Развитие кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава в области эпидемиологии -необходимая составляющая эпидемиологического благополучия страны
Н.И. Брико ([email protected]), А.Я. Миндлина, Р.В. Полибин, Т.В. Яковлева
ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России Министерство здравоохранения Российской Федерации
Резюме
В статье показано, что для сохранения здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения биобезопасности страны необходимо глубокое знание основной профилактической дисциплины здравоохранения - эпидемиологии. Специалисты-эпидемиологи сегодня востребованы как в органах и учреждениях Роспотребнадзора, так и Министерства здравоохранения РФ. По данным анкетирования 48 медицинских вузов, проведен анализ кадрового потенциала кафедр и курсов эпидемиологии. Показана важность организации во всех медицинских ВУЗах отдельных кафедр или курсов эпидемиологии, на которых должны работать преподаватели, имеющие специальность «медико-профилактическое дело», сертификат врача-эпидемиолога или ученую степень по специальности «эпидемиология», при этом необходимо «омоложение» преподавательского состава. Кроме того, в связи с существенным изменением области приложения эпидемиологии необходима организация регулярно проводимых циклов повышения квалификации преподавателей эпидемиологии. Ключевые слова: эпидемиология, преподавательский состав, преподавание, обучение
Development of Personnel Potential Faculty in Epidemiology -Necessary Component of Epidemiological Well-Being of the Country
N.I. Briko ([email protected]), A.J. Mindlina, R.V. Polibin, T.V. Yakovleva
State Educational Institution of Higher Professional Training «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University»
of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
Abstract
The article shows that to maintain health, diseases prevention and country biosafety requires a deep knowledge of basic preventive health care discipline - epidemiology. Experts-epidemiologists are in demand both in the institutions of Rospotrebnadzor (Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing) and the Ministry of Healthcare. Analysis the educational process in departments and epidemiology courses of 48 medical colleges indicated the importance of the organization in all medical college individual faculties or epidemiology courses where have worked as a lecturer specialists of «medical and prophylactic business», or certificate epidemiologist, or doctors a degree in the specialty «epidemiology». There is necessary «rejuvenation» of the lecturer staff. Also in connection with a significant change in the epidemiology of the application area is necessary to organized regularly training for epidemiology lecturer.
Key words: epidemiology, lecturer, education, training
Сохранение здоровья населения, профилактика заболеваний и обеспечение биобезопасности страны - ключевые стратегические задачи, стоящие перед здравоохранением Российской Федерации. Для решения этих задач необходимо глубокое знание теории и практики основной профилактической дисциплины здравоохранения -эпидемиологии.
Ведущими специалистами в области профилактической медицины эпидемиологические исследования рассматриваются как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить решения проблем здоровья современного общества, а эпидемиология справедливо
считается не только профилактической, но и диагностической дисциплиной современной медицины.
Новые научные достижения и расширение потребностей практического здравоохранения создали предпосылки для изменения парадигмы преподавания эпидемиологии. Содержание современной эпидемиологии, и ее структура существенно отличаются от того что имело место в 20 веке. Современная учебная дисциплина «эпидемиология» включает в себя следующие модули, которые должны входить в обязательную программу обучения студентов по всем специальностям группы «здравоохранение»: • общая эпидемиология с основами доказательной медицины;
Рисунок 1.
Соотношение штатного расписания и количества физических лиц, занимающих должности эпидемиологов в медицинских организациях МЗ РФ и различных учреждениях Роспотребнадзора (2012 - 2013 гг.)
• эпидемиология инфекционных болезней;
• госпитальная эпидемиология;
• военная эпидемиология и эпидемиология чрезвычайных ситуаций;
• эпидемиология неинфекционных болезней;
• клиническая эпидемиология.
Естественно, что содержание и акценты в обучении врачей-клиницистов и эпидемиологов различаются. Вместе с тем знание вопросов эпидемиологии в равной степени необходимо врачам всех медицинских специальностей. В последнее время существенно расширился спектр направлений профессиональной деятельности в эпидемиологии, и имеются значительные различия в ее содержании в зависимости от места будущей работы эпидемиолога.
Согласно Указу президента РФ (2013 г.) и Постановлению правительства «Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (2013 г.) реализация государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения является функцией Минздрава России. В настоящее время в реализации эпидемиологического надзора принимают участие как органы и учреждения Роспотребнадзора, так и медицинские организации Минздрава России. При этом, как в медицинских организациях Минздрава России, так и в системе Роспотребнадзора наблюдается значительная нехватка эпидемиологов (рис. 1).
За последние 10 лет численность врачей-эпидемиологов в системе Роспотребнадзора сократилась в 3,8 раз, а помощников эпидемиологов в 3,5 раза (Шкарин В.В., Ковалишена О.В., 2013). Существующая реальность такова, что в системе Минздрава России сегодня работает эпидемиологов больше (как по штатному расписанию, так и по количеству физических лиц эпидемиологов
в 2 раза больше в системе Минздрава России), чем в органах и учреждениях Роспотребнадзора и функции их в осуществлении эпидемиологического надзора в последнее время существенно расширились.
Сегодня увеличилось понимание значимости эпидемиологии в медицинском образовании. Расширился спектр специальностей, для которых дисциплина «эпидемиология» стала обязательной. Однако для реализации современной парадигмы подготовки эпидемиологов необходим квалифицированный преподавательский состав.
Для изучения состояния кадрового потенциала кафедр и курсов эпидемиологии нами были разосланы анкеты в медицинские вузы России. Анализ результатов анкетирования показал, что при наличии квалифицированного профессорско-преподавательского состава имеются определенные проблемы, основная из которых - отсутствие кафедр эпидемиологии, а во многих вузах и преподавателей эпидемиологии. Это при том, что во всех медицинских университетах Европы существуют кафедры эпидемиологии, в нашей стране кафедры эпидемиологии традиционно имеются только в вузах, где есть медико-профилактические факультеты. При этом наблюдается тенденция объединения их с другими кафедрами даже при наличии медико-профилактического факультета.
Всего в 33% медицинских вузов России имеются самостоятельные кафедры эпидемиологии. 16 кафедр эпидемиологии на всю Россию явно недостаточно как для обеспечения потребности в эпидемиологах, так и для формирования компетенций в области эпидемиологии у врачей-клиницистов. За последние 10 лет была организована лишь одна новая кафедра эпидемиологии в ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России.
Рисунок 2.
Возрастной состав преподавателей эпидемиологии в медицинских вузах в 2009 и 2015 годах (рис. 2а и 2б)
Большие сложности с кадровым обеспечением в вузах, в которых нет медико-профилактических факультетов. При отсутствии самостоятельных кафедр изучение дисциплины «эпидемиология» чаще всего осуществляется на кафедрах инфекционных болезней, реже на кафедрах гигиены, общественного здоровья, микробиологии и даже педиатрии. В 32 вузах есть кафедры, номинально совмещенные с курсами эпидемиологии. Они имеют различные названия:
• Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии
• Кафедра гигиены и эпидемиологии
• Кафедра общественного здоровья и эпидемиологии
• Кафедра микробиологии и эпидемиологии и др.
При этом из 32-х вузов только в 20-ти преподают эпидемиологи, в 12 вузах - преподаватели других специальностей.
На кафедрах инфекционных болезней и других клинических кафедрах преподаватели зачастую не имеют специальности «медико-профилактическое дело», сертификата врача-эпидемиолога или ученой степени по специальности «эпидемиология». В связи
с чем они испытывают большие трудности в преподавании эпидемиологии, содержание и структура которой претерпевают большие изменения в последние годы. В настоящее время назрела необходимость подготовки преподавателей клиницистов по вопросам современной эпидемиологии.
Общая тенденция сокращения ставок профессорско-преподавательского состава коснулась и преподавателей эпидемиологии. Число профессорско-преподавательских ставок и физических лиц, их занимающих, за последние 7 лет существенно сократилось. В настоящее время в 48 медицинских вузах по штатному расписанию предусмотрено всего 204,6 ставок, которые занимают 227 преподавателей. В 2009 году в 38 вузах было 282,2 ставки, которые были заняты 302 физическими лицами.
Также изменилось соотношение штатных и внештатных сотрудников, увеличилось число совместителей по отношению к штатным преподавателям по сравнению с 2009 годом (70% - штатных и 30% - внештатных, в 2009 г. - 83,8 и 16,2% соответственно).
Количество преподавателей на самостоятельных кафедрах эпидемиологии варьирует от 5
#
Рисунок 3.
Распределение преподавателей эпидемиологии медицинских вузов по должностям в 2015 годах
(Башкирски ГМУ, Иркутский ГМУ, Алтайский ГМУ) до 26 (Северо-Западный ГМУ).
На совмещенных кафедрах чаще всего имеется 1 - 2 преподавателя эпидемиологии (СВФУ, Южно-Уральский ГМУ, Ярославский ГМУ, ДВГМУ, МГУ им. Огарева, Тюменский ГМУ).
В течение последних 7 лет изменился возрастной состав преподавателей в сторону увеличения возраста: 2015 году: 16,3% в возрасте до 35 лет, 25,1% - 36 - 45 лет, 33,5% - 46 - 59 лет, 25,1% -старше 60 лет, в 2009 году - 26,1, 24,6, 28,1, 21,2% соответственно (рис. 2). В 2015 году по сравнению с 2009 годом уменьшилось количество молодых преподавателей (до 35 лет): в 27 вузах вообще отсутствуют молодые преподаватели, в 12 вузах по одному преподавателю, в 4-х вузах -два, в 3-х вузах - три и только в двух - четыре.
Позитивными моментами, свидетельствующими о достаточно высоком уровне профессорско-преподавательского состава кафедр и курсов эпидемиологии являются повышение по сравнению с 2009 годом количества преподавателей, имеющих ученые степени: число кандидатов медицинских наук увеличилось с 58,6 до 63,9% и докторов медицинских наук - с 18,2 до 23,8%; ученое звание профессора имеют 13,2% преподавателей, доцента - 28,6%. В структуре занимаемых должностей преобладают доценты - 42,7%, доля профессоров составляет 13,1%,, ассистентов - 31,8% и старших преподавателей - 8,5% (рис. 3).
Таким образом остро стоят проблемы, требующие решения, на которые ректорам медицинских вузов следует обратить внимание: • во всех медицинских вузах должны быть отдельные кафедры или курсы эпидемиологии;
ИНФОРМАЦИЯ МИНЗДРАВА
• преподавателям необходимо иметь специальность «медико-профилактическое дело», сертификат врача-эпидемиолога или ученую степень по специальности «эпидемиология»;
• требуется привлечение к работе молодых преподавателей;
• зменение содержания эпидемиологии диктует необходимость организации на регулярной основе циклов повышения квалификации преподавателей эпидемиологии.
С 2014 года на кафедре эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова проводятся курсы повышения квалификации по теме «Общая эпидемиология с основами доказательной медицины и психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза» с элементами дистанционного обучения в объеме 72 часов для преподавателей медицинских вузов России и стран ближнего зарубежья. За прошедшее время повышение квалификации на кафедре прошли 18 преподавателей эпидемиологии из различных вузов нашей страны и стран ближнего зарубежья.
Положительным прогностическим признаком улучшения ситуации может служить также существенный рост популярности эпидемиологии среди выпускников медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. В 2015 году конкурс среди поступающих в интернатуру по специальности «эпидемиология» составил 5 человек на одно место. В 2016 году специальность «эпидемиология» предполагают выбрать 60% выпускников медико-профилактического факультета.
Утверждена Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу
(выдержки)
В качестве основных целевых показателей реализации Стратегии определены следующие направления:
- повышение информированности граждан РФ по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека; разработка и внедрение межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции, направленных на работу в ключевых группах населения, с привлечением к реализации этих программ социально ориентированных некоммерческих организаций;
- обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при оказании медицинской помощи и социальной поддержки лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека, включающего в том числе увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию,
увеличение охвата лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией, дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, разработку и внедрение технологий социальной адаптации и реабилитации лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, а также мер их социальной поддержки;
- совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в РФ на основе научно-обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции.
Минздрав России совместно с федеральными органами государственной власти разработает план реализации Стратегии.
Источник: https://www.rosminzdrav.ru/