Научная статья на тему 'Подход к определению степени семантической близости синонимов (на материале речи младших школьников)'

Подход к определению степени семантической близости синонимов (на материале речи младших школьников) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
537
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛИНГВИСТИКА / СИНОНИМИЯ / СИНОНИМИЧЕСКИЕ РЯДЫ / СИНОНИМЫ ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ / РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЛЕКСИКОЛОГИЯ / ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА / СЕМА / ДОМИНАНТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семенова Вероника Георгиевна

Статья посвящена анализу синонимов в речи младших школьников. Автор ставит перед собой задачу выявить специфику осознания детьми младшего школьного возраста синонимических отношений. В статье представлены данные, полученные в ходе эксперимента с участием младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к определению степени семантической близости синонимов (на материале речи младших школьников)»

5. Толстой, Л. Н. Послесловие к рассказу А.П. Чехова «Душечка» / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Литература, искусство. - М., 1978. - С. 186-190.

6. Хомяков, В. И. Одна из типологических разновидностей женских образов в произведениях Достоевского, Чехова и Федина (Соня Мармеладова - Душечка - Анна Тимофеевна) / В. И. Хомяков // Творчество А.П. Чехова: межвуз. сб. науч. тр. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. пед. ин-та, 1984. - С. 113-119.

7. Чехов, А. П. Избр. соч. / А. П. Чехов. - М., 1988.

В.Г. Семенова

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТЕПЕНИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ СИНОНИМОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)

Настоящее время считается периодом расцвета онтолингвистики: расширяется проблематика научных исследований, совершенствуются методы изучения процесса освоения ребенком родного языка, внедряются научные достижения в учебный процесс. Особая роль в развитии этого направления в лингвистике принадлежит научной школе Г.Г. Инфантовой. Эта статья посвящена анализу синонимов в речи младших школьников.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить специфику осознания детьми младшего школьного возраста синонимических отношений. Исследование это основано на эксперименте, в котором участвовали 80 учащихся вторых классов школы № 6 г. Таганрога в возрасте 8-9 лет. В качестве исходного слова младшим школьникам было предложено существительное буря, являющееся доминантой синонимического ряда. Испытуемые должны были сами подобрать и записать синонимы к заданному слову. В своем исследовании мы исходили из гипотезы о том, что дети синонимизируют более далекие по значению слова, чем это принято в языке и отражено в словарях. Из всех подобранных детьми слов к доминанте буря мы составили один ряд1:

Буря - ветер (43) - ураган (35) - шторм (19) - дождь (12) - волна (9) - гроза (6) - вьюга (5) - гром (5) - град (3) - вихрь (3) - метель (2) - молния (2) - пурга (1) - снег (1) - снегопад (1) -бриз (1) - ливень (1) - туча (1) - пыль (1) - море (1) - вода (1) - водоворот (1) - буран (1) -смерть (1) - холодно (1) - бурьян (1) 2.

Анализ полученного ряда показал, что 29 % слов, подобранных детьми к слову буря, не имеют к явлению синонимии вообще никакого отношения. Следует отметить, что эти данные чрезвычайно любопытны и свидетельствуют о недостаточно адекватном понимании детьми младшего школьного возраста значения слова буря. Остальные 71 % слов, подобранных детьми к слову буря, составляют собственно синонимы; сюда входят слова, имеющие с доминантой хотя бы одну общую сему в значении. Эта группа слов и представляет для анализа особый интерес.

Для проверки гипотезы был использован метод компонентного анализа. Принципиальным моментом компонентного анализа является членение объекта на компоненты и определение отношений между ними. В свете сказанного под компонентным анализом мы понимаем «такой метод семантического исследования, при котором учитываются не только отдельные значения слова (или словоформы), но и их элементарные, далее неделимые компоненты - кванты содержания» [3, 158]. Наиболее распространенным и, думается, наиболее подходящим названием для этих компонентов является термин «сема». Надежным способом определения сем является метод, при котором они выделяются путем соизмерения лексических единиц в плане содержания. А основным способом установления сем остается, на наш взгляд, опора на словарные определения. Только это и позволит определять семы, действительно представляющие как общие, так и характерные отличительные признаки, необходимые для выделения и распознавания предмета или явления объективной действительности. Поэтому в основу компонентного анализа слов в составе синонимиче-

1 В круглых скобках указана частотность использованных детьми слов.

2 Жирным шрифтом выделены слова-синонимы.

ского ряда были положены словарные значения слов, из которых были выделены затем семы1. Значения слов мы сравнивали не по всем их семам, а по наиболее репрезентативному набору тождественных и различных сем в семантических структурах сравниваемых слов. Объясняется это тем, что "язык сем - очень абстрактный язык, ибо в своем «естественном виде» семы функционируют лишь имплицитно и симультанно" [3, 163]. Семы, которые не выделены, являются, по нашему мнению, иррелевантными для этого ряда с данной доминантой. Предлагаемый подход интересен также и тем, что он позволяет более обоснованно ответить на вопрос, является ли действительно лексика (словарь) системой, поскольку общность, повторяемость одних и тех же сем в значениях различных слов очень существенна для системной организации лексики.

Еще в 70-е годы ХХ века Л.М. Васильев, указывая на эвристическую ценность компонентного анализа, возлагал на него большие надежды и считал, что именно этот метод позволит по-новому поставить традиционную проблему синонима. Однако и спустя 50 лет появилось мало работ, которые содержали бы и теоретическое освещение проблемы синонима и давали бы образец практического анализа этого языкового явления. В этой связи использование в статье метода компонентного анализа применительно к явлению синонимии в детской речи представляется нам делом весьма перспективным, поскольку в настоящее время нет специальных исследований, посвященных анализу синонимов в речи младших школьников.

Весь материал представим в таблице 1.

Таблица1

Лексическое значение и семантическая структура слова

Слова Лексические значения слов Семы содержательного характера

буря 'Сильный разрушительный ветер, обыкновенно сопровождаемый грозой, дождем, в зимнее время - снегом, на воде - волнением' «сильное», «разрушительное», «движение слоев воздуха», «треск, грохот, гул», «разряд атмосферного электричества в воздухе», «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако», «атмосферные осадки в виде кусочков прозрачного льда», «атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев», «колебательные движения водной поверхности»

ураган 'Ветер большой разрушительной силы, сильная буря' «большое», «разрушительное», «сильное», «движение слоев воздуха», «треск, грохот, гул», «разряд атмосферного электричества в воздухе», «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако», «атмосферные осадки в виде кусочков прозрачного льда», «атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев», «колебательные движения водной поверхности»

шторм 'Сильная буря, ветер (обычно на море, озере)' «сильное», «движение слоев воздуха», «треск, грохот, гул», «разряд атмосферного электричества в воздухе», «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако», «атмосферные осадки в виде кусочков прозрачного льда», «атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев», «колебательные движения водной поверхности», «большое водное пространство», «естественный водоем, замкнутый в берегах»

1 Лексические значения слов взяты из «Словаря современного русского литературного языка» (ССРЛЯ): в 17 т. М.; Л., 1950-1965.

гроза 'Гром и молния с дождем или градом' «треск, грохот, гул», «разряд атмосферного электричества в воздухе», «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако», «атмосферные осадки в виде кусочков прозрачного льда»

гром 'Оглушительный треск, грохот, гул, сопровождающий молнию (во время грозы)' «треск, грохот, гул», «разряд атмосферного электричества в воздухе», «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако», «атмосферные осадки в виде кусочков прозрачного льда»

Продолжение таблицы 1

туча 'Густое, обычно темное об- «густое темное облако», «атмосферные осадки в

лако, приносящее дождь, виде капель воды», «атмосферные осадки в виде

град, снег' кусочков прозрачного льда», «атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев»

метель 'Сильный ветер со снегом, «сильное», «движение слоев воздуха», «атмосфер-

вьюга' ные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев»

вьюга 'Метель, снежная буря, бу- «сильное», «движение слоев воздуха», «атмосфер-

ран' ные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев»

буран 'Снежная буря, метель' «сильное», «движение слоев воздуха», «атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев»

пурга 'Сильная метель, вьюга' «сильное», «движение слоев воздуха», «сильные», «атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев»

дождь 'Атмосферные осадки в виде «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое

капель воды, выпадающей темное облако»

из туч'

ливень 'Сильный дождь' «сильные», «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако»

вихрь 'Крутящийся столб воздуха «крутящийся столб воздуха», «сильное», «круго-

(во время сильного кругово- вое», «движение слоев воздуха»

го ветра'

молния 'Разряд атмосферного электричества в воздухе, чаще в виде светящейся извилистой полосы' «разряд атмосферного электричества в воздухе»

град 'Атмосферные осадки в виде «атмосферные осадки в виде кусочков прозрачного

округлых, величиной с го- льда»

рошину и больше кусочков

прозрачного льда'

ветер 'Естественное горизонтальное движение слоев воздуха в определенном направлении; движущийся поток, струя воздуха' «движение слоев воздуха»

волна 'Вал, образуемый колебательными движениями водной поверхности при всяком нарушении спокойного ее состояния' «колебательные движения водной поверхности»

снег 'Атмосферные осадки, вы- «атмосферные осадки в виде белых звездообразных

падающие в виде белых кристаллов или в виде хлопьев»

звездообразных кристаллов

или в виде хлопьев, пред-

ставляющих собою скопле-

ние таких кристаллов'

Окончание таблицы 1

снегопад 'Выпадение снега (обычно в большом количестве' «атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев», «большое количество»

бриз 'Береговой ветер, дующий днем с моря, ночью с суши' «береговое», «движение слоев воздуха», «днем с моря», «ночью с суши»

Руководствуясь утверждениями Ж. Дюбуа и К. Дюбуа о том, что «словарь - это мера любого высказывания» [8, 40], а также принимая точку зрения П.Н. Денисова о том, что «наиболее полно смысловая структура слова как важнейшей структурно-семантической единицы языка, служащей для наименования предметов, явлений, процессов, действий, состояний, свойств и отношений, раскрывается в академических толковых словарях» [7, 206], анализ лексических значений слов мы проводили на основе большого академического «Словаря современного русского литературного языка» [13]. Однако при разложении лексического значения слова на семы мы столкнулись с рядом трудностей. Связаны они в первую очередь с недостатками, содержащимися в описаниях слов в словарях. В [13] довольно распространенным является толкование значения слова, осуществляемое без четкого разграничения компонентов этого значения, что приводит к истолкованию синонимичных слов друг через друга. Например, существительное вьюга определяется через существительное метель, которое, в свою очередь, толкуется через существительное вьюга. Известно, что значение слова должно задаваться определенным соотнесением с другими словами, толкование каждого из которых должно быть более простым, чем объясняемое слово. А в приведенном примере это требование не выдерживается, возникает так называемый порочный круг.

Трудность при работе со словарями заключается еще и в том, что в ряде случаев в словаре отмечается перечень не всех существенных семантических признаков в значении слова. Возьмем для примера определение слова буран в «Словаре современного русского литературного языка» и в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее определение: 'буран - снежная буря, метель'. В «Толковом словаре русского языка» это слово определяется так: 'буран - снежная буря, метель в степи'. Основным во всех этих, весьма сходных, определениях является общее понятие «снежная буря, метель». Однако в «Толковом словаре русского языка» значение слова уточняется существительным «степь». Рассмотрим теперь способ толкования значения слова бриз в этих же словарях. В «Словаре современного русского литературного языка» это существительное имеет следующее значение: 'бриз - береговой ветер, дующий днем с моря, ночью с суши'. «Толковый словарь русского языка» дает нам, в частности, такое толкование слова бриз: 'бриз - слабый береговой ветер, дующий днем с моря, ночью с суши'. Значение слова бриз в этом словаре конкретизируется путем введения уточняющего слова «слабый».

Покажем теперь, из каких семантических компонентов состоит значение слова буря, т.е. вскроем механизм выделения сем в статье, и сравним возможный семный состав этого существительного по этим двум словарям. В «Толковом словаре русского языка» буря, например, описывается как 'ненастье с сильным разрушительным ветром'. «Толковый словарь русского языка», таким образом, выделяет в значении этого слова шесть сем: «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако», «хмуро и сумрачно», «сильное», «разрушительное», «движение слоев воздуха». Первые три семы мы получили в результате разложения сначала слова ненастье на

компоненты на основе его словарного толкования: 'ненастье - дождливая, пасмурная погода', а далее слов дождь и пасмурно еще на ряд элементарных семантических признаков, исходя из их толкований в словаре. Сема «движение слоев воздуха» выделена нами из значения слова ветер: 'ветер - естественное горизонтальное движение слоев воздуха в определенном направлении; движущийся поток, струя воздуха'. «Словарь современного русского литературного языка» дает более глубокую семантическую характеристику этого слова: 'буря - сильный разрушительный ветер, обыкновенно сопровождаемый грозой, дождем, в зимнее время - снегом, на воде - волнением'. Основываясь на данных «Словаря современного русского литературного языка», получаем для слова буря следующий набор сем: «сильное», «разрушительное», «движение слоев воздуха», «треск, грохот, гул», «разряд атмосферного электричества в воздухе», «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако», «атмосферные осадки в виде кусочков прозрачного льда», «атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев», «колебательные движения водной поверхности». Семы «треск, грохот, гул», «разряд атмосферного электричества в воздухе» вычленены из значения слова гроза: 'гроза - гром и молния с дождем или градом', а затем из толкования значений слов гром и молния и т.д. Следует заметить, что во время бури, например, не всегда может идти снег, град и т.д., однако нами были выделены возможные варианты сем. Состав сем совпадает в этих словарях в семах «сильное», «разрушительное», «движение слоев воздуха», «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако». Набор остальных компонентов, зафиксированных в значениях слов, не совпадает в этих словарях, следовательно, семантическая структура этих слов по данным разных словарей неоднотипна.

Предлагаемая методика выявления и описания семантических схождений и расхождений слов является предварительной, так как критерии для выделения и разграничения семантических компонентов в окончательном виде еще не выработаны. Однако, как мы полагаем, все этапы исследования, проведенные на основе выявленных сем, свидетельствуют о том, что уровень их выделения в настоящей статье обладает достаточной объяснительной силой.

Подводя, таким образом, итог рассмотрению способов толкования слов в двух словарях, можно отметить, что набор компонентов в них совпадает далеко не всегда. Возможно, что это происходит по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, большинство проанализированных нами слов отличаются абстрактной (отвлеченной) семантикой и исключительно широкой ситуативной употребительностью, поэтому толковать их значения трудно. Во-вторых, «исчерпывае-мость - понятие относительное, так как полнота изменчива» [8, 40]. Однако то обстоятельство, что в пределах словарной статьи число толкований может расходиться, не подрывает ценности толковых словарей как источников информации о значениях и семантической структуре слова, поскольку, как точно подмечает Л.Н. Засорина, «неоднозначность лексикографических описаний является вполне естественным результатом лингвистической относительности» [9, 74]. Таким образом, выработка, шлифовка способов экономной и теоретически обоснованной формы лексикографической записи данных, относящихся к отдельным компонентам семантической структуры слова, остается актуальной всегда, в том числе и в наше время.

Теперь выясним взаимосвязь доминанты с членами ряда по одному или нескольким признакам (семам). Для этого в таблице 2 (с. 66) по горизонтали расположим семы слова буря (семантические признаки этого слова и рассматриваются нами как отправные при сравнении значений), а по вертикали - сами слова. Если в толкованиях слов имеется общая сема в значении, то это дает основание поставить знак (+) в клетках их пересечения. В итоге таблица объединит слова, обладающие хотя бы одной общей семой.

Рассмотрим несколько примеров того, как соотносятся слова по семам. Изучая состав сем у слов буря - ветер, видим, что у них общей семой значения будет «движение слоев воздуха». Анализ сем слов буря - гроза показывает, что эти слова сближаются пятью семами: «треск, грохот, гул», «разряд атмосферного электричества в воздухе», «атмосферные осадки в виде капель воды», «густое темное облако», «атмосферные осадки в виде кусочков прозрачного льда». Семантическая связь между буря - пурга держится на трех общих семах: «сильное», «движение слоев воздуха»,

«атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев». Так называемая «близость» слов состоит в тождестве их отдельных сем.

Данные, полученные в результате семного анализа этих слов, обработаны по следующей формуле:

А1 +В1

где д - количество общих для слов А и В семантических множителей, а А1 и В1 - соответственно количество множителей в семантической структуре А и В. Для определения семантического рас-

стояния Б между словами А и В дробь —--- необходимо вычесть из 1; чем больше величина

А1 +В1

Б, тем больше расстояние между словами А и В [14, 18].

Таблица 2

Соотношение слов по семам

Семы Слова «сильное» «разрушительное» «движение слоев воздуха» «треск, грохот, гул» «разряд атмосферного электричества в воздухе» «атмосферные осадки в виде капель воды» «густое темное облако» «атмосферные осадки в виде кусочков прозрачного льда» «атмосферные осадки в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев» «колебательные движения водной поверхности»

буря + + + + + + + + + +

ураган + + + + + + + + + +

шторм + + + + + + + + +

гроза + + + + +

гром + + + + +

туча + + + +

метель + + +

вьюга + + +

буран + + +

пурга + + +

дождь + +

ливень + + +

вихрь + +

молния +

град +

ветер +

волна +

снег +

снегопад +

Возьмем для сравнения синонимическую пару буря - шторм. Вначале определим степень семантической близости между этими словами. Между первым словом (обладающим десятью се-

мами) и вторым (обладающим одиннадцатью семами) в соответствии с приведенной выше дробью

2x9 6

коэффициент близости равен — (0,86), поскольку они совпадают по девяти семам. Далее

10 + 11 7

вычислим семантическое расстояние слова шторм от доминанты ряда - бури: 1) = 1--/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

0,86 = 0,14.

В таблице 3 зафиксированы взаимоотношения слов в составе ряда с доминантой буря: коэффициент близости и семантические расстояния слов по десятистепенной шкале (в их бинарных противопоставлениях)1.

Таблица 3

Степень семантической близости слов

\ Параметры семантической близости слов Пары слов Соотношение сем (А:В) Число совпадающих сем (ф Коэффициент близости Степень синонимичности (по 10-степенной шкале) Семантическое расстояние слова от доминанты ряда (Р)

Буря - ураган 10 :11 10 0,95 I 0,05

Буря - шторм 10 : 11 9 0,86 II 0,14

Буря - гроза 10 : 5 5 0,67 IV 0,33

Буря - гром 10 : 5 5 0,67 IV 0,33

Буря - туча 10 : 4 4 0,57 V 0,43

Буря - метель 10 : 3 3 0,46 VI 0,54

Буря - вьюга 10 : 3 3 0,46 VI 0,54

Буря - буран 10 : 3 3 0,46 VI 0,54

Буря - пурга 10 : 4 3 0,43 VI 0,57

Буря - дождь 10 : 2 2 0,33 VII 0,67

Буря - ливень 10 : 3 2 0,31 VII 0,69

Буря - вихрь 10 : 4 2 0,29 0,71

Буря - молния 10 : 1 1 0,18 IX 0,82

Буря - град 10 : 1 1 0,18 IX 0,82

Буря - ветер 10 : 1 1 0,18 IX 0,82

Буря - волна 10 : 1 1 0,18 IX 0,82

Буря - снег 10 : 1 1 0,18 IX 0,82

Буря - снегопад 10 : 2 1 0,17 IX 0,83

Буря - бриз 10 : 4 1 0,14 IX 0,86

Данные таблицы показывают, что слово буря по всем своим семам связано с большой группой слов. Убедительным доказательством тому служат исчисленные для каждой пары коэффициенты близости. Сравним теперь этот ряд слов с рядом, представленным в «Русском синонимическом словаре» К.С. Горбачевича. Этот словарь дает следующий ряд синонимов к слову буря: буря - ураган - шторм - шквал [6, 62]. Следует отметить, что никто из ребят не использовал слово шквал. По-видимому, многие из школьников просто не знают лексического значения этого

1 Пары слов располагаются в порядке убывания их близости.

слова. Анализ рядов в речи младших школьников позволяет также обнаружить, что самыми частотными словами в них были ветер, ураган, шторм. Как нетрудно заметить, существует некоторая иерархия предпочтительности ответов. Наиболее часто встречается слово ветер. Однако слово ветер не входит в состав синонимического ряда ни в одном из словарей синонимов. Данные словарей более всего согласуются с нашими результатами: в соответствии с используемой формулой легко установить, что между словами буря и ветер имеется довольно малая семантическая близость (коэффициент близости равен 0,18). Логика детей в построении синонимического ряда состоит в том, что младшие школьники выявляют определенную общность в значениях слов буря и ветер. По всей очевидности, это происходит в результате того, что «ребенок видит лишь то, что знает, или то, что представляет себе» [11, 191]. Второе и третье место по частотности употребления занимают ураган и шторм. Эти слова имеют высокую степень семантической близости (коэффициенты близости равны соответственно 0,95 и 0,86). Следующее место по частотности употребления занимает дождь (коэффициент близости равен 0,33). Степень употребительности остальных слов в речи младших школьников различна: слово волна употребляется детьми 9 раз, гроза - 6 раз, гром - 5 раз и т.д.

Проведенный эксперимент, таким образом, дает основание считать, что дети младшего школьного возраста понимают многие окружающие их явления совершенно по-иному, чем взрослые; их познание окружающего мира несовершенно. Анализ полученных рядов показал, что далеко не все слова, подобранные младшими школьниками, являются синонимами. Младшие школьники вырабатывают представление об окружающих их предметах по тому или иному общему признаку (причем «общность» эта может быть и мнимой), оставляя без внимания все специфическое, индивидуальное. В результате все предметы, явления, обладающие данным общим свойством, относятся детьми к одной и той же группе и называются одним и тем же именем, несмотря на то, что они могут быть весьма различными. Рассуждая о том, как слова существуют для ребенка, Т.Л. Розенгард-Пупко удивительно тонко подмечает, что «ребенок переносит слово, например, «хлеб» на черный и белый, небольшой маленький кусок, на ломоть и на булку и т.д., т.е. он игнорирует все их различительные признаки - цвет, величину и форму. Он называет различные чашки - большие, маленькие, белые, зеленые - одним и тем же словом..., игнорирует различие наглядных признаков предметов, служащих для одной и той же цели» [12, 87]. Разные формы реализации слов, содержательный смысл которых состоит в отображении реально существующих отношений между предметами объективной действительности, закрепленных в значениях слов и обозначаемых ими понятиях, отражают разнообразные способы осмысления синонимических связей младшими школьниками и в конечном итоге - разнообразные формы миропредставления и миропонимания.

Таким образом, использование метода компонентного анализа позволяет уточнить само понятие «синоним», весьма нечетко определяемое с содержательной стороны. Рассмотрение явления синонимии под предложенным в данной статье углом зрения приводит к выводу, что языковые синонимы суть слова, имеющие I и II степень семантической близости, содержащие в своей смысловой структуре наибольшее количество совпадающих сем. При использовании такой интерпретации явления синонимии становится ясным, что не всякая близость значений дает основание объединять слова в один синонимический ряд. Следовательно, метод компонентного анализа значений слов может внести уточнения в языковые синонимические ряды (прежде всего это касается слов, взятых в качестве доминанты), позволит очертить границы синонимических рядов и предохранить их от чрезмерного «расползания».

Степень семантической близости синонимов определяется нами на материале синонимов идеографических, но если ввести в состав компонентов не только семы как элементарные единицы значения, но и показатели, связанные с эмоционально-экспрессивными коннотациями (коннота-тивные семы), то можно будет установить семантико-стилистические и даже стилистические расстояния между словами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бережан, С. Г. К семасиологической интерпретации явления синонимии / С. Г. Бережан // Лексическая синонимия: сб. статей. - М., 1967. - С. 43-56.

2. Бережан, С. Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц / С. Г. Бережан. - Кишинев: Штиин-ца, 1973. - 372 с.

3. Васильев, Л. М. Методы семантического анализа / Л. М. Васильев // Исследования по семантике: межвуз. сб. науч. тр. - Уфа, 1975. - С. 158-172.

4. Вилюман, В. Г. Английская синонимика / В. Г. Вилюман. - М.: Высшая школа, 1980. - 128 с.

5. Гвоздев, А. Н. Значение изучения детского языка для языкознания / А. Н. Гвоздев // Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 7-30.

6. Горбачевич, К. С. Русский синонимический словарь / К. С. Горбачевич. - СПб.: ИЛИ РАН, 1996. - 512 с.

7. Денисов, П. Н. Об универсальной структуре словарной статьи / П. Н. Денисов // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М.: Русский язык, 1977. - С. 205-225.

8. Дюбуа, Ж. Педагогическая речь словаря / Ж. Дюбуа, К. Дюбуа // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М.: Русский язык, 1977. - С. 38-50.

9. Засорина, Л. Н. Слово текстовое и словарное (о типах вариативности слова) / Л. Н. Засорина // Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии: мат-лы IX зональной конф. кафедр русского языка вузов Урала. - Пермь, 1972. - С. 172-174.

10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1993. - 960 с.

11. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб.: Союз, 1997. - 256 с.

12. Розенгард-Пупко, Т. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте / Т. Л. Розенгард-Пупко. -М., 1980. - С. 81-89.

13. Словарь современного русского литературного языка. - М.; Л., 1948-1965. - Т. 1-17.

14. Шехтман, Н. А. Опыт измерения расстояний между семантическими признаками слов / Н. А. Шехтман // Вопросы романо-германского языкознания: тез. докл. V конф. языковедов. - Уфа, 1966. - С. 17-24.

О.А. Стукало

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ЯЗЫК

Человечество уже в седой древности убедилось, что, кроме силы физической, у человека есть сила духовная - верность своим убеждениям, уверенность в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие. Понятие о силе духа, мужестве и волевой стойкости являются историческими, оно складывалось постепенно [1, 219].

Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали [2, 309].

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В зависимости от того, как освоена принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведения с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - личная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [2, 310].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [13, 360].

Д. Н. Ушаков дает такое понятие: «НРАВСТВЕННОСТЬ 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Ленин. 2. Самое поведение человека. Человек высокой нравст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.