УДК 797.21
Николаев Сергей Валентинович
Д.п.н., профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ДЕЙСТВИЯМ НА ВОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В практических ситуациях военно-профессиональной деятельности, возникающих в водосредовых условиях, военнослужащие должны уметь одновременно применять как навыки, формируемые в процессе физической подготовки, так и военно-профессиональные приемы и действия [1].
Подобные навыки являются сложными условно-рефлекторными механизмами, основанными на целостной двигательно-смысловой задаче, решение которой происходит в условиях водной среды [2].
Под двигательными объединениями мы понимаем интегрированное умение решать двигательную задачу, включающую в себя ряд подзадач, объединенных единым двигательным смыслом [3].
Для реализации целевой направленности обучения, интегрирующего бинарное овладение навыками двух предметов специальной подготовки, была разработана методика синхронизированного формирования двигательных объединений на примере обучения прикладному плаванию со стрельбой с воды из огнестрельного оружия [4].
В исследовании приняли участие курсанты специализированного военного вуза. Из их числа были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 10-15 человек в каждой.
С курсантами обеих групп было проведено по 10 практических занятий, продолжительностью 50 мин каждое.
Содержание занятий составили специальные синхронизирующие упражнения, внешняя структура которых характеризовалась совмещением элементов техники плавания и стрельбы в одно двигательное действие [5].
В процессе обучения решалась задача по формированию умения координировать навыки прикладного плавания и стрельбы с воды в одно двигательное объединение.
Итоговая подготовленность испытуемых оценивалась по результатам выполнения комплексного контрольного упражнения (ККУ) в плавании на 100 м и 5-ти прицельных одиночных выстрелов, находясь на плаву в движении.
В таблице 1 представлены итоговые показатели выполнения комплексного контрольного упражнения.
Таблица 1
Показатели выполнения комплексного контрольного упражнения
Исследуемые параметры Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Общее время выполнения ККУ, с 297,9±3,8 242,7±4,0 295,8±2,7 287,3±1,8
Время стрельбы, с 111,8±3,4 91,2±2,7 109,1±4,3 103,6±1,8
Поражение мишеней, % 5,6±2,5 20,5±2,7 6,7±0,8 9,9±1,3
Анализ данных таблицы позволяет отметить преимущество испытуемых экспериментальных групп в выполнении ККУ как по отдельным частным показателям, так и по результатам выполнения упражнения в целом.
Таким образом, формирование сложных динамических объединений имеет свои характерные особенности. Навыки прикладного плавания составляют основу динамических объединений, функционирующих в водной среде. Двигательным навыкам, составляющим их структуру, целесообразно обучать синхронизировано.
Список использованной литературы:
1. Понимасов, О.Е. Замещение гидрогенных локомоций при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов/ О.Е. Понимасов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - N° 3.
- С. 76-77.
2. Понимасов, О.Е. Использование индивидуального двигательного потенциала в обучении плаванию студентов / О.Е. Понимасов // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2015.
- № 6 (19). - С. 190-192.
3. Понимасов, О.Е. Обучение прикладному плаванию курсантов военных вузов на основе индивидуальных двигательных действий / О.Е. Понимасов // Путь науки. - 2015. - № 5 (15). - С. 102-103.
4. Понимасов, О.Е. Вариативное целеполагание как условие индивидуализации обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Путь науки. - 2015. - № 7 (17). - С. 41-43.
5. Понимасов, О.Е. Массовое обучение прикладному плаванию посредством индивидуально-ориентированного преобразования движений / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Путь науки. - 2015. - № 8 (18).
- С. 77-78
© С В. Николаев, 2015
УДК: 371:614
Овчинников Олег Михайлович
доктор, пед. наук,
профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности
ВЮИ ФСИН России г. Владимир, РФ E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье рассматриваются наиболее значимые аспекты здорового образа жизни учащейся молодежи в условиях образовательной школьной среды. Отмечается, что школьная образовательная среда призвана обеспечить развитие у учащихся подростков надлежащего представления о здоровье и здоровом образе жизни, способах и формах его развития; понимания здоровья как основополагающей ценности; готовности личности к здоровому образу жизни, инициативы и упорства в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих. С учетом современных статистических данных автором констатируется