УДК 37
Н. А. Мухамедьярова
Особенности исследования коммуникативной компетентности педагогов, работающих с талантливыми детьми
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского № 27.4348.2017 / НМ по теме «Разработка научно-методических основ работы педагога
с одаренными детьми»
Работа посвящена актуальной проблеме развития компетенций педагога, работающего с талантливыми детьми, и направлена на решение вопросов, связанных с оценкой уровня сформированности, выявлением дефицитов в компетенциях и поиском технологий их преодоления. Коммуникативная компетенция является одной из ключевых в перечне профессиональных требований к педагогу и определяется автором с учетом специфических особенностей педагогической коммуникации, характерной в условиях работы с талантливыми детьми. В статье также раскрыты компоненты коммуникативной компетентности педагога: когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный, содержание которых легло в основу разработанного инструмента оценки умений и навыков. Компетентностный тест составлен в соответствии с требованиями к современным оценочным средствам, состоит из кейсов-заданий, каждое из которых диагностирует конкретный компонент коммуникативной компетенции. Выявленные дефициты автор предлагает устранять с помощью тренинговых и интерактивно-игровых технологий, поскольку они обладают таким преимуществом, как возможность достижения целого комплекса целей и задач, направленных, с одной стороны, на развитие ключевых коммуникативных умений и способностей педагогов, с другой - на перенос и применение коммуникативных навыков в смоделированных тренером условиях, упражнениях, ситуациях, приближенных к условиям работы педагогов с талантливыми детьми и молодежью.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность педагога, талантливые дети, оценка коммуникативной компетентности, дефициты сформированности коммуникативной компетентности, технологии формирования коммуникативной компетентности.
N. A. Mukhamedyarova
Features of Researching a Communicative Competence of Teachers Working with Gifted Children
The work is devoted to an urgent problem of development of competences of the teacher working with gifted children and directed to the solution of questions concerning assessment of the formation level, identification of deficiencies in competences and search of technologies to overcome them. The communicative competence is one of key professional requirements to the teacher in the list and is defined by the author with specific features of the pedagogical communication typical in work with gifted children. In the article components of the teacher's communicative competence are also revealed: cognitive, behavioural and motivational and valuable, which contents is the basis of the developed means to assess skills. The competence-based test, it is made according to requirements to modern estimated means, consists of case-tasks, each of which diagnoses a certain component of the communicative competence. The author suggests that the defined deficits should be eliminated by means of training and interactive and game technologies, as they have such advantage as a possibility to achieve the whole complex of purposes and tasks aimed, on the one hand, at the development of key communicative abilities and skills of teachers, and on the other, at transfer and use of communicative skills in conditions simulated by the teacher, exercises, situations which are brought closer to teachers' working conditions with gifted children and youth.
Keywords: the teacher's communicative competence, gifted children, assessment of the communicative competence, deficiencies of the communicative competence formation, technologies of the communicative competence formation.
Коммуникативная компетентность для любого педагога является одной из самых необходимых и обязательных компетентностей, а высокий уровень ее сформированности - залог эффективной педагогической работы. Значению коммуникативной компетентности педагога как профессионально важного компонента его эффективной деятельности посвящены работы А. А. Бодалева, О. И. Даниленко, В. А. Кан-Калика,
С. В. Кривцовой, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, Е. В. Прозоровой, Н. Н. Савельевой, В. А. Сла-стенина и др. Структуру коммуникативной компетентности педагога рассматривали Л. К. Гейхман, И. И. Зарецкая, Е. Е. Косило, И. И. Рыданова, Н. В. Кузьмина, Дж. Равен, Л. М. Митина. Источники развития коммуникативной компетентности педагога изучают Ю. Н. Емельянов, Д. А. Иванов, С. В. Кривцова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова.
© Мухамедьярова Н. А., 2017
Вопросам формирования и развития коммуникативных умений и навыков в частности и коммуникативной компетентности в целом посвящены труды Н. Н. Богомоловой, Е. Б. Быстрай, Ю. Н. Емельянова, И. А. Зимней, В. Г. Костомарова, А. Н. Леонтьева, Т. И. Лукьяненко, М. И. Лукьяновой, Л. М. Митиной, А. В. Мудрика, Л. А. Петровской, А. В. Растянникова, Е. И. Рогова, И. И. Рыдановой и др.
Для педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью, коммуникативная компетентность является особо важной и значимой, поскольку ее реализация сопряжена с особыми условиями педагогической деятельности. Педагог, работая с талантливым ребенком, должен не только вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач, но и достигать целей развития и поддержки своего одаренного воспитанника [9]. Педагог, работающий с талантливыми детьми, обязательно учитывает специфику педагогической коммуникации, а именно:
- Особенности целей и задач коммуникативной деятельности в работе с талантливым ребенком. Педагог обязан проводить целеполагание коммуникативных взаимодействий с ориентацией на перспективу дальнейшего развития таланта воспитанника, то есть, формулируя цель, видеть стратегическое направление коммуникационных связей как с самим ребенком, так и с коллегами, учреждениями, партнерами.
— Особенности содержания и функций коммуникации, коммуникационных средств, приемов, применяемым: в работе с талантливым ребенком. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными детьми, в полной мере характеризуются открытостью, информационной неструктурированностью, изменчивостью, многомерностью, сложностью, динамичностью. Поэтому содержание коммуникационного процесса должно обладать гибкостью, вариативностью, постоянно совершенствоваться. Помимо традиционных функций коммуникации (информативная, социальная, компенсаторная и т. д.), педагог в работе с талантливым воспитанником реализует функцию мотивирующей коммуникации (побуждение к разностороннему социальному общению, активизации контактов), индивидуализации коммуникации (выстраивание коммуникационного процесса с опорой на особенности и потребности личности). Коммуникационные методы, средства и приемы в работе с талантливым ребенком должны отвечать требованиям макси-
мального разнообразия и постоянного поиска и освоения педагогом новых коммуникационных технологий [6].
— Особенности личности самого ребенка, особенности его таланта. Коммуникативная деятельность педагога и ее эффективность будет обусловлена множеством факторов, относящихся к субъекту коммуникативного воздействия, таких как возраст воспитанника, вид и степень одаренности, особенности его личности, уровень социализации и т. д. Речь идет об «умении поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению; умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика» [7].
Таким образом, под «коммуникативной компетентностью педагога, работающего с талантливыми детьми» мы понимаем интегратив-ное качество педагога, предусматривающее его готовность к эффективному социальному взаимодействию посредством вступления в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения комплексных коммуникативных задач в работе с талантливыми детьми и молодежью.
Отметим, что в основу нашего определения коммуникативной компетентности педагога и выделения ее компонентов легли такие специфические черты и закономерности работы, как сложность и динамичность коммуникативных педагогических ситуаций с одаренным ребенком; нестандартность, нетривиальность решений коммуникативных задач; постоянное стимулирование и мотивирование к разностороннему социальному общению; широкая номенклатура способов, методов, технологий, приемов коммуникационного взаимодействия с талантливыми детьми; поддержание благоприятного психологического климата в общении с талантливым ребенком [1].
В рамках коммуникативной компетенции педагога, работающего с талантливыми детьми, можно выделить следующие компоненты: когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный.
Когнитивный компонент коммуникативной компетентности - это совокупность знаний и представлений педагога о правилах эффективного взаимодействия в педагогической среде в целом и в работе с талантливыми детьми в частности (знает особенности талантливых детей как партнеров и субъектов коммуникации, различные возможно-
сти построения коммуникационного взаимодействия с талантливыми детьми и молодежью).
Поведенческий компонент коммуникативной компетентности актуализируется в реальной коммуникативной совместной деятельности педагога и талантливых детей, выражается через алгоритм поведения субъектов коммуникационного взаимодействия, построенного на системе знаний и правилах коммуникации и ориентированного на эффективное осуществление практических действий для достижения целей коммуникации (умеет воздействовать на талантливого ребенка адекватно целям коммуникации и задачам совместной деятельности; управлять процессом коммуникации с талантливыми детьми, демонстрируя способность принимать во внимание их взгляды, цели и особенности; решать коммуникативные проблемы талантливых детей, устранять коммуникативные барьеры в общении со взрослыми и другими детьми, владеет опытом взаимодействия с различными группами талантливых детей (разными по возрасту, статусу, роду деятельности и т. п.); навыками работы с различными средствами коммуникации в разных видах профессиональной деятельности в условиях работы с талантливыми детьми).
Мотивационно-ценностный компонент коммуникативной компетентности - это понимание смысла и значения выстраивания грамотной коммуникации для обучения и развития талантливых детей; ответственность за адекватность и эффективность форм, направлений и методов общения с ними.
Все вышеизложенные положения легли в основу разработки инструмента оценки уровня сфор-мированности коммуникативной компетентности педагогов, работающих с талантливыми детьми. Сложность заключается в том, что компетенцию нельзя наблюдать непосредственно: о ней можно сделать заключение только на основании осуществляемой деятельности, поэтому при оценивании необходимо определить некий набор различных видов деятельности, который позволит сделать достоверные выводы или заключения о компетенции обучающегося.
Нами был составлен компетентностный тест в виде вопросов-кейсов, ориентированных на оценку поведенческого компонента, то есть коммуникативных умений и навыков педагога. Такой подход обусловлен особенностью компетентностно-ориентированных методик, направленных на работу с деятельностными единицами компетентности, а кейсы предполагают «использование реальных
(или приближенных к реальным) ситуаций с целью анализа их обучающимися и выбора наиболее правильного и(или) оптимального решения» [8]. В поведенческом компоненте коммуникативной компетентности пять составляющих, поэтому для большей релевантности мы разработали по четыре кейса на каждую из них. К заданиям предлагается по пять вариантов решения проблемы: «неправильно», три ответа «почти правильно» и «правильно», чему соответствуют 0, 1 или 2 балла.
Итак, получилось следующее: Блок 1. Умеет воздействовать на талантливого ребенка адекватно целям коммуникации и задачам совместной деятельности (КК1, КК2, КК3, КК4). Блок 2. Умеет управлять процессом коммуникации с талантливыми детьми, демонстрируя способность принимать во внимание их взгляды, цели и особенности (КК5, КК6, КК7, КК8). Блок 3. Умеет решать коммуникативные проблемы талантливых детей, устранять коммуникативные барьеры в общении со взрослыми и другими детьми (КК9, КК10, КК11, КК12). Блок 4. Владеет опытом взаимодействия с различными группами талантливых детей (разными по возрасту, статусу, роду деятельности и т. п.) (КК13, КК14, КК15, КК16). Блок 5. Владеет навыками работы с различными средствами коммуникации в разных видах профессиональной деятельности в условиях работы с талантливыми детьми (КК17, КК18, КК19, КК20).
Таким образом, равное количество педагогов (29 %) имеют уровень сформированности коммуникативной компетенции выше среднего и ниже среднего; 19,4 % опрошенных имеют средний уровень, а 16,1 % - низкий.
Мы видим близкое процентное распределение, когда нет явного четко выраженного уровня, имеющего отрыв от предыдущего или следующего значения, что свидетельствует о том, что какие-то компоненты коммуникативной компетенции сформированы на высоком или уровне выше среднего, а другие, дефицитные, умения и навыки следует развивать.
В результате анализа был констатирован средний (1,3 балла) уровень сформированности коммуникативной компетентности у педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Картину результатов по компонентам исследуемой компетентности можно описать следующим образом.
Дефицитными по сформированности у педагогов оказались два из пяти блоков умений.
Умение решать коммуникативные проблемы талантливых детей, устранять коммуникативные
барьеры в общении со взрослыми и другими детьми имеет низкий уровень сформированно-сти - 0,9 баллов. Все четыре кейса (КК9, КК10, КК11, КК12) получили почти одинаково низкий средний балл по ответам: 1, 1, 0,86, 1. Педагогам оказалось сложно не только правильно идентифицировать коммуникативную проблему, но и предложить вариант ее решения, подходящий именно в условиях работы с талантливым ребенком, учитывая весь комплекс его особенностей. Так, наименьший балл (0,75) получил кейс, где педагогу необходимо было по описанию конкретной ситуации идентифицировать коммуникативную проблему.
Владение навыками работы с различными средствами коммуникации в разных видах профессиональной деятельности в условиях работы с талантливыми детьми имеет средний уровень сформированности - 1,1 балл. В данном блоке получился разброс ответов, поэтому среднее арифметическое по кейсам (КК17, КК18, КК19, КК20) не выглядит столь однозначным, как в Блоке 3, а имеет диапазон от низкого уровня до высокого: 0,75, 0,5, 1,25, 2. Так, кейс, где был набран самый низкий балл (0,5) среди всех вопросов теста, позволяет сформулировать вывод: педагоги не считают, что в работе с талантливым ребенком им нужно соблюдать какие-то дополнительные требования, выстраивая коммуникацию, а достаточно соблюдать традиционные, например, в устной речи: слушать и слышать собеседника, правильно говорить, адаптировать язык под собеседника, соблюдать правила техники речи (тембр, громкость, паузы, интонация и др.) и т. д. Вместе с тем в этом блоке есть кейс, где педагоги получили наивысший балл (2 балла), продемонстрировав владение эффективными коммуникациями в разных видах профессиональной деятельности в условиях работы с талантливыми детьми. Дефицитным в данном блоке является также владение информационно-коммуникационными средствами взаимодействия с талантливым ребенком (0,75 балла). Таким образом, средний балл (1,1) в этом блоке получается из того, что два кейса набрали низкие оценки (0,5 и 0,75), а два - средний и высокий баллы (1,25 и 2). Объяснение таким результатам, на наш взгляд, заключается в том, что в Блоке 5 оценивается владение различными средствами коммуникации в разных условиях работы с талантливыми детьми, и педагоги выбирают ответы, характерные для их опыта, демонстрируя большую или меньшую компетентность.
Три остальных блока набрали почти одинаковые баллы.
Блок 1. Умеет воздействовать на талантливого ребенка адекватно целям коммуникации и задачам совместной деятельности (КК1, КК2, КК3, КК4). Среднее значение по данному компоненту равно 1,4 балла (выше среднего), где все четыре кейса получили близкие распределения оценок (1,5; 1,4; 1,5; 1,2). Педагогам следует развивать умения ставить цели коммуникативного взаимодействия в зависимости от задач и условий работы с талантливым ребенком, выбирать средства коммуникационного воздействия адекватно ситуациям.
Блок 2. Умеет управлять процессом коммуникации с талантливыми детьми, демонстрируя способность принимать во внимание их взгляды, цели и особенности (КК5, КК6, КК7, КК8). Среднее значение по данному компоненту равно 1,4 балла (выше среднего), где наблюдается более существенный разброс в значениях - от 1 до 2 баллов. Дефицитом в данном блоке является кейс (КК6-1 балл), где педагогам нужно было сказать, каким образом можно учитывать взгляды, цели и особенности талантливого ребенка при целеполага-нии и планировании совместной работы с ним. В итоге педагоги предпочитают ставить цели и планировать работу самостоятельно либо используя диагностические методики, которые сформируют представление об особенностях ребенка.
Блок 4. Владеет опытом взаимодействия с различными группами талантливых детей (разными по возрасту, статусу, роду деятельности и т. п.) (КК13, КК14, КК15, КК16). Среднее значение по данному компоненту равно 1,5 (выше среднего). Данный навык у респондентов сформирован лучше остальных, хотя распределение средних баллов не совсем равномерное. Так, компонент КК15 получил значение 1 балл, что свидетельствует о низком уровне сформированности умения оценивать результаты совместной работы с талантливым ребенком. Все дело в том, что были выявлены предпочтения респондентов к количественным достижениям воспитанников (победы в конкурсах и первые места в олимпиадах, высокие показатели в диагностических исследованиях, участие в соревнованиях и др.). Педагоги отмечали, что будут удовлетворены такими результатами. Другие задания набрали относительно высокие баллы (1,67, 1,5, 1,75 баллов).
Таким образом, результаты тестирования выявили дефицитные компоненты коммуникативной компетентности педагогов, работающих с талантливыми детьми, требующие развития, такие как
умение решать коммуникативные проблемы талантливых детей, устранять коммуникативные барьеры в общении со взрослыми и другими детьми; владение навыками работы с различными средствами коммуникации в разных видах профессиональной деятельности в условиях работы с талантливыми детьми. Кроме того, в каждом другом компоненте (Блоки 1, 2, 4) коммуникативной компетентности есть умения и навыки, требующие развития и совершенствования.
Далее нам предстояла работа по проектированию технологий устранения выявленных дефицитов.
Развитие коммуникативных умений и навыков будет эффективным лишь в условиях активного обучения с высоким уровнем включенности педагогов в коммуникативную деятельность, с возможностью приблизить учебную модель к реальной педагогической действительности [2, 3, 5]. Таким требованиям отвечают как минимум две технологии формирования коммуникативной компетентности: коммуникативный тренинг и ролевая игра.
Мы согласны с определением Ю. М. Жукова, в соответствии с которым коммуникативный тренинг представляет собой сбалансированную систему дидактических и интерактивных технологий и основывается на предметно структурированной активности участников и совместном приобретении и осмыслении опыта. Собственная активность участников является основным фактором, определяющим успешность тренинга [4].
Преимуществом коммуникативного тренинга является возможность достижения целого комплекса целей и задач, направленных, с одной стороны, на развитие ключевых коммуникативных умений и способностей слушателей, с другой - на перенос и применение коммуникативных навыков в смоделированных тренером условиях, упражнениях, ситуациях, приближенных к условиям работы педагогов с талантливыми детьми и молодежью.
Целью коммуникативного тренинга является устранение такого дефицита, как умение решать коммуникативные проблемы, возникающие в работе с талантливыми детьми.
Коммуникативный тренинг позволяет решать следующие задачи:
— выявлять, идентифицировать и описывать коммуникативные проблемы в работе с талантливым ребенком;
— формулировать и обосновывать возможные решения коммуникативных проблем;
— создавать копилку методов, средств и приемов решения коммуникативных проблем;
— мотивировать педагогов на развитие их коммуникативной компетентности.
Организация тренинга включает три последовательных этапа:
I этап - Ознакомительный
На первом этапе необходимо решить такие задачи, как знакомство друг с другом; установление доверительных отношений между участниками группы и ведущим; формирование интереса к дальнейшему взаимодействию; расположение к открытости и снятие напряжения и скованности слушателей.
II этап - Тренинговый
Рабочая часть тренинга, в процессе которой решаются основные цели и задачи путем выполнения упражнений, задания и игр.
III этап - Обратная связь
На данном этапе происходит завершение активной тренинговой работы, осуществляется рефлексивно-оценочная деятельность, позволяющая подвести итоги тренинга, определить степень достижения поставленных целей, выявить эмоциональные настроения слушателей и уровень их удовлетворения от работы.
Основная, содержательная часть коммуникативного тренинга состоит из упражнений и заданий, направленных на устранение дефицита в умении решать коммуникативные проблемы при работе с талантливым ребенком.
Форма проведения занятий коммуникативного тренинга преимущественно групповая. В тренинге используются игровые технологии, метод групповой дискуссии, мини-лекции, работа в парах, в подгруппах, ролевые игры и упражнения.
Примерный тематический план коммуникативного тренинга для педагогов представлен в таблице (см. Табл. на с. 46).
Еще одной действенной технологией, способствующей устранению дефицитов в сформиро-ванности коммуникативной компетентности у педагогов, является ролевая игра.
Ролевая игра - это эффективная технология формирования и развития коммуникативной компетентности, поскольку предполагает сочетание индивидуальных и групповых форм взаимодействия, применение различных средств общения (выступление, презентация, дискуссия, диалог и
др.).
Виды занятий коммуникативного тренинга Цель занятия Форма проведения Время
I этап - Ознакомительный
«Знакомство», «Самопрезентация» знакомство, установление доверительных отношений между участниками группы и ведущим; расположение к открытости и снятие напряжения и скованности слушателей игровые упражнения 20 минут
«Коммуникативные проблемы в работе с талантливыми детьми» формирование интереса к дальнейшему взаимодействию мини-лекция 20 минут
«Мои ожидания» определить ожидания слушателей от совместной работы коллективное обсуждение 5 минут
II этап - Тренинговый
Упражнение «Мой талантливый ребенок» выявить индивидуальные позиции педагогов, касающиеся их взаимодействия с талантливым ребенком беседа 20 минут
Упражнение «Мозговой штурм» выявить спектр коммуникативных проблем в работе с талантливыми детьми, характерных для конкретной аудитории педагогов работа в малых группах 20 минут
Упражнение «Копилка решений» разработать копилку возможных решений коммуникативных проблем в работе с талантливыми детьми коллективное обсуждение 30 минут
Упражнение «Моя роль в решении коммуникативных проблем талантливых детей» выявить роли педагога, которые наилучшим образом способствуют эффективному решению коммуникативных проблем в работе с талантливым ребенком индивидуально-групповая работа, дискуссия 40 минут
Упражнение «Плохо - хорошо» развивать у слушателей разностороннее видение коммуникативных проблем, способствовать умению рассмотреть в плохом - хорошее, не зацикливаться на грустных мыслях и переживаниях индивидуальная 40 минут
Игра «Родитель, учитель, ученик» развитие гибкости в общении с талантливыми детьми ролевая игра 20-25 минут
Упражнение «Портрет коммуникативных качеств идеального педагога» определить коммуникативные качества, необходимые для общения педагога с талантливыми детьми работа в малых группах 30 минут
III этап - Обратная связь
«Обратная связь» определить степень достижения поставленных целей, выявить эмоциональные настроения слушателей и уровень их удовлетворения от работы групповое обсуждение, анкетирование 15 минут
Цель игры: устранение дефицита в умении преодолевать коммуникативные барьеры в работе с талантливым ребенком.
Продолжительность ролевой игры: ~ 3 часа.
В ролевой игре, помимо игровой формы, используются мини-лекция, работа в парах, дискуссия, обратная связь.
Можно выделить следующие этапы организации ролевой игры:
— Теоретическое вступление (ведущий проводит мини-лекцию, посвященную основной проблеме, которая не только настроит слушателей на нужный лад, но и создаст необходимую рабочую атмосферу в группе).
— Ролевая игра (состоит из двух частей: упражнения и самой игры. Упражнение побуждает слушателей активизировать свой педагоги-46
ческий опыт, высказать свою позицию по данной проблеме, услышать мнения коллег. Игра позволяет отработать умение преодолевать коммуникативные барьеры в работе с талантливым ребенком в условиях, смоделированных ведущим).
— Рефлексия (получение обратной связи, оценка и самооценка результатов занятия).
В заключение отметим, что коммуникативная компетентность педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью, является сложным феноменом, обладающим целым комплексом особенностей и специфических условий, поэтому вопросы ее структуры, оценки и формирования требуют тщательного, глубокого и всестороннего подхода, объединяющего усилия ученых и практиков, заинтересованных данной темой.
Библиографический список
1. Ансимова, Н. П., Золотарева, А. В. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью [Текст] / Н. П. Ансимова, А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. - 2016 - № 5. -С. 38-44.
2. Быков, А. К. Методы активного социально -психологического обучения [Текст] / А. К. Быков. -М. : Сфера, 2005. - С. 23-46.
3. Ефремова, Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании [Текст] : монография / Н. Ф. Ефремова. - Ростов н/Д : Ар-кол, 2010. - 386 с.
4. Жуков, Ю. М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Ю. М. Жуков. - М., 2003. -356 с.
5. Матяш, Н. В., Павлова, Т. А. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - М. : Академия, 2007. -С. 52-62.
6. Мухамедьярова, Н. А. Опыт формирования коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью [Текст] / Н. А. Мухамедьярова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 11. - С. 177-184.
7. Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры [Текст] / Н. Т. Оганесян. - М. : Ось-89, 2002. -176 с.
8. Разумовская, Т. В. Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми [Текст] / Т. В. Разумовская // «Одаренный ребенок». - 2012. - № 2. - С. 59-64.
9. Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, средствами дополнительного профессионального образования [Текст] : коллективная монография / под ред. Н. П. Ансимовой, А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им К. Д. Ушинского, 2016. -320 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Ansimova, N. P., Zolotareva, A. V Kompetencii pedagoga dlja raboty s talantlivymi det'mi i molodezh'ju [Tekst] / N. P. Ansimova, A. V. Zolotareva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016 - № 5. - S. 38-44.
2. Bykov, A. K. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obuchenija [Tekst] / A. K. Bykov. -M. : Sfera, 2005. - S. 23-46.
3. Efremova, N. F. Formirovanie i ocenivanie kompe-tencij v obrazovanii [Tekst] : monografja / N. F. Efremova. - Rostov n / D : Ar-kol, 2010. - 386 s.
4. Zhukov, Ju. M. Trening kak metod sovershenstvo-vanija kommunikativnoj kompetentnosti [Tekst] : dis. ... d-ra psihol. nauk / Ju. M. Zhukov. - M., 2003. - 356 c.
5. Matjash, N. V., Pavlova, T. A. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obuchenija [Tekst] / N. V. Matjash, T. A. Pavlova. - M. : Akademija, 2007. -S. 52-62.
6. Muhamed'jarova, N. A. Opyt formirovanija kommunikativnoj kompetentnosti pedagoga, rabotajushhego s talantlivymi det'mi i molodezh'ju [Tekst] / N. A. Muhamed'jarova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -2016. - № 11. - S. 177-184.
7. Oganesjan, N. T. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obuchenija: treningi, diskussii, igry [Tekst] / N. T. Oganesjan. - M. : Os'-89, 2002. - 176 s.
8. Razumovskaja, T. V. Razvitie professional'noj kompetentnosti uchitelja dlja raboty s odarennymi det'mi [Tekst] / T. V. Razumovskaja // «Odarennyj rebenok». -2012. - № 2. - S. 59-64.
9. Formirovanie kompetencij pedagoga, neobhodimyh dlja raboty s talantlivymi det'mi i molodezh'ju, sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] : kollektivnaja monografja/pod red. N. P. Ansimovoj, A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im K. D. Ushinskogo, 2016. - 320 s.
Reference List
1. Ansimova N. P., Zolotareva A. V. The teacher's competences for work with talented children and youth // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2016 - V. 5. - P. 38-44.
2. Bykov A. K. Methods of active social and psychological training. - M. : Sphera, 2005. - P. 23-46.
3. Efremova N. F. Formation and estimation of education competences: monograph - Rostov-on-Don: Ar-kol, 2010. - 386 p.
4. Zhukov Yu.M. Training as a method of improving the communicative competence: diss.... Dr. of psychological Sciences. - M., 2003. - 356 p.
5. Matyash N. V., Pavlova T. A. Methods of active social and psychological training. - M. : Academiya, 2007. - P. 52-62.
6. Mukhamedyarova N. A. Experience of the communicative competence formation of the teacher working with talented children and youth // Pedagogical education in Russia. - 2016. - № 11. - P. 177-184.
7. Oganesyan N. T. Methods of active social and psychological training: trainings, discussions, games. -M. : Os-89, 2002. - 176 p.
8. Razumovskaya T. V. Development of the teacher's professional competence for work with exceptional children // «Exceptional child». - 2012. - № 2. -P. 59-64.
9. Formation of the teacher 's competences necessary for work with talented children and youth, means of additional professional education: the collective monograph/under the editorship of N. P. Ansimova, A. V. Zolotareva. - Yaroslavl : YSPU named after K. D. Ushinsky publishing house, 2016. - 320 p.