Научная статья на тему '130 лет преподавания эпидемиологии в Первом Московском государственном медицинском университете им. И. М. Сеченова'

130 лет преподавания эпидемиологии в Первом Московском государственном медицинском университете им. И. М. Сеченова Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
430
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАФЕДРА / ЭПИДЕМИОЛОГИЯ / ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / ИННОВАЦИИ / DEPARTMENT / EPIDEMIOLOGY / EVIDENCE-BASED MEDICINE / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Брико Николай Иванович

В статье изложены исторические аспекты преподавания эпидемиологии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, приведены краткие итоги деятельности кафедры эпидемиологии и доказательной медицины за последние годы. Намечены перспективные направления деятельности кафедры и представлены инновации в обучении студентов по профилю эпидемиология на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

130 years of teaching epidemiology in the First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov

The article describes the historical aspects of the teaching of epidemiology in the First MGMU them. IM Sechenov, summarizes the results of the activities of the department of epidemiology and evidence-based medicine in recent years. Outlined prospective activities of the department and presented innovations in teaching students the profile epidemiology for the future.

Текст научной работы на тему «130 лет преподавания эпидемиологии в Первом Московском государственном медицинском университете им. И. М. Сеченова»

УДК Б1Б-03Б.22:Б1:37ВГ091¥470-251

130 ЛЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ПЕРВОМ МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. И.М. СЕЧЕНОВА

Н.И. Брико,

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова»

Брико Николай Иванович - e-mail: briko@mma.ru

В статье изложены исторические аспекты преподавания эпидемиологии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, приведены краткие итоги деятельности кафедры эпидемиологии и доказательной медицины за последние годы. Намечены перспективные направления деятельности кафедры и представлены инновации в обучении студентов по профилю «эпидемиология» на будущее.

Ключевые слова: кафедра, эпидемиология, доказательная медицина, инновации.

The article describes the historical aspects of the teaching of epidemiology in the First MGMU them. I.M. Sechenov, summarizes the results of the activities of the department of epidemiology and evidence-based medicine in recent years. Outlined prospective activities of the department and presented innovations in teaching students the profile epidemiology for the future.

Key words: department, epidemiology, evidence-based medicine, innovation.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В течение длительного времени эпидемиология была неотделима от клинической медицины, и основы профилактики и борьбы с «контагиозными» болезнями излагались на разных кафедрах Императорского Московского университета. Основоположники клинической медицины - С.Г. Зыбелин, П.Д. Вениаминов, И.Е. Дядьковский, Г.А. Захарьин - уделяли большое внимание этим проблемам и лично принимали участие в борьбе с эпидемиями холеры, чумы, дифтерии, дизентерии. Начало преподавания эпидемиологии в Императорском Московском университете было положено в 1768 г., когда С.Г. Зыбелин выступил с актовой речью («Словом») «О пользе прививной оспы и о преимуществе оной перед естественной с моральными и физическими воздержаниями против нездравомыслящих».

В XIX веке преподавание избранных вопросов эпидемиологии стало проводиться на кафедре анатомии, физиологии и судебно-врачебной науки. Особенно плодотворной деятельность этой кафедры в области изложения вопросов борьбы с заразным болезнями стала с приходом в 1813 г. Е.О. Мухина, который принимал активное участие в борьбе с оспой и холерой. В дальнейшем преподавание вопросов эпидемиологии было связано с профессорами Императорского Московского университета М.Я. Мудровым и И.Е. Дядьковским, которые обобщили опыт русских врачей во время эпидемии холеры в России 1830-1831 гг. в сочинении под названием «Трактат о повально-заразительной болезни холере» [1].

Начиная с 1894 г. на медицинском факультете Московского университета основы профилактики и борьбы с эпидемиями излагались уже в самостоятельном учебном курсе, который проводился на объединенной кафедре гигиены, эпидемиологии, медицинской полиции и медицинской статистики. Первый заведующий

кафедрой гигиены Московского университета проф. Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг.) уделял большое внимание не только вопросам гигиены, но и эпидемиологии. В своем фундаментальном труде «Руководство к гигиене» он обобщил известные к тому времени данные по эпидемиологии и объединил группы заразных болезней по способу их распространения, а также дал достаточно подробное описание каждого варианта передачи [2]. Работа Ф.Ф. Эрисмана отражала передовую систему взглядов, господствовавших в медицине накануне великих бактериологических открытий. В 1875 г. он впервые в истории выдвинул идею о возможности ликвидации инфекционных болезней: «История дает нам надежду, что благодаря всеобщему распространению образования, улучшению социальных условий и развитию науки удастся все более и более оттеснить на задний план и наши господствующие эпидемические болезни, а может быть, и вовсе освободить от них род человеческий».

Дальнейшее расширение преподавания эпидемиологии в университете было связано с развитием бактериологии, которая вначале преподавалась факультативно при кафедре гистологии, а с 1895 г. стала обязательным предметом клинического преподавания. Однако уже в 1911 г. на медицинском факультете по предложению ректора Московского университета были созданы эпидемиологические курсы для врачей, а с 1913 по 1916 г. - приват-доцентский курс эпидемиологии, который читал санитарный врач А.Я. Раммуль. В качестве образца программы обучения использовалась программа курсов Императорского Института экспериментальной медицины (Санкт-Петербург), включавшая бактериологическое исследование воды, бактериологическую диагностику холеры, чумы, брюшного тифа, а также дезинфекцию, дератизацию и дезинсекцию.

В первой трети XX века в России, после проведения реформ в области профессионального образования, преподавание эпидемиологии было организовано на специальных кафедрах санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов, а также в большинстве институтов усовершенствования врачей. Этому ключевому моменту в истории отечественной эпидемиологии предшествовал ряд событий. На Всесоюзном совещании профилактических кафедр, состоявшемся 27-28 мая 1928 года в Ленинграде, было принято решение, одобряющее выделение эпидемиологии в самостоятельный предмет преподавания. Выступающие отмечали положительный опыт постановки учебного процесса в Одесском медицинском институте, где впервые в 1920 г. была организована самостоятельная кафедра эпидемиологии. Это была первая подобная кафедра в мире. Организовал ее выдающийся ученый и активный практический деятель Д.К. Заболотный (1866-1929 гг.), который осуществил много ценных клинических, микробиологических и эпидемиологических исследований, касающихся чумы и холеры, сифилиса и сыпного тифа.

Приоритет в выделении эпидемиологии в самостоятельную медицинскую дисциплину также принадлежал Д.К. Заболотному. Его по праву можно назвать основоположником отечественной эпидемиологии. Д.К. Заболотный написал первый учебник по эпидемиологии, его книга «Основы эпидемиологии», изданная в 1927 г., представляет собой первое в мире систематизированное руководство по данной дисциплине.

В июне 1930 года на основании постановления ЦИК и СНК СССР «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов» медицинский факультет Московского университета был реорганизован в самостоятельный Первый Московский медицинский институт, в составе которого было сформировано два факультета: лечебно-профилактический (в последствии - лечебный) и санитарно-профилактический, переименованный в 1935 году в санитарно-гигиенический. Самостоятельная кафедра эпидемиологии была сформирована в 1931 году. В этом же году Л.В. Громашевским была открыта кафедра эпидемиологии в Центральном институте усовершенствования врачей. Начиная с 1932 г., санитарно-гигиенические факультеты открыли во многих медицинских институтах, в их состав вошли кафедры эпидемиологии.

Основателем и первым руководителем кафедры эпидемиологии в Первом Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова был профессор Н.Н. Клодницкий (1868-1939 гг.), один из крупнейших отечественных эпиде миологов. Развитие кафедры, совершенствование преподавания осуществлялись параллельно с формированием эпидемиологии как науки. На протяжении всей истории существования кафедра являлась головной в определении методологии преподавания эпидемиологии, структуры и содержания дисциплины, а также конечных целей ее изучения [3].

Сегодня задачей кафедр эпидемиологии является подготовка специалистов-эпидемиологов нового поколения, владеющих всем спектром эпидемиологических исследований в области как инфекционной, так и неинфекционной патологии, способных выявлять причины и факторы риска заболеваемости населения и разрабатывать научно обоснованные направления профилактики болезней человека.

В связи с этим кафедрой эпидемиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова была поставлена задача разработать учебно-методический комплекс, включающий образовательные программы и руководство к практическим занятиям по новому курсу: «Общая эпидемиология с основами доказательной медицины», с учетом современных требований к преподаванию эпидемиологии в Европе и мире. Анализ программ преподавания эпидемиологии специалистам различного профиля в отдельных странах Европы и в мире показал, что эпидемиология традиционно входит в магистерские программы подготовки врачей лечебного и профилактического профиля, врачей-стоматологов, медицинских сестер и др. Кроме этого, во многих странах существуют магистерские программы по специальности «Эпидемиология». В дополнение к классическим магистерским программам все более широко развивается додипломное образование и докторские программы по эпидемиологии.

В структуре современной эпидемиологии можно выделить модули, являющиеся по сути отдельными дисциплинами, такие как «общая эпидемиология», «эпидемиология инфекционных болезней» (которая в свою очередь также делится на общую и частную), «военная эпидемиология», «эпидемиология неинфекционных болезней». При этом в эпидемиологию инфекционных болезней входят «вакци-нология», «дезинфектология», «паразитология», которые также являются по большому счету отдельными дисциплинами. В последние годы сформированы такие направления, как госпитальная эпидемиология и клиническая эпидемиология [4].

Изменение парадигмы преподавания эпидемиологии обусловлено: современными достижениями медицинской науки, развитием теории и практики эпидемиологии, потребностями практического здравоохранения и, наконец, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Соответственно, и преподавание эпидемиологии инфекционных болезней требует «нового взгляда», концептуального развития и существенного обновления по форме и содержанию. Преподавание общей эпидемиологии инфекционных болезней должно отражать новые теоретические обобщения. В преподавании частной эпидемиологии инфекционных болезней требуются расширение по возможности и изменение перечня изучаемой инфекционной патологии в соответствии с тенденциями изменений структуры заболеваемости инфекционными болезнями. Особое внимание следует уделять новым, возникающим, возвращающимся инфекциям, патогенетической связи инфекционной и неинфекционной патологии, эволюционным изменениям эпидемических процессов различных групп инфекционных заболеваний и отдельным нозологическим формам в условиях изменяющейся природной и социальной среды [5].

Методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования, что подчеркивает значимость и необходимость преподавания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки специалистов-эпидемиологов. Результаты проведенного анализа были использованы для разработки программ нового курса по общей эпидемиологии с основами доказательной

медицины для студентов медико-профилактических и лечебных факультетов, утвержденной Минобрнауки России. Для ее реализации сотрудниками кафедры подготовлено учебное пособие «Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины» (под редакцией В.И. Покровского и Н.И. Брико), выпущенное издательской группой «ГЭОТАР Медиа». Данное руководство стало первым в нашей стране, оказалось чрезвычайно востребованным и актуальным и выдержало уже два издания.

В руководстве изложены материалы, направленные на приобретение студентами базисных знаний и умений при организации и проведении эпидемиологических исследований и использовании принципов доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий. Особое внимание уделено специфике эпидемиологических исследований инфекционной и неинфекционной патологии, а также оценке эффективности и безопасности лечебных, профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований. Для внедрения навыков поиска и критического анализа информации приведена методология работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными системами, принципы составления систематических обзоров и мета-анализа.

Доказательная медицина является результатом соединения разных методологических подходов в медицине, прежде всего эпидемиологического и клинического. Они являются взаимно обогащающими, поскольку преследуют общую цель - установить причины болезней и создать эффективные средства лечения и профилактики. При этом методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования, что подчеркивает значимость и необходимость преподавания эпидемиологии в медицинских вузах и подготовки специалистов-эпидемиологов.

Широкое применение эпидемиологических исследований в клинике на рубеже 80-90-х годов ХХ века привело к формированию так называемой клинической эпидемиологии, задачей которой первоначально явилась разработка методологических основ, принципов и методов проведения клинических исследований. В последующем границы клинической эпидемиологии значительно расширились, и объектом ее исследований стал больной человек. Формирование клинической эпидемиологии связано с потребностью расширения научной базы медицинской практики, желанием дать эпидемиологическое обоснование принятию клинических решений в области диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного больного, основываясь на данных популяцион-ных исследований. Задачей клинической эпидемиологии прежде всего является разработка эпидемиологически обоснованных клинических рекомендаций и стандартов диагностики, развития, прогноза течения болезни, методов лечения и профилактики [6]. Данные, получаемые в эпидемиологических исследованиях, применимы также для эпидемиологического обоснования профилактических программ в отношении инфекционных и неинфекционных болезней.

Эпидемиологические исследования помогли установить роль курения в развитии рака легкого, расшифровать ряд распространенных генетических заболеваний крови, изучить распространенность сердечно-сосудистых и профессиональных заболеваний, разработать профилактические программы и, наконец, сформировать государственную политику охраны здоровья населения. Поэтому вполне закономерно, что в паспорте ВАК РФ научной специальности 14.02.02 «Эпидемиология» среди направлений исследования имеются и такие, как «использование эпидемиологических методов исследования для изучения закономерностей возникновения, распространения и прекращения массовой заболеваемости людей неинфекционными болезнями во взаимосвязи с их биологическими, природными и социальными детерминантами» и «разработка и усовершенствование методов».

Междисциплинарность целого ряда проблем выдвигает необходимость активного внедрения в учебный процесс интегративных дисциплин по выбору. Учитывая, что профилактика социально значимых болезней, таких как ВИЧ-инфекция, инфекции, передаваемые половым путем, и туберкулез, является задачей специалистов лечебной и профилактической служб (врачей-эпидемиологов и клиницистов), нами (кафедрами эпидемиологии и доказательной медицины, инфекционных болезней, микробиологии, вирусологии и иммунологии, фтизиопульмоноло-гии) совместно разработаны интегративные дисциплины по выбору «Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции» и «Эпидемиология и профилактика туберкулеза». Совместно с кафедрой кожных и венерических болезней создан учебно-методический комплекс «Клиника, эпидемиология и профилактика болезней, передаваемых половым путем».

Совместно с сотрудниками кафедры инфекционных болезней впервые созданы комплексные междисциплинарные учебники «Инфекционные болезни и эпидемиология» (3 учебника) для использования на разных уровнях подготовки медицинских работников - медицинских сестер и фельдшеров, специалистов с высшим образованием по специальности «Сестринское дело», врачей по специальности «Лечебное дело», а также контрольные тестовые задания.

Все вышеперечисленные образовательные материалы в настоящее время широко используются в учебном процессе в медицинских вузах, училищах и колледжах Российской Федерации. Результаты проделанной работы вносят существенный вклад в совершенствование среднего и высшего медицинского образования в стране и являются необходимым условием процесса интеграции в европейскую систему высшего и среднего медицинского образования. Вполне закономерным явилось присуждение в 2009 г. коллективу авторов премии Правительства Российской Федерации в области образования.

За последнее время кафедрой эпидемиологии была проведена большая работа по совершенствованию Государственного образовательного стандарта по специальности «Медико-профилактическое дело», являющегося основой системы подготовки выпускников. Данный вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Проблемной учебно-методической комиссии по эпидемиологии, председателем которой он является. Были

разработаны конкретные предложения по содержанию нового Государственного стандарта. В рамках заседаний Проблемной учебно-методической комиссии по эпидемиологии проведен ряд всероссийских мероприятий:

- конференция, посвященная 100-летию со дня рождения И.И. Елкина (25 октября 2003 г.);

- конференция по обмену опытом преподавания эпидемиологии в медицинских вузах страны (16 апреля 2004 г.);

- заседание Проблемной комиссии с обсуждением вопросов преподавания эпидемиологии в свете подписания Болонской декларации (9 июня 2005 г.);

- 75 лет кафедре. Всероссийская конференция «Эпидемиология - основа доказательной медицины» (20 октября 2006 г.);

- 80 лет кафедре. Всероссийская конференция «Актуальные проблемы эпидемиологии на современном этапе» (13-14 октября 2011 г.).

В итоговом документе саммита «Большой восьмерки», проходившем впервые под председательством России, одной из главных тем обозначена борьба с инфекционными болезнями, представляющими глобальную опасность. Широкое использование в учебном процессе разработанных уникальных комплексных междисциплинарных материалов несомненно будет способствовать решению этой задачи.

На сегодняшний день достаточно остро стоят задачи изучения и внедрения мирового опыта подготовки специалистов при сохранении и умножении отечественных традиций преподавания эпидемиологии. Преподавание должно быть построено на фундаментальных основах дисциплины, учитывать преобразования в практической сфере, ориентироваться на перспективу, отражать тенденции развития эпидемиологии как науки, медицины и общества в целом.

В соответствии с новым ГОСТом подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности. В последние годы существенно расширился спектр направлений профессиональной деятельности в области эпидемиологии и имеются существенные различия в ее содержании в зависимости от места будущей работы эпидемиологов. Профессиональные компетенции должны быть сформированы для работы в органах и учреждениях Роспотребнадзора, медицинских организациях Минздрава России, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля Роспотребнадзора, РАН, Минздрава России, эпидемиологических отделах и специализированных медицинских центрах, осуществляющих работу по изучению эпидемиологии и профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др. В связи с этим еще большее значение приобретает координация среднего медицинского образования, дипломной и постдипломной подготовки специалистов в соответствии с потребностями здравоохранения. Сегодня возникла проблема с подготовкой среднего медицинского персонала профилактического направления (помощник эпидемиолога, дезинфектоло-га и др.). Число подобных специалистов резко сократилось

в последние годы, а потребность в них велика как в учреждениях Роспотребнадзора, так и в медицинских организациях.

Подготовка компетентного специалиста требует помимо рутинных психолого-педагогических технологий (тестовый контроль, решение ситуационных задач, работа в малых группах, деловые игры, выполнение индивидуальных самостоятельных работ и др.) широкого внедрения и активного использования в учебном процессе компьютерных технологий и интерактивных (в том числе дистанционных) форм обучения. Студент обязан уметь работать со статистическими пакетами, базами данных и информационными системами. Особенно важно будущим эпидемиологам владеть информационными и компьютерными технологиями. На кафедрах эпидемиологии следует организовать учебные классы, снабженные современным компьютерным и программным обеспечением по отработке студентами медико-профилактических факультетов практических умений для осуществления эпидемиолого-диагностической деятельности. На кафедре эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова ведется работа по созданию Федерального симуляционного центра по приобретению практических навыков в области эпидемиологии. На сегодняшний день создана учебная база данных, включающая реальные данные о заболеваемости инфекционными болезнями за 15 лет по различным субъектам Российской Федерации и по Москве. Сформирован файл-генератор заданий для проведения занятий со студентами по методикам проведения ретроспективного эпидемиологического анализа, в том числе с использованием компьютерной обработки данных.

Вопросам отработки практических умений посвящено специальное заседание Учебно-методической комиссии по эпидемиологии, так как, с нашей точки зрения, целесообразно создание Всероссийского центра по отработке практических умений в области эпидемиологии.

Для отработки умений и навыков коллективом кафедры разработаны и изданы:

- «Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней» (2005, 2007 гг.);

- «Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины» (2008, 2012 гг.);

- «Эпидемиологическая хрестоматия» (2011).

Эти учебные пособия, помимо информационного материала, содержат тестовые задания и ситуационные задачи для изучения всех видов деятельности врача-эпидемиолога. В 2013 г. по инициативе нашей кафедры разработан и издан первый межкафедральный учебник по эпидемиологии для студентов медико-профилактических факультетов. Также разработан и издан межкафедральный сборник тестов и ситуационных задач.

Эпидемиологические исследования неинфекционных болезней проводятся главным образом научными учреждениями клинического профиля: онкологическими, кардиологическими, психиатрическими и т. д. В научном плане эпидемиология неинфекционных болезней представлена исследованиями по отдельным нозологиям или

группам неинфекционных болезней, проводимыми чаще всего не эпидемиологами, а исследователями других специальностей, поэтому такие исследования в основном носят фрагментарный характер и не лишены методологических ошибок. Кроме того, эпидемиология большинства неинфекционных болезней в основном носит описательный характер, тогда как их причины и патогенез изучены недостаточно. Лишь для некоторых групп болезней, в частности сердечно-сосудистых, разработаны общие гипотезы, объясняющие причины и механизм их распространения, и некоторые профилактические программы. Сегодня является актуальным: поиск общих закономерностей эпидемического распространения неинфекционных болезней, т. е. создание теоретической основы этой дисциплины (раздела эпидемиологии); разработка и создание информационно-аналитических систем и систем управления; переход от медицинской статистики - к системам типа эпидемиологического надзора (клинико-эпидемиологи-ческого мониторинга) за отдельными неинфекционными заболеваниями и всей соматической патологией; от отдельных профилактических мероприятий и программ -к системе управления заболеваемостью населения.

Не менее важной задачей является разработка концепции преподавания эпидемиологии неинфекционных болезней и методическое обеспечение данного модуля, а именно создание учебных пособий как для студентов, так и для преподавателей. Модуль «Эпидемиология неинфекционных болезней» вошел в образовательную программу и учебник по эпидемиологии для студентов по специальности «Медико-профилактическое дело». На сегодняшний день заканчивается работа по созданию единого учебно-методического комплекса по данному модулю с выделением 5 основных тем: эпидемиология и профилактика сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, поведенческих и психических расстройств, экологически обусловленных заболеваний, сахарного диабета.

По каждой теме разрабатываются примерные лекции, тесты, ситуационные задачи, учебные пособия, методические рекомендации для преподавателей и студентов. Эта работа ведется в рамках Учебно- методической комиссии по эпидемиологии совместно с педагогическими коллективами кафедр Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Омской, Пермской, Кемеровской и Нижегородской медицинских академий, Северо-Западного медицинского университета. Такая интегративная деятельность позволит выработать единый методологический подход к преподаванию довольно сложного и нового для нас раздела эпидемиологии. Раздел «Эпидемиология неинфекционных болезней» включен сегодня в состав обязательных дисциплин образовательных программ подготовки по специальности «Эпидемиология» в интернатуре, ординатуре и аспирантуре.

Вместе с тем практический аспект эпидемиологии неинфекционных болезней по-прежнему остается в наиболее удручающем положении. В структуре органов и учреждений Роспотребнадзора и здравоохранения отсутствуют подобные специалисты. Сфера их деятельности может быть представлена в отделах социально-гигиенического мониторинга, центрах медицинской профилактики и центрах здоровья. И, к сожалению, пока эпидемиология

неинфекционных болезней не нашла признания в государственных структурах, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор. Аналогична ситуация и в отношении клинической эпидемиологии. Наибольший прогресс достигнут в части преподавания данного раздела эпидемиологии. За последние годы сотрудниками кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова разработаны и изданы примерная типовая программа и соответствующие учебные пособия по преподаванию клинической эпидемиологии и доказательной медицины [7]. Основная задача, которая стоит перед нами сейчас, - закрепить доказательную медицину и клиническую эпидемиологию за сферой эпидемиологии на национальном уровне. Методические и содержательные вопросы преподавания клинической эпидемиологии недавно были обсуждены на специальном заседании Учебно-методической комиссии по эпидемиологии, материалы совещания опубликованы в средствах массовой информации и отправлены с целью информирования всех медицинских вузов страны в Министерство здравоохранения РФ. Расширение преподавания и исследований по клинической эпидемиологии в различных сферах медицинской науки и практики и повышение их качества - одна из наших задач ближайшего будущего.

Стратегия развития здравоохранения и стратегия развития науки до 2025 г. включают также активное развитие вузовской науки и привлечение учащейся молодежи к проведению научных исследований. Выпускники должны быть подготовлены к проведению не только рутинных эпидемиологических исследований, но и научных, чему будет серьезно способствовать выполнение научно-исследовательской работы, которая является обязательной для студентов медико-профилактического факультета. Серьезного развития требует такая форма, как работа в научных студенческих кружках, проведение студенческих конференций и олимпиад. Так, за последние два года на базе кафедры эпидемиологии и доказательной медицины проведены две всероссийские олимпиады по эпидемиологии, направленные на выявление и развитие у студентов творческих способностей и интереса к практической и научно-исследовательской деятельности в области эпидемиологии, создание необходимых условий для поддержки одарённой молодежи, распространения и популяризации научных знаний и инновационных технологий среди молодежи в области эпидемиологии и медицины в целом.

Таким образом, современная парадигма подготовки специалистов в области эпидемиологии включает в себя: модульный принцип обучения с учетом современных представлений о структуре дисциплины; ориентацию при подготовке эпидемиологов на весь спектр направлений будущей профессиональной деятельности; использование в учебном процессе всех психолого-педагогических технологий; широкое внедрение в учебный процесс информационных и компьютерных технологий с созданием на кафедрах эпидемиологии учебных классов, снабженных современным компьютерным и программным обеспечением; активное привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мудров М.Я., Дядьковский И.Е. Трактат о повально-заразительной болезни холере. СПб. 1831 г.

Mudrov M.Ya., Dyad'kovskiy I.E. Traktat o poval'no-zarazitel'noy bolezni kholere. Spb. 1831 g.

2. Эрисман Ф.Ф. Руководство к гигиене. Санкт-Петербург. В 3-х тт. 18721875 гг.

Erisman F.F. Rukovodstvo k gigiene. Sankt-Peterburg. 1-3. 1872-1875.

3. Брико Н.И., Миндлина А.Я., Покровский В.И. Эпидемиология - важнейшая профилактическая дисциплина современной медицины (К 80-летию кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова). Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2011. № 2. С. 4-8.

Briko N.I., Mindlina A.Ya., Pokrovskiy V.I. Epidemiologiya - vazshneyshaya profilakticheskaya disciplina sovremennoy mediciny (K 80-letiyu kafedry epidemiologii i dokazatel'noy mediciny Pervogo MGMU im. I.M. Sechenova). Epidemiologiya iinfekcionnye bolezni. Aktual'nye voprosy. 2011. № 2. S. 4-8.

4. Брико Н.И., Покровский В.И. Этапы развития и современные представления о структуре эпидемиологии. Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2012. № 1. С. 4-9.

Briko N.I., Pokrovskiy V.I. Etapy razvitiya i sovremennye predstavleniya o structure epidemiologii. Epidemiologiya i infekcionnye bolezni. Aktual'nye voprosy. 2012. № 1. S. 4-9.

5. Брико Н.И. Парадигма современной эпидемиологии. Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2013. № 6 (ноябрь-декабрь). С. 4-11.

Briko N.I. Paradigma sovremennoy epidemiologii. Epidemiologiya i vakcinoprofilaktika. 2013. № 6 (noyabr'-dekabr'). S. 4-11.

6. Брико Н.И. Научно-практические и образовательные аспекты клинической эпидемиологии. Вестник РАМН. 2012. № 9. С. 65-69.

Briko N.I. Nauchno-prakticheskie i obrazovatel'nye aspekty klinicheskoy epidemiologii. Vestnik RAMN. 2012. № 9. S. 65-69.

7. Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В., Покровский В.И. Концепция преподавания клинической эпидемиологии в медицинских вузах. Сеченовский вестник. 2013. № 1 (11). С. 4-10.

Briko N.I., Mindlina A.Ya., Polibin R.V., Pokrovskiy V.I. Koncepciya prepodavaniya klinicheskoy epidemiologii v medicinskikch vuzakch. Sechenovskiy vestnik. 2013. № 1 (11). S. 4-10. __

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.