СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ СТАТУСНОРОЛЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИИ
Засыпкина Е.В., Андриянова Е.А., Курочкина Е.Н., Кузнецова М.Н., Девличарова Р.Ю.
Саратовский ГМУ им. В.И. Разумосвкого, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, г. Саратов
Здравоохранение часто рассматривается как комплекс или система мероприятий социального, медицинского и экономического характера. Изучая здравоохранение как социально-экономическую сферу деятельности, исследователи упускают из виду, что здравоохранение обладает рядом признаков, позволяющих отнести его, в широком смысле, к социальной системе, поскольку его основными элементами являются люди, их нормы и связи. Здравоохранение можно определить, исходя из посылки Т. Парсонса1, как систему социального взаимодействия множества индивидов, а не просто систему оказания профессиональной медико-санитарной помощи. При этом по Парсонсу можно четко выделить критерии определения профессиональной роли. Первый из критериев - требование формализованной специальной подготовки, сопровождающейся институциализированными моделями контроля над адекватностью образования и компетенцией обученных индивидов. Процесс обучения преобладает в передаче интеллектуального компонента, который создает ценностный вектор для профессионала. Примером может служить профессия медицинской сестры, овладение которой на сегодняшний день требует многолетнего обучения. Второй критерий - это наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. Третьим критерием является уверенность профессионалов в том, что их компетенция используется в интересах всей социальной системы, то есть имеет место альтруистическая мотивация труда. Профессия медицинской сестры вписывается в данный контекст по всем обозначенным критериям.
Настоящее социологическое исследование - попытка определить положение медицинской сестры в системе современного здравоохранения и ее роль в обществе, используя категориальное поле социологии медицины. На основе результатов социологического опроса, проведенного на базе лечебнопрофилактических учреждений г. Саратова, Пензы и Брянска мы составили социально-профессиональный портрет медицинской сестры (Ы = 735 чел.). Из общего числа опрошенных 95,6% женщин и 4,4% мужчин, возраст опрошенных от 18 до 57 лет. Преобладание женщин обусловлено тем, что в гендерном аспекте профессия медицинской сестры изначально является феминизированной профессиональной группой.
В результате анкетирования выяснилось, что выбор профессии у 24.4.% опрошенных связан с рекомендациями знакомых, 25,4% респондентов ответили, что это одна из благороднейших профессий, 13,2% - случайно выбрали профессию медицинской сестры, 13,4% - выбор связан с тем, что не поступили в высшее учебное заведение, и только 8,4% опрошенных считают профессию медицинской сестры престижной
Основными факторами привлекательности работы в медицине были названы: возможности работать и общаться с людьми (38,3%), потребность в оказании медицинской помощи (28,3%), возможность реализовать чувства сострадания и милосердия (16,1%), престиж профессии (8%).47,6% респондентов считают, что условия и режим работы не соответствует основным задачам профессиональной деятельности, 74,7% отметили, что условия и режим работы чаще всего определяются данными обстоятельствами или решением руководства ЛПУ.
Подавляющее большинство респондентов (83,4%) считают, что перечень должностных обязанностей не соответствует их уровню оплаты труда, что является одной из причин ухода из профессии. 34,8% респондентов отмечают, что получают доплату из фонда ОМС, но считают ее незначительной, тогда как 32,9% не получают доплату из данного фонда, и лишь у 7,9% доплата из фонда ОМС существенно повышает оплату труда. Наибольший доход (77,4%) получают другие члены семьи и лишь 19,0% опрошенных ответили, что они являются человеком, получающим наибольший доход. 48,6% опрошенных ответили, что совокупного дохода семьи хватает на покупку продуктов питания. Покупка одежды вызывает серьезные затруднения, у 29,3% респондентов достаточно средств на питание и одежду. На покупку крупной бытовой техники приходится долго копить деньги. Из ответов 5,7% респондентов следует, что денег хватает на все, кроме таких дорогих вещей как машина, квартира, дача. При этом у 8% опрошенных денег не хватает даже на питание.
Вместе с тем, несмотря ни на что, в системе здравоохраенния планируют продолжать работать 66,8% респондентов и 19,7% смогли бы с легкостью поменять професиию. Основной признак профессии, по которому у респондентов было сформировано представление о ней на момент выбора, сводится к ее титульному значению как профессии благородной.
'Parsons T. Professions.// International Encyclopedia of the Social Sciences.,The Macmillan Company & The Free Press. - 1968. - p.536-547.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
Модернизация современного здравоохранения в России, кардинальным образом изменили требования к качеству подготовки сестринских кадров. В своем исследовании мы попытались определить отношение медицинских сестер к высшему сестринскому образованию. Ответы респондентов показали, что получение диплома высшего сестринского образования большинство (22,1%) респондентов связывают с возможностью сохранить за собой должность, 18,8% опрошенных нацелены на повышение своего профессионального уровня, 15,4% респондентов ориентированы получить более высокооплачиваемую работу, 13,9 - занять должность руководителя сестринской службы, 4% - самоутвердиться перед коллегами. Лишь 8% респондентов считают, что высшее сестринское образование не меняет положения медицинской сестры в системе здравоохранения
Важным показателем ориентации на повышение профессиональной компетенции является участие респондентов в курсах повышения квалификации. Распределение ответов на вопрос «для чего необходимы курсы повышения квалификации?» выглядит следующим образом: 31,5% считают, что эти курсы необходимы для повышения профессионального мастерства, 29,0% для получения новых знаний, 14,4% для повышения заработной платы, 2,3% для повышения статуса в коллективе и 10,1% считают эту форму обучения формальностью.
Современная сестринская практика часто требует самостоятельности в принятии решений. В отношении самостоятельности в определении собственной рабочей ситуации были получены следующие результаты: 37,9 % могут самостоятельно определить режим и темп работы, 15,7% выбрать темп работы, 5% определить количество вспомогательного персонала.
Итак, современная медицинская сестра - это молодая женщина, имеющая среднее специальное образование и сертификат специалиста, ориентированная на положительный имидж профессии и возможность повышения профессиональной компетентности.
Литература
1. Сборник научных тезисов И
2. Сборник научных тезисов и
3. Сборник научных тезисов и
4. Сборник научных тезисов и
5. Сборник научных тезисов и
6. Сборник научных тезисов И
7. Сборник научных тезисов и
8. Сборник научных тезисов и
9. Сборник научных тезисов и
10. Сборник научных тезисов и
11. Сборник научных тезисов и
статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование
в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012