Социология управления (социологические науки)
Sociology of Management
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-150-157 УДК: 316.334.2 ГРНТИ: 04.61 EDN: KFJULA
Подходы к определению критериев и показателей для оценки финансово грамотного поведения населения Российской Федерации
Ю.А. Трубина ©
Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга, г. Москва, Российская Федерация;
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проанализированы различные подходы к интерпретации понятий «критерий» и «показатель», в ходе анализа выведены интерпретации, которые взяты за основу в рамках разработки критериев и показателей для оценки финансово грамотного поведения жителей России. В тексте представлен обзор исследований оценки финансово грамотного поведения жителей РФ, в частности были рассмотрены следующие исследования: «Финансовая грамотность россиян - 2023», проведенное Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ); «Исследование уровня финансовой грамотности» (4 этап), проведенное ФОМ по заказу Банка России и «Барометр экономического поведения домохозяйств в России», проведенное специалистами НИУ ВШЭ. На основании анализа Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, в контексте целей, задач и ожидаемых результатов от ее реализации и анализа критериев и показателей взятых за основу в рамках перечисленных ранее исследований, были предложены критерии и показатели для оценки финансово грамотного поведения россиян на трех уровнях: сфера личных финансов, сфера общественных финансов и сфера финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности.
Ключевые слова: критерий, показатель, интерпретация понятия, финансовая грамотность, финансово грамотное поведение
Благодарности. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств, по государственному заданию Финуниверситета в 2024 г.
5.4.7
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-150-157
Approaches to Defining Criteria and Indicators for Assessing Financially Literate Behavior of the Population of the Russian Federation
J.A. Trubina ©
Institute of Humanitarian Technologies and Scientific Engineering, Moscow, Russian Federation;
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes various approaches to the interpretation of the concepts of "criterion" and "indicator"; during the analysis, interpretations are derived that are taken as the basis for the development of criteria and indicators for assessing the financially literate behavior of Russian residents. The text provides an overview of studies assessing the financially literate behavior of residents of the Russian Federation, in particular the following studies were considered: "Financial literacy of Russians - 2023", conducted by the National Agency for Financial Research (NAFI); "Study of the level of financial literacy"(stage 4), conducted by the FOM commissioned by the Bank of Russia and "Barometer of economic behavior of households in Russia", conducted by specialists from the National Research University Higher School of Economics. Based on the analysis of the Strategy for Improving Financial Literacy and Forming a Financial Culture until 2030, in the context of the goals, objectives and expected results from its implementation and analysis of the criteria and indicators taken as a basis within the framework of the previously listed studies, criteria and indicators were proposed for assessing financially literate behavior Russians at three levels: the sphere of personal finance, the sphere of public finance and the sphere of financial security, including financial cybersecurity.
Key words: criterion, indicator, interpretation of the concept, financial literacy, financially literate behavior
Acknowledgments. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds, according to the state assignment of the Financial University in 2024.
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая грамотность в современном мире приобретает все большую актуальность вследствие ряда ключевых причин, одной из которых стало усложнение существующей финансовой системы. С увеличением доступа к информации и инструментам для инвестирования, важность грамотного управления капиталом повышается для успешного достижения финансовых целей. Прогрессивное развитие финансовых технологий (БтТесЬ) приводит к возникновению новых продуктов и услуг, требующих глубокого понимания их механизмов. Однако, нестабильность и непредсказуемость экономического положения увеличивают риски для индивидуальных финансов. В условиях инфляции, характеризующейся постоянным ростом цен, индивидуумы вынуждены быть предельно бережливыми в своих расходах и искать пути сохранения своих финансовых ресурсов. Кроме того, возможные финансовые кризисы способны серьезно угрожать доходам и накоплениям, и основные знания в области финансового планирования могут помочь смягчить их последствия.
В таком контексте финансовая грамотность оказывается важной компетенцией для эффективного управления личными финансами и достижения финансового благополучия. В конечном счете финансовая грамотность в современном обществе представляет собой не только знание специфических терминов и формул, а неотъемлемая компетенция, необходимая для обеспечения успешного и стабильного образа жизни. Данная совокупность знаний дает возможность гражданам принимать информированные решения в области своих финансов, управлять своим бюджетом, обеспечивать защиту своих накоплений и реализовывать свои финансовые цели.
Исходя из приведенной выше информации, можно заключить, что обеспечение устойчивого финансового благополучия граждан требует комплексного подхода со стороны государства. Для достижения этой цели необходимо уделить особое внимание развитию финансовой грамотности населения. Это включает в себя внедрение финансового образования в учебные программы школ, развитие системы дополнительного образования для взрослых и проведение информационных
кампаний через различные медиаканалы. Создание условий для стабильной экономики, таких как снижение инфляции, создание новых рабочих мест и стимулирование инвестиций, также играет важную роль в повышении доходов населения и обеспечении финансовой стабильности. Следует также не забывать о прозрачности финансовых продуктов, защите прав потребителей и эффективном регулировании финансового рынка. Цифровая трансформация также считается важным фактором в создании устойчивой финансовой системы и обеспечении доступности финансовых услуг для всех. В целом, создание системы, которая обеспечивает защиту граждан от финансовых рисков и позволяет им планировать свое будущее с уверенностью, является общей задачей государства, бизнеса и общественных организаций. Только совместными действиями можно обеспечить устойчивое финансовое благополучие для всех граждан.
В целях повышения уровня финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения до 2030 г. Правительством Российской Федерации в декабре 2023 г. утверждена целевая Стратегия. Ее главная задача - обеспечить финансовое благополучие граждан путем повышения их финансовой грамотности и развития устойчивых финансовых поведенческих привычек. Данный документ является логическим продолжением Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации с 2017 по 2023 г., благодаря которой был заложен мощный фундамент в данной сфере, в частности была создана образовательная система по программам повышения финансовой грамотности охватывающая различные направления.
Стоит также отметить, что интерес к финансовой грамотности проявляется не только со стороны государства, но и со стороны бизнеса, что подтверждается результатами исследования, проведенного Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) Министерства финансов РФ совместно с Национальным центром финансовой грамотности и «Российской газетой»1. В ходе исследования была выявлена тенденция к расширению программ финансового просвещения среди работодателей: 76% респондентов планируют их внедрение или расширение. В опросе приняли участие более 1300 представителей делового сообщества, и 86% из них отметили наличие прямой корреляции между уровнем финансовой грамотности сотрудников и их производительностью. В то же время 62% респондентов рассматривают финансовую грамотность как эффективный инструмент достижения бизнес-целей, а 38% - как социальную инициативу.
Финансовая грамотность является ключевым фактором, определяющим финансовое благополучие населения и экономическое развитие страны. Для эффективной оценки уровня финансовой грамотности и прогресса в ее повышении необходимо определить четкие показатели и индикаторы. Разработка критериев и показателей финансовой грамотности должна
1 Исследование, проведенное Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) Минфина России совместно с Национальным центром финансовой грамотности и «Российской газетой». URL: https://xn—80apaohbc3aw9e.xn--plai/ article/dve-treti-rossijskih-rabotodatelej-planiruyut-obuchat-svoih-sotrudnikov-finansovoj-gramotnosti/ (дата обращения: 10.05.2024).
основываться на всестороннем понимании ее различных аспектов и учитывать опыт в этой области. Регулярный сбор и анализ данных по показателям и индикаторам финансовой грамотности позволит государству и бизнесу получить ценную информацию для разработки и реализации эффективных стратегий повышения финансовой грамотности населения. Это, в итоге, будет способствовать финансовому благополучию граждан и устойчивому развитию экономики страны.
ПОНЯТИЯ «КРИТЕРИЙ» И «ПОКАЗАТЕЛЬ»
Критерий - одно из ключевых понятий, используемых в различных научных направлениях для оценки и анализа различных процессов и явлений. Однако, несмотря на значимость этого термина, единообразного определения критерия не существует. В научном сообществе выделяются три основных направления в интерпретации данного понятия. Первое направление связано с рассмотрением критерия как показателя эффективности. В этом контексте критерий выступает как инструмент для измерения результативности или успешности определенного процесса, деятельности или явления. Определение критерия как показателя эффективности помогает проводить объективную оценку и сравнение различных аспектов исследуемых объектов. Второе направление интерпретации критерия связано с его рассмотрением как вектора развития. В этом контексте критерий становится ориентиром для определения направления и динамики развития объекта исследования.
Понятие критерия, как вектора развития помогает ученым прогнозировать и определять траекторию будущего развития исследуемого явления. Третье направление в интерпретации критерия связано с его приравниванием к целевой установке. В этом случае критерий служит ориентиром для определения целей и задач исследования, а также для оценки и достижения поставленных целей. Понятие критерия как целевой установки помогает ученым определить не только критерии успешности исследования, но и определить его общие цели и направление. В целом, разнообразие подходов к интерпретации понятия критерия свидетельствует о его многогранности и важности для научных исследований. Каждое из выделенных направлений в интерпретации критерия имеет свою значимость и способствует более глубокому пониманию и анализу исследуемых объектов. Дальнейшие исследования и дискуссии в этой области могут способствовать развитию более общепринятого понимания критерия и его роли в научной практике.
Понятие критерия имеет различные интерпретации, но наиболее часто встречающимися определениями являются следующие.
Первое определение гласит: «критерий (от греческого слова кгкепоп - признак, служащий основой оценки) - это мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса, признак, являющийся основой для классификации»2. Данное определение подчеркивает,
2 Социологический энциклопедический словарь. URL: https:// www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=6556 (дата обращения: 01.05.2024).
что критерий играет важную роль в процессе оценки и определения явлений или процессов, помогая установить принципы классификации и сравнения объектов на основе признаков.
Второе определение гласит: «критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки»3. Здесь отражается идея того, что критерий является ключевым элементом в процессе оценки, определения и сравнения объектов. Он является основой для принятия суждений и принятия решений на основе определенных признаков или характеристик объектов.
Оба этих определения подчеркивают важность критерия как инструмента для обоснования и анализа различных явлений и процессов. Критерий помогает ученым эффективно классифицировать, сравнивать и оценивать объекты на основе определенных характеристик. Также стоит отметить, что критерий - это основой фактор для принятия решений и формирования суждений научного сообщества.
Концепция показателя многогранна и имеет различные интерпретации в академической литературе. В социологическом контексте показатель определяется как «методологический инструмент, позволяющий проверять теоретические положения на эмпирической основе»4. Таким образом, показатель играет решающую роль в подтверждении или опровержении теорий посредством анализа фактических данных.
В рамках академического дискурса понятие «критерий» определяется как «признак, по которому производится оценка объекта или явления»5. Критерий служит основой для систематизации, сравнительного анализа и оценки объектов и явлений.
Понятие «показатель» в свою очередь рассматривается как «информация, по которой осуществляется оценка и анализ объекта или процесса»6. Показатель является характеристикой объекта и используется для измерения и оценки его состояния, развития или динамики.
Анализ различных подходов к данным понятиям позволяет сделать вывод, что критерий является основополагающим принципом, на котором строится оценка, в то время как показатель представляет собой фактическую информацию, используемую для количественной и качественной оценки объекта или явления.
Таким образом, критерий и показатель взаимосвязаны и дополняют друг друга в процессе анализа и оценки различных явлений и процессов. Они играют важную роль в научных исследованиях, помогая ученым и исследователям сделать обоснованные выводы на основе данных и фактов.
3 Большая советская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/bse /%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D 0%В9 (дата обращения: 01.05.2024).
4 Социологический энциклопедический словарь. URL: https:// www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=6556 (дата обращения: 01.05.2024).
5 Малый академический словарь. URL: https://gufo.me/dict/mas/% D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0 %B5%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 01.05.2024).
6 Там же.
Обзор исследований оценки финансово грамотного поведения жителей РФФинансовая грамотность является важным фактором благосостояния населения и экономического развития страны. Она определяет способность индивидов принимать обоснованные финансовые решения, управлять своими финансами и защищать свои права в финансовой сфере. В последние годы в Российской Федерации предпринимались активные меры по повышению финансовой грамотности населения. В связи с этим повысился интерес со стороны общества к этому вопросу и соответственно появились запросы на проведение исследований в данной сфере. В частности, подобное исследование проводилось Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 2022 г.7 Было опрошено 1500 респондентов по репрезентативной выборке, репрезентирующей население России в возрасте 18 лет и старше. Данные собирались с помощью телефонного опроса.
Говоря о критериях и показателях, которые были взяты за основу в ходе исследования, следует отметить, что в качестве критериев были определены: знания о финансовых понятиях и инструментах, умение принимать обоснованные финансовые решения, навыки управления личными финансами и способность защищать свои права в финансовой сфере. В роли показателей выступили: уровень знаний о финансовых продуктах и услугах, регулярность откладывания денег, пользование кредитными продуктами и наличие долгосрочного финансового плана.
Исследование НАФИ оценивало уровень финансовой грамотности респондентов на основе ответов на вопросы, которые охватывали различные аспекты финансовой грамотности, включая:
• знание основных финансовых понятий (например, инфляция, процентная ставка);
• понимание принципов работы финансовых продуктов (например, депозиты, кредиты);
• оценкафинансовыхрисков;
• умение планировать свои финансы;
• знание своих прав и обязанностей как потребителя финансовых услуг.
Ответы респондентов оценивались по шкале от 0 до 100 баллов. Респонденты, набравшие менее 50 баллов, были классифицированы как имеющие низкий уровень финансовой грамотности. Респонденты, набравшие от 50 до 70 баллов, были классифицированы как имеющие средний уровень финансовой грамотности. Респонденты, набравшие более 70 баллов, были классифицированы как имеющие высокий уровень финансовой грамотности.
Согласно результатам исследования 58% респондентов продемонстрировали низкий уровень финансовой грамотности, что свидетельствует о незнании основных финансовых понятий и неумении принимать правильные финансовые решения. При этом 32% респондентов обладают средним уровнем финансовой грамотности, что позволяет им ориентироваться в простых финансовых операциях и оценивать риски. И лишь 10% респондентов продемонстрировали
7 Аналитический центр НАФИ. «Финансовая грамотность россиян - 2023». URL: https://nafi.ru/projects/finansy/finansovaya-gramotnost-rossiyan-2023/ (дата обращения: 01.05.2024).
высокий уровень финансовой грамотности, что указывает на понимание сложных финансовых инструментов и умение планировать свои финансы в долгосрочной перспективе.
В рамках изучения факторов, влияющих на уровень финансовой грамотности, было выявлено, что уровень финансовой грамотности сопоставим для всех возрастных групп, но лица с высшим образованием обладают более высоким уровнем финансовой грамотности, при этом он не зависит от уровня дохода, но выше в крупных городах.
Исследование знаний о финансовых продуктах и услугах показало, что 92% респондентов знакомы с депозитами, 88% - с кредитами, 76% - с инвестиционными фондами. Знание о более сложных финансовых продуктах, таких как облигации или фьючерсы, значительно ниже.
В рамках изучения практик финансового поведения было выявлено, что 65% респондентов регулярно откладывают деньги, 34% - пользуются кредитными картами. И лишь 21% респондентов имеют долгосрочный финансовый план.
Результаты исследования НАФИ показывают, что уровень финансовой грамотности населения Российской Федерации остается низким. Для повышения финансовой грамотности необходимо реализовывать комплексные меры по информированию и просвещению населения. Такие меры включают в себя разработку образовательных программ для различных социальных групп, совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на защиту прав потребителей финансовых услуг, а также содействие развитию финансовых технологий. Повышение финансовой грамотности населения будет способствовать росту благосостояния и экономической стабильности в стране.
Критерии и показатели, используемые в исследовании НАФИ, позволяют оценить уровень финансовой грамотности населения и выявить области, требующие особого внимания. Результаты исследования подчеркивают необходимость реализации мер по повышению финансовой.
В 2022 г. Фонд общественного мнения (ФОМ) по заказу Банка России провел уже 4 раз исследование финансовой грамотности населения РФ8, в нем приняли участие более 4000 человек из 207 населенных пунктов в возрасте от 14 лет и старше.
В рамках данного исследования были выделены следующие критерии: финансовые знания, финансовое поведение и финансовые установки. В качестве показателей по критерию «финансовые знания» были определены: понимание основных финансовых понятий (например, процентная ставка, инфляция, диверсификация), знание различных типов финансовых продуктов (например, банковские депозиты, кредиты, ценные бумаги) и понимание принципов инвестирования и сбережений. Показателями по критерию «финансовое поведение» выступили: навыки управления личными финансами (например, составление бюджета, планирование расходов и сбережений), использование финансовых услуг (например, наличие банковского
8 Фонд «Общественное мнение». «Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап». URL: https://www.cbr.ru/ analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (дата обращения: 01.05.2024).
счета, использование кредитных карт, участие в инвестиционных программах). Показатели по критерию «финансовые установки»: отношение к деньгам и финансовому планированию, уровень финансовой уверенности и представления о ролифинансовых институтов.
Для оценки уровня финансовой грамотности респондентов использовались различные вопросы, охватывающие указанные выше показатели. Например, респондентов спрашивали о том, могут ли они рассчитать процентный доход по облигации или как они распределяют свои сбережения.
На основе ответов респондентов каждому индикатору присваивался балл, а затем баллы по всем индикаторам суммировались для расчета общего уровня финансовой грамотности. Респонденты с высоким общим баллом считались обладающими высоким уровнем финансовой грамотности, со средним баллом - средним уровнем, а с низким баллом - низким уровнем финансовой грамотности.
Исследование ФОМ выявило, что уровень финансовой грамотности в России остается относительно низким, и значительная часть населения нуждается в улучшении своих финансовых знаний и навыков. Результаты исследования подчеркивают необходимость разработки и реализации программ повышения финансовой грамотности среди населения.
В 2023 г. Национальный исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) было выпушено издание: «Барометр экономического поведения домашних хозяйств» (в двух частях)9. Данная работа была основана на статистических данных Рос-стата, ФОМ и на данных мониторингового исследования, которое проводил НИУ ВШЭ. Первая волна обследования прошла в июне-июле 2023 г., респондентами выступили шесть тысяч человек от восемнадцати лет, проживающие в 55 регионах Российской Федерации. В одном из разделов первого выпуска представлены результаты исследования финансового поведения населения, в нем получили отражения сведения о таких показателях как, операции с финансовыми активами и финансовыми обязательствами сектора «домашние хозяйства»; объемы кредитования; динамика объемов вкладов и кредитов физическим лицам; наличие, предназначение и формы ликвидных сбережений, и кредитное поведение. Исследование НИУ ВШЭ выявило, что на сегодняшний день 60% населения Российской Федерации получают доходы равные их расходам, только у трети расходы меньше сумм доходов. Практически у половины россиян есть ликвидные сбережения, но из них только у 52% накоплений хватит на более чем 3 месяца в ситуации потери доходов. Говоря о цели формирования сбережений, половина респондентов (у кого есть накопления) отмечают, что сделали их »на всякий случай». Наиболее популярными формами сбережений считаются вклады и счета в банках. Около четверти населения России закредитованы, и относительно трети из них можно говорить, что у них имеются признаки перекредитованности, это является одним из вероятных источников риска.
9 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». «Экономическое поведение домашних хозяйств -Барометр». URL: https://isp.hse.ru/barometer (дата обращения: 01.05.2024).
Исследование НИУ ВШЭ выявило, что уровень финансовой грамотности в России остается невысоким, и значительная часть населения нуждается в улучшении своих финансовых знаний и навыков. Результаты исследования подчеркивают необходимость разработки и реализации программ повышения финансовой грамотности среди населения, с особым акцентом на развитие практических навыков управления личными финансами.
ВЫВОДЫ
В Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения до 2030 г. утвержденной Правительством Российской Федерации сформулированы ожидаемые результаты от ее реализации в нескольких направлениях, это: сфера личных финансов, сфера общественных финансов и сфера финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности.
Ориентируясь на эти целевые показатели, целесообразным представляется сформулировать критерии
оценки финансово грамотного поведения именно в рамках следующих направлений:
1) сфераличныхфинансов:
• финансово-экономические знания;
• планы и прогнозы;
• управление финансами;
2) сфераобщественныхфинансов:
• воспринимаемые правила игры;
• установки;
3) сфера финансовой безопасности, в т.ч. финансовой кибербезопасности:
• представления в сфере финансовой безопасности;
• поведенческие установки.
Ориентируясь на цели, задачи и планируемые результаты обозначенные в Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г.10, а также опираясь на опыт передовых исследований в изучаемой сфере предложены ряд показателей финансово грамотного поведения в соответствии с теми критериями, которые были обозначены ранее. Предлагаемые критерии и показатели в сфере личныхфинансов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии и показатели для оценки финансово грамотного поведения жителей РФ
в сфере личных финансов [Criteria and indicators for assessing the financially literate behavior ofresidents ofthe Russian Federation in the field ofpersonal finance]
Критерии [Criteria] Показатели финансово грамотного поведения [Indicators of financially literate behavior]
Финансово-экономические и правовые знания в сфере личных финансов [Financial, economic and legal knowledge in the field of personal finance] Знание понятийного аппарата в части финансов [Knowledge of the conceptual apparatus in terms of finance]
Представления об эффективном бюджете [Ideas about an effective budget]
Ожидания и прогнозы в сфере личных финансов [Expectations and forecasts in the field of personal finance] Навыки финансового планирования [Financial planning skills]
Управление личными финансами [Personal finance management] Навыки составления бюджета и его исполнения [Budgeting and execution skills]
Финансовая независимость [Financial independence]
Готовность воспользоваться различными формами сбережения / инвестирования денег [Willingness to take advantage of various forms of saving/investing money]
К индикаторам для оценки показателей финансово грамотного поведения населения РФ можно отнести: понимание сути инфляции, понимание сущности инвестирования, понимание кредитной истории и индивидуального кредитного рейтинга, понимание своих потребительских прав и способность их отстаивать, понимание уровней различных типов рисков в процессе инвестирования, осознанный подход к использованию современных технологий и инструментов в сфере финансов, наличие сбережений, способность планировать, вести и контролировать собственный бюджет и т.д.
Критерии и показатели в сфере общественных финансов представлены в табл. 2.
В сфере общественных финансов в качестве индикаторов можно рассматривать: понимание бюджетной
системы РФ, установка на официальную трудовую занятость, установка на соблюдение налогового законодательства, своевременное выполнение кредитных обязательств, готовность участвовать в практиках инициативного бюджетирования, использование различных услуг и льгот, получение выплат, которые полагаются по законодательству и т.д.
10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р «Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года». URL: https://minfin.gov.ru/ru/document7id_4-304737-rasporyazhenie_
pravitelstva_rossiiskoi_federatsii_ot_24.10.2023__2958-r_ob_
utverzhdenii_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_i_ formirovaniya_finansovoi_kultury_do_2030jgoda
Таблица 2
Критерии и показатели для оценки финансово грамотного поведения жителей РФ
в сфере общественных финансов [Criteria and indicators for assessing the financially literate behavior of residents of the Russian Federation in the field of public finance]
Критерии [Criteria] Показатели финансово грамотного поведения [Indicators of financially literate behavior]
Воспринимаемые правила игры в сфере общественных финансов [Perceived rules of the game in public finance] Знание понятийного аппарата в части общественных финансов [Knowledge of the conceptual apparatus in terms of public finance]
Установки в сфере общественных финансов [Public finance guidelines] Выполнение контрактных обязательств [Fulfillment of contractual obligations]
Девиантное поведение в части общественных финансов [Deviant behavior in relation to public finances]
Таблица 3
Критерии и показатели для оценки финансово грамотного поведения жителей РФ в сфере финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности [Criteria and indicators for assessing the financially literate behavior ofresidents ofthe Russian Federation in the field offinancial security, including financial cybersecurity]
Критерии [Criteria] Показатели финансово грамотного поведения [Indicators of financially literate behavior]
Представления в сфере финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности [Representations in the field of financial security, including financial cybersecurity] Принятие трансформаций и тенденций в обществе [Acceptance of transformations and trends in society]
Поведенческие установки в сфере финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности [Behavioral attitudes in the field of financial security, includingfinancial cybersecurity] Цифровое финансовое поведение [Digital financial behavior]
Критерии и показатели в сфере финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности представлены в табл. 3.
Среди индикаторов для оценки финансово грамотного поведения населения России, в сфере финансовой безопасности, в т.ч. финансовой кибербезопасности можно выделить: понимание требований финансовой безопасности как собственной ответственности, знание и следование правилам безопасного использования информационных технологий в сфере финансов, готовность и стремление использовать различные виды электронной валюты, готовность полностью перейти в цифровое пространство в банковской сфере, способность определять неправомерных участников финансового рынка и противодействовать мошенническим угрозам, способность избирательно подходить к публикации личных данных, для сокращения «цифрового следа» в интернет пространстве и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определение надежных показателей и критериев для оценки финансово грамотного населения имеет большое значение по ряду причин. Основный причиной является то, что показатели и критерии позволяют оценить уровень финансовой грамотности населения и выявить области, требующие улучшения, помогая в разработке и реализации программ по повышению финансовой грамотности, направленных на повыше-
ние финансовых знаний, навыков и поведения населения. Также данные показатели обеспечивают основу для мониторинга прогресса в повышении финансовой грамотности населения. Они позволяют отслеживать изменения в финансовых знаниях, навыках и поведении с течением времени, что позволяет оценить эффективность программ повышения финансовой грамотности. Стоит отметить, что важнейшей причиной, подчеркивающей важность показателей и критериев для измерения финансовой грамотности населения, является то, что данные метрики позволяют проводить сравнительный анализ уровней финансовой грамотности между различными странами, регионами или социально-экономическими группами.
В целом, определение показателей и критериев для оценки финансово грамотного населения является важным шагом в повышении финансовой грамотности и благосостояния населения. Надежные показатели и критерии позволяют исследователям, политикам и практикам количественно оценивать финансовую грамотность, отслеживать прогресс и разрабатывать эффективные стратегии для повышения финансовой грамотности населения.
Надежные параметры оценки финансовой грамотности, такие как критерии и показатели, играют ключевую роль в дальнейшем изучении этой темы. Они дают возможность исследователям количественно определить уровень финансовой грамотности в различных группах людей и выделить конкретные пути
и практики разумного финансового поведения. Чтобы эффективно разработать эти параметры, исследователи должны учитывать разные аспекты: от понимания финансовых принципов и концепций до практических навыков управления финансами, отношений к ним и моделей поведения.
Опираясь на разработанную систему оценки, исследователи могут предпринять эмпирическое исследование конкретных моделей и практик финансово грамотного поведения граждан Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова O.A., Аликперова Н.В., Виноградова К.В., Нена-хова Ю.С. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. № 13. С. 169-185.
2. Артемьева С.С., Митрохин В.В. Оценка финансовой грамотности российской и зарубежной молодежи и рекомендации по ее повышению // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1.С. 46-59.
3. Брыкин A.B., Кунижева Д.А., Большунова CA. Методологические подходы к исследованию финансово-экономической культуры // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2021. № 6. С. 73-80.
4. Восканян P.O. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры // АНИ: экономика и управление. 2018. № 1 (22). С. 86-88.
5. Кузнецов О.В., Иванов A.B., Боровский Н.В., Шевал-кин И.С. Институционализация финансовой грамотности взрослого населения России // Финансы: теория и практика. 2020. № 24 (1). С. 34-45.
6. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т., Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ. 2010. №2(17). С. 235-244.
Такое исследование позволит выявить факторы, влияющие на уровень финансовой грамотности, такие как уровень образования, опыт обращения с финансовыми средствами и социально-экономический статус. Таким образом, использование разработанных критериев и показателей в дальнейших исследованиях по оценке финансовой грамотности в Российской Федерации углубит понимание финансового поведения ее граждан и обеспечит основу для разработки эффективных стратегий повышения их финансовой грамотности.
REFERENCES
1. Aleksandrova О.А., Alikperova N.V., Vinogradova K.V., Nenakhova Yu.S. Conceptual approaches to the formation of prerequisites for effective financial education of the Russian population. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. No. 13. Pp. 169-185. (In Rus.)
2. Artemyeva S.S., Mitrokhin V.V. Assessment of financial literacy of Russian and foreign youth and recommendations for improving it. Integration of Education. 2018. Vol. 22. No. 1. Pp. 46-59. (In Rus.)
3. Brykin A.V., Kunizheva DA., Bolshunova SA. Methodological approaches to the study of financial and economic culture. Bulletin of the Financial University. Humanities. 2021. No. 6. Pp. 73-80. (In Rus.)
4. Voskanyan R.O. Financial literacy as a condition for the formation of financial culture. ANI: Economics and Management. 2018. No. 1 (22). Pp. 86-88. (In Rus.)
5. Kuznetsov O.V., Ivanov A.V., Vorovsky N.V., Shevalkin I.S. Institutionalization of financial literacy of the adult population of Russia. Finance: Theory and Practice. 2020. No. 24 (1). Pp. 34-45. (In Rus.)
6. FatikhovA.I., Nasibullin R.T., Problems of forming the financial culture of the Russian population through the prism of sociological research. Bulletin of Tomsk State University. 2010. No. 2 (17). Pp. 235-244. (In Rus.)
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 74,55%
Рецензент: Разов П.В., доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук; научный редактор раздела «Экономическая социология», профессор департамента социологии; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Статья поступила в редакцию 19.05.2024, принята к публикации 17.06.2024 The article was received on 19.05.2024, accepted for publication 17.06.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Трубина Юлия Александровна, кандидат социологических наук; ведущий научный сотрудник; Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга; г. Москва, Российская Федерация; доцент, кафедра социологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-6509-6299; Scopus Author ID: 57804247700; Author ID: 674745; SPIN-код: 1865-2785; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Julia A. Trubina, Cand. Sci. (Sociol.); leading researcher; Institute of Humanitarian Technologies and Scientific Engineering; Moscow, Russian Federation; associate professor, Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-6509-6299; Scopus Author ID: 57804247700; Author ID: 674745; SPIN-code: 1865-2785; E-mail: [email protected]