УДК 37
Н. П. Ансимова, А. В. Золотарева
Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью
Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства образования и науки РФ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского № 27.35.2016/НМ по теме «Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью средствами дополнительного профессионального образования»
В статье представлено обоснование компетентностной модели педагога, работающего с талантливыми детьми. Обоснована актуальность проблемы формирования компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, показана степень ее разработанности в отечественной науке. Выявлен ряд проблем профессионального развития педагогов по вопросам организации обучения детей и молодежи, проявивших признаки одаренности. Дано понятие профессиональной компетентности педагога. Предложена структура компетентностной модели педагога как совокупность ключевых (необходимых для любой профессиональной деятельности), профессиональных (отражающих специфику определенной профессиональной деятельности, в нашем случае - педагогической) и специальных (отражающих специфику работы в разных условиях профессиональной деятельности с талантливыми детьми) компетентностей. Раскрыты понятия и сущности метапредметных профессиональных компетенций педагога: информационной, мотивирующей, организационной, исследовательской, коммуникативной, методической, тьюторской и компетенции самообразования и самосовершенствования. Дано обоснование выделения в структуре компетентностной модели когнитивного, поведенческого и ценностного компоненетов. Выделены группы педагогов, которым необходимо формировать компетенции для работы с талантливыми детьми: педагоги, работающие в разных предметных областях (математика, филология, история, география и др.) дополнительного образования; педагоги, работающие с детьми разного возраста; занимающие разные педагогические должности.
Ключевые слова: талантливые дети и молодежь, профессиональные компетенции педагога, компетентностная модель педагога, ключевые компетенции педагога, общие профессиональные (метапредметные) компетенции педагога, специальные компетенции педагога.
N. P. Ansimova, A. V. Zolotariova
The Teacher's Competences to Work with Gifted Children and Youth
In the article reasons for a competence-based model of the teacher working with gifted children are provided. Relevance of the problem to form the teacher's competences necessary for work with gifted children and youth is proved, the degree of its readiness in Russian science is shown. A number of problems of teachers' professional development on questions of training organization for children and youth, who can be considered as gifted ones, is revealed. The concept of the teacher's professional competence is presented. The structure of the competence-based model of the teacher as a set of key (necessary for any professional activity), professional (reflecting specificity of a certain professional activity, in particular - pedagogical) and special (reflecting specificity of work in different conditions of the professional activity with gifted children) competences is offered. Concepts and subjects of the teacher's metasubject professional competences are revealed: information, motivating, organizational, research, communicative, methodical, tutorial and self-education and self-improvement competences. Reasons for allocating cognitive, behavioural and valuable components in the structure of the competence-based model are given. Groups of teachers who need to form competences for work with gifted children are allocated: teachers working in different subjects (mathematics, philology, history, geography, etc.) and directions of further education; teachers working with children of different age, teachers of different pedagogical positions.
Keywords: gifted children and youth, the teacher's professional competences, a competence-based model of the teacher, core competencies of the teacher, general professional (metasubject) competences of the teacher, special competences of the teacher.
Актуальность проблемы формирования компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, во многом обусловлена тем, что за последние десятилетия утрачены традиции в работе по поиску, отбору и созданию условий для развития одаренных детей и талантливой молодежи. Существенные реформы в области образования требуют разработки новых подходов и методов организации работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, обучению и повышению квалификации пе-
дагогов, работающих с ними с целью повышения эффективности данной деятельности. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением практико-ориентированной направленности образования.
К середине 80-х гг. исследователи одаренности обратились к ведущей фигуре образовательного процесса - учителю. Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Л. В. Попова и В. С. Юркевич обосновали необходимость подготовки педагога к работе с одаренными учениками.
© Ансимова Н. П., Золотарева А. В., 2016
Различные аспекты подготовки как будущих, так и уже работающих педагогов к работе с талантливыми детьми нашли отражение в диссертационных исследованиях Л. Н. Андреевой, Л. К. Веретенниковой, Т. И. Вороновой, Л. А. Галкиной, Н. В. Дудыревой, Е. А. Ичалов-ской, О. Б. Мочаловой, Е. В. Пажитневой, Т. Г. Рахматуллина, Г. В. Тарасовой,
Г. Т. Шпаревой и др. В этих исследованиях были рассмотрены процессы подготовки педагогов к работе с талантливыми детьми различного возраста; процессы взаимодействия с данной категорией, обучающихся в условиях дошкольных, общеобразовательных учреждений, в профильных классах, в условиях сельского социума, в летних школах; психологическая и другие виды готовности педагога к работе с одаренными детьми; предложены разные подходы к работе с талантливым ребенком (интегративный, развивающий); описана работа с детьми, обладающими разными видами одаренности (творческой, интеллектуальной, спортивной и др.).
На настоящий момент сложились солидные практические предпосылки по разработке большого количества моделей и проектов подготовки педагогов для работы с талантливыми детьми (М. А. Арсенова, М. Линдсли, А. М. Матюшкин, Е. Л. Мельникова, Т. Г. Мороз, Н. А. Пронина, Т. В. Разумовская, Т. Г. Рахматуллин,
Т. Ф. Сергеева, Е. В. Сечкарева, Г. В. Тарасова, Н. Б. Шумакова и др.).
Однако в системе высшего и дополнительного профессионального образования сегодня наработаны лишь отдельные примерные образовательные программы подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации обучения талантливых детей и молодежи, которые, тем не менее, могут стать основой для разработки, апробации и утверждения типовых программ. При этом важно отметить, что в Ярославской области и других областях РФ уже имеется определенный опыт подготовки педагогов к работе с талантливыми детьми, определено содержание такой работы, проанализированы разнообразные формы и технологии работы с педагогами [17]. Это может стать основой для дальнейшего совершенствования программ (модулей) подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации обучения детей и молодежи, проявивших признаки одаренности и достаточно высокий уровень достижений в различных областях.
Вместе с тем следует отметить, что в решении данного вопроса есть еще ряд серьезных проблем:
1. Не отработан и не апробирован перечень компетенций, необходимых педагогу для обучения талантливых детей и молодежи, в том числе для работы с представителями разных возрастных категорий, в различных предметных областях и сферах деятельности.
2. Не разработаны и не утверждены (в том числе не определен регламент утверждения) типовые программы подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации обучения талантливых детей и молодежи.
3. В части содержания программ (модулей) недостаточно представлены такие направления, как
— организация процесса выявления и развития детской одаренности;
— проектирование дополнительных общераз-вивающих и предпрофессиональных программ по разным направлениям, адресованных одаренным детям и молодежи;
— организация работы тьюторов с одаренными детьми, сопровождение одаренных детей и молодежи в образовательной системе;
— формирование и проектирование образовательной среды развития одаренности в образовательном пространстве;
— разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и программ развития одаренных детей и молодежи;
— научное и методическое сопровождение работы педагогов с одаренными детьми и молодежью;
— содержание деятельности разных категорий педагогических работников, обеспечивающих обучение талантливых детей, (педагоги, методисты, руководители, психологи, социальные педагоги и др.).
4. В части организации процесса обучения и внедрения вариативных форм подготовки и повышения квалификации педагогических работников недостаточно проработаны вопросы
— изучения профессиональных потребностей педагогов, работающих с одаренными детьми и молодежью;
— применения дистанционных образовательных технологий для этой категории педагогов, в том числе и для педагогов, занимающих различные должности;
— разработки и проведения телекоммуникационных проектов, направленных на формирование у педагогов профессиональных компетенций,
необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью;
— организации стажировочных площадок и тренингов для педагогов;
— формирования дополнительных квалификаций педагога, необходимых для работы с одаренными детьми (тьютора, модератора, проектировщика и др.);
— организации сетевого взаимодействия в реализации программ обучения одаренных детей;
— разработки специализированных образовательных программ/курсов/модулей, реализуемых на базе инновационных структур, деятельность которых направлена на работу с талантливыми детьми и молодежью;
— обеспечения информационно-методической поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми через сеть виртуальных образовательных ресурсов [17].
На решение данных проблем направлен проект «Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью средствами дополнительного профессионального образования», выполняемый в 2016 г. Ярославским государственным педагогическим университетом им. К. Д. Ушинского во взаимодействии с ярославским региональным Институтом развития образования по заданию Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки Российской Федерации, одной из важнейших целей которого является разработка компетент-ностной модели педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью.
Под профессиональной компетентностью педагога мы понимаем интегральную характеристику, определяющую его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных педагогических ситуациях, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность имеет дея-тельностный характер и проявляется в умении осуществлять выбор с учетом адекватной самооценки в конкретной ситуации.
Профессиональная компетентность педагога может быть представлена в определенной структуре как совокупность ключевых (необходимых для любой профессиональной деятельности), профессиональных (отражающих специфику определенной профессиональной деятельности, в нашем случае - педагогической) и специальных (отражающих специфику работы в разных условиях профессиональной деятельности с талантливыми детьми) компетентностей. Все три вида
компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста [5].
Известно, что с талантливыми детьми могут работать педагогические работники в организациях разных ведомств и форм собственности: учителя общеобразовательных школ, педагоги организаций дошкольного и дополнительного образования, преподаватели учреждений среднего профессионального и высшего образования, педагогические работники организаций сферы культуры, спорта, государственно-частного и некоммерческого секторов. Среди них можно выделить несколько групп педагогов, существенно различающихся требованиями, предъявляемыми к их компетенциям:
— педагоги, работающие с детьми разного возраста (дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками, молодежью);
— педагоги работающие, в разных предметных областях общего образования (математика, филология, история, технология и др.);
— педагоги, работающие в разных направ-ленностях дополнительного образования (художественная, техническая, естественно-научная, туристско-краеведческая, спортивная, социально-педагогическая);
— педагоги, работающие в разных педагогических должностях (воспитатель ДОУ, учитель начальных классов, учитель-предметник, педагог ДОД, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог и др.).
В основу структуры компетенций педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью, должны быть, с нашей точки зрения, положены педагогические проблемы, с которыми столкнется педагог в процессе сопровождения талантливых детей, из числа которых можно выделить:
— общие проблемы - особенности организации учебной деятельности и формирования личности одаренного ребенка (в том числе коррекции личностных проблем), особенности организации общения (взаимодействия) с детьми, родителями, другими взрослыми, особенности адаптации одаренных детей в социуме (решение социальных проблем);
— особенные проблемы, обусловленные возрастом детей и видом их одаренности - интеллектуальной, художественной, технической, спортивной, лидерской и др.
В структуре профессиональной деятельности педагога, работающего с талантливыми детьми,
мы выделяем ключевые, общие профессиональные (метапредметные)
компетенции и специальные компетенции.
К ключевым компетенциям педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью, можно отнести
— общенаучные компетенции: готовность применять теоретические и прикладные знания как средство саморазвития, решения жизненных проблем и профессиональных задач, видеть противоречия и проблемы собственной профессиональной деятельности, решать исследовательские и проектные задачи, используя знакомые общенаучные и специальные методы и методики и овладевая новыми;
— инструментальные компетенции: готовность строить деятельность с соблюдением правил безопасности и нормативно-правовых актов, ее регулирующих; готовность к планированию, самоорганизации и организации деятельности других людей; к деятельности по сплочению группы, организации бесконфликтного общения; к письменной и устной коммуникации; к поиску информации в различных источниках; способность анализировать и оценивать информацию, представлять ее в доступном для других виде, выбирать информацию, подходящую для решения проблемы; видение разных способов решения проблем, осознанный выбор более эффективного способа; готовность анализировать свою деятельность и поведение, деятельность и поведение других людей, осуществлять коррекцию собственной деятельности по процессу и результатам; готовность самостоятельно определять пути профессионального и личностного саморазвития и самосовершенствования, формулировать запрос на повышение квалификации; готовность самостоятельно работать на компьютере на уровне пользователя, применять готовые разработки, созданные на базе современных информационно-коммуникационных технологий в жизни и профессиональной деятельности;
— социально-личностные и общекультурные компетенции: готовность строить деятельность и общение на основе нравственных ценностей и целей, этических и правовых норм; самостоятельно определять задачи своей профессиональной деятельности на основе принятия нормативных целей; способность брать на себя ответственность за процесс и результаты собственной деятельности, обеспечение безопасности детей; готовность активно участвовать в общении, в том числе деловом и межкультурном, находить пути выхода из конфликта, слушать и понимать собеседника и аргументированно представлять свое мнение на
основе уважительного отношения к окружающим; способность отстаивать собственную гражданскую позицию и создавать условия для формирования гражданского самосознания у обучающихся (воспитанников); готовность к рефлексии, критике и самокритике, переосмыслению своего профессионального и социального опыта [8].
На основе функционального психолого-педагогического анализа деятельности педагога нами были выделены следующие общие (инвариантные, метапредметные [11]) профессиональные компетенции, обеспечивающие межпрофильную и метапредметную сущность деятельности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью:
— информационная компетенция, предполагающая знание и способность использовать новые средства для эффективного получения и передачи информации (технологическая грамотность), способность находить, организовывать, отбирать, обрабатывать и использовать информацию (информационная грамотность), готовность производить и распространять контент в произвольном формате любым аудиториям (медиаком-петенция); способность критически оценивать достоверность информации (критическое мышление); способность соблюдать нормы социальной ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном процессе (информационная этика) [4, 13];
— мотивирующая компетенция, обеспечивающая освоение способов деятельности по выявлению и формированию позитивной мотивации обучающихся к образовательной деятельности; умение создавать ситуации, обусловливающие позитивное принятие образовательной деятельности и достижение в ней успеха; использование педагогических приемов формирования внутренних установок обучающихся на реализацию образовательной деятельности и повышение самомотивирования обучающихся [1];
— организационная компетенция, включающая знание управленческих функций педагога -целеполагания, планирования, организации, мотивирования, принятия решений, контроля и оценивания для более эффективно решения задач обучения, воспитания и развития талантливых детей; комплексную систему способностей применять знания науки управления в своей профессиональной деятельности и готовности к реализации управленческих функций; в том числе нормативно-правовая компетенция, предполагающая способность педагога проектировать и ре-ализовывать учебный процесс на основе законодательных и иных нормативно-правовых доку-
ментов органов власти в области образования, организовывать работу с одаренными и талантливыми детьми и молодежью, способность использовать нормативно-правовые документы при решении профессиональных задач, связанных с организацией образовательного процесса и реализацией задач инновационной образовательной политики [16];
— исследовательская компетенция как инте-гративная характеристика личности, предполагающая владение методологическими знаниями, технологией исследовательской деятельности, методами психолого-педагогического исследования, умение статистически обрабатывать эмпирические данные, формулировать выводы, представлять результаты исследования; отношение к исследовательской деятельности как к важному компоненту педагогического труда [12];
— коммуникативная компетенция как способность и готовность вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передача информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов и т. п.) со всеми участниками образовательного процесса, личностное принятие субъект-субъектного подхода в образовании [14, 18];
— методическая компетенция, предполагающая совокупность знаний, умений и навыков педагога в области преподаваемого предмета и его умений планировать, отбирать, синтезировать, конструировать учебный материал, применять инновационные технологии обучения и организовывать учебную работу с учащимися для развития их интеллектуальных и творческих способностей; способность анализировать и проектировать компоненты среды развития одаренности, руководить исследовательской работой обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; умение осуществлять отбор принципов моделирования и проектирования образовательной среды для одаренных школьников, владение методами анализа и проектирования компонентов среды развития одаренности [3, 7, 10, 19];
— тьюторская компетенция, связанная с психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса одаренных детей и молодежи, предполагающая знание возможных проблем, специфики развития и личностных особенностей одаренных, умение использовать индивидуальный подход к организации их обучения, воспитания и развития, обеспечить эффективное
взаимодействие всех участников образовательного процесса [2, 6];
— компетенция самообразования и самосовершенствования, включающая потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, способность ставить цели и задачи саморазвития, самообразования в ближайшей и дальней перспективах; владение методами и приемами самосовершенствования; способность самостоятельно осуществлять и контролировать ход своего развития; готовность объективно оценить достигнутые результаты [15].
Выбор специальных профессиональных компетенций обусловлен спецификой деятельности педагогов в разных предметных областях и направлениях дополнительного образования, возрастными особенностями обучающихся и доминирующими видами их одаренности.
В связи с этим были выделены следующие специальные компетенции педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью:
— компетенции педагогов, работающих в разных предметных областях общего образования (математика, филология, история, география и др.) и направленностях дополнительного образования (художественная, техническая, естественно-научная, туристско-краеведческая, спортивная, социально-педагогическая);
— компетенции педагогов, работающих с детьми разного возраста (дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками, молодежью и студентами);
— компетенции педагогов разных педагогических должностей (воспитатель ДОУ, учитель начальных классов, учитель-предметник, педагог ДОД, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог и др.).
Следует также отметить, что общая структура любой компетенции педагога включает следующие компоненты:
— когнитивный компонент - это совокупность, система знаний и умений, на основе которой строится целостная картина действительности и осуществляется процесс собственно профессиональной деятельности;
— поведенческий компонент - это система универсальных способов познания, соответствующих алгоритмов поведения и способов коммуникации, ориентированных на реализуемую профессиональную деятельность, развитие у специалиста разнообразных способов, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;
— ценностный компонент - это понимание смысла и значения реализуемой деятельности,
субъективное нравственно-эстетическое, рефлексивное отношение к осваиваемым ценностям и способам их освоения, смелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов, независимость в суждениях, чувство ответственности за предлагаемые решения [9].
В структуре специальной и профессиональной компетентности педагога можно также выделить две составляющие.
— личностная составляющая компетентности как способность и готовность действовать определенным образом в профессиональной деятельности (педагог владеет сам и готов сам действовать);
— профессиональная педагогическая составляющая как способность формировать эту компетентность у талантливого ребенка в процессе его сопровождения, совместной с ним деятельности, организации образовательного процесса и т. д.
Такой концептуальный подход к формированию компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, позволяет разработать систему требований к деятельности и личности педагога, содержание, методы и технологии подготовки педагога к работе с талантливыми детьми и молодежью, показатели, критерии и методы оценивания результатов формирования соответствующих компетенций и в целом повысить эффективность деятельности педагогов.
Библиографический список
1. Базовые компетенции педагогической деятельности / Руководитель группы разработчиков -
B. Д. Шадриков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://budaevyd.ru/komp
2. Вариативные модели тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст] : методические рекомендации / под. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. - 215 с.
3. Гущина, Т. Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Н. Гущина. - Ярославль, 2001. -252 с.
4. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - 19 с. -
C. 14.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Ис-
следовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
6. Золотарева, А. В., Пикина, А. Л. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога [Текст] / А. В. Золотарева, А. Л. Пикина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. -С. 85-92.
7. Ищенко, О. С. Методическая компетентность педагога дополнительного образования в работе с одаренными детьми [Текст] / О. С. Ищенко // Единый всероссийский научный вестник. - 2016. - № 3. -С. 41-44.
8. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей [Текст] : монография / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. - 443 с.
9. Лебедев, Е. В. Формирование исследовательской компетентности у будущих менеджеров в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Лебедев. - Ярославль, 2009. - 185 с.
10. Лебедева, О. В. Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Лебедева. - Нижний Новгород, 2007. -24 с.
11. Мухамедьярова, Н. А. Кластеры компетенций педагога дополнительного образования детей [Текст] / Н. А. Мухамедьярова // Подготовка кадров для системы дополнительного образования детей : материалы Всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под ред. проф. А. В. Золотаревой. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013.
12. Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций [Текст] : монография / под науч. ред. М. Н. Новикова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 211 с. - 13,2 п. л.
13. Разумова, А. Б. Информационно-коммуникационные технологии и digital-коммуникации как инструмент формирования социальной мобильности [Текст] / А. Б. Разумова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2012 - Т. 18. - № 1. - Часть 2. -С. 11-13.
14. Разумовская, Т. В. Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми [Текст] / Т. В. Разумовская // Одаренный ребенок. - 2012. - № 2. - С. 59-64.
15. Сагитова, Р. Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в контексте новой парадигмы образования [Текст] / Р. Р. Сагитова // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 4. -С. 27-34.
16. Сенновский, И. Б. Управленческая деятельность учителя [Текст] / И. Б. Сенновский // Педагогика. - 2004. - № 2. - С. 48-52.
17. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве [Текст] /
43
учебно-методическое пособие I под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 291 с.
1S. Тарасова, Г. В. Организационно-
педагогические условия развития готовности учителя к работе с одаренными детьми [Текст] : дис. ... канд. пед. наук I Г. В. Тарасова. - Казань, 2005.
19. Усольцева, И. В. Совершенствование методической компетенции педагогов общеобразовательных организаций в период введения новых стандартов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.0S I И. В. Усольцева. - Сургут, 2016.
Bibliograficheskij spisok
1. Bazovye kompetencii pedagogicheskoj dejatel'nosti I Rukovoditel' gruppy razrabotchikov -V. D. Shadrikov [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://budaevyd.ru/komp
2. Variativnye modeli t'jutorskogo soprovozhdenija razvitija odarennogo rebenka v uslovijah vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija [Tekst] : metodicheskie rekomendacii I pod. red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. - 215 s.
3. Gushhina, T. N. Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti pedagogicheskih rabotnikov uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovanija detej v processe povyshenija kvalifikacii [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 I T. N. Gushhina. - Jaroslavl', 2001. - 252 s.
4. Zajceva, O. B. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti budushhih uchitelej sredstvami innovacionnyh tehnologij [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk I O. B. Zajceva. - Bijansk, 2002. - 19 s. -S. 14.
5. Zimnjaja, I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Tekst] I I. A. Zimnjaja. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. - 40 s.
6. Zolotareva, A. V, Pikina, A. L. T'jutorskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitija pedagoga [Tekst] I A. V. Zolotareva, A. L. Pikina II Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 4. - S. S5-92.
7. Ishhenko, O. S. Metodicheskaja kompetentnost' pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija v rabote s odarennymi det'mi [Tekst] I O. S. Ishhenko II Edinyj vserossijskij nauchnyj vestnik. - 2016. - № 3. - S. 41-44.
S. Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] : monografija I pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. -443 s.
9. Lebedev, E. V. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti u budushhih menedzherov v processe ih podgotovki k professional'noj dejatel'nosti v vuze [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / E. V Lebedev. -Jaroslavl', 2009. - 185 s.
10. Lebedeva, O. V. Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelja kak sredstvo povyshenija jeffektivnosti uchebnogo processa v obshheobrazovatel'noj shkole [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / O. V Lebedeva. - Nizhnij Novgorod, 2007. - 24 s.
11. Muhamed'jarova, N. A. Klastery kompetencij pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] / N. A. Muhamed'jarova // Podgotovka kadrov dlja sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija detej : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj internet-konferencii / pod red. prof. A. V. Zolotarevoj. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013.
12. Podgotovka nauchnyh kadrov i formirovanie nauchno-issledovatel'skih kompetencij [Tekst] : mono-grafija / pod nauch. red. M. N. Novikova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. - 211 s. - 13,2 p. l.
13. Razumova, A. B. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii i digital-kommunikacii kak instrument formirovanija social'noj mobil'nosti [Tekst] / A. B. Razumova // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta im. N. A. Nekrasova. - 2012 - T. 18. -№ 1. - Chast' 2. - S. 11-13.
14. Razumovskaja, T. V. Razvitie professional'noj kompetentnosti uchitelja dlja raboty s odarennymi det'mi [Tekst] / T. V Razumovskaja // Odarennyj rebenok. -2012. - № 2. - S. 59-64.
15. Sagitova, R. R. Formirovanie samoobra-zovatel'noj kompetencii studentov vuza v kontekste novoj paradigmy obrazovanija [Tekst] / R. R. Sagitova // Kazan-skij pedagogicheskij zhurnal. - 2010. - № 4. - S. 27-34.
16. Sennovskij, I. B. Upravlencheskaja dejatel'nost' uchitelja [Tekst] / I. B. Sennovskij // Pedagogika. -2004. - № 2. - S. 48-52.
17. Soprovozhdenie odarennogo rebenka v region-al'nom obrazovatel'nom prostranstve [Tekst] / uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. M. V. Gruzdeva, A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. -291 s.
18. Tarasova, G. V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija razvitija gotovnosti uchitelja k rabote s odarennymi det'mi [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / G. V. Tarasova. - Kazan', 2005.
19. Usol'ceva, I. V. Sovershenstvovanie metodicheskoj kompetencii pedagogov obshheobra-zovatel'nyh organizacij v period vvedenija novyh standar-tov [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / I. V. Usol'ceva. - Surgut, 2016.