путь, п2 — пероральный путь, п3 — перкутанный (чрескожный) путь;

к — количество химических веществ с канцерогенным эффектом, 1 —

количество химических веществ с неканцерогенным эффектом

Формула математической модели оценки управления риском (М1) выводится следующим образом. Если ТСЯ| + ТШ| > Пр| + 1, то модель оценки управления риском рассчитывается по формуле 9:

/- \1-уп ,

' ПР,. +1 ^ '

M.. =

100

(9)

УП.. =

a+xi

a. + b.

yi

e. + z.

d. - ti di

1

1

1 + P. 1 + si (7)

6

Зная TCRi, THIi и УП можно приступить к определению самой математической модели оценки управления риском. Но для этого необходимо сделать несколько теоретических пояснений. Управление риском — это совокупность всех мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора в i-м году для поддержания фактического канцерогенного риска (TCRi) на уровне приемлемого риска (nPi), причём суммарный индекс опасности (THIi), характеризующий допустимое поступление вредных веществ, не должен превышать единицу. За уровень приемлемого риска принимают 1 случай возникновения заболевания на численность всей экспонируемой популяции в i-м году (POPi). ПР1 вычисляется по формуле 8:

ПР. (8)

. POP.

ч тся, + ТШ, ,

Критериальная оценка: менее 80 % — управление проведено неудовлетворительно; от 80 до 90 % — управление проведено удовлетворительно; от 90 до 99 % — управление проведено хорошо; от 99 до 100 % — управление проведено отлично.

Здесь возможен частный случай: управляемый показатель равен 1 (100 %), а сумма ТСЯ{ и ТЫ1 может быть больше суммы приемлемого риска и единицы в 5 и более раз. Это означает, что какой-то фактор, обусловливающий превышение уровня суммарного многосредового канцерогенного риска и/или суммарного индекса опасности, неу-чтён, и соответственно мероприятия по управлению риском проведены неэффективно.

Если ТСЯ{ + ТЫ1{ < ПР{ + 1, то модель оценки управления риском рассчитывается по формуле 10:

Г \ УП;

I ТТО _1_1 \ '

M.. =

ПР. +1

TCR + THI

(10)

i

В данном случае критериальной оценки нет — управление перевыполнено в М1 раз.

e

c

ИЮЛЬ №7 (244)

45

Применяемая математическая (не статистическая) модель оценки управления риском здоровью населения позволяет определять эффективность проводимых мероприятий и корректировать выполнение их с учётом всех выявленных факторов, обусловливающих превышение суммарного многосредового канцерогенного риска и риска развития неканцерогенных эффектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайцева Н.В., Шур П.З., Бабушкина Е.В., Гусев А.Л. Методические подходы к определению вклада органов и организаций Роспотребнадзора в управление риском здоровью населения //Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 11 (212). С. 11—13.

2. Турбинский В.В., Крига А.С., Ерофеев Ю.В., Новикова И.И., Михеев В.Н. Методические подходы разработки управленческих решений по снижению риска здоровью населения от загрязнения окружающей среды //Здоровье населения и среда обитания: Ежемес. информ. бюллетень. 2010. № 7 (208). С. 18—21.

3. Диконская О.В., Гурвич В.Б., Кочнева Н.И., Заи-кина Т.М., Энгель И.А. Развитие методических подходов

и результаты организации, планирования и оценки деятельности учреждений Роспотребнадзора Свердловской области в системе управления рисками для здоровья населения //Здоровье населения и среда обитания: Ежемес. информ. бюллетень. 2010. № 11 (212). С. 19—25. Р 2.1.10.1920—04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду». М.: ФЦ госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004.

Кузьмин С.В., Гурвич В.Б., Ярушин С.В., Малых О.Л., КузьминаЕ.А. Управление санитарно-эпидемиологической обстановкой с использованием социально-гигиенического мониторинга и методологии оценки риска для здоровья населения //Здоровье населения и среда обитания: Ежемес. информ. бюллетень. 2010. № 11 (212). С. 16—19.

Контактная информация:

Сучков Вячеслав Владимирович, тел.8(846)333-22-92, e-mail:[email protected]

Contakt Information: Suchkov Vjacheslav, phone 8(846)333-22-92, e-mail:[email protected]

-V-

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА О РЕЗУЛЬТАТАХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

С.В. Селюнина1, М.Н. Корсак1, А.М. Скоробогатов2

TO A QUESTION OF FORMATION AND MAINTAINING A FEDERAL INFORMATION RESOURCE OF RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCHES IN THE FIELD OF ENSURING SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING

OF THE POPULATION

S.V. Seljunina, M.N. Korsak, A.M. Skopobogatov

1ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора; 2Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН

В целях повышения продуктивности научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также улучшения взаимодействия научно-исследовательских организаций Роспотребнадзора и РАМН предлагается создать информационную систему на базе федерального информационного ресурса, содержащего результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Ключевые слова: федеральный информационный ресурс, результаты научных исследований. For increase of efficiency of scientific researches in the field of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing of the population, financed at the expense of means of the federal budget of the Russian Federation, and also improvement of interaction of the research organizations of Rospotrebnadzor and the Russian Academy of Medical Science it is offered to create information system on the basis of the federal information resource containing results of research and developmental works. Keywords: federal information resource, results of scientific researches.

Согласно федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Роспотребнадзор обладает огромным научным потенциалом: 29 научно-исследовательских учреждений, в которых работают свыше 4 тыс. научных сотрудников, в числе которых 12 академиков и членов-корреспондентов РАМН, 385 докторов и 1 054 кандидатов наук. На базе научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора на функциональной основе осуществляют дея-

тельность федеральные, межрегиональные и региональные центры по проблемам эпидемиологии, микробиологии и гигиены, а также более 30 референс-центров по мониторингу и лабораторной диагностике инфекционных и паразитарных болезней.

В соответствии с планами научно-исследовательских работ и федеральных целевых программ, государственными заказчиками которых является Роспотребнадзор, другие государственные органы исполнительной власти, в среднем за год выполняется свыше 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). По итогам проводимых научно-исследовательских работ, как правило, оформляются отчеты о выпол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.