ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373.3/.5+376.5
Ансимова Нина Петровна
Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, miklinar@yandex.ru, Ярославль
Золотарева Ангелина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, Институт развития образования Ярославской области, ang_gold@mail.ru, Ярославль
ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ1
Аннотация. В статье дается обоснование подходов и принципов формирования компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью. Определены цели и задачи (содержательные, методические, организационные, практические) подготовки педагогических кадров к обучению и развитию талантливых детей и молодежи. Обоснованы компетентностный, персонифицированный и метапредметный подходы к формированию профессиональных компетенций педагога. Сформулированы принципы формирования компетенций педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью в процессе дополнительного профессионального образования кадров: комплексности, гуманизации, единства и дифференциации общего и специального обучения, единства теоретической и практической подготовки педагога, кластерности, универсальности, интегративности, вариативности, рефлексивности, фундаментальности, полифункциональности, междисциплинарности.
Ключевые слова: талантливые дети и молодежь, формирование компетенций педагога, ком-петентностный подход, персонифицированный подход, метапредметный подход, принципы дополнительного профессионального образования педагогов.
Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Важнейшей задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека [5]. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов отмечено, что современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России [4].
Основной задачей при этом государство считает повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью, обеспечение их высококачественными образовательными программами и современными средствами образования.
Основной целью подготовки педагогических кадров в этой области является формирование у них профессиональных компетенций по обучению и развитию талантливых детей и молодежи.
Общая цель конкретизируется в ряде задач, позволяющих использовать средства дополнительного профессионального образования при подготовке педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью:
1) содержательные:
- разработка и обоснование системы
1 Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства образования и науки РФ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского № 27.35.2016/НМ по теме «Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, средствами дополнительного профессионального образования».
ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 6 / 2016
41
профессиональных компетенций педагога (с учетом специфики возраста обучающихся, видов их одаренности, предметных областей и направленности дополнительного образования, должности педагога);
- разработка содержания подготовки педагога;
- разработка вариативных моделей формирования профессиональных компетенций педагога;
2) методические:
- разработка паспортов компетенций педагога;
- подбор и разработка методов оценивания уровня сформированности компетенций педагога;
- подбор и разработка методов формирования компетенций педагога;
- разработка программ формирования компетенций педагога;
3) организационные:
- апробирование программ подготовки педагога (с учетом специфики возраста обучающихся, видов их одаренности, предметных областей и направленности дополнительного образования, должности педагога);
- апробирование методов оценивания уровня сформированности компетенций педагога;
- апробирование методов формирования компетенций педагога;
4) практические:
- формирование компетенций педагога;
- осуществление мониторинга формирования компетенций педагога;
- оценка результатов деятельности педагога.
В основу современной системы подготовки и профессионального развития педагога должны быть положены, прежде всего, идеи компетентностного, персонифицированного и метапредметного подходов.
Компетентностный подход рассматривается как идея открытого заказа на содержание образования.
В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; равновесие между образованием и жизнью видится в смещении конечной цели образования со знаний на интеллектуальные и деятельностно-практиче-ские умения. Профессионально-личностный
рост обучающегося обеспечивается развитием системы вариативных компетенций, необходимых и достаточных для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.
Современная наука предлагает следующие определения компетенций и компетентности.
И. А Зимняя определяет компетенции как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Компетентность рассматривается как результат овладения соответствующей компетенцией - это сложное и многоуровневое образование. В их структуру включены три компонента: когнитивный (знание и понимание), поведенческий (практическое и оперативное применение знаний) и ценностный (ценности - органическая часть способа восприятия действительности и жизни с другими в социальном контексте) [3].
Расширяет и углубляет такое представление о компетентностном подходе В. Д. Шадриков. Он исходит из определения, согласно которому компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. «Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [8, с. 15].
Компетентность субъекта, таким образом, является результатом обучения и воспитания (образования). По В. Д. Шадрикову, компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для их формирования [8].
В соответствии с этим подходом структура компетенции может включать в себя следующие компоненты:
- когнитивный - это совокупность, система знаний и умений, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется процесс собственно профессиональной деятельности;
- поведенческий - это система универсальных способов познания, соответствующих алгоритмов поведения и способов коммуникации, ориентированных на реализуемую профессиональную деятельность, развитие у специалиста разнообразных способов, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;
- ценностный компонент - это понимание смысла и значения реализуемой деятельности, субъективное нравственно-эстетическое, рефлексивное отношение к осваиваемым ценностям и способам их освоения, смелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов, независимость в суждениях, чувство ответственности за предлагаемые решения.
Персонифицированный подход рассматривается как комплекс парадигматических, семантических и прагматических структур в теории и практике непрерывной профессиональной подготовки педагогов, характеризующих субъектно-ориентированные стратегии организации образовательного процесса и педагогического взаимодействия в системе обучения взрослых [7]. Основной смысл «персонификации» повышения квалификации педагога состоит в том, чтобы реализовать его право самостоятельно решать эту задачу, создав механизм, необходимый для реализации такого права [1].
Целью персонифицированного повышения квалификации является решение конкретной профессиональной задачи, нахождение новых способов персонализации и самоактуализации.
Метапредметный подход в системе российского образования является относительно новым с точки зрения методологии и теоретического основания. Метапредметный подход предполагает наличие у педагога очень хорошего знания своего предмета, что позволяет деятельностно переструктурировать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных
единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но обеспечивает развитие ее на рефлексивных основаниях. Суть метапредметного подхода в российском образовании заключается в том, что содержание образования ориентировано на универсальные способы мышления и деятельности, способствующие формированию ключевых умений и навыков, выраженных в различных метапредметных компетентностях.
В целом в рамках метапредметного подхода происходит мыследеятельностное интегрирование учебного материала. Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:
а) с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельно-сти (знания, знака, проблемы, задачи и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер;
б) с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью [2].
Указанные подходы позволяют сформулировать некоторые принципы формирования компетенций педагога [6], работающего с талантливыми детьми и молодежью с использованием средств дополнительного профессионального образования:
- принцип комплексности предполагает привлечение всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей, психологов, социальных педагогов и др. специалистов) к работе с одаренными детьми и молодежью, использование комплекса средств оценивания и формирования компетентности;
- принцип гуманизации проявляется в формировании рефлексивной позиции педагога, активизации и развитии субъектной профессионально-образовательной позиции, умении принимать личность любого ученика, создавать творческую и свободную атмосферу обучения;
- принцип единства и дифференциации общего и специального обучения обеспечивает формирование общих (инвариантных) для всех педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью, компетенций
и компетенций специфических (в зависимости от специфики возраста обучающихся, видов их одаренности, предметных областей и направленности дополнительного образования, должности педагога);
- принцип единства теоретической и практической подготовки педагога заключается в использовании широкого спектра традиционных и инновационных методов подготовки, предполагающих формирование полной структуры каждой компетенции (когнитивного, ценностного и поведенческого компонентов);
- принцип кластерности проявляется в реализации персонифицированных профессионально-образовательных программ различного профиля для специалистов разного уровня квалификации и специализации, которые работают с детьми различного возраста, характеризующихся теми или иными видами одаренности;
- принцип универсальности предполагает, что знания, умения и навыки, полученные на метапредметных занятиях с помощью метапредметных технологий, являются универсальными, обеспечивающими компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин;
- принцип интегративности позволяет решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин; в процессе реализации мета-предметного подхода происходит не только межпредметное взаимодействие, но и понимание обучающихся взаимосвязи и взаи-
мозависимости всех жизненных процессов, систем, законов;
- принцип вариативности обеспечивает изменение содержания, форм, средств, технологий и методов обучения, в том числе и организации самостоятельной работы обучающихся в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей педагога, специфики занимаемой им должности и многих других факторов;
- принцип рефлексивности, использование которого в процессе образования помогает педагогу отслеживать процесс своей деятельности, находить ошибки и удачные способы работы, осознавать причины своих действий;
- принцип целостности - выражается в комплексном подходе к определению содержания базовых дисциплин на основе единства цели, их взаимодополнительности и единства требований; дополнительность в данном контексте можно рассматривать как механизм обеспечения полноты и целостности чего-либо;
- принцип фундаментальности выражается в научной основательности и высоком качестве психолого-педагогической и общекультурной подготовки, определяется глубиной и прочностью предметных знаний;
- принцип полифункциональности, при использовании которого образование, ориентированное на идеи метапредметного подхода, помогает формировать обучающемуся компетентность в решении разных проблем в повседневной, профессиональной или социальной жизни;
- принцип междисциплинарности обеспечивает способность к переносу из одной предметной области в другую и применимость в различных ситуациях.
Библиографический список
1. Аверкин В. Н., Каплунович Т. А. Антиномический принцип персонифицированной организации повышения квалификации педагогов // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. - 2014. - № 3. - С. 34-39.
2. Громыко Н. В., Половкова М. В. Мета-предметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2009». - СПб., 2009. - 30 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утв. Президентом РФ от 03.04.2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70089372/ (дата обращения: 15.09.2016).
5. Модель взаимодействия учреждений общего образования с вузами по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей: коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 156 с.
6. Мухамедьярова Н. А. Особенности реализации метапредметного подхода при подготовке педагогических кадров в вузе // Инновации в образовании. - 2013. - № 1. - С. 72-79.
7. Обухов В. В., Войтеховская М. П., Осипо-
ва И. В. Современные вариативные модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, ориентированных на новые модели аттестации // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 13. - С. 93-98.
8. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Психология. - 2006. - № 1. - С. 15-21.
Поступила в редакцию 15.10.2016
Ansimova Nina Petrovna
Dr. Sci. (Psychol.), Prof. of the Department of General and Social Psychology, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, miklinar@yandex.ru, Yaroslavl
Zolotareva Angelina Viktorovna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., of the Yaroslavl Region "The Institute of Education Development", ang_gold@mail.ru, Yaroslavl
APPROACHES AND PRINCIPLES OF FORMATION OF THE TEACHER'S COMPETENCES NECESSARY FOR WORK WITH TALENTED CHILDREN AND YOUTH1
Abstract. In the article reasons for approaches and principles of formation of the teacher's competences necessary for work with talented children and youth are presented. Particular purposes and objectives (substantial, methodical, organizational, practical) in training of the pedagogical personnel to teach and develop talented children and youth are determined. The competence-based, personified and metasubject approaches to form the teacher's professional competences are proved. Here are formulated the principles of formation of the teacher's competences, who is working with talented children and youth in the course of further professional education of the personnel: complexity, hu-manization, unity and differentiation of general and special training, unity of theoretical and practical training of the teacher, clusterness, universality, integrity, variability, reflexivity, fundamental nature, polyfunctionality, interdisciplinarity.
Keywords: talented children and youth, formation of the teacher's competences, a competence-based approach; a personified approach, a metasubject approach, principles of further professional education of teachers.
References
1. Averkin, V. N., Kaplunovich, T. A., 2014. Anti-nomicheskij princip personificirovannoj organizacii povysheniya kvalifikacii pedagogov [The anti-nomic principle of the personified organization of teachers' professional development]. Chelovek i obrazovanie. Akademicheskij vestnik Instituta pedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslyx RAO [Person and education. The academic bulletin of the Institute of pedagogical education and education of adult of RAE], 3, pp. 34-39 (in Russ.).
2. Gromyko, N. V., Polovkova, M. V, 2009. Meta-predmetnyj podxod kak yadro rossijskogo obrazovaniya [A metasubject approach as a kernel of Russian education]. Sbornik statej dlya uchastnikov finala Vse-rossijskogo konkursa "Uchitel' goda Rossii - 2009" [Collection of articles for participants of the final of the All-Russian competition "The Teacher of the Year of Russia - 2009"]. Saint Petersburg, 30 p. (in Russ.).
3. Zimnyaya, I. A., 2004. Klyuchevye kompetent-nosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetent-
1 The article is prepared within implementation of the State task of the Ministry of education and science of the Russian Federation of YSPU named after K. D. Ushinsky No. 27.35.2016/NM on the theme "Formation of competences of the teacher for work with talented children and youth by means of additional professional education".
nostnogo podxoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya [Key competences as a productive and target basis of the competence-based approach in education. The author's version]. Moscow: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov Publ., 40 p. (in Russ.).
4. Koncepciya obshchenacionalnoy sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov, utv. Prezidentom RF ot 03.04.2012 goda [The concept of a national system of identifying and developing young talent, approved. The President of the Russian Federation dated 03.04.2012] [online]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70089372/ (Accessed 15 September 2016) (in Russ.).
5. Zolotareva, A. V., ed., 2011. Model' vzaimode-jstviya uchrezhdenij obshhego obrazovaniya s vu-zami po realizacii obshheobrazovatel'nyx programm starshej shkoly, orientirovannyx na odarennyx detej [Model of interaction of the general education institutions with higher education institutions on implementation of the general education programs of high school focused on gifted children]. Yaroslavl: YSPU Publ., 156 p. (in Russ.).
6. Muhamedyarova, N. A., 2013. Osobennosti
realizacii metapredmetnogo podxoda pri podgotovke pedagogicheskix kadrov v vuze [Features of realization of the metasubject approach in pedagogical staff training in higher education institution]. Innovacii v obrazovanii [Innovations in education], 1, pp. 72-79 (in Russ.).
7. Obuhov, V. V., Voitehovskaya, M. P., Osipo-va, I. V., 2013. Sovremennye variativnye modeli personificirovannogo i individualizirovannogo pov-ysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya, ori-entirovannyx na novye modeli attestacii [Modern variable models of the personified and individualized professional development of the educators focused on new models of official evaluation]. Vestnik Tom-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 13, pp. 93-98 (in Russ.).
8. Shadrikov, V. D., 2006. Lichnostnye kachestva pedagoga kak sostavlyayushhie professional'noj kompetentnosti [The teacher's personal qualities as components of the professional competence].Vest-nik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Seriya Psixologiya [Bulletin of Yaroslavl state university named after P. G. Demidov. Psychology series], 1, pp. 15-21 (in Russ.).
Submitted 15.10.2016