Научная статья на тему ' Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни'

Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
646
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогическая реабилитация / самостоятельность / трудная жизненная ситуация. / social and pedagogical rehabilitation / independence / difficult life situation.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна

Гармоничное вхождение воспитанников социально-реабилитационных центров в общество по окончании курса реабилитации напрямую зависит от знаний, умений и навыков по выстраиванию социальных отношений, которые они получили в центре, и от профессионального уровня социально-педагогической работы с выпускниками учреждений для данной категории детей. Актуальным является осуществление преемственности не только в содержательной части подготовки воспитанников данных учреждений к самостоятельной жизнедеятельности, но и в передаче информации из одного учреждения в другое. Анализируемые в статье подходы к организации подготовки воспитанников социально-реабилитационных центров к самостоятельной жизни помогут педагогам и другим специалистам таких учреждений определить основные направления социально-педагогической работы с детьми, глубже понять специфику адаптации несовершеннолетних после выхода из реабилитационного центра. Материал, собранный автором работы, поможет расширить спектр социальных услуг для данной категории детей, конкретизировать содержание социально-реабилитационного процесса, создать преемственность между всеми ведомственными учреждениями, способствующими успешному жизнеустройству выпускников детских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness of pupils of the social rehabilitation center for independent life

The harmonious entry of pupils of social rehabilitation centers into society at the end of the rehabilitation course depends on the knowledge, skills and abilities to build social relations, which they were taught at the center, and the professional level of social and pedagogical work with graduates of institutions for this category of children. Actual is the implementation of continuity not only in the content of the training of pupils of these institutions to independent life, but also in the transfer of information from one institution to another. The approaches analyzed in the article to the organization of training of pupils of social rehabilitation centers for independent life will help teachers and other specialists of such institutions to determine the main directions of social and pedagogical work with children, to better understand the specifics of adaptation of minors after leaving the rehabilitation center. The material collected by the author of the work will help to expand the range of social services for this category of children, to specify the content of the social rehabilitation process, to create continuity between all departmental institutions that contribute to the successful life of graduates of children's institutions.

Текст научной работы на тему « Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни»

ПЕДАГОГИКА

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10342

УДК 37.013

Ж. А. Захарова https://orcid.org/0000-0001-8795-1535

Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни

Аннотация. Гармоничное вхождение воспитанников социально--реабилитационных центров в общество по окончании курса реабилитации напрямую зависит от знаний, умений и навыков по выстраиванию социальных отношений, которые они получили в центре, и от профессионального уровня социально-педагогической работы с выпускниками учреждений для данной категории детей. Актуальным является осуществление преемственности не только в содержательной части подготовки воспитанников данных учреждений к самостоятельной жизнедеятельности, но и в передаче информации из одного учреждения в другое. Анализируемые в статье подходы к организации подготовки воспитанников социально-реабилитационных центров к самостоятельной жизни помогут педагогам и другим специалистам таких учреждений определить основные направления социально-педагогической работы с детьми, глубже понять специфику адаптации несовершеннолетних после выхода из реабилитационного центра. Материал, собранный автором работы, поможет расширить спектр социальных услуг для данной категории детей, конкретизировать содержание социально-реабилитационного процесса, создать преемственность между всеми ведомственными учреждениями, способствующими успешному жизнеустройству выпускников детских учреждений.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, самостоятельность, трудная жизненная ситуация.

PEDAGOGY

Z. A. Zakharova

Readiness of pupils of the social rehabilitation center for independent life

Abstract. The harmonious entry of pupils of social rehabilitation centers into society at the end of the rehabilitation course depends on the knowledge, skills and abilities to build social relations, which they were taught at the center, and the professional level of social and pedagogical work with graduates of institutions for this category of children. Actual is the implementation of continuity not only in the content of the training of pupils of these institutions to independent life, but also in the transfer of information from one institution to another. The approaches analyzed in the article to the organization of training of pupils of social rehabilitation centers for independent

© Захарова Ж. А., 2019

Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного центра 91 к самостоятельной жизни

life will help teachers and other specialists of such institutions to determine the main directions of social and pedagogical work with children, to better understand the specifics of adaptation of minors after leaving the rehabilitation center. The material collected by the author of the work will help to expand the range of social services for this category of children, to specify the content of the social rehabilitation process, to create continuity between all departmental institutions that contribute to the successful life of graduates of children's institutions.

Keywords: social and pedagogical rehabilitation, independence, difficult life situation.

Одним из приоритетных вопросов защиты прав и интересов детей становится вопрос социальной реабилитации несовершеннолетних как механизма профилактики социального сиротства. Актуализация означенной тематики нашла свое отражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепции демографической политики РФ до 2025 г., Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 и иных нормативно-правовых актах федерального и местного значений.

Под социальной реабилитацией (от лат. геЬаЫШ&ю - восстановление), согласно концепции Б. Н. Алмазова, понимается «совокупность медицинских, социально-экономических, психолого-педагогических, юридических мер и мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности в социальной среде, компенсацию нарушенных социально-педагогических функций, социальных отклонений, защиту законных прав и интересов несовершеннолетних» [1, с. 27].

Следует подчеркнуть возрастание роли специализированных учреждений для несовершеннолетних в формировании реабилитационного потенциала воспитанников, их социальной адаптации и реабилитации. Воспитанниками социально-реабилитационных центров (СРЦ) становятся дети в возрасте 3-18 лет, оставшиеся без попечения родите-

лей (или законных представителей); осиротевшие дети; дети, самовольно покинувшие семью; дети, не имеющие места жительства и средств к существованию; дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в круглосуточном пребывании в учреждении.

Среднестатистический портрет воспитанника социального приюта или социально-реабилитационного центра выглядит следующим образом: это ребенок (подросток) из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, психотропными веществами. Как правило, он не посещает образовательное учреждение (детский сад, школу) либо делает это нерегулярно; имеет опыт употребления табака и алкоголя. Результатом жизнедеятельности ребенка в условиях социального неблагополучия, трудной жизненной ситуации становится социальная дезадаптация, которая, по убеждению современных исследователей, является обратимым процессом при создании системы социально-педагогического, психолого-

педагогического сопровождения, обеспечивающего оптимальное включение ребенка в новые или изменяющиеся условия окружающей социальной среды на основе его конструктивного взаимодействия с педагогом.

Проблема подготовки детей к самостоятельной жизни изучалась целым рядом исследователей: Л. В. Байбородо-вой [2], А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых [7], Л. М. Шипицыной [11]. Одна-

92

Ж. А. Захарова

ко в научной психо лого-педагогической литературе нет единого подхода к понятию «самостоятельная жизнь», существуют весьма разные определения, в числе которых - внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях [4]. В ближайшем окружении, внешнем мире ребенок сталкивается со своими проблемами и трудностями, возможностями и ограничениями, правами и обязанностями. То есть подготовка воспитанников СРЦ к самостоятельной жизни должна осуществляться с различных сторон: как совокупность компонентов окружающей действительности и их роли в жизни человека, как виды деятельности людей, как внутренняя структура личности, а также с рефлексивно-мировоззренческой стороны. Как справедливо отметил О. В. Трошин, сегодня в науке «недостаточно четко определены соотношения понятия "жизнедеятельности" с близкими по смыслу категориями "деятельность", "поведение", "активность", "практика"» [10, а 127]. Смысл самостоятельной жизни раскрывается в некоторых родственных понятиях, таких как образ жизни, жизненность, жизненный цикл, жизненный процесс, жизнеощущение, жизненный путь, время жизни, жизне-восприятие, жизнетворчество, жизнеобеспечение, жизнеустройство, жизненный кризис, стиль жизни, приводимых разными учеными.

Переход выпускника социозащитно-го учреждения из искусственной среды социально-реабилитационного центра в социальную среду, где иные требования и нормы (порой жестокие и безжалостные), культурные, социальные, межличностные взаимоотношения, определяют необходимость быстрой адаптации ко все время изменяющимся социально-экономическим требованиям качества жизни.

На основании анализа опыта работы мы определили проблемы, с которыми сталкиваются выпускники СРЦ, возвращаясь в привычную среду (чаще - в кровную семью), в самостоятельную жизнь:

- адаптация к часто меняющейся социально-экономической среде;

- видение целостной картины мира и своего места в нем;

- умение выстраивать позитивные межличностные отношения.

Выпускники СРЦ по окончании курса реабилитации с трудом адаптируются в привычной для них до помещения в социозащитное учреждение среде: возникают трудности с обучением, занятостью в свободное время, отсутствием простейших навыков конструктивного общения, неумением обустроить свои бытовые условия, планировать свой бюджет, завести семью, друзей, отстоять свои социальные права. И если механизмы подготовки к будущей жизнедеятельности в интернатных учреждениях сегодня в целом изучены, то возвращение к привычным условиям жизни после пребывания в СРЦ диктует появление затруднений несколько другого плана. Возвращение в родную семью, родную среду, к сожалению, в ряде случаев ведет к дезинтеграции, десоциализации и дезадаптации подростка. Причинами тому являются низкий материальный уровень жизни семей; духовный кризис семьи в условиях борьбы за выживание; плохие жилищно-бытовые условия семей; алкоголизм и наркомания родителей; аморальная и криминальная обстановка в семье; педагогическая несостоятельность родителей; дистанцирование школы от ребенка в трудной жизненной ситуации и др. [3].

Среди личностных особенностей, затрудняющих адаптацию ребенка в привычной среде после пребывания в

Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного центра 93 к самостоятельной жизни

СРЦ, следует назвать неразвитые ценности и смыслы жизни, слабую жизнеспособность, низкую ответственность в деятельности и общении; педагогическую запущенность ребенка; отклоняющееся поведение, групповой конформизм, склонность к негативным образцам поведения, в особенности у подростков [5]. Таким детям часто присущи аномалии в физическом и психическом развитии; акцентуации характера, низкий самоконтроль эмоционально-волевой сферы; конфликтное поведение в общении со взрослыми; низкий жизненный и культурный кругозор и малая когнитивная компетентность; несфор-мированная Я-концепция и неадекватная самооценка личности.

Эти факторы формируют личность детей, нуждающихся в социальной помощи, для сознания которых характерны следующие тенденции: жадное индивидуалистическое потребительство, с одной стороны, и стремление к самостоятельной жизни - с другой.

В настоящее время в научной литературе термин «подготовка к самостоятельной жизни» недостаточно определен. В работе Л. В. Моисеевой [6] он понимается как выявление, формирование и развитие тех качеств личности, нравственно-этических и мотивацион-ных установок, которые обеспечат субъекту социума ориентацию в сложных жизненных ситуациях, простимулируют гражданскую активность, обеспечат самореализацию в социальных сферах (профессиональной, семейной, трудовой, гражданской и т. д.) его будущей жизнедеятельности. Критерием подготовленности к самостоятельной жизни в социуме выпускника социозащитного учреждения является его готовность к будущей жизнедеятельности. «В конечном итоге она определяет тот или иной образ жизни, то есть совокупность способов и форм жизнедеятельности, при-

сущих той или иной личности, группе, обществу, взятых в единстве с их условиями», - считает Е. И. Танас [8, с. 7].

Эффективность подготовки воспитанников СРЦ к будущей жизни после пребывания в учреждении зависит от некоторых социальных, психологических, организационных факторов:

- общих, содержание которых зависит от общественно-экономического строя (условия жизнедеятельности людей, духовная культура общества, роль государства и СМИ в формировании личности и т. д.);

- средовых, обусловленных специфическими особенностями экономического и демографического развития местного сообщества: сеть образовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей и профессиональной подготовки, социокультурный потенциал местности, культурно-образовательный уровень семьи и т. д.;

- специфических, выраженных особенностями реабилитационного процесса в детском социозащитном учреждении. В организационных условиях каждого социально-реабилитационного центра эти особенности позволяют строить различные модели подготовки воспитанников к их самостоятельной жизни [9].

Исследование Х. Г. Юсуповой показывает: «наивысший уровень притязаний, но не всегда верная оценка своих способностей приводит к тому, что до 70 % выпускников СРЦ неадекватно оценивают себя и свое будущее. Умение сдерживать свои эмоциональные порывы, руководить собой связано с развитием общей культуры, а также культуры эмоций в рамках саморегуляции» [12, с. 5].

Проведенное нами исследование подтверждает, что воспитанники СРЦ демонстрируют невысокий уровень ак-

94

Ж. А. Захарова

тивности, не умеют анализировать собственное поведение и поведение окружающих людей, неадекватно воспринимают критику и замечания в свой адрес, не готовы обсуждать нравственные проблемы, мнение детей часто зависит от мнения лидера группы.

Диагностика с использованием методики изучения социализированное™ М. И. Рожкова показала, что адаптивность, социальная активность и нравственность находятся у воспитанников на среднем уровне развития, автономность - на уровне ниже среднего, что

Как видно из таблицы 1, значимыми личностными качествами, помогающими добиться успеха в будущем, по мнению подростков, являются самостоятельность (более 25 % мнений), уверенность в себе (25,3 % мнений) и ответственность (19,3 % мнений). Такие личностные качества, как социальная активность и трудолюбие, занимают четвертое и пятое рейтинговые места. Наименее значимыми личностными

говорит о ярко выраженном чувстве «Мы» воспитанников социально-реабилитационного центра и, соответственно, - об отсутствии собственного мнения.

Нами также было проведено анонимное анкетирование «Будущее за мной» среди воспитанников реабилитационного отделения для детей и подростков с целью выявления представлений о личностных качествах, помогающих им добиться успеха в социуме. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

качествами подростки считают доброжелательность, отзывчивость, умение оказать поддержку, самоуважение, инициативность и чувство юмора. Большинство уверено, что эти качества никаким образом не повлияют на их будущее.

Таким образом, следует отметить: у подростков сформировано понимание, что успех в будущем в основном зависит от таких качеств, как самостоятель-

95

Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни

Результаты анкетирования «Будущее за мной»

Качества успешного человека Результаты

рейтинг %

Самостоятельность 1 25,5

Ответственность 3 24,1

Трудолюбие 5 19,3

Социальная активность 4 21,8

Общительность, умение взаимодействовать 6 18,4

Уверенность в себе 2 25,3

Юмор 14 8,3

Выдержка и самообладание 10 12,8

Интеллект и эрудиция 8 16,6

Инициативность 17 7

Доброжелательность 15 8

Лидерские качества 11 10,7

Отзывчивость, умение оказать помощь 16 7,5

Самоуважение 13 9,8

Дициплинированность 12 10,2

Независимость 7 17,5

Справедливость 9 15,3

ность, ответственность, интеллект и эрудиция. Отсутствие у подростков таких личностных качеств, как выдержка и самообладание, самоуважение, дисциплинированность, инициативность, доброжелательность, по их собственному мнению, не окажет значительного влияния на успешность самостоятельной жизни. Очевидно наличие противоречия (разрыва) в мировоззрении подростков, связанное с пониманием важности второй группы качеств личности для их дальнейшей самостоятельной жизнедеятельности. Следовательно, воспитанники СРЦ нуждаются в осознании значимости личностных качеств, необходимых для выстраивания собственного будущего.

Подводя итог, отметим, что после

в самостоятельной жизни воспитанникам необходимо будет вновь вступать в различные социальные отношения (межличностные, семейные, деловые, бытовые), требующие наличия специальных социальных компетенций, таких как активность, коммуникация, ответственность, умение делать выбор, работа в группе и т. д. Для этого в реабилитационном процессе социозащитного учреждения нужны открытость, социальное взаимодействие с партнерами, разнообразие форм социальной жизни. В социозащитном учреждении необходимо создать социально-реабилитационную среду, максимально содействующую социализации воспитанников в таких важнейших сферах, как деятельность, общение, самопознание.

окончания реабилитационного периода

Библиографический список

1. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб. пособие. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 285 с.

2. Байбородова, Л. В. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот : учебное пособие / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, А. В. Золотарева, Л. Г. Жедунова, Н. Н. Посысоев, А. П. Чернявская, М. И. Рожков. - М. : Юрайт, 2017. - 243 с.

3. Байбородова, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей : учебное пособие / Л. В. Байбородова, Т. С. Лебедева, И. Ю. Тарханова. -Ярославль : РИО ЯГПУ 2015. - 183 с.

4. Бурындина, И. Г. К вопросу определения показателей жизнедеятельности воспитанников детского дома [Электронный ресурс] // Magister Dixit. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-opredeleniya-pokazateley-zhiznedeyatelnosti-vospitannikov-detskogo-doma (дата обращения: 19.03.2019).

5. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация : учебное пособие / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 285 с.

6. Моисеева, Л. В. Социализация детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации : методическое пособие. - Самара : ГУ «Центр помощи детям», 2013. - 140 с.

7. Прихожан, А. М Дети без семьи / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М. : Педагогика, 1990. - 158 с.

8. Танас, Е. И. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-реабилитационного центра. - М., 2010. - 28 с.

96

Ж. А. Захарова

9. Тарханова, И. Ю. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков. - Ярославль, 2005. - 156 с.

10. Трошин, О. В. Основы реабилитации и профориентации : учебное пособие / О. В. Трошин, Е. В. Жулина, В. А. Кудрявцев. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 384 с.

11. Шипицына, Л. М. Психология детей-сирот : учебное пособие. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского унив-та, 2005. - 340 с.

12. Юсупова, Х. Г. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализа-ции подростков в условиях социального приюта. - М., 2009. - 185 с.

References

1. Almazov, B. N. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskoj reabilitacii: ucheb. posobie. - M. : VLADOS, 2008. - 285 s.

2. Bajborodova, L. V Social'naya pedagogika. Proforientaciya i samoopredelenie detej-sirot : uchebnoe posobie / L. V Bajborodova, L. N. Serebrennikov, A. V. Zolo-tareva, L. G. Zhedunova, N. N. Posysoev, A. P. Chernyavskaya, M. I. Rozhkov. - M. : Yurajt, 2017. - 243 s.

3. Bajborodova, L. V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie problemnyh semej: uchebnoe posobie / L. V Bajborodova, T. S. Lebedeva, I. Yu. Tarhanova. - Yaroslavl': RIO YAGPU, 2015. - 183 s.

4. Buryndina, I. G. K voprosu opredeleniya pokazatelej zhiznedeyatel'nosti vospi-tannikov detskogo doma [Ehlektronnyj resurs] // Magister Dixit. 2013. № 2. uRL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-opredeleniya-pokazateley-zhiznedeyatelnosti-vospitannikov-detskogo-doma (data obrashcheniya: 19.03.2019).

5. Koval'chuk, M. A. Deviantnoe povedenie: profilaktika, korrekciya, reabilitaciya: uchebnoe posobie / M. A. Koval'chuk, I. Yu. Tarhanova. - M. : VLADOS, 2010. -285 s.

6. Moiseeva, L. V. Socializaciya detej i molodezhi, nahodyashchihsya v trudnoj zhiznennoj situacii/ Metodicheskoe posobie. - Samara: GU «Centr pomoshchi detyam», 2013. - 140 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Prihozhan, A. M Deti bez sem'i / A. M. Prihozhan, N. N. Tolstyh. - M. : Pedagogika, 1990. - 158 s.

8. Tanas, E. I. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie resocializacii detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej v usloviyah social'no-reabilitacionnogo centra. M., 2010. - 28 s.

9. Tarhanova, I. Yu. Social'no-pedagogicheskaya reabilitaciya beznadzornyh po-drostkov. - Yaroslavl', 2005. - 156 s.

10. Troshin, O. V Osnovy reabilitacii i proforientacii: uchebnoe posobie / O. V. Troshin, E. V. Zhulina, V. A. Kudryavcev. - M. : TC Sfera, 2005. - 384 s.

11. Shipicyna, L. M. Psihologiya detej-sirot. Uchebnoe posobie. - SPb. : Izd. Sankt-Peterburgskogo univ-ta, 2005. - 340 s.

12. YUusupova, H. G. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie resocializacii podrostkov v usloviyah social'nogo priyuta M., 2009. - 185 s.

Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного центра 97 к самостоятельной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.