УДК 378.147.88
Кострюков А.В., мирошникова Д.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
подходы к рассмотрению креативности в педагогической практике будущих учителей
Успешная профессиональная деятельность учителя зависит от его способности быстро адаптироваться в новых педагогических условиях, приспосабливать свою деятельность в методическом, содержательном и общепедагогическом плане под нужды современного общества. Обязательным условием его профессионального развития является высокий уровень интеллектуального развития и креативности. современная система педагогической подготовки находится на стадии перехода от репродуктивной к субъектно-креативной.
Диапазон проявления креативности в педагогической деятельности выражается в отношении к ученикам, педагогическом поведении, методике обучения предмету, отборе материала и выборе средств и форм его подачи, внеклассной учебной и воспитательной деятельности. однако в отечественной педагогике остались неразработанные вопросы развития креативности будущего учителя на стадии его профессиональной подготовки, и в частности в процессе педагогической практики.
согласно современным исследованиям вопросов креативности и организации педагогической практики, очевидно, сто педагогическая практика как фактор развития креативности будущего учителя иностранного языка относится к числу многоаспектных явлений педагогической действительности и выступает в русле системного, деятельностного, личностного, креативного, аксиологического и оптимизационного подходов как один из компонентов общепедагогической подготовки, как вид практической деятельности студентов и как форма профессионального обучения высшего педагогического образования.
Проведенный сравнительный анализ различных подходов к определению сущности креативности позволил считать, что креативности - это интегральное динамическое свойство личности, обеспечивающее эффективности созидательной действительности будущего учителя, направленной на освоение, передачу, создание профессиональных ценностей и педагогических технологий.
ядром креативного подхода программы развития креативности будущих учителей иностранного языка является стимулирование к творческо-познавательной деятельности, мотивация к совершенствованию профессиональных навыков, а также становление профессионального самосознания, что напрямую связывает креативный подход с преференциально-карьерным подходом, в котором педагогическая деятельности будущего учителя рассматривается с точки зрения выбора индивидуального карьерного пути, средств, методов, форм работы для эффективного достижения поставленной цели.
Ключевые слова: подход, креативность, педагогическое творчество, педагогическая практика, будущий учитель.
В современном мире успешная профессиональная деятельность учителя зависит от его способности быстро адаптироваться в новых условиях, приспосабливать свою деятельность в методическом, содержательном и общепедагогическом плане под нужды современного общества. Известно, что на современном этапе развития общества предъявляются все более высокие требования к качеству подготовки учителя. Обязательным условием профессионального развития является высокий уровень интеллектуального развития и креативности.
Креативность в контексте образовательной системы привлекает все больше внимания зарубежных и отечественных ученых. Несмотря на то, что в современной науке довольно большое количество исследователей занимаются изучением творчества и креативности, не существует единой точки зрения на рассматриваемое понятие, как и единой концепции относительно категорий, связанных с креативностью.
Впервые понятие креативности рассмотрел Дж. Гилфорд, вслед за ним феномен изучался Э.П. Торрансом, А. Маслоу, С. Медником, М. Боденом, и др. Современные ученые, занимающиеся изучением креативности, (Т. Амабайл, К. Робинсон, М. Чиксентмихайи, Е.П. Ильин, Д.Б. Богоявленская, А.П. Тряпицина и др.) рассматривают креативность в концепте актуализации интеллектуальной активности.
Современная система педагогической подготовки находится на стадии перехода от репродуктивной концепции к субъектно-креативной. В связи с этим возникает противоречие между потребностью образовательной системы в квалифицированных педагогах, обладающих высоким уровнем креативности и недостаточной разработанностью методического материала для сопровождения педагогической практики с учетом развития креативности у будущих учителей.
По мнению современных исследователей, педагогическая креативность обусловлена
творческим потенциалом педагога, формирующимся на основе накопленного социального опыта, психолого-педагогических умений и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы, совершенствуя исполнение своих профессиональных функций [8].
Педагогическое творчество определяется как воплощение учителем нестандартных педагогических решений в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса.
Дифференциация понятий творчества и креативности сводится к пониманию креативности как личностной характеристики, а творчество как выражение креативности.
Личная педагогическая креативность находит выражение в профессиональной самореализации учителя через педагогическое и творческое самосознание, формирование собственного творческого и карьерного пути развития, сознательного плана самореализации. Реализация креативности учителя и будущего учителя возможна только через творческую педагогическую деятельность.
Творческий характер педагогической деятельности отмечали многие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухом-линский и другие. В.А. Кан-Калик рассуждал о творческом характере процессуальной стороны педагогической деятельности [2].
Диапазон проявления креативности в педагогической деятельности достаточно широк и может выражаться в отношении к ученикам, педагогическом поведении, методике обучения предмету, отборе материала и выборе средств и форм его подачи, внеклассной учебной и воспитательной деятельности. Уровень креативности учителя в сочетании с его профессиональной грамотностью и накопленным педагогическим опытом обуславливает эффективность проведения урока и усвоения учащимися знаний и практических навыков, а также стимулирует познавательную активность и развитие креативности учащихся. Однако в отечественной педагогике еще не разработаны вопросы развития креативности будущего учителя на стадии его профессиональной подготовки, и в частности в процессе педагогической практики.
В современных исследованиях креативность рассматривается в четырех основных аспектах [7], [9]:
1) процессуальный;
2) личностный;
3) продуктивный;
4) учета среды.
Комплексное изучение креативности будущего учителя в период педагогической практики предполагает оптимизацию условий гармоничного развития во всех четырех аспектах, то есть креативный процесс (профессионально-педагогический и учебный), креативная личность (обладающая достаточно развитым уровнем креативности, высоким уровнем личной и профессиональной мотивации, набором профессиональных качеств и умений), креативный продукт (вышеупомянутые формы выражения креативности в педагогической практике), креативная среда (естественно или искусственно созданные условия гармоничного развития креативности как качества личности).
Общепризнано, что педагогическая практика является неотъемлемой частью системы профессиональной подготовки будущего учителя. Традиционно считается, что педагогическая практика направлена на создание единства между теоретической подготовкой и практической деятельностью будущего учителя.
Опираясь на данные современных исследований вопросов креативности и организации педагогической практики, мы предположили, что педагогическая практика как фактор развития креативности будущего учителя иностранного языка относится к числу многоаспектных явлений педагогической действительности и выступает в русле системного, деятельностного, личностного, креативного, аксиологического и оптимизационного подходов как один из компонентов общепедагогической подготовки, как вид практической деятельности студентов и как форма профессионального обучения высшего педагогического образования.
Системный подход основывается на понимании педагогической практики как сложноор-ганизованной системы объектов. В результате изучения различных источников по организации и проведению педагогической практики, мы выяснили, что структурно-функциональный анализ педагогической практики позволяет считать ее [практику] сложной иерархичной структурой с целью, функциями, подструктурами (системой ценностей, социальными нормами, ролями участников).
Кроме того, применение системного подхода в нашем исследовании обуславливается вышеупомянутой четырехаспектной комплексной структурой изучения креативности.
Деятельностный подход предполагает обучение студентов выбору цели деятельности, ее
Кострюков A.B., Мирошникова Д.В.
Подходы к рассмотрению креативности
планированию, организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке деятельности.
Основным положением деятельностного подхода в русле нашего исследования является положение о ведущей роли креативной деятельности в процессе формирования креативности будущих учителей. Креативной деятельности характерны проблемные, поисковые и исследовательские задачи, творческие проекты, проведение экспериментов, дискуссий, стимулирование перехода от репродуктивной деятельности к продуктивной и субъектно-креативной.
Следует обратить внимание на то, что часто деятельностный подход не учитывает эмоциональный аспект процесса, хотя в современных исследованиях часто связывают креативность с рефлексивными и эмоциональными процессами [6], поэтому деятель-ностный подход тесно связан с личностным.
Личностный подход опирается на формирование личностных качеств, способностей и умений, воли и эмоциональной сферы. Он предполагает стремление выработать индивидуальный стиль деятельности посредством развития положительных качеств личности и нейтрализации негативных.
В креативном подходе центром внимания является творчество и личность. С.А. Крупник отмечает явное преувеличение психологических методов в исследовании взаимосвязи творчества и личности, а также недостаток учета логических и технологических аспектов их интеграции и доминировании интуитивных личностно-ориентированных представлениях [3].
Аксиологический подход позволяет проводить исследование с точки зрения общечеловеческих ценностей и заключается в ценностно-смысловом восприятии практикантами учебно-профессиональной деятельности педагогической практики
Современный образовательный процесс имеет тенденцию ценностно-эмоциональной направленности. Аксиологический аспект проблемы креативности исследуется современными учеными А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелекесовым, В.А. Сластениным, В.С. Агаповым.
При изучении аксиологии креативности В.В. Мороз подчеркивает, что реализация креативного потенциала личности происходит в процессе ценностного взаимодействия преподавателя и студента, а также при свободном выборе содержания и способов познания, ведущих к устойчивой мотивации [5].
Среди условий проявления аксиологического подхода в рамках модели педагогической практики, Г.А. Мелекесов выделяет полноценную организацию и содержание, обеспечивающее базовую подготовку студента, в школах инновационного типа; систематичность и непрерывность практики в течение всего периода профессиональной подготовки учителя; преемственность всех видов практик; реализацию креативно-деятельностного подхода к педагогической практике; формирование ценностного отношения к профессионально значимым умениям, без которых невозможно выполнение педагогических задач; обеспечение субъектной позиции студента, развитие способностей к творческому поиску, новаторскому мышлению [4].
Оптимизационный подход основывается на определении комплекса условий, обеспечивающих достижение максимально эффективного результата при минимально возможных затратах времени и усилий. Применение данного подхода к нашему исследованию обуславливается спецификой проведения педагогической практики при ограниченных ресурсах времени и методических рамках, которых должен придерживаться практикант.
Вместе с тем следует отметить, что в исследованиях методологических подходов в педагогике встречается описание системно-оптимизационного подхода, сущность которого состоит определении оптимального варианта или вариативных образовательных программ, индивидуальных маршрутов, видов образовательной деятельности в соответствии с изменяющимися потребностями обучаемых, перспективами их профессионального роста [1].
Подчеркиваем, что тесная взаимосвязь представленных подходов к изучению креативности будущего учителя в педагогической практике позволяет нам провести комплексный дифференцированный и интегрированный анализ изучаемого явления и сопутствующих качеств. Сложность и неоднозначность понятия креативности обуславливает необходимость применения совокупности методологических подходов для получения наиболее объективной информации, позволяющей создать целостное представление об исследуемом процессе.
Как мы видим, сравнительный анализ различных подходов к определению сущности креативности обнаруживает возможность раскрытия своей научной позиции и обоснования ее на базе теоретического и практического
материала, который был сформирован предшествующими исследователями, сохраняя определенную преемственность их научных идей и концепций.
Поэтому можно считать, что креативность - это интегральное динамическое свойство личности, обеспечивающее эффективность созидательной деятельности будущего учителя, как меру и способ творческой самореализации его в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу, создание профессиональных ценностей и педагогических технологий.
Такой подход к пониманию креативности в педагогической практике, с нашей точки зрения, дает возможность представить ее как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как показатель компетентности педагога и как цель профессионального самосовершенствования.
Реализация креативного подхода в рамках нашего исследования достигается путем комплексного изучения феномена креативности личности в совокупности с другими профессионально значимыми качествами (рефлексия, инновационный потенциал, мотивация,
интеллектуальный уровень), а также в отборе методического материала программы, формах, в средствах и методах его подачи, оценке динамики развития изучаемого явления.
Ядром креативного подхода программы развития креативности будущих учителей иностранных языков является стимулирование к творческо-познавательной деятельности, мотивация к совершенствованию профессиональных навыков, а также становление профессионального самосознания, что напрямую связывает креативный подход с преференциально-карьерным подходом.
«Преференциальный» (от англ. «preferential») в переводе означает «преимущественный, предпочтительный», таким образом, в преференциально-карьерном подходе педагогическая деятельность будущего учителя рассматривается с точки зрения развития профессионально значимых качеств будущего специалиста, выбора индивидуального карьерного пути, средств, методов, форм работы для эффективного достижения поставленной карьерной цели, а также определения индивидуального фактора успешности профессиональной деятельности и карьерной мотивации.
9.12.2014
Список литературы:
1. Алипханова, Ф. Н. Оптимизация педагогической деятельности как фактор эффективной профессиональной подготовки студентов / Ф.Н. Алипханова. - М.: Изд-во «Медиа-Принт», 2010. - 120 с.
2. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В. А. Кан-Калик. - Грозный, 1976. - 287 с.
3. Крупник, С.А. Методологические подходы к предмету педагогики / С. А. Крупник // Педагогика. - 2000. - №4. -С. 21-26.
4. Мелекесов, Г. А. Аксиологическая функция педагогической практики студентов университета / Г. А. Мелекесов // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2011. - №2 (121). - C. 225-229.
5. Мороз, В. В. Креативность как аксиологическая доминанта непрерывного педагогического образования / В. В. Мороз // Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета. - 2014. - №4. - С. 109-119.
6. Сорокина, О. В. Развитие креативности как профессионально-значимого качества личности у студентов-психологов / О.В. Сорокина // Вестник МГОУ. - М., 2010. - №4. - С. 115-120.
7. Уварина, Н. В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе: монография / Н. В. Уварина. - Челябинск: Изд. центр «Взгляд», 2007. - 298 с.
8. Щербакова, Е. Е. Формирование педагогической креативности как фактора профессионального развития студентов / Е.Е. Щербакова // Мир психологии. - 2006. - №1. - C. 142-152.
9. Taylor, C. W. Various approaches to and definions of creativity // The nature of creativity: contemporary psychological perspectives. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - Р. 99-121.
Сведения об авторах:
Кострюков Андрей Всеволодович, профессор кафедры начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики Оренбургского государственного университета,
доктор педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 3403, тел. (3532) 372523
Мирошникова дарья Викторовна, аспирант Оренбургского государственного университета,
ассистент кафедры иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 304, е-mail: [email protected]