Научная статья на тему 'Финансово грамотное поведение россиян в условиях санкционного давления: показатели и индикаторы'

Финансово грамотное поведение россиян в условиях санкционного давления: показатели и индикаторы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / финансовое поведение / показатели и индикаторы финансового поведения населения / типы финансового поведения / финансовые планы / планирование финансов / financial literacy / financial behavior / indicators and indicators of financial behavior of the population / types of financial behavior / financial plans / financial planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боричевская Елизавета Игоревна

Цель исследования. В статье рассматриваются показатели и индикаторы, влияющие на формирование финансово грамотного поведения на основе результатов эмпирических исследований в части определения типов финансово грамотного поведения населения Российской Федерации в условиях санкционного давления, в рамках НИР «Эффективные инструменты формирования финансово грамотного поведения населения в условиях санкционного давления». Вместе с тем, в работе отмечается, что финансовая грамотность и, как следствие, финансовое поведение играет значительную роль в жизни как индивидуумов, так и всего общества. Анализируются изменения в экономической среде и технологического прогресса и подчеркивается, что обладание финансовыми знаниями и навыками является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Как показывают различные социологические исследования и ведомственная статистика, на сегодняшний день Россия сталкивается с вызовами низкой финансовой грамотности и рискованным финансовым поведением, что, в свою очередь, отражается на качестве жизни населения и, в том числе, на их уровне доходов. Выводы. На основе проведенного исследования выявлены показатели и индикаторы, определяющие профили финансового поведения населения в условиях санкционного давления. Автор делает вывод, что навыки, которые позволяют эффективно управлять финансами и принимать целенаправленные решения, важны не только для личного развития, но и для качества жизни в переменчивых условиях. Финансовая грамотность играет огромную роль в современных условиях развития общества, особенно вo время санкционного давления на страну. При наличии санкций экономическая обстановка становится нестабильной, что требует особого внимания к своим финансовым решениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боричевская Елизавета Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financially Competent Behavior of Russians under the Conditions of Sanctions Pressure: Rates and Indicators

The purpose of the study. The article discusses indicators and indicators that influence the formation of financially literate behavior based on the results of empirical research in terms of determining the types of financially literate behavior of the population of the Russian Federation under sanctions pressure, within the framework of research “Effective tools for the formation of financially literate behavior of the population under sanctions pressure”. At the same time, the paper notes that financial literacy and, as a result, financial behavior plays a significant role in the lives of both individuals and the whole society. The changes in the economic environment and technological progress are analyzed and it is emphasized that the possession of financial knowledge and skills is a prerequisite for successful functioning in the modern world. As various sociological studies and departmental statistics show, today Russia is facing the challenges of low financial literacy and risky financial behavior, which, in turn, affects the quality of life of the population and, in particular, their income level. Conclusions. Based on the conducted research, indicators and indicators that determine the profiles of financial behavior of the population under the conditions of sanctions pressure have been identified. The author concludes that the skills that make it possible to effectively manage finances and make purposeful decisions are important not only for personal development, but also for the quality of life in changeable conditions. Financial literacy plays a huge role in modern conditions of development of society, especially during the sanctions pressure on the country. In the presence of sanctions, the economic situation becomes unstable, which requires special attention to its financial decisions.

Текст научной работы на тему «Финансово грамотное поведение россиян в условиях санкционного давления: показатели и индикаторы»

5.4.2 Экономическая социология

(социологические науки)

Economic Sociology

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-136-142 УДК: 336.012.23 (045) ГРНТИ: 04.81 EDN: KEYXXT

Финансово грамотное поведение россиян в условиях санкционного давления: показатели и индикаторы

Е.И. Боричевская ©

Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга, г. Москва, Российская Федерация;

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. В статье рассматриваются показатели и индикаторы, влияющие на формирование финансово грамотного поведения на основе результатов эмпирических исследований в части определения типов финансово грамотного поведения населения Российской Федерации в условиях санкционного давления, в рамках НИР «Эффективные инструменты формирования финансово грамотного поведения населения в условиях санкционного давления». Вместе с тем, в работе отмечается, что финансовая грамотность и, как следствие, финансовое поведение играет значительную роль в жизни как индивидуумов, так и всего общества. Анализируются изменения в экономической среде и технологического прогресса и подчеркивается, что обладание финансовыми знаниями и навыками является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Как показывают различные социологические исследования и ведомственная статистика, на сегодняшний день Россия сталкивается с вызовами низкой финансовой грамотности и рискованным финансовым поведением, что, в свою очередь, отражается на качестве жизни населения и, в том числе, на их уровне доходов. Выводы. На основе проведенного исследования выявлены показатели и индикаторы, определяющие профили финансового поведения населения в условиях санкционного давления. Автор делает вывод, что навыки, которые позволяют эффективно управлять финансами и принимать целенаправленные решения, важны не только для личного развития, но и для качества жизни в переменчивых условиях. Финансовая грамотность играет огромную роль в современных условиях развития общества, особенно вo время санкционного давления на страну. При наличии санкций экономическая обстановка становится нестабильной, что требует особого внимания к своим финансовым решениям

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое поведение, показатели и индикаторы финансового поведения населения, типы финансового поведения, финансовые планы, планирование финансов

Благодарности. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств, по государственному заданию Финуниверситета в 2024 г.

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-136-142

Financially Competent Behavior of Russians under the Conditions of Sanctions Pressure: Rates and Indicators

E.I. Borichevskaya ©

Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering, Moscow, Russian Federation;

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the study. The article discusses indicators and indicators that influence the formation of financially literate behavior based on the results of empirical research in terms of determining the types of financially literate behavior of the population of the Russian Federation under sanctions pressure, within the framework of research "Effective tools for the formation of financially literate behavior of the population under sanctions pressure". At the same time, the paper notes that financial literacy and, as a result, financial behavior plays a significant role in the lives of both individuals and the whole society. The changes in the economic environment and technological progress are analyzed and it is emphasized that the possession of financial knowledge and skills is a prerequisite for successful functioning in the modern world. As various sociological studies and departmental statistics show, today Russia is facing the challenges of low financial literacy and risky financial behavior, which, in turn, affects the quality of life of the population and, in particular, their income level. Conclusions. Based on the conducted research, indicators and indicators that determine the profiles of financial behavior of the population under the conditions of sanctions pressure have been identified. The author concludes that the skills that make it possible to effectively manage finances and make purposeful decisions are important not only for personal development, but also for the quality of life in changeable conditions. Financial literacy plays a huge role in modern conditions of development of society, especially during the sanctions pressure on the country. In the presence of sanctions, the economic situation becomes unstable, which requires special attention to its financial decisions.

Key words: financial literacy, financial behavior, indicators and indicators of financial behavior of the population, types of financial behavior, financial plans, financial planning

Acknowledgments. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds, according to the state assignment of the Financial University in 2024.

FOR CITATION: Borichevskaya E.I. Financially Competent Behavior of Russians under the Conditions of Sanctions Pressure: Rates and Indicators. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 3. Pp. 136-142. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-143-136-142. EDN: KEYXXT

ВВЕДЕНИЕ

Измерение финансовой грамотности населения играет значимую роль в современном социуме и является важным направлением для развития финансовой системы России. Различные образовательные программы, разработанные государством совместно с социальными институтами направлены, в первую очередь, на развитие профессиональных навыков в части финансовой грамотности и формирования здорового финансового поведения у граждан.

На сегодняшний день вызовы, связанные с санкциями и изменениями в экономической среде, требуют от населения не только знания о финансовых продуктах, но и умения анализировать информацию, измерять свои финансовые потребности и принимать обоснованные решения [2]. Финансовая грамотность

позволяет гражданам эффективно управлять своими финансами и обеспечивать финансовую устойчивость, что, в свою очередь, оказывается значимым фактором для развития общества в целом. Безусловно, финансовая грамотность складывается исходя из финансового поведения и финансовой культуры индивида. В связи с чем изучение сбережений с экономико-социологической точки зрения раскрывает их роль не только как финансовых ресурсов, но и как социально значимого феномена, отражающего особенности поведения людей и их отношения к деньгам [4].

С точки зрения концепции множественности денег В. Зелизера, сбережения рассматриваются как многогранный явление, которое обладает социальными, психологическими и символическими составляющими. С одной стороны, это финансовая подушка безопасности, обеспечивающая психологический комфорт,

с другой стороны, сбережения раскрываются с позиции инструмента для реализации крупных жизненных проектов. Таким образом, у индивидов складывается определенный тип финансового поведения, которое подразделяется, в свою очередь, на рациональное, иррациональное и рискованное [7].

ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

В периоды экономических изменений важно быть особенно осторожными и со сознанием распоряжаться своими ресурсами. Санкционное давление оказывает влияние на экономические изменения в обществе, что влечет за собой изменения в части финансового поведения индивида [8]. В связи с чем в условиях кризиса важно, чтобы индивиды обладали навыками в части сбережения своих доходов. Стоит подчеркнуть, что увеличение уровня тревожности приводит к снижению бдительности людей и принятию импульсивных решений.

В условиях кризиса необходимо проводить комплексное исследование уровня финансовой грамотности населения. Сочетание социологических опросов с информацией о расходах домохозяйств является ключевым для не только определения текущего состояния финансовой грамотности, но и для выявления ценностей населения в развитии финансовых навыков [9]. Расширение информационной базы предоставляет возможность выстроить эффективную систему индикаторов уровня финансовых навыков населения, что в итоге разрабатывает целевые и эффективные мероприятия в части финансовой грамотности населения в каждом регионе. В связи с чем различные исследования уровня финансовой грамотности населения являются некой базой для глубокой и целенаправленной работы по финансовому просвещению. Такие исследования выявляют уязвимые группы населения в данной части и прогнозируют развитие ситуации, исходя из существующих тенденций1.

Как правило, исследования включают в себя знание понятий и инструментов финансов; основы бюджетирования; знания в части управления долгами; планирование пенсии. Правильное использование данных знаний позволяет людям эффективно управлять своими финансами, избегать долговой нагрузки и строить финансовую устойчивость.

Экономические ожидания населения в условиях кризиса играют ключевую роль в формировании стратегий финансового поведения. Уровень уверенности граждан в своем финансовом будущем влияет на их решения по сбережениям, инвестициям и потребительским расходам [11] условиях нестабильности или неуверенности в экономической обстановке индивиды менее склонны к финансовым рисковым операциям и предпочитают сохранять деньги в виде наличности или на счетах. В таких условиях даже наличие теоретических знаний о финансах оказывается недостаточным, поскольку индивиды испытывают давление

1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 06.02.2021).

существующих финансовых обстоятельств и бояться рисков. Важно учитывать психологические и социальные аспекты принятия финансовых решений населением, чтобы разработать целенаправленные мероприятия по повышению качества жизни населения.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ

ФИНАНСОВО ГРАМОТНОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

Изменения особенностей и факторов формирования финансово грамотного поведения россиян представляется важной задачей для развития теоретических основ и формулирования практических выводов. Такой мониторинг и анализ выявляют ключевые тренды и причины, влияющие на финансовое поведение населения в России. Особое внимание, при изучении финансового поведения населения, обращается на менталитет индивидов, уровень финансовой грамотности и доступность финансовых продуктов. Как уже отмечалось выше, учитывая сложности финансовой системы и предпочтения населения, разрабатываются различные индивидуализированные мероприятия в части финансовой грамотности населения.

Динамика в экономических ожиданиях, например, в условиях санкций, безусловно, влияют на финансовое поведение населения. Изменения в части экономики, санкции оказывают влияние на доверие к финансовым институтам. Недостаток финансовой уверенности приводит к тому, что теоретические знания о финансовом рынке не задействуются на практике, поскольку индивиды предпочитают сохранить свои средства в ликвидной форме из-за боязни потерь [10]. В связи с чем в такой ситуации актуально становится повышение финансового поведения населения для того, чтобы индивиды успешно управляли своими финансами даже в условиях экономической неопределенности.

Результаты многочисленных исследований, которые были проведены Аналитическим центром НАФИ, Российским Микрофинансовым Центром и Фондом СМ в 2023 г., говорят о том, что значительное число россиян желают повысить свой уровень финансовой грамотности [3].

ПРОФИЛИ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДА

Продолжая рассматривать исследование Аналитического центра НАФИ в части измерения финансового поведения населения, стоит выделить профили финансового поведения индивида. Такие профили состоят из частного индекса, включающий финансовые знания (понимание базовых финансовых концептов), навыков (умение принимать финансовые решение, то есть планировать, сберегать и прочее) и установки (формулирование финансовых целей и их достижение). В связи с чем стоит выделить следующие профили экономического поведения индивида.

Рациональное финансовое поведение заключается в принятии обоснованных и продуманных решений в области управления финансами с целью достижения лучших финансовых результатов в долгосрочной перспективе. Основные принципы рационального финансового поведения [5]:

1) составление бюджета, которое заключается в составлении глубокого плана доходов и расходов, установление финансовых целей и понимание, какие шаги необходимо предпринять для их достижения;

2) планирование долгами, что отражает контроль за уровнем просрочек, рациональное взятие кредитов и кредитных карт, оптимизация расходов на погашение долгов;

3) формирование дополнительных денег в части создании финансовой подушки безопасности для неопределенных ситуаций, таких как утрата работы, медицинские расходы и прочие финансовые кризисы;

4) инвестирование, которое заключается в формировании инвестиционных портфелей, распределение рисков и потенциала доходности, долгосрочное планирование инвестиций;

5) образование и повышение квалификации, которое заключается в непрерывном обучении и развитии финансовых навыков; анализ изменяющейся экономической ситуации и принятие обоснованных финансовых решений.

Рациональное финансовое поведение оказывает изменения в части улучшения финансового положения, обеспечивает финансовую стабильность и достичь финансовых задач. Путем осознанных и продуманных действий в области финансов человек снижает финансовые риски, повысить свою финансовую независимость и эффективно распоряжается своими финансами на протяжении всей жизни.

Также стоит рассмотреть такой профиль финансового поведения, как, иррациональное. Такое поведение индивидов в области финансов не соответствует логике и рациональным знанием об экономических решениях. Такое поведение проявляется, например, в принятии рискованных инвестиций без должного анализа рисков, в уклонении от финансового контроля, в излишних тратах и т.д.

И, наконец, финансовое поведение с риском, которое отражает способность индивида или организации принимать решения в условиях неопределенности, когда наблюдается возможность потери средств или неопределенности в отношении финального результата.

Подводя небольшой итог стоит отметить, что люди с такими профилями риска принимают разные решения при финансовых задачах. Некоторые склонны к динамичному подходу и предпочитают избегать риска, тогда как другие - более склонны к рискованным инвестициям в надежде на большие выгоды. Важно понимать, что реализация риска в финансовых решениях не обязательно является плохим или хорошим подходом. Все зависит от собственных целей, финансового положения, уровня навыков и опыта. Управление риском играет ключевую роль в достижении финансовых задач и минимизации потенциальных затрат.

Таким образом умение эффективно управлять финансами и принимать важные решения важно не только для личной устойчивости, но и для сохранения уровня жизни в условиях неопределенности. Такой анализ выявляет и уязвимые группы населения, и направления работы по мероприятиям в части финансовой грамотности. Способность сохранять сбережения и минимизировать риски действительно приобретает глубокое

значение в периоды экономических изменений. Также не менее важны профессиональные навыки защиты от мошенников, особенно учитывая их увеличенную активность в такие периоды. С ростом числа мошеннических схем и сложности рынка финансовых услуг потребуется большая бдительность и осведомленность, чтобы избегать финансовых убытков и сохранять свои средства в безопасности. Важно помнить, что развитие финансовых навыков необходимо не только для эффективного управления финансами, но и для защиты от мошенничества. В связи с чем определение типа финансового поведения индивидов, на основании показателей и индикаторов, является ключевым компонентом развития финансовой грамотности в современном мире [12].

Так, проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек: участие в сомнительных денежных операциях, залезание в долги, рискованное инвестирование, что сопровождается отсутствием финансовой грамотности [1].

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ ФИНАНСОВО ГРАМОТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Современная модель критериев и показателей для оценки финансового грамотного поведения населения Российской Федерации в условиях санкционного давления и кризиса доверия.

В данной работе под показателями понимается «что измерять» для определения типа финансового поведения населения; под индикаторами - как измерить показатель (с помощью чего). Исходя из вышесказанного, мы определим общую систему показателей и индикаторов финансово грамотного поведения населения Российской Федерации.

1. В качестве показателя «учет и планирование доходов, расходов, сбережений» стоит выделить следующие индикаторы: запись расходов и доходов, например, в тетрадь; запись расходов и доходов в специализированное приложение; запись расходов и доходов в формате Excel или Word, все это относится к рациональному финансовому поведению. Отсутствие планирования своего бюджета определяет иррациональное поведение, а учет «в уме» - рискованное.

2. Показатель «сбережение денег» состоит из таких индикаторов, как: хранение накоплений дома; пополнение банковского счета (сберегательный счет/ вклад в банке); акции, вклады; покупка имущества, недвижимости, золота, что характеризует рациональное финансовое поведение индивида в условиях санкционного давления. Иррациональное и рискованное финансовое поведение определяется отсутствием сбережений денежных средств и передачей денег другим членам семьи соответственно.

3. Рассмотрение вариантов от компаний; отсутствие рассмотрения других вариантов и рассмотрение различных вариантов от одной компании измеряют показатель «особенности выбора финансового продукта/услуги» (с позиции рационального, иррационального и рискованного финансового поведения соответственно).

4. На основании анализа отечественных и зарубежных исследований выявлено, что «влияние на выбор продукта» сопровождается рискованным финансовом поведением, которое сопровождается следующими индикаторами: информация о продукте, найденная в интернете; информация от сотрудников банка; собственный опыт; отзывы друзей/знакомых; телевизионная реклама; передачи на телевидении, радио; совет работодателя; профильные финансовые газеты, журналы; буклет в почтовом ящике. Напротив, информация, предоставленная в отделении банка и отзывы друзей/знакомых (которые работают в финансовой сфере) характеризуют рациональное финансовое поведение.

5. Показатель «цифровая грамотность» стоит измерять с помощью следующих индикаторов: неразглашение паролей; отзывы о продавцах; анализ условий при покупке в интернете, что описывает рациональное финансовое поведение.

6. С позиции образовательных программ общего образования, которые включают базовые показатели в части финансовой грамотности, стоит учитывать следующее: обучение финансовой грамотности; формирование такого социального явления в вузах, что непосредственно описывает рациональное финансовое поведение.

7. Показатель «инвестирование» включает следующие индикаторы: знание основ инвестирования; умение выбирать инвестиционные продукты и стратегии, что определяет рациональное поведение, однако «отсутствие навыков основ инвестирования» сопровождается иррациональном поведением.

8. Немаловажно измерять и такой показатель, как «умение адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям» для определения типа финансового поведения. Стоит использовать следующие индикаторы, которые характеризуются рациональным финансовым поведением: понимание основ страхования в условиях кризиса; защита от рисков в условиях кризиса (меры защиты от финансовых рисков); обоснованные финансовые решения; финансовая стабильность в долгосрочной перспективе. Безусловно отсутствие финансовой стабильности в условиях кризиса (отсутствие навыков и знаний по финансовой грамотности) указывает на иррациональное поведение.

9. Доступ к образовательным учреждениям, которые предлагают программы по финансовой грамотности; доступ к финансовым услугам и ресурсам. Наличие банков, кредитных организаций, финансовых консультантов и онлайн-платформ; наличие информационных ресурсов и технологий. Доступ к интернету, цифровым образовательным платформам, мобильным приложениям и онлайн-ресурсам; реализация регионального центра финансовой грамотности описывает рациональное финансовое поведение индивидов.

10. Показатель «ответственное заимствование» включает в себя следующие индикаторы для измерения рационального финансового поведения: знание своих финансовых возможностей; погашение кредитов (займов); понимание кредитного рейтинга.

11. И, наконец, показатель «установки в части сбережений» состоит из следующих индикаторов, описывающих рациональное финансовое поведение, -осознанность крупных покупок; осознанность непредвиденных трудностей; планирование будущей пенсии; формирование резервного фонда.

ВЫВОДЫ

Стоит отметить следующие выводы. Была разработана система показателей и индикаторов рассматриваемого понятия как параметра экономической системы. В целом, в качестве показателей в условиях санкцион-ного давления были определены следующие:

• установки в части практик использования денег;

• самооценка личного уровня финансовой грамотности;

• установки в части вида трудового договора;

• установки в части финансового благополучия;

• социокультурные ценности.

• В части индикаторов стоит выделить следующие:

• воспринимаемые правила игры в социокультурной сфере;

• социально-экономические ценности;

• воспринимаемые правила игры в социально-экономической сфере;

• воспринимаемые правила игры в социально-политической сфере;

• ожидания и прогнозы относительно финансово-экономических отношений;

• финансово-экономические установки;

• институты социализации.

В связи с чем финансовая грамотность играет огромную роль в современных условиях развития общества, особенно во время санкционного давления на страну. При наличии санкций экономическая обстановка становится нестабильной, что требует особого внимания к своим финансовым решениям.

Показатели и индикаторы финансовой грамотности россиян в условиях санкционного давления включают следующие аспекты: уровень финансовой осведомленности; степень понимания финансовых рисков; уровень знаний по управлению личными финансами; использование финансовых продуктов; обращение к финансовым консультантам. Такие показатели и индикаторы оценивают уровень финансовой грамотности населения и выявляют области, в которых необходимо провести дополнительное образование и информационную работу. В условиях санкций особенно важно быть финансово грамотным, для эффективного управления своими ресурсами и минимизировать финансовые риски.

Реализация проектов в части финансовой грамотности, должна сочетаться с мерами по увеличению благосостояния граждан, что способствует созданию благоприятной экономической среды. Наличие системы индикаторов, измеряющих уровень финансовой грамотности населения, в сочетании со статистическим обследованием бюджетов домохозяйств, выявляет потенциал для развития рынка финансовых услуг.

Продолжение усилий по формированию экономической культуры населения и содействие развитию финансовой грамотности являются важными шагами на пути к устойчивому развитию всей страны в целом. Знание процессов финансовых операций, умение

защищать свои интересы в сфере финансов, способность анализировать информацию и принимать грамотные финансовые решения, что составляет основу для развития финансовой сферы и общества в целом. Изменение уровня финансовой грамотности способствует благосостоянию граждан и развитию экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамика финансовой грамотности играет важную роль в целом для стабильности экономики на макроуровне. Отсутствие знаний в сфере финансов приводит к серьезным последствиям как для индивидуумов, так и для общества в целом. Все это приводит к не верному управлению финансами особенности в условиях санкционного давления, увеличению долговой нагрузки, а также негативно сказывается на уровне доверия к финансовым институтам.

Измерение финансовой грамотности населения является неотъемлемой частью образовательного

и социального процесса. Осознание важности верного управления финансами, понимание принципов инвестирования, умение планировать бюджет и распределять ресурсы для обеспечения стабильное развитие не только личных финансов, но и экономики страны в целом. В связи с чем источники информации о финансах становятся все более легкий, и каждый имеет возможность обрести необходимые знания. Важно, чтобы финансовые организации и государственные органы также активно работали над рассматриваемым показателем, создавали образовательные программы и информационные ресурсы.

Таким образом, развитие финансовой грамотности в условиях санкционного давления - ключевой фактор для правильного и эффективного функционирования экономических систем, как на уровне государства, так и на уровне индивида. Изменения уровня финансовой осведомленности позволит избежать многих ошибок в управлении финансами и способствует развитию экономики и повышению благосостояния общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аракчеева H.A., Армадерова Е.А., Чудинова В.П. Безопасность и финансовая киберграмотность детей и взрослых// Школьная библиотека. 2019. № 4. С. 52-59.

2. Бондаренко ВА., Гузенко Н.В. Вопросы достаточности финансирования научных исследований в России в аспекте нацеленности экономики на инновационное развитие // Финансовые исследования. 2020. № 2 (67). С. 171-178.

3. Винникова И.С., Кузнецова ЕА. Методы оценки уровня финансовой грамотности в школе // КНЖ. 2017. № 4 (21). С. 10-18.

4. Добролежа Е.В., Жукова А.Е. Финансовая грамотность как один из инструментов повышения доступности лизинговых продуктов // Инновационный потенциал банковской деятельности в цифровой экономике: сб. матер. V Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-н/Дон., 2020. С. 272-276.

5. Дударева Н.В., Утюмова ЕА. Модель формирования функционально-математической грамотности в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2021. №4. С. 14-25.

6. Кочергин ДА., Покровская Н.В., Достов В.Л. Налоговое регулирование обращения виртуальных валют: опыт зарубежных стран и перспективы для России // Вестник С.-Пе-терб. гос. ун-та. Экономика. 2020. Т. 36. Вып. 1. С. 49-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мороз A.A., Плахутина Е.А., Узуев A.A. Финансовая грамотность молодежи: оценка и актуальность повышения ее уровня: сб. науч. ст. 9-й Междунар. науч.-практ. конф. «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика». 2019. С. 246-251.

8. Мишина А.П., Майданкина Н.Ю. Формирование основ финансовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия ВГПУ. 2020. № 1 (144).

9. Сорокин Д.Е. Политическая экономия технологической модернизации России//Экономическое возрождение России. 2020. № 1 (63). С. 18-25.

10. Стахеева Л.М., Николаев CA. Критерии выбора методов финансового оздоровления // Социально-гуманитарное образование и наука в XXI веке: матер. Всерос. национальной науч.-практ. конф. 2022. С. 349-355.

11. Форкунова Л.В., Конева Б.Н. Исследование операции в финансовых ситуациях посредством дидактической игры //Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1. С. 114-119.

12. Csorba L. The determining factors of financial culture, financial literacy and financial behavior. Public Finance Quarterly, 2020. Pp. 67-83.

REFERENCES

1. Arakcheeva NA., Armaderova EA., Chudinova V.P. Security and financial cyber literacy of children and adults. The School Library. 2019. No. 4. Pp. 52-59. (In Rus.)

2. Bondarenko V.A., Guzenko N.V. Issues of sufficiency of financing scientific research in Russia in the aspect of the focus of the economy on innovative development. Financial Research. 2020. No. 2(67). Pp. 171-178. (In Rus.)

3. Vinnikova I.S., Kuzmenkova E.A. Methods of developing an innovative strategy at school. CPSU. 2017. No. 4 (21). Pp. 10-18. (In Rus.)

4. Dobrolezha E.V., Zhukova A.E. Financial literacy as one of the tools to increase the availability of leasing products. In: Innovative potential of banking in the digital economy: Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don, 2020. Pp. 272-276.

5. Dudareva N.V., Utyumova EA. The model of formation of functional and mathematical literacy in the process of teaching mathematics. Pedagogical Education in Russia. 2021. No. 4. Pp. 14-25. (In Rus.)

6. Kochergin DA., Pokrovskaya N.V., Dostov V.L. State regulation of entrepreneurial activity: Experience of the foreign sphere and prospects for Russia. Bulletin of St. Petersburg. State University. Economy. 2020. Vol. 36. Issue 1. Pp. 49-76. (In Rus.)

7. Moroz AA., Plakhutina EA., Uzuyev A.A. Financial literacy of youth: Assessment and relevance of raising its level. Collection of scientific articles of the 9th International Scientific and practical Conference "Institutions and mechanisms of innovative development: World experience and the Russian practice". 2019. Pp. 246-251.

8. Mishina A.P., Maidankina N.Yu. Formation of the foundations of financial culture of preschool and primary school age children. News ofthe VSPU. 2020. No. 1 (144). (In Rus.)

9. Sorokin D.E. Political economy of technological modernization of Russia. The Economic Revival of Russia. 2020. No. 1 (63). Pp. 18-25. (In Rus.)

10. Stacheeva L.M., Nikolaev S.A. Criteria for choosing methodological education. In: Social and humanitarian education and science in the XXI century: Materials of the All-Russian National Scientific and Practical Conference. 2022. Pp. 349-355.

11. Forkunova L.V., Koneva B.N. Investigation of the operation in financial situations through a didactic game. Yaroslavl PedagogicalBulletin. 2020. No. l.Pp. 114-119. (In Rus.)

12. Chorba L. Determining factors of financial culture, financial literacy and financial behavior. Quarterly Report on Public Finances. 2020. Pp. 67-83.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 74,55%

Рецензент: Разов П.В., доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук; научный редактор раздела «Экономическая социология», профессор департамента социологии; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья поступила в редакцию 20.05.2024, принята к публикации 17.06.2024 The article was received on 20.05.2024, accepted for publication 17.06.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Боричевская Елизавета Игоревна, младший научный сотрудник; Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга; г. Москва, Российская Федерация; ассистент, кафедра социологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. Author ID: 1073377; SPIN-код: 7724-9266; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Elizaveta I. Borichevskaya, junior researcher; Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering; Moscow, Russian Federation; assistant, Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. Author ID: 1073377; SPIN-code: 7724-9266; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.