Научная статья на тему 'Социальный портрет медицинской сестры как отражение статусно-ролевой характеристики профессии'

Социальный портрет медицинской сестры как отражение статусно-ролевой характеристики профессии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1088
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Засыпкина Е. В., Андриянова Е. А., Курочкина Е. Н., Кузнецова М. Н., Девличарова Р. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет медицинской сестры как отражение статусно-ролевой характеристики профессии»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ СТАТУСНОРОЛЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИИ

Засыпкина Е.В., Андриянова Е.А., Курочкина Е.Н., Кузнецова М.Н., Девличарова Р.Ю.

Саратовский ГМУ им. В.И. Разумосвкого, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, г. Саратов

Здравоохранение часто рассматривается как комплекс или система мероприятий социального, медицинского и экономического характера. Изучая здравоохранение как социально-экономическую сферу деятельности, исследователи упускают из виду, что здравоохранение обладает рядом признаков, позволяющих отнести его, в широком смысле, к социальной системе, поскольку его основными элементами являются люди, их нормы и связи. Здравоохранение можно определить, исходя из посылки Т. Парсонса1, как систему социального взаимодействия множества индивидов, а не просто систему оказания профессиональной медико-санитарной помощи. При этом по Парсонсу можно четко выделить критерии определения профессиональной роли. Первый из критериев - требование формализованной специальной подготовки, сопровождающейся институциализированными моделями контроля над адекватностью образования и компетенцией обученных индивидов. Процесс обучения преобладает в передаче интеллектуального компонента, который создает ценностный вектор для профессионала. Примером может служить профессия медицинской сестры, овладение которой на сегодняшний день требует многолетнего обучения. Второй критерий - это наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. Третьим критерием является уверенность профессионалов в том, что их компетенция используется в интересах всей социальной системы, то есть имеет место альтруистическая мотивация труда. Профессия медицинской сестры вписывается в данный контекст по всем обозначенным критериям.

Настоящее социологическое исследование - попытка определить положение медицинской сестры в системе современного здравоохранения и ее роль в обществе, используя категориальное поле социологии медицины. На основе результатов социологического опроса, проведенного на базе лечебнопрофилактических учреждений г. Саратова, Пензы и Брянска мы составили социально-профессиональный портрет медицинской сестры (Ы = 735 чел.). Из общего числа опрошенных 95,6% женщин и 4,4% мужчин, возраст опрошенных от 18 до 57 лет. Преобладание женщин обусловлено тем, что в гендерном аспекте профессия медицинской сестры изначально является феминизированной профессиональной группой.

В результате анкетирования выяснилось, что выбор профессии у 24.4.% опрошенных связан с рекомендациями знакомых, 25,4% респондентов ответили, что это одна из благороднейших профессий, 13,2% - случайно выбрали профессию медицинской сестры, 13,4% - выбор связан с тем, что не поступили в высшее учебное заведение, и только 8,4% опрошенных считают профессию медицинской сестры престижной

Основными факторами привлекательности работы в медицине были названы: возможности работать и общаться с людьми (38,3%), потребность в оказании медицинской помощи (28,3%), возможность реализовать чувства сострадания и милосердия (16,1%), престиж профессии (8%).47,6% респондентов считают, что условия и режим работы не соответствует основным задачам профессиональной деятельности, 74,7% отметили, что условия и режим работы чаще всего определяются данными обстоятельствами или решением руководства ЛПУ.

Подавляющее большинство респондентов (83,4%) считают, что перечень должностных обязанностей не соответствует их уровню оплаты труда, что является одной из причин ухода из профессии. 34,8% респондентов отмечают, что получают доплату из фонда ОМС, но считают ее незначительной, тогда как 32,9% не получают доплату из данного фонда, и лишь у 7,9% доплата из фонда ОМС существенно повышает оплату труда. Наибольший доход (77,4%) получают другие члены семьи и лишь 19,0% опрошенных ответили, что они являются человеком, получающим наибольший доход. 48,6% опрошенных ответили, что совокупного дохода семьи хватает на покупку продуктов питания. Покупка одежды вызывает серьезные затруднения, у 29,3% респондентов достаточно средств на питание и одежду. На покупку крупной бытовой техники приходится долго копить деньги. Из ответов 5,7% респондентов следует, что денег хватает на все, кроме таких дорогих вещей как машина, квартира, дача. При этом у 8% опрошенных денег не хватает даже на питание.

Вместе с тем, несмотря ни на что, в системе здравоохраенния планируют продолжать работать 66,8% респондентов и 19,7% смогли бы с легкостью поменять професиию. Основной признак профессии, по которому у респондентов было сформировано представление о ней на момент выбора, сводится к ее титульному значению как профессии благородной.

'Parsons T. Professions.// International Encyclopedia of the Social Sciences.,The Macmillan Company & The Free Press. - 1968. - p.536-547.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

Модернизация современного здравоохранения в России, кардинальным образом изменили требования к качеству подготовки сестринских кадров. В своем исследовании мы попытались определить отношение медицинских сестер к высшему сестринскому образованию. Ответы респондентов показали, что получение диплома высшего сестринского образования большинство (22,1%) респондентов связывают с возможностью сохранить за собой должность, 18,8% опрошенных нацелены на повышение своего профессионального уровня, 15,4% респондентов ориентированы получить более высокооплачиваемую работу, 13,9 - занять должность руководителя сестринской службы, 4% - самоутвердиться перед коллегами. Лишь 8% респондентов считают, что высшее сестринское образование не меняет положения медицинской сестры в системе здравоохранения

Важным показателем ориентации на повышение профессиональной компетенции является участие респондентов в курсах повышения квалификации. Распределение ответов на вопрос «для чего необходимы курсы повышения квалификации?» выглядит следующим образом: 31,5% считают, что эти курсы необходимы для повышения профессионального мастерства, 29,0% для получения новых знаний, 14,4% для повышения заработной платы, 2,3% для повышения статуса в коллективе и 10,1% считают эту форму обучения формальностью.

Современная сестринская практика часто требует самостоятельности в принятии решений. В отношении самостоятельности в определении собственной рабочей ситуации были получены следующие результаты: 37,9 % могут самостоятельно определить режим и темп работы, 15,7% выбрать темп работы, 5% определить количество вспомогательного персонала.

Итак, современная медицинская сестра - это молодая женщина, имеющая среднее специальное образование и сертификат специалиста, ориентированная на положительный имидж профессии и возможность повышения профессиональной компетентности.

Литература

1. Сборник научных тезисов И

2. Сборник научных тезисов и

3. Сборник научных тезисов и

4. Сборник научных тезисов и

5. Сборник научных тезисов и

6. Сборник научных тезисов И

7. Сборник научных тезисов и

8. Сборник научных тезисов и

9. Сборник научных тезисов и

10. Сборник научных тезисов и

11. Сборник научных тезисов и

статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование

в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.