Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 364.65
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-91-96
Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями
© 2018 Моцовкина Е. В., Вишневский В. А.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского Симферополь, Россия; e-mail: mozovkina helen@mail.ru; vmwbox@gmail.com
РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является характеристика основных направлений работы реабилитационного центра с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. Методы. Анализ социально-психологической литературы по проблеме социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), систематизация и характеристика направлений деятельности реабилитационных учреждений. Вывод. В современных социально-экономических условиях, сложившихся в Российской Федерации, необходимо активизировать деятельность реабилитационных учреждений для лиц с ОВЗ, популяризировать деятельность специалистов социальной сферы, оптимизировать воспитательный потенциал семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, реабилитационные учреждения, социально-педагогическая деятельность.
Формат цитирования: Моцовкина Е. В., Вишневский В. А. Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 91-96. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-91-96
Social and Pedagogical Aspects of Work with Families
Bringing up Disabled Children
© 2°i8 Elena V. Motsovkina, Vladimir A. Vishnevsky
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simpheropol, Russia; e-mail: mozovkina helen@mail.ru;
vmwbox@gmail.com
ABSTRACT. The aim of this article is to describe the main activities of the rehabilitation center with families bringing up the children with disabilities. Methods. Analysis of socio-psychological literature on the problem of social and pedagogical work with disabled children, systematization and characterization of the activities of rehabilitation institutions. Conclusion. In the current socio-economic conditions that have developed in the Russian Federation, it is necessary to intensify the activity of rehabilitation institutions for people with disabilities, to popularize the activities of specialists in the social sphere, to optimize the educational potential of families bringing up the children with disabilities.
Keywords: children with disabilities, family bringing up a child with disabilities, rehabilitation institutions, social and pedagogical activity.
For citation: Motsovkina E. V., Vishnevsky V. A. Social and Pedagogical Aspects of Work with Families Bringing up Disabled Children. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 91-96. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-91-96 (In Russian)
Введение
Главная цель социально-
педагогической работы с семьей, в
которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это оптимизация воспитательного потенциала родителей, комплексное содействие в организации их взаимодействия с различными социальными структурами, обеспечение социальной защиты семьи и мобилизация её реабилитационных возможностей.
Анализ научных исследований дает возможность под реабилитационной активностью семьи понимать все усилия ее членов, направленные на оздоровление, развитие и
результативную социализацию ребенка с ОВЗ. Реабилитационная активность семьи представляет собой:
1) действия по поиску источников медицинской помощи, своевременность, последовательность в исполнении медицинских рекомендаций, поддержка регулярных контактов с оздоровительными и реабилитационными учреждениями;
2) активность педагогического потенциала семьи и совместная направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация ее компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками;
3) социальная активность семьи, которая может проявляться в поиске источников как материальной, так и моральной поддержки (например, создание групп самопомощи), стремлении семьи не создавать и, при необходимости, разрешать конфликтные ситуации.
Цель и методы исследования
Цель данного исследования -систематизация и анализ накопленного опыта социально-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, ее социальная защита в сложившихся социально-экономических реалиях.
В качестве метода исследования выбран научный обзор литературы по данной проблематике, отчетных и
уставных документов реабилитационных учреждений [1-3].
Социальная защита семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ - это специфический многоплановый процесс, требующий переосмысления и обновления направлений разработки методологии социально-педагогической работы. Особенностью данного подхода является необходимость серьезных переосмысленных изменений к отношению к детям с ОВЗ, которые требуют как материальную, финансовую, гуманитарную поддержку и
реабилитацию, так и обеспечение необходимых условий для актуализации своих способностей, развития личностных качеств и потребностей в социальном, моральном и духовном аспектах.
Результаты исследования
Решая данную проблему, необходимо учитывать интегративный подход, который базируется на координации усилий разнопрофильных специалистов (педагогов, психологов, врачей, социальных педагогов, реабилитологов). Так, на протяжении долгого времени в Российской Федерации сложилась устойчивая система социально-педагогической работы, в основе которой лежит социально-психологическая
реабилитация, адаптация и
социализация детей с ОВЗ.
Социально-психологическую реабилитацию в научно-педагогических исследованиях рассматривают как целостный, динамический, непрерывный процесс развития личности, который обеспечивается соответствием между существующим уровнем потребностей и уровнем удовлетворения в адаптации и социализации - как процесс приспособления индивида к измененной среде с целью интеграции во все сферы жизнедеятельности общества. Такая деятельность основывается на учете определенных взаимосвязанных и взаимообусловленных зависимостей [1]:
- последовательность: семья - школа
- реабилитационное учреждение;
- степень и качество первичного
дефекта (болезни, состояния), время
наступления инвалидности,
возрастные и половые особенности психофизического развития;
- интересы, запросы и потребности семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ как социальной группы;
- роль этнопсихологических особенностей развития личности, особенности национально-художественного мышления и соответствие морально-этическим идеалам народа [2]. Инвалидность выступает как
проблема не только инвалида и его семьи, но и ближайшего окружения. В благополучных семьях ребенка часто чрезмерно опекают и не готовят к самостоятельной жизни, а в неполных или конфликтных семьях, наоборот -воспитанию, обучению и уходу не уделяют достаточно внимания. Наличие в семье ребенка с признаками явной инвалидности часто негативно влияет на жизнь других детей.
Можно с уверенностью утверждать, что в каждой семье складывается своя, индивидуальная воспитательная
система, которая формируется эмпирическим путем, то есть постоянно основывается на опыте, содержит много педагогических «находок» и просчетов, средств и методов воздействия на ребенка. Также существуют в семье отношения, которые формулируются типами «муж - жена», «ребенок -ребенок», «родители - ребенок-инвалид». И в них также существует множество вариантов воздействия на всех членов семьи.
Именно потому, что вопросы социально-педагогических отношений в семье являются многоплановыми и непредсказуемо разнообразными,
ученые, социологи, социальные работники, педагоги, психологи часто обращаются к проблемам социальной поддержки семьи, в которой живет ребенок с ОВЗ.
Современные исследования,
посвященные проблеме семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ на сегодняшний день достаточно подробно рассматривают процессы,
происходящие внутри семьи. Основной проблемой можно назвать неготовность членов семьи принять рождение ребенка с отклонениями даже на ранних этапах его жизни. Зачастую не готовы принять это отцы. В исследованиях Акатова подробно рассмотрен цикл жизни таких семей. Оказывается, что члены семьи не видят выхода из сложившейся ситуации. Психологический барьер и социальные стереотипы становятся причиной распада семьи, в которой родился ребенок с инвалидностью. Поэтому, в работе с такой семьей ключевую роль нужно отвести социальному педагогу и психологу, дабы вернуть
жизнедеятельность семье. Этим специалистам, помимо точечной социально-педагогической работы, нужно создать ситуацию успеха для такой семьи, мотивировать на дальнейший безбарьерный успех и преодоление проблемы.
Одним из важных направлений работы социального педагога является оказание помощи как самим детям с ОВЗ, так и их родителям в налаживании взаимоотношений, обеспечении
взаимопонимания, определении
рациональных путей решения сложных семейных проблем.
Неумение воспитывать - сложная личностная проблема. Задача социального педагога заключается в том, чтобы предоставить родителям конкретную квалифицированную
методическую помощь в коррекции недостатков семейного воспитания. Этого можно достичь только при условии построения внутрисемейных отношений на фундаменте сотрудничества, взаимной помощи, взаимопонимания. В основе эффективных взаимоотношений лежит тесный контакт с семьей, понимание процессов, происходящих в современной семье, использование положительного воспитательного
потенциала, безграничных источников народной педагогики, пропаганда опыта семейного воспитания.
Лица с ОВЗ в борьбе и преодолении жизненных преград
самоактуализируются. Именно такой
личности не свойственны инертность и защитные реакции, а наоборот -подвижность, независимость от внешнего воздействия, опора на себя.
Исходя из этого, социальный педагог не может решить за клиента его проблемы, но вполне способен помочь личности определить свою позицию, которая даст возможность перестроить текущее тяжелое положение в функциональную самореализацию.
Для того, чтобы социально-педагогическое воздействие имело положительный результат, специалист должен принимать клиента таким, какой он есть, быть настроенным к нему позитивно.
Для создания эффективной системы ранней помощи детям с ОВЗ необходимо владеть результатами ведущих научных разработок ученых по проблемам сенситивных периодов в развитии функций высшей психической деятельности у детей с различными степенями умственного и физического недоразвития. Решение этих задач осложняется тем, что для некоторых специалистов это новая область, ведь дефектологи, логопеды работали раньше с детьми более старшего возраста, а не с младенцами. Каждый ребенок нуждается в помощи нескольких специалистов по детскому развитию, которые обладают знаниями возрастного развития ребенка. Кроме этого, они должны уметь привлекать к процессу диагностики и коррекции родителей ребенка.
Для организации ранней помощи детям с отклонениями в развитии необходимо преследовать такие цели, как: обратить внимание не семью, в которой появился ребенок с ОВЗ, необходимо стимулировать
ответственность родителей за уход и воспитание такого ребенка,
осуществлять практический контроль медицинского персонала за данным ребенком, заниматься разработкой различных методов раннего выявления и диагностики психомоторных нарушений и оценки уровня развития ребенка, осуществлять на практике
мультидисциплинарный подход в предоставлении реабилитационной помощи ребенку. Также следует осуществлять конкретную психолого-педагогическую помощь родителям детей с ОВЗ в виде обучения навыкам взаимодействия с ребенком и методам коррекционной работы, отрабатывать предупреждения нарушений поведения, формировать навыки игровой и учебной деятельности, то есть осуществлять комплексный подход всех специалистов к организационно-воспитательной и
лечебно-коррекционной деятельности во всех специализированных детских учреждениях.
На основании вышесказанного можно утверждать, что своевременное медицинское и психолого-
педагогическое вмешательство позволит максимально нивелировать, а иногда и предупредить, последствия того или иного отклонения в развитии, будет содействовать росту человека, который, несмотря на свои физические или психические недостатки сможет активно и полноценно принимать участие в общественной жизни.
Одной из функций реабилитационного центра является налаживание взаимодействия ребенка с ОВЗ с его ближайшим окружением. В соответствии с этим выделяются следующие направления деятельности [2]:
- посредничество в решении социально обусловленных психолого-педагогических проблем;
- взаимодействие в актуализации источников социально-педагогической и психологической поддержки;
- создание партнёрских взаимоотношений между членами семьи, между семьей как содержательной целостностью и другими социальными институтами в решении конфликтных ситуаций;
- содействие в коммуникации, организации межличностных отношений;
- обеспечение необходимого ритма жизни, условий реализации индивидуального физического комфорта;
- выявление и развитие творческого потенциала, организация досуга;
- помощь в профессиональном самоопределении;
- психолого-педагогическое воздействие: психотренирующие игры, психотренинги, арт-терапия, социодрама, психодрама, смехотерапия;
- индивидуальное квалифицированное консультирование;
- обучение основам психологической культуры;
- обучение практическим навыкам гигиены и самообслуживания.
Эти направления реализуются через структуру Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, учреждения социальной реабилитации, таковыми могут быть:
- центры активности (дневного пребывания);
- клубы общения и клубы по интересам;
- центры трудовой реабилитации;
- специализированные социально-психологические службы для инвалидов, канал на телефоне «Доверия», выездные консультации;
- реабилитационные центры и др.
На федеральном, республиканском и муниципальном уровнях ведётся серьёзная работа по созданию максимально комфортных условий для жизни и самореализации людей с ОВЗ. Стоит отметить опыт работы Государственного бюджетного
учреждения Республики Крым «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Ялты», который был создан 24 декабря 2014 года № 251.
Необходимость создания центра обусловлена потребностью детей и подростков с ОВЗ как ялтинского региона, так и гостей курорта, в комплексной реабилитации.
Основная направленность работы центра:
- психолого-педагогическая коррекция;
- профессиональная и социальная реабилитация;
- восстановление социального статуса детей инвалидов, детей и подростков с ОВЗ;
- достижение ребенком-инвалидом материальной независимости и его социальной адаптации;
- оценка состояния ребенка с ОВЗ, составление индивидуального плана реабилитации с учетом стартовых возможностей и реабилитационного потенциала ребенка с ОВЗ;
- социально-бытовая адаптация и социально-средовая ориентация;
- оказание консультативной и методической помощи по вопросам реабилитации детей и подростков общественным, государственным организациям, а также отдельным гражданам;
- оказание психологической помощи;
- адаптационное обучение инвалида и его семьи по вопросам самообслуживания и бытовой деятельности.
Основными целями деятельности учреждения являются создание условий для усвоения детьми и подростками с ОВЗ знаний, умений и навыков с целью подготовки их к получению дошкольного образования; содействие получению базового и полного среднего образования, профессионально-технического и высшего образования с учетом рекомендаций врачей для всестороннего и естественного развития, приобретения навыков самообслуживания; развитие
индивидуальных способностей, талантов и творческого мышления воспитанников. С целью расширения кругозора, познания окружающего мира, а также повышения мотивации к различным видам деятельности детей и подростков с ОВЗ организуются праздники, экскурсии, поездки, участия в творческих конкурсах и выставках.
Центр предоставляет услуги комплексно, акцент ставится на работе с семьей, с целью активного включения членов семьи в процесс реабилитации и продолжения реабилитационных
мероприятий за пределами учреждения.
Содержание социально-
педагогической работы с детьми с ОВЗ включает такие направления:
- комплексное изучение психологического состояния ребенка;
- социально-педагогическое исследование специфики социализации человека;
- бытовая реабилитации (обучение элементам самообслуживания и соответствия простейшим формам поведения в разных микросоциумах);
- психологическое консультирование;
- профессиональная ориентация подростков и молодежи с ОВЗ;
- организация родительских групп взаимопомощи, тренингов и проведение совместных мероприятий и др.
Деятельность подобных учреждений является перспективным путем социально-педагогической помощи
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : владос, 2003. 368 с.
2. Естемесова Ж. Т. Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья / Проблемы и
1. Akatov L. I. Social'naya reabilitaciya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Psihologicheskie osnovy: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Social rehabilitation of children with disabilities. Psychological basis: textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, VLADOS Publ., 2003. 368 p.
2. Estemesova Zh. T. Socio-pedagogical work with families of children with disabilities. Problems and prospects of education. Materialy III-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Proceedings of 3d International Scientific Conference]. Perm, Merkury Publ., 2013. Pp. 147-149.
3. Dementieva N. F. Social'naya rabota s sem'ej invalida: uchebnoe posobie [Social work with a family with a disabled person]. 2nd ed. Moscow, Feniks Publ., 2006. 340 p.
семьям, которые воспитывают детей с ОВЗ.
Вывод
Таким образом, нами были охарактеризованы основные
направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ. Выделена основная система социально-педагогической помощи, в основе которой лежит социально-психологическая реабилитация, адаптация и
социализация. Рассмотрены
направления социально-педагогической работы реабилитационного учреждения на примере Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Ялты», исходя из этого, определены направления работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
перспективы развития образования // Материалы Ш-й Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2013. С. 147149.
3. Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей инвалида: учебное пособие. 2-е изд. М. : Феникс, 2006. 340 с.
References
Литература
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Моцовкина Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая базовой кафедрой социально-педагогических технологий, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (КФУ им. В. И. Вернадского), Симферополь, Россия; e-mail: mozovkina_helen@mail.ru
Вишневский Владимир
Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий базовой кафедрой образовательных технологий, КФУ им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия; e-mail: vmwbox@gmail.com
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Elena V. Motsovkina, Ph. D.
(Pedagogy), assistant professor, the head of the specialized chair of Social and Pedagogical Technologies, V. I. Vernadsky Crimean Federal University (V. I. Vernadsky CFU), Simpheropol, Russia; e-mail: mozovkina helen@mail.ru
Vladimir A. Vishnevsky, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the specialized chair of Educational Technologies, V. I. Vernadsky CFU, Simpheropol, Russia; e-mail:
vmwbox@gmail. com
Принята в печать 14.08.2018 г.
Received 14.08.2018.