ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В.
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова,
г. Москва
ПОДХОДЫ К РАННЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭПИДЕМИОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ОТМЕНЫ ИНТЕРНАТУРЫ
В статье представлены подходы к обучению будущих специалистов эпидемиологов в условиях отмены обязательной интернатуры. Показана необходимость формирования компетенций для дальнейшей работы не только в учреждениях Роспотребнадзора, но и в медицинских организациях, научно-исследовательских институтах и др. Представлены модули для обязательного изучения и вариативной части. Обоснована необходимость изучения таких разделов, как биостатистика, организация работы и функциональные направления деятельности эпидемиологов в системе Роспотребнадзора и медицинских организациях, эпидемиологический надзор за иммунопрофилактикой и оценка ее безопасности и эффективности, эпидемиологический надзор за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи (ИСМП), в медицинских организациях различного профиля, эпидемиологический анализ резистентности основных возбудителей ИСМП к антимикробным препаратам, обеспечение эпидемиологической безопасности в различных медицинских организациях, включая амбулаторно-поликлинические учреждения, эпидемиологический надзор за неинфекционными болезнями, клиническая эпидемиология.
Ключевые слова: эпидемиология; ранняя специализация; профессиональные компетенции;
направления деятельности эпидемиолога; медико-профилактическое дело.
Briko N.I., Mindlina A.Y., Polibin R.V.
First MSMU named after I.M. Sechenov, Moscow
APPROACHES TO EARLY SPECIALIZATION DURING THE TRAINING OF EPIDEMIOLOGISTS
UNDER THE CONDITIONS OF INTERNSHIP CANCELLATION
The article presents approaches to the training of future epidemiologists under the conditions of mandatory internship cancellation. We have demonstrated a necessity to form competences for working not only in Rospotrebnadzor institutions, but also in medical institutions, research institutes etc. This article presents mandatory and elective study modules. We have also shown necessity of studying biostatistics, functional courses of activities of epidemiologists in Rospotrebnadzor and medical institutions, immunization surveillance and estimation of its safety and efficacy, surveillance of healthcare-associated infections (HAIs) in various medical units, epidemiological analysis of resistance of major HAI causes to antimicrobial agents, provision of epidemiological safety in various medical institutions including outpatient clinics, surveillance of noncommunicable diseases, and clinical epidemiology is substantiated.
Key words: epidemiology; early specialization; competencies; fields of professional activities of epidemiologist; preventive medicine.
В основу Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС) положен принцип достижения выпускниками определенных компетенций специалиста [1]. При этом обязательная интернатура с 2016 года будет отменена и, получив диплом о высшем профессиональном образовании, выпускники сразу же, без дополнительной подготов-
Корреспонденцию адресовать:
БРИКО Николай Иванович,
111113, г. Москва, ул. Новогиреевская, 3а,
ГБОУ ВПО 1-й МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава РФ. Тел.: 8 (499) 248-04-13.
E-mail: [email protected]
ки, будут приступать к осуществлению профессиональной деятельности. Это накладывает серьезные обязательства на высшие учебные заведения и определяет необходимость пересмотра некоторых существующих подходов к обучению и поиску новых форм и методов обучения студентов.
Прежде всего, это касается подготовки будущих эпидемиологов, так как спектр направлений деятельности в области эпидемиологии в настоящее время крайне разнообразен и имеет существенные различия в зависимости от места будущей работы. Обучение студентов эпидемиологии в современных условиях должно быть ориентировано на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходи-
мых в будущей профессиональной деятельности не только в органах и учреждениях Роспотребнадзора, но и в медицинских организациях, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения, научноисследовательских институтах эпидемиологического профиля, эпидемиологических отделах и специализированных центрах, осуществляющих работу по профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др.
При этом крайне обширно содержание современной эпидемиологии, ее структура существенно отличается от структуры эпидемиологии 20 века. В настоящее время эпидемиология является одной из наиболее бурно развивающихся дисциплин во всем мире и постоянно увеличивающийся поток новой научной информации не может быть в полном объеме усвоен студентами в рамках изучения обязательных дисциплин. В связи с этим, развитие концепции активного внедрения в образовательный процесс дисциплин по выбору является велением времени. Однако в настоящее время прохождение студентами дисциплин по выбору носит не систематизированный характер и определяется не столько необходимостью формирования профессиональных компетенций, сколько возможностями кафедр. К сожалению, выбор студентами дисциплин по выбору также бывает не столько осознанным, сколько случайным, и определяется множеством различных факторов, чаще всего не связанных с желанием более глубоко изучить будущую профессию. В связи с этим, необходим пересмотр подходов формирования вариативной части учебных планов и дисциплин по выбору.
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «медико-профилактическое дело» имеет ряд положительных моментов. В частности, существенно увеличена трудоемкость изучения эпидемиологии до 15 кредитов, однако это существенно меньше времени, отведенного для изучения гигиены, при том что, как указывалось выше, в настоящее время спектр деятельности эпидемиологов является крайне обширным, и даже 15 кредитов не достаточно для подготовки компетентного специалиста. В связи с этим, Ученым Советом медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова была принята концепция «ранней специализации» в подготовке студентов, обучающихся по специальности «медико-профилактическое дело». Реализация этой концепции возможна за счет вариативной части учебного плана и дисциплин по выбору.
Данная концепция предполагает, что обязательная часть учебного плана ФГОС является неизменной для всех студентов, а вариативная и дисципли-
ны по выбору будут реализовываться по модульному принципу. При этом студент выбирает не отдельные дисциплины, а модуль (направление), и ему предлагается набор дисциплин учебного плана по данному модулю. Ученый Совет медико-профилактического факультета выделил четыре основных направления, по которым будет осуществляться ранняя специализация: гигиена, эпидемиология, общественное здоровье и клинико-лабораторная диагностика. В настоящее время ведется работа над коррекцией учебного плана и разработкой учебно-методических комплексов по дисциплинам.
Современная структура эпидемиологии включает в себя следующие модули (разделы), которые должны входить в обязательную программу:
- Модуль 1. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины.
- Модуль 2. Эпидемиология инфекционных болезней.
- Модуль 3. Госпитальная эпидемиология.
- Модуль 4. Военная эпидемиология и эпидемиология чрезвычайных ситуаций.
- Модуль 5. Эпидемиология неинфекционных болезней.
- Модуль 6. Клиническая эпидемиология. Современная структура эпидемиологии неоднократно обсуждалась на заседаниях Учебно-методической комиссии по эпидемиологии, и проделана большая работа по модернизации преподавания и подготовке учебно-методического обеспечения всех перечисленных выше модулей.
Однако, с нашей точки зрения, для подготовки компетентного специалиста эпидемиолога в условиях отмены интернатуры за счет вариативной части необходимо введение следующих дисциплин, на изучение которых в полном объеме в рамках обязательной программы времени недостаточно:
- биостатистика;
- организация работы и функциональные направления деятельности эпидемиологов в системе Роспотребнадзора;
- эпидемиологический надзор за иммунопрофилактикой и оценка ее безопасности и эффективности;
- организация работы и функциональные направления деятельности эпидемиологов в медицинских организациях;
- эпидемиологический надзор за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи в медицинских организациях различного профиля;
- эпидемиологический анализ резистентности основных возбудителей ИСМП к антимикробным препаратам;
Сведения об авторах:
БРИКО Николай Иванович, профессор, доктор мед. наук, академик РАМН, зав. кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины, ГБОУ ВПО 1-й МГМУ им. И.М. Сеченова. E-mail: [email protected]
МИНДЛИНА Алла Яковлевна, канд. мед. наук, профессор, кафедра эпидемиологии и доказательной медицины, ГБОУ ВПО 1-й МГМУ им. И.М. Сеченова. E-mail: [email protected]
ПОЛИБИН Роман Владимирович, канд. мед. наук, доцент, кафедра эпидемиологии и доказательной медицины, ГБОУ ВПО 1-й МГМУ им. И.М. Сеченова. E-mail: [email protected]
ОМёшта Mediciinn<L=ss T. 12 № 2 2013
35
- обеспечение эпидемиологической безопасности в
различных медицинских организациях, включая
амбулаторно-поликлинические учреждения;
- эпидемиологический надзор за неинфекционными болезнями;
- клиническая эпидемиология.
На вариативную часть ФГОС отводит 20 кредитов. По требованиям Министерства образования на дисциплину должно быть отведено не менее двух кредитов и, соответственно, каждая из этих дисциплин должна быть трудоемкостью два кредита, кроме того, дополнительно следует добавить два кредита на выполнение научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа, с одной стороны, предусмотрена ФГОС, с другой — на ее выполнение выделено настолько мало времени, что реализация этого направления становится формальной.
Утверждение Федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на формирование у студентов определенных компетенций специалиста, диктует необходимость усиления практической составляющей в подготовке студентов.
В настоящее время эпидемиолого-диагностическая деятельность является основной в работе эпидемиологов. Результаты эпидемиологических исследований используются при составлении профилактических программ и для принятия обоснованных клинических решений. Ведущими специалистами в области профилактической медицины эпидемиологические исследования рассматриваются как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить решения проблем здоровья современного общества. В связи с этим, основной целью обучения на медико-профилактических факультетах является подготовка специалиста, владеющего знаниями и умениями по вопросам организации и проведения эпидемиологических исследований и использования принципов доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий, необходимых для использования в будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели студенты должны быть подготовлены, прежде всего, по организации проведения различных видов эпидемиологических исследований, как описательных, так и аналитических (наблюдательных и экспериментальных).
Достижение выпускниками определенных компетенций специалиста требует активного использования всех современных психолого-педагогических технологий, форм и методов обучения. Стратегия развития здравоохранения и науки до 2025 года подразумевает широкое внедрение в практику работы органов и учреждений Роспотребнадзора и медицинских ор-
ганизаций информационных технологий [2]. Соответственно, необходимо широкое внедрение в учебный процесс компьютерных технологий и интерактивных форм обучения. Студент обязан уметь работать со статистическими пакетами, базами данных и информационными системами, особенно важно владеть информационными и компьютерными технологиями будущим эпидемиологам. На кафедрах эпидемиологии следует организовать учебные классы, снабженные современным компьютерным и программным обеспечением по отработке студентами медико-профилактических факультетов практических умений для осуществления эпидемиолого-диагностической деятельности. Для проведения полноценного эпидемиологического анализа эпидемиолог должен уметь использовать различные статистические методы. В связи с этим, мы считаем целесообразным введение дополнительной дисциплины «биостатистика».
Отсутствие интернатуры, программа которой в настоящее время включает практику интернов в органах и учреждениях Роспотребнадзора, диктует необходимость введения дисциплины «организация работы и функциональные направления деятельности эпидемиологов в системе Роспотребнадзора». При изучении этой дисциплины занятия должны проводиться как на кафедрах с использованием различных симуляционных технологий, так и непосредственно на базах органов и учреждений Роспотребнадзора.
Иммунопрофилактика в настоящее время рассматривается как наиболее эффективное профилактическое мероприятие, в реализации которого принимают участие различные организации, а эпидемиологический надзор за иммунопрофилактикой включает в себя много различных направлений. Во многих региональных министерствах и департаментах здравоохранения организованы отделы иммунопрофилактики, что, с нашей точки зрения, требует изучения дополнительной дисциплины «эпидемиологический надзор за иммунопрофилактикой и оценка ее безопасности и эффективности».
В настоящее время программы обучения эпидемиологов в основном ориентированы на подготовку специалистов для работы в органах и учреждениях Роспотребнадзора, однако сегодня все большее число эпидемиологов работают в медицинских организациях, и их деятельность принципиально отличается. В связи с этим, мы считаем, что это направление должно быть существенно расширено за счет введения четырех дисциплин, крайне важных для формирования компетентного госпитального эпидемиолога: «организация работы и функциональные направления деятельности эпидемиологов в медицинских организациях», «эпидемиологический над-
Information about authors:
BRIKO Nikolai Ivanovich, doctor of medical sciences, professor, academician of the RAMS, head of the department of epidemiology and evidence-based medicine, First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov, Moscow, Russia. E-mail: [email protected] MINDLINA Alla Yakovlevna, candidate of medical sciences, professor, department of epidemiology and evidence-based medicine, First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
POLIBIN Roman Vladimirovich, candidate of medical sciences, docent, department of epidemiology and evidence-based medicine, First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
зор за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи в медицинских организациях различного профиля», «эпидемиологический анализ резистентности основных возбудителей ИСМП к антимикробным препаратам», «обеспечение эпидемиологической безопасности в различных медицинских организациях, включая и амбулаторно-поликлинические учреждения».
Эпидемиологи должны быть подготовлены также к осуществлению эпидемиологического надзора за неинфекционными болезнями, который сегодня осуществляется множеством различных учреждений, в том числе различными научно-исследовательскими учреждениями.
Наиболее сложным в реализации является модуль «Клиническая эпидемиология». На сегодняшний день на большинстве кафедр отсутствует единое понимание в отношении необходимости содержательной части и методики преподавания этого модуля. Практически отсутствует методическое обеспечение по преподаванию клинической эпидемиологии.
«Клиническая эпидемиология» является методологической основой доказательной медицины, при этом бывает достаточно сложно при составлении образовательных программ провести грань между содержанием раздела «доказательная медицина» и «клиническая эпидемиология» [3-6].
Целью клинической эпидемиологии является оптимизация процесса диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного пациента на основе результатов оценки лечебно-диагностического процесса с использованием данных эпидемиологических исследований, исключая влияние систематических и случайных ошибок [7].
В задачи клинической эпидемиологии входит, прежде всего, разработка эпидемиологически обоснованных клинических рекомендаций и стандартов диагностики, развития прогноза течения болезни, методов профилактики и лечения.
Задачей изучения клинической эпидемиологии является формирование у будущих врачей представления о том, что каждое решение о проведении профилактических и лечебных мероприятий в отношении конкретного пациента должно базироваться на строго доказанных научных фактах, получаемых в результате различных эпидемиологических исследований [5, 8].
При этом следует отметить, что, если для клиницистов необходимо освоение навыков принятия клинического решения с использованием принципов доказательной медицины, то для студентов медикопрофилактического факультета необходимо более углубленное изучение клинической эпидемиологии, а именно, принципов проведения эпидемиологических исследований и разработки клинических рекомендаций, стандартов диагностики, оценки прогноза течения болезни, методов профилактики и лечения. На медико-профилактическом факультете раздел «Клиническая эпидемиология» может изучаться с позиций дальнейшей деятельности, связанной с разработкой эпидемиологически обоснованных клиничес-
ких рекомендаций и стандартов по диагностике, профилактике и лечению различных заболеваний.
При изучении клинической эпидемиологии, с нашей точки зрения, следует придерживаться следующей структуры:
1. Теоретические аспекты клинической эпидемиологии:
1.1 Клиническая эпидемиология: этапы развития и содержание. История, цель и перспективы развития клинической эпидемиологии.
1.2 Эпидемиологическое обоснование понятий «норма» и «патология» в клинической практике. Оптимизация процесса диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного пациента.
2. Методологические аспекты клинической эпидемиологии:
2.1 Степень доказательности различных видов эпидемиологических исследований.
2.2 Статистические методы в оценке диагностической, лечебной и профилактической деятельности.
2.3 Выявление факторов риска, определяющих развитие заболевания. Эпидемиологическое обоснование профилактических мероприятий и оценка их эффективности.
2.4 Эпидемиологическое обоснование постановки диагноза и прогноза течения заболевания.
2.5 Эпидемиологическое обоснование лечения и оценка эффективности лечебных вмешательств.
2.6 Принципы разработки клинических рекомендаций и профилактических программ.
3. Практические аспекты клинической эпидемиологии:
3.1 Принципы использования результатов клинических эпидемиологических исследований с целью организации системы выявления и учета различных инфекционных и неинфекционных заболеваний.
3.2. Принципы использования результатов клинических эпидемиологических исследований для принятия обоснованного решения по назначению конкретному человеку препаратов для профилактики различных инфекционных и неинфекционных болезней (иммунобиологических препаратов, антибиотиков и других препаратов).
3.3. Принципы использования результатов клинических эпидемиологических исследований для принятия обоснованного решения по назначению конкретному больному препаратов для лечения различных инфекционных и неинфекционных болезней (различные лекарственные средства).
Таким образом, на сегодняшний день, с нашей точки зрения, следует поставить вопрос о необходимости формирования нового специалиста «клинического эпидемиолога», в деятельность которого будут входить разработка и оценка клинических рекомендаций и стандартов по диагностике, профилактике и лечению различных заболеваний, а также персонификация этих направлений с использованием принципов доказательной медицины.
Стратегия развития здравоохранения и стратегия развития науки до 2025 года включает в себя актив-
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
ное развитие вузовской науки и привлечение молодежи к проведению научных исследований. В связи с этим, выпускники должны быть подготовлены не только к проведению рутинных эпидемиологических исследований, но и научных, чему будет серьезно способствовать выполнение научно-исследовательской работы, которая является обязательной для студентов медико-профилактического факультета. Кроме того, привлечению молодежи к научным исследованиям будет способствовать открытие направления «медико-профилактическое дело» в Центре инновационных образовательных программ «Медицина будущего» Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
ЛИТЕРАТУРА:
Структура научно-исследовательской работы должна включать в себя обзор литературных данных по данной проблеме, данные ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа, включая выявленные факторы риска, а также комплекс мероприятий по профилактике данного заболевания. Выполнение научно-исследовательской работы позволит раскрыть способности и определить интересы студентов.
Таким образом, с нашей точки зрения, внедрение концепции ранней специализации по эпидемиологии будет способствовать повышению качества подготовки выпускника медицинских вузов по эпидемиологии.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «специалист»). - М.: Минобрнауки РФ, 2010.
2. Стратегия развития медицинской науки Российской Федерации на период до 2025 года. - М.: Правительство РФ, 2013.
3. Брико, Н.И. Клиническая эпидемиология: история становления и перспективы развития /Н.И. Брико, Р.В. Полибин, А.Я. Миндлина //Меди-
цинский альманах. - 2012. - № 3(22). - С. 28-31.
4. Брико, Н.И. Теоретические и методологические аспекты клинической эпидемиологии /Н.И. Брико, Р.В. Полибин, А.Я. Миндлина //Эпидемиология и вакцинопрофилактика. - 2012. - № 5(66). - С. 8-11.
5. Бащинский, С.Е. О необходимости научно-обоснованной медицинской практики /С.Е. Бащинский //Evidence-Based Medicine и Международный журнал медицинской практики. - 1996. - № 1. - С. 6-11.
6. Гринхальх, Т. Основы доказательной медицины /Т. Гринхальх. - М: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 240 с.
7. Флетчер, Р. Клиническая эпидемиология /Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. - М.: Медиа Сфера, 1998. - 345 с.
8. Evidence-Based Medicine Working Group. Evidence-Based Medicine. A new approach to teaching the practice of medicine //JAMA. - 1992. - V. 268. -
P. 2420-2425.
If