ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ
Камынина Н.Н, Пьяных А.В., Лутиков А.С.
Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, кафедра управления сестринской деятельностью, г. Москва
Современные социально-экономические условия в нашей стране требуют новых подходов к организации медицинской помощи населению. В соответствии с этим целью реформ в системе отечественного здравоохранения является повышения эффективности ее функционирования. Успешное достижение цели, в значительной степени зависит от компетентности сестринских руководящих кадров, т.к. сестринский персонал в российском здравоохранении составляет сегодня самую многочисленную категорию медицинских работников, и предоставляемые ими услуги рассматриваются как ценный ресурс отрасли здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской помощи. Необходимость реформирования здравоохранения в России была обусловлена в первую очередь снижением уровня его финансирования, уменьшением доступности медицинской помощи для населения, увеличение числа инвалидов и онкологических больных, а также больных с хроническими заболеваниями и др.
В свою очередь, ориентация экономики страны на развитие рынка и рыночных отношений существенно изменила требования, предъявляющиеся к руководителям сестринских служб учреждений здравоохранения. Именно от их подготовки, профессиональной компетентности зависит рациональное использование имеющихся в учреждении материальных ресурсов, интеллектуального капитала, организация качественного ухода за пациентами, внедрение в клиническую практику новых организационных форм сестринской деятельности, развитие профилактической работы с населением.
В исторически сложившейся модели оказания медицинской помощи, рассматривающей деятельность медицинской сестры как вспомогательную для врача, назначение руководителей сестринских служб осуществлялось из числа наиболее опытных медицинских сестер, много лет проработавших в данном учреждении. Процесс управления сестринским персоналом строился с учетом имеющегося опыта, установившихся в коллективе взаимоотношений.
Реформа сестринского дела, как неотъемлемая часть преобразования системы здравоохранения, показала необходимость переосмысления роли медицинской сестры-менеджера в деятельности медицинской организации. Создание медицинских учреждений нового типа - центров профилактики, отделений хирургии одного дня, реабилитации, медико-социальной помощи, сестринского ухода, хосписов и некоторых других -подтвердило правомочность организации управленческой подготовки таких специалистов в системе высшего медицинского образования (в рамках специальности 060109 - Сестринское дело) из числа лиц, имеющих среднее медицинское образование.
С начала 90-х годов в Российской Федерации предпринято ряд мер, направленных на улучшение профессионального образования руководителей сестринскими службами. На сегодняшний день в России свыше 40 высших учебных заведений готовят менеджеров по специальности «сестринское дело». Большинство из них остаются работать в здравоохранении. Полученные профессиональные знания и умения они применяют в организационно-управленческой деятельности для оказания качественной и доступной медицинской помощи. Однако в процессе подготовки менеджеров с высшим сестринским образованием существует ряд проблем. Они связанны с общей организацией учебного процесса, его материально-технической базой, наличием технических средств обучения, уровнем педагогического мастерства преподавателей, уровнем и качеством довузовской подготовки студентов, и их индивидуальным стилем деятельности и т.д. (Н.З. Иванова, 2000, М.В. Блохина, 2000) Данные проблемы, так или иначе, отражаются на организации и качестве медицинской помощи населению, т.к. качество оказываемых услуг не может быть выше качества обучения.
Работ, посвященных изучению и совершенствованию образовательной подготовки, использованию в практическом здравоохранении выпускников факультетов высшего сестринского образования, в период до 2000г. практически не было. Работы, выполненные в период после 2000г., также остаются направленными на изучение вопросов совершенствования практической деятельности сестринского персонала (Е.В.Демышева, 2001г., Е.Н.Моисеенкова, 2001г., М.Р.Коренева, 2003г., В.Т.Ролько, 2004г. и др.), оптимизации образовательной подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием (М.В.Блохина, 2002г., Т.Н.Павленко, 2003г., Л.А.Пономарева, 2003г., И.Х.Аббясов, 2003г., С.В.Молвинских, 2003г.).
Применительно к вопросам подготовки руководящих кадров для учреждений здравоохранения, повышения эффективности их использования в реальных условиях особый интерес представляют работы О.А.Мальцевой (1999г.), И.С.Черепановой (1999г.), В.К.Гасникова (2001г.), В.Г.Жданова (2002г.), О.А.Манеровой (2005г.),
Н.Д.Захарченко (2005г.), М.В.Блохиной (2007г.), Э.В. Зиминой (2007г.).
Однако в данных работах отсутствуют практические предложения для совершенствования организации учебного процесса для специалистов с высшим сестринским образованием в зависимости от особенностей подготовки на разных формах обучения (очная, очно-заочная, заочная). Мы считаем, что это один из важнейших аспектов, влияющий на качество подготовки руководителя сестринских служб.
Для оптимизации организационных аспектов в подготовке специалистов, выше указанной категории, целесообразно провести анализ рабочих программ учебных дисциплин (модулей) на уровне высшего
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
профессионального образования в рамках специальности «Сестринское дело» на соответствие образовательным потребностям студентов, нормативно-правовым документам, а также выявить с помощью SWOT - анализа сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации учебного процесса на разных формах обучения высшего сестринского образования. Полученные результаты исследования сравнить с зарубежным опытом подготовки менеджеров сестринского дела для нахождения научно-обоснованных рекомендаций улучшающих подготовку руководителей сестринским персоналом, как необходимый элемент управления качеством медицинской помощи и деятельности учреждений здравоохранения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва